120
Вестник Российского УНИВЕРСИТЕТА КООПЕРАЦИИ. 2018. № 2(32)
закон от 03.07.2016 г. № 325-Ф3 // Рос. газ. 2016. 8 июля.
3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности: федер. закон от 03.07.2016 г. № 323-ф3 // Рос. газ. 2016. 8 июля.
4. Иванов М.Г. О роли уголовного наказания
в предупреждении служебно-экономической преступности и коррупции в современной России // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. 2017. № 3 (39). С.243-248.
5. Иванова О.М. Криминологические основы формирования уголовного законодательства о хищении чужого имущества // Вестник Российского университета кооперации. 2017. № 3 (29). С. 110-114.
ИВАНОВА Олеся Михайловна - старший преподаватель кафедры уголовного права и судопроизводства. Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации. Россия. Чебоксары. E-mail: iom20141985@mail.ru.
IVANOVA, Olesya Mikhailovna - Senior Teacher of the Department of Criminal Law and Legal Proceedings. Cheboksary Cooperative Institute (branch) of the Russian University of Cooperation. Russia. Cheboksary. E-mail: iom20141985@mail.ru.
УДК 347.2.3
«МАШИНО-МЕСТО» КАК НОВОВВЕДЕНИЕ
РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
И.М. Конобеевская
В статье анализируются характерные признаки нового самостоятельного объекта недвижимости - машино-места. Автором раскрывается понятийный аппарат данной проблемы, проводится теоретико-правовой анализ понятий «машино-место», «парковочное место», «механизированная стоянка», «транспортное средство». Предлагаются пути совершенствования российского законодательства в данной сфере.
Ключевые слова: машино-место; транспортное средство; недвижимое имущество; хранение транспортных средств.
I.M. Konobeevskaya. «PARKING SPACE» AS A NOVELTY OF THE RUSSIAN LEGISLATION: PROBLEMS OF LEGAL REGULATION
The characteristic signs of a new independent real estate object - the parking place are analyzed in the article. The author reveals the conceptual framework of this problem, the theoretical and legal analysis of the concepts «parking place», «parking space», «the mechanized parking», «vehicle» is carried out. The ways of improvement of the Russian legislation in this sphere are offered.
Keywords: parking place; vehicle; real estate; storage of vehicles.
С 1 января 2017 г. вступили в силу положения гражданского законодательства о появлении самостоятельного объекта недвижимости - предназначенных для размещения транспортных средств частей зданий или сооружений, которые не ограничены либо частично ограничены строительной или иной ограждающей конструкцией, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке, проще именуемых машино-местами. Данное
определение нашло свое законодательное закрепление в п. 29 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ [1]. В более общем виде это понятие нашло свое отражение и в ст. 130 Гражданского кодекса РФ [2]. Для уточнения определения понятия считаем целесообразным выявить характерные черты машино-места с учетом позиции законодателя.
Нередко теоретики [9; 10; 12], практические работники и обычные граждане, говоря о машино-месте, именуют его парковочным местом. Являются ли эти понятия идентичны-
ми? В данный аспект рассматриваемого вопроса считаем необходимым внести ясность, для чего обратимся к нормам Градостроительного кодекса РФ, закрепившего в вышеназванной ст. 1 (п. 21) определение понятия «парковка (парковочное место)». Под парковочным местом (парковкой) понимается специально обозначенное и при необходимости обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) тротуару, обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэста-кадных или подмостовых пространств, площадей и иных объектов улично-дорожной сети и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка [1].
Исходя из приведенного определения можно сделать вывод, что машино-место и парко-вочное место - понятия далеко не равнозначные и соотносятся как часть и целое, где машино-место выступает некой разновидностью парковочного места. Первым и основным признаком, характеризующим понятие «машино-место», является то, что основное его предназначение - хранение (стоянка) транспортных средств. Однако возникает вопрос - о хранении (стоянке) каких категорий транспортных средств идет речь?
Понятие «транспортное средство» до настоящего времени так и не нашло закрепления в ГК РФ, хотя и упоминается в целом ряде статей Гражданского кодекса РФ (ст. 426, 510, 607, 625 и др.) [2]. Определение данного понятия дано в ст. 2 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», согласно которой под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем [3]. Несомненно, в контексте названного закона данное понятие необходимо, однако трудно согласиться с его полнотой и достаточностью.
Кроме того, категория «Транспортное средство» закреплено и Общероссийском классификаторе основных фондов [8], где хотя и не содержится определение данному понятию, но перечисляются всевозможные виды транспортных средств: от средств автотранспортных до колясок инвалидных. Среди указанного перечня присутствуют и такие виды транспортных средств, как прицеп и полуприцепы тракторные, лодки, суда и плавучие конструкции, планеры и прочее. Таким образом, классификатор в некотором роде дополняет федеральный закон.
Однако имеются разновидности техники, которые в классификаторе в число транспортных средств не включены, ввиду несоответствия признакам «транспортного средства», например техника на гусеничном ходу. Решением данной ситуации выступает судебная практика, где отдельные категории техники отнесены к транспортным средствам. Так, например, к числу транспортных средств была отнесена и техника на гусеничном ходу, предназначенная для транспортировки людей, груза по дорогам, в том числе в виде необустроенной, но приспособленной для движения полосы земли, к которым относятся просеки и профиля [5]. Таким образом, на сегодняшний день определение транспортного средства нуждается в корректировке с учетом наработанной судебной практики и закреплении в Гражданском кодексе РФ, а Общероссийский классификатор основных фондов - в расширении перечня транспортных средств. Однако вернемся к машино-местам.
Возникает вопрос - какие виды транспорта собственник или владелец вправе разместить на принадлежащем ему машино-месте и вправе ли он разместить такие виды транспортных средств, как прицеп, полуприцеп, небольшое речное судно, лодку, небольшой летательный аппарат, которые, к слову говоря, также названы транспортными средствами и отнесены к ним вышеназванным классификатором? Законодательство об этом умалчивает, а на многочисленных форумах мировой сети собственники машино-мест активно обсуждают случаи размещения на территории подземного паркинга всевозможных видов транспортных средств, что нередко не только нарушает правила противопожарного режима, но и наносит вред целостности паркинга. Законодатель не ограничивает собственников машино-мест указанием о размещении исключительно легковых автомобилей, при этом остается важным и приоритетным соблюдение правил пользования общедолевой собственностью и правил противопожарного режима.
Следующим признаком, характеризующим понятие «машино-место», является отсутствие у его владельца возможности произвести переоборудование. Так, в соответствии со ст. 5.2.1 СНиП 21-02-99* (Свод правил стоянки автомобилей. Parkings. Актуализированная редакция) [7] в подземных стоянках автомобилей не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы.
Действительно подземный паркинг - это единое сооружение, оснащенное сложными инженерными коммуникациями, возводимое и сдаваемое в эксплуатацию согласно разра-
122
вестник Российского университета кооперации. 2018. № 2(32)
ботанному проекту, который согласовывается и утверждается в предусмотренных законом органах нормативно-правового регулирования. Следует учитывать, что, как правило, подземные паркинги оснащаются системами сприн-клерного автоматического пожаротушения, системами вентиляции, системами контроля загазованности, системами автоматической пожарной сигнализации, системой оповещения о пожаре и управления эвакуацией. Принимая во внимание все многообразие оборудования, переоборудование машино-места в отдельный гараж является недопустимым.
Машино-место характеризуется наличием определенной площади. Поскольку площадь, отведенная под машино-место, - это часть зданий, сооружений, являющихся изначально совместной собственностью, то возникает вопрос, по какому принципу должны быть определены размеры и границы одного машино-места. Должно ли это быть равное распределение площади или площадь под машино-место должна учитывать размеры имеющегося в собственности транспортного средства? Вопрос получил разрешение с принятием Приказа № 792 [6]. Так, в соответствии с приказом Министерства экономического развития РФ от 07.12.2016 г. № 792 «Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места» минимально допустимые размеры машино-места - 5,3 х 2,5 м; максимально допустимые размеры машино-места - 6,2 х 3,6 м [6].
При этом законодатель предусматривает возможность изменения границ машино-места, при условии соблюдения требования, установленного п. 1.1. ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», предусматривающего, что при разделе машино-мест или при изменении границ между смежными машино-местами не допускается образование машино-места площадью, не соответствующей установленным органом нормативно-правового регулирования требованиям к минимально и (или) максимально допустимым размерам машино-места [4]. Актуальным вопросом остается то, что не все машино-места подлежат оформлению в собственность. Действительно, размеры машино-мест в подземных паркингах формировались по классу автомобиля, подлежащего размещению на парковке. В связи с этим в паркингах, как правило, заранее проектируются места для малолитражных автомобилей, чья длина не более 3,7 м и ширина - 1,6 м. Однако если границы нового машино-места не совпадают с границами других помещений или смежных машино-мест, либо площадь машино-
места не соответствует требованиям законодательства, органы Росреестра могут отказать в регистрации данного вида недвижимости.
Следующим признаком машино-места является то, что в отличие от иного нежилого помещения, имеющего, как правило, физические ограничители (перегородки и стены), машино-место имеет весьма условные границы, зафиксированные лишь в технической документации, хотя не исключается наличие неких конструктивных элементов (часть стены здания). Площадь машино-места определяется не только привязкой к общей конструкции здания, сооружения, но и путем нанесения разметки на напольном покрытии или нанесения наклеек.
Не следует забывать о такой разновидности автостоянок (паркинга), как механизированные стоянки, которые, в соответствии со ст. 5.2.26 СНиП 21-02-99* (Свод правил стоянки автомобилей. Parkings. Актуализированная редакция), могут быть следующих разновидностей: башенными, многоэтажными, стеллажными многоярусными, роторными, трехмерными матричной системы. Все эти разновидности паркинга предполагают наличие определенного сложного механизма, использующего различные подъемники и двухкоординатные манипуляторы, подающие, принимающие и распределяющие автомобили по навесным ячейкам в разнообразном порядке, в зависимости от разновидности основного механизма [7].
В связи с этим возникает закономерный вопрос - является ли машино-местом ячейка в механизированной стоянке? Каким образом определять границы машино-места в данном случае и закреплять их в технической документации для постановки на учет? К сожалению, законодатель пока не дает ответа. Также следует согласиться с точкой зрения А.А. Мещеряковой, о том, что незакрепленность в нормативной базе парковочных мест в качестве объектов недвижимости затрудняет распоряжение ими, а также оставляет возможность для махинаций строительных компаний, которые связаны с незаконной регистрацией парковок в качестве иных объектов недвижимого имущества [11].
Какие же выводы можно сделать в заключение? Несмотря на то, что имеются затруднения с практической точки зрения, введение понятия «машино-место» в гражданский оборот в качестве самостоятельного недвижимого имущества является позитивным шагом законодателя. Это должно придать стабильность гражданско-правовому обороту машино-мест и, как следствие, коммерческую привлекательность для потенциальных инвесторов.
Список литературы
1. Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 г. № 190-ФЗ // Рос. газ. 2004. 30 дек. № 290.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ч. 1) // Рос. газ. 1994. 8 дек. № 238-269.
3. О безопасности дорожного движения: федер. закон от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ (ред. от 26.07.2017 г.; с изм. и доп., вступ. в силу с 15.07.2016 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 50, ст. 4873; 2016. № 27 (ч. 1), ст. 4229.
4. О государственной регистрации недвижимости: федер. закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ (ред. от 28.02.2018 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2015. № 29 (ч. 1), ст. 4344; 2017. № 27, ст. 3938.
5. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 20.09.2004 г. № Ф04-6774/2004 (А75-4786-15). URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2018).
6. Об установлении минимально и максимально допустимых размеров машино-места: приказ Министерства экономического развития РФ от 07.12.2016 г. № 792. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.02.2018).
7. СП 113.13330.2012. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*: утв. приказом Минрегиона России от 29.12.2011 г. № 635/9. URL: http://www. consultant.ru (дата обращения: 12.02.2018).
8. Общероссийский классификатор основных фондов: принят и введен в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 г. № 2018-ст. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2018).
9. Киракосян С.А. Правовой режим парковоч-ного места: опыт российского регулирования, судебная практика и перспективы развития // Правовые вопросы недвижимости. 2016. № 2. С. 5-8.
10. Лазаренкова О.Г. Проблемы определения правового статуса парковочного места (машино-места) как объекта недвижимости // Правовые вопросы недвижимости. 2016. № 2. С. 9-11.
11. Мещерякова А.А. Машино-место как объект гражданских прав // Молодой ученый. 2017. № 51. С. 232-235.
12. Синцов Г.В. Правовая оценка возможности признания парковочных мест недвижимым объектом // Правовые вопросы недвижимости. 2016. № 1. С. 14-16.
КОНОБЕЕВСКАЯ Ирина Михайловна - кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса. Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Россия. Саратов. E-mail: ikonobeevskaya@yandex.ru.
KONOBEEVSKAYA, Irina Mikhaelovna - Candidate of Science (Law), Associate Professor of the Department of Civil Law Process. National Research Saratov State University named after N.G. Chernyshevsky. Russia. Saratov. E-mail: ikonobeevskaya@yandex.ru.
УДК 342.55
К ВОПРОСУ О СУБЪЕКТАХ ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ*
Т.Н. Михеева
Статья посвящена подробному анализу и оценке действующих субъектов общественного контроля, а также обоснованию включения в данный процесс новых участников. Расширение субъектов общественного контроля позволит придать дополнительное ускорение институту общественного контроля, повысит его роль и авторитет в российском обществе. В настоящее время субъекты общественного контроля в целом получили законодательное регулирование, однако практика показывает, что перечень субъектов не является полным. За его пределами остаются важные элементы гражданского общества, имеющие большой общественный ресурс и стремление участвовать в контроле за деятельностью органов власти.
Ключевые слова: общественный контроль; субъекты общественного контроля; общественные объединения; граждане.
T.N. Mikheyeva. TO THE QUESTION OF THE SUBJECTS OF PUBLIC CONTROL
The article is devoted to the detailed analysis and evaluation of the existing subjects of public control,
*Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках грантового проекта №2 18-011-00108.