д. в. Любин
«Неофициальная академия» Художественная колония «Ворпсведе» в конце XIX - начале XX века
Статья посвящена истории создания и первым десятилетиям существования (до 1914 года) художественной колонии в Ворпсведе. Ворпсведская колония - важное явление в немецком искусстве конца XIX - начале XX века. В творчестве ее мастеров получили развитие различные стилевые направления: реалистический лирический пейзаж и бытовой жанр, модерн, экспрессионизм. В течение нескольких лет существовало «Объединение художников Ворпсведе», затем каждый мастер работал самостоятельно. Ворпсведе является одним из центров художественной жизни Германии и в настоящее время - его история продолжается более ста лет. Ключевые слова: Ворпсведе; художественная колония; искусство Германии конца XIX - начала XX века.
D. V. Lyubin
"Unofficial academy" The artist colony Worpswede in the end of XIX - beginning of the XX century.
The article is devoted to the foundation and first decades of existence (before 1914) of the artist colony in Worpswede. Worpswede artist colony is important part of the German art of the end of XIX - beginning of the XX century. Worpswede artists worked in different styles: realist lyric landscape, Art Nou-
veau, expressionism. During several years existed "Worpswede artists union", afterwards every artist worked by his own. Worpswede is one of the centers of the German cultural life up to the present time, its history lasted over than one hundred years.
Key words: Worpswede; artist colony; German art of the end of XIX - beginning of the XX century
90-е годы XIX столетия были временем глубоких перемен в немецком искусстве. Изменения происходили во всех областях художественной жизни и коснулись деятельности творческих объединений, музейной практики и частного коллекционирования, академического образования и т.д. Молодые художники более не желали воспринимать методы художественного образования, которые им предлагали академии. В условиях перемен, во многом ставивших под сомнение состоятельность и актуальность искусства прошлых десятилетий, академии не могли удовлетворить потребностям нового поколения. Этим художникам, родившимся, в основном, в 1860-х гг., самим предстояло стать профессорами в Мюнхене, Дюссельдорфе, Веймаре, Карлсруэ, Берлине и других центрах немецкого искусства. Но это произошло в 1900-1910-х гг., а пока они целеустремленно и жадно искали источники вдохновения и мастерства, стремясь обрести основы своего творчества. Многие находили эти основы в работах голландских художников XVII столетия, другие - в искусстве французских мастеров: вначале барбизонцев, а затем - импрессионистов. Уроки современных художников и внимательное изучение живописных школ прошлого стали фундаментом, на котором развивалось оригинальное немецкое искусство конца XIX в., которое теперь, в отличие от предыдущих десятилетий, живо интересовалось всем немецким - историей, природой, людьми и их жизнью.
В нашем случае речь пойдет о художественной колонии «Ворп-сведе» - уникальном примере того, как мастера, принадлежавшие к поколению рожденных в 1860-х гг., обрели «свое», точно определенное, географическое место на немецкой земле, и как это место стало основой не только для их творчества, но и всей жизни. Оно непрерывно питало их искусство, развивало его, открывалось с самых разных сторон и всякий раз удивляло своей поистине неисчерпаемой
новизной. Для художников это место стало подлинной академией, в которой каждый из них на всю свою жизнь нашел главное: основы творчества. Восхищает и то, насколько точно и глубоко люди и место обрели друг друга. Ворпсведе - пример удивительного «попадания» молодых, не имевших большого художественного - да и жизненного - опыта, живописцев, в совершенно неизвестную, внешне очень неброскую, ничем не привлекательную деревню неподалеку от Бремена.
Первооткрывателем Ворпсведе был студент дюссельдорфской Академии художеств Фриц Макензен (1866-1953). Он приехал сюда по приглашению дочери местного управляющего в 1884 г. «Здесь, в Ворпсведе, все очень красиво. Далеко вокруг раскинулись живописные поля, стоят прелестные старые дома с соломенными крышами...» - так художник описал деревню в почтовой открытке1.
В 1886 г. Макензен снова провел летние каникулы в деревне, а в 1887 г. пригласил с собой своего товарища по Академии художеств, Отто Модерзона (1865-1943). Пейзаж Ворпсведе и уклад деревенской жизни оказались созвучны устремлениям Модерзона. «Моим глазам предстал идеал. Идеал, полный чувства - возвышенного, таинственного, сказочного, благородного и глубокого чувства природы. Он заключает в себе значительный северный элемент, концентрацию, единение, живописное построение и композицию. Когда я грежу о своем идеале, в глубине моего сознания стоят Руссо, Добиньи и Ко-ро... Этот идеал должен стать все более ясным, и только в этом смысле нужно работать и учиться...» - писал художник в дневнике2.
Ф. Макензен покинул в 1888 г. академию в Дюссельдорфе и продолжил обучение в Мюнхене у профессора Вильгельма Ди-ца, который посоветовал ему исполнить ряд больших работ по мотивам созданных в Ворпсведе эскизов. Летом 1889 г. Макензен и Модерзон провели несколько недель в родовом поместье художника Карла Виннена (1863-1922), располагавшемся недалеко от Ворпсведе, а затем, после того как к ним присоединился воспитанник Мюнхенской академии, живописец и гравер Ганс ам Энде (1864-1918), работали в деревне. Осенью О. Модерзон решил не возвращаться в Дюссельдорф и провести в Ворпсведе зиму.
Летом 1892 г. по приглашению своих товарищей, деревню посетил живописец Фриц Овербек (1869-1909), также ученик дюссельдорфской Академии художеств и член студенческого объединения «Тартарус». В его состав входил в то время и Генрих Фогелер (1872-1942), который последовал за своим коллегой в 1894 г. Тогда же Овербек и Фогелер поселились в Ворпсведе постоянно. Все эти мастера, а также К. Виннен, составили ядро художественной колонии. Искусство ворпсведских художников развивалось в традициях «Нета1ки^Ъ> - лирического пейзажного и жанрового искусства. Творчество Фогелера составило исключение из этой общей тенденции, что проявилось довольно скоро. Следует отметить, что для большинства ворпсведовцев, обучавшихся в Дюссельдорфе, решение остаться в деревне не являлось чем-то исключительным: еще в 1860-1870-х гг. среди студентов академии была весьма распространена практика летних этюдов на знаменитом острове Рюген и других островах Северного моря.
В 1895 г. состоялась первая крупная выставка художников из Ворпсведе. Она прошла в залах Кунстхалле Бремена. Выставке предшествовало создание «Союза художников "Ворпсведе"» 6 декабря 1894 г. Некоторые немецкие исследователи полагают, что инициатива создания союза принадлежала Карлу Виннену - художнику, не жившему непосредственно в Ворпсведе и в меньшей степени связанному с кругом ворпсведовцев3. Однако, именно К. Виннен считался первые годы председателем «Союза художников "Ворпсведе"».
Выставка была открыта в апреле 1895 г. Ворпсведовцы подготовили к ней 31 живописное полотно и 32 офорта, не считая работ К. Виннена. Большинство отзывов об этой выставке были положительными: «Сегодня в выставочном зале Бремена всеобщее внимание привлекает нечто настолько новое, оригинальное, подлинное, какое вряд ли здесь появлялось: это особенная выставка... Насмешники и зубоскалы даже не догадываются, что они лишь вторят старой песне о том, что непонимание и трудности всегда сопутствовали рождению нового в искусстве.»4.
Специально к выставке ворпсведовцы подготовили папку офортов, получившую название «С Вейерберга»5. Она состояла
из двенадцати листов и была издана «Обществом граверов с Вейер-берга»6 - так назвали себя авторы гравюр: Макензен, ам Энде, Овербек и Фогелер. Первые упоминания о подготовке офортов для выставки в Бремене находим в письме Г. ам Энде О. Модерзону от 13 февраля 1895 г.: «Мы (Ганс ам Энде и Фриц Макензен. -. Д. Л.) запланировали представить на апрельской выставке папку с офортами. Фогелер и Овербек уже создали для нее великолепные работы. Мы хотим добиться того, чтобы такой опыт был не только у художников Берлина, Карлсруэ и Веймара. Фогелер исполнил прекрасный рисунок для титульного листа»7. Упоминания об офортах ворпсведовцев, представленных на их первой выставке, можно обнаружить в некоторых репортажах бременских газет того времени8. Идея создания папки «С Вейерберга» была продиктована тем, что во второй половине XIX столетия в немецком искусстве возрождается интерес к печатной графике, и многие художественные объединения выпускали альбомы или папки с гравюрами9. Практика издания папок с гравюрами нашла продолжение. Двумя годами позднее ворпсведские художники выпустили вторую папку, названную «Из Ворпсведе».
Выставка в Кунстхалле Бремена прошла с большим успехом: работы неизвестных художников привлекли всеобщее внимание. Но главным итогом экспозиции стало то, что посетивший ее президент «Товарищества художников Мюнхена» Ойген фон Штилер пригласил всех ворпсведовцев принять участие в международной выставке в Гласпаласт. Художникам было предложено разместить все участвовавшие в бременской выставке работы в отдельном зале.
Здание Гласпаласт Мюнхена, построенное в 1853-1854 г. для проведения индустриально-технической выставки, стало в дальнейшем местом проведения наиболее крупных художественных выставок. В них принимали участие известнейшие мастера немецкого искусства, экспозиции вызывали большой интерес у публики - так, например, в 1879 г. картину А. Менцеля «Железопрокатный завод (Современные циклопы)» смогли увидеть свыше 300 тысяч зрителей. На выставке 1883 г. было представлено около 3500 произведений, а число посетителей вновь составило около 300 тысяч
человек, что превысило население самого Мюнхена - одного из центров искусства второй половины XIX века. С 1889 г. в Глас-паласт проводились ежегодные международные выставки, что подтверждало высокое положение Мюнхена в художественной жизни Европы. Таким образом, именно приглашение художников Ворпсведе к участию в мюнхенской выставке стало главным результатом их экспозиции в Бремене и предопределило дальнейший успех «Союза».
В Мюнхене ворпсведовцы представили около пятидесяти работ: живописные произведения, рисунки и офорты. «Союзу» был отведен отдельный зал, но работы членов объединения были помещены и в соседних залах, наряду с произведениями других художников. Всего в каталоге выставки перечислено 1247 произведений, из них только 356 принадлежало немецким мастерам, так что доля участия ворпсведовцев, как можно видеть, была довольно высокой. Работы художников были приняты очень хорошо и названы «школой живописи». Большинство отзывов указывали на картины из Ворпсведе как на одно из выдающихся достижений современного искусства. «С 1890 года, когда в Мюнхенском дворце дебютировали "Boys von Glasgow", мы не испытывали подобного удивления, как сейчас, увидев произведения участников группы художников, искусство которых является настолько зрелым и значительным, а с другой - настолько новаторским. Первое впечатление, которое испытываешь, когда видишь картины этих мастеров, таково, будто бесконечная любовь к земле своей родины придает этим людям силу, что они принадлежат к тем людям, которым дано видеть сердце природы, словно сердце друга»10. На выставке в Мюнхене Ф. Макензен получил золотую медаль за картину «Богослужение под открытым небом», а работа О. Модерзона «Буря в Чертовом болоте» была приобретена для Новой Пинакотеки.
После успешно проведенных первых совместных выставок 21 августа 1897 г. было образовано «Объединение художников Ворпсведе». В его состав вошли Макензен, Модерзон, ам Энде, Овербек, Фогелер и Виннен. Первым параграфом устава объединения был записан принцип полной свободы каждого художника.
Сам факт создания объединения, имевшего устав и председателя, так же, как и предшествовавшего ему союза, уникален. В других художественных колониях подобной практики не было. Исключение составляет только знаменитое объединение в Дарм-штадте. Вероятно, молодые художники стремились таким образом обозначить свои исключительные «права» на обретенную для жизни и творчества территорию. Известен интересный факт из жизни ворпсведской колонии. Привлеченные успехом первых выставок местных художников, деревню посетили трое молодых учеников Мюнхенской академии, в том числе Отто Уббелоде (1867-1922), впоследствии - известный немецкий пейзажист. Они, как и «коренные» ворпсведовцы, писали пейзажи и сцены из жизни крестьян. По воспоминаниям Генриха Фогелера, отношения между двумя группами художников не были дружественными, и однажды Фриц Макензен и Ганс ам Энде вызвали мюнхенцев на дуэль. Она не состоялась, но баварские живописцы покинули Ворпсведе. Долгие годы после этого члены объединения были единственными художниками в этой местности и впоследствии разрешили ступить на нее только своим ученикам.
В течение нескольких последующих лет мастера «Ворпсведе» приняли участие во многих выставках. Их работы были успешно восприняты публикой в крупных немецких художественных центрах - Берлине, Дрездене, Гамбурге, Франкфурте, Дармштадте, Штеттине. На выставке в Дрездене в 1897 г. Ф. Макензен получил большую золотую медаль за картину «Скорбящая семья». В 1898 и 1899 гг. ворпсведовцы участвовали в международных выставках, проходивших в Вене. На первой из них Макензену была присуждена золотая медаль первого класса за картину «Богослужение под открытым небом». В июне 1900 г. Ф. Макензен и О. Модерзон получили звания членов-корреспондентов Венского товарищества изобразительного искусства.
Неожиданно успешная и динамично развивавшаяся выставочная деятельность привела к расколу в «Объединении». В 1899 г. Модерзон покинул его, полагая, что принцип творческой свободы каждого из художников не выполняется, и дальнейшее совместное
творчество, направленное исключительно на достижение публичного успеха, станет помехой для развития искусства. Его поддержали Овербек и Фогелер. После того, как они вышли из состава объединения, Модерзон предлагал официально прекратить его деятельность. Этого не случилось, однако с 1902 г. совместных выставок ворпсведовцев больше не было. Творческие контакты между собой художник поддерживали весьма избирательно: Модерзон, Овербек и Фогелер составили одну группу, Макензен и ам Энде - другую. Карл Виннен окончательно отошел от круга «старых ворпсведских мастеров» в 1903 г.
В дальнейшем творческая жизнь колонии была связана с домом Г. Фогелера - знаменитым «Баркенхоффом». Гостями Фогелера, разносторонне одаренного мастера, принимавшего активное участие в современной художественной жизни, были литераторы и искусствоведы, музыканты и издатели. Среди наиболее известных посетителей Баркенхоффа - Р. М. Рильке, неоднократно живший здесь подолгу, О. Ю. Бирбаум, Р. Мутер, Г. Бетге и другие. Несомненно, именно благодаря обществу, сложившемуся вокруг Фогелера и его дома, уже в начале 1900-х гг. появились первые монографии, посвященные колонии в Ворпсведе - книги Рильке11 и Бетге12.
Дальнейшая судьба ворпсведовцев сложилась по-разному. Фриц Макензен получил приглашение из Веймара и с 1908 г. был там профессором, а затем - директором. Ганс ам Энде до Первой мировой войны практически безвыездно жил и работал в Ворпсведе. Фриц Овербек с 1905 г. жил в городке Шенебек, и вскоре умер. Карл Виннен путешествовал, а с 1905 г. был членом правления Объединения художников Бремена. Отто Модерзон перенес мастерскую в Фишерхуде, неподалеку от Ворпсведе. Генрих Фогелер долгое время работал в Мюнхене и Бремене, его жизнь в «Бар-кенхоффе» сменяли частые путешествия. Первая мировая война изменила жизнь ворпсведских художников: Г. ам Энде умер от ран вскоре после ее завершения, Г. Фогелер, побывавший на фронте, стал последователем коммунистических идей. После Первой мировой войны Ф. Макензен возвратился из Веймара в Ворпсведе и оставался здесь до самой смерти.
Искусство большинства художников - основателей объединения развивалось в границах пейзажного и бытового жанров. Символистские работы Фогелера стилистически принадлежат искусству модерна, что определило особое положение мастера среди художников Ворпсведе. Его творчество не было характерным проявлением «ворпсведской школы живописи», особенности которой получили развитие в работах других мастеров колонии. Большую часть работ Макензена составили образы крестьян. В наиболее известных его произведениях, таких как «Богослужение» и «Грудной ребенок» (1893 г., второе название «Мадонна болот»), они приобретают поистине эпическое звучание. Пейзажные работы Модерзона, ам Энде, Овербека и Виннена сыграли важную роль в развитии «Искусства родины». В картинах и офортах ворпсведовцы создали ряд обобщенно-знаковых образов родной земли. Колористические поиски художников чрезвычайно многообразны: варьируя мотив неяркого, равнинного ландшафта севера Германии, живописцы «Ворпсведе» всякий раз раскрывают его по-новому, придают пейзажу иное настроение.
Наиболее полно и емко творчество художников-пейзажистов охарактеризовал Р. М. Рильке: «Совсем недалеко. простирается примечательный ландшафт, где собралось тогда несколько молодых людей, недовольных школой, жаждущих найти себя... Они больше не уходили оттуда, ... постоянно боясь упустить что-нибудь. Мирские мерила для них отпали, и они пережили. великую переоценку всех ценностей. Эти молодые люди. рвались к пейзажу. Молодые люди не любят закрывать глаза, особенно если они художники; они обращаются к природе: ища ее, они ищут самих себя. Мы живем под знаком равнины и неба. Чувство равнины растит нас. Мы понимаем ее, и она заключает нечто образцовое для нас. На. равнине живут художники. Ей они обязаны своим становлением - более того: ее неисчерпаемости и ее величию они обязаны тем, что их становление продолжается»13.
Живопись составила основу творчества членов ворпсведской колонии. Однако со временем здесь получило развитие декора-
тивно-прикладное искусство, а также архитектура. Это связано с творчеством Генриха Фогелера. В 1908 г. он вместе со своим братом Францем создал «Ворпсведские мастерские» по производству мебели: отдельных предметов и целых обстановок. Характерно, что Фогелер, к тому времени известный мастер прикладного искусства и дизайнер интерьеров, обратился к мотивам народного искусства - «Volkstkunst». Формы и декоративные мотивы художник заимствовал в мебели крестьянских домов, выполненной в традиционном северонемецком духе. В отличие от других мастеров, обращавшихся к популярным тогда формам Volkskunst эпизодически, в его творчестве это направление стало одним из ведущих и получило последовательное и широкое развитие. Из нескольких тысяч эскизов, выполненных Фогелером для своих мастерских, предметы, в которых он обыгрывает характерные местные мотивы, составили значительную часть. В архитектурных постройках - частных жилых домах и общественных зданиях, главным из которых является Ворпсведский вокзал (1910), Фоге-лер следует тому же принципу: он заимствует мотивы и формы из окружающей его жизни и трактует их в духе современных концепций. Таким образом, его работы гармонично вписывались в окружение и представляли новое художественное понимание народного искусства.
Со временем у ворпсведских мастеров появились ученики. Успех «Ворпсведе» привлек сюда многих начинающих художников. На рубеже столетий сформировалась первая группа учеников: Паула Беккер (1876-1907), Герта Штальшмидт (1884-1949) и Хер-мина Ротер (1889-1937). Все они стали впоследствии женами ворпсведских художников - Модерзона, Макензена и Овербека. Творчество П. Модерзон-Беккер - одно из самых ярких явлений искусства Германии начала XX в. Всего за несколько лет она создала настоящую поэму материнству, в ее искусстве доминируют образы младенца, девочки-подростка, матери и ребенка. Моделями для практически всех картин художницы стали местные жители. Еще один ученик из первой группы - пейзажист Вальтер Бертельсманн (1877-1963), бравший уроки у Г. ам Энде, на
всю жизнь остался в Ворпсведе и теперь причисляется к группе «старых ворпсведовцев».
Среди новоприбывших художников были и зрелые мастера, работавшие самостоятельно - Карл Круммахер (1867-1955), в том числе сотрудничавший с Фогелером в изготовлении мебели, пейзажист Удо Петерс (1883-1964) - типичный последователь искусства первых ворпсведовцев, Георг Тапперт (1880 - 1957) и Эмми Мейер (1866-1940). Тапперт с 1906 по 1910 г. руководил основанной им в деревне частной школой живописи. В его искусстве, так же, как и в творчестве П. Модерзон-Беккер, заметны черты экспрессионизма. Неудивительно, что Тапперт не имел контактов с другими ворпсведскими художниками, за исключением Г. Фогелера. Незадолго до Первой мировой войны в Ворпсведе приехал Бернард Хотгер (1874-1949) - художник универсального дарования, мастер прикладного искусства и архитектор. Его творчество определило развитие колонии в годы войны и в послевоенное время.
Ворпсведская колония не прекратила своего существования, подобно многим другим подобным объединениям, ни в Первую, ни во Вторую мировую войну. Художественная практика ее мастеров за два десятилетия демонстрирует многообразие стилей и жанров - от лирического пейзажа основателей и модерна Г. Фогелера до экспрессионизма П. Модерзон-Беккер. Вместе с тем и сфера интересов мастеров Ворпсведе была столь же многообразной - живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство. Для двух поколений немецких художников это место стало основой для творчества и для жизни. В конце XIX - начале XX вв. ворпсведская художественная колония была ярким, своеобразным явлением в искусстве Германии, соединившим в себе различные направления и сформировавшимся как один из значительных центров художественной жизни того времени. В настоящее время Ворпсведе - крупный культурный и художественный центр Северной Германии. Здесь расположены многочисленные музеи, реализуются различные программы в области искусства и культуры, творческие мастерские предоставлены молодым современным художникам.
ПРИМЕЧАНИЯ:
1 Цит. по: Worpswede. Eine deutsche Künstlerkolonie um 1900. Fischerhude: Galerie-Verlag, 1986. S. 10.
2 Worpswede. Eine deutsche Künstlerkolonie um 1900. Fischerhude: Galerie-Verlag, 1986. S. 12.
3 Warncke P. Worpswede // Zeitschrift für bildende Kunst. Leipzig & Berlin, 1899/1900. N. 7. S. 152.
4 Цит. по: Worpswede. Eine deutsche Künstlerkolonie um 1900. Fischerhude: Galerie-Verlag, 1986. S. 23.
5 Вейерберг (Weyerberg) - высокий холм, у подножия которого располагается деревня Ворпсведе. Папка была выпущена в Берлине, в издательстве Фельзинга (Felsing), у которого впоследствии художники купили пресс для печатания гравюр. Этот пресс всегда находился в доме Г. Фогелера.
6 «Объединение граверов с Вейерберга» было создано, очевидно, по инициативе Ганса ам Энде, обучившего технике офорта остальных ворпсведских художников.
7 Письмо Ганса ам Энде Отто Модерзону от 13.02.1895 г. // Der Durchbruch: die Worpsweder Maler in Bremen und im Münchener Glaspalast 1895. Katalog zu den Ausstellungen in Bremen und in Wuppertal. [Kunstsammlungen Böttcherstrasse Bremen, 23.6.1995 - 8.10.1995; Von-der-Heydt-Museum Wuppertal, 22.10.1995 - 15.1.1996]. Mit einem Textbeitrag von Karl Robert Schütze. Lilienthal: Worpsweder Verlag, 1995. S. 17.
8 C. Vom Weyerberg // Bremer Nachrichten. 23.04.1895.
9 Наиболее яркими примерами образования графических союзов или обществ, аналогичных ворпсведскому, могут служить объединения в Веймаре (1876 г.), Берлине (1886), Мюнхене (1892) и Карлсруэ (1894). Издание папок, в которые входили работы разных мастеров из состава объединений, стало одной из особенностей возрождения искусства гравюры в Германии в последней четверти XIX столетия.
10 Цит. по: Worpswede. Eine deutsche Künstlerkolonie um 1900. Fischerhude: Galerie-Verlag, 1986. S. 24.
11 Rilke R. M. Worpswede. Künstler Monografien. Band 64. Bielefeld, Leipzig, 1903.
12 Bethge H. Worpswede. (Hans am Ende, Fritz Mackensen, Otto Moderson, Fritz Overbeck, Carl Vinnen, Heinrich Vogeler). Berlin, 1904.
13 Рильке Р. М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. М. : Искусство, 1971. С. 64-66.
БИБЛИОГРАФИЯ
Рильке Р. М. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи [Текст] / Р. Рильке; сост. Е. В. Головин. М.: Искусство, 1971. 456 с.
Bethge H. Worpswede. [Hans am Ende, Fritz Mackensen, Otto Moderson, Fritz Overbeck, Carl Vinnen, Heinrich Vogeler] [Текст] / H. Bethge. Berlin: Bard. Marquardt u Co., 1904. 81 S.
Der Durchbruch: die Worpsweder Maler in Bremen und im Münchener Glaspalast 1895 : Katalog zu den Ausstellungen in Bremen und in Wuppertal [Kunstsammlungen Böttcherstrasse Bremen, 23.6.1995 - 8.10.1995; Von-der-Heydt-Museum Wuppertal, 22.10.1995 - 15.1.1996] / Mit einem Textbeitrag von Karl Robert Schütze. Lilienthal: Worpsweder Verlag, 1995. 147 S.
Rilke R. M. Worpswede. Fritz Mackensen, Otto Moderson, Fritz Overbeck, Hans am Ende, Heinrich Vogeler: Künstler Monografien. Band 64 [Текст] / R. M. Rilke. Bielefeld, Leipzig: Verlag von Velhagen und Klasing, 1903. 124 S.
Vom Weyerberg [Текст] / С. // Bremer Nachrichten. 1895. 23.04.
Warncke P. Worpswede [Текст] / P. Warncke // Zeitschrift für bildende Kunst . Leipzig, Berlin, 1899/1900. N. 7. S. 147-155.
Worpswede. Eine deutsche Künstlerkolonie um 1900 [Текст]. Fischerhude: Galerie-Verlag, 1986. 160 S.