УДК 004
Н.Р. Шевко
Эволюция представлении о сущности информации
В статье рассматриваются основные вехи в становлении современного понимания сущности информации. Автором представлены различные точки зрения понятия информации, подходы к пониманию через призму экономических показателей, явлений и процессов общества, экономического развития и научно-технического прогресса.
Ключевые слова: информация, информационная экономика, общество знаний, информационные технологии, информационное пространство, информационно-коммуникационные технологии.
Исторический процесс становления представлений о сущности информации и содержании экономики, основанной на знаниях, имел длительный период. Идеи нового индустриального общества (Дж. Гелбрейт), сформулированные в середине XX века, в современной экономической науке постепенно модифицировались и привели к становлению в концепции постиндустриальной (информационной) цивилизации (Д. Белл, Э. Тоффлер, Д. Рисмэн). Интенции функционирования информационного общества («общества знаний», «информационной экономики») предполагают активное использование информации и информационно-коммуникационных технологий в различных сферах жизнедеятельности общества, что приводит к принципиальным изменениям содержания экономических явлений и процессов. Информация как комплекс сведений и знаний об окружающем мире, методика ее передачи (технологии), а также процедуры ее распространения (СМИ) становятся важнейшими факторами поступательной макроэкономической динамики [1]. Как отмечается в Окинавской Хартии глобального информационного общества, «революционное воздействие информационно-коммуникативных технологий касается образа жизни людей, их образования и работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества» [2].
В настоящее время отсутствует единая трактовка сущности информации, при этом сохраняются различия в определении ее содержания в рамках различных отраслей научного знании - философии, экономики, социологии, естественных и технических наук. Традиционно информация выступала предметом изучения представителей различных философских школ и течений. Для Р.Ф. Абдеева, автора философской концепции «информационной цивилизации», информация есть материя, круговорот которой приводит к «новому мировому порядку», отраженному в информационной картине мира [3]. Согласно мнению Н.Ф. Пономарева, под информационным пространством может пониматься множество всех сообщений, которые транслируют социальные субъекты, используя технологии и средства массовой коммуникации (размещение рекламы, прокат кинофильмов, театральные постановки, мероприятия шоу-бизнеса, публикации в СМИ) [4]. Однако, на наш взгляд, необходимо трактовать информацию по К. Шеннону [5], который рассматривает ее как снятую неопределенность, или как необходимое условие для снятия неопределенности при наличии выбора из набора альтернатив.
Сущность информации выражается в ее основной функции, которая заключается в сокращении числа вариантов (снижении
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(19) 2015
разнообразия) выбора, что выступает основанием его осуществления экономическим агентом. Тем самым обеспечивается обоснованность решений и повышается их результативность.
Информационное пространство имеет определенные «территориальные признаки и может быть рассмотрено через понятия некой виртуальной территории, специфического ресурса, которые принадлежат государству». В данном случае, как замечает И.М. Дзялошинский [6], у любого пространства есть два главных признака: быть вместилищем чего-то и иметь границы. Таким образом, часто задается геополитическое понимание информационного «пространства-территории», где располагаются информационные ресурсы, источники информации, технологические системы сбора, обработки, распространения информации, а также пользователи информационных ресурсов, попадающие под юрисдикцию действующего на данной территории законодательства.
Информационное пространство с точки зрения своего содержания выступает вместилищем разнообразных образов, концептов, текстов, которые связаны друг с другом возможными переходами. Информационное пространство - это сфера отношений между людьми и общностями по поводу информации. В рамках социологии культуры, социологии массовой коммуникации, социологии связей с общественностью, экономики, философии, политологии могут быть изучены социально-структурные и экономические аспекты информационного пространства: институциональные формы, типология коммуникаторов, социальная дифференциация аудитории, формы отношений между различными типами коммуникаторов и реципиентов, социальные и экономические функции информации. В рамках данного исследования мы трактуем информационное пространство как совокупность контрактов, субъектами которых выступают носители информационно насыщенных факторов и результатов производства, что предполагает необходимость использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) как материально-веще-
ственных носителей информации в процессе контрактации.
Взаимодействие информации и культурного пространства, получающее особую актуальность в эпоху глобализации, приводит к появлению новых типов культуры, кросс-культурных компетенций, которые становятся предметом междисциплинарных исследований. Согласно позиции Н.Б. Кирилловой, это приводит к необходимости решения ряда проблем, среди которых - «сохранение национальной идентичности в коммуникативном пространстве», «диалог культур» и «культурный плюрализм», «интерпретация культурного наследия», «риски и альтернативы будущего культуры», «возможность существования единой мировой культуры», «формирование современной модели культурной политики России» и др. [7] Данный фактор оказывает влияние на состав альтернатив и повышает уровень их разнообразия, из которых экономический агент осуществляет выбор, что способствует повышению ценности информации в условиях становления глобального экономического пространства.
Вместе с тем активное формирование современных информационных технологий и информационного общества в целом способствует не только модернизации межкоммуникационных взаимодействий и развитию интегративных функций экономической системы, но и структурному изменению разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия экономических агентов. Обладание информацией, а также ее использование и применение сторонами контрактных отношений при столкновении интересов либо возникновении противоречия представляется уже сформировавшимся и естественным инструментом разрешения конфликтной ситуации, вследствие чего на первый план выходят методы и формы сегментации реципиентов и доноров информации, способы обнародования и распространения информации для массовой аудитории.
На современном этапе научно-технического прогресса, развития информационных технологий и средств коммуникации в соци-
огуманитарных науках происходит теоретико-методологическое изменение концепта контрактных отношений, их основных форм и инструментов контрактации. Объективно складывающиеся реалии обусловили также видоизменение и модификацию содержания конфликта экономических интересов, методов и средств, используемых в ходе их разрешения. Так, например, активная деятельность сотрудников информационного ресурса WikiLeaks, опубликовавших в открытом доступе документы дипломатической переписки внешнеполитических ведомств ряда государств, вызвала неоднозначную реакцию мирового сообщества.
В качестве философской основы выступает атрибутивный подход, согласно которому информация выступает неотъемлемым свойством материи, находящейся в диалектической взаимосвязи с сознанием, что обусловливает сопоставимость объектов живого и неживого материального мира. Признание данного тезиса позволяет рассматривать информацию в качестве меры изменений, которые характерны для открытых систем и проявляются в динамике уровня структурно-функциональной упорядоченности или хаотичности. Сущностными характеристиками информации выступает объективность, что не предполагает с необходимостью включенность в экономическую или иную формы деятельности человека; единство и взаимообусловленность количественных и качественных характеристик, отражающих уровень упорядоченности материи; отсутствие вещной природы при наличии материального носителя. Следствием атрибутивного подхода выступает положение об информационном единстве реальной действительности. Аксиомой атрибутивного подхода является закон сохранения информации, в соответствии с которым информация, как субстанциональное свойство характеризующейся неоднородностью материи, сохраняется (накапливается) на всем протяжении ее существования при изменении своего содержания в результате трансформации реальности, что определяет преемственность развития.
В экономической теории существует позиция, согласно которой «информация»
трактуется как фактор производства, создающий условия для совершенствования воспроизводственного процесса посредством внедрения и использования сведений об экономическом развитии и протекающих в нем процессов с целью удовлетворения различных потребностей. С социально-экономической позиции сущность информации проявляется в реализации определенных экономических отношений, складывающихся между хозяйствующими субъектами в процессе совершенствования материальной основы производственных процессов. В связи с этим информация, подобно инфраструктуре, создает общие условия для экономического развития, так как удовлетворяет потребности производства и населения в целом.
При использовании информации на микроуровне не менее важно, чтобы она была достоверной и полезной. Использование критерия затраты/выгоды для оценки полезности управленческой информации берет свое начало в анализе затраты/выгоды. Зачастую для принятия управленческого решения необходимо найти компромисс между чрезмерным числом деталей, мешающих восприятию целостности картины, и недостаточной для конкретной цели детализацией. Содержание критерия затраты/выгоды сводится к тому, что информация является ресурсом и, подобно всем ресурсам, имеет стоимость, которая может быть либо явной, либо скрытой.
Большой объем информации может приводить к возникновению информационных перегрузок, влекущих за собой стрессы, кризисные ситуации, конфликты. С информационными перегрузками сталкиваются все менеджеры. Это обусловлено усложняющейся внешней средой, в которой действует организация, поэтому избежать подобных проблем невозможно, неэффективными фильтрами достоверности информации и нерешенностью проблемы сегментации доноров и реципиентов информации. Формирование избытка информации вызвано также повышением уровня ее доступности. В результате совершенствование информационного обеспечения в рамках реализации контрольной функции управле-
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(19) 2015
ния приводит к снижению эффективности их выполнения. Однако и дефицит информации может приводить к нерациональному поведению, а в экстремальных случаях - и к дисфункциональному поведению. В связи с этим представляется необходимым использовать информацию именно в тех формах и в том объеме, которые необходимы экономическому агенту для решения конкретных задач, но при этом оценивать затраты на ее получение. Точно установить величины затрат и выгод различных объемов информации не представляется возможным. Можно приблизительно определить чистую выгоду от информации, то есть выгоду за вычетом затрат. Но при этом необходимо оценить степень, в которой экономический агент действует на основе информации, и степень предпочтительности этих действий по сравнению с тем, что произошло бы в отсутствии данной информации.
В случае, если экономический агент выражает недовольство перегруженностью
информацией или пренебрегает формальной информационной системой в пользу неформальных источников, критерий затраты/ выгоды не соблюдается. Характеристикой полезной информации выступает превышение выгоды от полученной полной информации над затратами на ее получение; если эти затраты не окупаются, то информация имеет высокую стоимость и ее получение нецелесообразно.
Потребность в целостной концепции информации возникает в условиях информационной экономики.
Тезис о том, что информация сегодня оказывает существенное влияние на изменение мироустройства, выступает исходной посылкой многочисленных исследований различных аспектов современной экономики. Принятие данного тезиса привело к изменению методологических подходов, аналитического инструментария и понятийного аппарата современной экономической науки на рубеже ХХ-ХХ1 вв.
литература
1. Посталовский А. В. Феномен информационного воздействия в современных социально-политических конфликтах / А. В. Посталовский // BecHiK БДУ. - Сер. 3. - 2013. - № 1. - С. 94-97.
2. Окинавская Хартия глобального информационного обществ. URL: http://www.iis.ru/library/ okinawa/charter.ru.html (дата обращения: 12.01.2015).
3. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. - М. : ВЛАДОС, 1994. - 336 с.
4. Пономарев Н. Ф. Связи с общественностью: социально-психологические аспекты : учеб. пособие / Н. Ф. Пономарев. - СПб. : Питер, 2008. - 208 с.
5. Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетике / К. Шеннон. - М. : Иностранная литература, 1963. - 830 с.
6. Дзялошинский И. М. Российские СМИ: как создается образ врага. Статьи разных лет / И. М. Дзялошинский, М. И. Дзялошинская. - М. : Academia, 2007.
7. Кириллова Н. Б. Многообразие культур в глобальном медиапространстве / Н. Б. Кириллова // Известия Уральского государственного университета. - 2006. - № 47. - С. 58-68.
© Шевко Н.Р., 2015 Статья получена: 18.02.2015