Научная статья на тему 'Непрерывная профессиональная подготовка будущих инженеров в условиях сетевой формы реализации образовательных программ'

Непрерывная профессиональная подготовка будущих инженеров в условиях сетевой формы реализации образовательных программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕС СИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ГОТОВНОСТЬ К ПРОФЕС СИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕР СТВО / СЕТЕВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / LIFE-LONG LEARNING / ABILITY TO PERFORM PROFESSIONAL ACTIVITY / SOCIAL PARTNERSHIP / NETWORKING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лощилова Марина Андреевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты образовательного процесса в техниче ском вузе в условиях сетевой формы реализа ции образовательных программ, определяются категории, задачи и роль социальных партне ров в профессиональном образовании, а также формы взаимодействия с образовательными организациями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лощилова Марина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life-long learning of future engineers in the environment of network form of education programs realization

The paper considers educational process in technical University in the framework of network forms of educational programs realization. The author presents categories, tasks and roles of social partners in vocational education, as well as forms of cooperation within educational institutions.

Текст научной работы на тему «Непрерывная профессиональная подготовка будущих инженеров в условиях сетевой формы реализации образовательных программ»

УДК/UDC 378 М. А. Лощилова

M. Loshchilova

НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ В УСЛОВИЯХ СЕТЕВОЙ ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

LIFE-LONG LEARNING OF FUTURE ENGINEERS IN THE ENVIRONMENT OF NETWORK FORM OF EDUCATION PROGRAMS REALIZATION

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект «Комплексное изучение теории и практики непрерывного технического образования: региональный аспект» № 14-16-70003).

The article is prepared thanks to the financial support of Russian Humanitarian Scientific Fund (project “Complex studying of the theory and practice of continuing technical education: regional aspect” № 14-16-70003).

В статье рассматриваются теоретические аспекты образовательного процесса в техническом вузе в условиях сетевой формы реализации образовательных программ, определяются категории, задачи и роль социальных партнеров в профессиональном образовании, а также формы взаимодействия с образовательными организациями.

The paper considers educational process in technical University in the framework of network forms of educational programs realization. The author presents categories, tasks and roles of social partners in vocational education, as well as forms of cooperation within educational institutions.

Ключевые слова: непрерывная профессиональная подготовка, готовность к профессиональной деятельности, социальное партнерство, сетевое взаимодействие.

Keywords: life-long learning, ability to

perform professional activity, social partnership, networking.

Система образования в России вступает в период существенных перемен, которые характеризуются осознанием необходимости перехода к системе непрерывного образования, обусловливающей поддержание постоянного уровня готовности к выполнению усложняющихся социальных и профессиональных задач,

реализацией новой парадигмы образования — «образование через всю жизнь».

Непрерывное образование — это процесс роста образовательного потенциала личности в течение жизни, организационно обеспеченный системой государственных и общественных институтов и соответствующий потребностям личности и общества [1, с. 44]

Согласно стратегическим государственным документам, одно из приоритетных направлений образования — совершенствование системы технического образования для обеспечения профессиональной ориентации и самоопределения обучающихся в сфере производства и подготовки по техническим направлениям [2].

Сегодня инженерное образование в России столкнулось с целым рядом вызовов:

— переход на подготовку специалистов в соответствии с принципами Болонского соглашения;

— вступление России в ВТО, конкуренция на мировом рынке инженерного труда, резкое снижение престижа инженерной профессии;

— отсутствие требований к квалификации специалистов в области техники и технологии, профессиональных стандартов, учитывающих переход на уровневую подготовку специалистов;

— несоответствие прежней системы подготовки инженеров новым требованиям со стороны работодателей;

— наличие устаревшей материальной и кадровой базы вузов и небольшое количество предприятий, оснащенных современным оборудованием [3, с. 51].

Главной задачей системы инженерного образования страны должна стать подготовка специалистов для деятельности в области техники и технологии и инженерной деятельности. Образовательные организации долж-

ны не просто повышать уровень образования, а ориентироваться на международные стандарты, постепенно включаться в мировые профессиональные сети.

Образовательный процесс в техническом вузе не просто транслирует профессиональные знания и профессионально-техническую подготовку, а в большей степени создает условия для личностно-профессионального развития будущего инженера [4, с. 106]. Целью непрерывной профессиональной подготовки будущего инженера является формирование его готовности к управлению целостным техническим процессом. При этом под готовностью понимается совокупность профессионально важных свойств и качеств личности инженера, которые необхо-

димы для выполнения следующих видов профессиональной деятельности: производственно-технологической; организационно-управленческой; научно-исследовательской; проектно-конструкторской. Термины «подготовка» и «готовность» являются синонимами, хотя они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Это объясняется тем, что качество готовности специалиста во многом определяется именно подготовкой, которую он проходил.

Процесс непрерывной профессиональной подготовки будущего инженера бакалавра в области современного производства изделий машиностроения имеет определенные логические этапы, которые можно представить в виде схемы (рис. 1).

Рис. 1. Этапы профессиональной подготовки будущих инженеров

Таким образом, под термином «непрерывная профессиональная подготовка будущего инженера» понимается динамический образовательный процесс, направленный на создание условий для личностно-профессионального развития будущего инженера, конечной целью которого является формирование готовности к профессиональной деятельности [5, с. 54].

Модернизация технического образования в значительной степени определяется уровнем и степенью занятости выпускников учреждений профессионального образования на региональном рынке труда. Процесс приспособления выпускников к новым требованиям определяют трудоустройство в соответствии с полученной специальностью, оптимальные условия труда, уровень заработной платы, социальные гарантии, возможность карьерного роста на производстве.

В развитых странах звание инженера получают далеко не все выпускники технических вузов, а только 20 % граждан, имеющих диплом об инженерном образовании, которые и попадают в Национальный регистр инженеров [6, с. 120]. В большинстве развитых стран мира квалификация «инженер» может быть присво-

ена лицам, получившим высшее техническое образование в области техники и технологии (бакалавр, магистр) в результате сертификации их инженерной квалификации профессиональным сообществом. Это обеспечивается функционированием систем сертификации инженерных квалификаций [3, с. 55]. В России выпускнику достаточно окончить технический вуз, чтобы именоваться «инженером», при этом не имеющему к моменту получения диплома инженера опыта работы, результатов самостоятельной инженерной деятельности.

Актуальность исследования проблемы непрерывной профессиональной подготовки будущих инженеров в условиях сетевого взаимодействия обусловлена следующими факторами:

— социальным заказом на специалистов, способных вырабатывать самостоятельную стратегию профессиональной деятельности с учетом региональных особенностей и требований рынка труда;

— необходимостью переосмысления проблемы и выявления организационно-педагогических условий, обеспечивающих непрерывную профессиональную подготовку будущих

инженеров в условиях сетевого взаимодействия для регионального рынка труда;

— необходимостью взаимодействия образовательных организаций с российскими и зарубежными социальными партнерами [7, с. 18].

Это требует поиска и внедрения новых моделей содержания и управления профессиональным образованием, организационноправовых форм образовательных институтов, в частности сетевого характера взаимодействия.

Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года одной из основных задач государства в сфере образования является «привлечение работодателей и других заказчиков специалистов к социальному партнерству и организации профессионального образования с целью удовлетворения потребностей рынка труда» [8]. На сетевую форму реализации образовательных программ ориентирует

и новый закон «Об образовании в Российской Федерации» [9].

Сетевое взаимодействие сегодня становится современной высокоэффективной инновационной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям не только выживать, но и динамично развиваться. При сетевом взаимодействии осуществляются диалог между образовательными организациями и социальными партнерами и процесс отражения в них опыта друг друга.

Сетевое взаимодействие представляет собой систему связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному инженерному сообществу инновационные модели содержания образования и управления системой образования; это способ деятельности по совместному использованию ресурсов [10, с. 7]. Категории социальных партнеров в профессиональном образовании можно представить в виде схемы (рис. 2).

Рис. 2. Категории социальных партнеров в профессиональном образовании

Однако в России значимость сетевого взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров еще не вполне осознана самими участниками отношений в сфере образования, что вызвано целым рядом причин.

1. Отсутствием у социальных партнеров мотивации к взаимодействию с образовательными организациями. Это можно объяснить недостаточно высоким престижем самого образовательного учреждения среди работодателей, которые часто предпочитают нанимать выпускников с дипломами высшего образования, больше доверяя их профессионализму.

2. Недостаточно хорошее качество практической подготовки выпускников. Содержание инженерных образовательных программ и применяемые сегодня образовательные технологии, как правило, не позволяют сформировать у будущих специалистов требуемые качества работодателей.

Критерии оценки качества подготовки будущих инженеров в вузе смещены в сторону оценки их знаний. Общая ситуация на рынке труда со сравнительно высоким уровнем безработицы позволяет работодателям выбирать требуемых работников из числа безработных граждан на своих условиях.

3. Непонимание социальными партнерами реальной пользы от взаимодействия с образовательными организациями. Социальные партнеры не принимают участия в распределении средств, выделяемых на нужды профессионального образования бюджетами различных уровней.

Существующие объединения, такие как торгово-промышленные палаты, ассоциации промышленников и предпринимателей, профсоюзы, советы директоров, общественные организации на федеральном и региональном уровнях, не уделяют должного внимания вопросам подготовки рабочей силы [11, с. 349].

Очевидно, что именно самим образовательным организациям следует проявлять большую инициативу и активность в установлении продуктивного взаимодействия с субъектами экономической жизни и регионального рынка труда, поскольку в профессиональном образовании уже произошло осознание необходимости такого взаимодействия для решения проблемы эффективной непрерывной профессиональной подготовки будущих инженеров и дальнейшего трудоустройства.

Организация совместной деятельности по разработке и реализации дополнительных образовательных программ возможна через

сетевое взаимодействие образовательных учреждений, органов службы занятости и предприятий реального сектора экономики, при этом уделяя особое внимание формированию мотивационного поля, разъясняя работодателям и их объединениям и профсоюзам необходимость и перспективность взаимодействия с профессиональным образованием в целом и с образовательными организациями в частности [7, с. 20].

Основные задачи, которые должны быть поставлены перед участниками отношений в сфере образования в современных условиях можно представить в виде схемы (рис. 3).

Государственные органы управления Работодатели (индустрия) -

(служба занятости) - основной потребитель

координатор взаимодействия рынка образовательных услуг

Заинтересованность в участии управления образованием через попечительские советы, профсоюзы

Объединения работников (профсоюзы, общественные организации и т. д.)

Рис. 3. Задачи участников отношений в сфере образования

Для повышения уровня готовности будущих инженеров к профессиональной деятельности в процессе непрерывной подготовки

важную роль играют различные формы взаимодействия образовательных организаций и социальных партнеров: дистанционные кур-

сы, сетевые тематические семинары, конференции, сетевые олимпиады, викторины, марафоны; сетевые консультации и др.

Результаты теоретического и экспериментального исследования данной проблемы позволяют сформулировать следующие предложения:

1. Совместное проведение анализа потребностей в умениях для выявления существующего несоответствия между требованиями работодателя и качеством подготовки будущего инженера к региональному рынку труда.

2. Необходимо активизировать роль социальных партнеров в воспроизводстве трудовых ресурсов посредством участия в учебно-методической работе образовательных организаций, преподавательской деятельности, в совместном формировании тематики курсовых и дипломных работ и квалификационных требований к выпускникам; научной работе, деятельности научно-производственных объединений, создании и развитии лабораторий и др.; организации практики студентов; трудоустройстве молодых специалистов, предоставлении первого рабочего места на основе квотирования.

3. Применение сетевых форм реализации образовательных программ для сотрудничества между участниками отношений в сфере образования на региональном рынке труда, способствующих институциональным изменениям рынка (правил поведения, ролей и задач участников отношений).

4. Совершенствование системы трудоустройства молодежи с учетом особенностей и кадровых потребностей регионального рынка труда посредством программ содействия занятости на федеральном и региональном уровнях, льгот при трудоустройстве молодых специалистов.

Реализация данных предложений и форм сетевого взаимодействия образовательных

организаций и социальных партнеров будет способствовать качественной и эффективной непрерывной профессиональной подготовке будущих инженеров, востребованных на региональном рынке труда.

1. Михальцова Л. Ф., Милинис О. А. Особенности развития высшего профессионального образования в условиях информатизации и интернационализации социума // Образование и саморазвитие. — 2010. — № 5 (21). — С. 44 - 50.

2. О национальной доктрине образования в Российской Федерации [Электронный ресурс]. — ия_: elementy.ru/ иЬгапу9/Оос1ппа.111т?соп1ех1=28809.

3. Похолков Ю. П. Национальная доктрина опережающего инженерного образования России в условиях новой индустриализации: подходы к формированию, цель, принципы. // Инженерное образование. — 2012. — № 10. — С. 51 - 60.

4. Лощилова М. А., Портнягина Е. В. Региональные аспекты оптимизации управления образовательными учреждениями // В мире научных открытий. — 2012. — № 5 (29). — С. 100 - 114.

5. Жуков Г. Н., Матросов П. Г. Общая и профессиональная педагогика : учеб. — М.: Альфа-М; ИНФРА. — М., 2013. — 448 с.

6. Бибик В. Л., Демченко А. Р., Лощилова М. А., Морозова М. В. Сравнительный анализ непрерывного профессионального образования Германии и России: моногр. — Новосибирск, 2014. — 160 с.

7. Лощилова М. А. Особенности сетевого взаимодействия образовательных учреждений в системе профильного обучения в Великобритании // Профессиональное образование в России и за рубежом. — 2012. — № 4 (8). — С. 17 - 20.

8. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года от 04.10.2000 № 751 [Электронный ресурс]. — ия_: base.garant.ru.

9. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ в ред. от 28.06.2014 // Российская газета. — 2012. — 31 дек.

10. Медведева Н. В. Взаимодействие среднего специального учебного заведения и социальных партнеров в обеспечении качества профессиональной подготовки студентов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2011. — С. 10.

11. Бибик В. Л., Лощилова М. А. Интегрированные системы обучения в России и за рубежом // В мире научных открытий. — 2011. — № 7.1 (19). — С. 346 - 356.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.