Научная статья на тему 'Трансдисциплинарный анализ информационного пространства современного общества'

Трансдисциплинарный анализ информационного пространства современного общества Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
405
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА / ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО / КИБЕРПРОСТРАНСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ТРАНСДИСЦИПЛИНАРНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Дементьев Сергей Александрович

В статье решается задача, как исследования сути информационного пространства в характеристиках единого и глобального информационного пространства, так и задачи выявления соотношения информационного пространства с такими характеристиками информационной эпохи, информационная среда, информационная система и информационные процессы. Все указанные понятия, включая понятие информации, являются предельно общими, затрагивающими самые различные области разных дисциплинарных исследований, поэтому для их анализа применяется трансдисциплинарная методология.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансдисциплинарный анализ информационного пространства современного общества»

УДК 316

Дементьев Сергей Александрович

кандидат социологических наук,

доцент кафедры Южно-Российского гуманитарного института [email protected] Sergey А. Dementiev PhD in Sociology,

associate professor of the Southern Russian humanitarian institute [email protected]

Трансдисциплинарный анализ информационного пространства

современного общества

Transdisciplinary analysis of the information space of modern society

Аннотация. В статье решается задача, как исследования сути информационного пространства в характеристиках единого и глобального информационного пространства, так и задачи выявления соотношения информационного пространства с такими характеристиками информационной эпохи, информационная среда, информационная система и информационные процессы. Все указанные понятия, включая понятие информации, являются предельно общими, затрагивающими самые различные области разных дисциплинарных исследований, поэтому для их анализа применяется трансдисциплинарная методология.

Ключевые слова. Информационная среда, информационное пространство, киберпространство, информационная система, информационные ресурсы, информационная культура, информационно-коммуникационные взаимодействия, трансдисциплинарность.

Annotation. The paper solves the problem of how to study the essence of the information space in the characteristics of a single, global information space, and problem detection ratio information space with these characteristics of the information age, information environment, information systems and information processes. All these concepts, including the concept of information, are extremely common, affecting a variety of different disciplinary field of research, so transdisciplinary methodology used for analysis.

Keywords. The information environment, information space, cyberspace, information systems, information resources, information culture, information and communication interaction transdisciplinarity.

Информационная среда, как определяют ее современные исследователи, характеризуется материальным обеспечением, информационным обеспечением, коммуникационным обеспечением и информационным полем, местом, где происходит передача и прием информации, информационный обмен и информационное взаимодействие.

Нам представляется, что определение информационной среды как системы материального, информационного и коммуникационного обеспечения, не достаточно, вернее, такое определение вполне достаточно в конкретном дисциплинарном дискурсе, но оно не является удовлетворительным с точки зрения более общих подходов, связанных с пониманием актора информационного обеспечения как социального субъекта отношений в обществе, вступившим в информационную фазу своего развития, т.е. с точки зрения трансдисциплинарной методологии исследования.

На наш взгляд, характеристики информационной среды как совокупности ресурсов совершенно недостаточно. Нам представляется, что в определении информационной среды мы должны исходить не из совокупности ресурсов, а из характеристики существования социального субъекта информационных взаимодействий с точки зрения необходимых и достаточных условий для существования и развития такого субъекта.

Тогда в определение информационной среды (кроме указанных параметров) должны входить такие характеристики, как информационные потребности, информационная инфраструктура, информационные ресурсы и информационный потенциал.

Мы не вполне согласны с такой точкой зрения, высказанной, например М.А.Смирновым, когда информационная среда по аналогии с географической средой и трактуется как некое территориальное понятие [1]. Распространение информации, как нам представляется, не локализуется пространственными границами и не маркируется территориальными, государственными и иными ограничениями.

Нам представляется необходимым более точная квалификация информационной сферы. Ведь кроме существования наличных информационных объектов (информационных ресурсов и информационной инфраструктуры), это еще и сфера особого типа социальных, социально-психологических и социально-правовых отношений, которые возникают в обществе, вступившим в информационную эпоху, это еще и сфера целого спектра отношений по поводу использования информации.

На наш взгляд в спектр этих отношений входят такие отношения, как отношения по поводу технологий производства, хранения, копирования, распространения и использования информации. Сюда же нужно включить те отношения, которые возникают по поводу коммерческого и рекламного аспектов использования информации. Здесь же располагаются и отношения, связанные с бизнес-использованием информации.

Нельзя исключить из этого списка отношений и отношения по поводу защиты информации и правовые отношения, характеризующие информационные права субъектов, вступающих в информационное взаимодействие, отношения правового регулирования, правовой регламентации и правового порядка в сфере информационного взаимодействия.

Следующее важное понятие - это информационная система общества.

Информационная система кроме информационных ресурсов, информационных технологий включает в себя и профессиональных акторов, задействованных в информационных процессах - специалистов и соответствующие организации, ориентированные на профессиональное производство, хранение и использование информации, а также различные технологические и организационные компоненты, обеспечивающие эти формы деятельности.

Сюда входит информационно-коммуникационная инфраструктура, средства массовой информации, информационно-технологическая инфраструктура, информационно-телекоммуникационные сети и системы связи, информационный рынок и индустрия оказания информационных услуг, а также система профессиональной подготовки и переподготовки кадров и система научных исследований.

Информационное пространство как важнейший компонент общества, вступившего в информационную фазу своего развития, также имеет ряд особенных свойств и выполняет ряд специфических функций. Информационное пространство трансгранично и имеет виртуальный характер и существует в планетарных масштабах. Характеризуя место человека в информационном пространстве современного общества нужно иметь в виду то, что информационное пространство приобрело в настоящее время глобальный, планетарный характер. Однозначного определения этой черты информационного пространства, как пишут В.Л.Гирич и В.Н.Чуприна, в исследовательской литературе пока нет, но можно обозначить основные подходы к этой характеристике информационного пространства [2].

Как следует из Декларации Дж.Барлоу, современное информационное пространство есть киберпространство и оно обладает чертами независимости [3]. Само информационное пространство современного общества есть, по характеристике Н.Моисеева, есть совокупность существующих информационных ресурсов и информационных инфраструктур межгосударственных, государственных, профессиональных, социальных организационных и корпоративных информационных сетей, сетей общего пользования, систем СМИ, коммерческих и рекламных сетей и телекоммуникационных систем и каналов передачи и транслирования информации [4].

Такой подход в определении современного информационного пространства нам представляется вполне правомерным, но лишь с одной существенной оговоркой. Это достаточно узкий подход, который может быть назван технологическим, то есть опять-таки дисциплинарным.

Существует и другой подход, который отталкивается от понятия информации. С точки зрения этого подхода понятие информационного пространства характеризует передачу информации в пространстве и времени. И в этом случае не важны каналы передачи и приема информации, а важно то, что в результате информационного обмена и информационного взаимодействия, осуществляется обновление, расширение и обогащение информационной базы социума, равно как и обновление самого социума [5].

Разновидностью указанного подхода можно рассматривать подход, который характеризует информационное пространство как пространство, в котором создает, перемещается, потребляется и используется информация [6]. В этом подходе акцент, сделанный на понятие информации распространяется и на способы получения и трансляции информации. Здесь реализуется идея о трех подходах к количеству информации, высказанная еще А.Н.Колмогоровым [7]. Эту идею, в частности, развивает Е.А.Тюгашев, выводя понятие информации на уровень понятия информационного бытия [8].

Здесь трудно не согласиться с С.А.Проскуриным, говорящим о том, что такая характеристика информационного пространства как глобальный характер является временной характеристикой, характеристикой наличного состояния социума и, в частности, геополитической характеристикой [9].

В соответствии с этим, глобализм, как характеристика информационного пространства современного общества - его преходящая черта, просто современная альтернатива локальности. Существуют и подходы, характеризующее современное информационное пространство в виде наличных интегрированных коммуникационных систем.

Как мы видим множество дисциплинарных подходов при определении современного информационного пространства опираются на какое-то базисное понятие, разработанное в конкретной научной дисциплине, будь то информационные сети, каналы передачи информации, способы создания и перемещения информации, пространственных или временных характеристиках трансформации информации или на самой информации, понимаемой как технологическая разновидность современного социального бытия - информационного бытия.

А между тем это понятие имеет явный трансдисциплинарный характер и оно, как нам представляется, является социальным понятием, характеризующим современное состояние общества и человека в этом обществе: информационного общества и информационного человека. И определять это понятие чисто технологически, значит делать акцент лишь на способе достижения этого состояния, не на сущности самого этого состояния.

Трансдисциплинарный подход выходит за рамки узких дисциплинарных подходов и рассматривает человека как субъекта такого нового типа социальных отношений как отношения, возникающие в информационном пространстве. При таком подходе человек рассматривается не как актор информационного взаимодействия, а как носитель новых ценностей, ценностей информационного общества; как субъект нового типа социальных отношений человек выполняет новые социальные роли, обозначенные новыми социальными маркерами. Человек также выступает как элемент, как субъект новой социальной культуры - информационной культуры.

Информационная культура в этом плане не синонимична информационному обществу. Мы вполне можем согласиться с А.А.Больбатом, что информационная культура есть выражение

дифференциации индивидуально-личностных и социальных информационных ценностей, характеризующая многообразное единство различного в интегративном понятии информационного общества[10].

Особенностью данного интегративного единства многообразия различного является то, что указанное многообразие индивидуально -личностных и социальных ролей и ценностей реализуются планетарном информационном пространстве глобализирующегося информационного общества. Данная специфика, на наш взгляд, заключается в том, что под воздействием глобальных процессов информатизации, глобализируется сама культура и сам человек.

Информационное пространство выступает социумом нового типа и трансформирует традиционный социум: он становится быстродействующим, динамичным, подвижным, изменчивым и непредсказуемым в своем новом облике. И все эти трансформации, как отмечают В.Фергюсон и Р.Моссбак, во многом связаны с социальными последствиями развития высоких информационных технологий[11 ].

Глобализация отношений в информационном пространстве проявляется еще и в том, что возникают новые глобальные типы социальных общностей, которые объединяют людей разных стран - пользователей информационных ресурсов в единую планетарную человеческую сеть. Это характеризует такое направление эволюции человеческой цивилизации, которое связано с формированием глобального человечества. Возникает новый, как пишут М.Харт и А.Негри, «пост-интернациональный социум» [12]. Это связано с формированием глобального политического и экономического пространства и еще больше способствует установлению единых информационных стандартов.

Новый социум, который возникает под воздействием информационных технологий, на чем настаивает М.Кастельс, характеризуется появлением сетевых форм социальной организации, которые приходят на смену линейным иерархическим социальным структурам [13]. Сетевые структуры глобальной информационной сети характеризуются открытостью, способностью к самосовершенствованию, доминированием горизонтальных информационных связей, принципиальной децентрализованностью, и абсолютной автономностью узлов коммуникации. Мозаичность информационных потоков, информационного взаимодействия и информационной сетевой культуры порождают и мозаичную личность, актора этого информационного взаимодействия и информационного обмена. Это качество способствует возникновению новых социальных ролей, новых личностных и социальных ценностей, новых критериев креативности, которые обусловлены новыми культурными образцами, стереотипами, образами и распространенными клише.

Среди этих культурных образцов, на наш взгляд, на одном из первых мест находится полифункциональность, т.е. направленность на многообразие сфер востребованности и применения информации, на поиски новых сегментов социальных практик, которые, как подчеркивает А.Л.Радкевич,

способствуют применению и использованию добытых информационных ресурсов[14]. И именно информационная среда является средством, ресурсом и областью этих социальных практик. Это существенно трансформирует все сферы общественной жизни: повседневную жизнь людей, их образование, досуг, саморазвитие, профессиональную или общественную активность, это трансформирует всю экономику, бизнес, политику и другие сферы. Согласно этому, коренным образом изменяются все общественные структуры, все общественные институты, все сферы информационной деятельности.

Нужно отметить такое важнейшее свойство нового информационного пространства и человека в этом пространстве, как континуальность (непрерывность) информационного пространства и континуальность человеческого присутствия в нем. Характеризуя глобальный характер информационного пространства современного общества и место человека в нем, необходимо выделить реализующийся в настоящее время переход от дискретного информационного пространства и от дискретного информационного взаимодействия к континуальному (непрерывному) информационному пространству и континуальность и непрерывному присутствию человека в нем.

Именно континуальное присутствие человека в континуальном информационном пространстве делает его социальным. Оно становится неотъемлемым атрибутом всех сторон общественной жизни, оно само становится общественной жизнью.

Трансдисциплинарный анализ места личности в информационном пространстве современного общества предполагает, на наш взгляд, сопоставление, прежде всего, двух составляющих данной проблемы: анализ субъект-объектной и субъект-субъектной плоскостей рассмотрения. Первая в большей степени относится к взаимодействию человека с информационными ресурсами, вторая - к межсубъектному информационно-коммуникационному взаимодействию.

Если для первой плоскости характерно потребление информации, равно как и продуктивное ее использование в той или иной конкретной сфере человеческой деятельности (и это аспект в значительной степени составляет предметную область дисциплинарного анализа), то для второй плоскости характерно такое межсубъектное взаимодействие, которое предполагает ценностное взаимодействие, сопоставление и сравнение различных личностных позиций, учет включенности в мотивы, ценности и интересы групповых, корпоративных, социетальных, политических и социальных установок.

Особенностями такого информационно-коммуникационного взаимодействия являются форматы социально-личностных отношений, трансляция ценностей, приобретение смыслов, переосмысливание установок и тому подобные социальные действия. Сложившиеся реалии трансформации общественных отношений под воздействием высоких информационных технологий, глобализация современного информационного пространства, предъявляют к человеку, члену общества новые требования. Это требования

информационной компетентности, владения цифровыми технологиями, готовность к перемене профессиональной деятельности, мобильность, готовность к обучению и переподготовке, к овладению новой специальностью, способность усвоения и продуктивного использования информации.

Информационная эпоха открывает перед человеком большой спектр возможностей, альтернатив, выбор которых должен основываться на профессиональной компетентности, информационной культуре, социальной ответственности и личностной активности. Именно это создает предпосылки для формирования нового типа личности - «Homo Informaticus»

Планетарный, трансграничный и интернациональный характер информационного пространства современного общества, и в этом мы вполне согласны с И.Г.Сощенко, является предпосылкой того, что человек информационной эпохи - это свободный человек, творческий человек, индивидуальность, космополит по своей природе [15].

Литература

1. Смирнов М.А. Информационная среда и развитие общества. Электронный ресурс. URL: http: //emag. iis. ru/arc/infosoc/emag. nsf/BPA/

2. Гирич В.Л., Чуприна В.Н. Глобальное информационное пространство и проблема доступа к мировым информационным ресурсам. -Киев, 2007. - С.342.

3. Барлоу Дж.П. Декларация независимости киберпространства // Информационное общество: - М.: 2004. - С. 350.

4. Моисеев Н. Информационное общество: возможность и реальность // Информационное общество. - М.: 2004. - С.429.

5. Baeyer H.Ch. Information: the new language of science. Harvard University Press, 2004. - P.4.

6. Сырецкий Г.А. Информатика. Фундаментальный кура Том I. Основы информационной и вычислительной техники. - СПб.: 2005. - С.24.

7. Колмогоров А.Н. Три подхода к определению понятия «количество информации» // Комбинаторные основания информации и исчисления вероятностей, УМН, - 1983, -№4(232) . - С.27-36.

8. Тюгашев Е.А. Термин «информация» в контексте классической метафизики: Мартин Хайдеггер - Николай Кузанский - Платон // Современное терминоведение Сибири. Язык. Культура. Теория познания. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2004. - С.13-23.

9. Проскурин С.А. Геополитическое измерение глобального информационного пространства // Геополитика: Учебник / Под общ. ред. В. А. Михайлова. - М.: Изд-во РАГС, 2007. - С.60.

10. Больбат А.А. Человек в социальном пространстве информационной культуры. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.филос.н.: Волгоград, 2000.

11. Ferguson V.H., Mossback R.W. Remapping Global Politics. History's Revenge, Future Shock. - New Jersey, Iowa, 2004.

12. Hardt M., Negri A. Empire. - Cambridge, M.A.: Harvard University

Press, 2000.

13. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М.: 2000.

14. Радкевич А.Л. Социальные Интернет-практики россиян в условиях формирования информационного общества. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.филос. н.: - М.: 2009. - С.16.

15. Сощенко И.Г. Образ человека в социокультурном пространстве информационного общества. Автореф. дисс на соиск. уч. ст. к.филос. н.: Ставрополь, 2007. - С.14.

Literature

1. Smirnov M.A.Information environment and society. Electronic resource. URL : http : //emag.iis. ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA

2. Girich V.L., Chuprina V.N. The global information space and the problem of access to global information resources. - Kyiv, 2007. - S.342.

3. Barlow J.P. The Declaration of Independence of Cyberspace Information obschestvo // - M .: 2004. - S.350.

4. Moses H. Information Society: the possibility and reality // Information Society. - M.: 2004. - S.429.

5. Baeyer H.Ch. Information: the new language of science. Harvard University Press, 2004. - P. 4.

6. Syretsky G.A. Computer science. Fundamental kurc. Volume I. Basics of information technology and vychislitelnoy. - SPb .: 2005. - S.24.

7. Kolmogorov A.N. Three approaches to the definition of "amount of information" // Combinatorial information base and the calculus of probability, UMN, 1983, № 4 (232). - S.27-36.

8. Tyugashev E.A. The term "information" in the context of classical metaphysics: Martin Heidegger - Nicholas of Cusa - Plato // Modern Terminology Siberia. Language. Culture. The theory of knowledge.. Novosibirsk: Publishing House of NIPKiPRO, 2004. - P.13-23.

9. Proskurin S.A. The geopolitical dimension of the global information space // Geopolitika: the Textbook / Under total. Ed. VA Mikhailov. - M.: Publishing House of RAGS, 2007. - S.60.

10. Bolbat A.A. The man in the social space of information culture. Author. diss. on soisk. Ouch. Art. k.filos.n.: Volgograd 2000.

11. Ferguson V.H., Mossback R.W. Remapping Global Politics. History's Revenge, Future Shock. - New Jersey, Iowa, 2004.

12. Hardt M., Negri A. Empire. - Cambridge, M.A.: Harvard University Press, 2000.

13. Castells M., The Information Age: Economy, Society and Culture. - M.:

2000.

14. Radkevych A.L. Social Internet practices of Russians in the emerging information society. Author. diss. on soisk. Ouch. Art. k.filos. n.: - M.: 2009. - P.16.

15. Soschenko I.G. The image of man in the socio-cultural environment of the information society. Author. diss on soisk. Ouch. Art. k.filos. n .: Stavropol, 2007. - S.14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.