Отражена необходимость внедрения профстандар-тов в систему здравоохранения и образования. Ключевые слова: профессиональный стандарт; судебно-медицинская экспертиза; Ассоциация судебно-медицинских экспертов Согласно статье 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации, профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.
Правила разработки и утверждения ПС утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, пунктом 3 которых определено, что проекты ПС могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
Также п. 6 Правил установлено, что разработка проектов ПС осуществляется в соответствии с утверждаемыми Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации методическими рекомендациями по разработке ПС, макетом ПС и уровнями квалификаций.
16 апреля 2014 года Указом Президента Российской Федерации № 249 был утвержден Национальный Совет по профессиональным квалификациям (НСПК). В НСПК входят 34 Совета по профессиональным квалификациям (СПК). СПК являются постоянно действующими органами национальной системы профессиональных квалификаций, создаваемыми с целью формирования и развития систем профессиональных квалификаций по определенным видам профессиональной деятельности. Совет по профессиональным квалификациям в здравоохранении - орган, полномочиями которого наделен Союз «Национальная Медицинская Палата» (НМП). Председателем СПК в здравоохранении является Президент Союза «Национальная Медицинская Палата» Л. М. Рошаль. До настоящего времени судебно-медицинская специальность в СПК в здравоохранении представлена не была. С 2019 года В. А. Клевно, президент Ассоциации судебно-медицинских экспертов (АСМЭ), является членом СПК в здравоохранении.
В 2016 году решением НМП разработка профессиональных стандартов по специальности «судебно-медицинская экспертиза» была поручена Ассоциации судебно-медицинских экспертов, являющейся членом НМП. Была создана рабочая группа по разработке ПС, в задачи которой входило: анализ состояния и перспектив развития профессиональной деятельности в области судебно-медицинской экспертизы; анализ нормативной, методической, учебной и технологической документации; максимально четкое и понятное формулирование положений профессионального стандарта. формулировка основной цели вида профессиональной деятельности, обобщенной трудовой функции и ее отдельных позиций в соответствии со структурой ПС.
В течение всего времени подготовки проекта ПС проводилось общественное обсуждение на сайте организации-разработчика, ход работы освещался на страницах журнала «Судебная медицина», члены рабочей группы принимали участие в регулярных ежемесячных совещаниях Союза НМП, неоднократно были проведены заседания по вопросам подготовки ПС в Министерстве здравоохранения РФ.
Профстандарт «Врач-судебно-медицинский эксперт» утверждён Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 14.03.2018 № 144н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач - судебно-меди-
цинский эксперт» (Зарегистрирован Минюстом России от 05.04.2018 № 50642).
Ассоциация судебно-медицинских экспертов в 2018 году завершила работу по подготовке проекта ПС «Специалист по судебно-медицинской экспертизе со средним медицинским образованием» для медицинских лабораторных техников (фельдшеров-лаборантов) и медицинских технологов. В настоящее время проект ПС находится на согласовании в Правовом Департаменте Министерства Здравоохранения Российской Федерации.
В дальнейшем необходимо внедрение профессионального стандарта врача - судебно-медицинского эксперта в систему здравоохранения и образования. Разработка профессиональных образовательных программ позволит подготовить специалиста, отвечающего всем требованиям работодателя. Профессиональный стандарт четко и строго структурирует и охватывает в требуемом объеме перечень навыков и умений, которыми должен обладать работник, чтобы пройти аккредитацию, и которые должны быть в обязательном порядке учтены образовательными организациями при подготовке специалиста по программе ординатуры по специальности «судебно-медицинская экспертиза».
■ НЕОБХОДИМОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЯ В ПРОГРАММЫ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СУДЕБНЫХ МЕДИКОВ ПРАВОВЫХ ВОПРОСОВ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КАЧЕСТВА МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ_
В. А. Породенко, Л. И. Ломакина, Е. Н. Травенко Кафедра судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар Обоснована необходимость включения модуля «Нормативно-правовые основы определения качества медицинской помощи для целей судебно-медицинской экспертной практики» в программу НМО судебно-медицинских экспертов.
Ключевые слова: профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт», трудовые функции, качество медицинской помощи В марте 2018 г. утвержден приказ Министерства труда и социальной защиты РФ профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт». В характеристиках обобщенной трудовой функции указано «Соблюдение законодательства Российской Федерации в сфере охраны здоровья». При производстве судебно-медицинской экспертизы трудовые действия обеспечивают необходимые умения «Сопоставлять заключительный клинический и судебно-медицинский диагнозы, определять причины и категорию расхождения заключительного клинического и судебно-медицинского диагнозов» и необходимые знания методики судебно-медицинской экспертизы дефектов оказания медицинской помощи. Данные трудовые действия требуют информированности специалистов в изменениях законодательства и в правовых вопросах критериев качества лечения.
Изучено и проанализировано современное медицинское законодательство. Разработан и включен в программу обучения ординаторов и судебно-медицинских экспертов модуль «Нормативно-правовые основы определения качества медицинской помощи для целей судебно-медицинской экспертной практики», который состоит из разделов:
- Профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт». Требования к специалисту. Трудовой кодекс РФ, статьи 57, 195.2 и 195.3. Ограничения на занятие профессиональной деятельностью, установленные законодательством РФ. Последствия судимости для врача.
- Доступность и качество медицинской помощи в нормативах ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Хронология изменений требований к критериям качества медицинской помощи.
- Федеральный закон от 25.12.2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций». Изменения в ст. 2, 37, 64 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
- Современные критерии оценки качества медицинской помощи. Нормативный статус в определении качества медицинской помощи учебников, пособий, монографий, национальных руководств. Юридический статус порядков оказания медицинской помощи, стандартов и клинических рекомендаций.
ВЫВОДЫ
Выявление дефектов оказания медицинской помощи при проведении судебно-медицинской экспертизы должно быть аргументировано отступлениями от современных требований к качеству определенного вида медицинской помощи. Разработанный модуль содержит актуальную информацию не только для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области судебной медицины, но и для практикующих врачей, которых все чаще обвиняют в некачественном оказании медицинской помощи.
■ АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ «СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ»_
Е. Х. Баринов1, Н. А. Михеева1, Е. Н. Черкалина2 1ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова, Москва
2ГБУЗ «Бюро СМЭ ДЗ г. Москвы»
Доклад посвящен андрагогической модели в организации процесса обучения студентов.
Ключевые слова: идентификация личности, стоматологический статус
В андрагогической модели обучения ведущая роль в организации процесса обучения на всех этапах принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся - активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. Это происходит в силу следующих особенностей взрослых:
1. Взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной самоуправляемой личностью;
2. Он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становиться важным источником обучения его самого и его коллег;
3. Его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненные проблемы и достичь конкретных целей;
4. Он стремиться к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
5. Его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
Безусловно то, что наибольший эффект при применении технологии обучения взрослых достигается только в определенных условиях и при обучении достаточно
определенного контингента обучающихся. То есть успешное применение технологии обучения взрослых обуславливается основополагающими характеристиками обучающихся, целями и условиями обучения.
Как правило, к 6 курсу (а судебная медицина преподается именно на этом курсе) студенты уже работают, т.е. они выполняют социальную роль работника; обзаводятся семьями, выполняя при этом социальные роли супругов, а иногда и родителей; более осознанно они к этому возрасту выполняют и роль члена общества. И, самое главное, происходит формирование самосознания взрослого человека. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. То есть одним из основных факторов, или условий, при котором возможно использовать андрагогическую модель обучения является наличие высокого уровня самосознания и ответственности человека.
Также одним из признаков взрослости человека является наличие у него жизненного опыта. Накопившейся у обучающегося жизненный опыт неоднороден по своей структуре и выступает в различных ипостасях: это и бытовой (семейный, повседневный), и социальный и профессиональный. К 6 курсу основная масса студентов накапливает, пусть и не очень большой, профессиональный опыт: они работают (дежурят) в различных медицинских учреждениях; выбрав свою будущую специализацию, ассистируют и часто уже сами выполняют лечебно-диагностические манипуляции; активно занимаются научно-исследовательской работой, состоят в научных студенческих обществах. А так как обучение студентов мы проводим в той же (медицинской) сфере, то наличие уже имеющихся практических навыков и умений служит при изучении судебной медицины и базой для дальнейшего обучения, и источником обучения его коллег.
ВЫВОДЫ
Таким образом, наличие предварительной подготовки диктует целесообразность применения андрагогических технологических действий.
УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА И ПЛАНИРУЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ_
В. А. Породенко, Л. И. Ломакина, Е. Н. Травенко Кафедра судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар Материал работы посвящен внедрению в программу последипломного образования обучающего модуля «Профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт» и медицина будущего», включающего требования к специалисту в современном здравоохранении и в перспективе развития медицины. Ключевые слова: профессиональный стандарт, врачебная тайна, модель 4П-медицины Стремительные изменения в здравоохранении и планируемые реформы перехода к модели 4П-медицины сопровождаются лавинообразным ростом количества нормативных документов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи и медицинских услуг. Профессиональные стандарты становятся основным документом, определяющим трудовые функции специалистов.
Цель исследования - разработать и внедрить в программу последипломного образования обучающий модуль «Профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт» и медицина будущего».