НЕОПРЕДЕЛЕННО-ЛИЧНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В СИНТАКСИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Б. Л. ПАСТЕРНАКА
«ВТОРАЯ БАЛЛАДА»
Т.П. Гуськова, канд. филол. наук, доцент Академия управления МВД России (Россия, г. Москва)
DOI:10.24412/2500-1000-2024-11-4-101-103
Аннотация. В статье рассматривается значение начальной позиции неопределенно-личного предложения для интерпретации стихотворного произведения. Неопределенно-личное предложение характеризуется наибольшим охватом сферы действия в тексте, обусловливая развитие смысла произведения благодаря наличию детерминанта, предрасположенного к семантическому расчленению. Последовательное уточнение неназываемого субъекта-деятеля становится способом усложнения поэтической структуры. Текст строится на выявлении субъекта до того предела, который автору представляется возможным или необходимым, что предопределяется художественными задачами автора.
Ключевые слова: неопределенно-личное предложение, семантика неопределенности, конкретизация субъекта.
Неопределенность субъекта-деятеля неопределенно-личной конструкции, как правило, «снимается» в тексте его полной или частичной конкретизацией. Но «Вторая баллада» Б.Л. Пастернака - яркий пример последовательного «движения» семантики неопределенности в направлении от неопределенности через конкретизацию к обобщенности как высшей ступени неопределенности, что становится структурным стержнем этого произведения.
В начальном предложении На даче спят значение неназванного, но отраженного в сознании автора субъекта сочленено со значением состояния и выражено самим строем предложения. Свойства субъекта определяются семантикой предиката (спать -'находиться в состоянии покоя и отдыха, когда прекращается работа сознания'), которая позволяет охарактеризовать неопределенный субъект как предельно статичный, структура же предложения задает возможность его конкретизации: в структуру предложения входит детерминант на даче, имеющий нерасчленен-ное субъектно-обстоятельственное значение. «Субъектное значение может присутствовать в детерминанте, по форме обстоятельственном - пространственном или временном. В этом случае детерминант несет в себе нерас-члененное слитное значение, в котором кон-таминируются значение действующего (или
испытывающего состояние) субъекта и значение пространственной или временной отнесенности этого субъекта к тому месту, в котором он находится...» [1, с. 155].
Детерминирующий член предложения на даче, будучи выражен падежной формой существительного в предложном падеже с предлогом со значением, «которое объединяет, содержит, заключает в себе, вмещает того, кто действует, испытывает состояние» [1, с. 155], указывает на сферу субъекта, «намекает» на вероятного деятеля, так как имеет дополнительное значение «те, кто здесь, там находится» [2, с. 82].
Вместе с тем хотя второстепенный член своим конкретным содержанием косвенно и «намекает» на субъект, «это не только не ослабляет неопределенно-личное значение, а, наоборот, усиливает, подчеркивает его. Такой член предложения называет лишь „сферу субъекта", а не сам субъект, так что общее грамматическое значение неопределенности деятеля, выражаемое главным членом, подчеркивается лексико-грамматическими средствами» [2, с. 8]. Но все же такой субъект не совпадает с представлениями о классическом отсутствующем субъекте в неопределенно-личном предложении.
Обстоятельственная по природе, зависимая словоформа реализует отнесенность действия к субъекту, т. е. выполняет функцию второго
компонента структуры, тем завершая конструкцию с неопределенно-личным значением. Возможность указания на действующее лицо заложена уже в начальном предложении, что и реализуется в тексте: так как «субъект действия или состояния, когда он известен, выражается субъектно-пространственным детерминантом» [1, с. 356], то возникающая вследствие этого потребность (для реципиента) в конкретизации действующего лица реализуется включением в семантику предиката различных субъектов. В тексте возникают отношения последовательного включения:
1. На даче спят - конструкция с предельной неопределенностью субъекта. Однако семантика предиката и детерминанта, задавая общую тему, предопределяет возможность конкретизации субъекта.
2. На даче спят, укрывши спину, / Как только в раннем детстве спят - субъект конкретизируется введением полупредикативного оборота, в котором деепричастие обозначает состояние субъекта, сопутствующее действию, названному глаголом-сказуемым, а также сравнительно-сопоставительной предикативной конструкцией, имеющей субъектно-обобщающий характер. Обладая потенциальной предикативностью, она воспринимается как отражение целой ситуации. Союз выступает как показатель такого отношения частей, при котором каждая из них имеет свой временной план. Временное значение зависимой части оказывается несвязанным, несогласованным и в силу этого - самым общим. ...Как только вран-нем детстве спят, т. е. все спят, следовательно, при дальнейшей конкретизации субъекта - дети (действующее лицо представлено обобщенно, будучи соотнесено со словом, в лексическом значении которого нет указания на конкретно действующих лиц [3]).
Последующая конкретизация субъекта: на даче спят (неопределенный субъект) - как только в раннем детстве спят (обобщенный субъект - все, т. е. дети) - два сына. Это один из способов конкретизации неопределенного субъекта.
Но в тексте возникают и другие предельно конкретизируемые субъекты, включенные в семантику предиката начального предложения: я - спящий - воспринимающий детей -спящий (как только в раннем детстве спят,
т. е. как дети). Возможность такого включения обусловлена семантикой предиката, объединяющей значения «находиться в физиологическом состоянии сна» и «страстно желать чего-либо» (значение возникает во фразеологически связанной конструкции спать и видеть что-либо [4, с. 219]). Первое значение отсылает к сложному субъекту два сына (дети), второе - к я (я вижу сон - мне снится). Возможность такого включения предопределяется наличием предметно-временных групп объектов: классов, индивидов, инстанций [5, с. 51]. В данном тексте неназванность деятеля позволяет включать в состав абстрактного класса объектов в отвлечении от класса индивидов (как только в раннем детстве спят) и я-инстанцию, т. е. индивида в конкретно-пространственной реализации (через восприятие им детей, а следовательно, и детей как множество индивидов), и инстанцию два сына. Ср. также: «Профессор спал. Ему снилось идеальная концовка: «С головой зарывшись в бесплотный шелест своего центона, профессор уже наполовину спал, как спят или, лучше, лениво дремлют в раннем детстве, где-нибудь на даче, в четырехстопном ямбе, - пока он еще не надоел»» [6].
Возникающие в тексте аллюзии вариантов возможного конкретизируемого субъекта определяют характер повествования. Грамматическое значение обобщенности в глаголе спят, выделяемое в конструкции как только в раннем детстве спят, позволяет выявить в семантике предиката элементы
'безмятежность' х 'отрешенность от суеты окружающего' х 'спокойствие' в момент когда окружающее чрезвычайно подвижно и характеризуется нарастанием динамики (кипят, гребут, ревет, гудит и др.), что позволяет включить в семантику предиката значения обращений быль, баллада, былина, называющих категории художественные. Эти значения включаются в семантику предиката опосредованно, через отношение к субъекту я.
«Вторая баллада» следует композиционным правилам классической французской баллады, определяемой как «лирическое стихотворение без сюжета или с ослабленным сюжетом» [7, с. 82], где заключительная четырехстрочная строфа, «посылка» обычно содержит обращение автора к лицу, которому баллада посвящена [7, с. 82]. Представляется,
что в анализируемом стихотворении сквозным структурным стержнем становится последовательное, поэтически закономерное, хотя и сложное, включение в семантику предиката начального предложения различных субъектов. Такая «посылка» выводит восприятие текста на уровень определенных философских обобщений.
Значение конструкции как только в раннем детстве спят, отнесенное в план художественного творчества, позволяет определить отношение к творчеству как к процессу, лишенному суетности, основанному на глубоко непосредственном восприятии мира, так ха-
стержнем текста становится выявление семантики неопределенности, заключенной в начальном неопределенно-личном предложении - в направлении от неопределенности через конкретизацию к обобщенности, рассматриваемой как высшая степень неопределенности. Определив свойства субъекта и указав на его сферу, начальное неопределенно-личное предложение с препозицией субъектно-пространственного детерминанта, сохраняя в снятом виде этапы конкретизации в субъектной сфере, задает общую тему, рисует наиболее широко ситуацию, в экспликации которой происходит проявление субъекта (субъектов).
рактерном для детства. И структурным
Библиографический список
1. Русская грамматика: в 2 т.- М., 1980. - Т. II. - 709 с.
2. Лекант П.А. Синтаксис простого предложения в современном русском языке. - М., 1986. -175 с.
3. Бабайцева В.В. Колебания между двусоставностью и односоставностью предложения при выражении неопределенного действующего лица в современном русском языке // Вопросы русского языка, диалектологии и методики преподавания: мат-лы 4-й науч.-метод. конф. объединения кафедр рус. яз. пед. ин-тов Курско-Воронежской зоны. - Воронеж, 1965. - С. 52-58.
4. Словарь русского языка: в 4-х т. / под ред. А.П. Евгеньевой. - М., 1981-1984. - Т. 4. С-Я. -800 с.
5. Булыгина Т.В., Шмелев А.Д. Пространственно-временная локализация как суперкатегория предложения // Вопросы языкознания. - 1989. - № 3. - С. 51-61.
6. Жолковский А.К. НРЗБ. - М., 1991. - 272 с.
7. Квятковский А.П. Поэтический словарь. - М., 2013. - 584 с.
INDEFINITE-PERSONAL SENTENCE IN THE SYNTACTIC STRUCTURE OF THE POEM «THE SECOND BALLAD» BY BORIS PASTERNAK
T.P. Gus'kova, Candidate of Philological Sciences, Associate Professor Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia (Russia, Moscow)
Abstract. This article explores the significance of the initial position of an indefinite-personal sentence in the interpretation of a poetic work. An indefinite-personal sentence covers the sphere of action within the text most extensively, it shapes the work's meaning dynamically due to the presence of a determinant that is predisposed to semantic decomposition. The unnamed agentive subject is being progressively specified which becomes a means of complicating the poetic structure. The text is constructed around uncovering this subject up to the extent suitable or sought for the author. This process is determined by the author's writing goals.
Keywords: indefinite-personal sentence, semantics of indefiniteness, specification of the subject.