Научная статья на тему 'Неоэкономика: неоресурсы информационного общества'

Неоэкономика: неоресурсы информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ / НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / NEOECONOMICS / INFORMATION / KNOWLEDGE / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION SOCIETY / INTELLECTUAL PRODUCT / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шевко Н. Р.

Анализируется трансформация экономических понятий в условиях развития неоэкономики современного информационного общества, среди которых лидируют информационные ресурсы во всем их многообразии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEOECONOMICS: NEORESOURCE OF INFORMATION SOCIETY

In this article the transformation of economic concepts in neoeconomic conditions of the modern information society among which the leading information resources in all their diversity is analysed.

Текст научной работы на тему «Неоэкономика: неоресурсы информационного общества»

НЕОЭКОНОМИКА: НЕОРЕСУРСЫ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Н.Р. ШЕВКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, правовой статистики, математики и информатики КЮИМВД России Научная специальность: 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством

E-mail: shevko@yandex.ru

Аннотация. Анализируется трансформация экономических понятий в условиях развития неоэкономики современного информационного общества, среди которых лидируют информационные ресурсы во всем их многообразии.

Ключевые слова: неоэкономика, информация, знания, информационные ресурсы, информационное общество, интеллектуальный продукт, научно-технический прогресс.

NEOECONOMICS: NEORESOURCE OF INFORMATION SOCIETY

N.R. SHEVKO,

assistant professor of the department of economic theory, legal statistics, mathematics and informatics of the Kazan Law Institute of the Interior of Russia

Annotation. In this article the transformation of economic concepts in neoeconomic conditions of the modern information society among which the leading information resources in all their diversity is analysed.

Key words: neoeconomics, information, knowledge, information resources, information society, intellectual product, scientific and technological progress.

Важнейшим вектором современного экономического развития является ускорение научно-технического и социального прогресса, формирование экономики, основанной на знаниях и информации. В этих условиях главным экономическим ресурсом, детерминирующим динамичный стабильный рост, выступает человеческий капитал, анализ воспроизводства которого занимает центральное место в современной теории неоэкономики.

Современное развитие экономики характеризуется наличием новых институциональных структур, сложными взаимосвязями и взаимозависимостями между экономическими субъектами. В системе хозяйственных отношений особую значимость приобретают институциональные интересы, проявляющиеся в действиях по выработке правил, порядка, рамок, ограничивающих экономическую деятельность субъектов в целях повышения эффективности результатов этой деятельности. Институты воздействуют на развитие хозяйствующих субъектов, предопределяют стратегические направления трансформации, задают возможные варианты интеграции, а, следовательно, определяют формальные и неформальные институциональные границы их деятельности.

Трансформации подверглись основополагающие экономические категории. Как известно, ресурсы представляют собой совокупность всех материальных благ и услуг, используемых человеком для производства необходимой ему продукции. Еще Аристотель, а вслед за ним и средневековые мыслители считали труд одним из основных экономических ресурсов. Подобный подход разделяла и первая экономическая школа в мире — меркантилизм. Школа физиократов особое значение приписывала земле как экономическому ресурсу. Адам Смит рассматривал такие экономические ресурсы, как труд, земля и капитал. Однако наиболее четко теорию трех факторов производства сформулировал французский экономист Жан Батист Сэй (1767—1832). Английский экономист Альфред Маршалл (1842—1924) предложил добавить четвертый фактор — предпринимательские способности. Многие современные экономисты склонны полагать, что сейчас по значимости в качестве фактора экономического роста на первое место вышел фактор, единого названия которому еще не дали, называя его по-разному — технология, научно -технический прогресс, наука, информация, знания. Если в XIX — первой половине XX вв. глав-

ной формой коммуникации были газеты, журналы, книги, к которым затем добавились телефон, телеграф, радио и телевидение, то в настоящее время они все более вытесняются средствами компьютерной связи. Знания и информация становятся стратегическими ресурсами. Это приводит прежде всего к существенным изменениям в территориальном размещении производительных сил. В доин-дустриальную эпоху города возникали на пересечениях торговых путей, в индустриальную — вблизи источников сырья и энергии; технополисы постиндустриальной эпохи вырастают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий (Кремниевая долина в США).

Таким образом, одним из ключевых экономических ресурсов на современном этапе является информация. Под информацией подразумевается набор «сведений об окружающем мире и протекающих в нем процессах»1.

Обладание достоверной информацией является необходимым условием для решения стоящих перед экономическими субъектами проблем. Вместе с тем, одной, даже самой обширной, информации недостаточно. Умение использовать полученные данные для принятия наилучшего при сложившихся обстоятельствах решения характеризует такой ресурс, как знания, или управленческие способности.

Достижения науки, нараставшие лавинообразно в последние 200 лет, привели к тому, что знания, не выделявшиеся классиками экономической теории в отдельный экономический ресурс наряду с трудом, землей, капиталом и предпринимательскими способностями, стали таковым и при этом не менее (если не более) важным, чем остальные экономические ресурсы.

Знания — это совокупность сведений в различных областях. Например, есть житейские знания («знание жизни»), профессиональные знания работников, технологические знания фирмы и т.д. Хозяйственная жизнь требует самых разнообразных знаний. Их набор, уровень, новизна различаются по категориям работников, предприятиям, отраслям и секторам хозяйственной деятельности. Набор знаний, необходимый инженеру предприятия по выпуску автомобилей, совсем другой, чем у финансового директора этого предприятия. Профессиональные знания подчиненного этого инженера обычно меньше, проще и старее, чем у инженера. Наконец, технологические знания данной фирмы и ее работников сосредоточены на производстве автомобилей, а технологические знания соседней фирмы относятся к другой отрасли — страхованию.

Знания для ведения хозяйственной деятельности приобретаются разными способами: через приобретение опыта, получение образования, покупку технологических знаний в виде лицензий и патентов. В конечном счете, главный источник знаний для хозяйственной жизни — это наука. Именно научные достижения

и составляют основу тех знаний, которые работники получают во время своей учебы и работы, а фирмы — в ходе приобретения новых технологий.

«Носителями этого ресурса выступают квалифицированные кадры в сфере управления, покупки, продажи и обслуживания покупателей, технического обслуживания товара»2. Именно «эти ресурсы дают (или должны давать), по мнению основателя классического менеджмента Питера Дру-кера, наибольшую отдачу в бизнесе. То, что отличает сильную компанию от слабой, — это прежде всего уровень квалификации ее специалистов и ... управленческого состава, его знаний, мотиваций и устремлений»3.

В ходе НИОКР рождаются новые знания. Их часто называют интеллектуальным продуктом (продукцией). Этот продукт принимает самые разные формы: открытий (обычно они являются результатом фундаментальных исследований), изобретений и рационализаторских предложений, полезных моделей и промышленных образцов, сведений о технологических процессах и другой конфиденциальной деловой информации (ноу-хау), программ для ЭВМ и селекционных достижений. К интеллектуальной продукции относят и другие произведения науки, а также произведения литературы и искусства.

В современных условиях повышение эффективности бизнеса компании, уровня управления и конкурентоспособности, выход на лидирующие позиции невозможен без разработки и реализации методов и систем, позволяющих улучшить качественные и количественные показатели использования информационных ресурсов.

Каждая компания действует на основании своей теории бизнеса. Стратегия есть способ реализации теории бизнеса в практической деятельности. Стратегия в области информационных технологий является неотъемлемым элементом общей стратегии компании, а программы по ее реализации тесно переплетаются со стратегическими программами в других областях. На протяжении уже полувека в центре внимания создателей информационных технологий (ИТ) были сбор и хранение данных, их передача и предоставление. Информационная революция привела к кардинальному изменению задач, возложенных на ИТ-службы, реорганизации их деятельности и иногда к переводу из вспомогательных сервисов в основные бизнес-процессы.

Разнообразие информационных ресурсов складывается из многообразия информационных потребностей людей. Современные информационные ресурсы существуют в различных форматах и технологиях: от традиционных библиотечных фондов до онлайновых баз данных, интегрирующих российского пользователя в мировое информационное пространство. Мировой рынок информационных услуг представлен различными секторами, в ко-

торых имеются различные интернет-ресурсы в виде сайтов и порталов.

Таким образом, с развитием рыночных отношений в информационную эпоху появляются не возникавшие до настоящего времени задачи обеспечения специалистов полным набором экономической и коммерческой информации, без которой невозможна нормальная предпринимательская деятельность. Причем эта информация нужна специалистам не от случая к случаю, а постоянно.

В ходе научно-технической революции наука превращается в непосредственную производительную силу, всеобщие производительные силы становятся ведущим элементом системы производительных сил. Если после неолитической революции сложилась постприсваивающая производящая экономика, основой которой было сельское хозяйство, а результатом промышленной революции стало возникновение постаграрной экономики, основу которой составляла первоначально — легкая, а позднее — тяжелая промышленность, то в ходе НТР возникает постиндустриальная экономика. Центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. В середине 1980-х годов уже свыше 70% населения США было занято в сфере услуг4. Современный этап развития общества характеризуется наличием и широким ис-

пользованием компьютеров, средств телекоммуникаций и т.д. Если в аграрной экономике ведущим элементом была земля, а в индустриальной — капитал, то в современной — лимитирующим фактором становится информация, информационные ресурсы. Процессы глобализации, модернизации и интеграции, происходящие во всем мире, влекут за собой открытость экономики, что предполагает создание новых форм интеграции, трансформацию основных категорий и понятий, создание новых многообразных условий хозяйствования и взаимодействий между экономическими субъектами.

Литература

1. Нуреев P.M. Сборник задач по микроэкономике к «Курсу микроэкономики». P.M. Нуреев. М.: Изд-во НОРМА, 2002.

2. Станковская И.К. Экономическая теория: учебник / И.К. Станковская, И.А. Стрелец. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во Эксмо, 2006.

3. Друкер П. Эффективное управление: экономические задачи и оптимальные решения. П. Друкер. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998.

4. Нуреев P.M. Курс мироэкономики: учебник для вузов. P.M. Нуреев. 2-е изд. с изм. М.: Норма, 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.