- Доступность и качество медицинской помощи в нормативах ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
- Хронология изменений требований к критериям качества медицинской помощи.
- Федеральный закон от 25.12.2018 г. № 489-ФЗ «О внесении изменений в статью 40 ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» по вопросам клинических рекомендаций». Изменения в ст. 2, 37, 64 ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан».
- Современные критерии оценки качества медицинской помощи. Нормативный статус в определении качества медицинской помощи учебников, пособий, монографий, национальных руководств. Юридический статус порядков оказания медицинской помощи, стандартов и клинических рекомендаций.
ВЫВОДЫ
Выявление дефектов оказания медицинской помощи при проведении судебно-медицинской экспертизы должно быть аргументировано отступлениями от современных требований к качеству определенного вида медицинской помощи. Разработанный модуль содержит актуальную информацию не только для слушателей курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в области судебной медицины, но и для практикующих врачей, которых все чаще обвиняют в некачественном оказании медицинской помощи.
■ АНДРАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ПРЕПОДАВАНИИ «СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЫ»_
Е. Х. Баринов1, Н. А. Михеева1, Е. Н. Черкалина2 1ФГБОУ ВО МГМСУ им. А. И. Евдокимова, Москва
2ГБУЗ «Бюро СМЭ ДЗ г. Москвы»
Доклад посвящен андрагогической модели в организации процесса обучения студентов.
Ключевые слова: идентификация личности, стоматологический статус
В андрагогической модели обучения ведущая роль в организации процесса обучения на всех этапах принадлежит самому обучающемуся. Взрослый обучающийся - активный элемент, один из равноправных субъектов процесса обучения. Это происходит в силу следующих особенностей взрослых:
1. Взрослый обучающийся осознает себя все более самостоятельной самоуправляемой личностью;
2. Он накапливает все больший запас жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становиться важным источником обучения его самого и его коллег;
3. Его готовность к обучению (мотивация) определяется его стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненные проблемы и достичь конкретных целей;
4. Он стремиться к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков и качеств;
5. Его учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями).
Безусловно то, что наибольший эффект при применении технологии обучения взрослых достигается только в определенных условиях и при обучении достаточно
определенного контингента обучающихся. То есть успешное применение технологии обучения взрослых обуславливается основополагающими характеристиками обучающихся, целями и условиями обучения.
Как правило, к 6 курсу (а судебная медицина преподается именно на этом курсе) студенты уже работают, т.е. они выполняют социальную роль работника; обзаводятся семьями, выполняя при этом социальные роли супругов, а иногда и родителей; более осознанно они к этому возрасту выполняют и роль члена общества. И, самое главное, происходит формирование самосознания взрослого человека. Самосознание - осознание человеком самого себя, своих собственных качеств. То есть одним из основных факторов, или условий, при котором возможно использовать андрагогическую модель обучения является наличие высокого уровня самосознания и ответственности человека.
Также одним из признаков взрослости человека является наличие у него жизненного опыта. Накопившейся у обучающегося жизненный опыт неоднороден по своей структуре и выступает в различных ипостасях: это и бытовой (семейный, повседневный), и социальный и профессиональный. К 6 курсу основная масса студентов накапливает, пусть и не очень большой, профессиональный опыт: они работают (дежурят) в различных медицинских учреждениях; выбрав свою будущую специализацию, ассистируют и часто уже сами выполняют лечебно-диагностические манипуляции; активно занимаются научно-исследовательской работой, состоят в научных студенческих обществах. А так как обучение студентов мы проводим в той же (медицинской) сфере, то наличие уже имеющихся практических навыков и умений служит при изучении судебной медицины и базой для дальнейшего обучения, и источником обучения его коллег.
ВЫВОДЫ
Таким образом, наличие предварительной подготовки диктует целесообразность применения андрагогических технологических действий.
УЧЕТ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА И ПЛАНИРУЕМЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ПОСЛЕВУЗОВСКОМ ОБРАЗОВАНИИ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ_
В. А. Породенко, Л. И. Ломакина, Е. Н. Травенко Кафедра судебной медицины ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар Материал работы посвящен внедрению в программу последипломного образования обучающего модуля «Профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт» и медицина будущего», включающего требования к специалисту в современном здравоохранении и в перспективе развития медицины. Ключевые слова: профессиональный стандарт, врачебная тайна, модель 4П-медицины Стремительные изменения в здравоохранении и планируемые реформы перехода к модели 4П-медицины сопровождаются лавинообразным ростом количества нормативных документов, регулирующих сферу оказания медицинской помощи и медицинских услуг. Профессиональные стандарты становятся основным документом, определяющим трудовые функции специалистов.
Цель исследования - разработать и внедрить в программу последипломного образования обучающий модуль «Профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт» и медицина будущего».
Изучение профессионального стандарта «Врач - судебно-медицинский эксперт» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 14 марта 2018 г.) показало наличие такой обобщенной трудовой функции специалиста, как: «Соблюдение врачебной тайны, клятвы врача, принципов врачебной этики и деонтологии в работе с лицами (их законными представителями), в отношении которых проводится судебно-медицинская экспертиза, и коллегами...». В трудовых действиях указано «Использование в работе персональных данных лиц, в отношении которых проводится судебно-медицинская экспертиза, и сведений, составляющих врачебную тайну» и умения «Работать с персональными данными лиц, в отношении которых проводится судебно-медицинская экспертиза (исследование), и сведениями, составляющими врачебную тайну». На базе современного законодательства и иных официальных документов составлена программа модуля, включающая:
- Профессиональный стандарт «Врач - судебно-медицинский эксперт». Требования к соблюдению принципов врачебной этики и деонтологии в работе с персональными данными участников судебно-медицинской экспертизы. Проблемы этического поведения и конфликтов в сфере судебно-медицинской деятельности. Управление конфликтами.
- Новая стратегия в здравоохранении - «Пациент-ориентированный подход», возрождение этики и деонтологии медицины. VII Всероссийский конгресс пациентов.
- Медицина 4П - новая модель здравоохранения, медицина будущего. Основополагающие принципы: персо-нализации, предикции, превентивности, и партисипатив-ности.
- Эволюция понятия «врачебная тайна». ФЗ от 21.11.2011 г. № 323-ф3 (ред. от 27.12.2018 г.)«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» о врачебной тайне.
- Виды юридической ответственности за разглашение врачебной тайны: дисциплинарная (ст. 192 ТК РФ), гражданско-правовая (ст. 150, 151, 152.1 ГК РФ) административная (ст. 13.14 КоАП РФ), уголовная (ст. 137 УК РФ).
- Федеральный закон «О персональных данных» от 27.07.2006 г. № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017 г. № 498-ФЗ).
ВЫВОДЫ
Своевременное включение в систему нмо судебно-медицинских экспертов разработанного правового модуля позволяет актуализировать изучение не только современных проблем здравоохранения, но и грядущих преобразований в институте охраны здоровья.
■ НОВЫЕ ПОДХОДЫ К ВНЕДРЕНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «МЛАДШИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ПЕРСОНАЛ» НА ПРИМЕРЕ АО «ГК «МЕДСИ»_
М. А. Шарочева
МА АО «ГК «Медси», Москва Доклад посвящен проблемам и опыту внедрения профстандарта «Младший медицинский персонал» на примере АО «ГК «Медси». Изучение опыта внедрения профстандарта в аналогических медицинских организациях. Разработка плана внедрения. Разработка программы и методического материала. Контроль и анализ внедрения. Актуальность доклада: медико-экономическая эффективность аттестации младшего медицинского персонала при внедрении профстандартов. Ценностно-ориентированный подход для формирования корпоративной
культуры медицинской организации. Суть доклада формирование единого мнения при внедрении профессионального стандарта «Младший медицинский персонал».
Ключевые слова: профстандарт, проблемы, организация, младший медицинский персонал, опыт, анализ, перспективы
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Необходимость разработки и введения профессиональных стандартов определена Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Профессиональный стандарт является новой формой определения квалификации работника по сравнению с единым тарифико-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.
Профессиональный стандарт (ПС) - ключевой механизм саморегулирования рынка труда.
Это многофункциональный нормативный документ, устанавливающий в рамках конкретного вида (области) профессиональной деятельности требования: к содержанию и качеству труда; к условиям осуществления трудовой деятельности; к уровню квалификации работника; к практическому опыту, профессиональному образованию и обучению, необходимому для соответствия данной квалификации.
Профессиональные стандарты формируются на основании следующих документов: Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления ведомств и министерств РФ.
Профессиональный стандарт «Младший медицинский персонал был утвержден Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации 12 января 2016 г. Приказ № 2н «Об утверждении профессионального стандарта «младший медицинский персонал».
Основная цель профессионального стандарта для младшего медицинского персонала: создание благоприятных и комфортных условий пребывания пациента в медицинской организации.
К категории младший медицинский персонал относят младших медицинских сестёр, сестёр-хозяек и санитарок.
Младшая медицинская сестра (сестра по уходу за больными) помогает палатной медицинской сестре в уходе за больными, проводит смену белья, обеспечивает содержание в чистоте и опрятности самих больных и больничных помещений, участвует в транспортировке больных, следит за соблюдением пациентами больничного режима.
Сестра-хозяйка занимается хозяйственными вопросами, получает и выдаёт бельё, моющие средства и уборочный инвентарь и непосредственно контролирует работу санитарок.
Санитарки: круг их обязанностей определяется их категорией (санитарка отделения, санитарка-буфетчица, санитарка-уборщица и пр.).
В функциональные обязанности младшего медицинского персонала входит:
- регулярная влажная уборка помещений: палат, коридоров, мест общего пользования и др.;
- оказание помощи медицинской сестре в осуществлении ухода за больными: смена белья, кормление тяжелобольных, гигиеническое обеспечение физиологических