УДК 343.13
РО! 10.23672/8ДЕ.2020.2.56098
Петрикина Анна Александровна
кандидат юридический наук, доцент кафедры
уголовно-процессуального права, Северо-Кавказский филиал Российского государственного университета правосудия [email protected]
Anna A. Petrikina
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor of the Department of Criminal Procedure Law, North Caucasus branch of the Russian State University of Justice [email protected]
Необоснованное
уголовное преследование предпринимателей при наличии споров, подлежащих рассмотрению в гражданско-правовом порядке
Unjustified criminal
prosecution of entrepreneurs in the presence of disputes that are subject to consideration in civil law
Аннотация. В статье исследуется содержание и особенности уголовного преследования в отношении предпринимателей, анализируются специфические особенности основания для принятия итогового процессуального решения для возбуждения уголовного дела. На первоначальном этапе расследования часто возникают трудности при отграничении гражданских и уголовных правоотношений. Автором внесены предложения по совершенствованию уголовно-процессуального законодательства в этой части.
Ключевые слова: уголовное преследование, обвиняемый, следователь, досудебные стадии, преступления в сфере экономики.
Annotation. Тhe article examines the content and features of criminal prosecution against entrepreneurs, analyzes the specific features of the basis for making the final procedural decision to initiate a criminal case. At the initial stage of the investigation, it is often difficult to distinguish between civil and criminal legal relations. The author made suggestions for improving the criminal procedure legislation in this part.
Keywords: criminal prosecution, the accused, the investigator, the pre-trial stage, crimes in the economic sphere.
В течение 2019 года в адрес Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей поступило 2230 обращений (на 2,9 % больше, чем годом ранее). 44 % обращений касаются незаконного уголовного преследования бизнеса. Год назад этот показатель составлял 30,5 %. Уполномоченные в субъектах РФ в 2019 году приняли 12230 обращений (на 24 % больше, чем в предыдущем периоде), из них 9,65 % - уголовной направленности [1]. По данным Генеральной прокуратуры РФ, в 2019 году отменено 130 незаконных постановлений о возбуждении уголовных дел в отношении предпринимателей [2]. Осуществляя прокурорский надзор за следствием, данный правоохранительный орган констатировал проблему силового давления на бизнес. Предпринимались и попытки ее решения: вносились предложения о введении уголовной ответственности для должностных лиц, оказывающих такое влияние на бизнес, организовывались личные встречи предпринимателей с Ю. Чайкой в отдельных регионах нашей страны, намечены на 2020 год выездные комплексные проверки по этому поводу совместно с
другими ведомствами. Однако разрешить возникшую ситуацию до сих пор не удается. Поэтому в актуальности избранной темы сомневаться не приходится.
В свете научных трудов по схожей тематике за последние годы, например, Стешенко Ю.С. [3], Гришина А.И. [4], Шмонина А.В. [5] и других, подробного доктринального освещения исследуемая проблема также не получила.
Уголовно - процессуальный кодекс (далее, по тексту - УПК РФ) определяет уголовное преследование как «процессуальную деятельность, осуществляемую стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления» [6] (п. 55, ст. 5).
Интересной представляется дифференциация видов исследуемой правоохранительной деятельности, направленной на изобличение лиц, совершивших преступления в сфере экономики в зависимости от статуса потерпевшего. Анализируя ч. 3, ст. 20 УПК РФ, можно сделать вывод о том, что законодатель предлагает:
- к частно-публичному обвинению отнести те экономические преступления, которые нанесли вред гражданам и организациям;
- к публичному, если они причинили ущерб интересам государственного или муниципального унитарного предприятия, государственной корпорации, государственной компании, коммерческой организации с участием в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) государства или муниципального образования либо если предметом преступления явилось государственное или муниципальное имущество.
Подобный подход к определению порядка уголовного преследования вряд ли можно назвать гибким, поскольку вред, нанесенный потерпевшим из второй указанной выше группы, относящийся к публично-правовому порядку преследования, также может быть незначительным. Процессуальная экономия сил и средств, в данном случае, работать тоже не будет. Подобная правовая регламентация усиливает также обвинительный уклон досудебных стадий уголовного процесса для рассматриваемой категории уголовных дел.
Отдельного внимания заслуживает рассмотрение повышение уровня профессиональной подготовки должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование по делам об экономических преступлениях. Важно уделять особое внимание порядку принятия заявления в правоохранительные органы с сообщением в нем о преступлении, качеству предварительной проверки, обоснованности вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Решающее значение будут иметь документы о ведении хозяйственной деятельности предпринимателями.
Как отмечает В.М. Юрин, «работа с документами предполагает предварительное ознакомление со структурой и характером деятельности предприятия (учреждения), где имело место преступление; ознакомление с документооборотом и системой учета имущества (как бухгалтерского, так и оперативного); выявление смежных организаций, связанных со снабжением данного предприятия и сбытом его продукции; изучение нормативных актов, регламентирующих соответствующую сферу деятельности, а также изучение приказов и распоряжений, на основе которых составляются многие другие документы» [7].
Так, 31.10.2019 г. по приговору Курганского городского суда директор аэропорта и его коллега были признаны виновными в незаконных рубках 34 кленов, 13 карагачей и 1 березы, не отнесённых к лесным насаждениям, совершенных с использованием служебного положения, в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору. Каждому было назначено наказание в виде штрафа в размере 1150000 руб.
Проверив приговор в апелляционном порядке по жалобам осуждённых и их защитников, судебная коллегия по уголовным делам Курганского областного суда отменила приговор первой инстанции. Производство по уголовному делу прекращено в связи с отсутствием в их деянии состава преступления [8].
В результате выяснилось, что речь шла о спорных гражданско-правовых отношениях, связанных с арендой и последующим использованием земельного участка, где располагалась взлетно-посадочная полоса, рулежные дорожки, перрон, ограждения аэродрома и грунтовое летное поле.
В докладе за 2019 г. Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей также приводится ряд случаев, когда возбуждение уголовных дел осуществлялось по фактам гражданско-правовых споров:
- 14.03.2018 возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 7 ст. 159 УК РФ, в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников ООО «Строймонтаж», а 14.12.2018 вынесено постановление о прекращении уголовного дела за отсутствием события преступления;
- возбуждено уголовное дело в отношении неустановленных лиц из числа сотрудников и руководителей ООО «Раст-Инвест» и ЗАО «НДК» по обвинению в заключении договора на проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию трех жилых домов и детского сада [9].
Надо отметить, что попытку защитить предпринимателей от необоснованного уголовного преследования предпринимал и Верховный Суд Рф[10], отмечая при этом, что «успешное достижение стоящих перед бизнес-сообществом целей во многом зависит от наличия действенных организационно-правовых механизмов, позволяющих исключить возможность использования уголовного преследования в качестве средства для давления на предпринимательские структуры и решения споров хозяйствующих субъектов, оградить от необоснованного привлечения к уголовной ответственности предпринимателей за неисполнение ими договорных обязательств в тех случаях, когда оно обусловлено обычными предпринимательскими рисками».
Уголовное преследование по данной категории дел требует высококвалифицированного подхода, с учетом специфики осуществления хозяйственной деятельности в Российской Федерации и за ее пределами, ее отраслей и последних научных достижений. Это означает, что уровень образования должностных лиц, осуществляющих уголовное преследование по данной категории дел должен постоянно совершенствоваться за счет прохождения курсов дополнительного образования, не только с привлечением ученых в области экономики, менеджмента, но и практических работников, включая судей судов общей юрисдикции и арбитражных судов в рамках совместных встреч, круглых столов.
Подводя итоги, стоит отметить необходимость внесения в УПК РФ ст. 28.2 следующего содержания:
УПК РФ Статья 28.2. Прекращение уголовного преследования в связи с отнесением содеянного к гражданско-правовому спору.
Суд, а также следователь с согласия руководителя следственного органа или дознаватель с согласия прокурора прекращает уголовное преследование в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений в сфере экономики, перечень которых определен п. 3 ст. 28.1 УПК РФ, при наличии оснований,
Литература:
1. Официальные статистические данные аппарата Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. URL : http://ombudsmanbiz.ru/2020/02/dolja-obrashhenij-po-ugolovnoj-tematike-k-borisu-titovu-za-god-vyrosla-v-poltora-raza/#1 (дата обращения 06.02.2020).
2. Данные статистики Генеральной прокуратуры РФ. URL : https://genproc.gov.ru/smi/interview_ and_appearences/interview/1763056/ (дата обращения 06.02.2020).
3. Стешенко Ю.С. Проблемы расследования отдельных видов преступлений в сфере предпринимательской деятельности : автореф. дис. на со-иск. уч. ст. канд. юрид. наук. Волгоград, 2011.
4. Гришин А.И. Процессуальные аспекты возбуждения уголовных дел по преступлениям в сфере экономики // Научно-практический журнал. Информационная безопасность регионов. 2016. № 2. С. 37-40.
5. Шмонин А.В. Организация рассмотрения органами предварительного следствия в системе МВД России сообщений о преступлениях экономической направленности // Органы предварительного следствия в системе МВД России: история, современность, перспективы (к 150-летию со дня образования следственного аппарата в системе МВД России) : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. М., 2013. Ч. 1. С. 110.
6. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 30.01.2020) // Российская газета. № 249. 22.12.2001.
7. Юрин В.М. Работа с документами как одно из важных направлений в расследовании преступлений в сфере экономики // Правовая культура. 2013. № 1(14). С. 148.
8. Практика Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. URL : http://ombudsmanbiz.ru/2020/ 01/direktora-kurganskogo-ajeroporta-opravdali-za-spilennye-derevja/#1. (дата обращения 07.02. 2020).
9. Доклад за 2019 г. Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей. URL : http://doklad.ombud smanbiz.ru/2019/4.pdf (дата обращения 09.02. 2020).
предусмотренных статьями 24 и 27 настоящего Кодекса в случае установления обстоятельств, из которых следует, что уголовное дело было возбуждено по факту неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданско-правовых сделок м ежду хозяйствующими субъектами и не признанных судом недействительными.
Literature:
1. Official statistics of the office of the Commissioner for the protection of entrepreneurs rights under the President of the Russian Federation. URL : http://om-budsmanbiz.ru/2020/02/dolja-obrashhenij-po-ugolovnoj-tematike-k-borisu-titovu-za-god-vyrosla-v-poltora-raza/#1 (accessed 06.02.2020).
2. Statistics of the Prosecutor General's office of the Russian Federation. URL : ttps://genproc.gov.ru/ smi/interview_and_appearences/interview/1763056/ (accessed 06.02.2020).
3. Steshenko Y.S. Problems of investigating certain types of crimes in the sphere of entrepreneurial activity : abstract of the dis. ... for the degree of candidate of legal sciences. Volgograd, 2011.
4. Grishin A.I. Procedural aspects of initiation of criminal cases on crimes in the sphere of economy // Scientific and practical journal. Information security of regions. 2016. № 2. P. 37-40.
5. Shmonin A.B. consideration by the preliminary investigation bodies in system of the Ministry of internal Affairs of Russia reports about economic crimes // the Bodies of preliminary investigation in system of the Ministry of internal Affairs of Russia: history, modernity, prospects (to the 150th anniversary since the formation of the investigative unit in the Ministry of internal Affairs of Russia): materials vseros. science. prakt. Conf. M., 2013. Part 1. P. 110.
6. Criminal procedure code of the Russian Federation of 18.12.2001 № 174-FZ (ed. of 27.12.2019, with ed. from 30.01.2020) // Russian newspaper. № 249. 22.12.2001.
7. Yurin V.M. Work with documents as one of the important directions in the investigation of crimes in the sphere of economy // Legal culture. 2013. № 1 (14). P. 148.
8. Practice of the Commissioner for the protection of entrepreneurs ' rights under the President of the Russian Federation. URL : http://ombudsmanbiz.ru/ 2020/01/direktora-kurganskogo-ajeroporta-oprav-dali-za-spilennye-derevja/#1 (accessed 07.02.2020).
9. Report for 2019 of the Commissioner for the protection of entrepreneurs rights under the President of the Russian Federation. Electronic source. URL : http://doklad.ombudsmanbiz.ru/2019/4.pdf. (acces sed 09.02.2020).
10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2016 № 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности // «Российская газета». № 266. 24.11.2016.
10. Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation of 15.11.2016 № 48 «On the practice of applying legislation by courts regulating the features of criminal liability for crimes in the sphere of business and other economic activities // Rossiyskaya Gazeta. № 266. 24.11.2016.