Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОУРОВНЕВЫХ ПАРКОВОК В КРУПНЫХ ГОРОДАХ УЗБЕКИСТАНА'

НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОУРОВНЕВЫХ ПАРКОВОК В КРУПНЫХ ГОРОДАХ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
23
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
автомобильный транспорт / многоуровневые парковки / специализированное сооружение / автоматизированные многоуровневые парковки / motor transport / multi-level parking / specialized facility / automated multi-level parking

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Рахматова Г. Э.

В статье проведен анализ увеличения количества транспортных средств на дорогах Узбекистана. Приведена информация о многоуровневых парковках. Проведено исследование создания мест хранения, которое влияет на пропускную способность подъездных улиц к главным деловым районам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ND TO BUILD MULTI-LEVEL PARKING LOTS IN MAJOR CITIES OF UZBEKISTAN

The article analyzes the increase in the number of vehicles on the roads of Uzbekistan. Information about multi-level parking is provided. A study has been conducted on the creation of storage facilities, which affects the capacity of access streets to the main business districts.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОУРОВНЕВЫХ ПАРКОВОК В КРУПНЫХ ГОРОДАХ УЗБЕКИСТАНА»

УДК 725.381.3

Рахматова Г.Э.

студентка П-курса магистратуры направления «Автомобили и автомобильное хозяйство» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)

НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОУРОВНЕВЫХ ПАРКОВОК В КРУПНЫХ ГОРОДАХ УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: в статье проведен анализ увеличения количества транспортных средств на дорогах Узбекистана. Приведена информация о многоуровневых парковках. Проведено исследование создания мест хранения, которое влияет на пропускную способность подъездных улиц к главным деловым районам.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, многоуровневые парковки, специализированное сооружение, автоматизированные многоуровневые парковки.

Количество транспорта на дорогах крупных, да и не очень крупных городов Узбекистана растет, почти в каждой семье имеется автомобиль. В первую очередь это говорит о росте благосостояния населения, во вторую о том, что все эти авто необходимо где - то припарковывать по приезду на работу, домой, в магазин и т.д. Чтобы полноценно, комфортно и безопасно пользоваться автомобилем, не достаточно иметь условия для технического обслуживания и организации движения, необходимо еще соблюдать условия для временного и постоянного хранения. Среднестатистический автомобиль находится в движении около 300 - 400 часов в год, это значит, что примерно 23 часа он проводит на стоянках.

Свободная территория для парковки постоянно находится в дефиците, каково же решение этой проблемы? А решение явное и полезное - строительство многоэтажных парковок. В давние времена проблема с увеличением населения

была решена посредством строительства многоэтажных домов, данная ситуация аналогична. Многоэтажные парковки могут иметь не только надземные, но и подземные этажи.

Многоэтажные парковки является специализированным сооружением, позволяющим на небольшой территории разместить большое количество автомобилей. Многоэтажная парковка состоит из ярусов, въездных и выездных рамп, заправочных колонок, топливных резервуаров, мастерских, лифтов и т.д.

В современных условиях при выполнении реконструкции или новом строительстве необходимо предусматривать строительство стоянок соответствующего для каждой конкретной ситуации типа (надземных, подземных или полуподземных). Объемно- пространственное и образное решение гаражей должно сочетаться с архитектурой административно-торговых центров, жилых комплексов, зрелищных объектов, транспортно-коммуникационных узлов, и быть органично вписано в транспортную инфраструктуру места.

Объемно-пространственные характеристики парковок, как своеобразного транспортного сооружения, могут активно влиять на городскую среду, например, на силуэт города, создавая новые и перераспределяя уже сложившееся традиционные визуальные связи. В городах со сложившейся ценной исторической застройкой, где недопустимо активное внедрение в силуэт города, или при строительстве крупных административно-офисных, гостиничных центров наиболее разумными являются подземные многоуровневые гаражи и автостоянки. При создании таких мощных центров оправданно устройство подземных стоянок с удобными переходами от них в обслуживаемые ими здания массового посещения. В последнее время для группы таких объектов создается общая подземно-цокольная платформа, в которой устраиваются в нескольких уровнях стоянки, склады, подъезды к ним и другие сооружения вспомогательного и обслуживающего направления.

Рис. 1. Автоматизированные многоуровневые парковки.

По расположению гаражи делятся на (рис 1):

Подземные,

Наземные,

Комбинированные.

Стоимость подземных стоянок примерно в 2 - 2,5 раза превышает стоимость наземных гаражей, но их применение оправдано там, где стоимость земли намного превышает среднегородскую цену или имеются определенные запреты на наземное строительство, т.е. в центральной части крупных и крупнейших городов и в исторической застройке.

При многообразии задач, решаемых автомобильным транспортом в экономической жизни города или в собственных интересах водителей, потребность в автостоянках для деловых целей весьма различна в отношении длительности хранения: от кратковременной остановки на несколько минут до многочасовой стоянки.

Исследования этой проблемы позволили сделать четкие выводы, которые можно сформировать следующим образом:

1. Недостаток мест хранения ведет к трудностям движения транспорта по улицам. Задержки и заторы движущегося транспорта ведут к перебоям в деловой жизни.

2. Во многих районах города уже нет свободных мест для организации парковочных мест. Поэтому увеличение числа многоэтажных гаражей в городском центре имеет важное значение и для развития всего города.

3. Возможности создания мест хранения и пропускная способность подъездных улиц к главным деловым районам должны быть приведены в соответствие между собой.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Эрназаров А.А. Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений // Вестник науки. 2019. №11 (20);

2. Ernazarov A. A. The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions //Scientific and Technical Journal of Namangan Institute of Engineering and Technology. - 2020. - Т. 2. - №. 8. - С. 348-353;

3. Эрназаров А.А., Хаккулов К.Б. Безопасности дорожного движения на дорогах республики Узбекистан // Вестник науки. 2021. №1 (34);

4. Эрназаров А.А. Необходимость синхронизации перекрестков на автомагистрали // Вестник науки. 2022. №3 (48);

5. Ernazarov A. The calculation of the amount of emissions of harmful substances by cars at urban intersections //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. -2022. - Т. 12. - №. 1. - С. 51-54;

6. Эрназаров А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками //Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник,(2). - 2022. - Т. 7;

7. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10;

8. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. -№. 1. - С. 192-197;

9. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57);

10. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54);

11. ЭРНАЗАРОВ А. А. Транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник //транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник Учредители: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - №. 7. - С. 48-52.

Rakhmatova G.E.

Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)

ND TO BUILD MULTI-LEVEL PARKING LOTS IN MAJOR CITIES OF UZBEKISTAN

Abstract: the article analyzes the increase in the number of vehicles on the roads of Uzbekistan. Information about multi-level parking is provided. A study has been conducted on the creation of storage facilities, which affects the capacity of access streets to the main business districts.

Keywords: motor transport, multi-level parking, specialized facility, automated multi-level

parking.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.