5. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
5.1. ИНФОРМАЦИЯ, КАК ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ
Шевко Наиля Рашидовна, канд. экон. наук, начальник кафедры экономики, финансового права и информационных технологий в деятельности ОВД
Место работы: Казанский юридический институт МВД России
Аннотация: Задача - в статье автором представлена необходимость рассмотрения информации, как фундаментальной аналитической единицы эволюционной экономики. Рассмотрению представлений об информации как экономической категории посвящены работы как отечественных, так и зарубежных ученых. Так, Л. Вальрас, Дж. Милль, А. Смит, Д. Рикардо и др. признают полноту и достоверность информации как условие абсолютной рациональности выбора экономических агентов; Э. Линдаль, А. Маршалл, Дж. Хикс сформулировали концепцию информационной функции цен в рыночной экономике; Й. Шумпетер рассматривал накопление информации в качестве одного из факторов технологических нововведений и поступательной макроэкономической динамики. Системные подходы к исследованию информации нашли отражение в работах X. Греневского, В.Б. Вяткина, С.А. Дятлова, В.П. Марьяненко и др.
Модель - Теоретической и методологической основой исследования являются концептуальные положения, сформулированные в трудах российских и зарубежных представителей альтернативных научных школ и течений (философия хозяйства, синергетика как теория самоорганизации и развития открытых целостных систем, теория институтов и институциональных изменений, кибернетика как наука об управлении, теория информационного общества, теория сетевой экономики и др.).
Выводы - Исходя из того, что информация выступает атрибутивным свойством объектов материального мира, информационность рассматривается в качестве сущностного признака многообразных явлений данной реальности, условием ее единства и сопоставимости составляющих, информационное взаимодействие - в качестве формы актуализированного бытия информации; при этом экономическая деятельность трактуется как информационная деятельность, поскольку ее результаты представлены трансформированной информацией.
Мы считаем, что информация - это атрибутивное свойство всех факторов производства в экономике, основанной на знаниях, что изменяет их суть. Соответственно изменяется сущность капитала, труда, земли и предпринимательских способностей в случае их информационного насыщения, а также трансформируются механизмы рыночного взаимодействия агентов - носителей информации.
Рамки исследования / возможность последующего использования результатов научной работы состоит в решении комплексной научной проблемы, имеющей важное хозяйственное значение и вносящей вклад в разработку и научное обоснование теоретико-методологических основ субстанциональной концепции информации
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в дальнейшем развитии общей теории информации с учетом особенностей экономики, основанной на знаниях. Представленные теоретические положения, методические подходы и практические предложения направлены на совершенствование форм и методов управления информацией с учетом особенностей экономики на постиндустриальном этапе ее развития.
Социальные последствия - Предложенные разработки и рекомендации автора могут быть использованы в образовательной деятельности вузов, специализирующихся в области подготовки и переподготовки специалистов при чтении курсов «Экономическая теория», «Экономическая история и история экономической мысли», «Устройство и функционирование информационной системы».
Оригинальность / ценность - Научная новизна работы состоит в решении комплексной научной проблемы, имеющей важное хозяйственное значение и вносящей вклад в разработку методических подходов и практических рекомендаций относительно содержания инструментария формирования личных и производительных потребностей в информационно насыщенных благах с учетом особенностей современной экономики, основанной на знаниях.
Ключевые слова: информация, информационная экономика, инновации, концепция информации.
INFORMATION AS A FUNDAMENTAL ANALYTICAL UNIT OF EVOLUTIONARY ECONOMICS
Shevko Nailya R., Candidate of Economic Sciences, head of the department of economics, finance and information technology in IM operations
Work place: Kazan Law Institute of the Russian Interior Ministry
Annotation: The problem - in the article the author shows the need of the reviewing of information as the fundamental unit of analysis of evolutionary economics. Consideration of the submission of information as an economic category devoted to the work of both domestic and foreign scientists. Thus, L. Valras, Dzh. Mill, Adam Smith, David Ricardo, and others recognize the completeness and accuracy of the information as a condition of absolute rationality of choice of economic agents; E. Lindal, A. Marshall, Dzh. Hiks formulated the concept of the information function of prices in a market economy; J. Schumpeter considered the accumulation of information as one of the factors of technological innovation and progressive macroeconomic dynamics. Systems approaches to the
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
study of information reflected in the works of X. Grenevskiy, V.B. Vyatkin, S.A. Dyatlov, V.P.Maryanenko and others. Model - Theoretical and methodological basis of the study are conceptual provisions set forth in the works of Russian and foreign representatives of alternative scientific schools and movements (the philosophy of management, synergy as the theory of self-organization and development of open integrated systems, the theory of institutions and institutional change, cybernetics as the science of management theory information society, the theory of the network economy, etc.).
Conclusions - Based on the fact that the information appears as an attributive property of the objects of the material world, information is regarded as an essential feature of the diverse phenomena of reality, the condition of its unity and comparability of components, communication - as a form of existence of an updated information; while economic activity is treated as information activities, since its results are transformed information. We believe that information is attributive property of all factors of production in an economy based on knowledge, which changes their meaning. Accordingly, it changes the essence of capital, labor, land, and entrepreneurial skills in the event of saturation of information, as well as transformed the mechanisms of interaction of market agents - media.
Scope of the study / possibility of further use of the results of scientific work consists in solving complex scientific problems, which is of great economic importance and contributes to the development and scientific substantiation of theoretical and methodological foundations of the concept of substantial information
Theoretical and practical significance of the work lies in the further development of the general theory of information, taking into account peculiarities of the economy based on knowledge. The presented theoretical positions, methodological approaches and practical proposals aimed at improving the forms and methods of information management, taking into account the features of the economy in the post-industrial stage of its development.
Social implications - The proposed development and recommendations of the author may be used in the educational activities of higher education institutions specializing in the field of training and retraining courses in reading «Economic theory», «Economic History and History of Economic Thought», «Construction and operation of an information system».
Originality / value - The scientific novelty of the work consists in solving complex scientific problems, which is of great economic importance and contributes to the development of methodical approaches and practical recommendations regarding the content of instruments forming personal and productive needs in information-intensive benefits taking into account features of a modern economy based on knowledge.
Keywords: information, information economy, innovations, information concept.
Современное общество характеризуется началом формирования качественно нового типа экономических отношений, трансформацией знаний в самостоятельный результат экономической деятельности, что дает возможность их трактовать в совокупности с социальным капиталом как составляющие ключевых факторов производства, а процесс капитализации знаний определять как один из основных экономических процессов. В каче-
стве базовых стратегий бизнеса в современных условиях необходимо рассматривать стратегии, связанные с инновациями. Согласно данным компании IDC (Interactive Data Corporation), объемы информации, накапливаемой в мире в цифровом виде, за последнее десятилетие увеличивались ежегодно на 60% и к концу 2012 г. уже составили 988 экзабайт (1 экзабайт приблизительно равен 1 тыс. петабайт)1.
Становление нового хозяйственного уклада предопределило необходимость постановки и решения ряда базовых теоретических проблем, среди которых особое место занимает проблема отбора информации для принятия рациональных решений в условиях растущей неопределенности внешней среды. Решению данной проблемы препятствует отсутствие в современной экономической науке единого подхода к определению сущности информации, что является следствием позиции ряда исследователей, которые полагают, что широта данной категории обусловливает невозможность универсальной трактовки его сущности. При этом следует отметить, что основной проблемой доминирующего в современной экономической науке направления («мей-нстрима») выступает проблема оптимальной аллокации ограниченных ресурсов. Включение проблемы отбора в состав экономических проблем предполагает необходимость исследования закономерностей экономической динамики и генезиса институтов, трактовки информации в качестве фундаментальной аналитической единицы эволюционной экономики. Все это предопределяет необходимость разработки динамической концепции информации как самостоятельного раздела эволюционной экономики, основанной на принципах изменчивости, отбора и наследственности.
Согласно экспертным оценкам, в настоящее время «период полураспада знаний» (промежуток времени, за который в конкретной области устаревает 50% знаний) составляет 2-2,5 года в сфере высоких технологий, 7-8 лет в других областях деятельности. Реализация экспоненциально прогрессирующих процессов, характеризующихся сокращающимися периодами девальвации ранее приобретенных знаний, приводит к формированию парадоксов образования и обучения, которые проявляются в отсутствии прямой зависимости конкурентных преимуществ от объема полученных качественных или уникальных знаний, а также в подмене знаний информацией, что ограничивает способность экономических агентов к критическому анализу информационных потоков и принятию эффективных решений (синдром информационной усталости).
Эволюция представлений об информации как экономической категории проходит ряд этапов. Каждый из них характеризует информацию с разных позиций:
1 Официальный сайт IDC (Interactive Data Corporation) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://idcrussia.com/ru/ свободный.
- классическая школа политической экономии, признает ее полноту и достоверность как условие абсолютной рациональности выбора экономических агентов (Л. Вальрас, Дж. Милль, А. Смит, Д. Рикардо и др.);
- неоклассическая теория сформулировала концепцию информационной функции цен в рыночной экономике (Э. Линдаль, А. Маршалл, Дж. Хикс);
- теории инновации и инновационного развития рассматривают накопление информации в качестве одного из факторов технологических нововведений и поступательной макроэкономической динамики (Й. Шумпетер).
Далее, в условиях постиндустриальной экономики получили развитие системные подходы к исследованию информации. К ним относятся:
- экономическая кибернетика (X. Греневский, О. Ланге, В.С. Немчинов и др.),
- синергетическая трактовка информации (В.Б. Вяткин, Д.С. Чернавский),
- информационно-кибернетическая модель политической системы (К. Дойч),
- модель массовой коммуникации (Г. Лассуэлл),
- субстанциональная теория информации (С.А. Дятлов, В.П. Марьяненко, Т.А. Селищева) и др.
При этом сохранился интерес к анализу отдельных аспектов информации, а также сделана попытка трактовать информацию как самостоятельный фактор производства (Т. Стоуньер, Ф. Хайек и др.).
Проведенный анализ работ представителей различных школ, а также исследований содержания информации в рамках экономической науки показывает, что необходимым условием принятия эффективных решений в осуществлении способствующего инновационной модели отбора выступает адекватное восприятие объекта познающим его субъектом и формирование методологических подходов к процедурам обработки информации с использованием фильтра достоверности. При наличии огромного количества работ, посвященных различным аспектам информации в философии, естественных и технических науках, целостной экономической концепции информации не существует.
Высокий уровень турбулентности рыночной среды и сложности экономических явлений и процессов, низкая эффективность действий экономических агентов, направленных на генерацию и систематизацию информационных потоков обусловливает сохранение дефицита информации, определяет высокий удельный вес данных, не обладающих определенной ценностью, что становится причиной значительных потерь отдельных государств и мирового сообщества в целом. В этой связи представляется необходимым формирование информационной инфраструктуры, направленной на оптимизацию объема и интенсивности информационных потоков, что, в свою очередь, определяет необходимость разработки концептуальных основ и методологических подходов к законам и закономерностям формирования и накопления информации, к алгоритмам и критериям ее отбора и систематизации.
Идеи нового индустриального общества (Дж. Гелбрейт) в современной экономической науке постепенно модифицировались и привели к становлению концепции постиндустриальной (информационной) цивилизации (Д. Белл, Э. Тоффлер, Д. Рисмэн). Интенции функционирования информационного общества («общества знаний», «информационной экономики») предполагают активное использование информации и информационно-коммуникативных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества, что приводит к принципиальным изменениям содержания экономических явлений и процессов. Информация, как комплекс сведений и знаний об окружающем мире, методика ее передачи (технологии), а также процедуры ее распространения (СМИ) становятся важнейшим инструментом функционирования общества2. Как отмечается в Оки-навской Хартии информационного общества, «революционное воздействие информационно-коммуникативных технологий касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества»3.
Основная сущность информации в современных условиях представляется в ее функции путем снижения разнообразия выбора, что является основанием его осуществления экономическим агентом.
Энтропия (Н) - мера неопределенности, выраженная в битах, или как мера равномерности распределения случайной величины.
Н
ю """
£ 0,9- \
0,8 / \
/ \
/ \
\
/ \
\
\
0,1 1
э Ч э" э э" э" о э" ОС э" с з_ з" л_ э"
Рис. 1. Поведение энтропии для случая двух альтернатив, при
изменении соотношения их вероятностей На рисунке 1 представлено поведение энтропии для случая двух альтернатив, при изменении соотношения их вероятностей (р, (1-р)). Согласно трактовке Л. Брил-люэна, I - это количество информации, которое требуется для снятия неопределенности Н, а информация - это отрицательная энтропия (негэнтропия)4.
Таким образом, сущность информации выражается в ее функции, которая заключается в сокращении числа
2 Посталовский А.В. Феномен информационного воздействия в современных социально-политических конфликтах. // BecHiK БДУ. Сер. 3. 2013. № 1. -с.94-97
3 Окинавская Хартия глобального информационного общества. // http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html.
4 Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. - М.: Мир, 1966. -272 с.
Бизнес в законе.
Экономико-юридический журнал
вариантов (снижении разнообразия) выбора, что выступает основанием его осуществления экономическим агентом. Тем самым, обеспечивается обоснованность решений и повышается их результативность.
Информационное пространство имеет определенные «территориальные признаки и может быть рассмотрено через понятие некой виртуальной территории, специфического ресурса, которые принадлежат государству». В данном случае, как замечает И. Дзялошинский5, у любого пространства есть два главных признака: быть вместилищем чего-то и иметь границы. Таким образом, часто задается геополитическое понимание информационного «пространства-территории», где располагаются информационные ресурсы, источники информации, технологические системы сбора, обработки, распространения информации, а также пользователи информационных ресурсов, попадающие под юрисдикцию действующего на данной территории законодательства.
Информационное пространство с точки зрения своего содержания выступает вместилищем разнообразных образов, концептов, текстов, которые связаны друг с другом возможными переходами. Информационное пространство - это сфера отношений между людьми и общностями по поводу информации. В рамках социологии культуры, социологии массовой коммуникации, социологии связей с общественностью, экономики, философии, политологии могут быть изучены социально-структурные и экономические аспекты информационного пространства: институциональные формы, типология коммуникаторов, социальная дифференциация аудитории, формы отношений между различными типами коммуникаторов и реципиентов, социальные и экономические функции информации. Таким образом, мы трактуем информационное пространство как совокупность контрактов, субъектами которых выступают носители информационно насыщенных факторов и результатов производства, что предполагает необходимость использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как материально-вещественных носителей информации6.
Взаимодействие информации и культурного пространства, получающее особую актуальность в эпоху глобализации, приводит к появлению новых типов культуры, кросс-культурных компетенций, которые становятся предметом серьезных дискуссий и междисциплинарных исследований. Согласно позиции Н.Б. Кирилловой, это приводит к необходимости решения ряда проблем, среди которых - «сохранение национальной идентичности в коммуникативном пространстве», «диалог культур» и «культурный плюрализм», «интерпретация куль-
5 Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет. - М.: «Academia», 2007.
6 Шевко Н.Р. Эволюция представлений о сущности информации. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1(19) 215. - С.
107-110.
турного наследия», «риски и альтернативы будущего культуры», «возможность существования единой мировой культуры», «формирование современной модели культурной политики России» и др.7 Данный фактор оказывает влияние на состав альтернатив и повышает уровень их разнообразия, из которых экономический агент осуществляет выбор, что способствует повышению ценности информации в условиях становления глобального экономического пространства.
Вместе с тем, активное формирование современных информационных технологий и информационного общества в целом способствует не только модернизации межкоммуникационных взаимодействий и развитию интегративных функций экономической системы, но и структурному изменению разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия экономических агентов. Обладание информацией, а также ее использование и применение сторонами контрактных отношений при столкновении интересов либо возникновении противоречия представляется уже сформировавшимся и естественным инструментом разрешения конфликтной ситуации, вследствие чего на первый план выходят методы и формы сегментации реципиентов и доноров информации, способы обнародования и распространения информации для массовой аудитории.
На современном этапе научно-технического прогресса, развития информационных технологий и средств коммуникации в социогуманитарных науках происходит теоретико-методологическое изменение концепта контрактных отношений, их основных форм и инструментов контрактации. Объективно складывающиеся реалии обусловили также видоизменение и модификацию содержания конфликта экономических интересов, методов и средств, используемых в ходе их разрешения. Так, например, активная деятельность сотрудников информационного ресурса WikiLeaks, опубликовавших в открытом доступе документы дипломатической переписки внешнеполитических ведомств ряда государств, вызвала неоднозначную реакцию мирового сообщества.
Феномен информационного воздействия в социогу-манитарной науке, а также информационных угроз и противостояний выступает объектом изучения ряда исследователей. Необходимо отметить, что понятие «информационная война», равно как и производных от него дефиниций («информационное противоборство», «информационно-психологическая война», «информационное противостояние», «информационное воздействие», «информационно-психологическая операция» и др.), представляется довольно размытым в теоретическом плане и не до конца проработанным по своему функциональном назначению. Сам термин «информационная война» появился в период холодной войны
7 Кириллова Н.Б. Многообразие культур в глобальном медиапростран-стве. // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 47. - С. 58-68.
стран Запада и СССР в 1970-х гг. В научной среде теоретическую концептуализацию данного понятия принято связывать с именем Т. Рона, который определял информацию в качестве самого слабого звена вооруженных сил и обороны. Впервые термин «информационная война» был употреблен им в отчете «Системы оружия и информационная война» в 1976 г. для компании «Боинг»8.
С позиций экономической теории «информация» трактуется как фактор производства, создающий условия для совершенствования воспроизводственного процесса посредством внедрения и использования сведений об экономическом развитии и протекающих в нем процессах с целью удовлетворения различных потребностей. С социально-экономической позиции сущность информации проявляется в реализации определенных экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе совершенствования материальной основы производственных процессов. В этой связи информация подобно инфраструктуре создает общие условия для экономического развития, так как удовлетворяет потребности производства и населения в целом9.
Исходя из того, что информация выступает атрибутивным свойством объектов материального мира, информационность в качестве сущностного признака многообразных явлений данной реальности, условием ее единства и сопоставимости составляющих, информационное взаимодействие - в качестве формы актуализированного бытия информации; при этом экономическая деятельность трактуется как информационная деятельность, поскольку ее результаты представлены трансформированной информацией. Такой подход, названный нами субстанциональной концепцией информации, в экономической литературе отсутствует.
Мы считаем, что информация - это атрибутивное свойство всех факторов производства в экономике, основанной на знаниях, что изменяет их суть. Соответственно изменяется сущность капитала, труда, земли и предпринимательских способностей в случае их информационного насыщения, а также трансформируются механизмы рыночной взаимодействия агентов - носителей информации. Список литературы:
1. Официальный сайт IDC (Interactive Data Corporation) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://idcrussia.com/ru/ свободный.
2. Посталовский А.В. Феномен информационного воздействия в современных социально-политических конфликтах. // BecHiK БДУ. Сер.
3. 2013. № 1. - с.94-97
3. Окинавская Хартия глобального информационного общества. // http://www.iis.ru/library/okinawa/charter.ru.html.
8 Thomas P. Ron a Weapon Systems and Information War. Boeing Aerospace Co., Seattle, WA, 1976.
9 Шевко Н.Р.Развитие субстанциональной концепции информации в экономике, основанной на знаниях: дисс. кандидата экономических наук: 08.00.01 Казань, 2014.- 333 с.
4. Бриллюэн Л. Научная неопределенность и информация. - М.: Мир, 1966. -272 с.
5. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет. - М.: «Academia», 2007.
6. Шевко Н.Р. Эволюция представлений о сущности информации. // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2015. № 1(19) 215. - С. 107-110.
7. Кириллова Н.Б. Многообразие культур в глобальном медиапро-странстве. // Известия Уральского государственного университета. 2006. № 47. - С. 58-68.
8. Thomas P. Ron a Weapon Systems and Information War. Boeing Aerospace Co., Seattle, WA, 1976.
9. Шевко Н.Р.Развитие субстанциональной концепции информации в экономике, основанной на знаниях: дисс. кандидата экономических наук: 08.00.01 Казань, 2014.- ЗЗЗ с.
ОТЗЫВ
Развитие информационных и телекоммуникационных технологий обеспечило переход экономик ряда стран от индустриального к постиндустриальному типу и определило движение мирового сообщества по пути массовой компьютеризации и информатизации, что отразилось на темпах роста и объемах информационного рынка. Эти процессы стали возможны благодаря демонополизации информационных ресурсов, каналов информационного обмена и изменениям в регулировании производства информационных услуг и их реализации на мировом и внутреннем рынках. Таким образом, актуальность темы исследования определяется также необходимостью научного осмысления условий и факторов, определяющих усиление роли информации в экономических явлениях и процессах, целесообразностью использования опыта различных стран в поддержке предприятий и компаний, осуществляющих производство и экспорт информационных услуг для повышения конкурентоспособности российских предприятий информационной индустрии и проведения модернизации экономики РФ. Все вышеизложенное определяют актуальность темы и высокую теоретическую и практическую значимость исследования Шевко Н.Р.
В своем исследовании автор опирается на концептуальные положения, сформулированные в трудах российских и зарубежных представителей альтернативных научных школ и течений. Исследование Шевко Н.Р., безусловно, содержит совокупность новых научных результатов и положений, имеет внутреннее единство и свидетельствует о личном вкладе автора в науку.
Безусловным достоинством работы является выбор направления диссертационного исследования. В зарубежной и российской экономической литературе есть немало работ, посвященных отдельным теоретическим аспектам сущности информации, анализу проблем институционального регулирования рынка информации, трансакцион-ным издержкам. Однако следует признать, что отсутствовал системный подход к исследованию законов и закономерностей процесса развития субстанциональной концепции информации в экономике, основанной на знаниях.
Ценность для науки проведенного исследования обусловливается тем, что сформулированные в работе задачи успешно решаются автором в полном объеме, а результаты и выводы могут служить методологической основой для дальнейших исследований процесса развития субстанциональной концепции информации в экономике, основанной на знаниях. Значение наиболее существенных результатов, полученных лично соискателем, для теории и практики заключается в том, что они углубляют и развивают научную теорию в области субстанциональной концепции информации. Результаты исследования Шевко Наили Ра-шидовны актуальны как для теории экономической науки, так и для хозяйственной практики.
Статья рекомендуется для публикации в открытой печати и ранее не публиковалась. профессор кафедры экономики, ФПИИТ Казанского юридического института МВД России доктор экономических наук, профессор
Г.Н. Хадиуллина