Научная статья на тему 'Неонацизм как модель социализации и воспитания: угроза государственной безопасности и глобальный вызов гуманистическим образовательным системам'

Неонацизм как модель социализации и воспитания: угроза государственной безопасности и глобальный вызов гуманистическим образовательным системам Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2839
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ВЫЗОВ / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / НЕОНАЦИЗМ / НЕОФАШИЗМ / БЕЗОПАСНОСТЬ / СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОЛИТИКА / ИДЕОЛОГИЯ / ШКОЛА / EDUCATION / CHALLENGE / MULTICULTURALISM / NEO-NAZISM / NEO-FASCISM / SECURITY / SOCIAL TECHNOLOGIES / POLITICS / IDEOLOGY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Беляев Геннадий Юрьевич

В статье рассматривается проблема вызова идеологии и практики неонацистского молодежного экстремизма общественному воспитанию, его гуманистическим ценностям. Автор анализирует принципиальные причины политического, идеологического и экономического характера, порождающие современный неонацизм как угрозу государственной и общественной безопасности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neo-Nazism as Socialization and Upbringing Model: The Threat to National Security and Global Challenge for Humanistic Education Systems

The yearly total number of Nazi groupings of Russia and Ukraine increases not less than 10.000 young people. Today this is a real threat of to the state and public safety, and real challenge for pedagogics. The subject of my article is problem how the theory and practice of public education in the Russian Federation faces the challenge of the ideology and practice of right-wing neo-Nazi youth extremism. In my research, I use historical-logical and sociological approaches and comparative pedagogical method. Right-wing neo-Nazi youth extremism is an undisguised challenge to the entire system of public training, its tradition, to theories and practice. The situation is worsened by the inadequate reactions the modern management of the European Union to such challenges within the framework of the controlled chaos scenarios of “orange revolts”, targeting to destroy the post-Soviet space. This practice may represent an end of European humanist traditions in politics and shaped educational systems. I have analyzed sources and forms of contemporary youth right-wing extremism and indicate the principal causes of political, ideological and economic reasons for the origins of the modern youth neo-Nazism. This challenge can bring to the completely ominous prospects of further social and political demoralization of the significant layers of young people. That is why the pedagogical association of Russia should analyze all aspects of the social-pedagogical reality and eliminate such dangers to public safety and the future of education, taken in the context of state and public safety. I propose it would be reasonable to create the permanent consultative coordination council in the public chamber of Russia.

Текст научной работы на тему «Неонацизм как модель социализации и воспитания: угроза государственной безопасности и глобальный вызов гуманистическим образовательным системам»

УДК 37.014:32

Беляев Г.Ю.

Неонацизм как модель социализации и воспитания: угроза государственной безопасности и глобальный вызов гуманистическим образовательным системам

Беляев Геннадий Юрьевич, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории теории воспитания ФГНУ «Институт стратегии и теории образования Российской академии образования»

E-mail: gennady.belyaev.2011@yandex.ru

В статье рассматривается проблема вызова идеологии и практики неонацистского молодежного экстремизма общественному воспитанию, его гуманистическим ценностям. Автор анализирует принципиальные причины политического, идеологического и экономического характера, порождающие современный неонацизм как угрозу государственной и общественной безопасности

Ключевые слова: воспитание, вызов, мультикультурализм, неонацизм, неофашизм, безопасность, социальные технологии, политика, идеология, школа.

В 1933 г. Гитлер так изложил свою программу тотальной фашизации германской молодежи: «Мне уже принадлежит твой ребенок. Народ живет вечно. Кто ты? Ты ничто. Твой народ - всё! Ты уйдешь. Но твои потомки уже находятся в новом лагере. И в ближайшем будущем они будут видеть только это новое общество»1. Молодежь заплатила за эту программу - и миллионами своих жизней, и миллионами жизней людей, загубленных этой молодежью.

Продукт ««демократических» технологий Педагогам брошен открытый вызов. Долгие годы педагоги России и Украины старались не замечать явления, постепенно назревающего, очевидного и, на первый взгляд, для нашего общества невероятного. В 2012 г., по данным Международного правозащитного движения «Мир без нацизма»2, ведущего «Рейтинг неонацистской угрозы» в Европе, России и других странах СНГ на основе мониторинга группы показателей (законодательство; героизация национал-социализма -фашизма - и его пособников; массовые выступления неонацистов; разжигание межнациональной вражды, расистские нападения, насилие, террор; неонацистские группировки и партии; преследование ветеранов и антифашистов), критический уровень угрозы был отмечен в Литве (75 баллов), высокий определялся для Украины (65 баллов), Молдовы и Эстонии (по 45 баллов). Для России и Германии уровень неонацистской угрозы был оценен соответственно в 35 и 30 баллов3. Общая численность нацистских группировок России и Украины ежегодно увеличивается на тысячи молодых людей. Сегодня это реальная угроза государственной и общественной безопасности России. Это и неприкрытый вызов всей системе общественного воспитания, ее традиции, теории и практике. Более того, неонацизм является глобальным вызовом для гуманитарных ценностей всемирного образования. Неонацизм сегодня принял такие внешние формы мимикрии, настолько активно и прагматично функционирует в рамках «нового мирового порядка», что глобальные гуманистические образовательные системы фактически утратили по отношению к нему иммунитет, казалось бы, навсегда приобретенный в 1945 г. Современные неолиберальные дирижеры однополярного мира широко используют выращенные спецслужбами ультранационалистические организации, будь то «Аль-Каида», албанские головорезы Косово и Боснии, хорватские усташи, преемники легионеров СС Эстонии и Латвии или наследники Бандеры. В 2013-2014 гг. в Западной Украине и Кишиневе день 9 мая официально объявлен днем национального траура4. Аберрация смыслов истории налицо. Каждый год через «музей тоталитаризма (советская оккупация, голодомор)» в Киеве пропускаются тысячи школьников5. Каково будет школе и с какой новой моралью из такой школы дети придут в свои семьи, нетрудно представить.

1 Цит. по: Деларю Ж. История гестапо. Смоленск: Русич, 1998. С. 119.

2 Движение было учреждено в Киеве 22 июня 2010 г. и объединяет более 140 организаций из 30 стран мира с целью консолидацию практических мер в борьбе с любым проявлением ненависти и экстремизма: фашизма, неонацизма, антисемитизма, ксенофобии и расизма.

3 Берман А. Украина стоит на втором месте в рейтинге неонацистской угрозы [Электронный ресурс] // Макспарк. 2012. 27 октября. Режим доступа: http://maxpark.com/community/politic/content/1628574. См. также: Калачёв Б.Ф. Вопреки решениям Нюрнбергского трибунала: новые тенденции и формы пропаганды фашизма // Пространство и Время. 2011. № 2. С. 77-85; Токаренко А.В., Суржик Д.В. В смертельном пике информационной войны // Пространство и Время. 2014. № 3(17). С. 34-44.

4 Вести.Ру: Западная Украина объявила День Победы днем траура [Электронный ресурс] // Новости Рамблер. 2013. 1 мая. Режим доступа: http://news.rambler.ru/18885110/; Мэр Кишинева запретил День победы в День Европы [Электронный ресурс] // МК^и. 2013. 10 декабря. Режим доступа: http://www.mk.ru/politics/sng/article/2013/12/10/957402-mer-kishineva-zapretil-den-pobedyi-v-den-evropyi.html

5 «...в новом подземном музее под памятником жертвам Голодомора в Киеве еще пару недель назад, был аншлаг... Так, по

Умело заложенные с 1991 г. мины политической диверсии взорвались. В контексте многократно исторически апробированного сценария так называемой «оранжевой (контрреволюции» (Венгрия-1956, Чехословакия-1968, Польша-1981, Чехословакия, Польша, Румы-ния-1989, СССР-1991, Украина-2006, Грузия-2008, Киргизия-2009, Молдавия-2012) и на волне срежиссированного ультраправого молодежного радикализма 22 февраля 2014 г. проамериканскими и прозападными общественно-политическими группировками «Евромайдана» в Украине совершен очередной, «типовой», государственный переворот. Выполнен он в лучших приемах идеологической демагогии холодной войны против СССР, в поддержку системных реформ по интеграции Украины в Европейский Союз и НАТО и окончательной десоветизации украинского общества. Невозможно опровергнуть тот факт, что к реальной власти при этом он привел неонацистские политические силы - в первую очередь, партии «Свобода», «Удар», УПА-УНСО - наследников и продолжателей эсэсовского коллаборационизма Бан-деры, Мельника, Слипого и Шухевича. Modus operandi этих организаций - лицемерная социальная демагогия, акции устрашения в адрес политических противников1, антикоммунистическая и русофобская истерия, запугивание официальных должностных лиц, общественные провокации «Стльной справы» - «Правого сектора» - до мелочей копировали весной 2014 г. ситуацию, сложившуюся в Германии к 30 января 1933 г.. Аналогичный сценарий с использованием литовского «Саюдиса» именно как неонацистской организации в 1990-1991 гг., извративший все ценности и смыслы национального самосознания прибалтийской молодежи, стал 11 января 1991 г. пробой СССР на развал, начало чему было положено в августе-сентябре с последующей Беловежской ликвидацией Союза 7 декабря 1991 г.

В решающий для последующего хода европейской и мировой истории день 30 января 1933 г. рейхспрезидент Гинденбург явочным, по существу, антиконституционным порядком назначил рейхсканцлером Адольфа Гитлера. Штурмовики СА, уже заполнившие к этому моменту все улицы германских городов, тут же развернули вакханалию погромов, политического террора и убийств. В такой атмосфере краха основ конституционного строя Веймарской республики и организованного нацистами поджога рейхстага состоялись выборы 30 марта 1933 г., закрепившие диктатуру НСДАП и личную власть фюрера.

На Украине легитимация правящего режима состоялась в ходе майских президентских выборов 2014 г., по сути, закрепивших позиции проамериканских миллиардеров, опирающихся на ультраправых радикалов, назначенных на ключевые посты силовых структур и ведомств Украины. Незаконные ограничения прав и свобод граждан функционеры «Свободы» обосновывали идеологически: «Если человек был членом КПСС - он не имеет права преподавать в ВУЗе, он даже не имеет права заходить в студенческую аудиторию: такой преподаватель запятнал себя» . Аналогичная риторика функционеров НСДАП весной 1933 г. сопровождала антиконституционный слом всех социальных институтов буржуазно-демократической Веймарской республики.

Идущая при массированной поддержке Запада информационная война - со сносом и осквернением памятников истории и культуры, в том числе мемориалов Великой Отечественной войны, с блокированием вещания телеканалов РФ и убийствами российских журналистов, с разгромом редакций неугодных СМИ - рассчитано на участие маргинализо-ванной молодежи и все больше вовлекает ее в свои ряды. Систематическая дезинформация общества, разжигание межнациональной ненависти, русофобия, десятки человеческих жертв, умноженные сегодня кровью сотен убитых и искалеченных людей среди населения Одессы и Восточной Украины - во всех этих преступных акциях ударной силой является экстремистская молодежь, как по заказу мобилизованная, заново социализированная и обученная национализму подобно штурмовикам СА 1920-х гг. Герои Евромайдана, подростки возраста от 16 лет и старше, без устали восхваляются захватившей политическую власть в стране неонацистской хунтой - как «небесная сотня» мальчиков-героев, как ударная сила новой, очередной «цветной революции» во имя свободы и «кращей доли».

Руководство Европейского Союза (не говоря уже о позиционирующих себя в качестве либеральных российских

словам его директора Виктора Диденко, за сентябрь-октябрь экспозицию посетили около 60 тысяч человек» (В музее Голодо-мора Ющенко хвалят и ругают [Электронный ресурс] // Наша Украина! 2009. 16 ноября. Режим доступа: http://www.ua-patriot.at.ua/blog/v_muzee_golodomora_jushhenko_khvaljat_i_rugajut/2009-11-16-1084). См. также: Миллер А.И. Политические символы и историческая политика // Символическая политика. 2014. Вып. 1. С. 164-174; Kas'ianov G. "The Holodomor and the Building of a Nation." Russian Social Science Review 52.3 (2011): 71-93; Zhurzhenko T. ""Capital of Despair" Holodomor Memory and Political Conflicts in Kharkiv after the Orange Revolution." East European Politics & Societies 25.3 (2011): 597-639. О том, как «эстетика голодомора» адаптируется европейской высшей школой см., напр.: Boryk J. Collection Memory Politics: The Use of the Holodomor as a Political and Nationalistic Tool in Ukraine. In Partial Fulfillment of the Requirements for the Degree of Master of Arts. Budapest, Hungary: Central European University, 2011. PDF-file. <http://www.etd.ceu.hu/2011/boryk_jennifer.pdf>.

1 2 мая 2014 г. в Городе-герое Одессе боевики-нацисты сожгли заживо в «Доме профсоюзов» 46 человек и изувечили 116. На глазах у толпы истязали, били прикладами и парней, и девушек, измывались, приговаривая «Ну, давай, зови своего Путина!» (Уцелевший из «Одесской Хатыни»: «Я никогда не забуду этого ужаса...» [Электронный ресурс] // ВКонтакте. Антимайдан Одесса. Одесса Город-Герой. 3 мая 2014. Режим доступа: http://rn.vk.com/wall-68564357_3524). А потом объявили: жертвы как фанатики сами себя сожгли. Убийцы - молодежь нового поколения, уже не «рожденные в СССР». Никто из них не понес пока никакой уголовной ответственности. И не понесет: ведь «русне - смерть!», - призывает Евромайдан «контролируемого хаоса».

2 Фарион требует от СБУ провести люстрацию профессуры [Электронный ресурс] // Взгляд онлайн. 23.05.2013. Режим доступа: http://vz.ua/news/3757-farion_trebuet_ot_sbu_provesti_lyustratsiyu_professury

В Центре патриотического воспитания СБУ руководитель Главного следственного управления Василий Вовк провел для киевских школьников экскурсию. Фото с сайта http://politikus.ru/articles/46573-inkubator-nacistskih-iud.html

СМИ) поддерживает прорвавшиеся к власти ультранационалистические организации1, ориентированные на гражданскую войну, на межнациональную ненависть.

Созерцая выстроенные стройными фалангами и шпалерами военизированные подразделения «Югендфолька», «вождь германской молодежи» отметил: «Какая выправка! Они все как будто вылупились из одного яйца!»2. Прошло время, - и 2014 г. в итальянском еженедельнике Panorama журналистка А. Маццоне напишет: «Складывается впечатление, что именно на Украине были высижены нацистские «змеиные яйца», породившие эскадроны "цыплят", которые теперь будут распоряжаться вместе с другими противниками Януковича деньгами, поступающими от Европы (11 млрд евро), США (1 млрд долларов) и МВФ (1 млрд долларов). Последователи Степана Бандеры, которые сегодня множат ряды «Свободы» - это члены неонацистской украинской партии, за которую в 2012 году проголосовали два миллиона человек. Речь идет о партии, которую сегодня поддерживает премьер Арсений Яценюк, умело разместивший своих людей на ключевые посты во временном правительстве... Неонацисты из партии «Свобода» представлены в правительстве вице-премьером Александром Сычом и четырьмя министрами - обороны, окружающей среды, сельского хозяйства и народного образования»3.

Германия, 1930-е гг. Фото с сайта Украина, 2014. Фото с сайтов http://ruposters.ru/archives/6587 и

http://coollib.com/b/248436/read http://pandoraopen.ru/2014-12-09/ukrainskie-deti-zhertvy-fashistskoj-propagandy-video/

Что представляет собой А. Яценюк, европейцы уже начали понимать4. Упомянутый же А. Маццоне вице-премьер Украины по социальным вопросам Александр Сыч - что характерно, выпускник Ивано-Франковского педагогического института имени Василия Стефаника по специальности «историк» - в своем выступлении в Раде 4 февраля 2014 г. заявил, что «фашистская диктатура - лучший способ управлять страной»5. Должность министра по делам молодежи и спорта в правительстве Украины занимает сегодня представитель неонацистской УПА-УНСО Дмитрий Булатов. Какое при таком правительстве образование на Украине - очевидно.

Но что же Запад? По существу, педагоги Европы столкнулись с гуманитарной катастрофой гуманистических ценностей западной цивилизации. Про фашизацию политического режима Украины они хотя и слышали (и даже могли прочесть6), но довлеющие стереотипы «антироссийской демократии» оказались сильнее здравого смысла и разумного политического эгоизма. Впрочем, Европе не привыкать: 1 апреля 1940 г. «Юнкерсы» Люфтваффе бомбили Белград - 1 апреля 1999 г. Белград бомбили «Боинги» и «Стелсы», но Европа и этого не услышала, хотя и признала впоследствии устами г-жи Меркель, а затем и прочих европейских политиков7, банкротство поликультурного воспитания и толерантности, дающей возможность процветать своей полной противоположности - неонацизму и терроризму.

В стремлении «разгосударствить» Россию и получить доступ к её человеческим и минеральным ресурсам Запад готов «не заметить» приверженность нынешней украинской власти идеалам Бандеры и Гиммлера, - но именно молодые поклонники неонацизма представляют псевдореволюцию «новой» Украины, причем точно в том же

1 Всеукраинское объединение «Свобода» (Всеукрашське об еднання «Свобода»). Символ Лидер (фюрер) - Олег Тягни-бок. Идеология - украинский ультраправый национализм, антикоммунизм, антисемитизм. Количество членов - более 15 тыс. Молодёжные организации - Студенческая Свобода, МОО «Сокол». Девиз: «Мы живём в СВОей, БОгом ДАнной стране = СВО-БО-ДА».

2 См.: Kater M.H. Hitler Youth. Cambridge, МА: Harvard University Press, 2009.

3 Anna Mazzone, Panorama. А если США и ЕС поддерживают украинских неонацистов? [Электронный ресурс] // Официальный сайт КПУ. 2014. 11 марта. Режим доступа http://kpu-ch.com/news/anna_maccone_124_panorama_a_esli_ssha_i_es_ podderzhivajut_ukrainskikh_neonacistov/2014-03-11-3879.

«Назначенного Верховной радой премьер-министра Украины Арсения Яценюка освистали в немецком городе Ахен. ... Яценюка встретили протестующие, которые скандировали: "Смерть фашизму!" и "Руки прочь от Донбасса!"» (В Германии немцы встретили Яценюка криками: «Руки прочь от Донбасса!» [Электронный ресурс] // Вести^и. 30 мая 2014. Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1634817).

5 Что если Путин не сумасшедший, а неонацисты на Украине - реальность? [Электронный ресурс] // InoPressa. Иностранная пресса о России и не только. 11 марта 2014 г. Режим доступа: http://www.inopressa.ru/article/11mar2014/inotheme/ukr_putin_11.html.

6 Напр.: Rudling P.A. "The Return of the Ukrainian Far Right: The Case of VO Svoboda," Analyzing Fascist Discourse: European Fascism in Talk and Text. Eds. R. Wodak and J.E. Richardson.London and New York: Routledge, 2013, pp. 228-255; Shekhovtsov A. "From Para-Militarism to Radical Right-Wing Populism: The Rise of the Ukrainian Far-Right Party Svoboda." Right Wing Populism in Europe: Politics and Discourse Eds. R. Wodak, B. Mral, M. Khosravinik. London: Bloomsbury Academic, 2013, pp. 249263; Umland A., Shekhovtsov A. "Ultraright Party Politics in Post-Soviet Ukraine and the Puzzle of the Electoral Marginalism of Ukrainian Ultranationalists in 1994-2009." Russian Politics and Law 51.5 (2013): 33-58.

7 Баварцы потребовали от мигрантов выучить немецкий за год [Электронный ресурс] // Лента^а 2010. 11 ноября. Режим доступа: http://lenta.ru/news/2010/11/11/deutsch/; Теперь и Саркози признал, что политика мультикультурализма провалилась («AFP», Франция) [Электронный ресурс] // ИноСМИ. 11.02.2011. Режим доступа: http://inosmi.ru/europe/20110211/166444540.html.

духе, как Рём твердил о национальной революции, а Гитлер - о национальной реконструкции. Мечтой Бандеры была антисоветская и антирусская «незалежность» Украины в политическом фарватере идеологических установок и требований Третьего рейха.. Сами того не подозревая, «оранжевые» дети разноцветных революций реализуют «коричневую» программу Гитлера: «Я освобождаю людей от отягчающих ограничений разума, от грязных и унижающих самоотравлений химерами именуемыми совестью и личной независимостью, которыми могут пользоваться лишь немногие... Более сильное поколение отсеет слабых, жизненная энергия разрушит нелепые связи так называемой гуманности между индивидуумами и откроет путь естественному гуманизму, который, уничтожая слабых, освобождает место для сильных.»1. Суть именно в этом. Обесчещено само понятие демократической революции. Дети Майдана снова (в который уж раз после Белграда, Багдада, Бишкека, Каира и Триполи) жестоко обмануты. За сверхприбыли клуба миллиардеров от торговли Родиной, за отравленную землю сполна расплатится поколение «next». Но оно пока об этом не знает, ему пообещали сладкую жизнь в Еврозоне и уверили в необходимости защищаться от «агрессивного русского экспансионизма».

Пример прошлого поучителен только для того, кто способен учиться на горьких уроках истории. Сегодня «плывет» само определение нацизма, под которым даже педагоги склонны понимать все, что угодно, но не его истинную природу. А она неизменно такова: «Фашизм - это открытая террористическая диктатура наиболее реакционных, наиболее шовинистических, наиболее империалистических элементов финансового капитала. Фашизм - это не надклассовая власть и не власть мелкой буржуазии или люмпен-пролетариата над финансовым капиталом. Фашизм - это власть самого финансового капитала»2. Определение, данное Г. Димитровым в резолюции XIII пленума ИККИ и повторенное на VII Конгрессе Коминтерна, сохраняет свою силу. Ничего общего с «социализмом» у нацизма не было и нет. На действительный вызов социализма рабочего класса напуганная реакционная олигархия ответила идеологической провокацией национал-социализма, призванного уничтожить социалистические идеалы в умах нового поколения, перевоспитать и зомбировать молодежь в духе расизма и агрессивного фундаментализма. Назовем суть нацистской модели социального, точнее, диссоциального воспитания.

Общеизвестно, что «Гитлерюгенд» воспитывали первоклассные педагоги прусско-кайзеровской школы авторитарного послушания и традиционной германской дисциплины. В свое время Отто фон Бисмарк отводил скромному школьному учителю основную роль объединителя политически раздробленной и экономически приниженной Германии девятнадцатого века. Действительно, в XIX в. германская школа активно работала над пробуждением общенемецкого национального сознания, над воспитанием патриотизма и трудолюбия нового поколения. В дальнейшем, с образованием «державы Гогенцоллернов» педагоги националистической, кайзеровской, а затем и нацистской программы массового воспитания молодежи узурпировали и патриотизм, и романтические идеалы семейных уз, и «народность» крови и почвы, и систему воспитательной работы с молодежью через массовые детско-юношеские организации. Любая нацистская социализация паразитирует на чужих и даже мировоззренчески чуждых нацизму социальных институтах и культурно-идеологических ресурсах.

Подлогом эксплуатировалась идея социализма, не имеющая ничего общего с фашистскими представлениями о народном благе избранной нации. Но фашизм виден сразу и целиком, он везде един - принцип фюрерства снизу доверху, от бевербера и шарфюрера до рейхсфюрера и фюрера - вот главный организационно-идеологический стержень любого нацизма - германского, итальянского, хорватского, румынского, японского, литовского, эстонского, американского (Ку-клукс-клан), украинского, русского. В «новой Германии периода национальной реконструкции» (так НСДАП объясняла массам легитимность своего нахождения во власти), по утверждению Гитлера, воспитательную школу трудовой армии должна была пройти вся страна - все немецкое, «истинно арийское» население Третьего рейха, вся германская молодежь, якобы «отныне не знающая ни кастовых, ни классовых различий», но пройти такую школу можно было единственным способом, а именно - в рядах военизированного Трудового фронта, готовившего новое пушечное мясо для Круппа, Шпеера и Шахта. Политический крах буржуазной демократии дал воспитательную программу нацизма - могильщика «красной опасности». Именно такую классовую ложь «коричневого социализма» в форматах оранжевых «революций» сегодня разыгрывают на большой доске геополитики группировки-клики политических элит мировой транснациональной олигархии. Без подобной финансовой подпитки неонацизм никогда не смог бы развернуться так, как это происходит в наши дни.

В Российской Федерации ультраправая идеология по своему влиянию на молодежь наиболее весомо представлена ВОПД РНЕ (Русское национальное единство), Национально-патриотическим Фронтом «Память», Союзом русского народа (возрожден с 2005 г.), движением (черных) скинхедов. Примыкает к ним и Движение против нелегальной иммиграции (ДПНИ). В последнее время свое влияние на подростков и молодежь активизировали и клерикально-монархические союзы - последыши крайне правой, погромной идеологии новоявленных подражателей «Союза Михаила Архангела» (Союз православных хоругвеносцев, Опричный двор). В Казани оживились пра-вонационалистические национал-исламистские течения в духе диссидентов-салафитов, действующих так же, как ваххабиты в Чечне и Дагестане в 19994-2009 гг. На Украине это Нордический альянс, Всеукраинское объединение «Свобода» - наследники УПА-УНСО. Это наци-скинхеды как общественно-политическое молодежное движение, опирающееся на ФК «Карпаты» и т.п. полувоенно-спортивные базы и фан-клубы с культом памяти Гитлера («20 апреля»). Сегодня это национал-исторические клубы, околоспортивные фан-клубы или землячества «Галичина», «Эстония», «Lietuva», «Кавказ», активно, особенно на Северном Кавказе, нелегально вербующие в свои ряды учащуюся молодежь и подростков (Имамат Кавказ). Сегодня, анализируя события в Киеве, следует говорить о прямой, непосредственной угрозе общественной безопасности - о фашизме в новых исторических «упаковках».

Напомним, что национал-легионеры Общих СС и национальных зондеркоманд3 (карательных полицейских спецподразделений Востока) были, по существу, вспомогательными полицейскими силами, или ШуМа. Эти службы получа-

1 Цит. по: Деларю Ж. Указ. соч. С. 107.

2 VII конгресс Коммунистического Интернационала и борьба против фашизма и войны. Сборник документов / Ред. колл. Шириня К.К. (ответственный редактор), Соболев А.И., Фирсов Ф.И.. М., Политиздат, 1975. С. 12.

3 Schutzmannschaft, Waffen SS Allgemeine Schutzstaffeln und Sonderkommandos SS «Ost».

РНЕ. Фото с сайта http://www.chaspik.spb.ru/crime/dvuh-chlenov-organizatsii-russkoe-natsionalnoe-edinstvo-podozrevayut-v-terrorizme/

Эстонские неонацисты. Фото с сайта http://www.kaneva.com/asset/ assetDetailsLandingPage. aspx?assetId =5293506&communityId=0

Фанаты с нацистским флагом во время футбольного матча Украинской Лиги чемпионов в Киеве 19 апреля 2007 г. между киевским «Динамо» и «Карпатами». Фото ©AP с сайта http://www.newindian express. com/sport/article551205. ece

ли приказы непосредственно от Гиммлера через высших руководителей СС и полиции. Их «боевой путь» карателей пропитан кровью сотен тысяч советских людей - святых мучеников оккупационного режима. На проклятой богом и людьми гнилой совести бандеровцев - жертвы Волыни и Бабьего Яра, сожженные заживо и замученные жители белорусских сел и городов (Хатынь и др.), десятки тысяч расстрелянных красноармейцев, партийных и советских активистов, русских, еврейских и польских узников концлагерей. А в современном обществе оранжевый цвет бархатной прозападной псевдореволюции и популистского майдана сливается с ультраправым национал-радикализмом коричневой тональности, который именно в таком варианте сейчас пытается распространить свое влияние на среднюю школу как основной институт социализации и воспитания молодежи в СНГ. На Украине, по крайней мере, на Западной Украине, такой захват стал уже свершившимся фактом.

И последнее к тому замечание. Тягнибок и Ярош озвучили (не без ведома президента Порошенко) план по созданию массовой «патриотической партии» Украины - Украинской национальной ассамблеи. Но если на манер Германии 1932 г. и Украины 2013-2014 гг. сговор политически ангажированных миллиардеров произойдет в России - и ставка будет сделана точно так же на слияние всех ультраправых группировок под знаменем антисоветско-монархо-фундаменталистского «патриотизма» в одну массовую партию или движение? А флеш-мобы мобилизуют уже «перевоспитанную» «»Русским маршем» энергичную молодежь на «Мосмайдан-2017»? Сможет ли тогда вся вместе взятая современная правящая политическая элита России удержать страну от неонацистского государственного переворота, который будет выполнен под видом полной и окончательной десоветизации геополитического пространства России?

Коренные причины современной молодежной фашизофрении

Еще плодоносить способно чрево, которое выносило гада.

Б. Брехт

Почему все это стало возможным? Проанализируем истоки и корни этой акультурной аберрации истории как симптома разрыва поколений и раскола общества на уровне непосредственной угрозы государственной и общественной безопасности.

Для государств бывшего СССР решающая причина - социально-политическая катастрофа 1991 г., прекратившая существование СССР и фактически обанкротившая бывшие союзные республики - ныне члены СНГ. Реальной она стала именно в результате тотального политического саморазоружения и идеологического предательства руководства СССР, как объективно, так и субъективно подготовившего во второй половине 1980-х гг. Советский Союз к полномасштабной реализации диверсионного политического сценария «контролируемого хаоса». Это не вымысел и отнюдь не очередная идеологически окрашенная ссылка на пресловутую «теорию заговора», которую как «дремучую дикость» патриотов так любят высмеивать неолибералы. Вопреки расхожему мифу, Советский Союз был выведен из строя и ликвидирован отнюдь не в интересах ускорения и перестройки и, тем более, демократизации общества, а совсем по другим основаниям - как опасный экономический конкурент. Не на излете якобы застойного строя была проведена эта ликвидация, а на взлете уже подготовленных, но не реализованных принципиально новых и нестандартных ответов на острейшие технологические вызовы конца двадцатого века (и не только в сфере обороны и гонки вооружений). Судьба комплекса «Буран» - свидетельство тому.

По словам ответственных сотрудников Госдепартамента США и кадровых офицеров ЦРУ, «за последние 60 лет правительство США попыталось организовать государственные перевороты в 50 странах, и более чем в половине случаев ему это удалось» (В. Блам, бывший сотрудник Госдепартамента)1. «У крушения СССР и Варшавского блока было много внутренних причин, но ЦРУ годами выращивало внутренние движения для подрыва соцблока. Нестабильность, которую они создали в 90-е годы, США использовали для окружения России военными базами, потому они понимают: Россия - это по-прежнему единственная страна, которая может уничтожить США... В 90-х Россию заставили пройти через все круги ада. Рецепт был тот же, что в Латинской Америке - разрушить экономику, здравоохранение, образование, само государство. Их целью были только природные ресурсы. Это была гигантская спланированная операция.»

1 Цит. по: Империя «добра». Сокращенная расшифровка телепередачи «Специальный корреспондент», РТР, эфир 28 октября 2007 г. [Электронный ресурс] // Антикомпрадор.ру. 20.06.2008. Режим доступа: http://anticomprador.ru/publ/34-1-0-410. См. также: Империя добра [Электронный ресурс] // УоиТиЬе. 2012. 21 янв. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch? v=rP9DuFLOVl0&feature=related.

(Ф. Эйджи, офицер ЦРУ в 1957-1968 г.)1, которая, однако, с ликвидацией СССР не закончилась. В рамках долгосрочной стратегии скрытого действия (официальное название «Covert action») на очереди стоят новые серии социально-политических дестабилизаций в Белоруссии, Украине, РФ, Казахстане, отрепетированных в «цветочных революциях» 2011 г. в Северной Африке и Сирии. В дополнение к внутренним неурядицам и напряженности, вполне очевидны внешние причины эскалации обстановки хаоса и дальнейшего разложения в странах СНГ. Как и в 1991 г., для этого важно создать патовую политическую ситуацию: население устало от экономического банкротства коррумпированного правительства, но на смену ему приходит правительство политических марионеток.

Пользуясь известным выражением В.И. Ленина, «низы» не хотят больше «терпеть», «верхи» не могут больше «править», но готовы удержать свою власть любой ценой и под личиной любой демагогии. И тогда на авансцену, маскируясь, как и в 1933 г., радикальной социальной фразеологией, выходят молодые люди, вооруженные идеологией нацизма - идеологией откровенного национального предательства. Но молодые люди об этом не догадываются. Их вожди ряжены под демократов, сторонников прогресса и толерантности. «Людям в России важно знать, что ЦРУ было создано не как агентство по сбору информации, а как способ вмешательства во внутреннюю политику других стран... Как? Если в стране проводятся выборы, будут использованы выборы, они попробуют вмешаться и использовать все виды провокаций, чтобы на них победили партии, лояльные США. Другой способ - это проникновение в институты власти, правительство, партии, газеты, радио и телевидение, студенческие организации и профсоюзы. Можно спровоцировать на вмешательство военных - они всегда болезненно реагируют на хаос; поэтому надо создать хаос - это всегда требует большего количества людей и денег. Конечная цель - об этом говорил еще британский ученый Маккиндер - в историческом, географическом, экономическом соревновании - главный приз в этой игре - это Россия. И что бы ни утверждали США, Россия сегодня - это цель номер один для американской политики. Ракеты в Европе нужны только для одного - получить стратегическое превосходство, возможность нанесения первого удара по России <...> При Путине ситуация в России изменилась, в США и Европе растет озабоченность возрождением великой державы, у которой есть природные ресурсы. И я хочу сказать это русским - не будьте наивными: ЦРУ - это инструмент, который уже используется против России, чтобы остановить ее» (Ф. Эйджи)2. НАТО движется на Восток. США открыто заявляют о зоне своих жизненных интересов на территории СССР - СНГ, берет Киев под защиту. Следующая остановка - Минск?

Пресловутая «деидеологизация» воспитания на поверку историческим опытом оказывается продуктом идеологии современных ТНК, исходящих в своей политике и идеологии для образования отнюдь не из интересов «свободного рынка» или «свободы слова и личности», а из стратегических интересов корпоративного финансового капитала, системы тоталитарно-жесткой, в которой управляемый и контролируемый потребитель - только звено. Образовательные системы десятков государств, включая страны СНГ, уже столкнулись с таким проявлением этого «порядка» как «закрывающие технологии» по устранению геополитических конкурентов в экономике, образованииЗ. Особенно ошеломляющи эти «технологии» в сфере гуманитарного знания, в утратах многих ресурсов образовательной среды, в незавидной судьбе многих научных школ и направлений.

«Закрывающие технологии» закрывают целые отрасли науки, техники, промышленности, НИРов-ские тематики, экономическую жизнь целых регионов, закрывают будущее целым социальным стратам вступающих в жизнь поколений. Двадцать лет подряд идет социальное расслоение образовательного пространства и образование в нем процветающих «элитных образовательных гетто» за счет и в ущерб значительной массы школ, не способных обеспечить своим выпускникам даже уровень образовательного минимума. Резкое удорожание конкуренции на потребительском рынке выпускников образовательных учреждений совершается на фоне застойной безработицы и функциональной малограмотности на рынке труда. Феномен «управляемого кризиса» и «закрывающих технологий» в социумах девальвирует ценность многих профессий. Относительное, а местами и абсолютное, обнищание некогда вполне благополучного населения, отныне лишенного каких бы то ни было жизненных перспектив, порождает не только социальное отчаяние, апатию и отупение, но и социальную озлобленность, особенно у представителей молодого поколения. А в силу отсутствия сколько-нибудь значимого жизненного опыта, культуры, воспитания и образования эти молодежь оказывается фактически десоциализированной, хуже того - подверженной, как и в Германии и Италии 1920-х гг. мощному влиянию факторов и агентов негативной социализации.

Один из существенных источников современного молодежного экстремизма, все чаще принимающего формы ультраправого, неонацистского и фашистского национал-радикализма. Значительной частью деклассированной городской и сельской молодежью утрачены традиционные трудовые навыки, характеризующих преемственность по-

1 Там же.

2 Там же.

3 В новейшей истории США продолжили поощрять сепаратизм и национализм на территории СССР, Югославии, на Украине. Сталкивать, разрушать изнутри государства на постсоветском и в целом евразийском пространстве, списывая в результате свои многочисленные долги, -эту тактику Вашингтон последовательно продолжает и сегодня. См.: Городненко Ю. Кто на очереди после Украины [Электронный ресурс] // РИА Новости. 05.05.2014. Режим доступа http://ria.ru/columns/20140505/ 1006591123.html.

Нацистское приветствие в фан-секторе сборной Украины, Арена Львов/ Кадр: УоиЬиЪе. Фото с сайта ЫЬр://ю~шюмпшп. пе t/sport/837058-mer-lvova-prosit-otmenit-sanktsii-fifa-za-yakoЪyi-proyavleniya-natsizma.html

колений в традиционном обществе. Все это усугублено многократно возросшей и усложнившейся этнической пестротой, обезличенной нивелировкой жизни в социальных средах мегаполисов, появлением самых настоящих «гетто», населенных так называемыми мигрантами, среди которых, естественно высок и процент преступности. В силу этого диссоциальное воспитание снова принимает характер воспитания фашистского, вырастая из фанатских околоспортивных кружков и движений рассерженной «бритоголовой» молодежи.

Перед молодежью выставляют образы ее врагов - сегодня это «совковое быдло», «коммуняки», «жиды», «чернож--ые» и «косоглазые», с национальными нюансами - «клятые москали», «кацапы», «хохлы», «азеры», «хачики», «урусы», «чучмеки». Главное - умелое и временами весьма эффективное возбуждение обоюдной межнациональной вражды . В нацсекторах Рунета регулярно подвешиваются материалы, объясняющие, что «русские - это потомственные рабы», процветает нецензурное музыкальное хулиганство неонацистских групп. Провокация рождает ответную провокацию. В итоге складывается очередная, исторически патовая ситуация вырожденного и в нацистском стиле извращенного национального возмущения и социального протеста малограмотной и обозленной молодежи, готовой бить и убивать всякого, на кого укажут знающие «доброжелатели». Примером тому может служить внезапно (для обывателя) прорвавшаяся в Москве в середине декабря 2010 г. активность молодежных фанатских группировок на Манежной площади. Достаточно любого серьезного повода. Стихийным протестом молодежи немедленно и целенаправленно воспользовались «взрослые» праворадикальные националистические группировки, поддержанные неонацистским Русским национальным единством (РНЕ), «Русским маршем», ДПНИ, черными скинхедами и им подобными. Это один из путей, подсказывающей молодежи, как можно быстрее и эффективнее взорвать «путинскую Россию».

Данная ситуация аналогична европейской (турецкие молодежные группировки в современной ФРГ, Дании, Швеции, алжирские субкультурные очаги во Франции, пакистанские мусульманские секты в Великобритании и пр.). Временами агрессивная культурная самоизоляция национальных общин создает ситуацию взаимной нетерпимости молодежи с обеих сторон потенциального конфликта, чем активно пользуются в своей пропаганде среди молодежи неонацистские организации, превращая социально-классовые проблемы в конфронтацию на национальной почве. Жизнь показывает, что многонациональное сообщество в современную эпоху не только глобализируется и модернизируется. В еще большей мере общество «глокализируется» (то есть самозамыкается и самоизолируется по этносоциальным ячейкам) и архаизируется, идя на поводу у наиболее реакционных, сектантских, квазирелигиозно-фундаменталистских идеологических течений. Этнические общины отказываются следовать общепринятым социокультурным образовательным нормам и этическим эталонам. Это и отказы от соблюдения стандартов светского образования в школах Франции, волнения сикхов в Соединенном Королевстве, и резкое усиление влияния праворадикальных общин ваххабитской ориентации на сознание и поведение учащейся турецкой молодежи в ФРГ и т.д. По-прежнему взрывоопасно тлеют ожесточенные межэтнические конфликты, готовые вовлечь в орбиту своей потенциальной эскалации новые подрастающие поколения Европы: в Бельгии (фламандцы и валлоны), в Испании (баски), в Великобритании (ирландцы-католики Ольстера). По-прежнему не решена ни одна из проблем как социокультурной инкорпорации иммигрантов, так и образования и инкультурации цыганского населения Европы.

В политических элитах Европейского Союза признается злободневность поликультурного воспитания - в нем западноевропейские педагоги видят выход из кризиса в межэтнических отношениях. На протяжении десятилетий воспитание - одна из центральных тем педагогических конференций Запада2. Однако с 1990-х педагоги и социологи Запада в целом и Евросоюза в частности отмечают рост радикально экстремистских настроений среди детей и подростков3. Налицо признаки этноцентризма и фактической национально-расовой сегрегации нацменьшинств и мигрантов в сфере занятости. Отмечается рост бытовой неприязни и враждебности представителей населения коренных наций и к уже традиционным этническим группам, и к новым общностям мигрантов-беженцев. Не преодолены, а частично усугублены последствия образовательной ассимиляции и «культурного геноцида» европей-

1 Характерно, что митинги Болотной площади с демагогическими лозунгами «Хватит кормить Кавказ!», состоявшиеся в Москве в 2012 г. были организационно связаны с неолибералами группы Б. Немцова и Навального. Стоит вспомнить и об обложке одного из номеров журнала «Итоги» Е. Киселева за 1994 г.: «России пора уходить с Северного Кавказа».

2 Об этом см.: Hill I. "Multicultural and International Education: Never the Twain Shall Meet?." International Review of Education 53.3 (2007): 245-264; Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л. Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы // Педагогика. 2007. № 4. С. 3-10. См. также, напр.: Allport G.W., Bigelow K.W. Cultural Groups & Human Relations: Twelve Lectures before the Conference on Educational Problems of Special Cultural Groups, Held at Teachers College, Columbia University, August 18 to September 7, 1949. New York: Bureau of Publications, Teachers College, Columbia University, 1951; Dubois S.V.C., ed. Conference on Multiculturalism in Education. Multiculturalism in Education (April 20-23, 1977, the Sheraton Centre Hotel, Toronto, Ontario). Toronto, Ontario: Association for Curriculum Development, 1977; Council of Europe. Conference of American and European Educators on "Teaching and Learning about Each Other, the USA and Western Europe", Washington D.C., U.S.A., 11-15 November 1984. Conference Report. Strasbourg: Council of Europe, 1985; Taylor D.M. "The Social Psychology of Racial and Cultural Diversity: Issues of Assimilation and Multiculturalism." Bilingualism, Multiculturalism, and Second Language Learning: The McGill Conference in Honour of Wallace E. Lambert. Ed. A.G. Reynolds. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1991, pp. 1-19; Isralowitz R.E., ed. Immigration and Absorption Issues in a Multicultural Perspective: Proceedings of the UCLA/BGU conference on immigration, May 1991. Beer Sheva, Israel: Hubert H. Humphrey Institute for Social Ecology, Ben Gurion University of the Negev, 1994; International Association for Intercultural Education (IAIE). Intercultural Education: Paideia, Polity, Demoi. Conference Proceedings of the Annual Conference. Athens: University of Western Macedonia, 2009.

3 Altman I. "Higher Education and Psychology in the Millennium." American Psychologist 51.4 (1996): 371-378; Flecha R. "Modern and Postmodern Racism in Europe: Dialogic Approach and Anti-Racist Pedagogies." Harvard Educational Review 69.2 (1999): 150-172; Power C.N. "Global Trends in Education." International Education Journal 1.3 (2000): 152-163. Hainmueller J., Hiscox M.J. "Educated Preferences: Explaining Attitudes toward Immigration in Europe." International Organization 61.02 (2007): 399442; Law I., Swann S. Ethnicity and Education in England and Europe: Gangstas, Geeks and Gorjas. Farnham: Ashgate Publishing, Ltd., 2011; Van der Valk I. "Youth Engagement in Right Wing Extremism: Comparative Cases from the Netherlands." Extreme Right-Wing Political Violence and Terrorism. London: Bloomsbury 2013, pp. 129-149; Bizina M., Northfield V.T., Gray D.H. "Radicalization of Youth as a Growing Concern for Counter-Terrorism Policy." Global Security Studies 5.1 (2014): 72-79.

ских этнических меньшинств. Несмотря на признание первыми лицами ЕС фактического провала в нем модели поликультурного воспитания, оно по-прежнему декларируется как официальнй курс Евросоюза1. Его лидеры и эмиссары вполне сознают, что альтернативой такому курсу станет жесткий изоляционизм, эскалация этнической вражды, чреватой экономической и гуманитарной катастрофой Европы (пример -Югославия 1991-1999). Тем не менее, сегодня этими лидерами и эмиссарами де-факто делается всё возможное для создания «питательной среды» будущих катастроф такого рода. Под флагом экспансии идеологии «открытого общества» и проведения неолиберальных реформ экспортируются экономическая нестабильность и «оранжевые» перевороты, локомотивом которых является ультранационализм, «фигурами умолчания» остаются националистически, даже пронацистски настроенные педагоги Восточной Европы, постсоветских республик, в ряде которых консервируется фактическая образовательная дискриминация русскоязычного населения.

«Дикий рынок» политических идеологий сегодня - это не только и не столько игра политтехнологов, но закономерное следствие неуправляемых процессов социально-классовой поляризации общества в РФ и СНГ, развернувшейся с 1991 г. Это не синоним «общественного блага». Лишенный жизненного психологического иммунитета к радикальным идеологическим диверсиям в сфере информационной войны, подросток сегодня внимает типам социальности, полярно разным по смыслу, мировоззрению и ценностным основаниям. Различна при этом и мораль - в одни и те же понятия долга, совести, чести вкладывается разное содержание. А школа часто делает вид, что все идет хорошо - без воспитания, игнорируя мировоззрение подрастающего поколения. Моральный релятивизм, плохо или неверно понятая «толерантность без границ» оправдывается необходимостью пресловутой деидеологизации школы. Отсюда стремление убрать из стен школы воспитание как явление и процесс, вообще заменить понятие воспитание предоставлением гувернерских услуг. Характерен и тезис «Лучше никакого воспитания, чем советское!»2.

Феномены новых вызовов общественному воспитанию не замедлили заполнить этот вакуум смыслов. Среди них провокация межнациональной розни, разжигание шовинизма и национализма, формирование чувства национального самоунижения, презрения к собственной стране. Воспитание ненависти к СССР. Морально-политическая дезориентация значительной части молодежи, не понимающей, почему ругают нацистов - ведь они же «боролись с кровавым режимом Сталина». Запредельно циничное славословие в адрес «образцовых героев» -рыцарей национальных СС без страха и упрека на сайтах не только Литвы или Украины, но и Рунета (нацисты Третьего рейха и японские самураи пропагандируются вместе с военной техникой вермахта в интерактивных играх) Глумление над ключевыми фигурами и событиями недавней отечественной истории и советского общества (Ленин, Октябрьская революция, День Победы), и формирование обостренного, на уровне условных рефлексов, чувства ненависти к ним. Борьба с понятием «советский народ», вытравливание или обессмысливание понятия «советская культура». Осквернение и уничтожение памятников истории и культуры советской эпохи. Тиражируемая целым рядом СМИ и социальными сетями модель диссоциального воспитания невежественного пренебрежения и недоверия ко всему советскому и - далее - русскому в сфере достижений науки, техники, промышленности и сферы быта, традиций и праздников. Привитие чувства национальной неполноценности. Анекдоты, байки и комментарии ко многим «либеральным» материалам Рунета о России закрепляют миф о «вечной русской безалаберности и бесхозяйственности». С другой стороны, рисуется образ «агрессивного Ивана», готового на все палача и истязателя народов, - и вот уже прадед для правнука не солдат-освободитель, а садист и мучитель жителей Прибалтики, Украины и Европы. В такой модели воспитания, разработанной и предлагаемой Гуверовским институтом войны, революции и мира, Институтом Брукингса, Heritage Foundation и др. «центрами советологии», любить, тем более, защищать «варварскую», «совковую» Родину неприлично. В программу социализации изначально закладывается культ предательства, оправдываемого идеологическими посылами к инстинктам. Конечная цель, предупреждал на деле знавший подноготную «тайной войны» А. Зиновьев, - внушить, что, оказывается, нет никакой России, нет ни русской истории, ни русской культуры, ни русского народа3.

«Муляж сословных традиций», попытка реанимации архаических социальных институтов, культурных стереотипов, обрядов, вплоть до фантазийных миров полностью оторванной от реальности молодежной субкультуры -тоже один из потенциальных источников неонацистской угрозы. Псевдокульт «государя-императора» и неодворяне от поп-культуры - это не символы-идеалы «патриотического» воспитания. Любая ставка на так называемый фундаментализм - это все тот же пример «закрывающей технологии» для некогда передовой державы. Это идеологический тупик, еще один запасной путь в «никуда», подсказанный все теми же политтехнологами ЦРУ. Получается одно -монархофашизм... шумно празднуемый 4 ноября «Русским маршем» с комментариями в соцсетях в духе: «я, патриот, ненавижу совок!».

Модель школы образовательных услуг, лишенная воспитания, морально и ценностно дезориентированная школа фактически воспроизводят омассовленного социального индивида, действующего и ведущего себя в основном в силу карьерной мотивации дельца и приспособленца. Формальное принятие социальных ролей спектакля на рынке общественного лицемерия сочетается у такого социального индивида с единственной жизненной мечтой о том, как бы половчее устроиться на престижную инофирму, а потом и вообще «свалить из этой страны». Обыватель не осознает самого себя, но четко выполняет пиарные команды СМИ от олигархических кланов. Феномен отчуждения человека - от мира, от людей, от самого себя - источник провалов в воспитании на фоне неонацистской угрозы. Это

1 Так, судя по информации сайта Ассоциации руководителей международным образованием, только эта Ассоциация - сама и совместно с аналогичными международными образовательными структурами - уже провела и анонсирует значительное количество конференций по проблемам кросс-культурного/мультикультурного образования ("International Education Conferences." Association of International Education Administrators. AIEA, n.d. Web. <http://www.aieaworld.org/upcommg-conferences>).

2 Агеев А.И. К.В. Фролов: Возвращение к истинным целям. Беседа с академиком Константином Васильевичем Фроловым // Экономические стратегии. 2000. № 1. С. 6-10; Князев Е. Академики высказались за стабильность и развитие // Вузовский вестник. 2008. 1-15 апреля. № 7 (55).

3 См.: Зиновьев А.А. Русская трагедия. Гибель утопии. М.: Алгоритм, 2002.

относится к выбору жизненных ценностей как средств манипуляции окружающими людьми и к потребительским стереотипам реактивного мышления и поведения как средству социально-классовой сегрегации общества, механизмы которого запущены в ход контрреволюцией в СССР в 1991 г. Так кого же воспитывает школа России? Личность труженика? Творца? Личность свободного человека - патриота и семьянина? Личность потребителя? Личность рантье? Личность космополита? Или будущего нациста?

Этот вызов теории и практике общественного воспитания уже привел к трагическим результатам. Безусловно, он должен быть адекватно воспринят, понят и проанализирован педагогическим сообществом России во всех аспектах социально-педагогической реальности, строго обязательно рассматриваемой в контексте государственной и общественной безопасности. Альтернативы нет. И пока еще не поздно. Одним из важных и до сих пор недооцениваемым элементом этого процесса являются факторы гуманитарной сферы воспроизводства человеческих ресурсов - в сфере общественного воспитания. Было бы разумным создать постоянно действующий Консультативный координационный совет при Общественной Палате России. В прерогативы этого Совета (или Общественного Комитета) входил бы не только элементарный ликбез массовой педагогической общественности страны по поводу реальной природы, истоков, корней, проявлений и мимикрий современного неонацизма и неофашизма безотносительно к их национальной или квазирелигиозной окраске. Сегодня более чем своевременно принятие эффективных решений и реальных мер по предотвращению распространения неофашистской идеологической заразы в школах России.

ЛИТЕРАТУРА

1. VII конгресс Коммунистического Интернационала и борьба против фашизма и войны. Сборник документов / Ред. колл.

Шириня К.К. (ответственный редактор), Соболев А.И., Фирсов Ф.И.. М., Политиздат, 1975.

2. Агеев А.И. К.В. Фролов: Возвращение к истинным целям. Беседа с академиком Константином Васильевичем Фроло-

вым // Экономические стратегии. 2000. № 1. С. 6-10.

3. Баварцы потребовали от мигрантов выучить немецкий за год [Электронный ресурс] // Лентами. 2010. 11 ноября. Режим

доступа: http://lenta.ru/news/2010/11/11/deutsch/.

4. Берман А. Украина стоит на втором месте в рейтинге неонацистской угрозы [Электронный ресурс] // Макспарк. 2012.

27 октября. Режим доступа: http://maxpark.com/community/politic/content/1628574.

5. В Германии немцы встретили Яценюка криками: «Руки прочь от Донбасса!» [Электронный ресурс] // Вести^и. 2014. 30

мая. Режим доступа: http://www.vesti.ru/doc.html?id=1634817.

6. В музее Голодомора Ющенко хвалят и ругают [Электронный ресурс] // Наша Украина! 2009. 16 ноября. Режим доступа:

http://www.ua-patriot.at.ua/blog/v_muzee_golodomora_jushhenko_khvaljat_i_rugajut/2009-11-16-1084.

7. Вести.Ру: Западная Украина объявила День Победы днем траура [Электронный ресурс] // Новости Рамблер. 2013. 1 мая.

Режим доступа: http://news.rambler.ru/18885110/.

8. Городненко Ю. Кто на очереди после Украины [Электронный ресурс] // РИА Новости. 2014. 5 мая. Режим доступа

http://ria.ru/columns/20140505/1006591123.html.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Деларю Ж. История гестапо. Смоленск: Русич, 1998.

10. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в России и за рубежом: сравнительный анализ. М.: Прометей, 2006.

11. Дмитрий Киселев: «Поведение Запада граничит с шизофренией» [Электронный ресурс] // Известия. 2014. 4 апреля. Ре-

жим доступа http://izvestia.ru/news/568611#ixzz2yNf9bV3l.

12. Зиновьев А.А. Русская трагедия. Гибель утопии. М.: Алгоритм, 2002.

13. Империя добра [Электронный ресурс] // YouTube. 2012. 21 янв. Режим доступа: http://www.youtube.com/watch?

v=rP9DuFL0Vl0&feature=related.

14. Империя «добра». Сокращенная расшифровка телепередачи «Специальный корреспондент», РТР, эфир 28 октября 2007

г. [Электронный ресурс] // Антикомпрадор.ру. 2008. 20 июня. Режим доступа: http://anticomprador.ru/publ/34-1-0-410.

15. Калачёв Б.Ф. Вопреки решениям Нюрнбергского трибунала: новые тенденции и формы пропаганды фашизма // Про-

странство и Время. 2011. № 2. С. 77-85.

16. Князев Е. Академики высказались за стабильность и развитие // Вузовский вестник. 2008. 1-15 апреля. № 7 (55).

17. Коэн С. Ложь о России (The Nation, США) [Электронный ресурс] // ИноСМИ. 2014. 14 февраля. Режим доступа:

http://inosmi.ru/world/20140213/217505909.html.

18. Крашенинникова В., Росс А. Пушки августа - нацисты, НАТО и цветные революции. Журнал «Политический класс», август

и сентябрь 2009 [Электронный ресурс] // ИНВЕССИН: Институт внешнеполитических исследований и инициатив. Режим доступа: http://www.invissin.ru/publications/guns_of_august_nazis_nato_and_color_revolutions_political_class_magazine/

19. Лиханов Д. Революция щенков [Электронный ресурс] // Trud.ru. 2014. 26 марта. Режим доступа

http://www.trud.ru/index.php/article/26-03-2014/1309839_revoljutsija_schenkov.html

20. Макаев В.В., Малькова З.А., Супрунова Л.Л. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы

// Педагогика. 2007. № 4. С. 3-10.

21. Маццоне A. А если США и ЕС поддерживают украинских неонацистов? [Электронный ресурс] // Официальный сайт

КПУ. 2014. 11 марта. Режим доступа http://kpu-ch.com/news/anna_maccone_124_panorama_a_esli_ssha_i_es_ podderzhivajut_ukrainskikh_neonacistov/2014-03-11-3879.

22. Миллер А.И. Политические символы и историческая политика // Символическая политика. 2014. Вып. 1. С. 164-174.

23. Мэр Кишинева запретил День Победы в День Европы [Электронный ресурс] // МК^а 2013. 10 декабря. Режим досту-

па: http://www.mk.ru/politics/sng/article/2013/12/10/957402-mer-kishineva-zapretil-den-pobedyi-v-den-evropyi.html.

24. Теперь и Саркози признал, что политика мультикультурализма провалилась («AFP», Франция) [Электронный ресурс] //

ИноСМИ. 2011. 11 февраля. Режим доступа: http://inosmi.ru/europe/20110211/166444540.html.

25. Токаренко А.В., Суржик Д.В. В смертельном пике информационной войны // Пространство и Время. 2014. № 3(17).

С. 34-44.

26. Уцелевший из «Одесской Хатыни»: «Я никогда не забуду этого ужаса...» [Электронный ресурс] // ВКонтакте. Антимай-

дан Одесса. Одесса Город-Герой. 2014. 3 мая. Режим доступа: http://m.vk.com/wall-68564357_3524.

27. Фарион требует от СБУ провести люстрацию профессуры [Электронный ресурс] // Взгляд онлайн. 2013. 23 мая. Режим

доступа: http://vz.ua/news/3757-farion_trebuet_ot_sbu_provesti_lyustratsiyu_professury

28. Что если Путин не сумасшедший, а неонацисты на Украине - реальность? [Электронный ресурс] // InoPressa. Иностранная

пресса о событиях в России и в мире. 2014. 11 марта. Режим доступа: http://www.inopressa.ru/article/11mar2014/inotheme/ ukr_putin_11 .html.

29. Allport G.W., Bigelow K.W. Cultural Groups & Human Relations: Twelve Lectures before the Conference on Educational

Problems of Special Cultural Groups, Held at Teachers College, Columbia University, August 18 to September 7, 1949. New York: Bureau of Publications, Teachers College, Columbia University, 1951.

30. Altman I. "Higher Education and Psychology in the Millennium." American Psychologist 51.4 (1996): 371-378.

31. Bizina M., Northfield V.T., Gray D.H. "Radicalization of Youth as a Growing Concern for Counter-Terrorism Policy." Global

Security Studies 5.1 (2014): 72-79.

32. Boryk J. Collection Memory Politics: The Use of the Holodomor as a Political and Nationalistic Tool in Ukraine. In Partial Ful-

fillment of the Requirements for the Degree of Master of Arts. Budapest, Hungary: Central European University, 2011. PDFfile. <http://www.etd.ceu.hu/2011/boryk_jennifer.pdf>.

33. Council of Europe. Conference of American and European Educators on "Teaching and Learning about Each Other, the USA and

Western Europe", Washington D.C., U.S.A., 11-15 November 1984. Conference Report. Strasbourg: Council of Europe, 1985.

34. Dubois S.V.C., ed. Conference on Multiculturalism in Education. Multiculturalism in Education (April 20-23, 1977, the Shera-

ton Centre Hotel, Toronto, Ontario). Toronto, Ontario: Association for Curriculum Development, 1977.

35. Flecha R. "Modern and Postmodern Racism in Europe: Dialogic Approach and Anti-Racist Pedagogies." Harvard Educational

Review 69.2 (1999): 150-172.

36. Hainmueller J., Hiscox M.J. "Educated Preferences: Explaining Attitudes toward Immigration in Europe." International Organi-

zation 61.02 (2007): 399-442.

37. "International Education Conferences." Association of International Education Administrators. AIEA, n.d. Web.

<http://www.aieaworld.org/upcoming-conferences>.

38. Hill I. "Multicultural and International Education: Never the Twain Shall Meet?." International Review of Education 53.3

(2007): 245-264.

39. International Association for Intercultural Education (IAIE). Intercultural Education: Paideia, Polity, Demoi. Conference Pro-

ceedings of the Annual Conference. Athens: University of Western Macedonia, 2009.

40. Isralowitz R.E., ed. Immigration and Absorption Issues in a Multicultural Perspective: Proceedings of the UCLA/BGU confer-

ence on immigration, May 1991. Beer Sheva, Israel: Hubert H. Humphrey Institute for Social Ecology, Ben Gurion University of the Negev, 1994.

41. Kas'ianov G. "The Holodomor and the Building of a Nation." Russian Social Science Review 52.3 (2011): 71-93.

42. Kater M.H. Hitler Youth. Cambridge, МА: Harvard University Press, 2009.

43. Law I., Swann S. Ethnicity and Education in England and Europe: Gangstas, Geeks and Gorjas. Farnham: Ashgate Publishing,

Ltd., 2011.

44. Oberschall A. "The Manipulation of Ethnicity: From Ethnic Cooperation to Violence and War in Yugoslavia." Ethnic and Ra-

cial Studies 23.6 (2000): 982-1001.

45. Power C.N. "Global Trends in Education." International Education Journal 1.3 (2000): 152-163.

46. Rudling P.A. "The Return of the Ukrainian Far Right: The Case of VO Svoboda," Analyzing Fascist Discourse: European Fas-

cism in Talk and Text. Eds. R. Wodak and J.E. Richardson.London and New York: Routledge, 2013, pp. 228-255.

47. Shekhovtsov A. "From Para-Militarism to Radical Right-Wing Populism: The Rise of the Ukrainian Far-Right Party Svoboda."

Right Wing Populism in Europe: Politics and Discourse Eds. R. Wodak, B. Mral, M. Khosravinik. London: Bloomsbury Academic, 2013, pp. 249-263.

48. Taylor D.M. "The Social Psychology of Racial and Cultural Diversity: Issues of Assimilation and Multiculturalism." Bilingual-

ism, Multiculturalism, and Second Language Learning: The McGill Conference in Honour of Wallace E. Lambert. Ed. A.G. Reynolds. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associates, 1991, pp. 1-19.

49. Umland A., Shekhovtsov A. "Ultraright Party Politics in Post-Soviet Ukraine and the Puzzle of the Electoral Marginalism of

Ukrainian Ultranationalists in 1994-2009." Russian Politics and Law 51.5 (2013): 33-58.

50. Van der Valk I. "Youth Engagement in Right Wing Extremism: Comparative Cases from the Netherlands." Extreme Right-Wing

Political Violence and Terrorism. London: Bloomsbury 2013, pp. 129-149.

51. Zhurzhenko T. ""Capital of Despair" Holodomor Memory and Political Conflicts in Kharkiv after the Orange Revolution." East

European Politics & Societies 25.3 (2011): 597-639.

Цитирование по ГОСТ Р 7.0.11—2011:

Беляев, Г. Ю. Неонацизм как модель социализации и воспитания: угроза государственной безопасности и глобальный вызов гуманистическим образовательным системам / Г.Ю. Беляев // Пространство и Время. — 2015. — № 1—2(19—20). — С. 43—52. Стационарный сетевой адрес: 2226-7271provr_st1_2-19_20.2015.14_

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.