Научная статья на тему 'Информационная сервизация в системе обеспечения конкурентоспособности компаний сферы услуг'

Информационная сервизация в системе обеспечения конкурентоспособности компаний сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СФЕРА УСЛУГ / СЕРВИСНЫЕ КОМПАНИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / СЕРВИЗАЦИЯ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / НЕОЭКОНОМИКА / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / SERVICES SECTOR / SERVICE-BASED COMPANIES / INFORMATION TECHNOLOGIES / SERVICIZATION / GLOBALIZATION / HUMAN CAPITAL / NEW ECONOMY / COMPETITIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Полинко А. В.

В статье рассматриваются компании, представляющие вторичный сектор экономики и сталкивающиеся с необходимостью формирования новых конкурентных преимуществ. Эти компании начинают осуществлять сервисную деятельность, т.е. сопровождают производимые и предлагаемые к продаже товары услугами. Автор анализирует особенности сферы услуг в контексте развития глобальной экономики с преобладающей ролью сервисных и информационно-сетевых технологий на примере торговых розничных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Informational servicisation in a system of competitiveness provision of services companies

The article considers companies which represents secondary sector of economy and faces some necessity of forming of new competitive advantages. Such companies start to perform services-based activity, i.e. accompany by services the goods which were produced and offered to sale. The author analyzes features of a service sector in a context of global economy development with a prevailing role of service and information-network technologies based on an example of trading retail chain.

Текст научной работы на тему «Информационная сервизация в системе обеспечения конкурентоспособности компаний сферы услуг»

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕРБИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОМПАНИЙ СФЕРЫ УСЛУГ

ПОЛИНКО А.В.,

аспирант,

Южный федеральный университет, e-mail: polinko.av@rambler.ru

В статье рассматриваются компании, представляющие вторичный сектор экономики и сталкивающиеся с необходимостью формирования новых конкурентных преимуществ. Эти компании начинают осуществлять сервисную деятельность, т.е. сопровождают производимые и предлагаемые к продаже товары услугами. Автор анализирует особенности сферы услуг в контексте развития глобальной экономики с преобладающей ролью сервисных и информационно-сетевых технологий на примере торговых розничных сетей.

Ключевые слова: сфера услуг; сервисные компании; информационные технологии; сервизация; глобализация; человеческий капитал; неоэкономика; конкурентоспособность.

The article considers companies which represents secondary sector of economy and faces some necessity of forming of new competitive advantages. Such companies start to perform services-based activity, i.e. accompany by services the goods which were produced and offered to sale. The author analyzes features of a service sector in a context of global economy development with a prevailing role of service and information-network technologies based on an example of trading retail chain.

Keywords: services sector; service-based companies; information technologies; servicization; globalization; human capital; new economy; competitiveness.

Коды классификатора JEL: D83, L84, L86.

В настоящее время грань между производством товаров и оказанием услуг становится более условной. Оказание услуг превращается в важный элемент деятельности современных компаний. Компании предлагают комбинированный пакет товаров и услуг своим потребителям: это явление носит название сервизации. Постепенное расширение спектра и объема продаж предоставляемых услуг приводит к тому, что показатели по сервисной деятельности превышают показатели по производственной деятельности, и, таким образом, сервисная деятельность становится для компании основной.

Управление реализацией и наращиванием конкурентных преимуществ экономических агентов российского рынка услуг также представляет собой динамический институциональный процесс информационной сервизации.

Сложности анализа современных проблем сферы услуг вызваны глобальным экономическим кризисом и неясностью модели экономического поведения потребителей, а также вектора будущего развития рынка услуг в условиях экономического спада. Содержание вектора развития сферы услуг вытекает из состояния экономики, по результатам анализа которой можно понять, какие именно услуги в настоящее время и в перспективе будут востребованы и признаны рынком: технологические, образовательные, сервисные, финансовые, социальные или какие-то другие.

В настоящее время сфера услуг, как и глобальная экономика, претерпевают глубокую технологическую революцию. В развитых странах последние 50 лет экономики стали наукоемкими, интеллектоемкими, образованиеем-кими, квалитативными, информационноемкими с растущей долей сервисных коммуникаций. Главным в этих трансформационных процессах стало то, что сервисные и информационно-сетевые технологии заняло особую институциональную позицию в развитии экономики и общества, превратившись в базис базиса информационной экономики и информационного общества.

В сфере услуг растет понимание ключевой роли человеческого капитала и информационного капитала как двигателей экономического развития, главным фактором реализации экономических преимуществ и обеспечения конкурентоспособности компаний. Основу развития человеческого капитала определяет императив перехода к «неоэкономике» (новой экономике), «обществу знаний», «образовательной экономике» и «образовательному обществу», «информационной экономике» и «информационному обществу».

© А.В. Полинко, 2012

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕРВИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ... 91

Технологические достижения двух последних десятилетий оказали сильнейшее воздействие на новации в области услуг — от новых видов продуктов до новых технологий сервисного обслуживания клиентов. Можно обозначить два доминирующих тренда неоэкономики — ускорение информационного развития и глобализацию экономических и социальных институтов, определивших генеральную линию эволюции современного общества в ближайшем и отдаленном будущем. Следствием этих трендов стало изменение сложившейся иерархии факторов производства в сторону лидерства высококвалифицированного творческого труда [3], обусловленного формированием неоэкономики.

Профессор МГУ Ю.М. Осипов, выделяя особенности «неоэкономики», отмечает, что она «способствует формированию новой модели взаимодействия экономических агентов» в условиях глобальных информационных изменений общества, формируя новые подходы к познанию хозяйства» [5, с. 31-32].

В современных условиях трансформация индустриального общества в постиндустриальное переплетается с завершающим этапом очередного длительного экономического цикла. Полувековые экономические циклы являются пульсирующей формой преобразования производственной, энергетической, транспортно-коммуникационной, организационно-управленческой и других аспектов хозяйственной жизни [2, с. 89].

Россия, имеющая достаточные ресурсы для развития «неоэкономики», имеет значительные преимущества для того, чтобы стать стартовой площадкой ноосферного прорыва человечества к новому будущему в XXI в., в котором весь потенциал научного и культурного творчества, весь позитивный потенциал познания человечеством себя и природы, по мнению А.И. Суббето, способны работать на развитие человеческого капитала, обеспечивающего стране конкурентные преимущества в условиях глобализации [7].

С.Ю. Глазьев в своих работах, посвященных информационной экономике, ставит вопрос о необходимости «опережающей модернизации» экономики России [1, 7]. И это верная постановка проблемы для России, только с одной оговоркой — опережающей модернизации на базе созидания неоэкономики, ноосферно-технологического базиса и ноосферной экономики.

В ходе каждого цикла происходит взаимная увязка всех этих преобразований в единую модель развития. Каждый такой цикл имеет свои ведущие отрасли (например, текстильная, машиностроительная, химическая промышленность) и модификации механизмов хозяйственного регулирования.

Для этого необходимо проектировать стратегию институциональных изменений, чтобы эти изменения оказались адекватны исторической специфике развития общества и экономических агентов и могли быть осуществлены в условиях неоэкономики. Институциональные преобразования в экономике России направлены на увеличение в экономике сегмента услуг.

Россия снова находится на перепутье, выбирая модель развития, которая должна отличаться от прежней, приведшей к системному кризису. Предкризисный экономический рост был неоднороден. Вначале двигателями экономического развития выступали расширение внутреннего рынка и рост объемов экспорта, но во второй половине 2000-х гг. не объемы, а повышение цен экспортируемых товаров способствовало развитию экономики.

Управление реализацией и наращиванием конкурентных преимуществ национальных агентов рынка услуг является сложным, противоречивым процессом взаимодействия интересов различных субъектов общественного производства и представляет собой динамический институциональный процесс, имеющий свою определенную логику.

Следует отметить, что успешное претворение в жизнь стратегии реализации и наращивания национальных конкурентных преимуществ невозможно без всесторонней государственной поддержки, которая должна быть направлена, прежде всего, на формирование институциональной инфраструктуры.

В условиях глобального экономического кризиса изменения хозяйственного развития носят качественный характер, отрицательно повлияв на экономику, вместе с тем, эти изменения начинают формироваться как системное новое качество развития, пробивающее себе дорогу как разнонаправленные и нелинейные тенденции.

В посткризисной экономике эти изменения будут связаны со всеми основными параметрами жизни общества: экономической системой, технологическими основами, социальными отношениями, институтами, уровнем образования и подготовки специалистов, инновационной культурой компаний, типом личности и т.п. Соответственно этим изменениям в жизни общества возникнут параметры и факторы того нового качества, которое постепенно обретает общество и экономика после кризиса.

Прежде всего, произойдет изменение основных ресурсов экономических процессов в постиндустриальном обществе (информации и знаний), поскольку именно эти факторы становятся ключевыми и ложатся в основу определения нового качества экономики и общества. В неоэкономике условием производства информации является знание, и, соответственно, экономика и общество приобретают имя «общество знаний». Акцент на одном из ключевых средств «производства», хранения и переработки информации — компьютере и соответствующих средствах коммуникации, Интернет-технологиях позволяет говорить о «цифровой» экономике, «Интернет-экономике».

Основным производственным ресурсом в новых условиях становятся знания и технологии. Многие страны, попытавшиеся пройти через ускоренную модернизацию, усовершенствовали свой индустриальный потенциал, но не сформировали саморазвивающейся социально-экономической системы [4].

Они остаются зависимыми и от остального мира как от источника знаний, и от целевого рынка. Заимствование новых технологий не порождает собственных научных прорывов. Формирование нового экономического порядка затрагивает общественное сознание. Ошибочные представления, возникающие как результат «догоняю-

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

92

А.В. ПОЛИНКО

щего развития», достаточно сложно нивелировать. На их исправление требуется больше времени, чем на развитие собственного хозяйственного прогресса.

Поэтому проблемы развития институтов, производства, методов его организации и управления становятся зависимыми от уровня образования, подготовки специалистов, интегрированных в систему решения общегосударственных стратегических целей и путей их достижения. Очевидно, что в современной глобальной экономической системе с высокой степенью неопределенности экономики нет иного пути повышения конкурентоспособности, кроме реализации потенциала, заложенного в самой социально-экономической системе.

Зарубежный опыт продемонстрировал, что современные управленческие, информационные и коммуникационные технологии выступают важным инструментом модернизации цепочки создания стоимости. Они напрямую влияют на роль, место и доходность отдельных ее участников. Характерным примером являются торговые розничные сети. В настоящее время торговые сети оттесняют сельхозпроизводителей, перерабатывающие и пищевые предприятия в цепочке создания стоимости на последние места по шкале доходности несмотря на то, что пищевые и перерабатывающие предприятия выступают производителями сырья и готовой продукции, т.е. являются основными участниками цепочки создания стоимости.

Те компании, которые находятся ближе в цепочке создания стоимости к конечному потребителю, выигрывают, получая от своей деятельности более высокие доходы. Но за счет использования Интернет-технологий и электронной коммерции можно модернизировать цепочку создания стоимости и увеличить доходность торговых розничных сетей в России.

Эволюционный переход к неоэкономике сопровождался постоянно возрастающей долей человеческого капитала в общем его объеме. Если в ХУП-ХУШ вв. удельный вес человеческого капитала в общей его массе не превышал 10%, то уже в начале XIX в. он поднялся до 33% [6, с. 71].

Успехи в развитии телекоммуникационной и компьютерной технологии привели также к обновлению методов предоставления услуг. Особенно это касается использования информационных технологий.

Появление систем управления данными было связано с решением традиционных учетных операций. Данные учета состояли главным образом из чисел и символьных строк. Сегодня осуществляется переход от традиционных баз данных, хранящих числа и символы, к объектно-реляционным базам данных, где каждая запись может содержать данные со сложным поведением.

Множество дополнительных услуг, оказываемых сервисными фирмами своим клиентам, также связаны с информацией, и технология их предоставления имеет огромное значение для осуществления инноваций и тем самым для создания ощутимых конкурентных преимуществ. Одновременно существенно расширяются возможности совершенствования обслуживания и увеличения эффективности работы организации в целом.

Благодаря более легкому, быстрому и дешевому доступу к базам данных кардинальным образом изменились процессы обслуживания. В последнее десятилетие сервисные организации стали широко пользоваться системой Интернет для создания новых услуг, которые могут быть предоставлены клиентам по электронным каналам, к которым имеют доступ владельцы компьютеров, установленных дома или в офисах. Теперь заказчики услуг, исходя из своих предпочтений, имеют большие возможности в выборе форм контактов с сервисными организациями. Часть из них предпочитают личный контакт, другие — контакт по телефону с живым человеком, есть и такие, которые предпочитают большую анонимность, связанную с неперсональными контактами. При приобретении услуг некоторым клиентам нравится посещать сервисные фирмы и осуществлять контакты с обслуживающим персоналом. Другие наблюдают по ТВ информационные объявления и затем звонят по бесплатному номеру телефона, чтобы разместить заказ, если они увидели что-то, что им понравилось.

Наконец, быстро растущее число потребителей предпочитает получать информацию об услугах и приобретать их с помощью своих компьютеров, используя Интернет. Подчеркнем, что во всех случаях ядерный продукт может оставаться одним и тем же, но при этом значительные различия в системах поставки резко меняют характер процесса сервисного обслуживания.

Развитие электронных каналов приводит к фундаментальному изменению самого маркетинга. Личные контакты в определенном месте между заказчиками и производителями услуг, которые возможны в течение фиксированных рабочих часов, уступают место контактам на расстоянии, где угодно и в какое угодно время. Взаимодействие между физическим продавцом и физическим покупателем, характерное для традиционного рынка, исчезает.

Компании, осуществляющие свой бизнес в виртуальном рыночном пространстве, в отличие от традиционной рыночной среды, могут заменять контакт с физическими объектами информацией о таких объектах (например, в электронном каталоге; информационные услуги как таковые, естественно, не требуют физического наполнения). Более того, контекст, в котором осуществляется сделка, также имеет свои отличия, поскольку физический контакт заменяется на контакт посредством экрана или телефона и у заказчиков при этом появляется возможность заменить обслуживающий персонал на интеллектуальные интерактивные системы.

В настоящее время все большее число производственных и торговых компаний использует сферу услуг в борьбе со своими конкурентами. Нововведения в сфере производства, базирующиеся на достижениях научно-технического прогресса, в силу резкого ускорения темпов его развития, как правило, дают компаниям лишь временные конкурентные преимущества, в то время как инновации в сервисе часто являются синтезом технологических, организационных и социокультурных находок, формирующих труднокопируемый корпоративный облик и стиль поведения на

ИНФОРМАЦИОННАЯ СЕРВИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ... 93

рынке, что создает более ценное в стратегическом плане превосходство над конкурентами.

Обострение конкурентной борьбы в сфере услуг наблюдается и на отечественном рынке. Многие компании стали по-новому развивать послепродажный сервис. Успешность применения новых стратегических решений в сервисном обслуживании клиентов все в большей мере зависит от эффективности создания и предоставления новых продуктов и услуг, которые дополняют уже имеющиеся на рынке продукты. Конкурентоспособность компании обеспечивают новые сервисные продукты для данного рынка, которые фирма ранее не предлагала, хотя эти услуги были доступны клиентам в других местах, и сервисные продукты, полученные в результате расширения продуктовых линий и обладающие новыми отличительными особенностями, усовершенствованные сервисные продукты, которые являются самыми распространенными инновациями, связанными с изменениями свойств или характеристик имеющихся продуктов.

Говоря о разработке новых услуг, важно подчеркнуть уровень предлагаемой инновации. Обычно чем выше уровень инновации, тем больше связанные с ней риски и затраты. Новые услуги, возникающие на основе внедрения новых технологий, могут подпадать под любую из перечисленных категорий инноваций продуктов в зависимости от степени влияния таких технологий на сам продукт или каналы его дистрибуции.

Информационные продукты (Е-продукты) — это, как правило, продукты умственного труда, сохраняемые и распространяемые в цифровом виде. К таким продуктам можно отнести фильмы, музыку, книги, журналы и прочие результаты интеллектуального труда.

Отличительной особенностью Е-продукта является высокая стоимость изготовления и низкая стоимость хранения и передачи. Такая структура расходов предполагает значительный эффект масштаба в производстве. Отметим, что Е-продукты отличаются тем, что это почти всегда новый продукт, приобретаемый впервые.

Зарождение группы компаний «Связной» произошло в октябре 1995 г., до 2002 г. основным видом деятельности группы являлась оптовая торговля телефонами стандарта DECT и персональной аудиотехникой, в этот период компания называлась «Максус».

Начав с минимального оборотного капитала, компания за короткий срок превратилась в крупное и стремительно развивающееся коммерческое предприятие. К 2000 г. были подписаны прямые контракты с ведущими производителями персональной аудиотехники и средств связи, такими как Siemens, Motorola, Philips, Ericsson и др. К началу 2002 г. компании удалось занять лидирующие позиции: доля рынка по оптовым продажам аудиотехники и телефонии достигла 10%.

В результате правильной оценки перспектив развития рынка сотовой связи в 2001 г. было принято стратегическое решение о концентрации усилий в области развития розничных продаж. 23 апреля 2002 г. состоялся официальный запуск сети центров мобильной связи под новым брендом — «Связной». К этому моменту компания насчитывала 81 магазин.

С осени 2002 г. открылись первые центры мобильной связи «Связной» в Санкт-Петербурге. Следующим этапом экстенсивного развития компании стало открытие магазинов в Нижнем Новгороде. Развитие региональных сбытовых сетей привели к изменению ассортиментной политики и насыщению рынка сотовой связи. Выбор целевой аудитории группы компаний «Связной» пал на современную молодежь, активно приветствующую инновационные технологии в своей повседневной жизни, что привело к созданию галереи цифровых технологий «Связной 3», где компания представила более широкий ассортимент цифровой портативной техники: фотоаппараты и видеокамеры, ноутбуки, игровые приставки и навигаторы, тем самым, перейдя в новый для себя сегмент рынка и расширив возможности позиционирования иных товарных групп на территории своих магазинов, а инновационные подходы к продаже (допуск клиента к товару) позволило привлечь дополнительных клиентов и пробудить интерес к формирующемуся бренду «Связной».

«Связной» на сегодняшний день расширяет спектр оказываемых услуг и выходит за рамки сотового ритейла. Открытие собственных программ стимулирования спроса и повышении уровня лояльности клиентов, например «Связной-Клуб» — бонусная программа, дающая возможность использования частных денег эмитированных компанией «Связной», обмена на реальный товар. На данный момент «Связной-Клуб» — это крупнейшая бонусная программа в стране — число держателей карт уже достигло 10 млн человек.

Программы лояльности не дают приращения прибыли от основной деятельности, этот факт вынуждает компанию «Связной» изменить стратегию позиционирования на рынке и продолжить идущую диверсификацию оказываемых услуг. В условиях ограниченного спроса, дефицита ликвидности, снижения покупательной способности клиентов «Связной» вышел на новый для себя сегмент рынка, — рынок финансовых услуг. Открытие проекта «Связной банк» позволило компании еще больше диверсифицировать спектр услуг и товаров, что в свою очередь привело к увеличению клиентской базы и плавному выходу на рынок финансовых услуг. На сегодняшний день компания «Связной» единственная из сотовых ритейлеров оказывает подобный спектр услуг, имея в структуре продуктов такие, как страхование, собственные программы кредитования, посредством банка «Связной», обслуживание кредитов, платежи и т.д.

Все это является выгодным инструментом формирования конкурентоустойчивости компании «Связной» и повышает общий уровень финансовой устойчивости компании посредством диверсификации не только товарных групп и услуг, но и инновационных методов формирования клиентской базы через развитие информационной сер-визации, а также расширение схем продвижения деятельности компании.

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2012 ^ Том 10 № 1 Часть 3

94

А.В. ПОЛИНКО

ЛИТЕРАТУРА

1. Глазьев С.Ю. Не догонять, а обгонять... // Завтра. 2010. № 46 (887).

2. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного техноэкономического развития. М., 2004.

3. Евстигнеева Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономический рост: либеральная инициатива. М., 2005.

4. Иноземцев В.Д. Пределы «догоняющего» развития». М.: ОАО «Издательство Экономика», 2000.

5. Осипов Ю.М. Современная Россия: бремя перемен. М., 2009.

6. Рогов С.М. Государство и общественное благо: мировые тенденции и российский путь. М.: Институт США и Канады РАН, 2005.

7. Субетто А.И. Социогенетика: системогенетика, общественный интеллект, образовательная генетика и мировое развитие. М., 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.