Научная статья на тему 'Раннее творчество Генриха Фогелера (к проблеме обозначения этапов творчества художника)'

Раннее творчество Генриха Фогелера (к проблеме обозначения этапов творчества художника) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

360
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Любин Дмитрий Владимирович

Статья посвящена раннему до Первой мировой войны творчеству одного из наиболее значительных и разноплановых художников Германии конца XIX начала XX века Генриха Фогелера. Автор рассматривает работы Фогелера, принадлежащие различным видам искусства: живописи, графике, декоративно-прикладному искусству, дизайну интерьеров и архитектуре, проводит анализ истоков его творчества и его основных особенностей. Раннее творчество Фогелера представляет самостоятельный и законченный этап в эволюции искусства мастера. В это время он создал свои лучшие произведения. Ранний период определяет место художника в немецком и европейском искусстве рубежа XIX-XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EARLY PERIOD IN WORK OF HEINRICH VOGELER (To the problem of identifying stages in the art of the painter)

The article is devoted to the early period (before the First World War) in the work of one of the most signifi cant German painters of the end of the XIXth the beginning of the XXth centuries Heinrich Vogeler. The sphere of particular interest concerns the works of Vogeler which belong to different genres of art: painting, graphics, applied art, interior design and architecture. The article also provides the analysis of the sources and main distinctive features of the art of Vogeler. The early period represents a defi nitive and completed stage in the evolution of his work. During this period Vogeler created his best works of art and the early period determined a special place and role of the painter in German and European art in the turn of the XIX-XX centuries.

Текст научной работы на тему «Раннее творчество Генриха Фогелера (к проблеме обозначения этапов творчества художника)»

УДК 72.007

РАННЕЕ ТВОРЧЕСТВО ГЕНРИХА ФОГЕЛЕРА (к проблеме обозначения этапов творчества художника)

Д. В. Любин

Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина

Статья посвящена раннему — до Первой мировой войны — творчеству одного из наиболее значительных и разноплановых художников Германии конца XIX — начала XX века Генриха Фогелера. Автор рассматривает работы Фогелера, принадлежащие различным видам искусства: живописи, графике, декоративно-прикладному искусству, дизайну интерьеров и архитектуре, проводит анализ истоков его творчества и его основных особенностей.

Раннее творчество Фогелера представляет самостоятельный и законченный этап в эволюции искусства мастера. В это время он создал свои лучшие произведения. Ранний период определяет место художника в немецком и европейском искусстве рубежа XIX—XX веков.

В истории мирового искусства известно немало примеров тому, как творчество одного мастера претерпевало на протяжении его жизни значительные изменения. Зачастую это связано со сменой стилистических тенденций современного художнику искусства, порой — с обращением самого мастера к иной технике, приемам, сюжетам. Нередки и такие примеры, когда художник, обращаясь к качественно новым для его искусства тематике и сюжетным построениям произведений, меняет и собственный характерный почерк, присущую ему манеру работы. В практике искусствознания в этом случае принято разделять творчество мастера на определенные периоды или этапы. Каждый из них вполне может стать предметом отдельного изучения, в том случае если он представляет собой законченное, целостное явление, с особыми истоками и результатами. Комплексное же исследование искусства художника в некоторых из подобных случаев оказывается затруднено именно тем, что всякий раз приходится так или иначе заново определять его место в границах самых разнообразных явлений, причем в некоторых из них работы мастера могут и не иметь первостепенного значения. Еще одной трудностью может стать отнюдь не равнозначная степень раскрытия таланта и оригинальности мастера в разные периоды его творчества. Тогда определяющим и наиболее ценным останется тот из них, на протяжении которого были созданы самые интересные, самобытные и важные для его искусства работы.

Пример тому — творчество немецкого художника Генриха Фогелера (1872—1942), представля-

© Любин Д. В., 2007

ющее собой чрезвычайно интересное явление. В искусстве Германии рубежа XIX—XX веков и начала XX века Фогелер, безусловно, одна из ключевых фигур. Его вклад в развитие немецкого искусства этого времени очень значителен. В творчестве художника преломились важнейшие, и при этом кардинально отличные друг от друга по самой своей сути, тенденции европейской культуры. Прежде всего, это символизм, выраженный в формах, характерных для немецкого Югендстиля, а также “Volkskunst” — народное искусство, чрезвычайно популярное на рубеже столетий, художественные традиции северной Германии, историзм и неостили.

Иоганн Генрих Фогелер родился 12 декабря 1872 года в Бремене. Его отец занимался торговлей металлом, успешно сотрудничал с верфями и заводами Бремена. Несмотря на то, что Генриху было предначертано унаследовать фирму, отец поддержал его желание обучаться живописи. В 1890 году Фогелер поступил в Академию художеств в Дюссельдорфе, которая наряду с мюнхенской, была в то время лучшей в Германии. Однако довольно скоро он покинул Дюссельдорф и направился в Голландию и Бельгию, а затем в Италию. Поездка продолжалась несколько месяцев. Несомненно, она обогатила представления Фогелера о европейском искусстве — ему довелось увидеть работы Яна ван Эйка и Ганса Мемлинга, Гуго ван дер Гуса и Питера де Бекера, он познакомился с готической архитектурой и живописью раннего Ренессанса, а также искусством англичан-прерафаэлитов, оказавшим большое влияние на его раннее творчество.

В конце 1892 года Фогелер продолжил обучение в Академии художеств. Особое внимание он уделял

декоративному искусству и орнаментике. В апреле 1894 года Фогелер предпринял путешествие в Париж. Во время этой поездки он много времени провел в Лувре, где огромное впечатление на него оказали шедевры старых мастеров, особенно Мантеньи, Боттичелли, и Рембрандта1.

Еще в студенческом союзе “Тартарус” он познакомился с пейзажистом Фрицем Овербеком (1869—1909), рассказавшим ему о группе художников, живущих и работающих в местечке Ворпс-веде недалеко от Бремена. Летом 1894 года художник впервые посетил Ворпсведе, где познакомился с пейзажистами Фрицем Макензеном (1866—1953), Отто Модерзоном (1865—1943) и Г ансом Ам Энде (1864—1918). Эти мастера, а также Ф. Овербек и Карл Винен (1863—1922) составили ядро местной художественной колонии. Ее возникновение является частью широкого процесса в европейском и мировом искусстве XIX столетия. В его основе было противопоставление художественного творчества напряженной жизни больших городов, индустриальному производству. В Германии искусство художественных колоний — в Дахау, Ааренс-хопе, Кронберге, Гретцингене и других местах, развивалось в русле так называемого “искусства Родины” (“Heimatkunst”), лирико-патриотической ветви пейзажного и бытового жанров2. Макензен организовал для Фогелера занятия живописью, а Ам Энде обучил его искусству офорта. Зимой 1895 года, завершив обучение, Фогелер переселился в Ворпсведе. Несколькими месяцами ранее умер его отец, фирма была продана, и на свою часть наследства художник купил крестьянский дом.

В апреле 1895 года состоялась первая выставка ворпсведовцев в Бремене. Она имела большой успех. Следующая выставка, прошедшая в том же году в Мюнхене, открыла их творчество широкой публике, воспринявшей его с восторгом. Макензен получил золотую медаль, картина Модерзона была куплена правительством Баварии3. Фогелер принял участие в обеих выставках, предоставив на них свою живопись и офорты. Именно гравюры принесли художнику громкую славу. Вместе с тем, уже тогда было ясно видно коренное отличие его работ от пейзажной живописи и графики других ворпс-ведовцев. Развивавшееся под влиянием флорентийской живописи и творчества прерафаэлитов, искус-

1 VogelerH. Werden. Erinnerungen mit Lebenszeugnissen aus den Jahren 1923—1942. — Fischerhude, 1989. — S. 27.

2 Wietek G. Deutsche Kunstlerkolonie und Kunstlerorte. — Munchen, 1976.

3 Der Durchbruch. Die Worpsweder Maler in Bremen und im Munchener Glaspalast 1895. — Worpsweder Verlag, 1995.

ство Фогелера было связано с эстетикой символизма и Югендстиля. Это коренное отличие творчества молодого художника от искусства других мастеров Ворпсведе послужило причиной конфликта внутри объединения, что, однако, впоследствии не помешало дружбе Фогелера и его главного противника — О. Модерзона.

От работ других колонистов искусство Фоге-лера отличала и тематика его работ, в которых воплощены, как правило, библейские и сказочные сюжеты. Одной из характерных черт раннего творчества мастера стало то, что они представлены посреди реального ландшафта Ворпсведе, и благодаря этому маленькая немецкая деревня превращается в волшебную, сказочную землю. Это характерно для многих его картин и офортов. Следует отметить, что кроме сказочных мотивов, художник порой обращался к изображению природы и жанровых сцен. Благодаря графическим работам имя Фогелера очень скоро стало известно за пределами Германии. В английском журнале „The Studio” в 1898 году была опубликована восторженная рецензия: “Его офорты затрагивают нас, словно старые народные песни, словно мелодии Брамса и Шуберта, потому что в них объединены музыка и поэзия”4. Основной темой творчества Фогелера-гравера стала тема сказки, кроме того, художник создал ряд пейзажных и жанровых работ, составивших отдельную папку5.

Лучшие свои гравюры Фогелер исполнил в 1895—1899 годах. Впоследствии этот вид искусства уступил в его творчестве место рисункам пером, журнальной графике и книжной иллюстрации. Работы в этой области принесли мастеру европейскую славу6. Рисунки Фогелера отражают влияние мастеров английской графики, в частности О. Бердсли, иллюстрировавшего “The Studio”. Однако в рисунках Фогелера больше пластичности линий, он уделяет больше внимания деталям и фону. Можно сказать, что его графика — подлинное воплощение стиля модерн, в то время как рисунки англичан не всегда выглядят столь изысканно. Основой для работ художника послужили сказочные, мифологические и библейские темы7.

4 The Studio. — 1898. — Bd. XIII. — P. 52—54.

5 Эта папка, названная “Веспе” (1899), пастолько пе пользовалась популярностью у покупателей, желавших видеть “типичного” Фогелера, что художнику неоднократно предлагалось выкупить остатки тиража.

6 Neteler T. Der Buchkunstler Heinrich Vogeler. — Ascona, 1998.

7 Rief H.H. Heinrich Vogeler. Das grafische Werk. — Bremen, 1974.

В течение нескольких лет, начиная с 1900 года, Фогелер был основным художником одного из крупнейших журналов немецкого Югендстиля — мюнхенского „Острова“ („Die Insel”). Издание было основано в 1899 году и ставило своей главной целью возрождение в Германии искусства оформления книги. Наряду с оформлением журнала художник много работал в области книжной иллюстрации. Искусство книги составляет важнейшую часть раннего творчества Фогелера8. За несколько лет художник оформил свыше двухсот изданий крупнейших немецких и европейских литераторов, а подпись “С иллюстрациями Генриха Фогелера” стала символом качества книги9. Многочисленные заказы поступали из лучших немецких издательств — О. Дидерихса, С. Фишера, Шустера и Леффлера и других. Центральный мотив графики Фогелера, многократно повторяющийся в его искусстве — образ павлина с богатым оперением, стал одним из характерных образов европейского модерна.

Дом художника — знаменитый „Баркенхофф“10, перестроенный из крестьянской хижины, в начале XX столетия был подлинным духовным центром ворпсведской колонии. В нем встречались знаменитые литераторы и издатели, художники и музыканты. Долгое время гостем Фогелера был Р. М. Рильке, которого связывала с художником тесная дружба11. “Баркенхофф” был и очагом семейного счастья Фогелера, многие картины и офорты мастер посвятил жене, дочерям и друзьям, часто он изображал и свой дом. “Моя хижина для меня — все”, — писал художник12. Сюжетом центральной работы раннего периода творчества и одного из важнейших произведений Югендстиля, картины “Концерт (Летний вечер)”, стали знаменитые музыкальные вечера в доме Фогелера.

В 1900-х годах важной областью творчества художника стало декоративно-прикладное искусство. Высокохудожественные произведения по

8 Одпим из лучших образцов искусства кпиги Г. Фогеле-ра является сборник его собственных стихотворений “Тебе” (“Dir”), посвященный будущей жене художника, Марте Шредер. В этой небольшой книге Фогелеру принадлежит все оформлепие, включая рукописный шрифт — исключительный случай для его искусства.

9 Petzet H.W. Heinrich Vogeler. Zeichnungen. — Koln, 1976.

10 Название происходит от пижпепемецкого (Plattdeutsch) “Barkenhoff”, что переводится как “Березовый двор”. Возле дома Фогелера была небольшая березовая роща.

11 Р. М. Рильке посвятил художнику книгу “Heinrich Vogeler” (1902), переиздана в 1986 г.

12 Название происходит от пижпепемецкого (Plattdeutsch)

“Barkenhoff”, что переводится как “Березовый двор”. Возле

дома Фогелера была небольшая березовая роща.

проектам Фогелера были изготовлены на ведущих предприятиях Германии, в том числе Королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине и Мейсенской мануфактуре. Некоторые образцы его ювелирного творчества, так же, как и отдельные предметы серебряных столовых приборов выпускаются и в настоящее время. По образцу распространенных в то время частных производств, в 1908 году художник вместе с братом Францем организовал “Ворп-сведские мастерские”, в которых по его эскизам изготавливалась серийная мебель. За несколько лет Фогелер исполнил более четырех тысяч эскизов, многие из них были воплощены13 и стали основой многочисленных обстановок частных домов и квартир, спроектированных мастером. Для сотрудников своего предприятия Фогелер создал проект небольшой деревни. В его основе лежал замысел, воплощенный фирмой Круппа, построившей подобное поселение “Маргаретенхёе” в Эссене. Несмотря на то, что художник не смог найти достаточной поддержки в финансовых кругах Бремена для строительства рабочей деревни, отдельные дома все же были построены и сохранились до настоящего времени.

Создание архитектурных проектов и работы по оформлению интерьеров играли важную роль в творчестве Фогелера в 1900-х годах. Его высшим достижением является дошедший с незначительными изменениями до наших дней интерьер “Золотой комнаты” городской ратуши Бремена (1904 / 1905)14. В это время Фогелер был востребован именно как дизайнер, и поэтому его изобразительное искусство пережило некоторый спад. Кроме того, художник состоял членом “Товарищества мастеров садово-паркового искусства Германии”, был избран первым председателем созданного в 1903 году “Объединения украшения Ворп-сведе”, входил в состав других организаций. По проектам Фогелера в 1910 году были построены здания вокзалов для железной дороги в Ворпсведе и Остерхольце, частные дома.

1910-е годы характеризуются новым подъемом в изобразительном искусстве мастера. В это время он выполнил свыше ста живописных работ. В них отражены его поиски нового стиля, который мог бы заменить стремительно завершившийся в середине десятилетия модерн. Новые картины Фогеле-ра отличает большая графичность манеры, тяготе-

13 Kuster B. Kunstwerkstatt Worpswede. — Lilienthal, 1989.

14 Schultze J., Elze P Die Guldenkammer des Bremer Rathau-ses nach dem Entwurf von Heinrich Vogeler. — Worpswede, 1985.

ние к локальным цветовым пятнам, плоскостности изображения. В то же время изменился и характер символов в его работах: теперь их отличает более трагическая интонация. Конец 1900-х — начало 1910-х годов было не только временем поиска нового стиля, выразительных средств в изобразительном искусстве, но и временем глубокого личного кризиса Фогелера. В итоге ему пришлось покинуть Ворпсведе. Некоторое время он путешествовал по Европе, с осени 1912 года работал в небольшом ателье в Берлине.

Начало первой мировой войны стало для Фо-гелера, как и для ряда других художников его поколения, своеобразным выходом из “кризисного сознания”, охватившего в те годы Европу. Спустя несколько недель после начала войны Фогелер добровольцем ушел на фронт. Война коренным образом изменила мировоззрение художника, он страстно увлекся идеями социализма и коммунизма, вступил в коммунистическую партию Германии, а Февральская и Октябрьская революции в России стали для него примером грандиозных изменений в обществе. В “Баркенхоффе” — когда-то сказочном доме, встречались деятели немецкой оппозиции, здесь находили приют революционеры. Идеи построения справедливого общества, основанного по законам братства и любви к ближнему, были главной темой размышлений Фогелера.

Эти темы нашли свое полное отражение в искусстве художника. Его послевоенное творчество представляет собой новый этап эволюции мастера и не имеет ничего общего с его ранними произведениями, создавшими ему европейскую известность. С 1918 года он обратился к теме войны, объединив в своих живописных и графических произведениях военные переживания и социальноутопические идеи и образы. Творчество Фогелера после Первой мировой войны развивалось, в основном, в русле экспрессионизма. В июне 1923 года Фогелер впервые посетил СССР, вдохновленный деятельностью недавно созданной “Международной организации помощи рабочим” (МОПР). С этого момента жизнь художника становится неразрывно связанной с его новой родиной15, хотя окончательно в Советский Союз он переехал несколькими годами позднее16.

В 1931 году Фогелер осуществил свой запланированный переезд в СССР, получив приглашение работать архитектором по типовому строительству.

15 Макс-Ли. Генрих Фогелер. // Студия. — 1912. — № 16. — С. 17—18.

16 Дурус А. Немецкий революционный художник Генрих Фогелер. // Искусство. — 1936. — № 2. — С. 163—170.

В СССР Фогелер обратился к антифашистской тематике, ставшей одной из главных в его творчестве последнего десятилетия. “Советский” период стал наиболее насыщенным в искусстве художника после 1914 года17. В разных городах проходили выставки его работ, наиболее значительные из них прошли в 1924, 1932, 1935 и 1941 годах. В 1938 году Фогелер был принят в члены Союза художников СССР. Его произведения находятся в собраниях музеев России, в том числе Государственного Эрмитажа и Музея изобразительных искусств Республики Карелия в Петрозаводске. Кроме того, Фогелер выступил и в роли историка искусства, особую ценность представляют его монография о Франце Мазерееле18 и развернутая статья об архитектуре готики19. Искусству мастера советского периода посвящен ряд исследований20. Он сам довольно подробно описал события своей жизни тех лет21.

Последний подъем творчества уже глубоко пожилого художника пришелся на начало Великой отечественной войны. Летом 1941 года Фогелер выступил по радио с открытым обращением к немецкому народу. За несколько недель художник создал множество эскизов к агитационным листовкам, распространявшимся на фронте. Осенью 1941 года Фогелер в числе других эмигрантов был эвакуирован из Москвы в Карагандинскую область Казахстана. Долгий переезд, тяжелые условия жизни, суровая зима подорвали здоровье художника, и 15 мая 1942 года он скончался.

Жизнь Генриха Фогелера была жизнью романтического мечтателя, искавшего и выразившего в своих работах собственный мир. Две мечты — о собственном счастье и о счастье человека среди многих определили его судьбу и особенность развития его искусства, складывающегося из двух совершенно самостоятельных этапов. Чертой, разделившей их, стала Первая мировая война. По сравнению с ранним периодом творчества Фоге-лера, его послевоенное искусство не обладает теми многообразием и универсальностью художественного языка и творческих поисков, благодаря которым мастер по праву входит в число

17 Hohmann W. Heinrich Vogeler in der Sowjetunion 1931—1942. Daten, Fakten, Dokumente. — Fischerhude, 1987.

18 Фогелер Г. Франс Мазереель. Москва, Ленинград, Искусство, 1937.

19 Фогелер Г. Готика. // Иностранная литература.— М., 1936. — Выпуск 6. — С. 129—145.

20 Hohmann W. Heinrich Vogeler in der Sowjetunion 1931—1942. Daten, Fakten, Dokumente. — Fischerhude, 1987.

21 Vogeler H. Werden. — Berlin, Rutten & Loening, 1989.

ведущих немецких художников конца XIX — начала XX столетий.

Изучение раннего периода творчества Генриха Фогелера ставит перед исследователем ряд сугубо искусствоведческих проблем. Следует отметить, что, несмотря на достаточную известность имени художника в современной немецкой науке, ряд проведенных комплексных выставок его искусства, творчество мастера впервые рассматривается нами с позиции художественного творчества, тогда как подавляющее большинство посвященных Фогелеру изданий преследуют цель рассказать о его неординарной и захватывающей судьбе, а произведения мастера призваны проиллюстрировать разные периоды в его жизни. К главным проблемам творчества художника относится проблема доминирующего вида в его искусстве. Творчество Фогелера до Первой мировой войны отличается крайней разносторонностью, художник плодотворно работал в самых разных видах искусства, использовал различные техники и художественные приемы. Многообразие его творческих поисков поистине уникально. С этой точки зрения следует отметить, что в разное время Фогелер уделял большее внимание различным видам искусства, назвать какой-либо из них главным на протяжении всего раннего периода его творчества не представляется возможным.

Во второй половине 1890-х годов ведущую роль в искусстве Фогелера занимала живопись и особенно офорты. Новый этап эволюции его творчества ознаменован работой с журналом “Остров”, и в начале 1900-х годов Фогелер полностью посвящает себя рисункам пером и книжной иллюстрации. После оформления Золотой комнаты бременской ратуши, а особенно — с момента открытия “Ворпсведских мастерских” Фогелер преимущественно занимался прикладным искусством, созданием интерьеров, архитектурными проектами. Можно уверенно утверждать, что в период около 1908—1911 годов именно это занимало доминирующее положение в его творчестве. И, наконец, последние предвоенные годы отмечены подъемом интереса к живописи и напряженными поисками нового художественного языка и новых образов, что было связано с глубинными переменами в немецком искусстве того времени. При этом следует учесть, что в творчестве мастера многие виды искусства развивались одновременно, параллельно друг другу. В то или иное время Фогелер уделял большее внимание какому-либо одному из них, но это не означало, что остальные совершенно пере-

ставали его интересовать. Исключение составляет только графическое творчество, в котором рисунки пером пришли на смену офортам.

Другой коренной проблемой раннего периода творчества Фогелера является проблема стиля в его искусстве. Это связано с многообразием его творческих интересов и поисков. Стилистически творчество мастера неоднородно. Зарубежные исследователи отмечают, что невозможно определить “типичного” Фогелера. Его живопись до 1905 года, гравюры, книжная и станковая графика принадлежат Югендстилю. В работах, выполненных в то время, получили развитие тема сказки, библейских легенд. Многие работы посвящены теме семьи, но интонация образов близка искусству модерна. В некоторых картинах заметно влияние учителей — Ф. Макензена, О. Модерзона и Г. ам Энде. Оно выражается в том, какую важную роль в живописи Фогелера играет пейзаж, всегда реалистическое изображение природы северной Германии. В то же время в ряде ранних картин можно увидеть тяготение Фогелера к символизму. Символистский образ мышления художника связывал его с искусством романтизма, в особенности с творчеством Ф. О. Рунге и К. Д. Фридриха.

После 1905 года содержание и художественный язык живописи Фогелера изменился. В поисках новых сюжетов и выразительных средств мастер обратился к новым для себя жанрам чистого пейзажа, натюрморта и портрета. Многие работы выполнены в реалистической манере. Но наиболее важные произведения этого периода связаны с символизмом. В некоторых картинах заметно влияние искусства экспрессионистов.

В отличие от живописи, графика художника стилистически довольно однородна: как офортист, рисовальщик и иллюстратор Фогелер определенно имеет свой узнаваемый “стиль”. Графическое творчество мастера всецело принадлежит модерну. При этом ранние офорты воплощают атмосферу сказки, а в станковой графике и иллюстрациях сказка превращается в богатейшие фантастические композиции, в которых главную роль играет типичное для Югендстиля декоративное начало.

Стилистически неоднородно и декоративноприкладное искусство мастера, однако в нем можно выделить несколько основных направлений. Модерну принадлежат ковры и ряд изделий из серебра. Некоторые работы из серебра представляют собой искусные стилизации, и относятся к образцам неоисторизма. В границах Югендстиля развивалось в целом и ювелирное творчество Фо-

гелера. Ряд произведений стилистически принадлежит необидермайеру, в других очевидны заимствования из искусства французского неоренессанса и реминисценции искусства прерафаэлитов, а также черты зарождавшегося Ар Деко. Форма некоторых изделий из фарфора представляет стилизацию под образцы фарфора эпохи рококо, другие выполнены в традициях модерна.

Столь же разнообразны и предметы мебели. Многие из них ориентированы на классицистические образцы и хорошо знакомые художнику образцы бидермайера и историзма. В то же время им были выполнены замечательные произведения в стиле модерн. Интерьеры, спроектированные Фо-гелером, можно уверенно разделить на три группы: неоклассицистические “выставочные” образцы, обстановки частных квартир и домов, выполненные в основном в традициях необидермайера, и интерьеры, оригинально сочетающие стилистику модерна и мотивы народного искусства. В архитектурных работах Фогелера характерные черты загородной архитектуры севера Германии обыграны в духе современных тенденций. Стилистическое многообразие искусства художника и высокий уровень его работ в каждой области творчества позволяет говорить об универсальном подходе к произведению и исключительной гибкости художественного мышления.

Различные виды искусства мастера имеют неравное значение в контексте его искусства, что составляет еще одну проблему при изучении его раннего творчества. Графика Фогелера определенно занимает видное место в европейской художественной культуре конца XIX—XX столетий. Его архитектурные произведения принадлежат северонемецким региональным тенденциям, но благодаря таланту художника они выходят за рамки искусства Германии и включаются в сферу общей эволюции европейского искусства. Ряд ранних картин Фогелера, будет справедливо отнести к высоким образцам искусства европейского модерна. Неравнозначно и творчество художника в области декоративно-прикладного искусства и искусства интерьера. Таким образом, при изучении раннего периода творчества Фогелера крайне важно верно оценить значение разных видов его искусства, и рассматривать каждый из них в рамках соответствующих явлений общего характера.

С такой особенностью непосредственно связана еще одна проблема искусства художника — про-

блема его эволюции. В основном каждый из видов искусства Фогелера развивался последовательно, прежде всего это относится к его живописи и графике, а также архитектурному творчеству. Наряду с этим, совершенно невозможно проследить эволюцию части его декоративно-прикладного искусства. К фарфору и стеклу, слоновой кости и серебру, Фогелер обращался эпизодически, что было продиктовано работой над определенными заказами. Благодаря единичным или немногочисленным примерам творчества, корпус произведений прикладного искусства Фогелера оказывается весьма разнообразным.

Указанные проблемы и характерные черты раннего периода творчества Фогелера определяют и особое положение его искусства в контексте художественной жизни Германии конца XIX — начала XX столетий. Значение довоенного творчества мастера поистине уникально. Его искусство связано с разнообразными, порой даже противоречившими друг другу, явлениями. Примером этого служат лирико-патриотическое искусство членов художественной колонии Ворпсведе и творчество мастеров немецкого Веркбунда, в который вошли созданные Фогелером мастерские, а изысканную графику художника почти невозможно представить рядом с его историческими стилизациями.

В течение двадцати лет, предшествовавших Первой мировой войне, мастер выполнил свои лучшие работы. Об этом свидетельствует и состав его раннего искусства, его многообразие и исключительный художественный уровень произведений. Вместе с тем, творчество Фогелера этого времени было отражением последовательной эволюции его миропонимания. Несмотря на многообразие творческих поисков, интерес Фогелера к различным видам искусства и его обращение к формам разных стилей, все произведения, созданные им в эти годы, были объединены главной идеей выражения высоких эстетических идеалов, мечты о гармонии и красоте.

По сравнению с работами 1918—1942 годов, довоенное искусство Фогелера гораздо более разнообразно и совершенно в художественном смысле. Именно это служит основным критерием при определении главного периода творчества мастера. Не приуменьшая значения обширного корпуса его поздних работ, именно ранний период определяет место художника в европейском искусстве рубежа веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.