Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕДЕНИЯ СЕГМЕНТНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ СВЯЗИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕДЕНИЯ СЕГМЕНТНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
3
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
предприятия связи / бухгалтерский учет / сегмент / сегментарный отчет / сегментный учет. / communications enterprises / accounting / segment / segmental report / segment accounting.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Ширинов У. А.

В статье рассмотрены вопросы сегментного учета и отчетности на предприятиях связи, а также взгляды различных ученых на сегментный учет и отчетность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED FOR SEGMENT ACCOUNTING AND REPORTING IN ORGANIZATIONS PROVIDING COMMUNICATION SERVICES

The article discusses the issues of segment accounting and reporting at communications enterprises, as well as the views of various scientists on segment accounting and reporting.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕДЕНИЯ СЕГМЕНТНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ СВЯЗИ»

Ширинов У.А. доцент СамИЭС

НЕОБХОДИМОСТЬ ВЕДЕНИЯ СЕГМЕНТНОГО УЧЕТА И ОТЧЕТНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ, ОКАЗЫВАЮЩИХ УСЛУГИ

СВЯЗИ

Аннотация. В статье рассмотрены вопросы сегментного учета и отчетности на предприятиях связи, а также взгляды различных ученых на сегментный учет и отчетность.

Ключевые слова: предприятия связи, бухгалтерский учет, сегмент, сегментарный отчет, сегментный учет.

Shirinov U.A. associate professor SamIES

THE NEED FOR SEGMENT ACCOUNTING AND REPORTING IN ORGANIZATIONS PROVIDING COMMUNICATION SERVICES

Annotation. The article discusses the issues of segment accounting and reporting at communications enterprises, as well as the views of various scientists on segment accounting and reporting.

Key words: communications enterprises, accounting, segment, segmental report, segment accounting.

Сегодня большая часть операций, происходящих в организациях, оказывающих услуги связи, связана с филиалами и присоединениями. Потому что предоставление всех основных расчетов и услуг - это именно основная задача филиалов и соединений. Это требует мониторинга и управления транзакциями в филиалах и филиалах. Для этого необходимо составлять сегментные отчеты по филиалам и соединениям.

В нашей республике основные почтовые услуги предоставляет АО «Узбекистан почтаси», а услуги мобильной связи - АО «Узбектелеком». Эти акционерные общества и компании имеют свои филиалы и объединения во всех областях и районах нашей республики. АО «Узбекистон почтаси», единственный национальный оператор почтовых услуг, имеет 14 региональных филиалов, 153 районных и городских отделений, 13 производственных площадок, 1820 отделений связи, в том числе 1320 сельских и 2 мобильных почтовых отделения, а также имеет 1

специализированный филиал. 172 Международная почта». Также АО «Узбектелеком» имеет 21 филиал и около 130 телекоммуникационных подключений. 173

Зарубежными и отечественными учеными проведены исследования порядка ведения сегментного учета, последовательности, принципов и преимуществ сегментной отчетности. Например, из зарубежных ученых Бертон Л., Боерсема Джон М., Сьюзен Дж., Эммануэль К., Гаррод Н., Фрост К., Клайв Р., Стэнли Дж., Валошина С.В., Бакаев А.С., Бахрушина М.А., Клинов Н.Н., Раметов А.Х., Соколов А.А., Суитс В.П., Шанк Джон К. среди ученых нашей страны - Уразов К.Б., Ташназаров С.Н., Пардаев А.Х., Хасанов Б.А., Хасанова Р.Б. и другие.

Экономист А.А. Соколов считал, что для сегментного учета сегменты бизнеса определяются как виды деятельности предприятия, структурные подразделения, центры ответственности или части внешней среды. Сегментарный отчет - часть финансовой отчетности организации, которая составляется по сегментам деятельности и раскрывает информацию о них, и служит для предоставления необходимой информации заинтересованным пользователям отчета для принятия соответствующих управленческих решений в отношении организации. а также делать прогнозы финансовых результатов, активов и обязательств на будущее.

Профессор А.Х.Пардаев определил бизнес-сегмент как выделение определенной части предприятия или относительно независимого подразделения с целью наделения его определенными полномочиями и ответственностью.

По мнению российского экономиста Н.Ю. Базалей, Сегментальная отчетность является неотъемлемой частью внутренней и внешней отчетности и позволяет более детально и тщательно изучить финансовую отчетность, и на основе этого составить рациональную и эффективную отчетность. оперативные управленческие решения в отдельных сегментах коммерческой организации.

Экономист Белоглазова считает, что сегментный учет - это учет взаимосвязанных затрат и расходов, доходов и результатов деятельности организации.

По мнению профессора Б.А. Гасанова, географический сегмент представляет собой отдельный компонент, который участвует в производстве товаров и услуг в определенной экономической среде и действует в определенном пространстве под влиянием таких экономических условий, как риск и прибыль.

В результате нашего исследования, исходя из того, что сегмент (лат. сегментум) является частью целого, сегментный учет и сегментная отчетность были определены следующим образом:

172 https://www.pochta.uz/ru/filialy.html

173 https://uztelecom.uz/

* сегментный учет - система внутреннего учета, предназначенная для количественного измерения и качественного описания видов деятельности, доходов, расходов, прибыли и других важных показателей составляющих экономической единицы в разных единицах измерения.

* сегментный отчет - отчет, подготавливаемый субъектами одной экономической единицы по видам их деятельности, их доходам, расходам, прибыли и другим важным показателям.

В практике международного финансового учета виды, состав и порядок составления и представления сегментного отчета указаны в специальном МХСС № 8 «Операционный сегмент». Кроме того, в развитых странах существуют стандарты, положения и правила учета и отчетности отдельных сегментов. Например, в РФ «Сведения о сегментах» ПБУ 12/2000, в США SFAS 131 «Раскрытие бизнес-сегментов и сопутствующей информации», в КНР № 35 «Сегментная отчетность». В нашей стране виды и состав сегментного отчета руководства, порядок его подготовки и представления специальными нормативными документами не определены.

Сегментный учет ведется на основе единых учетных документов, единой базы данных, включающей подробную информацию, места происхождения, стоимостные коэффициенты и дополнительные требования для получения доходов. Таких реквизитов достаточно, если такая информация не требует дополнительных реквизитов для дальнейшей группировки для принятия бухгалтерских и управленческих решений.

В качестве составляющих предприятия, которое в управленческом учете считается единой экономической единицей, рассматриваются его центры ответственности, например, отдел снабжения, основные и вспомогательные производственные цеха, отдел продаж, сбытовые филиалы или центры (дома), различные другие обслуживающие подразделения.. Основная деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность и социальная деятельность входят в число составляющих общего бизнеса.

В качестве составляющих предприятия, которое в управленческом учете считается единой экономической единицей, рассматриваются его центры ответственности, например, отдел снабжения, основные и вспомогательные производственные цеха, отдел продаж, сбытовые филиалы или центры (дома), различные другие обслуживающие подразделения.. Основная деятельность, инвестиционная деятельность, финансовая деятельность и социальная деятельность входят в число составляющих общего бизнеса.

Соответственно, доходы, полученные от самого бизнеса, состоят из разных видов деятельности, включая обычную деятельность, новую инновационную деятельность, доходы от прекращенной деятельности, доходы от внутреннего рынка и экспортной деятельности, а также доходы от реализации отдельных товаров. Экономическая эффективность и

полезность каждого вида деятельности и вида продукции чрезвычайно важны для управления. Поэтому очень важно создавать формы отчетности, воплощающие цепочку показателей «доходы-затраты-прибыль» для каждого вида деятельности и вида продукции, и использовать их непосредственно при принятии эффективных управленческих решений.

Таким образом, с одной стороны, сегментный учет трактуется, с другой стороны, как подготовительный этап обработки данных для обобщения данных в рамках системы учета организации в целом. С другой стороны, по результатам учета и отчетности сегментов принимаются управленческие решения, проводится анализ эффективности отдельных структур-организационных сегментов и организации в целом.

Использованные источники:

1. МСФО № 8 «Операцион сегмент»

2. Базалей, Н.Ю. Развитие концепции сегментарного учета, отчетности и анализа в системе управления коммерческими организациями. Ростовский государственный экономический университет «РИНХ». — Ростов-на-Дону, 2008. — 187 с. — Библиогр.: с. 153-163.

3. Варламова, Е.Н. Сегментирование бухгалтерской информации при аудите организаций оптовой торговли; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. — Москва, 2012. — 193 с. — Библиогр.: с. 157-169.

4. Urazov, K. В., & Shirinov, U. A. (2023). Need and significance of consolidated financial statements. Экономика и социум, (6-2 (109)), 577-579.

5. Ширинов, У. А. (2022). Почта хизматларининг хдсоб ва аудит объекти сифатидаги таснифий асослари. Экономика и социум, (6-2 (97)), 804-809.

6. Хасанов Б. А. Бошкарув хдсоби: назария ва услубиёт.- Тошкент: «Молия» нашриёти, 2003. - 248 б.

7. Ширинов, У. А. (2022). Алока хизматларини курсатувчи субъектларда аудитнинг долзарб масалалари. Архив научных исследований, 2(1).

8. Ширинов, У. А. (2022). Мобил алока хизматларидан олинадиган даромадлар хдсобини такомиллаштириш. экономика и социум, (6-2 (97)), 800-803.

9. Соколов А. А. Учет по сегментам деятельности коммерческой организации: формирование и анализ. М.: Финансы и статистика, 2004. 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.