Научная статья на тему 'Альтернативные подходы к сущности информационного пространства'

Альтернативные подходы к сущности информационного пространства Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
101
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ГЛОБАЛЬНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INFORMATION SPACE / THE GLOBAL INFORMATION SPACE / INFORMATION RESOURCES / INFORMATION SOCIETY AND INFORMATION INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шевко Н. Р.

Рассмотрены разные подходы к сущности информационного пространства (территориальный, ресурсный и социальный). Проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов в этой области, обоснована гипотеза представления информационного пространства, как экономической категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ALTERNATIVE APPROACHES

In this article various approaches to the essence of information space (territorial, resource and social) are examed. The author analyzes the work of domestic and foreign scholars in this area represent an unsubstantiated hypothesis space as an economic category.

Текст научной работы на тему «Альтернативные подходы к сущности информационного пространства»

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПОДХОДЫКСУЩНОСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ПРОСТРАНСТВА

Н.Р. ШЕВКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории, правовой статистики, математики и информатики КЮИ МВД России.

e-mail: [email protected] Научная специальность: 08.00.05 - экономика иуправление народным хозяйством.

Аннотация. Рассмотрены разные подходы к сущности информационного пространства (территориальный, ресурсный и социальный). Проанализированы работы отечественных и зарубежных авторов в этой области, обоснована гипотеза представления информационного пространства, как экономической категории.

Ключевые слова: информационное пространство, глобальное информационное пространство, информационные ресурсы, информационное общество, информационная инфраструктура.

ALTERNATIVE APPROACHES ТО THE NATURE OF THE INFORMATION SPACE

N.R. SHEVKO,

assistant professor ofthe department ofeconomic theory, legal statistics, mathematics and informatics ofthe Kazan Law Institute ofthe Interior of Russia.

Annotation. In this article various approaches to the essence of information space (territorial, resource and social) are examed. The author analyzes the work of domestic and foreign scholars in this area represent an unsubstantiated hypothesis space as an economic category.

Keywords: information space, the global information space, information resources, information society and information infrastructure.

В эпоху всеобщей информатизации и построения информационного общества информационная среда (пространство) становится одним из важнейших признаков и обязательным условием и характеристикой самого информационного общества. На смену постиндустриальному обществу последних десятилетий постепенно приходит информационное, одной из основных характеристик которого является его глобальный характер. Результатом глобальной информатизации общества становится образование единого информационного пространства. «Информационное пространство» - устоявшийся термин, однако, вопреки общему представлению, единого понятия информационного общества не существует.

Термин «информационное пространство» можно рассматривать в разных аспектах. Первый аспект задается пониманием слова «пространство» как обычного метрического пространства и порождает смысл «информатизированного» физического пространства. С геополитической точки зрения, «под информационным пространством понимают некую виртуальную территорию, которая принадлежит государству, является специфи-

ческим государственным ресурсом и должна защищаться от возможных агрессоров»1.

Второй аспект включает в себя метафорическое понимание «информационного пространства» как пространства определенных информационных взаимодействий. Наконец, возможен третий аспект - социальный, в рамках которого информационное пространство рассматривается как сфера отношений между людьми и общностями по поводу информации.

Территориальный аспект понимания информационного пространства. Многие ученые трактуют «информационное пространство» как некую «территорию», т.е. встраивают это понятие в некие рамки, в которых понятия «пространство» и «территория» выступают в качестве фундаментальных. Так, вТ.В. Закупень информационное простран-

1 Из доклада президента Правозащитного фонда «Комиссия по свободе доступа к информации», профессора И. Дзялошинского на конференции «Проблемы свободы слова, информации и печати в теории и практике стран Западной, Центральной, Восточной Европы и США»: URL: http://www. library.cjes.ru/online/?a=con&b_id=181&c_id=l 144

ство рассматривает как территорию, «покрытую», «охваченную» информацией, информационными ресурсами и инфраструктурой, в рамках которого все субъекты имеют одинаковые возможности получения, передачи и всех других манипуляций с информацией в любой точке этого пространства.

Оценивая наработки по проблеме «информационного пространства» с этой точки зрения, можно предположить, что:

• информационное пространство - это некая территория, где действуют субъекты, располагающие информационными ресурсами (как национальными, так и международными);

• в информацтонном пространстве должны быть налажены некие устойчивые отношения между производителями и потребителями информации; в то же время «потребители» имеют одинаковые возможности для контактов с производителями и носителями информации в любой точке информационного пространства, а информационные ресурсы доступны каждому;

• существуют некие стандарты, определяющие правила взаимодействия производителей, носителей и потребителей информации, причем они функционируют на основе единых принципов и по общим правилам, основу которых составляет упорядоченное получение и обмен информационными ресурсами;

• смысл создания и функционирования информационного пространства - реализация прав на информацию, удовлетворение информационных потребностей, с сохранением основных характеристик информации - актуальность, доступность, полнота, достоверность, оперативность, сопоставимость информации;

• при оптимальной организации информационного пространства недопустимо возникновение преимуществ для одних слоев «потребителей» в ущерб другим; необходимы правовые акты, преследующие нарушение законных прав и интересов граждан в информационной сфере, а также контроль над распространением информации, оказывающей негативное воздействие.

У любого пространства есть два главных признака: быть вместилищем чего-либо и иметь границы. Поэтому важно точно определять границы информационного пространства и защищать их от посягательства. Именно это и имеется в виду, когда говорят об «информационном пространстве» и его защите.

Хотя в сфере информационных процессов любые границы имеют символический смысл.

Основная социальная функция границы - обеспечивать коллективную идентичность - практически не реализуется в сфере информационных отношений.

Ресурсный аспект понимания информационного пространства. Еще одна версия осмысления информационного пространства изложена в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов. Концепция разработана в 1995 г. во исполнение Указа Президента РФ от 1 июля 1994 г. № 1390 «О совершенствовании информационно-телекоммуникационного обеспечения органов государственной власти и порядке их взаимодействия при реализации государственной политики в сфере информатизации».

Авторы Концепции указывают, что информационные услуги, ресурсы и программные продукты (информационный потенциал) распространены по территории России неравномерно, причем в основном ими обеспечены центральные области. Это распределение соответствует распределению основных научных и информационных центров России и не учитывает потребности населения и органов управления. Именно поэтому требует скорейшего решения задача выравнивания информационного потенциала. Проблемы можно решить путем формирования единого информационного пространства России.

Единое информационное пространство представляет собой совокупность баз и банков данных, технологий их ведения и использования, информационно-телекоммуникационных систем и сетей, функционирующих на основе единых принципов и по общим правилам, обеспечивающим информационное взаимодействие организаций и граждан, а также удовлетворение их информационных потребностей. Иными словами единое информационное пространство складывается из следующих главных компонентов:

• информационные ресурсы, содержащие данные, сведения и знания, зафиксированные на соответствующих носителях информации;

• организационные структуры, обеспечивающие функционирование и развитие единого информационного пространства, в частности сбор, обработку, хранение, распространение, поиск и передачу информации;

• средства информационного взаимодействия граждан и организаций, обеспечивающие им доступ к информационным ресурсам на основе соответствующих информационных технологий, включающие

в себя программно-технические средства и организационно-нормативные документы.

Организационные структуры и средства информационного взаимодействия образуют информационную инфраструктуру.

Для авторов Концепции информационное пространство есть совокупность информационных ресурсов, средств обеспечения их пополнения и обработки, а также механизмов доступа пользователей к информационным ресурсам.

Основными объектами так понимаемого единого информационного пространства являются информационные ресурсы и информационная инфраструктура.

Активно разрабатывается идея рассмотрения информационного пространства как гипертекстовой структуры. Речь идет о том, что, с точки зрения своего, содержания информационное пространство выступает вместилищем разнообразных образов, знаков, текстов, документов, которые связаны друг с другом всевозможными переходами.

Социальный аспект понимания информационного пространства. Особый интерес вызывает рассмотрение информационного пространства как поля социальных отношений. С этой точки зрения, информационное пространство есть совокупность определенных структур (индивидов, их групп и организаций), соединенных информа-

ционными отношениями, т.е. отношениями сбора, производства, распространения и потребления информации.

Сама информация рассматривается как некоторое отношение между субъектами информационного пространства. Информационное пространство - это поле информационных отношений, создаваемое взаимодействующими по поводу информации субъектами, но вместе с тем имеющее свое особое (системное) качество, отсутствующее в самих субъектах. Так, информационное пространство можно рассматривать, с учетом идей французского социолога П.Бурдье, как распределение разного вида благ и услуг, а также агентов и их групп.

Таким образом, стремительное развитие и распространение новых информационных и телекоммуникационных технологий приобретает сегодня характер глобальной информационной революции, которая оказывает возрастающее влияние на политику, экономику, управление, финансы, науку, культуру и другие сферы жизнедеятельности общества в рамках национальных границ и в мире.

Литература

1. Белл Д. Социальные рамки информационного общества // Новая технократическая волна на Западе. М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.