Научная статья на тему 'Ранний период творчества Генриха Фогелера в контексте художественной жизни Германии конца xix начала XX века'

Ранний период творчества Генриха Фогелера в контексте художественной жизни Германии конца xix начала XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
448
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Ранний период творчества Генриха Фогелера в контексте художественной жизни Германии конца xix начала XX века»

Д.В. Любин

РАННИЙ ПЕРИОД ТВОРЧЕСТВА ГЕНРИХА ФОГЕЛЕРА В КОНТЕКСТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ ГЕРМАНИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX ВЕКА

В отечественном искусствознании искусство Германии конца XIX - начала XX веков остается одним из наименее изученных вопросов. В наиболее значительных из существующих трудов общего характера [1], охватывающих историю мирового искусства [2], разделы «XIX век» и «Искусство конца XIX - начала XX веков» содержат, в основном, более или менее подробный анализ развития французской художественной культуры. Искусство Германии представлено краткими очерками [3], среди немногих имен художников упоминаются К.Д. Фридрих, Ф.О. Рунге, А. Менцель, В. Лейбль, Г. фон Маре, М. Либерман, Л. Коринт, М. Сле-фогт, М. Клингер и К. Кольвиц.

Мы не отрицаем ведущую роль французского искусства в развитии художественной культуры на рубеже XIX и XX столетий [4]. Проблема заключается в том, что на сегодняшний день вполне может сложиться восприятие немецкого искусства как второстепенного, не явившего на тот момент других сколь либо значимых мастеров, кроме перечисленных выше. В последнее время интерес к художественной жизни Германии на рубеже XIX-XX столетий заметно возрос, из последних публикаций следует отметить развернутую статью Д.В. Сарабьянова в книге «Гармония и контрапункт. Россия - Германия. Живопись. XIX век» [8] и статьи других авторов, вошедшие в книгу. Важное общее представление о тенденциях в европейском искусстве того времени дают книги Д.В. Сарабьянова «Русская живопись XIX века среди европейских школ» [7] и «Россия и Запад. Историко-художественные связи XVIII -начало XX века» [9], монография В.И. Раздоль-ской «Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм» [5].

Художественная жизнь Германии интересующего нас периода была исключительно насыщенной [14]. В ее контексте одновременно получили развитие самые разнообразные явления: искусство Югендстиля [15; 16] развивалось параллельно импрессионизму и реализму, которым в свою очередь яростно противостояли представители так называемого «официального» искус-

ства, а спустя всего несколько лет стремительный закат модерна проходил на фоне первых выступлений экспрессионистов [21]. В связи с этим характерной чертой эволюции искусства художников стало проявление в их работах признаков различных стилистических тенденций, а также то, что их творчество не было ограничено одним видом искусства. Благодаря этому оно оказывается связанным с различными явлениями в современной художественной жизни, сама структура которой становится более насыщенной и многообразной.

Одним из подобных примеров служит раннее творчество немецкого художника Генриха Фогелера (1872-1942) [22]. Его значение для искусства Германии конца XIX - начала XX века очень велико, а главной особенностью творчества художника является его универсальность и многоплановость. Искусство Фогелера связано с различными важнейшими художественными явлениями - символизмом и Югендстилем, народным искусством и региональными традициями, историзмом и неостилями. В связи с этим важной задачей исследователя становится в определении места искусства Фогелера в контексте художественной жизни Германии того времени, внимательный анализ отношений его творчества с различными явлениями в немецкой культуре.

Фогелер родился 12 декабря 1872 года в Бремене в семье торговца металлом. В 1890 году он поступил в Академию художеств в Дюссельдорфе, однако довольно скоро покинул ее и в течение нескольких месяцев путешествовал по Голландии, Бельгии и Италии. Для художника это было время открытий - он познакомился с искусством Я. ван Эйка и Г. Мемлинга, Г. ван дер Гуса и П. де Бекера, открыл для себя архитектуру готики и живопись эпохи Возрождения, а также искусство прерафаэлитов [11]. После поездки Фогелер продолжил обучение в Академии и, завершив его в 1895 году, поселился в деревне Вор-псведе под Бременом, где уже несколько лет существовала колония живописцев [32].

Ядро колонии составили художники Ф. Макен-зен, О. Модерзон, Г Ам Энде, Ф. Овербек и К. Вин-нен. Их творчество развивалось в раках так назы-

ваемого «Искусства Родины» - «Heimatkunst», лирико-патриотического направления в немецкой пейзажной и жанровой живописи [17]. Характеристика творчества колонистов содержится в монографиях РМ. Рильке [6; 25] и Г. Бетге [10], опубликованных в 1902 и 1904 годах. Для Фогелера знакомство с этими художниками стала первой настоящей встречей с заметным явлением искусства Германии. Колония в Ворпсведе была частью общего процесса в европейском и мировом искусстве в XIX веке [31], основой которого стало обращение к жизни за пределами больших городов. В ней художники находили утраченную гармонию, открывали для себя глубинные основы человеческого бытия.

Ворпсведовцы помогли Фогелеру совершенствовать свою живопись, обучили его технике гравирования, вместе с ними он принял участие в первых выставках объединения, прошедших в 1895 году в Бремене и в Мюнхене [12]. Однако уже тогда отчетливо определилось коренное отличие искусства Фогелера от самих основ творчества колонистов. В своих первых офортах, еще довольно несовершенных, молодой художник выступает как представитель искусства Югенд-стиля. В его работах отчетливо заметно влияние прерафаэлитов и мастеров английской графики, прежде всего О. Бердсли и У. Морриса, а также М. Клингера. Следует, однако, отметить, что эстетика символизма и модерна была чужда художникам Ворпсведе, и это стало причиной конфликта внутри объединения, впоследствии сошедшего на нет, но вначале весьма острого.

Ранние гравюры принесли художнику громкую славу и во многом предопределили дальнейшее развитие и успех его искусства [24]. Однако, несмотря на то, что ранняя живопись и графика Фогелера стилистически принадлежат модерну, справедливо заметить, что художник воспринял некоторые приемы искусства ворпсведовцев. В первую очередь это проявилось в том, что во многих его работах, в которых воплощены характерные для Югендстиля сказочные и библейские сюжеты, важную роль играет пейзаж. Он изображен в реалистичной манере, в нем отсутствует присущая многим мастерам символизма таинственная иносказательность, фантастическое начало. Уникальность метода Фогелера заключается в соединении в своих картинах и офортах характерных черт модерна и приемов натурной живописи. Действие сюжетов, нередко фантас-

тических, представлено посреди реального ландшафта Ворпсведе, и неприметная деревня становится по-настоящему сказочным местом.

Графика Фогелера сделала его имя известным за пределами Германии. Крупнейший журнал модерна «The Studio» писал в 1898 году: «Его офорты волнуют нас, словно старые народные песни, словно мелодии Брамса и Шуберта, в них объединены музыка и поэзия» [28, p. 52-54]. Главной темой гравюр художника была тема сказки, и образы его работ были настолько популярны, что современники писали о «моде на Фогелера». Благодаря широкому распространению своей графики мастер получил возможность перестроить и значительно расширить свой дом в Ворпс-веде, превратив его в настоящую загородную виллу. На протяжении многих лет он был центром духовной жизни колонии. Здесь долгое время жил РМ. Рильке, устраивались знаменитые музыкальные вечера, на которые приезжали крупнейшие немецкие литераторы и деятели искусства. Один из таких вечеров послужил сюжетом центральной живописной работы Фогелера - монументальной картины «Концерт» (1899-1905).

После 1899 года в творчестве Фогелера произошли перемены, и на смену офортам пришли превосходные рисунки пером, ставшие главным видом его искусства до конца 1900-х годов [23]. Они составили основу творчества мастера в области книжной иллюстрации [19]. Фогелер работал главным художником журнала «Остров», одного из крупнейших изданий европейского модерна. До Первой мировой войны он оформил около двух сотен книг, отпечатанных в лучших немецких издательствах. Фогелера называли первым графиком Германии начала XX столетия. Его рисунки, так же, как и офорты, отражают влияние мастеров английской графики, однако в них больше изящества и пластики линий. Манеру Фогелера справедливо назвать виртуозной, его листы - совершенное воплощение стиля модерн, произведения английских мастеров нередко даже уступают им. Центральным образом многих работ художника стала фигура павлина с фантастическим оперением - один из распространенных мотивов Югендстиля. В большинстве рисунков нашли воплощение созвучные стилю сказочные, мифологические и библейские сюжеты.

Наряду с графикой, на протяжении 1900-х годов Фогелер много работал в области декоративно-прикладного искусства. Его произведения обнаружи-

вают широкое разнообразие материалов и техник -мастер выполнил витражи и гобелены, изделия из дерева и кости, фарфора и стекла, металла и серебра, заметным явлением стало его ювелирное творчество. Прикладное искусство Фогелера тесно связано с другими, кроме модерна, направлениями. В работах художника нашли отражение стилистические признаки барокко, рококо и классицизма. Ряд произведений обнаруживает связи с традициями бидермайера и историзма, которые не прекратили существование с приходом Югендстиля, а после 1900 года пережили новый этап своего развития в немецкой художественной культуре. Таким образом, эта область творчества Фогелера значительно расширяет границы его искусства.

Следует отметить, что, несмотря на многообразие материалов и техник, работы в области прикладного искусства остаются в его творчестве единичными примерами. В отличие от живописи или графики, здесь не представляется возможным проследить эволюцию творчества художника. Главной чертой работ Фогелера в области прикладного искусства является умение тонко воспринять и передать черты того или иного стиля, комбинировать признаки искусства различных эпох и стран при создании нового произведения. Несмотря на то, что обращение к тому или иному материалу носило разовый характер, работы Фогелера отличает высокий художественный уровень. Они были исполнены на ведущих предприятиях Германии - Королевской фарфоровой мануфактуре в Берлине, Мейсенской мануфактуре, лучших серебряных фабриках и ювелирных мастерских в Бремене и Дрездене. Одним из свидетельств несомненных достоинств работ художника в этой области служит то, что некоторые образцы его ювелирного творчества и отдельные предметы серебряных столовых приборов выпускаются и в настоящее время.

Среди тех видов декоративно-прикладного искусства, в которых работал Фогелер, особое место занимает проектирование предметов мебели и интерьеров. По образцу распространенных в начале XX века в Германии частных производств, в 1908 году Фогелер вместе со своим братом Францем создал «Ворпсведские мастерские» [18], предназначенные для изготовления мебели по его эскизам. За несколько лет, предшествовавших Первой мировой войне, художник выполнил около четырех тысяч проектных рисунков. Значительная часть из них была воплощена.

В этой области творчество художника перекликается с совершенно иными, чем его изобразительное и прикладное искусство, тенденциями. Декоративные приемы модерна, в том числе мотивы, часто встречающиеся в графических работах - силуэт павлина, цветы тюльпана и розы, Фо-гелер сочетает с формами мебели, распространенной в немецких деревнях и в свое время воспринявшей традиции мебели Северного Возрождения. Такие произведения составляют значительную часть продукции мастерских, из них зачастую были составлены и целые обстановки гостиных, столовых и жилых комнат в частных домах.

Вместе с тем, в мебели Фогелера получает развитие и исконно немецкая народная традиция. На основе характерных мотивов украшения предметов мебели - головы оленя, фигур вставших на дыбы коней, силуэта совы, которые художник прочитывает с позиций искусства модерна, были созданы оригинальные стилизации. Следует отметить, что обращение к мотивам народного искусства неслучайно: оно составило в Германии в начале XX столетия важную часть государственной программы по развитию художественнопромышленных мастерских и декоративно-прикладного искусства в целом. Благодаря исключительному качеству продукции и сочетанию элементов народного творчества и приемов модерна произведения Фогелера представляют уникальное явление в немецкой культуре того времени и отличаются от продукции других мастерских, развивавших более традиционное направление.

Еще одним видом искусства Фогелера, столь же многообразным, как и его работа по созданию мебели, стало искусство интерьера. Спроектированные художником обстановки можно разделить на три большие группы. Первую из них составили так называемые «выставочные образцы», представленные мастером на экспозиции в Дрездене (1906) и международной выставке в Брюсселе (1910). Эти работы по стилю принадлежат неоклассицизму, и в этом искусство Фоге-лера обнаруживает близость творчеству крупнейших передовых дизайнеров того времени - П. Беренса и Й.М. Ольбриха. Однако современные тенденции в области дизайна интерьеров не получили в творчестве Фогелера значительного развития. Наибольшее число обстановок создано им из мебели «Ворпсведских мастерских», а третий вид интерьеров стилистически принадлежит нео-бидермайеру. Особое место занимает централь-

ная работа художника в этой области - обстановка «Золотой комнаты» (1904-1905) городской ратуши Бремена [26]. Ее интерьер представляет блестящий пример соединения архитектурных форм Ренессанса и декоративных приемов модерна. «Золотая комната» по праву считается одним из лучших образцов искусства немецкого Югендстиля.

Связь с традиционным народным искусством проявилась в творчестве Фогелера не только в произведениях его мебельных мастерских. В конце 1900-х - начале 1910-х годов он много работал в области архитектуры, ему принадлежат около двух десятков построек частного и общественного характера. Наибольший интерес представляют сохранившиеся до наших дней дома и здание вокзала в Ворпсведе, выполненные в традициях северонемецкого загородного строительства. Это объединяет архитектуру Фогелера с произведениями архитекторов-реформаторов северной Германии - Г. Вагнера, К. Эега и других. К сожалению, остался неосуществленным проект рабочего поселения, задуманный Фогелером для сотрудников своих мастерских «со всеми современными учреждениями» [30, s. 170]. Практика создания подобных деревень, в которых были предусмотрены все необходимые постройки общественного назначения, характерна для европейского искусства начала XX века. У этого направления в области архитектуры, как часто происходило в подобных случаях, была не только теоретическая сторона: такая практика была обусловлена требованием активно развивавшейся промышленности. Наиболее известно поселение недалеко от Эссена, созданное фирмой Круппа, для которого основой послужило рабочая деревня в Порт-Санлайт в Ливерпуле. В 1908 году Фогелер посетил Англию в составе группы архитекторов, в которую вошли такие известные мастера как К.-Э. Остхаус и Л. Мис ван дер Роэ. Таким образом, региональный принцип развития архитектуры Фогелера приобретает благодаря этому проекту новое значение и включается в сферу общего развития архитектуры Европы начала XX века.

1910-е годы характеризуются активной работой мастера в области живописи: в течение трех лет он создал свыше ста картин [20]. Их отличают от ранних работ поиски новых сюжетов и нового стиля, который был призван заменить стремительно угасавший модерн. Новые картины Фогелера отличаются от ранней живописи большей графич-ностью манеры, тяготением к локальным цвето-

вым пятнам, плоскостности изображения. В этом проявилось его увлечение египетским искусством, характерное для ряда художников в предвоенные годы. Некоторые работы выполнены в реалистической манере, другие свидетельствуют об определенном интересе художника к творчеству экспрессионистов. В то же время мастер выполнил ряд превосходных натюрмортов и пейзажных работ, обращение к этим жанрам было новым шагом в его живописи.

Конец 1900-х и начало 1910-х годов было не только временем поиска нового стиля, выразительных средств в изобразительном искусстве, но и временем глубокого личного кризиса Фогелера. Художник покинул Ворпсведе, некоторое время путешествовал по Европе, с осени 1912 года работал в Берлине. С началом Первой мировой войны Фо-гелер, стремясь преодолеть личный и творческий кризис, ушел добровольцем на фронт [27]. Этим он как бы подвел черту под двадцатью годами, в рамки которых укладывается ранний период его искусства. Известно, что после войны он не оставил у себя ни одной из своих работ, подарив их покинувшей его жене. Мировоззрение Фогелера претерпело коренные изменения [29], и впоследствии его искусство развивалось в границах совершенно иных, чем прежде, явлений, и уже никогда не было столь многообразным [13].

Воплотившее признаки многих стилей, творчество мастера неравнозначно по своему характеру. Его живопись впитала традиции Югендсти-ля и приемы пейзажной живописи ворпсведов-цев, а перед самой войной она граничит с экспрессионизмом, однако, не переходит в него. Графика Фогелера - как офорты, так и рисунки пером и книжные иллюстрации - принадлежит искусству европейского модерна. То же можно сказать и о части его произведений декоративно-прикладного искусства. Высоким образцом Югенд-стиля является интерьер «Золотой комнаты» ратуши Бремена. В то же время в области интерьера Фогелер, следуя общей эволюции искусства, выступает и как мастер неоклассики и необидер-майера, а в работах, объединивших «^Шзки^Ь> и модерн, создает неповторимый собственный стиль, преодолевая сложившуюся традицию. И, наконец, в области архитектуры художник развивает принципы регионального строительства, которое благодаря ему во многом приобрело новые импульсы и вышло на уровень общеевропейских художественных процессов.

В целом творчество Фогелера определенно является одним из высших достижений немецкого искусства конца XIX - начала XX столетий. Оно занимает видное место в контексте немецкой и европейской художественной жизни того времени, соприкасаясь со многими, неравнозначными по своему масштабу, явлениями. Это, с одной стороны, до известной степени усложняет изучение раннего периода творчества мастера, а с другой требует более детального и разностороннего анализа искусства Германии вообще с тем, чтобы как можно более точно охарактеризовать то или иное направление его деятельности, и делает работу исследователя особенно увлекательной.

Библиографический список

1. Всеобщая история искусства / Под ред. А.Д. Чегодаева. - М.: Искусство, 1956-1964.

2. История искусства зарубежных стран / Под ред. М.В. Доброклонского. - М.: Искусство, 1964.

3. История зарубежного искусства / Под ред. М.Т. Кузьминой и Н.Л. Мальцевой. - М.: Искусство, 1971.

4. Раздольская В.И. Искусство Франции второй половины XIX века. - М.: Искусство, 1981.

5. Раздольская В.И. Европейское искусство XIX века. Классицизм, романтизм. - СПб.: Азбука-классика, 2005.

6. Рильке Райнер Мария. Ворпсведе. Огюст Роден. Письма. Стихи. - М.: Искусство, 1971.

7. Сарабьянов Д.В. Русская живопись XIX века среди европейских школ. - М.: Советский художник, 1980.

8. Сарабьянов Д.В. На параллельных путях // Гармония и контрапункт. Россия - Германия. Живопись. XIX век. - М.: Художник и книга, 2003.

9. Сарабьянов Д.В. Россия и Запад. Историкохудожественные связи XVIII - начало XX века. -М.: Искусство - XXI век, 2003.

10. Bethge H. Worpswede. (Hans am Ende, Fritz Mackensen, Otto Moderson, Fritz Overbeck, Carl Vinnen, Heinrich Vogeler). - Berlin, 1904.

11. Bresler Siegfried. Heinrich Vogeler. -Reinbeck bei Hamburg, Rowohlt, 1996.

12. Der Durchbruch: die Worpsweder Maler in Bremen und im Munchener Glaspalast 1895. Katalog zu den Ausstellungen in Bremen und in Wuppertal. [Kunstsammlungen Bottcherstrasse Bremen, 23.6.1995 - 8.10.1995; Von-der-Heydt-Museum Wuppertal, 22.10.1995 - 15.1.1996]. Mit einem

Textbeitrag von Karl Robert Schutze. - Lilienthal, Worpsweder Verlag, 1995.

13. Erlay David. Von Gold zu Rot. Heinrich Vogelers Weg in eine andere Welt. - Bremen, Donat Verlag, 2004.

14. Hamann Richard, Hermand Jost. Epochen deutscher Kultur von 1870 bis zur Gegenwart. 5. Bande. - Munchen, 1972-1975.

15. Hofstatter Hans H. Geschichte der euro-paischen Jugendstilmalerei. - Koln: DuMont, 1963.

16. Hofstatter Hans H. Symbolismus und die Kunst der Jahrhundertwende. - Koln: DuMont, 1965.

17. Kaufmann Bernard. Die alten Worpsweder Meister. - Worpswede, 1961.

18. Kuster B. Kunstwerkstatt Worpswede. -Lilienthal, 1989.

19. Neteler T. Der Buchkunstler Heinrich Vogeler. - Ascona, 1998.

20. Noltenius Rena. Heinrich Vogeler: 1872-1942. Die Gemalde - ein Werkkatalog. - Weimar, 2000.

21. Olbrich Harald. Geschichte der deutschen Kunst 1880-1918. - Leipzig: VEB E.A. Seemann Buch- und Kunstverlag, 1988.

22. Petzet Heinrich Wiegand. Von Worpswede nach Moskau. Heinrich Vogeler - Ein Kunstler zwischen den Zeiten. - Koln: DuMont-Schauberg, 1972.

23. Petzet H. W. Heinrich Vogeler. Zeichnungen. -Koln, 1976.

24. Rief H.H. Heinrich Vogeler. Das grafische Werk. - Bremen, 1974.

25. Rilke Rainer Maria. Worpswede. Kunstler Monografien. Band 64. - Bielefeld, Leipzig, 1902.

26. Schultze J., Elze P. Die Guldenkammer des Bremer Rathauses nach dem Entwurf von Heinrich Vogeler. - Worpswede, 1985.

27. Stenzig Bernd. Worpswede, Moskau. Das Werk von Heinrich Vogeler. Lilienthal, Worpsweder Verlag, 1989.

28. The Studio. - 1898. - Bd. XIII. - P 52-54.

29. Traume Wege Irrwege. Nachdenken uber Heinrich Vogeler. Redaktion: Ernstheinrich Meyer-Stiens. - Osterholz-Scharmbeck, Druckerei Saade, 1999.

30. Vogeler H. Erinnerungen. Hrsg. von E. Weinert. - Berlin, Rutten & Loening, 1952. - S. 170.

31. Wietek Gerhard. Deutsche Kunstlerkolonie und Kunstlerorte. - Munchen, Verlag Karl Thiemig, 1976.

32. Worpswede 1889-1989. Hundert Jahre Kunstlerkolonie. - Worpswede, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.