Научная статья на тему 'НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК СЦЕНАРИЙ ПОИСКА РАБОТЫ: НА МАТЕРИАЛЕ НИЖЕГОРОДСКОГО РЫНКА ТРУДА'

НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК СЦЕНАРИЙ ПОИСКА РАБОТЫ: НА МАТЕРИАЛЕ НИЖЕГОРОДСКОГО РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
261
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ / СЦЕНАРИЙ ПОИСКА РАБОТЫ / ТРУДОУСТРОЙСТВО МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖЬ / ПРИОБРЕТЕНИЕ ОПЫТА / PART-TIME JOB / JOB SEARCH SCENARIO / YOUTH EMPLOYMENT / YOUTH / GAINING EXPERIENCE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Воронин Геннадий Леонидович, Крамер Анастасия Дмитриевна, Шинкаренко Елена Александровна

Исследуется феномен неполной занятости как одной из стратегий трудоустройства молодежи. Проанализированы теоретические подходы к определению неполной занятости, ее особенности, причины возникновения. На основе двух авторских исследований резюме и вакансий на сайте HeadHunter представлен комплексный анализ явления в Нижнем Новгороде. В исследования были включены как резюме молодых людей, ищущих временную работу, так и вакансии, соответствующие критерию неполной занятости. На основе резюме молодежи, ищущей неполную занятость, выделено несколько сценариев поиска, в основе которых очередность работы (первая, вторая и последующие) и взаимосвязь специальности по образованию и желаемой должности. При анализе рынка вакансий учитывались такие параметры, как форма неполной занятости (частичная, проектная, стажировка), требования к уровню образования, опыту, навыкам. В результате можно говорить, что молодежь при поиске неполной занятости придерживается как стратегии наработки опыта по получаемой специальности в секторе квалифицированного труда, так и сценария подработки в должностях среднего уровня квалификации. Также исследования показали, что в Нижнем Новгороде предлагается широкий спектр вакансий, требующих различного уровня квалификации, опыта работы, уровня образования. Многие должности отвечают запросам молодых людей и являются скорее универсальными, подходящими для соискателей широкого возрастного диапазона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Воронин Геннадий Леонидович, Крамер Анастасия Дмитриевна, Шинкаренко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PART-TIME JOB OF YOUTH AS A JOB SEARCH SCENARIO: BASED ON THE MATERIALS OF NIZHNY NOVGOROD LABOUR MARKET

The article examines the phenomenon of youth employment. The theoretical approaches to the definition of part- time employment, its features and causes are analyzed. Based on the author's two studies of resumes and vacancies on the HeadHunter website, we present a comprehensive analysis of this phenomenon in Nizhny Novgorod. This study included both the resumes of young people seeking part-time jobs and the respective part-time employment vacancies. Based on the resumes of young people seeking part-time employment, several scenarios are identified depending on the kind of job (first, second and subsequent) and the relationship between the educational specialisation and the desired position. We included in our analysis of the job market such parameters as the form of part-time employment (part- time, project-based, internship), as well as requirements for the level of education, experience, and skills. As a result of the study, it can be concluded that young people in the search for part-time jobs adhere to both the strategy of gaining experience in the specialty they receive in the skilled labor sector, and the scenario of part-time work in medium-caliber posts. Our studies have also shown that a wide range of vacancies is offered in Nizhny Novgorod that require various levels of qualification, work experience, and educational level. Many positions meet the needs of young people and are sufficiently universal, suitable for applicants in a wide age range.

Текст научной работы на тему «НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК СЦЕНАРИЙ ПОИСКА РАБОТЫ: НА МАТЕРИАЛЕ НИЖЕГОРОДСКОГО РЫНКА ТРУДА»

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2020, № 3 (59), с. 79—87

79

УДК 316.454.3

НЕПОЛНАЯ ЗАНЯТОСТЬ МОЛОДЕЖИ КАК СЦЕНАРИЙ ПОИСКА РАБОТЫ: НА МАТЕРИАЛЕ НИЖЕГОРОДСКОГО РЫНКА ТРУДА

© 2020 г. Г.Л. Воронин, А.Д. Крамер, Е.А. Шинкаренко

Воронин Геннадий Леонидович, д.соц.н.; доц.; профессор кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

voroninglmail@mail.ru Крамер Анастасия Дмитриевна, магистрант факультета социальных наук Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

nas.kramer@gmail.com Шинкаренко Елена Александровна, к.соц.н.; доцент кафедры общей социологии и социальной работы Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского

elenashinkarenko@fsn.unn.ru

Статья поступила в редакцию 25.02.2020 Статья принята к публикации 21.07.2020

Исследуется феномен неполной занятости как одной из стратегий трудоустройства молодежи. Проанализированы теоретические подходы к определению неполной занятости, ее особенности, причины возникновения. На основе двух авторских исследований резюме и вакансий на сайте HeadHunter представлен комплексный анализ явления в Нижнем Новгороде. В исследования были включены как резюме молодых людей, ищущих временную работу, так и вакансии, соответствующие критерию неполной занятости. На основе резюме молодежи, ищущей неполную занятость, выделено несколько сценариев поиска, в основе которых очередность работы (первая, вторая и последующие) и взаимосвязь специальности по образованию и желаемой должности. При анализе рынка вакансий учитывались такие параметры, как форма неполной занятости (частичная, проектная, стажировка), требования к уровню образования, опыту, навыкам. В результате можно говорить, что молодежь при поиске неполной занятости придерживается как стратегии наработки опыта по получаемой специальности в секторе квалифицированного труда, так и сценария подработки в должностях среднего уровня квалификации. Также исследования показали, что в Нижнем Новгороде предлагается широкий спектр вакансий, требующих различного уровня квалификации, опыта работы, уровня образования. Многие должности отвечают запросам молодых людей и являются скорее универсальными, подходящими для соискателей широкого возрастного диапазона.

Ключевые слова: неполная занятость, сценарий поиска работы, трудоустройство молодежи, молодежь, приобретение опыта.

Введение

Трудовая сфера является одной из важнейших в жизни человека, поэтому происходящим в ней процессам уделяется большое внимание со стороны социологов, психологов, экономистов, политиков, представителей международных организаций. Особое внимание в последние годы стало уделяться разным типам занятости. В научных публикациях можно встретить упоминание о неполной, неформальной, вторичной занятости. В данной работе мы сосредоточим внимание на том, что такое неполная занятость, а также насколько данное явление распространено среди молодежи Нижнего Новгорода.

Методология

В самом общем виде неполную занятость (как и неустойчивую занятость в целом) принято противопоставлять стандартной занятости.

Так, У. Бек писал, что та система занятости, которая сложилась в XX веке, была «основана на интенсивной стандартизации всех существенных ее аспектов: трудового договора, места работы и рабочего времени». Другими словами, человек мог рассчитывать на продолжительную полную занятость, в его жизни четко распределялись рабочее и нерабочее время. Однако в конце 70-х - начале 80-х гг. такая система начинает меняться. Границы между работой и неработой становятся текучими, возникают новые более гибкие формы занятости, то есть она становится неустойчивой. Среди причин таких изменений У. Бек называл: дерегулирование трудовой сферы; развитие технологий, которые заменяли работников на производствах. Это приводило к приватизации (со стороны работников) рисков труда в сфере занятости; безработица сменялась генерализованной нестабильной занятостью, ослабевала власть персонала [1].

Разные ученые и страны по-разному определяют неполную занятость. Международная организация труда (МОТ) к занятым неполное рабочее время относит рабочих, «нормальная продолжительность рабочего времени которых меньше нормальной продолжительности рабочего времени трудящихся, занятых полное рабочее время и находящихся в сравнимой ситуации» [2]. В. Гимпельсон и Р. Капелюшников пишут о двух подходах к определению неполной занятости - количественном и качественном. В первом случае продолжительность рабочего дня работников меньше определенной цифры (как правило 30-35 часов в неделю), во втором случае работники при ответе на вопрос о режиме занятости сообщают, что имеют трудовые контракты на неполное рабочее время [3].

Особо остро проблемы трудоустройства стоят перед молодежью. Согласно данным опроса фонда «Общественное мнение», именно проблемы трудоустройства волнуют современных студентов больше, чем проблемы с образованием, жильем, материальным положением [4]. Исследование Е.А. Шинкаренко 2012 г. показало, что студенты часто обеспокоены проблемами в трудовой сфере. Достойная оплата труда, трудоустройство по специальности, стабильность занятости, приобретение трудового опыта воспринимаются как актуальные и острые [5]. Молодежь, выходя на рынок труда, зачастую не обладает необходимым опытом, она менее конкурентоспособна, молодым людям в большей степени присуща социально-профессиональная неопределенность.

В России к молодежи принято относить граждан в возрасте от 14 до 30 лет [6]. По данным официальной статистики, в России в 2018 г. проживало 25 млн граждан в возрасте 15-29 лет. Из-за резкого снижения рождаемости в 90-х -начале 2000-х гг. в последние годы количество молодых людей только сокращалось, что отразилось и на численности рабочей силы [7]. В 2017 г. молодые люди в возрасте 15-29 лет составляли 21.5% (16.4 млн человек) рабочей силы, в то время как в 2007 г. такой показатель был равен 25.3%. Это означает, что людей более старших возрастных групп становится больше в структуре рабочей силы, они занимают все больше рабочих мест, что осложняет выход молодежи на рынок труда. Проблема включения в трудовую деятельность может подталкивать молодежь обращаться к менее устойчивым формам занятости или вовсе избегать трудовую деятельность. Данные Росстата показывают, что среди всех неформально занятых в 2017 г. 23.6% (3.3 млн) составили люди в возрасте 15-29 лет [8]. Исходя из всего этого, неполная занятость

может рассматриваться как важный механизм интеграции молодых людей на рынок труда, у которых по-другому не получается участвовать в стандартизированных формах труда.

Чтобы более подробно проанализировать неполную занятость среди молодежи, обратимся к исследованию «Электронное резюме как элемент профессионального карьерного поля», которое было проведено Е.А. Шинкаренко в октябре-ноябре 2018 г. Объектом данного исследования выступали сценарии поиска работы молодежью, предметом исследования - неполная занятость как сценарий поиска работы. Цель исследования - анализ неполной занятости как сценария поиска работы молодежью. На крупнейшем портале по поиску работы HeadHunter.ru были собраны резюме молодежи (18-25 лет), ищущей работу в Нижнем Новгороде, выборка сплошная (Ы = 1021). Один из параметров резюме - тип занятости. При заполнении электронного резюме система предлагает соискателю указать один или несколько видов занятости. В ходе анализа из общего массива были отобраны данные, где в графе «Тип занятости» соискатели, поставившие прочерк в графе «Полная занятость», выбрали один или несколько других вариантов (частичная занятость, проектная занятость, стажировка). Эти виды мы объединили в одну общую категорию - «неполная занятость». Из 1021 резюме 120 человек указали, что не рассматривают для себя вариант полной занятости.

Результаты

Почти все молодые люди, которые не рассматривают для себя вариант полного рабочего дня, желаемым типом занятости называли частичную занятость, всего треть из них рассматривает проектную работу или стажировку (таблица 1). Стажировка, как правило, предполагает не только выполнение рабочих обязанностей, но и обучение. Также определенное распространение получает проектная занятость, как подчеркивает М.О. Пряженников, наем работников для выполнения задач в рамках определенного проекта характерен как для органов публичной власти, так и для бизнеса и НКО [9].

Выбирая тип занятости, соискатель может указать один или несколько видов. Более половины молодежи (57%) указали в резюме только частичную занятость, 30% - частичную и проектную занятость. Сложно сказать, является ли указание проектной занятости осознанным намерением соискателя по поиску работы в рамках краткосрочного или долгосрочного проекта. Возможно также желание поставить мак-

Таблица 1

Желаемый тип неполной занятости молодежи

Тип занятости %*

Частичная занятость 96

Проектная работа 31

Стажировка 27

Уровень образования Пол

Женщины Мужчины

Среднее профессиональное 21 14

Получаемое высшее 27 18

Высшее образование 14 6

Таблица 2

Желаемый график при неполной занятости, %

Процент указан от числа тех, кто в резюме не указал полную занятость как желаемую форму трудоустройства (N=120). Сумма процентов не равна 100, поскольку можно выбрать несколько форм занятости

Таблица 3

Распределение ищущих неполную занятость

График %*

Гибкий график 88

Удаленная работа 43

Сменный график 42

Полный день 9

Вахтовый метод 5

Процент указан от числа тех, кто в резюме не указал неполную занятость как желаемую форму трудоустройства (N=120). Сумма процентов не равна 100, поскольку можно выбрать несколько вариантов графика

Таблица 4

Распределение ищущих работу на неполную занятость по возрастным группам, %

Возраст %

18-20 53

21-23 31

24-25 16

Процент указан от числа тех, кто в резюме не указал неполную занятость как желаемую форму трудоустройства (N=120)

симальное количество опций, чтобы получить больше предложений, 16% молодежи указали все три типа (частичная, проектная, стажировка), 10% - частичную занятость и стажировку. Только стажировку или проектную занятость указали менее 5% соискателей.

Большинство молодых людей, ищущих неполную занятость, заинтересованы в гибком графике (таблица 2).

Чуть более 40% не исключают варианта удаленной работы или сменного графика. Менее 10% процент соискателей готовы работать полный день или вахтовым методом.

Анализируя портрет соискателя, ищущего неполный тип занятости, можно говорить о большей привлекательности этой формы для девушек (таблица 3).

Чаще всего работу, предусматривающую неполную занятость, ищут девушки, которые в момент проведения исследования проходили обучение в вузах, за ними следуют юноши, которые также обучаются в университетах (в целом группа молодежи, получающая высшее образование в момент поиска работы, является самой многочисленной - 45%). Молодежь со средним образованием составляет более трети от всех кандидатов (35%), претендующих на неполную занятость. Каждый пятый соискатель обладает высшим образованием.

Более половины тех, кто ищет работу с неполной занятостью, - это студенты в возрасте 18-20 лет, желающие совмещать обучение и работу (таблица 4).

В графе о желаемом размере заработной платы молодые люди чаще указывают суммы в интервале 11-15 и 16-20 тыс. руб., небольшое количество соискателей указывали суммы свыше 20 тысяч. Эти цифры значительно ниже среднего дохода по Нижегородской области, который в 2018 г. составлял почти 31 000 руб.

В ходе исследования всех тех, кто указал, что не готов к полной занятости, мы разбили на подгруппы в зависимости от того, какую по счету работу они ищут. Выделились подгруппы тех, кто ищут первую, вторую, третью и более работы. Собранные данные позволили посмотреть, какую работу ищут молодые люди, соответствует ли данная работа специальности соискателя, какую зарплату они хотели бы получать. Проанализировав эти данные, мы смогли выделить некоторые сюжеты.

Группа тех, кто ищет первую работу, оказалась самой многочисленной, в нее вошли 46 человек (более трети всех рассматриваемых резюме). Более половины из них получали высшее образование в момент размещения резюме. Представители данной подгруппы (13 человек) в качестве желаемой вакансии указывали «начинающий специалист». В графе «О себе» такие соискатели перечисляют все имеющиеся навыки, которые могли бы заинтересовать работодателя: «Студент 4-го курса факультета права НИУ ВШЭ. Стажировался помощником юриста на крупном предприятии. Имеется опыт в сфере продаж: более полугода работы в международной компании, специали-

зирующейся на розничной продаже. Проходил тренинг предоставления обслуживания держателям платежных карт международных платежных систем в компании United Card Services» (М., 21 год, желаемая вакансия «Начинающий специалист»); «Студентка 3-го курса радиотехнического колледжа, учусь очно, нуждаюсь в подработке (неполный рабочий день, с 16:00). Работы не боюсь» (Ж., 20 лет, желаемая вакансия «Начинающий специалист»). Такая самопрезентация может говорить о том, что молодые люди пока не определились, кем конкретно они хотят работать, и используют обобщенное название резюме. Работа специалистом предполагает достаточно высокий уровень квалификации, значит, у этих молодых людей видны задатки профессионализации, стремление выйти на рынок труда для наработки опыта.

Другая часть данной подгруппы (33 человека), которая не указывала «начинающий специалист» в названии резюме, искала работу по своей специальности, указывая в качестве опыта прохождение практики, изучаемые курсы: «Учусь в ННГУ им. Лобачевского, 3 курс журналистики. Обладаю коммуникабельностью и умением легко находить общий язык с людьми. Проходила практику на радиостанции "Комсомольская правда", писала статьи (интервью, репортаж и др.) в интернет-журнале» (Ж., 20 лет, желаемая вакансия «Журналист»); «Оконченное высшее образование, бакалавриат радиофизического факультета ННГУ по направлению «Радиофизика и электроника». В данное время студент первого курса магистратуры ННГУ по направлению «Нелинейные колебания и волны» на радиофизическом факультете. Один день в неделю полностью занят на учебе. Опыт работы с нейросимуляторами. Программирую в основном на Python 2/3, хорошее знание основных библиотек. Обладаю базовыми знаниям С++. Учился в языковой школе и окончил обучение на уровне Upper-Intermediate» (М., 21 год, желаемая вакансия «Программист»). Стремление «реализовать» диплом касается не только студентов вузов, но и молодежи, обучающейся в сузах: «Студентка, в данный момент прохожу обучение. Могу отметить у себя такие качества, как наблюдательность, вежливость, ответственность, креативность. Закончила художественную школу, затем поступила в Художественное училище на специальность «Дизайн», и уверенно шагаю дальше в достижении своей цели. А цель моя - хороший и продуктивный дизайнер, способный применить все свои знания и умения для получения наилучшего результата. Имею хорошее чувство вку-

са, творческое мышление, готова к самосовершенствованию и повышению квалификации в данной области» (Ж., 19 лет, желаемая вакансия «Графический дизайнер»). Эта подгруппа соискателей ищет неполную занятость для наработки опыта и построения карьеры в определенной сфере, связанной с полученным образованием.

В графе об ожидаемом уровне зарплаты больше половины данной подгруппы не указали совсем никакой информации. Среди тех, кто указал, суммы варьировались от 5 до 25 тыс. руб., средний показатель равен чуть менее 15 тыс., что значительно ниже среднего уровня заработной платы в Нижегородской области в 2018 г.

Перейдем к подгруппе ищущих вторую работу, в нее входят те, кто уже имеет опыт занятости. Численность подгруппы - 30 человек. Небольшая часть данной группы (2 человека) заняты неквалифицированным трудом на должности курьера, горничной. Около трети (10 человек) задействованы на должностях сферы обслуживания, не требующих специализированной подготовки и навыков (официант, продавец-кассир, член бригады ресторана быстрого питания, помощник повара). Такая занятость, как правило, связана с необходимостью быстрого стабильного заработка, предполагает обучение на рабочем месте, а не реализацию специализированных знаний, полученных в ходе обучения в вузе или сузе. При поиске нового места работы 8 человек ищут позицию, схожую с нынешним местом (бариста, официант, продавец-консультант).

В разделе «О себе» соискатели указывают в основном личные качества, которые помогут в работе на определенной должности: «Я студентка, учусь очно на технической специальности. У меня есть опыт работы в сфере продаж. За полгода я научилась находить общий язык практически с каждым человеком, несмотря на то, что у всех разные интересы, вкусы и взгляды на окружающий мир, а также искать решение для самых необычных задач. Я хотела бы совмещать работу с учебой, поэтому рассматриваю только частичную занятость и гибкий график». (Ж., 19 лет, желаемая вакансия «Продавец-консультант»).

Еще одна подгруппа среди тех, кто ищет вторую работу, занята квалифицированным трудом, связанным с администрированием, работой на телефоне, ведением баз данных и документации. Такие должности требуют общей компьютерной грамотности, хороших коммуникативных навыков, знания специфики конкретной области работы. На такие вакансии может претендовать человек с дипломом любо-

го профиля. При поиске работы представители данной подгруппы в основном заинтересованы в смене места, но не профиля занятости. Есть и те, кто хотел бы сменить сферу деятельности, перейдя с должности администратора на должность программиста, с должности оператора call-центра на должность репетитора по математике, с должности менеджера на должность журналиста.

Наконец, можно выделить подгруппу занятых квалифицированным трудом, требующим специальных знаний, умений, навыков, образования (веб-дизайнер, репетитор по английскому языку, инженер, воспитатель). При смене работы выделяется несколько сценариев. Во-первых, смена места работы с сохранением профиля. Например, переход с должности репетитора по английскому языку на должность педагога по английскому языку в детский развивающий центр. Во-вторых, смена квалифицированного профиля на должность, не требующую специальных знаний: например желание сменить должность воспитателя в детском саду на должность продавца-консультанта. В-третьих, углубление профиля, например, переход с должности инженера на должность сметчика. Средний уровень ожидаемой зарплаты у подгруппы ищущих вторую работу выше по сравнению с первой подгруппой (18 тыс. против 15), но все еще значительно меньше уровня средней заработной платы по региону.

Теперь рассмотрим группу тех, кто ищет третью (или последующую) работу. В данную подгруппу вошли 44 человека. Здесь нам важно было посмотреть, какова траектория молодых людей на рынке труда, двигаются ли они в сторону работы по специальности или нет. Больше половины молодых людей, вошедших в данную группу, искали работу и работали на местах, не связанных с их специальностью. Как правило это были места либо в сфере услуг, либо специалистов высшего и среднего уровня квалификации. При переходе с первой работы на вторую (а в некоторых случаях при смене второй работы на третью) можно говорить о двух сценариях: сохранение профиля занятости или переход от работы в сфере услуг (официант, бармен) к более квалифицированным должностям, не требующим специального образования (администратор, менеджер по продажам). При смене трех мест работы и более можно найти еще один сюжет: сохранение профиля занятости при переходе от первого места работы ко второму и в дальнейшем - стремление изменить профиль и более квалифицированную позицию на рынке труда. По всей видимости, молодые люди идут по пути изучения рынка труда, нащупывая

наиболее интересные для себя занятия: «Я очень хочу работать с детьми! Могу смело заявить, что мы с ними на одной волне, можем весело и информативно проводить время! Имею опыт работы в лагерях и на фестивалях (вела кружки и мастер-классы по различные темы)» (Ж., 20 лет, желаемая вакансия «Преподаватель ИЗО», предыдущая вакансия «Администратор»).

Интересная особенность данной подгруппы в том, что почти половина соискателей в момент публикации резюме о поиске второй работы продолжали работать на своей первой работе. Исходя из доступных данных, можно сделать вывод, что часть молодых людей ищут не просто вторую работу, а готовы заниматься двумя работами одновременно, т.е. вторичной занятостью: «Ищу неофициальную работу в нижней части города! Умение находить контакт с любым покупателем, работать в команде и достигать совместных результатов, вежливость и стрессоустойчивость помогают мне всегда сохранять спокойствие и доброжелательность при общении с покупателями!» (Ж., 25 лет, желаемая вакансия «Продавец-кассир»).

Несмотря на то что большинство молодых людей не стремятся пока искать работу по специальности, четко видно, что они ищут работу более высокого статуса, требующую более высокого уровня квалификации, чем предыдущие места работы.

Чтобы понять, на какую работу могут рассчитывать молодые люди, нам помимо их резюме необходимо проанализировать предложение на рынке труда. А.Д. Крамер было проведено исследование, в рамках которого проанализированы вакансии Нижнего Новгорода, предлагающие неполную занятость, размещенные на сайте HeadHunter в период с декабря 2018 г. по январь 2019 г. (N=310). Для унификации вакансий был использован Общероссийский классификатор занятий (ОКЗ), каждой вакансии присваивался соответствующий код. Помимо кода должности фиксировались требуемый профиль образования, опыт работы, возраст работников. Нашей задачей в рамках данного исследования было узнать, на какие из рассматриваемых вакансий потенциально могут устроиться молодые люди в возрасте 18-25 лет.

Чаще всего работодатели публиковали вакансии, предусматривающие частичную занятость, лишь незначительная часть предложений была связана с проектной работой и стажировкой (таблица 5). Рассмотрим вакансии по всем трем группам отдельно, начнем с частичной занятости, так как это самая большая группа.

Частичная занятость может предполагать различный рабочий график. Чаще всего рабо-

Таблица 5

Распределение вакансий по предлагаемому типу занятости, %

Тип занятости %*

Частичная занятость 87

Проектная/временная работа 5

Стажировка 8

*Процент указан от числа вакансий, предполагаю-

щих неполную (N=310)

тодатели предлагали потенциальным работникам гибкий график (138 вакансий), реже удаленную работу (76), сменный график (32) и полный рабочий день (22). Такое разнообразие выгодно молодежи, так как часто позволяет совмещать рабочую деятельность с учебной. Как показал анализ резюме молодых людей, они как раз чаще всего ищут работу, которая предоставляла бы гибкий график работы, или удаленную работу. Вакансии, связанные с частичной занятостью, были очень разнообразными, здесь предложения варьировались от специалистов высшего уровня квалификации до работников сферы услуг и неквалифицированных работников. Из 268 вакансий в 193 (чуть более 70%) было указано, что предыдущий опыт работы не требуется, и еще в 57 вакансиях желательным опытом работы были указаны 1-3 года. В рамках нашего анализа именно эти вакансии интересуют нас больше всего, так как молодые люди в силу своего возраста, выходя на рынок труда, не имеют трудового опыта вообще или он очень маленький.

Среди рассматриваемых вакансий выделилось несколько групп в зависимости от необходимой квалификации. Первая группа (106 предложений) включает специалистов среднего и высшего уровня квалификации, к ним относятся медицинские работники, учителя и преподаватели, финансовые работники и работники ГГ-сферы, различные менеджеры, агенты по недвижимости. Определенное количество данных вакансий будет недоступно значительной части молодых людей или студентов, т.к. требуется профильное образование и опыт работы. К таким вакансиям в первую очередь относятся вакансии медицинских работников, врачей и учителей (преподавателей). При этом на сайте были представлены вакансии репетиторов, где не требуется профильного образования и опыта работы и есть возможность совмещать работу с учебой. В то же время можно говорить о спросе на молодых специалистов - выпускников медицинских, педагогических, инженерно-технических специальностей.

Опыта работы и образования не требуют многочисленные вакансии менеджеров. Здесь можно выделить менеджеров по работе с кли-

ентами, по продаже услуг. Работодатели, ищущие людей на данные вакансии, в качестве требований, как правило, указывают такие навыки, как коммуникабельность, ответственность, желание работать с людьми и обучаться, владение компьютером. Работа может осуществляться как удаленно, так и из офиса; график работы тоже гибкий - от полного рабочего дня до нескольких часов в день (с возможностью работать по вечерам, что удобно для студентов, обучающихся по очной форме). Вместе с менеджерами можно упомянуть вакансии «начинающего специалиста», специалистов по продажам, а также рекрутеров/специалистов по подбору персонала, так как требования к ним схожи с требованиями, предъявляемыми менеджерам. Вакансии такого типа часто предполагают работу в различных телекоммуникационных компаниях (МТС, «Билайн», «Дом.ру»).

При более подробном рассмотрении описания вышеперечисленных вакансий видно, что многие работодатели могут и готовы обучать новых работников. Для молодых людей, которые только выходят на рынок труда, данное условие благоприятно. Таким образом, из рассмотренных данных видно, что молодые люди могут претендовать на эти рабочие места, и, как показывает анализ резюме молодых людей, многие из них, действительно, хотят заниматься такой работой или уже делали это в прошлом. Что касается заработной платы, предлагаемой на данных вакансиях, то в основном работодатели готовы платить от 20-25 тысяч (в целом же показатели варьировались от 15 до 40 тыс. руб.). Как мы видим, в среднем работодатели предлагают больше денег, чем молодые люди указывают в своих резюме.

Во вторую группу (29 вакансий) выделились рабочие места, связанные с подготовкой и оформлением документации, учетом и обслуживанием. Здесь представлены вакансии операторов са11-центра, менеджеров по туризму, про-моутеров. Отличительная черта многих профессий, представленных в этой группе, состоит в том, что они не требуют опыта работы или специального образования, могут осуществляться удаленно, такая работа занимает всего несколько часов, что позволяет студентам совмещать учебу с работой. Совокупность этих факторов делает такие занятия подходящими для молодежи, которая хочет заработать денег, при этом занимаясь учебой или другой деятельностью. Отметим, что зарплаты, предлагаемые на такие типы работы, ниже, чем, например, в группе вакансий, требующих высоко- и среднеквали-фицированных работников. В среднем заработные платы в данной группе профессий начина-

ются от 20 тыс. руб. (в предыдущей группе средний показатель был равен почти 25 тыс.). Если же молодые люди хотят построить карьеру, реализовать полученное образование, то скорее всего данные вакансии им не подойдут.

К третьей группе относятся вакансии в сфере обслуживания (33 вакансии), а также неквалифицированные работники и водители (38 вакансий). В сфере обслуживания предлагаются должности официанта, помощника повара, продавца-кассира и продавца-консультанта. Для таких должностей не требуется специальная профессиональная подготовка, а также опыт работы. Среди навыков, которыми необходимо обладать для выполнения таких работ, работодатели называют: умение работать с деньгами; общаться с покупателями/посетителями; умение продавать; дисциплинированность; доброжелательность. Почти во всех вакансиях, попавших в данную группу, предлагается гибкий график работы. Длительность рабочего дня может варьироваться: в общепите (в нашем случае в KFC) от 4 часов в день (работодатель предоставляет возможность совмещать работу и учебу); в магазинах (одежды или продуктовых) работникам, скорее всего, придется работать полный рабочий день, хотя есть вакансии на неполный рабочий день. В качестве стартовой зарплаты работодатели анонсируют суммы от 14 до 30 тыс. руб. Анализируя резюме, мы видели, что, действительно, значительное количество молодых людей ищут работы в сфере обслуживания, именно чтобы подзаработать денег и потому, что такая работа дает возможность совмещать учебу с работой.

На HeadHunter в большом количестве представлены вакансии водителей, как в такси, так и курьеров. С распространением сервисов он-лайн-заказов (таких как Uber, «Яндекс.Такси», Gett) возросли возможности работы таксистом. Тем не менее для молодых людей здесь все равно могут быть свои препятствия: помимо отсутствия водительских прав в описании многих вакансий от соискателей требуется опыт вождения не менее трех лет. В силу своего возраста большой процент молодежи не сможет претендовать на данные рабочие места. Если посмотреть на вакансии водителей-курьеров, то они предполагают наличие личного транспорта, что также ограничивает круг людей, которые могут заниматься данным трудом. Преимуществом занятости в этой сфере является заработная плата от 25-80 тыс. руб., в среднем же работник, занимающийся таким трудом, сможет зарабатывать от 45 тыс. руб. в месяц.

Относительно других неквалифицированных рабочих мест в выборку попало несколько ва-

кансий грузчиков, дворников и уборщиков. Несмотря на то что здесь не требуются какие-либо навыки и умения и убирать можно в удобное для соискателя время, можно предположить, что большинство молодых людей не пойдут заниматься таким трудом. Данное суждение подтверждает исследование резюме молодых людей, лишь 2 человека искали работу неквалифицированным работником. Такой труд не является престижным, за него мало платят, и к тому же он еще физически тяжелый.

Среди неквалифицированных работников в последние несколько лет, благодаря все тем же мобильным сервисам, появился новый вид деятельности, который выбирают многие молодые люди, - это пеший курьер доставки еды. Чтобы выполнять данную работу, молодому человеку всего лишь необходимо иметь при себе мобильное устройство. Работодатели предоставляют возможность пройти обучение, выбрать индивидуальный график работы (возможность совмещения с учебой). При этом не стоит забывать, что такой труд тоже требует серьезных физических сил.

В рамках нашего исследования выделилась особая, довольно многочисленная, группа вакансий, связанная с написанием работ для студентов по различным дисциплинам (всего в эту группу попали 43 вакансии). Учащиеся и студенты и раньше пользовались помощью посторонних людей в написание курсовых работ, докладов и т.д. Но благодаря распространению информационных технологий такое занятие становится профессиональной деятельностью, в которой требуются знания определенной области и навыки написания научных работ. Несмотря на то что на такие вакансии не требуется опыт работы, одним из ограничений является наличие высшего образования. Работу по написанию дипломов можно выполнять удаленно и в свободном графике. Несмотря на то что в такой сфере молодые люди могут реализовать знания, полученные в учебных заведениях, а также заработать от 30 тыс. руб., среди тех резюме, что мы рассмотрели, ни один человек не искал работу похожего профиля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перейдем к рассмотрению вакансий, предусматривающих стажировку. Стажировка - это такой тип занятости, который в первую очередь относится к молодым людям, она дает возможность им реализовать свои теоретические знания на практике, втянуться в профессиональную деятельность. Всего в данную группу мы включили 33 вакансии (помимо тех, где было указано, что это стажировка, мы также отнесли сюда вакансии помощников и интернов). Из этих вакансий 26 требовали среднего или высо-

кого уровня квалификации. Почти все рассмотренные нами стажировки не требуют опыта работы (только в четырех случаях требовался прошлый опыт работы в 1-3 года).

Около половины вакансий относятся к ГТ-сфере, также есть предложения на позиции помощника менеджера по продажам, в государственную службу, в телекоммуникационной сфере. Резюме молодых людей, которые рассматривают стажировку как один из вариантов занятости, во многом соотносятся с предлагаемыми вакансиями (тоже, как правило, ищут высококвалифицированную работу и чаще в сфере технологий). Стажировки в ГГ-сфере предусматривают высокий уровень квалификации, работодатели ищут выпускников или учащихся технических вузов. К другим стажировкам требований по образованию не предъявляется, но необходимо иметь другие навыки, например знание английского языка (работа интерном в телерадиовещательной компании), умение работать с ПК и т.д. Только в 12 случаях было указано, что стажировка будет оплачиваться. Предлагаемые зарплаты сильно варьировались, нижняя планка от - 2 до 40 тысяч (в среднем 18 тысяч), а верхняя от - 6 до 70 тысяч (среднее -27 тысяч). При более подробном рассмотрении описаний вакансий выделились еще несколько предложений, где работодатели готовы стажерам выплачивать зарплату (или стипендию), но в каких размерах и при каких условиях - непонятно.

Последний вид занятости - проектная/временная работа. В данную категорию попало 17 вакансий. Выделяются две подгруппы вакансий: первая - связанные с ГТ-технологиями и программированием (7 вакансий); вторая -низкоквалифицированные работники (6 вакансий). За исключением неквалифицированных работников, на все остальные вакансии требуется опыт работы. Высококвалифицированные рабочие места требуют не только опыта работы, но и специального образования (математическое или техническое). Такие требования сокращают круг молодых людей, которые могут заниматься данным трудом. Особенность низкоквалифицированного труда в данной группе заключается в том, что сама работа располагается в другом регионе и, по сути своей, представляет работу вахтовым методом (это работники склада и грузчик). Несмотря на то что такой труд может неплохо оплачиваться, молодые люди, которые только окончили школу/университет или которые еще обучаются, скорее всего, не откликнутся на такие вакансии.

Выводы

Резюмируя исследования, можно говорить о том, что стремление к неполной занятости вы-

ступает как сценарий поиска работы для молодых людей, желающих совмещать работу и учебу. Чаще всего к такой стратегии обращаются девушки, получающие высшее образование. Молодежь, имеющая среднее профессиональное образование, представлена в этом секторе в меньшей пропорции. Наименее многочисленны здесь юноши и девушки, имеющие диплом вуза. Важно подчеркнуть, что многие молодые люди в качестве желаемых позиций указывают должности квалифицированных специалистов, ориентируясь на наработку опыта в определенной сфере, желая применить знания, получаемые в ходе обучения. Группа тех, кто ищет возможность подработки на менее квалифицированных позициях, значительно меньше.

Предложения рынка труда в целом отвечают запросам молодых людей, которые готовы к неполной занятости. Работодатели предлагают широкий спектр рабочих мест, требующих самого разнообразного уровня профессиональной подготовки. Широко распространены вакансии для среднего и высокого уровня квалификации. Особо востребованы студенты педагогических, медицинских и технических/математических специальностей. Молодежь может претендовать практически на все вакансии в сфере услуг, а также вакансии, предусматривающие неквалифицированный труд (при этом сами молодые люди почти не ищут и не рассматривают для себя такую деятельность).

На рынке труда представлены вакансии, которые помогут молодым людям начать профессиональную карьеру. Молодежь, которая на данном этапе жизни рассматривает трудовую деятельность как способ подработки для получения материальных средств, также найдет большое разнообразие предложений. Большинство из этих вакансий не требуют опыта и специального образования, при этом они могут относиться к высококвалифицированным сферам (менеджеры, специалисты по продажам, начинающие специалисты, администраторы). Многие работодатели предоставляют возможность выбирать удобный график работы. Данное условие особенно важно для тех молодых людей, которые в настоящий момент проходят обучение. Относительно заработной платы проведенные исследования показали, что сами молодые люди просят и ожидают в среднем более низкую зарплату, чем предлагают работодатели. Можно говорить о том, что трудоустройство конкретных молодых людей будет зависеть уже от их личных качеств, навыков, умений, а также от желания работодателей нанимать молодых специалистов, а не от состояния рынка труда.

Список литературы

1. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / Пер. с нем. В. Седельника, Н. Федоровой. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 383 с.

2. Конвенция № 175 Международная организация труда «О работе на условиях неполного рабочего времени». Женева, 24 июня 1994 г.

3. Гимпельсон В., Капелюшников Р. Нестандартная занятость и российский рынок труда. Препринт WP3/2005/05. М.: ГУ ВШЭ, 2005. 36 с.

4. Исследование «Студенчество». Фонд «Общественное мнение». URL: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovanie/14277 (дата обращения: 25.02.2020).

5. Шинкаренко Е.А. Социальные проблемы молодежи в представлениях студентов вузов Нижнего

Новгорода // Мониторинг общественного мнения. 2014. № 1 (119). С. 168-180.

6. Основы Государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года. URL: http://www.rgub.ru/files/state_policy-1021-2.pdf (дата обращения: 25.02.2020).

7. Федеральная служба государственной статистики. URL: https://www.gks.ru/labour_force (дата обращения: 25.02.2020).

8. Рабочая сила, занятость и безработица в России (по результатам выборочных обследований рабочей силы). 2018: Стат.сб. / Росстат. M., 2018. 142 с.

9. Пряженников М.О. Трудовые аспекты проектной занятости // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 1. С. 27-30.

PART-TIME JOB OF YOUTH AS A JOB SEARCH SCENARIO: BASED ON THE MATERIALS OF NIZHNY NOVGOROD LABOUR MARKET

G.L. Voronin, A D. Kramer, E.A. Shinkarenko

Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod

The article examines the phenomenon of youth employment. The theoretical approaches to the definition of parttime employment, its features and causes are analyzed. Based on the author's two studies of resumes and vacancies on the HeadHunter website, we present a comprehensive analysis of this phenomenon in Nizhny Novgorod. This study included both the resumes of young people seeking part-time jobs and the respective part-time employment vacancies. Based on the resumes of young people seeking part-time employment, several scenarios are identified depending on the kind of job (first, second and subsequent) and the relationship between the educational specialisation and the desired position. We included in our analysis of the job market such parameters as the form of part-time employment (parttime, project-based, internship), as well as requirements for the level of education, experience, and skills. As a result of the study, it can be concluded that young people in the search for part-time jobs adhere to both the strategy of gaining experience in the specialty they receive in the skilled labor sector, and the scenario of part-time work in medium-caliber posts. Our studies have also shown that a wide range of vacancies is offered in Nizhny Novgorod that require various levels of qualification, work experience, and educational level. Many positions meet the needs of young people and are sufficiently universal, suitable for applicants in a wide age range.

Keywords: part-time job, job search scenario, youth employment, youth, gaining experience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.