Научная статья на тему 'Особенности деятельности экономических субъектов в информационной экономике'

Особенности деятельности экономических субъектов в информационной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
243
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левчаев П. А.

В статье рассматриваются методические аспекты информационного обеспечения деятельности экономических субъектов в условиях постиндустриальной экономики. Затрагиваются вопросы функционирования сетевой экономики. Работа строится на основе ранее проведенных исследований в контексте системной концепции знаковой трактовки стоимостной природы финансовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности деятельности экономических субъектов в информационной экономике»

ственный университет им. Н. П. Огарева (www.mrsu.ru), Саранский кооперативный институт РУК (www.sarki.ru), Мордовский гуманитарный институт (www.mgi.saransk.ru), Всероссийский научно-исследовательский проектноконструкторский институт источников света им. А. Н. Лодыгина (www.vniiis.ru);

3) в сфере развлечения и отдыха — 22 сайта, например: санаторий «Мокша» (www.moksha.ru), ООО «Киномакс» (www.km13.ru), Спортивно-развлекательный комплекс «Формула С» (www.fsclub.ru);

4) в сфере общества и политики — 51 сайт, например, «Союз правых сил» (www.torama.ru), сайт городского округа Саранск (www.adm-saransk.ru) [7].

Следует отметить, что на данный момент далеко не все компании активно осуществляют ин-

тернет-маркетинговую деятельность. Несомненно, уже через несколько лет интернет-маркетинг будет необходимостью нашей повседневной жизни. Новые возможности Интернета будут использованы фирмами, маркетологами и, конечно, потребителями в качестве дешевого доступа к целому ряду высококачественных и надежных услуг, как традиционных например финансовому менеджменту, закупочной деятельности, маркетингу, так и принципиально новых цифровых услуг, в частности, обслуживанию совместной деятельности партнеров по бизнесу. Ожидается, что эти услуги дадут фирмам и маркетологам ряд преимуществ, например, увеличат время присутствия товаров и услуг компании на рынке, снизят затраты и облегчат адаптацию к изменению ситуации на рынке.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бокарев Т. А. Оценка эффективности рекламных кампаний в Интернете / Т. А. Бокарев // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. — 2000. — № 2. — С. 17—21.

2. Карасева В. Комплекс маркетинга в интернет-бизнесе / В. Карасева // Маркетинг. — 2008. — № 2. — С. 117—124.

3. Коротков А. Разновидности интернет-рекламы : характеристика и классификация / А. Коротков // Маркетинг. — 2008. — № 3. — С. 74—81.

4. Морейнис А. Четыре источника и четыре составных части Интернет-маркетинга / А. Морейнис // Интернет-маркетинг. — 2002. № 1 (1). — С. 10—14.

5. Разумовский В. А. Управление маркетинговыми исследованиями в регионе / В. А. Разумовский, Д. А. Андреев ; Ин-т экономики города. — М., 2002. — 210 с.

5. http://www.promoru.net/ — агентство интернет-маркетинга и рекламы.

6. http://www.moris.ru/ — информационный портал.

7. http://www.13rus.ru/ — региональный интернет-портал.

Поступила 15.05.09.

I т АА Г Г I ЙОЁ ААвоАЁи М ЙОЁ УЕ I М 1 ЁхАЙЕЁО ЙОАйАЕО I А А Ё ГО I В 1АОЁI Г Г I Ё УЕI Г I 1 ЁЕА Ї .А. Ёаа^ааа

А поаоиа ЭаппТаоЭеаа^опу ІаоТае+апееа апїаеой ёТбТЭ1аоёТи ТаТ Таапїа+аТеу аауоаёиТТпое уёППё+апёёо поайаёоТа а опёТаёуо ''ШёТаОпоЭёаёш Тё уёТтё-ёё. даоэааёаа^опу аТ'ЭТпй боГёоёТГёЭТааГёу паоааТё уёТтёёё. ВааТоа поЭТёо-пу Га ТпТТаа ЭаГаа 'ЭТааааГГйо ёппёааТааГёё а ёТГоаёпоа пёпоаиТё ёТГоа'тёё дТаёТаТё оЭаёоТаёё поТёТШТТё 'ЭёЭТаи бёТаТпТайо ЭапОЭпТа.

Несмотря на широкое распространение термина «информация», его общеупотребительного понимания не существует. Категория «информация» (от лат. informatio — «осведомлять», «изла-

гать») используется в нескольких значениях. Это прежде всего одна из фундаментальных субстанций (наряду с веществом и энергией), составляющих сущность мироздания и охватывающих

© Т. А. Ёаа+ааа, 2009

любой продукт мыслительного процесса, знания, образы. В более утилитарной трактовке — это различные сведения и данные, выступающие объектами хранения, переработки, передачи и используемые при выработки экономических решений. Наконец информация — это один из видов ресурсов, используемых в экономических процессах. Названные трактовки приближают к более полному пониманию данной фундаментальной, а сегодня еще и одной из ведущих во многих областях науки категорий. Среди ученых, занимавшихся изучением информации, можно назвать таких, как П. Дракер, М. Кастельс, Е. Масуда, Ф. Махлуп, М. Порат, Д. Стиглиц, Т. Стоуньер, К. Шеннон, К. Эрроу [1].

Осуществляемые в бизнес-среде сделки, связанные с распространением информационных и телекоммуникационных технологий, определили устойчивый характер нового образа экономики, которая получила название информационной. Проблеме определения роли информации и специфике используемых ресурсов, возможности их аккумуляции, применения, синтезирования в настоящее время уделяется огромное значение. Интеллектуализация производства качественно повысила роль интеллекта, знаний и информации. Став ключевым фактором развития производства и управления, информация превратила технологии обработки информации в определяющее направление последующего развития экономики. Информационный контур развития человечества стал саморазвивающимся.

Сегодня успех или неудача любого экономического субъекта непосредственно связаны с на-

личием необходимой для бизнеса информации, получить которую можно лишь благодаря наиболее полной степени интеграции с соответствующими информационными системами данных. Развитые страны при помощи информационных ресурсов производят подавляющую долю стоимости в ее общем объеме [2].

Для руководителя бизнеса информация — это совокупность нужных сведений, необходимых для комплексной оценки возникшей ситуации и выработки оптимального управленческого решения. Она позволяет совершенствовать процессы бизнеса, расширять и программировать сознание личности.

К элементам управляющей подсистемы экономического субъекта отнесем следующие: «Органы управления», «Информация», «Организационная и вычислительная техника», «Технология управления», «Кадры управления». Элементы образуют межэлементные связи, влияющие друг на друга. Так, возросший поток информации может потребовать применения адекватной вычислительной техники, структурной перестройки, соответствующей информационным потокам, и изменения состава кадров и технологии управления. Надежность и эффективность всей системы обусловлена качеством ее структурных составляющих и может быть ограничена при использовании не отвечающего предъявляемым критериям элемента. Взаимодействие элементов формирует определенные подсистемы, в которых один из элементов признается ведущим, а другие — соподчиненными (таблица).

Оааёёоа

1\П'а6ёоёёа адаё 1 I ааёпоаёу уёа!аТо1а оёТаТп1Э1ё пёпоаТи уёТТТ1ё^апёТаТ ПбайаёОа а тэтбаппа ОоТёбёТТёЭТааТёу

АIдааёпоаёа уёа1аТоа АтПУаёуОёа уёаТаТоа

1 ааага оУаааёаТёу ЁТб1а1аоёу 1 аааТёда-оёП Тау ё аа+ёПёёоаёи-т ау оао Т ёёа оаогтётаёу огаааёагёу Каааа огаааёагёу Оёгагтааа аапоапа

1 2 3 4 5 6 7

1 ЭааТй оУЭааёаТёу тгааааёу^о — 1аиаТ, аёа, УааёТаё^-ттпои гтпоо-Га^иаё ёТ- бтатаоёё Ка+апоат ёт'тёидоаттё оаоТёёё, аа ётгбёаоаа-оёу, татааат-1 па таапга- +аТёа ыттоааопо-ао^ио^ оаё-оёёа ё поаа-оааёё аадаё-оёу оаогтёт-аё^ огаааёа-тёу, гаата аа уёашота ытпоаа, пта- оёаёёдаоё^, ёааёёбёёа- оё^ Г атаотаётаё аёу аааёёда-оёё оаёё таиат аапоа-пта, ёо птпоаа

ЁТоТЭТа- оёу тгаааа- ёуао Ка+аПоааТ-гаа, патаааа-таггаа ё Таиаёоёа- таа ааяатёу — Аааёааотаё птааатаггат ёаТаёаТ ё ёа+апоаа -тат 'ааатао-аат аёа, пт-поаа оао Г ёёё оаоататётпои таааатоёё ё 'аатааадт-ааГёу ёта^-иаатпу ёа+апоаа а гожгта Г атаотаётаё оатаати дта-Тёё ё отаётат ёпмёидтаа-Гёу 1 ТоёТаёиТо^ поаоёооао ПёпоаТ а, ёа-+апоат уёа-тагота, тае-пёТ аёиТаё оатааги атп-'атёдатапоаа

1 2 3 4 5 6 7

Т ЭааТёда-оёп Гау ё аи+ёпёё-оаёиТау оао-Тёёа ТУЭааа-ёу^о 1 Тай0аТ Тйа аТдИжТШё ёт'ТёидТаа-Тёу п оаёф ёа+апоаа, ТУа-ааоёа г Тпоё ё уббаёоёа-ТТпоё аТдааё-поаёу АйпоаТааё- поаёа а пТТо-ааопоаёё п птааажаоаёи-ттё потатттё — 1 ёТёУёдаоёу ааатагё то Уаёа!а пёа-Таёа ё аТд-ааёпоаё^ аТ аааёёдаоёё ТУоёУаёиТТаТ ааяагёу ЫГёжаГёа оаоаТаУёТпоё УаёТёУаа! ио ааяагёё, ааоттаоёда-оёу ТааааТо-ёё ааТТио Т Уаааоёа- ГТпои ёдУаТа-т ёу поаоёоо-аи, 1Т ТаТаа-аёатоттпои ё от+ттпои аап+аоТа, ТУоёУаёи-Т Тпои аа0а-Тёё

ОаоТТёТаёу огаааёагёу ттэаааёуао 1 Тай0аТ Тйа, ёа+апоаат тт ТТайа аТд-ТТжГТпоё, ТаёаТёаа УТё-То^ аааёёда-оё^ оата+а- пёТаТ УТоаГ-оёаёа 1 аёпёУаёи-ГТа ёпУТёидТ- ааТёа ааёа- аагогтё ёГбтатаоёё Г аТаоТаё-! Тпои, аТд-! ТжТТпои Уаётагагёу ТаёаТёаа ёа+апоааггтё пУаоёаёёдёаТ-ааггтё оао г ё-ёё — Татоаппи пУаОёаёёда-оёё ё таёат-ёаа УТёГТё аааёёдаоёё УаТбаппёТ-ТаёиТТаТ УТоагоёаёа 1 ёТёУёда-оё^ ёдааажаё пёпоаш, аи-ата ТУоёУаёи-гтат ааяагёу

каааа огаааёагёу ттааааёу^о 1 ТайяаТёа уббаёОёа Т Т -поё ааатоа аууаааоа оуаааёатёу, ТаёаТёаа УТё-То^ ё ёа+апо-аат то^ ааа- ёёдаоё^ оуаааёаг+а- пёТаТ аа0а-Тёу ЫоаУаГи ёпУТёидТаа- тёу ёГбтата-оёё, гатаот- аё! Тпои УТ-айяаТёу аТ- ёё ааёааато-ТТё ёГбТа-!аоёёа Тайа! ТаиаУа ЫоаУаТи ёп-УТёидТааТёу аТд! ТжТШаё оаоТёёё, Уаё- УаТаТёа аа пУаоёаёёдёаТ-ааттйо аааёатота ТаёШаГёа аааёааоТйо оаоТТёТаёё оУаааёатёу, ёа+апоат ё оатааги аааёёдаоёё даУёаТёаТ- ааггао ! аатУаёуоёё — УёаУаТой поааоааёё ё оаёоёёо УТёё-оёёё, аааёё-даоё^, уб-баёоёаттпои ёттёааотйо ! аатУаёуоёё

Оёгаттааа аапоапа ттааааёу^о АТд! ТжТТпоё атоёжаГёу оаёё, аааёё-даоёё поааоа-аёё, УаапУаё-оёа аадаёоёу АТд! ТжТТпои ёпУТёидТаа-Тёу ёа+апо-ааггтё ёг-бтатаоёё а ТожТП аёаа ТаёУаТаТёа птаааяаггтё, пУаоёаёёдёаТ-ааггтё оао г ё-ёё, аа тагта- ёаТёа АТд! ТжТТпоё ёпУТёидТаа- Тёу птаааш- ТОо, уббаё-оёаТйо оаоТТ-ёТаёё ытпоаа, ёаа-ёёбёёаоё^, птаааяагпоат-ааТёа ёааат-атат Утоат- оёаёа —

Таким образом, можно выделить следующие подсистемы: «Организационная структура управления», «Структура информационной подсистемы», «Структура организационной и вычислительной техники», «структура технологии управления», «Структура кадрового управления», «структура подсистемы финансовых ресурсов».

Информация является важнейшей составляющей любой экономической системы. Система не может существовать без информационного обеспечения, поскольку в силу объективных свойств информация снижает степень ее энтропии, структурирует элементы. Нарушения информационных потоков, недостаточность релевантной информации приводят к сбоям систем, к снижению эффективности их функционирования. Конкурентоспособность субъектов экономической деятельности зависит от обладания не-

обходимой информацией в нужном месте и в нужное время.

Хозяйствующие субъекты занимаются сбором самой различной экономической информации, которая нужна им для ведения бизнеса и прогнозирования его развития. Информацию достаточно легко получить в условиях прозрачности рынков через специализированные издания, обзоры, отчеты. Одновременно бизнес ориентируется и на неценовые сигналы — это информация другого рода и поступает она от консультантов, средств массовой информации, Интернет. Появление информационных сетей, Интернета облегчило процесс обмена информацией среди участников сделок. Позволяя полнее узнать характеристики товара, особенности предмета сделок, репутацию контрагента, Интернет способствует снижению уровня асимметричности информации. Так, потенциальные потре-

бители осведомляются о качестве продуктов и услуг, составляют репутацию рынков и продавцов. Одновременно информационные технологии обрушивают на потенциальных потребителей огромные массивы рекламной информации.

Взаимодействие участников рынка основываются на непрерывном информационном обмене, при этом распространение информационных потоков по сетям и экономическому пространству требует определенного времени. Экономические субъекты в зависимости от складывающихся условий постоянно изменяют параметры функционирования, что приводит к несогласованности реального состояния объектов, явлений, условий сделки и содержания запрошенной, переданной информации. Эти причины формируют предпосылки искажения и асимметричности информационного поля и причины последующих неадекватных, малоэффективных действий участников рынка.

Добывая информацию, фирмы покупают ее за большие деньги — чем более важна и своевременна информация, чем выше ее коммерческий потенциал, тем выше ее стоимость. Одновременно фирмы стремятся распространять о себе нужную информацию — в виде рекламы, посредством интервью топ-менеджеров, опубликования прогнозов развития и заключения удачных сделок, слухов. Подобное разнонаправленное движение информационных потоков в экономике обычное дело, ибо информация, с одной стороны, выступает как фактор производства, с другой — является его результатом — товаром. Решения о получении либо распространении информации часто преследуют цель поднять рейтинг фирмы в рыночной среде, увеличить стоимость и капитализацию бизнеса.

Возможность получить нужную информацию быстрее, чем другие участники сетевой игры, позволяет заложить конкурентные преимущества для дальнейшего развития. Сделки, совершаемые при таких условиях, являются неравноценными — обладающий более полной информацией получает выгоду. Важность оперативного получения информации заставляет фирмы заботиться об информационном обеспечении, предполагающем организацию информационных условий функционирования всей системы бизнеса, обеспечение его необходимой информацией, задействование адекватных средств поиска, получения, хранения, накопления, передачи, обработки информации, а также организацию соответствующих банков данных.

Основными свойствами, характеризующими информацию, являются:

1) возможность снижать неопределенность и повышать степень упорядоченности системы;

2) качество предполагает, что информация должна отвечать определенным требованиям, со-

ответствовать критериям, установленным в соответствии с целесообразностью и эффективностью ее сбора, применения в общем замысле планируемых работ. Как правило, она должна быть релевантной, достоверной и оперативной, исчерпывающей;

3) изобилие, т. е. информация не является редкой, как другие факторы производства, но она имеет цену, которая зависит от затрат на ее получение. Одновременно релевантная, необходимая в нужное время и в нужном количестве информация является ограниченной, ценной для пользователя;

4) неисчерпаемость, т. е. по мере использования информации она не убывает, что позволяет ее тиражировать и многократно передавать, продавать. Информация не изнашивается, но она быстро устаревает по мере создания новой, более совершенной, точной и нужной информации;

5) самовозрастание, т. е. информация усложняется, множится и развивается. Поэтому возрастает сложность ее усвоения, применения, управления.

6) отличие от носителя. Информация может быть представлена на различных видах носителей, ее тиражирование не окажет существенного влияния на исходный образ;

7) неограниченность во времени и пространстве — информация может находиться в разных местах одновременно — у разных пользователей и с различной степенью полноты. Одновременно распределение и расположение информации во времени и пространстве, как правило, ограничивается сферами ее востребованности, характеризующимися недостатком в ней;

8) отсутствие принципа сохранения энергии означает, что при передаче информации в процессе информационного обмена ее общее количество увеличивается;

9) энергопотребление — для передачи и переработки информации нужна энергия. Энергоноскость означает, что движение информации обусловлено имеющимся зарядом энергии, и она не только оптимизирует знания об объекте, его характеристики, но и может предопределить вариант оптимального энергопотребления;

10) является как содержанием коммуникации, так и ее самостоятельным явлением, предметом. Как отдельное явление порождает новое восприятие и новую информацию.

Характерно, что экономика по мере эволюционирования все более начинает использовать в качестве основного ресурса информацию различного вида — теоретические знания, прикладные разработки, сведения, образы. Информация стала одним из главенствующих факторов производства в ряду признанных классических фак-

торов. Посредством использования информации создаются новые продукты, предоставляются услуги, формируется так называемая экономика знаний. Потребности участников рынка также сдвигаются в пользу информационных потребностей.

Информационные потоки опосредуют функционирование производственных и транспортных систем, различные рынки товаров и услуг, и наряду с финансовыми потоками формируют единый информационно-финансовый комплекс, несущий рыночную информацию о грядущей расстановке сил в национальной экономике и международном разделении труда. Процесс, сопровождающийся нарастанием темпов образования единого финансово-информационного пространства на основе компьютерных технологий, получил название глобализации.

Таким образом, основным предметом труда в новой экономике выступает информация, служащая одновременно фактором производства, упорядочивающим другие факторы и определяющая предпосылки создания новой стоимости. На основе первичной (исходной) информации создается информационный продукт для пользователя. Исходная информация, выступая предметом труда, подвергается преобразованию с помощью различных, в том числе информационных, технологий. Информация собирается, подвергается контролю и анализу, преобразуется в обрабатываемую форму, накапливается, сортируется, компонуется, обрабатывается, перерабатывается в необходимую форму, предлагается пользователю. Информационный продукт представляет собой информацию, собранную, переработанную, и представленную на рынке в виде товара. Подобное «информационное» производство обладает рядом характеристик: результатом обработки информации является продукт или услуга, представленные в вещественной или невещественной форме; информация, выступая в невещественной форме, может фиксироваться на определенном носителе вещественного характера; существует возможность масштабного тиражирования информации; потребительские свойства информации эластичны от фактора времени; информация в зависимости от обработки, хранения, передачи может видоизменяться, понижать меру упорядоченности и структурированности или увеличивать качественные характеристики.

Потребность пользователей в различных информационных услугах, средствах создания, обработки и передачи информации определяет характер продукции, поставляемой на рынок, — баз данных, инжиниринговых услуг, вычислительной техники, программного обеспечения, офисного и коммуникационного оборудования. Потребности общества в информационных про-

дуктах и услугах заключаются в сборе, хранении, транслировании и предоставлении информации; формировании базы научной и специализированной информации; формировании массива коммерческой информации и информации управленческого характера; получении и предоставлении информации широким слоям пользователей; квалифицированной обработке различного рода информации.

Экономическая, деловая информация нужна многим: управляющим структурам, коллективам организаций, бизнес-структур, предпринимателям, работающим. Недостаточно опираться лишь на имеющиеся знания, интуицию и опыт, важно эффективным образом применять новую информацию. Информация сегодня выступает как один из важнейших, системообразующих ресурсов, потенциал которого может использоваться многократно, успешно тиражироваться.

Информационная составляющая затрат на производство традиционной и наукоемкой продукции возрастает, а ее включение в стоимость реализуемого товара вовлекает и потребителя в цепь производства стоимости, которая разрастается до максимально возможных размеров и уже предстает в виде различных сетей, иерархично связанных между собой с различной степенью тесноты, времени взаимовыгодного функционирования. В этой ситуации активные действия по поиску производителей, потребителей, компаньонов переносятся в электронное пространство — виртуальную среду.

Из-за высокой доли затрат на информационные услуги производителю важно знать не только запросы конкретных потребителей и условия поставщиков для минимизации издержек, но и, учитывая запросы контрагентов, трансформировать организацию бизнеса под их интересы. Потребители стремятся найти производителей способных наиболее качественно предоставить интересующий информационный продукт. С целью сдерживания нарастающих информационных затрат экономические субъекты обращаются к различным информационным системам — корпоративным сетям, сетям делового партнерства, Интернету.

Использование информационных технологий в сфере управления бизнесом открывает возможности более экономичной и рациональной организации информационных потоков, повышения их адаптивности и адресности, расширения диапазона анализируемых факторов, а следовательно, принятию эффективных оперативных решений и получения стратегических конкурентных преимуществ на основе сетевой организации бизнес-процессов.

Сетевая экономика строится по принципу сетевых взаимосвязей, но если эти связи пред-

ставлены информационными потоками, интернет-технологиями, то это уже так называемая сетевая модель информационной экономики, ее доминирующая форма организации. Поскольку связь рыночных институтов, крупнейших бизнес-игроков определяется конфигурацией и параметрами информационной связи между ними, на рынках доминируют сетевые формы организации. Информационные потоки проникли в производственную и финансовую сферы, связали другие существующие поля готовности. Сети, представляя собой открытые системы, могут безгранично расширяться за счет включения новых элементов и уже готовых самостоятельных компонентов, иметь различные центры, преследующие определенные цели, мобильно и адекватно реагировать на изменяющиеся условия.

Возможности, предоставляемые сетевой экономикой, позволяют экономическому субъекту реализовать преимущества: получить доступ к практически любой информации в любое время, в любом месте; сократить время на получение-передачу информации, совершение сделки (в реальном режиме времени); найти любого бизнес-партнера (производителя, поставщика, потребителя продукции и услуг, обработчика информации); реализовать наиболее выгодные условия сделки; снизить трансакционнные издержки; изменить, адаптировать организационную структуру бизнеса в соответствии с меняющимися ус-

ловиями. С развитием сетевой формы организации экономики связывают быстрое развитие и заполнение рынка такими инновационными разработками, как микропроцессоры, программное обеспечение, мобильная связь, средства мультимедиа. Дополнение этого перечня услугами по дистанционному образованию, электронной коммерции, виртуализации бизнеса позволило заложить основы экономики знаний, сформировать менталитет и предпочтения широкого круга пользователей.

Таким образом, перспективные инновационные формы бизнеса строятся с учетом особенностей информационной экономики и ее сетевой конфигурации. Получаемый вследствие подобной интеграции доступ к знаниям, умениям и возможностям тиражировать продукт образ создают стратегические конкурентные преимущества бизнеса, несмотря на его конкретные формы. Информация как активный элемент современной экономики предопределяет формирование производственных комплексов, финансовых центров, особенностей международного разделения труда и, как следствие, экономическое могущество. Интеллектуальные технологии определяют технологический способ производства и служат инструментом создания метатехнологий, позволяющих в одностороннем порядке определять правила игры и стандарты, обеспечивающие конкурентные преимущества экономического субъекта в будущем.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Актуальные проблемы экономики России в инновационном периоде развития : монография / [науч. ред. П. А. Левчаев]. — Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2009. — 160 с.

2. Левчаев П. А. Обеспечение стоимостного прироста финансовых ресурсов экономических субъектов в условиях инновационной экономики : теория и методология исследования / П. А. Левчаев. — М. : Финансы и кредит, 2008. — 216 с.

Поступила 29.05.09.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.