Научная статья на тему 'Необходимые условия эффективности системы регионального управления инновационной деятельностью'

Необходимые условия эффективности системы регионального управления инновационной деятельностью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОН / ИННОВАЦИИ / СОГЛАСОВАНИЕ ИНТЕРЕСОВ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Медея Владимировна

Региональный уровень признается большинством ученых как наиболее восприимчивый к инновациям. Инновационное развитие региона требует согласования интересов Федерации, ее субъектов и бизнеса. В работе определены основные вопросы, которые необходимо решить в рамках государственной региональной инновационной деятельности. Актуальное взаимодействие всех участников инновационного процесса позволит сформировать эффективную систему регионального управления инновационной деятельностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимые условия эффективности системы регионального управления инновационной деятельностью»

Необходимые условия эффективности системы регионального управления

инновационной деятельностью Necessary conditions for the effectiveness of the regional innovative activity

management

Иванова Медея Владимировна,

кандидат экономических наук, доцент Кольский филиал ФГБОУ ВПО «Петрозаводский государственный университет»

г. Апатиты e-mail: medeya99 @yahoo. com

Аннотация

Региональный уровень признается большинством ученых как наиболее восприимчивый к инновациям. Инновационное развитие региона требует согласования интересов Федерации, ее субъектов и бизнеса. В работе определены основные вопросы, которые необходимо решить в рамках государственной региональной инновационной деятельности. Актуальное взаимодействие всех участников инновационного процесса позволит сформировать эффективную систему регионального управления инновационной деятельностью.

Ключевые слова: регион, инновации, согласование интересов

Abstract

Most scientists consider the regional level to be one of the most receptive to innovations. The innovative region development requires congruence of interests in the Federation, its subjects and business. The main questions to be solved in the frames of the governmental regional innovative activities are outlined in the work. Relevant cooperation of all the participants in the innovation process will allow to form the effective system of regional innovative activity in management.

Key words: region, innovations, congruence of interests

Императивом эффективности системы регионального управления инновационной деятельностью является соблюдение согласованности интересов Федерации, региона и бизнеса, что обеспечит реализацию национальной и собственно региональной инновационной политики.

Согласованность интересов Федерации и региона предполагает необходимость адаптации национальной инновационной системы к созданию условий обеспечения национальных инновационных приоритетов с одной стороны, а с другой региональных. В силу того, что система регионального управления определяется иерархией государственного управления и функционирует одновременно на федеральном и региональном уровне, то соответственно ключевым моментом, формирующим и определяющим ее внешнюю среду, является поле действия государственных законов и норм. Реализация новых направлений развития обусловливает необходимость формирования комплексной государственной инновационной политики. В рамках данной политики должны быть определены приоритеты по уровням государственного управления и выделена государственная региональная инновационная политика. Поскольку регион является частью и активным, чувствительным элементом национальных решений, то построение и функционирование его системы регионального управления инновационной деятельностью напрямую зависит от особенностей формирования и функционирования национальной инновационной системы, соответственно, все ее проблемы и ограничения, проявляются на уровне субъекта Федерации (табл. 1).

Таблица 1

Вызовы и ограничения инновационного развития России [1]

Г лобальные вызовы Внутренние ограничения Внутренние системные проблемы (или результаты)

Внедрение Российской экономики в глобальную кооперацию, развитие конкурентной среды • Неконкурентоспособное^ на глобальной арене • Неблагоприятный климат для предпринимательства и инноваций • Контринновационность институтов • Неразвитость институциональных и организационных элементов. • Разбалансированность и автономное существование органов власти, основных ведомств, ответственных за осуществление инновационной политики в регионах и стране в целом.

Замедление роста производства знаний, развития новых технологий Отраслевая разбалансированность (акцент на сырьевой экспорт, импорт оборудования, традиционный хайтек) • Слабое взаимодействие между наукой и бизнесом. • Низкая инновационная активность российских компаний.

Сетевая модель взаимодействия в инновационных экономиках на глобальном и национальной уровнях Доминирование вертикальной организации производственно -технологических связей Недостаточный уровень развития малого и среднего инновационного предпринимательства.

Кризис моделей политики стимулирования; традиционной социальной политики • Уровень потребления зависит от сырьевых доходов и не зависит от производительности труда • Усиление патернализма государственной политики, «игнорирование» креативного класса • Дефицит квалифицированных специалистов, в том числе для инновационной сферы, институтов генерации знаний. • Незащищенность объектов интеллектуальной собственности. • Недостаток информации о новых технологиях и возможностях рынка сбыта принципиально нового (инновационного) продукта.

Все проблемы носят системный характер, вследствие чего, инновационная

система характеризуется ярко выраженной фрагментированностью. Инновационные разрывы проявляются на уровне отраслей, где усиливается дифференциация уровня инновационной активности и технологического развития секторов экономики. На уровне регионов, где наблюдается существенная поляризация по показателям инновационной деятельности, на уровне институтов

- между бизнесом, наукой и образованием.

Необходимость согласованности инновационных интересов проявляется в возможности реализации подходов к инновационному развитию на национальном, региональном и корпоративном уровнях. В современной отечественной литературе доминирует несколько подходов к инновационным изменениям в экономике: - отраслевой, институционально-функциональный, социальный. На каком уровне (макро-, мезо- или микро) наиболее эффективна реализация данных подходов? Необходимо расставить приоритеты исходя из компетенций участников экономического процесса. Согласование интересов в рамках представленных подходов заключается в определении (или понимании) роли государства, региона и бизнеса в их реализации, точек их пересечения и меры ответственности. Это позволит выявить целевые приоритеты системы регионального управления инновационной деятельностью.

В рамках отраслевого подхода инновационные преобразования связываются с изменениями в отраслевой структуре производства, в пользу высокотехнологичных отраслей. Результаты анализа инновационного контура России позволили выявить, что в основе экономки страны преобладает сырьевой сектор, который занимает ведущее положение в экспорте страны, в формировании ее валютных бюджетных ресурсов. Реализация отраслевого подхода возможна на национальном и корпоративном уровнях, регион не имеет фактических рычагов влияния на отраслевую структуру своей экономики, особенно это касается ресурсных регионов. Крупные ресурсодобывающие предприятия будут доминировать или до полной исчерпаемости самих ресурсов или до глобального падения спроса на ресурсы. Однако предприятия являются основой экономики регионов и одним из основных элементов его инновационной системы. Это требует согласования интересов бизнеса и региона, чьи природные ресурсы, инфраструктуру и трудовой потенциал он использует, по вопросам развития инновационного предпринимательства и социальных инноваций.

Институционально-функциональный подход невозможен без согласования интересов между регионом и федерацией. Система регионального управления инновационной деятельностью определяется иерархией государственного управления. Отсутствие государственной инновационной региональной политики обусловливает отсутствие определенности в разграничении полномочий между органами власти по вопросам инновационного развития, смешение социальноэкономических элементов региональных и национальных экономических систем. В результате барьеры, препятствующие формированию региональных инновационных систем, проявляться в следующих чертах:

- нечеткости определения понятий, очень часто происходит подмена понятий НИС и РИС,

- неоднозначности по уровню управляемости, не понятно кто управляет РИС, государство, регион или же корпоративные структуры,

- размытости целей задач, в результате не ясно решение каких именно задач возложено на РИС, общенациональных или региональных,

- преобладание федеральной собственности, так элементы РИС, преимущественно находятся в собственности федерации и/или частного бизнеса. По оценкам Института Гайдара более 70% организаций сектора исследований и разработок находятся в собственности государства.

Социальный подход. В рамках данного подхода формируются социальные предпосылки инновационной экономики. Важность данного подхода исходит из следующей предпосылки: новый технологический уклад зарождается, когда в экономической структуре еще доминирует предшествующий, и его развитие сдерживается неблагоприятной технологической и социально-экономической средой. В рамках данного подхода речь идет о создании социальной среды для расширенного воспроизводства человеческого капитала как основного фактора инновационного развития.

В настоящее время в России выделяют наиболее активные субъекты РФ в области формирования региональных инновационных систем, такие как Томская, Новосибирская области, Республика Татарстан, но их активность обусловлена исторически сложившейся спецификой экономических ресурсов и научнообразовательных ресурсов, предмет деятельности которых, сегодня позиционируется как приоритетные направления национальной экономической политики в области биотехнологий, нефтегазохимической отрасли, фармацевтической и т.п. [2]. Создаются также локальные инновационные системы в рамках пилотных проектов, таких как Сколково, ОЭЗ.

Эффективное управление инновационной деятельностью субъекта Федерации требует создания индивидуальной системы инновационных отношений, адекватных задачам развития конкретного региона. Только на местах можно четко определиться с тем, что нужно делать, чтобы сформировать интерес предпринимателей к инновациям, определить наиболее перспективные точки инновационного развития.

В каждом субъекте Российской Федерации может быть создана региональная инновационная подсистема.

Субъектный состав региональной инновационной подсистемы представлен региональными органами государственной власти, которые с одной стороны являются инициаторами, а с другой стороны исполнителями инновационных направлений развития; предприятиями и организациями, осуществляющими хозяйственную деятельность в регионе, а также организациями научнообразовательной сферы, социальными объектами, населением.

Отличие элементов РИПС от обычной социально-экономической системы региона заключается в их «инновационности», которая проявляется в новых качественных функциях, что позволило нам сформировать основные группы и виды субъектов системы с уточнением именно инновационных функций (табл. 2).

Инновационные функции субъектов РИПС

Группы Виды Элементы Инновационные функции

Институты Органы власти основные Инициативный лидер региона (губернатор) Инициативность и способность к трансформации

Соответствующие министерства (или другие официальные правительственные структуры) Разработка инновационной политики Реализация - обеспечение связи между наукой, экономикой и политикой

вспомогательные Специально созданные структуры для инновационного развития (комитеты, советы, фонды, агентства) Добиться перехода от лоббирования к координации решений (в этой системе действует своеобразная инерционная траектория процесса принятия решений «от достигнутого»)

Законы, нормы правила Г осударственные и местные Законы, Решения, Положения, Стратегии, Программы Обеспечение правового поля реализации инновационной политики

Корпоративные Стратегии, программы Инновационное развитие самих предприятий Согласование интересов развития предприятия с социально-экономической системой региона

Бизнес Крупный Промышленный Финансовый Обеспечение спроса на инновационное развитие Финансирование/ инвестирование

Малый и средний Инновационный, обслуживающий, инфраструктурный Создание и реализация инноваций, инновационных услуг; Создание новых цепочек добавленной стоимости

Наука Фундаментальная Организации осуществляющие НИОКР Научно-исследовательская деятельность, создание фундаментального знания

Прикладная Апробация и реализация результатов научной деятельности

Образование профессиональное Колледжи, техникумы, Вузы, центры занятости, образовательные центры, корпоративные образовательные площадки Подготовка квалифицированных специалистов Подготовка целевых специалистов, в рамках совместных договоров с предприятиями региона

дополнительное Повышение квалификации кадрового потенциала

Мосты Аккумуляционные Коммуникационные Банки идей; Центры трансферта технологий; университетские интерфейсы; Индустриальные парки, технопарки; Бизнес инкубаторы Обеспечение функциональной связи между наукой, бизнесом и образованием, органами власти (гос./мун.)

Люди (Социальный капитал) Трудовой потенциал Экономически активное население Повышение конкурентоспособности, развитие профессионального потенциала рабочей силы

«Социальная среда»[60] интегративная социальноэкономическая категория, отражающая условия жизнедеятельности социума (локального, регионального и пр.). Инфраструктурная составляющая: «социальная сфера» (здравоохранение; образование; культура; социальная защита и др.) Создание конкурентных условий для жизнедеятельности, препятствие оттоку населения развитие необходимых инновационных свойств человеческого потенциала

Институциональная составляющая: «социальное пространство» (экономические отношения; социальные нормы; культурная среда; информационная среда и др.)

Проблема не только в том, чтобы передать регионам соответствующие полномочия по регулированию инновационных процессов на территориальном уровне. Полномочиями надо суметь воспользоваться. Это требует разработки научно-обоснованной концепции формирования инновационных подсистем на региональном уровне.

Новый подход к организации управления социально-экономическим развитием на уровне субъекта РФ можно представить следующим образом (табл. 3).

Таблица 3

Особенности организации управления развитием региона

Традиционная Новая (на основе РИПС)

Г лавная цель социально-экономическое развитие региона

объединение пересечение

Состав Органы законодательной и исполнительной власти Внедрение новых «специальных» институтов

Структура Линейно- функциональная Линейно-функциональная с выделением матричных и дивизиональных структур

Технология: - Выработка принятия решения Преимущественно централизованное принятие решений Преимущественно децентрализованное принятие решений

- Административные (организационные) методы Законы, указы, постановления, стандарты, нормативы

Симметричное разграничение полномочий Расширение полномочий на асимметричной основе, создание локальных точек инновационного роста (индустриальные парки, технико-внедренческие зоны и т.п.)

- Экономические методы Прямая государственная поддержка Развитие частно-государственного партнерства, венчурного финансирования, налоговые льготы для производителей и потребителей продуктов инновационной деятельности

- Система стимулирования Реализация федеральных целевых программ, поддержка сложившейся инфраструктуры, система льгот и дотаций Развитие региональной инфраструктуры, ИКТ, телекоммуникаций, поощрение индивидуального развития

Система целеполагания является отправной точкой формирования «новой модели РИПС - управления», в ее основе лежит определение целей регионального развития, иными словами определение того, что будет

«производить» региональная власть. При этом пространство общих целей формируется не объединением, а пересечением пространств целеполагания всех участников регионального развития.

Реализация инновационных интересов региона требует создания индивидуальной системы регионального управления инновационной деятельностью генерирующей инновационные отношения, адекватные задачам развития конкретного региона. Только на местах можно четко определиться с тем, что нужно делать, чтобы сформировать интерес предпринимателей к инновациям, развивать венчурное направление финансирования в экономике, определить наиболее перспективные точки ее инновационного развития.

Библиографический список

1. Гохберг Л. Безальтернативность инноваций: интервью / Стратегия 2020 URL: 2020strategy.ru/news/33020777.html

2. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика: Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года URL: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-doklad.pdf

References

1. Gohberg L. No alternative to innovations: interview / Strategy 2020 URL: 2020strategy.ru/news/33020777.html

2. Strategy 2020: The new growth pattern - the new social policy: Interim

report on the expert work results on topical issues of social and economic policy in Russia until 2020 URL: http://www.kommersant.ru/Docs/2011/2011d153-

doklad.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.