Научная статья на тему 'Необходимость учета особенностей функционирования цифровой экономики в стратегии инновационного развития регионов России'

Необходимость учета особенностей функционирования цифровой экономики в стратегии инновационного развития регионов России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровая экономика / новый технологический уклад / «цифратизация» / роботизация / стоимость / виртуальный мир. / digital economy / new technological way / robotics / cost / the virtual world.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость учета особенностей функционирования цифровой экономики в стратегии инновационного развития регионов России»

Левчаев П. А?

НЕОБХОДИМОСТЬ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В СТРАТЕГИИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ РОССИИ

Ключевые слова: цифровая экономика; новый технологический уклад; «цифратизация»; роботизация; стоимость; виртуальный мир.

Keywords: digital economy; new technological way; robotics; cost; the virtual world.

В конце XX в. в развитых странах начался процесс становления неоэкономики, в которой особое место принадлежит информационным системам. К наиболее значимым чертам этой постиндустриальной фазы развития экономики относят финансовый признак, транснационализацию сделок, возрастающее влияние информационно-коммуникационных технологий. Поскольку информация становится жизненно важной потребностью современного человека, то вполне закономерен рост объемов и сделок с информационной составляющей бизнес-процессов. Рынок информационных продуктов и услуг - это совокупность экономических, организационных и правовых отношений по торговле между продавцами и покупателями.

Формирование рыночных отношений в информационной сфере относят к 1950-м гг. В это время основными поставщиками продукции являлись службы новостей, деловые информационные агентства, академические, профессиональные, научно-технические общества и организации, которые предоставляли печатные информационные издания, библиотечные, копировальные услуги. В 1960-х гг. параллельно начал формироваться сегмент услуг электронной обработки и передачи данных - базы справочной, коммерческой, научно-технической, статистической информации. Сегодня, успех или неудача любого экономического субъекта напрямую связаны с наличием необходимой для бизнеса информации, получить которую можно лишь благодаря наиболее полной степени интеграции с соответствующими информационными системами данных. Более того, развитые страны при помощи информационных ресурсов производят подавляющую долю стоимости в ее общем объеме.

Информационный рынок сформировался в виде таких основных сегментов как: 1) подготовка информации (сбор и продажа коммерческой информации, информации для специалистов, массовой информации); 2) услуги по обработке и распространению информации (обслуживание технических средств, программное обеспечение, обучение); 3) средства обработки информации (производство вычислительной техники, коммуникационного оборудования, программного обеспечения). Происходящие в бизнес-среде, обществе сделки, связанные с распространением информационных и телекоммуникационных технологий, определили устойчивый характер нового образа экономики, которая получила название информационной.

Информационная составляющая затрат на производство традиционной и наукоемкой продукции возрастает, а ее включение в стоимость реализуемого товара вовлекает и потребителя в цепь производства стоимости, которая разрастается до максимально возможных размеров и уже предстает в виде различных сетей, иерархично связанных между собой с различной степенью тесноты, времени взаимовыгодного функционирования. В этой ситуации активные действия по поиску производителей, потребителей, компаньонов переносятся в электронное пространство. Из-за высокой доли затрат на информационные услуги производителю важно знать не только запросы конкретных потребителей и условия поставщиков для минимизации издержек, но и учитывая запросы контрагентов, трансформировать организацию своего бизнеса под их интересы. Потребители стремятся найти производителей, способных наиболее качественно предоставить интересующий информационный продукт. С целью сдерживания нарастающих информационных затрат экономические субъекты обращаются к различным информационным системам - корпоративным сетям, сетям делового партнерства, Интернету.

Информационная экономика есть следствие развития и глобального распространения информационных продуктов, услуг, технологий. В отношении сетевой экономики отметим, что она строится по принципу сетевых взаимосвязей, если эти связи представлены информационными потоками, Интернет-технологиями, то это уже т.н. сетевая модель информационной экономики, ее доминирующая форма организации. Поскольку связь рыночных (правовых, финансовых) институтов, крупнейших бизнес-игроков определяется конфигурацией и параметрами информационной связи между ними, то на рынках доминируют сетевые формы организации. Информационные потоки проникли в производственную и финансовую сферы, связали другие существующие поля готовности (транспортные, различные виды рынков, международной конкуренции и пр.).

1 Левчаев Петр Александрович - д.э.н., доцент, профессор кафедры финансов и кредита Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарева. Профессиональные интересы: финансы, финансовые ресурсы и стоимостные отношения, инновации экономических субъектов, цифровая, информационная экономика. E-mail: levchaevpa@yandex.ru

Возможности, предоставляемые сетевой экономикой, позволяют экономическому субъекту реализовать следующие виды преимуществ: получить доступ к практически любой информации в любое время, в любом месте; сократить время на получение-передачу информации, совершение сделки (в реальном режиме времени); найти любого бизнес-партнера (производителя, поставщика, потребителя продукции и услуг, обработчика информации); реализовать наиболее выгодные условия сделки; снизить трансакционные издержки; изменить, адаптировать организационную структуру бизнеса в соответствии с меняющимися условиями.

Особенности сетевой формы организации информационной экономики позволяют говорить о некоторых характерных особенностях логистического взаимодействия экономических субъектов. Так если взаимодействие касается двух любых точек сети, то расстояние между ними минимизируется, они также могут сформировать узел новой конфигурации, стать элементами новой сети. Если же одна из точек не принадлежит сети, то расстояние между потенциальными контрагентами становится максимальным и часто коммерчески невыгодным. Понять логику взаимодействия элементов в конфигурации сети практически невозможно стороннему наблюдателю, а его вхождение в уже готовые сети должно учитывать т.н. поля готовности - сегменты сети, готовые его принять для реализации взаимовыгодных проектов. Сети, представляя собой открытые системы, могут безгранично расширяться за счет включения новых элементов и уже готовых самостоятельных компонентов, иметь различные центры, преследующие свои цели, мобильно и адекватно реагировать на изменяющиеся условия.

Развитие сетевой экономики связано с определенными принципами ее функционирования. 1) Экспоненциальные темпы развития. В отличие от линейного закона вовлечения участников в традиционных секторах экономики, рост числа участников сетевой формы организации происходит экспоненциальными темпами. 2) Возрастающий эффект. Разрастание сети за счет вовлечения все новых и новых участников бизнес-процессов способствует максимизации потенциальных партнеров, осуществляемых сделок, объемов продаж, получаемой участниками прибыли. 3) Обратное ценообразование. Инновационные продукты, услуги в сетевой экономике имеют тенденцию к снижению цены более быстрыми темпами, чем в экономике традиционной, поскольку для выдерживания острейшей конкуренции фирмы должны максимально быстро наводнять рынок новейшими разработками по минимальной цене. 4) Бесплатность услуг. Для завоевания как можно большего числа потребителей и получения в дальнейшем от них прибыли, компании разработчики стремятся в минимальные сроки поставить на рынок инновационную разработку первоначальной, базовой версии продукта часто бесплатно. В дальнейшем производимые адаптированные к базовым разработкам надстройки будут продаваться «прирученным» пользователям. Будут также востребованы модернизированные версии, сервисное обслуживание, презентации. 5) Глобальность охвата. Сетевая экономика становится наиболее эффективной только в условиях максимально возможного расширения сферы своих интересов и мгновенного тиражирования своих стандартов, образов (часто информационного характера) во времени и пространстве. 6) Саморегулирование. Отсутствие доминирующего центра управления сетью, быстрая смена партнеров, форм бизнеса, отсутствие длительных форм партнерских отношений позволяют говорить о наличии неравновесного состояния системы и ее саморегулирующем характере.

Дискуссионность этого принципа заключается в том, что, во-первых, возможно еще не наступила стадия осмысленного регулирования отношений сетевой информационной экономики со стороны общества (как это было с традиционной экономикой), либо саморегулирование происходит некими надсистемными механизмами, пока еще не изученными учеными.

В июле 2017 Д. А. Медведев утвердил программу «Цифровая экономика Российской Федерации», а уже 1 сентября 2017 г. на всероссийском открытом уроке в Ярославле Президент В.В. Путин заявил, что лидерство в изучении искусственного интеллекта будет означать и полное фактическое доминирование в мире - «Тот, кто станет лидером в этой сфере станет властелином мира!».

Сегодня почти каждый из нас достаточно много времени проводит за компьютером, и время это день ото дня увеличивается. Мы сами уже не отдаем отчета, как много проводим времени в виртуальной среде: кто, работая или обучаясь, кто на портале госуслуг, кто за офлайн играми, кто в социальных сетях, кто по необходимости заплатить налоги, заказать билеты или забронировать отель, записаться к врачу, заказать пиццу, еду, товары из магазина, посещая музей или просто ища и находя ответ в виртуальной среде. Известные поисковые браузеры охватывают сотни миллионов пользователей, зная их предпочтения лучше, чем они сами себя.

Гипотеза развития цифровой экономики заключается, по моему мнению, в том, что цифровая экономика подготавливает к появлению и создаёт условия переноса труда, жизни в цифровое (виртуальное) пространство, в котором человек в современном понимании и образе становится эволюционно устаревшим, неконкурентоспособным «вариантом», служащим, тем не менее, прообразом, прологом к появлению киберчеловека (активно интегрированным в виртуальную среду, т.е. содержащим ее элементы), который строит свою деятельность и жизнь (посредством доминирования цифровых технологий) в виртуальном пространстве, фактически полностью завися от него.

Сформулируем принципы, допущения, положения, постулаты существования и деятельности человека в цифровом мире, экономике: 1) виртуальный, цифровой мир предполагает господство цифровых технологий, «оцифровку» всех сегментов жизнедеятельности человека; 2) цифровая среда предполагает не только изменение носителей информации, что характерно для функционирования виртуальной среды и экономики, но также и совершенствование самого передаваемого образа; 3) цифровые технологии, формируя базис общества, определяют ее надстройку; 4) цифровой мир, экономика развивается по законам разработчика этих технологий, а создатель-инициатор сети получает фактически неограниченные возможности по ее монополизации и монополизации производных экономических, социальных отношений; 5) в цифровом мире, экономике находятся все возможности развития, трудовой деятельности человека, создания стоимости; 6) в цифровой экономике человеку гораздо легче быть, стать, превратиться в «функцию», «при-

ложение», которое использует предоставленные возможности, «установки по умолчанию», нежели, осуществляя творческий процесс, являться «процессором», интегратором информации, синтезирующим нечто новое; 7) создание стоимости должно основываться на задействование всех ячеек сети цифровой экономики, однако это вряд ли возможно, поскольку есть ее разработчик, стремящийся к доминированию и монополизации всей сети, что нарушает баланс сил и приводит к непредсказуемости конечного результата; 8) классические факторы производства не определяют господства в виртуальной реальности и цифровой экономике, но решающими становятся объемы и скорость переработки информации, создания многомерных цифровых образов жизни и реальности; 9) виртуальная реальность предполагает полное доминирование цифровых технологий над жизнедеятельностью человека; 10) в виртуальном мире и цифровой экономике классические составляющие производительных сил и производственных отношений предполагают следующее видоизменение и идентификацию: производительные силы - разработчик цифровых технологий, разработчик, творец цифрового мира; производственные отношения складываются по поводу распределения, переработки (в т.ч. синтезирования) информации; средства производства представлены компьютерной техникой, облачным хранением данных и вычислениями, искусственным интеллектом; предметы потребления - цифровые услуги и товары, произведенные с использованием соответствующих технологий, средства труда - компьютерная техника; 11) развитие цифрового мира связано с синергетическими эффектами и бифуркационным характером эволюции, мультиплицирующими конечный эффект; 12) минимизация всех видов издержек, обусловленная более совершенной системой производственных отношений и максимизация прибыли; 13) сокращение всевозможных степеней свободы нивелирует, а в последующем лишает человека его творческого потенциала; 14) сетевой характер цифровой экономики предполагает, что экономическая эффективность и оперативность достаются разработчику, инициатору сети или же, что абсолютно неравнозначно, любому элементу вовлеченному, встроенному в сеть, но с учетом занимаемого им иерархического уровня и в соответствии с долей участия в реализации общей цели сети, и посредством получения этим элементом от сети распределяемых благ-бонусов.

В широкоупотребительном варианте под цифровой экономикой (электронной, сетевой экономикой) сегодня понимается уклад экономики, доминирующая часть которого основана на и использует цифровые, электронные технологии, продукты, результаты деятельности. Отдельные элементы таких технологий (электронно-вычислительные машины, пластиковые банковские карты, электронные переводы и платежи, Интернет) получили развитие в последние десятилетия ХХ века и стали преобладающими с началом нового века (мобильная связь, электронные деньги, программное обеспечение, цифровые носители данных, компьютеризация, формирование элементов искусственного интеллекта, роботизация производства, «накопление» информации и виртуализация бизнеса). Практическую и наиболее значимую часть преимуществ этой экономики связывают с возможностью осуществлять платежи в реальном времени электронными способами оплаты (без участия реальных денег) и осуществлять сделки (по покупке товаров и услуг, факторов производства, размещению средств производства) посредством сетевых форм организации бизнеса в транснациональном масштабе, что делает конечный продукт очень дешевым и массовым (тем не менее, позволяющим учитывать фактически все предпочтения потребителей). Такая электронная экономика сегодня означает одну из ставших реальностью крайних (наряду с нанотехнологиями и соответствующими смежными отраслями) ступеней развития технологического разделения труда, что фактически означает безусловное доминирование и экономическое могущество, а также формирование сознания пользователей услуг данного экономического уклада.

Как любой новый, прогрессивный технологический уклад цифровая экономика повышает эффективность всей системы производственных отношений, максимизируя их эффективность. Вместе с тем, она способствует и таким эффектам как дифференциация общества, ускорение капитализации и монополизации отраслей и целых секторов бизнеса, контроль пользователей услуг, процессов распределения в обществе. Инициированная создателем, разработчиком она служит реализации его целей, рядовые же пользователи должны довольствоваться ролью, которую им отводит разработчик такой сети, более того о своей роли и размахе и предназначении сети каждый из них не догадывается, выполняя лишь отведенную ему роль. Ведь коль скоро основа, базис Сети уже создан, то значит, все последующие разработки уже «ложатся» в данный разработанный алгоритм действий и формируют лишь еще одну дополнительную (но, скорее всего малозначащую), производную ячейку, элемент сети (по крайней мере, в рамках данного информационно-технологического уклада). С точки зрения теории управления и системного подхода в этих отношениях всегда присутствует управляющая подсистема (инициатор создания сети) и подсистема управления (потребители услуг информационной, виртуальной экономики). Процессный подход рассмотрения предполагает, что управляющая подсистема определяет параметры входа (исходных значений и компонент процесса), особенности функционирования (т.е. набор действий, качественных характеристик, заложенных алгоритмов трансформации, компонент процесса), а также характеристики выхода процесса (т.е. заданные параметры управленческого воздействия и его итоговую эффективность, состояние процесса). Определяющая характеристика - «цифровая» - такой экономической системы предполагает, что человек (в данном случае пользователь) становится приложение к созданным цифровым алгоритмам и параметрам виртуальной среды, ее частью. Кластеризация сегментов этой экономики весьма эффективна и находится в поле деятельности разработчика, которые меняет указанные составляющие процесса управления в своих интересах. Самому разработчику «цифроваться» необязательно (хотя естественно можно создать желаемые цифровые образы, которые удовлетворяют запросам пользователей сети - получится этакий «Гудвин», наделенный необходимыми характеристиками) и его роль сводится к контролю ключевых параметров созданной сети (так сказать, правил игры, роль каждого участника и даже «победителя» по мгновенно изменяемым параметрам «игры»), для поддержания ее жизнеспособности на отведенном ей в эволюционном процессе времени существования. Возможно, что «завтра» рядовой гражданин с пониженным уровнем критического мышления вовсе не поймет, с кем на самом деле он общается -например, ему для принятия «нужного» решения достаточно будет показать по телевизору «интервью» по заготов-

ленным вопросам избирателей робота какого-либо общественного, политического деятеля. Как нетрудно понять, в этой системе отношений элита и массы представлены разработчиком(ми) и потребителями (пользователями) услуг.

В любом случае обладание сверхвозможностями (в научно-технической, производственной, глобальной сферах социально-экономической жизни), капиталом передовых членов общества (элиты) делает поистине невозможным достижение потенциальных высот в пирамиде власти и технологического разделения труда для остальных участников (масса) этой глобальной игры несмотря на т.н. «социальные лифты» (фактически означающие лишь дополнительно введенный «усовершенствованный» элемент в уже существующую «эффективную» систему принятия решений), и на ум приходят не кажущиеся фантастическими слова нашего Президента о том, что «... что человек может создать человека». Вместе с тем, если в высокотехнологичных странах роботы активно помогают человеку (в повседневной жизни, промышленности, медицине, и пр. сферах жизни), то в странах менее развитых, рутинную и тяжелую работу выполняют люди, и может даже возникнуть вопрос - «не они ли «роботы» «двигающие» цифровую экономику и служащие ее дешевым конкурентоспособным преимуществом, которое часто и «обходится» государству выгоднее многих массовых современных высокотехнологичных продуктов? Нельзя исключать и негативные проявления проблем полной монополизации секторов социальных и экономических отношений, а также перераспределение собственности, эффективное построение государственного капитализма.

Другими негативными эффектами могут являться монополизация влияния, деградация творческих способностей потребителей услуг (связанная с невозможностью влиять на ключевые параметры своей жизни, кроме того, легче удовлетворить потребности и «создать» пользователей с уже заложенными качествами, чем воспитать творчески мыслящих индивидуумов), снижение эффективности управления (сосредоточение всех ключевых параметров сети в едином центре, лишающее инициативы «периферию»). Никто не отменял и сбоев в отлаженной сети, и пока отдельный элемент «подгоняется» под стандарты, принятые в системе, или старается обозначить свои права, искусственный интеллект продолжает управлять всей системой и развиваться. Сегодня разработчики, предпринявшие попытку «подружить» две операционные суперсистемы, вынуждены были в итоге их отключить по причине того, что эти системы не только начали успешно между собой общаться, но и изобрели новый, уникальный язык общения!

Сдерживающим повальную цифратизацию фактором (да и то на время, пожалуй, дожития этого поколения) может служить только сознательно выбираемая в силу ряда причин (индивидуальная «непереносимость», неспособность или нежелание адаптироваться) архаизация, консерватизм, стремление сохранить индивидуальность отдельных членов общества. Однако такое поведение «отдельных элементов» не влияет на состояние всей системы. Государство также может сознательно сдерживать процессы цифратизации в случае, если доминирующий цифровой уклад социально-экономической жизни строится на преобладании «чужой» операционной системы, базы, что подрывает экономическую безопасность в стране.

Цифровая экономика по своей сущности близка к стоимостным распределительным отношениям - финансам, она усиливает не только контрольно-распределительное предназначение этой экономической категории, но и ее перспективную функциональную составляющую, а именно воспроизводственную (заключающуюся в воспроизводстве стоимости в наиболее конкурентоспособных секторах бизнеса) [1, 2, 3, 4, 5]. Очевидно, что максимизируется и конечный эффект данных распределительных стоимостных отношений - контроль всей цепочки создания стоимости и капитализация виртуального бизнеса (не нужно забывать и о «мыльных» финансовых пузырях такого мира) за счет не просто дешевых а фактически бесплатных цифровых услуг и минимизации издержек на их создание и тиражирование. Можно сказать, что финансы создаются во всех ячейках цифрового мира, а их воплощением становится криптовалюта (как электронная форма распределяемой стоимости, создаваемой в информационной экономике). Нужно подчеркнуть, что мягко, органично и «незаметно» прошедшее знаковое и «революционное» явление как создания, а теперь уже и функционирования (и даже обращения), криптовалюты фактически означает преодоление некоего порога - создание признанного платежного средства Сетью (а не признанным эмитентом того или иного государства, как это принято в экономике), которая отныне и является воплощением экономического могущества и «гаранта» этой валюты. В этом смысле, у кого мощнее вычислительные способности (вычислительные технологии) у того и права на будущее. Цифровая экономика, создавая и контролируя всю цепочку стоимости и средств производства, монополизирует производственные отношения, а также исходную для этого парадигму развития и создания стоимости.

Информационная среда не только легко структурируется по запросам разработчика, она способна мгновенно дать ответ и понимание ключевых процессов, происходящих в обществе, и ответить на многие (с развитием искусственного интеллекта фактически на все, даже самые абсурдные вопросы рядовых пользователей, а тем более самого разработчика) вопросы об истинных интересах и устремлениях различных слоев общества, знать его «неявную» сег-ментированность или процессы неосознанной кластеризации пользователей в группы. Например, запрос «число пользователей, набравших в поисковой строке «свадебная мода», будет предполагать ответ на вопрос о количестве подумавших вступить в брак», или - «сколько человек в данном районе города сделало запрос «Иван Иванович» перед выборами, симпатизируя тем самым кому-то из баллотирующихся», а вопрос «средний остаток на банковском депозите, счете» будет предполагать ответ о ценовом сегменте и прогнозируемой покупательной способности населения и, соответственно, потенциальную загрузку производственных мощностей, логистические взаимосвязи (подобное реализуется в популярном Бизнес-навигаторе от Яндекса). Цифратизация делает вероятной бесструктурную, безматериальную возможность управлять развитием и формированием групп общества, предоставляя им возможность удовлетворять свои часто неосознаваемые потребности.

Существует мнение, что будущее в таком варианте будет представлено фактически единицами разработчиков (искусственной и желаемой пользователями жизни, виртуальной жизни) и всем остальным человечеством, которое будет полностью погружено в этот цифровой (оцифрованный разработчиком) мир (сейчас это аналог компьютерных

игр для зависимых людей), ибо роботизация и уровень развития общества, удобство и эффективность всей производственной и социальной жизни позволит последним не работать, но получать пособие от государства, компаний и качественно удовлетворять не только физиологические потребности, но и потребности высшего порядка (эмоциональные, культурные, в любви, признании и пр.) в искусственно созданном мире. Наиболее радикальные взгляды ученых сводятся к тому, что распространение цифровых и биотехнологий, роботизация процессов производства и повседневной жизни приведет к возникновению двух биологических видов людей - тех, кому это доступно и тех, кто лишен возможностей такой эволюции.

И если это будет начальной ступенью жизни человеческого сознания в цифровом мире, то следующей ступенью будет завоевание социально-информационного (назовем так) признания в мире виртуальном, посредством заработка там, например, криптовалюты (пресловутых биткоинов) или даже просто очков-бонусов в той или иной игре-реальности выбранного сегмента виртуальной жизни, которые затем можно поменять, например, на продление своей, ставшей уже цифровой жизни. В этом случае обычный человек становится полностью зависимым от цифрового мира -матрицы (по аналогии с одноименным культовым фильмом), который создан и функционирует по правилам разработчика, а дни его «жизни» зависят от его успехов, эффективности в выбранной игре или в деле создания и транслирования все новым и новым пользователям информационного трафика. Если в подобном желаемом потребителю оцифрованном, виртуальном мире органы чувств получают питание и развитие, то такому «киберчеловеку» уже фактически ничего не нужно, и он растет-развивается, постепенно превращаясь в овощ на этой цифровой грядке в теплице с себе подобными. Его роль сводится лишь к потреблению виртуального продукта, услуг, ибо лишенный возможности творчески мыслить, выходить за рамки искусственно созданной среды (которой и определяются все степени его свободы) он полностью контролируется разработчиком, удовлетворяется «жвачкой» жизни-игры в которую погружен его мозг (например, уже не 5Б, а N0 мира), поскольку забыл жизнь реальную, остатки которой с удовольствием меняет на ее суррогат, получая от этого бонусы или возможность продолжать игру. Дешевизна и фактически всесторонний охват созданной цифровой сети, позволяет многократно тиражировать такие «теплицы» и виртуальный мир, делая их не только очень дешевыми, но и фактически бесплатными для конечного пользователя цифровых услуг. Исходя из того, что человек подавляющее количество информации получает через зрение, а уже сегодня ученые смогли вживить человеку цифровую сетчатку (что означает поступление сигналов напрямую в мозг), то реальность такого виртуального мира вряд ли может быть подвергнута сомнению усредненным пользователем.

Пожалуй, ближайшее будущее цифрового мира и экономики связано с тем, что каждый из нас будет, например, иметь электронный код (достаточно чипа в пластиковой карте, паспорте, или под кожей) с автоматической привязкой исчерпывающей информации (включая банковские счета, обязательства), которая позволит идентифицировать этого человека в рамках созданных алгоритмов цифрового мира и дать возможность (или лишить возможности) воспользоваться коммерческими, государственными, социальными и пр. услугами со стороны общества. Такая идентификация позволит полностью контролировать его экономическую и социальную деятельность, предвосхищать его потребности, направлять развитие в нужное русло. К цифровому образу «аватарки» человека в сети будет привязано все его настоящее и все возможности развития в будущем! Для этого достаточно лишь к оцифрованной информации отдельного пользователя добавить информацию о его предпочтениях (например, согласно его запросам в поисковых системах). А заполненный профиль даже необязательно называть своим настоящим именем, ведь предпочтения и запросы такого пользователя в сети известны, как известны и его социальные контакты и взаимосвязи, принадлежности к группам - все они сформировали «расширенный» вариант его реального образа (а не тот, который человек сам составил о себе).

Таким образом, современные перспективные инновационные формы бизнеса должны строиться с учетом особенностей информационной экономики и ее сетевой конфигурации. Получаемый вследствие подобной интеграции доступ к знаниям, умениям и возможностям тиражировать продукт, образ создают стратегические конкурентные преимущества бизнеса, несмотря на его конкретные формы. Информация как активный элемент современной экономики предопределяет формирование производственных комплексов, финансовых центров, особенностей международного разделения труда и, как следствие, экономическое могущество. Интеллектуальные технологии определяют технологический способ производства.

Список литературы

1. Левчаев П.А. Инновационная направленность роста российского бизнеса // Финансы и кредит. - М., 2005. - № 34 (202). - С. 2430.

2. Левчаев, П.А. К вопросу о современном рассмотрении категории финансов // Финансы и кредит. - М., 2011. - № 26 (458). -С. 2-5.

3. Левчаев П.А. Сущностная характеристика экономической категории «финансовые ресурсы» // Вестн. Оренбург. гос. ун-та. 2006. - № 9 (59). -С. 206-214.

4. Финансы организаций: учеб. / Левчаев П.А. 2-е изд., перераб. и доп. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2010. - 304 с.

5. Левчаев П.А. Проблемы цифровой экономики // Научные исследования и разработки. Экономика. 2017. - Т. 5, № 5. - ИА^:// naukaru.ru/ru/nauka/article/18558/view

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.