Научная статья на тему 'НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ТРУДЫ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДАМИАНА (ВОСКРЕСЕНСКОГО)'

НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ТРУДЫ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДАМИАНА (ВОСКРЕСЕНСКОГО) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Священномученик Дамиан / наследие новомучеников / русская философия / задачи философии / Владимир Соловьев / Кудрявцев-Платонов / Курская семинария / Петербургская духовная академия / Holy Martyr Damian / the legacy of the New Martyrs / Russian philosophy / tasks of philosophy / Vladimir Solovyov / Kudryavtsev-Platonov / Kursk Seminary / St. Petersburg Theological Academy

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Русин Владимир Михайлович

Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский, до революции часто публиковался в церковной прессе. Но первое собрание его трудов увидело свет лишь в 2011 году. Второе издание, вышедшее в 2020 году, познакомило читателя с множеством статей и проповедей, которые были выявлены в ходе специального исследования, проведенного Историко-архивной комиссией Курской епархии. Однако до сих пор остаются в рукописном виде четыре работы святого, написанные им в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной академии. В данной статье вводится в научный оборот одна из них. Посвящена она сравнению взглядов русских философов второй половины XIX века В.Д. Кудрявцева, П.И. Линицкого, А.А. Козлова, Н.Я. Грота и В.С. Соловьева на философию и ее задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Русин Владимир Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE UNPUBLISHED WORKS OF THE HOLY MARTYR DAMIAN (VOSKRESENSKY)

The Holy Martyr Damian (Voskresensky), Archbishop of Kursk and Oboyansk, was often published in the church press before the revolution. But the first collection of his works was published only in 2011. The second edition, published in 2020, introduced the reader to many articles and sermons that were revealed during a special study conducted by the Historical and Archival Commission of the Kursk Diocese. However, four works of the saint, written by him during his studies at the St. Petersburg Theological Academy, still remain in handwritten form. This article introduces one of them into scientific circulation. It is devoted to comparing the views of the Russian philosophers of the second half of the XIX century V.D. Kudryavtsev, P.I. Linitsky, A.A. Kozlov, N.Ya. Groth and V.S. Solovyov on philosophy and its tasks.

Текст научной работы на тему «НЕОПУБЛИКОВАННЫЕ ТРУДЫ СВЯЩЕННОМУЧЕНИКА ДАМИАНА (ВОСКРЕСЕНСКОГО)»

УДК 271.2-1

Русин Владимир Михайлович, священник

| Преподаватель кафедры исторических дисциплин Курской духовной семинарии

Н ЕОПУБЛИ КОВАН НЫЕ ТРУДЫ СВЯЩЕН НОМУЧЕНИ КА ДАМИАНА (ВОСКРЕСЕНСКОГО)

Аннотация. Священномученик Дамиан (Воскресенский), архиепископ Курский и Обоянский, до революции часто публиковался в церковной прессе. Но первое собрание его трудов увидело свет лишь в 2011 году. Второе издание, вышедшее в 2020 году, познакомило читателя с множеством статей и проповедей, которые были выявлены в ходе специального исследования, проведенного Историко-архивной комиссией Курской епархии. Однако до сих пор остаются в рукописном виде четыре работы святого, написанные им в годы учебы в Санкт-Петербургской Духовной академии. В данной статье вводится в научный оборот одна из них. Посвящена она сравнению взглядов русских философов второй половины XIX века В. Д. Кудрявцева, П. И. Линицкого, А. А. Козлова, Н. Я. Грота и В. С. Соловьева на философию и ее задачи.

Ключевые слова: Священномученик Дамиан, наследие новомучеников, русская философия, задачи философии, Владимир Соловьев, Кудрявцев-Платонов, Курская семинария, Петербургская духовная академия

Rusin Vladimir Mihailovich, priest

| Docent of the Department for Humanities of the Kursk Orthodox Theological Seminary

THE UNPUBLISHED WORKS OF THE HOLY MARTYR DAMIAN (VOSKRESENSKY)

Abstract. The Holy Martyr Damian (Voskresensky), Archbishop of Kursk and Oboyansk, was often published in the church press before the revolution. But the first collection of his works was published only in 2011. The second edition, published in 2020, introduced the reader to many articles and sermons that were revealed during a special study conducted by the Historical and Archival Commission of the Kursk Diocese. However, four works of the saint, written by him during his studies at the St. Petersburg Theological Academy, still remain in handwritten form. This article introduces one of them into scientific circulation. It is devoted to comparing the views of the Russian philosophers of the second half of the XIX century V.D. Kudryavtsev, P.I. Linitsky, A.A. Kozlov, N.Ya. Groth and V.S. Solovyov on philosophy and its tasks.

Keywords:Holy Martyr Damian, the legacy of the New Martyrs, Russian philosophy, tasks of philosophy, Vladimir Solovyov, Kudryavtsev-Platonov, Kursk Seminary, St. Petersburg Theological Academy.

Священномученик Дамиан (Воскресенский) — один из самых известных курских новомучеников. Его памяти посвящены научно-практическая конференция «Дамиановские чтения», ежегодно собирающая историков и краеведов на базе Курской государственной сельскохозяйственной академии. Каждый год в Курской духовной семинарии в день памяти владыки Дамиана 3 ноября проводится круглый стол, на котором обсуждаются актуальные вопросы церковной истории и современности. Лучшие студенты семинарии за успехи в учебе получают особую «дамиановскую стипендию».

А в 2020 году Курская семинария поддержала издание трудов священномученика Дамиана, собранных в рамках комплексного исследования, которое проводит Историко-архивная комиссия Курской епархии. Первое издание книги владыки Дамиана «Духовное наследие. Проповеди. Очерки. Письма. Протоколы допросов» было осуществлено еще

в 2011 году очень маленьким тиражом — всего 200 экземпляров. В 2020 году вырос не только тираж в 2,5 раза, но и объем.

Однако и новое издание не является полным собранием трудов архиепископа Дамиана (Воскресенского). В него не попало «Воззвание» владыки, написанное и изданное отдельной листовкой в дни борьбы с голодом, постигшим жителей Поволжья. Этот текст, выявленный в фондах Государственного архива Владимирской области исследователями Александровской епархии, стал известен курянам позднее.

Письмо владыки Дамиана сыновьям, написанное им на обороте открытки в 1913 году, в дни пребывания в Москве, приобрела у старьевщиков в Казани московская писательница Ольга Роговая. Эта покупка вдохновила ее на написание повести «Особое назначение. Соловки Курского архиепископа Дамиана», которая увидела свет в издательстве «Кириллица» (г. Старый Оскол) в 2021 году.

Но есть еще несколько более объемных текстов священномученика Дамиана, которые не были включены в книгу «Духовное наследие», хотя и были известны издателям ранее. Это четыре ученических работы святого, написанные им в период учёбы в Санкт-Петербургской Духовной академии. Работы сохранены архиепископом Казанским Михаилом (Воскресенским), старшим сыном владыки Дамиана. В настоящее время рукопись (четыре тетрадки) хранится в Синодальной библиотеке имени Патриарха Алексия Второго.

Для публикации они представляют определенную сложность, поскольку дошли до нас в рукописях, хранящих следы правки преподавателей. Сдавать их в печать студент Димитрий Воскресенский не собирался.

Тем не менее, ученические сочинения будущего архиерея и священномученика не следует считать проходными текстами, написанными лишь для оценки и перевода на следующий курс. Владыка Дамиан поступил в академию уже зрелым человеком, имеющим жизненный опыт и свое суждение по ряду вопросов. За ходом его мысли следить интересно. И темы, которые он поднимает, не потеряли актуальность. Одна работа посвящена феномену народности в трудах Ф. М. Достоевского, двухсотлетний юбилей которого мы недавно отметили. В другой работе раскрывается ветхозаветное учение о браке. В третьей работе рассматривается практика публичных собеседований со старообрядцами. А четвертая работа посвящена русским философам.

Сочинение «Сравнение взглядов на философию и ее задачи профессоров В.Д. Кудрявцева, П.И. Линицкого, А.А. Козлова, Н.Я. Грота и В.С. Соловьева» священник Димитрий Воскресенский написал в ноябре 1902 года, будучи студентом второго курса академии.

Автор начал с замечания, что разные философы дают разные ответы на два краеугольных вопроса: что такое философия как наука и какие задачи она решает. Такое разномыслие характерно не только для мыслителей Древней Греции. Отечественные философы второй половины XIX века не были единомышленны, как и древние греки. Встречаются среди философов и те, кто вовсе отрицает... «возможность философии вообще или важнейших частей ее (например, метафизики)» [2, лист без номера]. Что, собственно, отметил и В.Д. Кудрявцев, с анализа взглядов которого начал свою работу священномученик Дамиан.

Профессор Московской Духовной академии Виктор Дмитриевич Кудрявцев-Платонов (1828-1891) удостоен большой статьи в «Православной энциклопедии». Он назван «одним из наиболее видных представителей духовно-академической философии» [1, с. 251] и богословом. Цитируется в статье и характеристика, данная Кудрявцеву А. И. Введенским: «христианский философ в полном и строгом смысле этого слова» [1, с. 251].

А вот как характеризует В.Д. Кудрявцева священномученик Дамиан: «Преемник Голу-бинского, основателя русского теизма, по кафедре истории философии в Московской Духовной Академии и верный истолкователь и последователь его — покойный Кудрявцев свои философские исследования направляет к тому, чтобы оградить истины, возвещаемые откровением, от серьезных нападок со стороны разных философских и естественнонаучных

направлений, особенно распространенных в общественном сознании в 70-х и 80-х годах минувшего столетия» [2, лист без номера].

С взглядами почтенного философа студент знакомился по книге Кудрявцева «Введение в философию» и по его публикациям в журнале «Вера и разум». Там же священномученик Дамиан отыскал и ответ на вопрос: «Как понимает философию профессор?». Для Виктора Дмитриевича «философия есть наука об абсолютном и идеях, рассматриваемых в отношении к абсолютному, в их взаимной связи и в проявления в бытии феноменальном» [2; лист без номера]. Но это определение не единственное, которое встречается в трудах В.Д. Кудрявцева-Платонова.

В древности философствовали все, кому не лень: астрономы, политики, математики, ораторы. Философствующие софисты легко превращали философию в науку обо всем и ни о чем. Аристотеля Кудрявцев называет философом-энциклопедистом, обобщающим все научные знания, кроме истории, «которая тогда считалась более искусством, чем наукой» [2, лист без номера]. К концу античного периода спектр философских интересов ограничивается тремя областями: логикой, этикой и физикой. Правда, физика понимается весьма широко, не только как материальная природа, но и природа духовная. Интересно, что «учение о Боге входило в физику, как учение о последнем, высочайшем начале бытия природы» [2, лист без номера]. Затем физика «заземляется», теряя интерес к божественной сфере, а логика с этикой превращаются в эмпирические науки. И священномученик Дамиан, развивая тезисы профессора Кудрявцева, отмечает: «Будучи историческим корнем почти всех наук, философия не удержала за собой никакого, специально ей принадлежащего предмета исследования» [2, лист без номера].

Экскурс в историю, предпринятый студентом духовной академии вслед за профессором философии, не помог отыскать незыблемой основы, на которой утверждалась бы наука философия. Закрыв исторический путь, исследователи выдвигают гипотезу, что уникальность философии как науки следует искать не в глубинах истории, ни в ее генезисе, а в методологии. Возможно, у философии есть свой метод, который и обособляет ее от других наук. Но предположив, что прочие науки предпочитают эмпирический метод, а философия рациональный, Кудрявцев вынужден признать, что эмпирика не чужда философии.

Не найдя простых и ясных оснований в прошлом и настоящем, профессор предлагает заглянуть в будущее и понять, к чему стремится философия. Как и всякая наука, она устремлена к истине. А истина, как ее понимает Кудрявцев, «есть согласие идеальной и реальной сторон предмета, совпадение того, чем должен быть предмет, с тем, что он есть» [2, лист без номера]. Виктор Дмитриевич выделяет идею и явление. Явление, по его мнению, доступно эмпирическим наукам, а идея — удел философии.

Таким образом, священномученик Дамиан выяснил, что для Кудрявцева философия — это наука об идеях. Идея может быть названа сущностью предмета. Идея неизменна и постоянная. Поэтому философия может быть названа «наукой о существенном в предметах или о сущности бытия» [2, лист без номера].

Теперь, что касается задач философии (как их понимал профессор Кудрявцев). Священномученик Дамиан нашел в трудах философа следующую цитату, которая отвечает на поставленный вопрос: «Высшая задача философии состоит в том, чтобы, выходя из твердо обоснованных путем анализа принципов, представить все существующее в одном цельном миросозерцании, как один идеальный мир в гармонической связи и соответствии его частей» [2, лист без номера].

В следующем высказывании профессора, которое цитирует священномученик Дамиан, Кудрявцев предстает как защитник философии от атаки материализма: «Как наука занимающаяся вышечувственною, идеальною стороною бытия, философия должна затем вложить душу и жизнь в изучение фактов, озарить их идеальным светом и предотвратить ту, так сказать, материализацию научного знания, к которой так склонна современная наука, относящаяся с преувеличенным уважением к простым фактам, независимо от их внутрен-

него значения для высших целей и интересов человеческого знания и жизни» [2, лист без номера].

Священномученик Дамиан лишь вскользь упоминает, что началом философского познания для Кудрявцева является идея Существа абсолютно совершенного, а основной философской истиной для профессора МДА остается идея бытия Божия.

Более отчетливо религиозность В. Д. Кудрявцева подчеркнута в книге Н. О. Лосского «История русской философии»: «Кудрявцев-Платонов объясняет веру в Бога и происхождение религии непосредственным воздействием Бога на дух человека, а также религиозным опытом, являющимся следствием этого воздействия» [3, с. 85-86]. Впрочем, это уже не столько о философии и ее задачах, сколько о происхождении религии.

Н.О. Лосский поместил рассказ о взглядах В. Д. Кудрявцева в главу «Предшественники Владимира Соловьева», усмотрев в наследии двух философов некоторые сходные черты. Но о взглядах Соловьева речь ниже. Священномученик Дамиан отвел взглядам одного из самых известных русских мыслителей последнюю часть своей работы. А на второе место он поставил профессора Киевской Духовной академии П. И. Линицкого.

Петр Иванович Линицкий (1839-1906) так и не успел упорядочить свое научное наследие. Как сказано в некрологе, «смерть застала его за обработкой систематического курса философии» [4, с.737]. Тем не менее, опубликованные труды киевского профессора позволяют выяснить, что «философию Линицкий понимает, как размышление или мнение, единственная цель которого есть постижение первоначальных основ бытия и жизни» [2, лист без номера]. Линицкий разделяет философию на два вида: практическую (система убеждений) и теоретическую (поиск оснований).

Для киевского профессора очевидно: «Потребность философии — такая же необходимость в жизни человека, в истории, какою представляется нам любовь к истине, живущая в человеке» [2, лист без номера].

По мнению Линицкого, для философии «возможен только один способ познания вещей — размышление или мышление о них» [2, лист без номера]. Отсюда вытекают и задачи философии: определить основание или первоначальное вещи и понять, как это первоначальное относится к последующему условному существованию вещи.

«Что касается задач философии по ее отношению к другим наукам, то в определении их профессор Линицкий вполне разделяет взгляд Кудрявцева. У него мы читаем, что философия, по сущности своей, стремится завершить собою познания так называемых наук положительных, свести их к единству миросозерцания, сообщить им полноту, цельность, законченность» [2, лист без номера].

Священномученик Дамиан неоднократно в своей работе подчеркивает общность взглядов двух профессоров из двух духовных школ. Оба они выступают единым фронтом, защищая необходимость философии для современников: «Идея о единстве наук ясно сознается и нередко провозглашается в наше время. Но эта идея есть очевидно плод философии: науки никогда не почувствовали ли бы взаимного между собою родства, единства, если не было бы философской идеи о том, что в действительности, познаваемой нами, все имеет связь между собою» [2, лист без номера].

Но Линицкий не только защищает философию, но и критикует философов, замечая, что не все задачи философии решаются ею удовлетворительно. То есть, между теорией и практикой остается порою зазор. И все же «в наше время, вовсе неблагоприятное для философских систем, — идеи философские, понятия и взгляды больше чем когда-либо распространены в сознании общественном» [2, лист без номера].

Будущий священномученик дерзает отметить, что для профессора Киевской духовной академии философия является «даже не наукою в точном и строгом смысле слова, а лишь мышлением, организацией понятий основных и наиболее общих и в этом существенное отличие его от Кудрявцева, который решительно считает философию наукою» [2, лист без номера]. И студент соглашается с Кудрявцевым.

Но и мысль о том, что «главным мотивом философской мысли в России должно быть стремление согласить интересы интеллектуальные с религиозным духом русского народа» [2, лист без номера], импонирует священномученику Дамиану. Позднее она встречается и в его очерках, посвященных российской интеллигенции.

А.А. Козлов — следующий философ, о котором пишет священномученик Дамиан, так же, как и Линицкий, киевлянин. Только этот профессор преподавал в Киевском университете.

Алексей Александрович Козлов (1831-1901) отнесен Н.О. Лосским к «русским персоналистам». По свидетельству того же историка, Козлов «в молодости пережил период увлечения социализмом Фурье и Леру и относился с сочувствием к этому движению до конца своих дней» [3, с.187].

Несмотря на то, что священномученик Дамиан следовал научному стилю изложения, чувствуется, что к этому философу он не так расположен, как к профессорам духовных академий. Он как бы спешит изложить его точку зрения и перейти к следующим философам. «Говоря кратко, по мнению этого профессора, философия есть наука о мире, ее задача — построение полного научного миросозерцания» [2, лист без номера].

Тем не менее, студент добросовестно прочел труды А.А. Козлова и сделанные выводы подкрепил его конкретными высказываниями. «Понимая философию, как науку о мире, Козлов считает, что ее источник коренится в стремлении духа человеческого к объединению своих знаний» [2, лист без номера]. Часто Козлов упоминает имена немецких философов, подкрепляя свое мнение их авторитетом или же (значительно реже) выражая свое несогласие с ними.

Козлова, так же как Кудрявцева и Линицкого, священномученик Дамиан относит к категории «школьных философов». А Грота и Соловьева — к самобытным.

Николай Яковлевич Грот (1852-1899) был профессором Московского университета. С легкой руки В. С. Соловьева он прослыл «первым позитивистом в духе Спенсера» [3, с. 176]. А священномученик Дамиан приводит даже более хлесткое мнение архиепископа Никанора о Гроте: «Слабость же его философии заключается не только в рабском, но и в страстном подчинении его, как неофита, господствующему духу современной позитивной философии» [2, лист без номера].

Сам Н. Я. Грот в разные периоды своей жизни давал разные определения философии, то называя ее наукой, то величая «искусством будущего» [2, лист без номера]. А то вдруг признавался, «что философия стремится примирить мысль и чувство, науку и религию и сложить в одно целое их воззрения» [2, лист без номера]. Или же, «всецело отождествив философию с понятием этического или нравственного учения, окончательно уяснил себе несостоятельность метафизики» [2, лист без номера].

Грот любит красивые фразы: «вся наука в ее целом и каждая наука в частности зарождаются в философии, и затем опять ею венчаются; а философия в ее целом и каждое философское мировоззрение в частности рождаются из недр науки и в ней же снова растворяются» [2, лист без номера].

Более стройно изложены взгляды Грота на философию в его статье о Джордано Бруно: «из науки философия черпает материал, у искусства берет метод его обработки» [2, лист без номера].

Священномученик Дамиан признает, что Грот, развивая учение о связи философии с искусством и религией, вносить много оригинального, хотя и «напоминает Шопенгауэра» [2, лист без номера]. Он ставит перед философией более широкие задачи, чем Кудрявцев, Линицкий и Козлов. Он превращает ее в синтез науки, искусства и религии, «призванной примирить мысль и чувство, науку и религию и дать одно цельное, законченное мировоззрение» [2, лист без номера].

Завершается работа священномученика Дамиана рассмотрением философии Владимира Сергеевича Соловьева (1853-1900). Эта крупная фигура потребовала трети всего

объема сочинения. Священномученик Дамиан признает, что в пестром наследии Соловьева угадываются и теософские элементы, и Шеллинг, и Гегель, и славянофилы. «Однако было бы несправедливым категорически утверждать, что Соловьев является последователем какого-нибудь определенного философского направления; всякий элемент, напоминающий какого-либо другого философа, у Соловьева является чисто органическим звеном собственного его учения» [2, лист без номера].

Соловьев противопоставляет «философии школы» «философию жизни». В интересе к «миру идей» он напоминает Кудрявцева. В сближении философии и художества — Грота. Но в понимании истины Соловьев далёк от Кудрявцева и близок к Гроту. «Первый понимает истину чисто теоретически, как согласие предмета с самим собой, а последний — синтетически, — у него истина есть вместе добро и чувство красоты» [2, лист без номера].

Предметом философии, по Соловьеву, не может быть та или иная идея, а лишь вся совокупность идей, «идеальный космос» [2, лист без номера].

Нередко В. С. Соловьев противоречит сам себе. Так, он «создал цельную законченную философскую систему и тем фактически опроверг свою же мысль о невозможности самобытной русской философии» [2, лист без номера], высказанную ранее.

Академическая работа священномученика Дамиана написана хорошим слогом. Автор продемонстрировал глубокие познания в области русской философии. Крупные фигуры профессоров-философов не расплющили свободную мысль студента второго курса Петербургской Духовной академии. Он блестяще справился с поставленной задачей — провел сравнительный анализ взглядов русских мыслителей второй половины XIX века на философию и ее задачи. Сочинение священномученика Дамиана, написанное 120 лет назад, с интересом читается и в наши дни. Остаётся лишь сожалеть, что оно пока не доступно широкому кругу читателей, интересующихся историей русской философии.

Список использованных источников и литературы

1. Артёмкин Димитрий, свящ. Кудрявцев-Платонов Виктор Дмитриевич // Православная энциклопедия. М., 2015. С. 251-260.

2. Дамиан (Воскресенский), священномученик. Сравнение взглядов на философию и ее задачи профессоров В.Д. Кудрявцева, П.И. Линицкого, А.А. Козлова, Н.Я. Грота и В.С. Соловьева. СПб., 1902. (Рукопись).

3. Лосский Н. О. История русской философии. М., 2000. 496 с.

4. Триодин Иван. Профессор Петр Иванович Линицкий (некролог). // Труды Киевской Духовной Академии. 1906. №7-8. С. 737-775.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.