СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ В РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКЕ
УДК зз0
Елена Федоровна Никитская,
к.э.н., профессор, Одинцовский гуманитарный институт (г. Одинцово Московской области),
докторант кафедры общего менеджмента и предпринимательства, Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, Тел.: 8-929-547-80-92, Эл. почта: elena-nikitskaya@yandex.ru
Статья посвящена анализу особенностей формирования стратегических направлений инновационных преобразований в России. Развитие инновационной системы осуществляется на основе государственного финансирования, что определяет главенствующую роль государства в поддержке разработок и нововведений. Закономерности становления и развития инновационного типа экономического развития тесно связаны с мировыми технологическими тенденциями, которые учитываются при разработке долгосрочных технологических прогнозов. В сфере стратегического управления инновациями выстраивается иерархическая связь между тенденциями мирового технологического развития и инновационной политикой территориальных субъектов рынка.
Ключевые слова: инновационное развитие, инновационная система, технологические прогнозы, инновационная стратегия, государственное управление инновациями.
Elena F. Nikitskaya
PhD in Economics, Professor,
Odintsovo Humanitarian Institute (Odintsovo,
Moscow Region)
A person working for doctor's degree, the Department of General Management and Entrepreneurship,
Moscow State University of Economics, Statistics, and Informatics, Tel.: 8-929-547-80-92, E-mail: elena-nikitskaya@yandex.ru
STRATEGIC APPROACHES OF INNOVATION DEVELOPMENT IN THE RUSSIAN ECONOMY
The article is devoted to analysis of features of formation of strategic approaches of innovation development in Russia. The development of innovative system bases on the government financing. This factor determines the leading role of the government in support of innovations. The trends of establishment and development of innovative type of economic growth are closely related to world technologic trends which are taken into consideration in development of long-term technological forecasting. Hierarchic relations between the trends of world technologic development and innovation policy of territorial market entities are arranged in the sphere of strategic management of innovations.
Keywords: innovation development, innovation system, technological forecasting, innovation strategy, state management of innovation.
1. Введение
Процесс формирования и развития наукоемкого и высокотехнологичного производства в российской экономике приобрел статус никем не оспариваемой необходимости. В экспертном докладе «Стратегия-2020. Новая модель роста - новая социальная политика» переход к инновационной экономике рассматривается как абсолютный императив долгосрочного развития России [16, с.56]. В современный условиях достижение целей инновационного прорыва в России сопряжено с вопросами обеспечения национальной безопасности, что подтверждается мнением подавляющего большинства ученых, экспертов и политиков, которые указытают на низкую конкурентоспособность российской промышленности, обусловленную технологическим отставанием. Общая позиция такова - в России сформировалась тупиковая экспортно-сырьевая экономическая модель, основанная на наращивании топливного и сыфьевого экспорта [3, 4, 5, 7, 8, 10, 11, 12, 15, 16 и др.]. Как следствие, ключевой особенностью отечественного производства стало преимущественное сосредоточение на выпуске товаров для внутреннего потребления за счет дозагрузки имеющихся производственных мощностей и экспорте энергетических ресурсов.
В определенном смысле позиции ученых по поводу инновационных барьеров в отечественной экономике разделились. Ряд авторов высказывают мнение о глобальных причинах инновационного отставания, в основе которого лежит российский кризис как результат многомерного мирового кризиса и глобальных противоречий, требующих адекватного технологического решения [1, с.33]. Одно из таких противоречий состоит в том, что в современном мире возник не осознанный полностью и, как следствие, не решенный теорией и практикой экономической политики фундаментальный вызов. Речь идет о категории «национальная экономика», в которой заложена проблема более общего порядка, связанная с сочетанием внешней зависимости и суверенности экономической политики отдельного государства [18, с.21]. Для России эта проблема обостряется в результате вступления в ВТО, последствия которого оценивают неоднозначно. Существенно снижаются возможности протекционистской политики, повышаются риски для развития внутреннего производства, а повышение потенциальных возможностей выхода на международные рынки осложняется неконкурентоспособностью отечественного производства
Другая группа исследователей акцентирует внимание на внутренних проблемах инновационного отставания. Обобщая многочисленные научные публикации, экспертные исследования и программные документы в инновационной сфере, можно выделить ряд наиболее характерных проявлений и причин инновационной инертности российской экономики: неуправляемая зависимость от внешних конъюнктурных колебаний; консервативный, инерционный характер российской экономической политики [18, с.11]; нерациональный выбор приоритетов стимулирования инновационного развития [16, с.14]; чрезмерно широкие направления проведения прикладных исследований [16, с.30]; крайне слабое "присутствие" высшей школы [10, с.14]; высокая степень износа основныгх производственных фондов [3]; низкий платежеспособный спрос населения как фактор прогнозируемого низкого спроса на инновационную продукцию [7]; проблема коррупции, связанная со слабой мотивацией чиновников к защите публичных интересов [15, с.37] и др. К сказанному можно добавить, что грань между внутренними и глобальными факторами инновационного отставания весьма условна. В частности, характерную для российской экономики зависимость от энерго-сырьевых поставок, можно рассматривать как общемировую тенденцию, свойственную многим странам, богатым природными ресурсами, называемую «эффектом ресурсного проклятия».
2. Предпосылки формирования стратегии государственного управления инновационным развитием России
С учетом существования чрезвыгчайно широкого круга нерешенных проблем, препятствующих развитию в России положительной инновационной динамики, необходим переход к новой экономической модели, ориентированной на точный выбор направлений технологических преобразований. Особенностью и одновре-
менно недостатком российской инновационной системы на настоящий момент является преобладающее государственное финансирование внедрения новых технологий.
Одним из важнейших индикаторов при проведении международных сопоставлений стран по уровню научно-технического и инновационного развития является показатель внутренних затрат на исследования и разработки (далее -ВЗ на ИиР). Сравнительный структурный анализ ВЗ на ИиР осуществляется по двум направлениям: по источникам финансирования и по исполнителям работ. В качестве источников финансирования рассматриваются: государственный, корпоративный, зарубежный и другие источники. Преобладающими источниками финансирования являются корпорации и правительство, на долю которых приходится порядка 80-90% всех финансовых вложений [10, с.15-16]. Международные статистические сравнения, публикуемые странами ОЭСР показывает, что среднее значение данного показателя составляет 91,2% , в России - около 96% (см. табл. 1).
В наиболее технологически продвинутых странах доля финансирования корпорациями превосходит долю государственного финансирования, в тоже время, в России сложилась обратная ситуация. По показателю выполненных работ характерным структурным отличием России от стран «большой семерки» и стран ОЭСР является низкая доля, приходящаяся на вузы - 8,4% и максимальная доля, приходящаяся на государство - 31%. Это подтверждается рейтингом тысячи крупнейших компаний мира, осуществляющих исследования и разработки, в котором Россия представлена только тремя компаниями - ОАО "Газпром" (108-е место по абсолютному объему затрат на исследования и разработки, доля затрат на исследова-
ния и разработки в выручке - 0,6 процента), ОАО "АВТОБАЗ" (758-е место, 0,8 процента) и ОАО "СИТРОНИКС" (868-е место, 2,6 процента) [17, с.10]. Изменить сложившуюся пропорцию финансирования инноваций в России невозможно в короткие сроки, поэтому в обозримом будущем роль государства в поддержке разработок и нововведений будет главенствующей. Государство, являясь основным субъектом научно-технической политики, выступает главным заказчиком инновационных разработок, создает благоприятные институциональные условия, стимулирует привлечение иностранного капитала в российские инновационные проекты, усиливает присутствие России в международных производственных отношениях.
За последние годы правительственные структуры России значительно активизировались в плане формирования стратегических ориентиров инновационного развития. Разработан целый ряд программных документов в виде концепций и стратегий долгосрочного социально-экономического и технологического развития [4, 5, 10, 11, 13, 15, 16, 17]. Как следует из программных разработок, а также, по мнению многих экспертов, направления инновационного развития будут формироваться во взаимосвязи с мировой технологической траекторией и в рамках передового технологического уклада. В «Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» определена позиция, согласно которой «.. .основными критериями включения направлений исследований в перечень приоритетов фундаментальной науки являются наличие в России конкурентоспособных научных школ и соответствие направлений исследований тенденциям, сложившимся в мировой фундаментальной науке» [17, с.78]. Кроме
того, выражено намерение осуществить интеграцию российской национальной инновационной системы в международную инновационную среду, для чего будут использованы все имеющиеся механизмы [17, с.34]. Таким образом, в государственной экономической политике России все в большей мере проявляется нацеленность на международное научно-техническое сотрудничество как одной из основ развития инновационного потенциала.
Постепенно формируется иерархическая структура в сфере стратегического управления инновационным развитием, основанная на координации территориальных субъектов рынка и их взаимосвязи с тенденциями мирового технологического развития (см. рис.1). Безусловно, здесь не предполагается жесткая привязка стратегий всех территориальных уровней российской экономики, а скорее выстраивается определенная система инновационных ориентиров.
В связи с вышесказанным возникает проблема, связанная с выявлением мировых технологических тенденций. Дело в том, что международные технологические прогнозы являются далеко не однозначными. В мире существует большое количество экспертных групп и организаций, результаты исследования которых, зачастую не совпадают.
3. Типология международных технологических прогнозов
Наиболее распространенными подходами в мировой практике к научно-технологическому прогнозированию являются генетический (изыскательский) и нормативный (телеологический). Генетический подход строится на ретроспективе развития экономической системы, синтезирует при этом тенденции прошлого и перспективные наработки НИОКР. Нормативный подход связан с возможностью целенаправлен-
Таблица 1. Внутренние расходы на исследования и разработки по источникам финансирования п выполненным работам в странах большой восьмерки и странах ОЭСР за 201(1 г.
Страна млн./ $ по ППС Финансирование, % Выполненные работы, %
корпорации гос-во корпорации вузы гос-во
США 401 576,0 61,6 31,3 70,3 13,5 9,4
Япония 137 314,2 75,3 17,7 75,8 13,4 9,2
Германия 82 909,6 66,1 29,7 67,3 18,0 14,7
Франция 49 990 51,0 39,7 61,2 21,3 16,4
Великобритания 39 173,8 45,1 32,1 60,9 27,2 9,4
Россия 32 Si8,0 25,5 70,3 60,5 8,4 31,0
Италия 24 269,2 44,2 42,1 53,6 29,0 14,3
Канада 23 970,1 48,4 33,1 50,7 38,2 10,5
Страны ОЭСР 963 108,2 60,7 30,5 67,3 18,1 11,9
Источник: OECD, Main Science and Technology Indicators Database, January 2012. (http://www.oecd.org/dataoecd/27/52/47406944.pdf)
Экономика, Статистика и Информатика^^ 53 №4, 2012
Г"
ного влияния на развитие технологических процессов и исходит из понимания потребностей общества, выдвигаемых целей и имеющихся экономических ресурсов [8, с. 40-41]. Как показывает изучение результатов экспертных исследований в области научного прогнозирования, предложенная типология может быть дополнена выделением трех групп мировых технологических прогнозов по содержанию:
- ориентированных на развитие базовых технологий;
- ориентированных на потребности социальной сферы;
- ориентированных на систему «человек-общество-природа» и имеющих футурологический характер.
Прогнозы, относящиеся к первой группе можно назвать технократическими, они имеют отношение к генетическому подходу и нацелены на «осед-лание технологической волны». Вторая и третья группы прогнозов, соответственно социально-ориентированные и футурологические и соответствуют нормативному подходу. Их приоритетные цели - развитие социальной сферы, решение экологических проблем, достижение гармонии человека с природой через реализацию механизмов технологического прогресса.
Эффективным инструментом современного прогнозирования является метод Форсайта, широко применяемый при создании мировых долгосрочных технологических прогнозов. С 1971 года японские специалисты применяют Форсайт для разработки и публикации прогнозов научно-технических достижений с временным горизонтом 25-30 лет, вызывающих повышенный интерес со стороны экспертов в области научно-технической политики на национальном уровне, научно-исследовательских институтов и лабораторий, учебных заведений, а также предпринимательской сферы [2, с.63].
Пионером в сфере прогнозирования приоритетных направлений развития науки и технологий считается корпорация RAND, первые исследования которой относятся к 50-м годам прошлого века. Специалисты корпорации в одной из последних разработок «Глобальная технологическая революция: 2020» пришли к выводам, которые указывают на то, что в ближайшее время ожидается технологический прорыв в четырех базовых областях научно-технологического прогресса: в сфере био- и нанотехнологий, в области новых мате-
г Л
Тенденции :.шрового техно логического развития
{ориешир —VI технологический уктад)
Стратегия инновационного развития Российской Федерации
i
Стратегия инновационного р азвития федеральных округов
J
Региональная инновационная стратегия (политика)
IT
Муниципальная инновационная стратегия (политика) (бранках комплексного планирования социально-экономического развития)
Рис. 1. Взаимосвязь тенденций мирового технологического развития и инновационной политики территориальных субъектов рынка России
риалов и в процессах информатизации [10, с.253-254]. Исследования корпорации RAND рассматривается ведущими российскими экспертами как удачный пример оценки перспективы развития мирового сообщества в научно-техническом и в социально-экономическом плане.
Социально-ориентированные прогнозы есть результат гуманизации современного общества как ведущего фактора общественного развития. Целенаправленное воздействие на инновационные процессы осуществляется, в частности, путем финансирования определенных проектов и исследовательских программ, находящихся в рамках согласованных направлений. Примером является Седьмая Рамочная программа Европейского Союза (FP7), которая рассматривается как инструмент финансирования научных исследований и технологических разработок в странах ЕС на период с 2007 по 2013 гг. и базируется на четырех подпрограммах - сотрудничество, люди, идеи, умственные способности. Результатом согласования в ЕС стали девять тем, входящих в подпрограмму по сотрудничеству, такие как здоровье, сельское хозяйство и биотехнологии, пища, информационные технологии, нанотехнологии, энергия, окружающая среда (включая изменения климата), транспорт, социально-экономические и гуманитарные науки, безопасность и космос [14]. В соответствии с основными принципами Седьмой Рамочной программы образование, научные исследования и инновационная деятельность являются ключевыми компонентами Европейской стра-
тегии экономического развития. При этом научные исследования лежат в основе, обеспечивающей конкурентоспособность, развитие социальной сферы, охрану окружающей среды.
К особенностям футурологических прогнозов следует в первую очередь отнести некоторый отрыв от современных технологических возможностей и гораздо более отдаленные временные границы. Прогнозом данного типа можно считать обзор прорывных технологий на XXI век, наиболее впечатляющими примерами которого являются следующие: воспроизведение молекулярных дубликатов любых предметов и веществ (2040 г.); технология авто-трофного питания по типу солнцеедов (2043 г.); мысленная материализация предметов (2045 г.); технологии невидимости (2051 г.); создание аппаратов со скоростью, близкой к световой (2095 г.) [1, с. 59]. На наш взгляд, футурологи-ческие прогнозы не имеют определяющего значения для формирования экономической политики в ближайшие 1020 лет, но они расширяют представления о возможных сценариях развития будущего.
В официальных программах инновационного развития российской экономики декларируются социально-ориентированные цели, в том числе, высокие стандарты благосостояния человека, социальное благополучие и согласие, экономическая свобода и справедливость, безопасность граждан и общества [6]. Однако избранные приоритетные направления инновационного развития России имеют явную технократическую направленность, хотя и под-
черкивается, что реализация технологических инноваций представляет собой единственно возможный способ повышения уровня жизни населения.
4. Стратегические направления инновационного развития российской экономики
В России в последние годы к работе по долгосрочному технологическому прогнозированию подключилось значительное количество научных учреждений. Институт экономики РАН, Институт народохозяйственного прогнозирования РАН, Институт мировой экономики и международных отношений РАН подготовили и опубликовали долгосрочные прогнозы развития российской и мировой экономики. Практически все отделения и многие институты РАН участвовали в подготовке по поручению Президента РФ прогнозы научно-технического развития России на период до 2030 г. Сводные прогнозы представлены Правительству РФ и Президенту РФ [8, с.7]. В то же время, стратегии, концепции и иные программные документы в области инноваций, принимаемые в целях их реализации, не являются чем-то застывшим, а скорее наоборот, предусматривается их постоянная корректировка с учетом результатов регулярно обновляемого научно-технологического прогноза [17, с.15]. Корректировка прогнозов соответствует международной практике и представляется закономерным явлением в связи с тем, что прогнозирование имеет вероятностный характер, ему свойственна некоторая доля субъективизма, связанного с видением конкретными экспертами инновационных сценариев.
Изучение ряда программных документов, посвященных экономическому развитию России, позволило сделать вывод о наличии несогласованности и даже некоторой разобщенности экспертных позиций при формировании перечня стратегических инноваций направлений. В таблице 2 представлен составленный по принципу конъюнкции список сфер экономики, которые в соответствии с официальными концепциями и стратегиями, предполагается в первую очередь подвергнуть технологическому обновлению. Как показывает таблица, среди приоритетных отраслей есть явно «выпадающие», упомянутые всего лишь в одном из документов, такие как ядерные технологии, вооружение и военная техника, безопасность и противодействие терроризму, рыбохозяйственный комплекс. Един-
ственной отраслью, указанной во всех случаях являются информационно-телекоммуникационные системы. Отдельные отрасли были указаны в 4-х случаях из 6-ти: ракетно-космическая промышленность, авиационная промышленность и двигателестроение, рациональное природопользование. Очевидно, вырисовывается необходимость координации усилий ученых по формированию согласованных научно-технологических прогнозов.
Выявленная ситуация связана, на
наш взгляд, с общим кризисным состоянием российской промышленности, требующим масштабных модерниза-ционных и инновационных преобразований. Однако нацеленность только на модернизацию не способна обеспечить достижение амбициозных целей Правительства России, которые заключаются «в ...закреплении геополитической роли страны как одного из лидеров, определяющих мировую политическую повестку дня» [17]. В этой связи уместно привести образное, но в то же
Таблица 2. Отражение стратегических направлений ннновацнониого развития в России в программных документах*
Страте- Базовый Концеп- Страте- Прогноз Прогноз
гия- 2015 доклад к ция- гия- 2020 -2025 - 2030
[16, с.48] обзору ОЭСР [10, с.30] 2020 [5] [17, с.66] [4, с.257] [8]
Атомный
энергопромышлен- А ▲
ныи комплекс
Ядерные технологии А
Ракетно-космическая промышленность А А А А
Вооружение и
военная техника
Информационно-
телекоммуникацион- А А А А А А
ные системы
Индустрия
наносистем,
стратегические А А
материалы
Энергетика и энергосбережение А А А
Авиационная
промышленность и А А А А
двигателестроение
Радиоэлектронную
промышленность
Судостроительную
промышленность
Транспортные
системы
Безопасность и
противодействие А
терроризму
Базовые отрасли
промышленности
Аграрный комплекс А А
Рыбохозяйственный
комплекс А
Технологии живых систем А А
Рациональное
природопользование
Наука и
образовательные А А
услуги
*В таблице указаны краткие названия программных документов, которые можно уточнить в списке литературы.
**базовые отрасли промышленности - тяжелое машиностроение, станкоинструментальнон промышленности и горно-металлургического комштекса)
время точное сравнение модернизации и инноваций: «Модернизация - это движение из прошлого в настоящее. Инновация - это движение из настоящего в будущее» [12, с.9]. Учитывая, что в России закрепилась ситуация технологического отставания, возникает необходимость в сочетании этих двух подходов к технологическому развитию, которые не противоречат друг другу, что позволяет снизить высокие риски, сопряженные с созданием и внедрением прорывных технологий.
5. Заключение
Переход к новой модели развития российской экономики связан с огромными усилиями со стороны государства по формированию национальной инновационной системы, способной привести в действие механизмы широкого распространения научно-технологических достижений в социально-экономической сфере. Стратегии инновационного развития России должны учитывать территориальные масштабы и связанную с этим сложность сбалансированного управления экономическими процессами. Возможно возникновение противоречия между разграничением полномочий на федеральном, региональном и местном уровнях и необходимостью достижения согласованности и скоординированности экономической политики региональных субъектов рынка с государственными программами.
Вопрос стратегических инновационных направлений пока еще остается открытым, требующим дополнительных теоретических и прикладных исследований. Несмотря на категоричное мнение многих специалистов по поводу нецелесообразности заимствования зарубежных технологий, использование позитивного опыта развитых стран избежать не удастся.
Литература
1. Большаков Б.Е. Моделирование основных тенденций мирового технологического развития. Электронное научное издание «Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление» том 6 №4 (9), 2010, ст. 3. -с.33-63 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.rypravlenie.ru (дата обращения 02.05.12).
2. Денисов Ю.Д.. В Японии смотрят сквозь «Дельфи» // Форсайт. — 2007— №1 (1) — с. 63-67./ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// ecsocman.hse.ru/data/2011/05/06/
1268031456/09.pdf (дата обращения 29.04.12).
3. Инновационный потенциал: современное состояние и перспективы развития : монография / В.Г. Матвей-кин, С.И., Дворецкий, Л.В. Минько, В.П. Таров, Л.Н. Чайникова, О.И. Летунова. - М. : «Издательство Машиностроение-1», 2007. - 284 с.
4. Концепция долгосрочного прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2025 года. Минобрнауки РФ. — М.:
2006./ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/files/ materials/5053/prog.ntr.pdf (дата обращения 03.05.12).
5. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/ rus006.pdf (дата обращения 05.05.12).
6. Кузык Б.Н., Яковец Ю.В. Россия -Германия - 2050: стратегия инновационного развития и партнерства. Научный доклад / Б.Н. Кузык, Ю.В. Яковец. -М.: Институт экономических стратегий,
2007. - 44 с.
7. Леонтьева Л.С., Никитская Е.Ф. Региональная дифференциация платежеспособности населения как фактор инвестиционного климата экономики России // Научно-практический межотраслевой журнал «Интеграл». — 2011. —№ 5(61) — с.58-59
8. Методические рекомендации и материалы по разработке прогноза научно-технологического и социально-экономического развития России до 2030 г. Материалы секций Координационного совета Российской академии наук по прогнозированию. - М. - ИНЭС, 2010 / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.rusfuture.newparadigm.ru/files/ 10.04.20.ran_book_all.pdf (дата обращения 05.05.12).
9. Научно-технический прогресс как фактор развития современной цивилизации: материалы международной научно-практической конференции 15-16 ноября 2011 года. - Пенза - Семей: Научно-издательский центр «Социосфе-ра». — 2011. - 103 с.
10. Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации. Базовый доклад к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М.: 2009 г. - 206 с.
11. Обзоры инновационной полити-
ки ОЭСР: Российская Федерация 2011. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/dataoecd/62/50/ 48098738.pdf (дата обращения 04.05.12).
12. Проблемы и перспективы инновационного развития территориальных социально-экономических систем / Под науч. ред. Наумова И.В. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2011. -297 с.
13. Прогноз научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу/ [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:/ /mon.gov.ru/files/materials/5053/ prog.ntr.pdf (дата обращения 06.05.12).
14. Седьмая Рамочная Программа Европейского Союза. / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.vscc.ac.ru/?module=Articles& action=view&aid=277 (дата обращения 06.05.12).
15. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика.
Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/ Docs/2011/2011d153-doklad.pdf (дата обращения 08.05.12).
16. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// innovus.biz/media/uploads/resources/ science-strategy.pdf (дата обращения 02.05.12).
17. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. NQ 2227-р) / [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.miiris.ru/docs/rtf/ strateg_innov_2020.pdf (дата обращения 02.05.12).
18. Эффективное государственное управление инновационной экономики: политика инновационного развития: Монография /Под ред. д.э.н., проф. С.Н. Сильвестрова, д.э.н. И.Н. Рыковой. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011. - 302 с.
References
1. Bolshakov B.E. Modelling of the main trends of the global technological development. Electronic scientific publication «Sustainable innovative development: design and management», volume
6 number 4 (9), 2010, St. 3. - p.33-63 / [Electronic resource]. Mode of access: www.rypravlenie.ru (date accessed: 02.05.12).
2. Denisov S. In Japan look through the «Delphi» // Forsyth. - 2007-№1 (1) - p. 63-67./ [Electronic resource]. Mode of access: http://ecsocman.hse.ru/data/2011/ 05/06/1268031456/09.pdf (date accessed: 29.04.12).
3. Innovative potential: a modern condition and prospects of development : monograph / VG. Matveykin, S.I. Butler, L.V Minko, VP. Tarov, L.N. Chainikova, O.I. Letunova. - M. : Publishing house «mechanical engineering-1», 2007. - 284 p.
4. The concept of the long-term forecast of scientific and technological development of the Russian Federation for the period up to 2025. Ministry of education and science of the Russian Federation. -M.: 2006./ [Electronic resource]. Mode of access: http://mon.gov.ru/files/materials/ 5053/prog.ntr.pdf (date accessed: 03.05.12).
5. The concept of long-term socio-economic development of the Russian Federation for the period up to 2020 / [Electronic resource]. Mode of access: http:// www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (date accessed: 05.05.12).
6. Kuzyk B.N., Yakovets U.V. Russia -Germany - 2050: strategy of innovative development and partnership. Scientific report / B.N.Kuzyk, U.V.Yakovets. - M.: Institute for economic strategies, 2007. -44 p.
7. Leont'eva L.S., Nikitskaya E.F. Regional differentiation of solvency of the population as a factor of investment climate of the economy of Russia // Scientif-
ic-and-practical inter-branch journal «Integral». - 2011. - №5 (61) - p.58-59
8. Guidance and materials for the development of the prognosis of scientific, technological and socio-economic development of Russia up to 2030. The materials sections of the coordination Council of the Russian Academy of Sciences for forecasting. - M. - INES, 2010 / [Electronic resource]. Mode of access: http:// www.rusfuture.newparadigm.ru/files/ 10.04.20.ran_book_all.pdf (date accessed: 05.05.12).
9. The scientific-technical progress as a factor of development of the modern civilization: materials of the international scientific-practical conference on 15-16 November 2011. - Penza - Family: Scientific-publishing centre « Sociosphere ». - 2011.
- 103 p.
10. National innovation system and state innovation policy of the Russian Federation. Background report to the OECD review of national innovation system of the Russian Federation. M.: 2009. -206 p.
11. Reviews of innovation policy of the OECD: the Russian Federation 2011. / [Electronic resource]. Mode of access: http://www.oecd.org/dataoecd/62/50/ 48098738.pdf (date accessed: 04.05.12).
12. Problems and perspectives of innovation development of territorial social-economic systems / Under scientific editorship. Naumova I.. - Ekaterinburg: Institute ofEconomics, Ural branch RAS, 2011.
- 297 p.
13. Forecast of scientific and technological development of the Russian Federation on long-term/ [Electronic resource]. Mode of access: http://
mon.gov.ru/files/materials/5053/ prog.ntr.pdf (date accessed: 06.05.12).
14. The Seventh Framework Programme Of The European Union. / [Electronic resource]. Mode of access: http:// www.vscc.ac.ru/?module=Articles& action=view&aid=277 (date accessed: 06.05.12).
15. The strategy-2020: a New model for growth - the new social policy.
Interim report on the results of the experts ' work on the topical issues of the socio-economic strategy of Russia for the period up to 2020 / [Electronic resource]. Mode of access: http:// www.kommersant.ru/Docs/2011/ 2011d153-doklad.pdf (date accessed: 08.05.12).
16. The development strategy of science and innovation in the Russian Federation for the period up to 2015 / [Electronic resource]. Mode of access: http:// innovus.biz/media/uploads/resources/ science-strategy.pdf (date accessed: 02.05.12).
17. The strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020 (approved by the decree of the Government of the Russian Federation from December 8, 2011. AMD 2227-R) / [Electronic resource]. Mode of access: http://www.miiris.ru/docs/rtf/ strateg_innov_2020.pdf (date accessed: 02.05.12).
18. Effective state governance of the innovation economy: the policy of innovative development: Monograph /edited By Dr economic Sciences, prof. S.. Silves-trov, D.Sc. I.N. Rikova. - M.: The publishing and trading Corporation «Dashkov and Co», 2011. - 302 p.