УДК 725.381.3
Рахматова Г.Э.
студентка П-курса магистратуры направления «Автомобили и автомобильное хозяйство» Джизакский политехнический институт (г. Джизак, Узбекистан)
НЕОБХОДИМОСТЬ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОУРОВНЕВЫХ ПАРКОВОК В КРУПНЫХ ГОРОДАХ УЗБЕКИСТАНА
Аннотация: в статье проведен анализ увеличения количества транспортных средств на дорогах Узбекистана. Приведена информация о многоуровневых парковках. Проведено исследование создания мест хранения, которое влияет на пропускную способность подъездных улиц к главным деловым районам.
Ключевые слова: автомобильный транспорт, многоуровневые парковки, специализированное сооружение, автоматизированные многоуровневые парковки.
Количество транспорта на дорогах крупных, да и не очень крупных городов Узбекистана растет, почти в каждой семье имеется автомобиль. В первую очередь это говорит о росте благосостояния населения, во вторую о том, что все эти авто необходимо где - то припарковывать по приезду на работу, домой, в магазин и т.д. Чтобы полноценно, комфортно и безопасно пользоваться автомобилем, не достаточно иметь условия для технического обслуживания и организации движения, необходимо еще соблюдать условия для временного и постоянного хранения. Среднестатистический автомобиль находится в движении около 300 - 400 часов в год, это значит, что примерно 23 часа он проводит на стоянках.
Свободная территория для парковки постоянно находится в дефиците, каково же решение этой проблемы? А решение явное и полезное - строительство многоэтажных парковок. В давние времена проблема с увеличением населения
была решена посредством строительства многоэтажных домов, данная ситуация аналогична. Многоэтажные парковки могут иметь не только надземные, но и подземные этажи.
Многоэтажные парковки является специализированным сооружением, позволяющим на небольшой территории разместить большое количество автомобилей. Многоэтажная парковка состоит из ярусов, въездных и выездных рамп, заправочных колонок, топливных резервуаров, мастерских, лифтов и т.д.
В современных условиях при выполнении реконструкции или новом строительстве необходимо предусматривать строительство стоянок соответствующего для каждой конкретной ситуации типа (надземных, подземных или полуподземных). Объемно- пространственное и образное решение гаражей должно сочетаться с архитектурой административно-торговых центров, жилых комплексов, зрелищных объектов, транспортно-коммуникационных узлов, и быть органично вписано в транспортную инфраструктуру места.
Объемно-пространственные характеристики парковок, как своеобразного транспортного сооружения, могут активно влиять на городскую среду, например, на силуэт города, создавая новые и перераспределяя уже сложившееся традиционные визуальные связи. В городах со сложившейся ценной исторической застройкой, где недопустимо активное внедрение в силуэт города, или при строительстве крупных административно-офисных, гостиничных центров наиболее разумными являются подземные многоуровневые гаражи и автостоянки. При создании таких мощных центров оправданно устройство подземных стоянок с удобными переходами от них в обслуживаемые ими здания массового посещения. В последнее время для группы таких объектов создается общая подземно-цокольная платформа, в которой устраиваются в нескольких уровнях стоянки, склады, подъезды к ним и другие сооружения вспомогательного и обслуживающего направления.
Рис. 1. Автоматизированные многоуровневые парковки.
По расположению гаражи делятся на (рис 1):
Подземные,
Наземные,
Комбинированные.
Стоимость подземных стоянок примерно в 2 - 2,5 раза превышает стоимость наземных гаражей, но их применение оправдано там, где стоимость земли намного превышает среднегородскую цену или имеются определенные запреты на наземное строительство, т.е. в центральной части крупных и крупнейших городов и в исторической застройке.
При многообразии задач, решаемых автомобильным транспортом в экономической жизни города или в собственных интересах водителей, потребность в автостоянках для деловых целей весьма различна в отношении длительности хранения: от кратковременной остановки на несколько минут до многочасовой стоянки.
Исследования этой проблемы позволили сделать четкие выводы, которые можно сформировать следующим образом:
1. Недостаток мест хранения ведет к трудностям движения транспорта по улицам. Задержки и заторы движущегося транспорта ведут к перебоям в деловой жизни.
2. Во многих районах города уже нет свободных мест для организации парковочных мест. Поэтому увеличение числа многоэтажных гаражей в городском центре имеет важное значение и для развития всего города.
3. Возможности создания мест хранения и пропускная способность подъездных улиц к главным деловым районам должны быть приведены в соответствие между собой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Эрназаров А.А. Необходимость применения систем автоматизированного проектирования при обучении студентов инженерных специальностей высших учебных заведений // Вестник науки. 2019. №11 (20);
2. Ernazarov A. A. The relevance of the use of computer-aided design systems for teaching students of higher educational institutions //Scientific and Technical Journal of Namangan Institute of Engineering and Technology. - 2020. - Т. 2. - №. 8. - С. 348-353;
3. Эрназаров А.А., Хаккулов К.Б. Безопасности дорожного движения на дорогах республики Узбекистан // Вестник науки. 2021. №1 (34);
4. Эрназаров А.А. Необходимость синхронизации перекрестков на автомагистрали // Вестник науки. 2022. №3 (48);
5. Ernazarov A. The calculation of the amount of emissions of harmful substances by cars at urban intersections //Acta of Turin Polytechnic University in Tashkent. -2022. - Т. 12. - №. 1. - С. 51-54;
6. Эрназаров А. А. Закономерность образования задержек автотранспортных средств перед перекрестками //Транспорт: наука, техника, управление. Научный информационный сборник,(2). - 2022. - Т. 7;
7. Эрназаров А. А. Математическая модель проезда регулируемых перекрестков //Грузовик. - 2022. - №. 5. - С. 10;
8. Ernazarov A. Efficiency of functioning of intersections with high-intensity traffic and pedestrian flows //Technical science and innovation. - 2022. - Т. 2022. -№. 1. - С. 192-197;
9. Эрназаров А.А. Разработка алгоритма определения потока насыщения на регулируемых пересечениях // Вестник науки. 2022. №12 (57);
10. Эрназаров А.А. Методика расчета количества выброса токсичных веществ в окружающую среду транспортным потоком // Вестник науки. 2022. №9 (54);
11. ЭРНАЗАРОВ А. А. Транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник //транспорт: наука, техника, управление. научный информационный сборник Учредители: Всероссийский институт научной и технической информации РАН. - №. 7. - С. 48-52.
Rakhmatova G.E.
Jizzakh Polytechnic Institute (Jizzakh, Uzbekistan)
ND TO BUILD MULTI-LEVEL PARKING LOTS IN MAJOR CITIES OF UZBEKISTAN
Abstract: the article analyzes the increase in the number of vehicles on the roads of Uzbekistan. Information about multi-level parking is provided. A study has been conducted on the creation of storage facilities, which affects the capacity of access streets to the main business districts.
Keywords: motor transport, multi-level parking, specialized facility, automated multi-level
parking.