Научная статья на тему 'Исследование городских парковок'

Исследование городских парковок Текст научной статьи по специальности «Электротехника, электронная техника, информационные технологии»

CC BY
3468
671
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
парковка / смарт-паркинг / улично-дорожная сеть / транспортный поток / скорость движения / интенсивность движения / организация движения / смарт-паркінг / вулично-дорожня мережа / транспортний потік / швидкість руху / інтенсивність руху / організація руху / parking / smart-parking / street-travelling network / transport stream / rate of movement / intensity of motion / organization of motion
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The foreign experience of urban parking organization is considered. Certain issues of influence of parking organization on traffic safety are investigated.

Текст научной работы на тему «Исследование городских парковок»

УДК 625.7

ИССЛЕДОВАНИЕ ГОРОДСКИХ ПАРКОВОК

Н.Г. Галкина, ст. преподаватель, ХНАДУ

Аннотация. Рассмотрен зарубежный опыт организации парковок в городах. Исследованы некоторые вопросы влияния организации парковок на безопасность движения.

Ключевые слова: парковка, смарт-паркинг, улично-дорожная сеть, транспортный поток, скорость движения, интенсивность движения, организация движения.

ДОСЛ1ДЖЕННЯ М1СЬКИХ ПАРКОВОК

Н.Г. Галкша, ст. викладач, ХНАДУ

Анотаця. Розглянуто закордонний досв1д оргамзацИ парковок у м1стах. Досл1джено деяю питання впливу оргашзацИ парковок на безпеку руху.

Ключов1 слова: парковка, смарт-парктг, вулично-дорожня мережа, транспортний пот1к, швидюсть руху, ттенсивтсть руху, оргатзащя руху.

RESEARCH OF URBAN PARKING N. Galkina, senior lecturer, KhNAHU

Abstract. The foreign experience of urban parking organization is considered. Certain issues of influence of parking organization on traffic safety are investigated.

Key words: parking, smart-parking, street-travelling network, transport stream, rate of movement, intensity of motion, organization of motion.

Вступление

В последние годы увеличение количества автомобилей значительно обострило проблему организации мест их постоянного хранения и временного размещения (парковки) у мест массового посещения, прежде всего в центральных частях крупнейших городов. На парковку автомобиль помещается на относительно непродолжительное время нахождения его владельца или пассажира на работе, в магазине, в культурно-массовом учреждении и в других подобных местах, что отличает парковку от гаража или стоянки.

Анализ публикаций

Специалисты подразделяют парковки (или паркинги от англ. parking) на следующие виды: наземные (открытые, крытые), многоуровневые (наземные, подземные и наземно-подземные), механизированные.

Самыми простыми являются наземные, как их еще называют, плоскостные, парковки, которые представляют собой одноуровневые открытые стоянки для автотранспорта. Территория под стоянку автомобилей ограничивается только разметкой и знаками.

Также есть парковки, огороженные по всему периметру забором, имеющие разнесенные места въезда и выезда, охрану, средства учета времени и прочие автоматические системы.

Наземные площадки для парковок занимают большие территории в городах, что уменьшает и так небольшие островки газонов. Для решения этой проблемы создаются экопар-ковки при помощи газонных решеток, которые укрепляют грунт и корневую систему травы. В результате получается аккуратный газон из живой травы, на который спокойно может въехать автомобиль, не повредив растения.

Подземные парковки располагаются под бизнес-центрами, жилыми комплексами и некоторыми торговыми центрами. Они могут иметь несколько уровней. Подземные парковки решают ряд экологических проблем -таких как загрязнение окружающей среды, шум, вытеснение жилого пространства микрорайонов, не искажает ландшафт и архитектурную целостность города.

В больших городах под паркинги используют крыши малоэтажных зданий. Главное отличие таких зданий - в монолитных перекрытиях последнего этажа и слой асфальта поверх гидроизоляции. Самая затратная часть таких стоянок - это эстакада для проезда на верхнюю парковку.

Эстакада не должна иметь большой уклон, а также маленький радиус поворота при небольшой ее ширине. Если уклон эстакады 10-12 %, посетитель, последовав по стрелке, может даже удивиться, что оказался на крыше. В Германии уклон заезда для легковых автомобилей не должен превышать 30 %. Некоторые российские въезды в торговых центрах явно выбиваются за рамки этих требований. Допустимый уклон наземной парковки по американским нормам - 8 %. Это означает, что на 1 метр горизонтальной плоскости приходится 8 см подъема или спуска.

Многоуровневые паркинги - единственно эффективный способ решения проблемы хранения автотранспорта в большом количестве на небольшой территории. Они могут вмещать в себя от нескольких сотен до нескольких тысяч машин. Существует много вариаций многоуровневых паркингов. Они могут находиться в отдельно стоящем сооружении или пристроенном к глухим торцевым стенам здания. Для въезда автомобилей в них могут быть устроены прямолинейные или криволинейные рампы, полурампы, наклонные полы, лифтовые подъемники, механизированные и автоматизированные подъемники и манипуляторы.

В них может быть предусмотрена электронная система оповещения о количестве свободных мест. Для удобства и безопасности передвижения автомобилей между уровнями могут быть разделены съезды подъема и спуска.

Цель и постановка задачи

По имеющимся немногочисленным данным отечественных и зарубежных исследований, доля ДТП, связанных с процессом парковки легковых автомобилей в городах, составляет от 5 до 15 %. Как правило, такие ДТП возникают при маневрировании автомобилей, подъезжающих к краю проезжей части для остановки и отъезжающих с места парковки, а также встраивающихся в транспортный поток.

Вместе с тем, в нашей стране, в условиях острого дефицита машино-мест на внеулич-ных автостоянках, проезжая часть предоставляет практически единственную возможность осуществить стоянку при внутригородских поездках на автомобиле с различными целями.

В настоящее время фактически отсутствует единая нормативно-методическая база, которая позволяла бы определять допустимость организации парковок на УДС и регламентировать их параметры. В результате даже организованные парковки, в том числе платные, в ряде случаев размещаются без должного обоснования, что приводит к снижению пропускной способности УДС, росту количества ДТП, а также увеличению задержек транспортных средств.

Теоретические исследования по обоснованию размещения парковок

В последнее время традиционные способы размещения автомобилей не удовлетворяют современным требованиям. Машин все больше, а площади все те же, или даже меньше. Для того чтобы уменьшить потери в площадях, машины нужно размещать плотней друг к другу. Но это возможно только в том случае, если водитель не участвует в процессе постановки автомобиля на стоянку. Для решения этой проблемы появились механизированные парковки. Автомобили сдаются на хранение, после чего в автоматическом режиме перемещаются на место хранения. Выдача автомобилей происходит в обратном порядке.

Механизированная парковка представляют собой многоярусное строение с лифтом и ячейками для машин. Система полностью автоматизирована и управляется одним опе-

ратором. От водителя требуется лишь поставить машину в лифт и вручить оператору магнитную карточку. Дальше лифт поднимет автомобиль на нужный ярус, потом переместит в ячейку, соответствующую коду карточки.

Механизированные парковки бывают разных видов: горизонтальные и вертикальные. Если здание парковки прямоугольной формы, то в нем работают две системы доставки транспортного средства в бокс: система вертикального и горизонтального перемещения. Процесс размещения автомобилей в боксах и их выдача длятся достаточно долго.

Если здание выполнено в виде многоэтажного цилиндра, то на каждом этаже находится неподвижная кольцевая платформа, в которой имеются радиально расположенные ячейки для хранения автомобилей и лифты. Внутри неподвижных кольцевых платформ сделаны поворотные платформы, на которых смонтированы манипуляторы, предназначенные для перемещения автомобилей из лифтов и установки их в ячейки хранения, а также в обратном направлении. Одновременно сами манипуляторы могут использоваться как ячейки для хранения автомобилей.

Механизированные вертикальные паркинги сооружения видимые. Их наружная облицовка по металлоконструкциям может быть различна: железобетонный короб, профильный лист, сэндвич-панели, тонированное и зеркальное стекло.

Существуют также многоэтажные стоянки, содержащие сборно-разборный каркас, имеющий несколько стеллажей с ячейками хранения автомобилей. Ряды стеллажей образуют на каждом ярусе коридор с оппо-зитным расположением ячеек. Несущие конструктивные элементы каркаса образуют шахту подъемника, содержащую грузовую платформу, на которой установлена тележка с катками, движущимися по направляющим, расположенным на грузовой платформе и вдоль коридора на каждом ярусе. В автостоянке имеются механизмы фиксации грузовой платформы относительно яруса и тележки относительно ячеек хранения автомобилей (боксов).

В последнее время появились многоярусные смарт-паркинги, работающие по принципу

колеса обозрения: автомобили въезжают на стоянку, а затем их поднимают наверх и располагают в секциях друг над другом. То есть машины (а их может быть до 12 одновременно) уходят в высоту.

Для увеличения вместимости уже существующих гаражей и автостоянок разработаны специальные устройства.

В тех местах подземного гаража, где высота потолка более 3,5 м, ставится специальный гидравлический подъёмник с индивидуальным электроприводом и платформой для автомобиля. На одном парковочном месте ставится два автомобиля. Недостатком этого решения является то, что для подъёма и спуска верхнего автомобиля необходимо предварительно выкатить из под платформы подъёмника нижний.

Если высота потолка менее 3,5 м, то предусмотрена система, в которой часть автомобилей находится на подвижных паллетах (поддонах), которые сдвигаются вбок вместе со стоящими на них автомобилями, освобождая путь выезда автомобилю, стоящему за паллетами.

Предусмотрен также вариант независимой парковки на двух уровнях с индивидуальными подъемниками. В таких системах автомобили на нижнем (основном) уровне находятся на подвижных паллетах, которые сдвигаются вбок вместе со стоящими на них автомобилями, освобождая место под подъёмником с автомобилем, для его спуска и выдачи.

Есть также вариант независимой парковки с паллетами, последовательно перемещаемыми в горизонтальной плоскости в продольном и поперечном направлениях с возможностью автоматического ротационного перемещения любой паллеты к позиции выдачи (приёма) автомобиля. Нехватка мест для временного хранения автотранспорта приводит к разработке все новых и новых проектов паркингов.

В Нидерландах правительством утверждён проект по созданию не просто подземных многоэтажных парковок, а целых городов -паркингов под центром Амстердама с мойками, автомагазинами и даже спортивными залами, бассейнами и кинотеатрами. Под

центром города предлагается построить шесть подземных этажей, что решит проблему недостатка свободного места в центре города. На время строительства предлагается осушать знаменитые амстердамские каналы и использовать их как подъездные пути, а по окончании работ опять заполнить водой. Для реализации проекта потребуется 20 лет и более 10 млрд евро.

В Дании осуществлен самый лучший из экспериментальных проектов по решению пар-ковочного вопроса в жилой зоне. По форме сооружение напоминает трибуну большого стадиона, где вместо скамеек расположены ступенчатые террасы, под которыми расположен паркинг. Здание утопает в зелёных насаждениях, которые должны компенсировать возможные появления выхлопных газов (в Европе запрещено располагать парковки близ жилой зоны), хотя и предусмотрена мощная вентиляция по последнему слову техники и отменная шумоизоляция.

В Германии инженеры придумали парковать машины прямо у себя дома на специальном балконе. Причём такой вариант гаража не исключает наличия обычного балкона, зимнего сада, если владельцы того пожелают. Благодаря подъему и спуску на специальном лифте машина будет находиться практически в квартире.

В Риме любят строить многоуровневые подземные паркинги, над которыми разбиты сады и детские площадки.

Экспериментальные исследования

Анализ результатов обследований, проведенных на городских улицах показал следующее.

1. Проезжую часть используют около 80 % всех паркующихся автомобилей, частично на проезжей части и тротуаре паркуется - 15 %, полностью на тротуаре - 5 %.

2. Средняя плотность паркования легковых автомобилей достигает на магистральной сети 390 авт./км, на местной - 280 авт./км.

3. Средняя плотность парковки легковых автомобилей на тротуарах составляет 90 авт./км.

4. Доля автомобилей, припаркованных с нарушениями ПДД, достигает 45 % (среднее по городу количество нарушителей - 130 авт./км).

Основными видами нарушений при парковке являются размещение автомобилей:

- под углом к краю проезжей части в местах, где разрешено только продольное размещение - 33 % всех нарушений;

- на тротуаре или с частичным заездом на тротуар при отсутствии разрешающих знаков и разметки - 27 % всех нарушений;

- ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части или пешеходного перехода - 14 %;

- в зоне действия знаков «Остановка запрещена» - 7 %.

Выводы

Организация парковок на улично-дорожной сети является неэффективным способом использования городской территории, поэтому необходимо строить внеуличные паркинги, перехватывающие стоянки и развивать массовый пассажирский транспорт (как скоростной внеуличный, так и маршрутный наземный) в качестве альтернативы транспорту автомобильному.

Литература

1. Лобанов Е.М. Транспортная планировка

городов / Е.М. Лобанов. - М. : Транспорт, 1990. - 240 с.

2. Попов В.Н. О совершенствовании методов

организации парковки легковых автомобилей на улично-дорожной сети городов с использованием теории конфликтных ситуаций / В. Н. Попов : материалы Х111 Международной научно-практической конференции «Вопросы планировки и застройки городов». -26-27 мая 2006 г. - Пенза : ПГАСА., 2006. - С. 148-153.

Рецензент: О.П. Алексеев, професор, д.т.н., ХНАДУ.

Статья поступила в редакцию 3 августа 2010 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.