УДК 711.553.2:656.11(571.513-25)
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ПАРКОВАНИЯ ЛИЧНОГО АВТОТРАНСПОРТА В СЛОЖИВШИХСЯ УСЛОВИЯХ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА АБАКАНА
Иванюк Светлана Александровна,
старший преподаватель кафедры городского строительства и хозяйства
Вольнягин Евгений Александрович,
студент
Хакасский государственный университетам. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В настоящей статье предложена классификация сооружений и площадок для временного и/или постоянного хранения автомобилей и принципов размещения их на придомовой территории в городах с численностью более 100 000 жителей. Анализ решения парковки личных автомобилей горожан проводится на примере города Абакана. Авторы предлагают для решения заявленной проблемы существенно новый подход управления размещением личного автотранспорта на внутридворовой территории.
Ключевые слова: автостоянка, парковка, гараж-стоянка, количество машино-мест, механизированные автостоянки, многоуровневая парковка.
ON PARKING PERSONAL VEHICLES IN THE CURRENT URBAN CONDITIONS BY
THE EXAMPLE OF ABAKAN
Ivanyuk Svetlana Aleksandrovna,
senior lecturer, the Department of Urban Development and Economy,
Volnyagin Evgeny Aleksandrovich,
student,
Engineering and Technology Institute, Katanov Khakass State University (Abakan)
The article gives a classification of structures and sites for temporary and / or permanent storage of vehicles and principles of their placement on the house territory in cities with the population of over 100,000 inhabitants. The analysis of the decision to park private cars of citizens is carried out through the example of the town of Abakan. To solve the statedproblem the authors propose a substantially new approach to managing the placement of personal vehicles in the courtyard.
Key words: parking, parking garage, number ofparking places, mechanized parking lots, multi-level parking.
Предметом изучения в данной статье является парковка личного автотранспорта в сложившихся условиях города с населением более ста тысяч жителей. Цель исследования состоит в предложении принципиально иного подхода для решения проблемы размещения личного транспорта автовладельцев на имеющихся внутри- и придомовых территориях. Решение заявленной проблемы осуществляется на примере города Абакана - столицы Республики Хакасия.
Постоянно растущий уровень численности населения городов неизбежно приводит к увеличению их жилого фонда. Например, за последние десять лет площадь построенных многоквартирных домов в городе Абакане, по
данным онлайн-сервиса «Дом.МинЖКХ», увеличилась на 65 % в сравнении с предыдущим десятилетием. На рисунке 1 показаны рост и колебание размеров суммарной жилой площади, введённой в Абакане по десятилетиям, начиная с 1920 года и заканчивая 2019 годом.
Кроме того, прослеживается тенденция к уплотнению жилой застройки в центральных районах города, а не к использованию новых территорий для строительства жилых домов на его периферии. Следовательно, на ограниченной территории при высоком уровне автомобилизации возникает немало проблем, связанных с размещением личного автотранспорта горожан на придомовой территории.
900 800 700 600 500 400 300 200 100 0
дЧ оЛ
г^у ф ф ф ^ ф
г->
ч?
Площадь, кв. м
Рис. 1. Площадь построенных многоквартирных домов в Абакане с 1920 по 2019 гг.
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
7/5 169,7 173,2 176,2 181,2 182,1 184,2 185,7
78
80
81 82 83 84
85
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019
Кол-во человек Кол-во атомобилей
Рис. 2. График роста числа автомобилей в Абакане и его жителей с 2010 по 2019 гг.
По состоянию на 1 августа 2019 года численность населения города Абакана составила 185,7 тыс. человек и увеличилась по сравнению с 1 августа 2018 года на 1,3 тыс. человек. Вместе с увеличением количества горожан растёт и число автомашин, находящихся в их личном владении. Так, по информации ГИБДД г. Абакана [1], ежегодно количество частного транспорта на улицах города увеличивается на одну тысячу авто-мобилейНа рисунке 2 отражён график зависимости роста количества личных автомобилей от численности населения города Абакана за последнее десятилетие.
Однако, как показывает сложившаяся ситуация, при проектировании генерального плана развития города и планов детальной планировки застройки его жилых районов не отводилось должного внимания такой проблеме, как выделение мест для хранения личных автомобилей горожан. Особенно острой проблема нехватки парковочных мест для временного или постоянного хранения автомобилей стала сегодня. В последние годы ситуация усугубилась тем, что в городе идёт реконструкция и модернизация планировочной структуры, направленная на расширение границ улиц и отнесение красных линий.
Согласно п. 11.31 свода правил «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» [2], требуемое число машино-мест для хранения и паркования легковых автомобилей следует соотносить с типом жилого дома по уровню комфортности. Поскольку основная часть жилого фонда города Абакана состоит из домов эконом-класса, согласно табл. 11.8 [1], на одну квартиру приходится 1,2 количество машино-мест. Из этого следует, что в среднем на пятисекционный пятиэтажный жилой дом приходится 120 машино-мест, а на одно машино-место требуется 12,5 м2 [3]. Таким образом, на оборудование стоянки необходимо в среднем 1 500м2. Помимо этого, нужно принимать во внимание такой факт, что многие домовладельцы имеют не одну, а несколько машин на семью.
В качестве примера организации функционального зонирования внутридомового пространства можно рассмотреть жилой дом в городе Абакане, расположенный по адресу: улица Пирятинская, д. 17 (рис. 3, 4). Жилое здание представляет собой шестисекционный пятиэтажный дом эконом-класса с 90 квартирами. Рекомендуемое проектное количество машино-мест (далее - м-м) рассчитываем исходя из указанной выше нормы: 90 х 1,2 = 108 м-м. На самом деле максимальное количество машин, которое может вместить территория домовладения, намного меньше - всего 45 м-м. Следовательно, при застройке территории жилым домом по указанному адресу площадь для парковки и хранения личного автотранспорта снижена более чем в два раза.
Л. Ю. Воропаев в статье «Функциональное взаимодействие автостоянок и жилых комплексов» пишет о том, что проектирование автостоянок для хранения личного автотранспорта сегодня является одной из основных проблем, стоящих перед проектировщиками и архитекторами, которые планируют (проектируют) жилые комплексы, и администрацией города, которая реализует их строительство. В связи с этим, замеча-
ет автор, возникают проблемы с компактным размещением автомобилей на ограниченной площади. «Процесс интеграции автостоянок в жилые комплексы, - пишет далее исследователь, - должен рассматриваться в контексте цепочки «владелец - автомобиль - парковочное место/место хранения», где переход между звеньями этой цепи осуществляется за счёт использования специальных технических и объёмно-планиро-вочных мероприятий». Л. Ю. Воропаев уверен в том, что «современный уровень развития устройств для парковки автомобилей позволяет видоизменить процесс взаимодействия человека и автомобиля и расширить спектр объёмно-планировочных решений автостоянок, парковок, гаражей» [4].
Существует два принципиально разных режима содержания автомобилей: хранение и паркование. Хранение связано с постоянным использованием парковочного места преимущественно в ночное время, паркование - с кратковременным, эпизодическим использованием парковочного места преимущественно в рабочее время. Соответственно, для первого вида содержания автомобилей необходимы автостоянки и гаражи, а для второго вида -автопарковки или парковочные места.
Из сказанного выше следует, что в уже сложившейся градостроительной ситуации необходимо искать пути решения для хранения автотранспортных средств, чтобы решение указанной проблемы обеспечивало определённый уровень качества жизни населения большого города. Однако решение проблемы усложняется тем, что существующие гаражи и автостоянки чаще всего находятся далеко от места жительства автовладельцев, поэтому они предпочитают оставлять свои машины под окнами дома на улице или во дворе. Придомовые и дворовые территории, так как их эксплуатируют в настоящее время, не рассчитаны для такого скопления автомобилей, и это приводит к блокированию проездов для автомобилей служб оказания экстренной помощи.
Рис. 3. Ситуационный план территории (Пирятинская, 17)
Рис. 4. Генеральный план территории (Пирятинская, 17)
Для хранения личного автотранспорта на внутридворовых территориях города Абакана имеются следующие виды конструкций, сооружений и площадок: временные и капитальные гаражи, не имеющие юридического основания на их размещение; площадки для временного хранения автомобилей; редко -подземные гаражи под территорией двора и подземные гаражи непосредственно под жилым домом.
Для того чтобы увеличить количество машино-мест на территории домовладения, не увеличивая при этом площадь функциональной зоны паркования, необходима многоуровневая система хранения автотранспорта. В градостроительной классификации сооружений для хранения автомобилей за определяющие критерии приняты следующие: способ размещения сооружений относительно уровня поверхности земли и эффективность использования городской территории.
Каждый классификационный тип паркования личного автотранспорта представляет собой отдельные сооружения и строения. Как самостоятельные, так и встроенные и пристроенные сооружения для хранения легковых автомобилей могут быть двух видов: гаражами или автостоянками. Гаражами принято считать здания и сооружения (либо их части), предназначенные для хранения и обслуживания автомобилей, к ним относятся гаражи-этажерки, представляющие собой сооружения с неполным наружным ограждением. Автостоянки -это обособленные площадки для хранения легковых и грузовых автомобилей весом до пяти тонн.
При рассмотрении вопроса о размещении сооружений для хранения автомобилей важным является возможность расположения этого сооружения на территории домовладения либо около неё, если невозможна реконструкции территории. Иначе говоря, гаражи и стоянки должны занимать ограниченную территорию и не превышать разрешённую этаж-
ность (с точки зрения соблюдения на территории санитарно-гигиенических и противопожарных требований).
К надземным местам хранения автомобилей можно отнести следующие (рис. 5 а-е):
- автостоянки открытого/закрытого типа для легковых автомобилей около придомовой территории (рис. 5а); «минусом» возведения таких автостоянок является отсутствие около придомовой территории резервов для строительства;
- гаражи закрытого типа для легковых автомобилей около придомовой территории (рис. 5б); к «минусам» строительства подобных гаражей также можно отнести отсутствие около придомовой территории резервов для их сооружения;
- механизированные двухуровневые стоянки (рис. 5в); их «минусами» можно считать сложность в эксплуатации, эстетику восприятия;
- модульные роторные стоянки (рис. 5г); их «минусы» - сложность в эксплуатации, эстетика восприятия;
- модульные механизированные гаражи-стоянки открытого и/или закрытого типа, пристроенные к торцам жилых домов (рис. 5д); существенным «минусом» их строительства является то, что дома большинства типовых серий имеют оконные проёмы в торцах домов, что препятствует возможности устройства гаражей-стоянок данной конструкции;
- автостоянки открытого типа для легковых автомобилей - не более трёх уровней (рис. 5е); «минус» - отсутствие во дворах больших автостоянок под переустройство.
К подземным местам хранения автомобилей можно отнести такие, как (рис. 5 ж-и):
- автостоянки легковых автомобилей около придомовой территории (рис. 5ж); к «минусам» их возведения относится отсутствие около придомовой территории резервов для строительства;
- обвалованные автостоянки (рис. 5з); «минусом» их сооружения является наличие разветвлённой сети подземных инженерных коммуникаций на территории домовладения;
- механизированные парковки/стоянки (рис. 5и); «минусом» их строительства называют сложность в эксплуатации.
Вернёмся к рассмотренному ранее примеру (см. рис. 6). На дворовой территории жилого дома по ул. Пирятинская, 17 имеются три площадки для стоянки автомобилей. Одна из них - «гостевая» парковка для временного паркования - должна присутствовать обязательно, для неё отведён участок 1.
Двухуровневая стоянка предлагается на участке 3. Особенностью этой стоянки является то, что площадка первого уровня является бесплатной, а на втором уровне все владельцы машино-мест пропорционально либо оплачивают аренду парковочного места, либо являются совладельцем сооружения.
Ещё одна площадка имеется в районе шестого подъезда (участок 2), которую можно отвести к подземно-надземной механизированной стоянке ярусного типа. Количество ярусов и модулей в ней определяется по потребностям в машино-местах.
Рис. 5. Типы надземных (а-е) и подземных (ж—и) мест хранения автомобилей
В северо-восточной стороне от этого дома уже имеется гаражный массив. Модернизация этой территории позволяет, не затрагивая существующие строения, методом наращивания на один или два уровня организовать паркинг открытого или закрытого типа (участок 4).
Таким образом, исходя из конкретных условий, можно решить проблему с отсутствием необходимого количества мест для хранения и паркования автомобилей на любой территории домовладения, в любых стеснённых условиях.
- граница земельного участка Аомовлабения
— "гостевая" автостоянка
_ подземно-набземная
механизированная стоянка ярусного типа
2,3-х уробневая автостоянка многоуровневый отдельно-стоящий паркинг-гараж за пределами бворобой территории
Рис. 6. Проектное предложение: а - двухуровневая автостоянка; б - механизированная стоянка ярусного типа
Библиографический список
1. По информации ГИБДД Абакана, ежегодно количество частного транспорта на улицах города увеличивается на одну тысячу автомобилей // Муниципальное образование город Абакан: официальный сайт. - URL: http://мэрия.абакан.рф/admiшstratюn/news/3066/3080.html (дата обращения: 15.11.2019).
2. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений: свод правил. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89* / Urban development. Urban and rural planning and development. СП 42.13330.2016. Утверждён приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минрегион России) от 30 декабря 2016 г. № 1034/пр и введён в действие с 1 июля 2017 г. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр «СП 42.13330.2011"СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». - URL: http://docs.cntd.ru/document/456054209 (дата обращения: 15.11.2019).
3. Стоянки автомобилей: свод правил. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*. Утверждён приказом Министерства регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) от 29 декабря 2011 г. № 635/9 и введён в действие с 1 января 2013 г. Зарегистрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт). Пересмотр 113.13330.2011 «СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей». - URL:https://www.dostupmgorod.ru/wp-content/uploads/2015/11/sp-113.13330.2012.pdf (дата обращения: 15.11.2019).
4. Воропаев, Л. Ю. Функциональное взаимодействие автостоянок и жилых комплексов / Л. Ю. Воропаев // Жилищное строительство. - 2017. - № 8. - С. 3-9.
© Иванюк С. А., Вольнягин Е. А., 2019