Научная статья на тему 'Необходимость, способы и институты государственного стимулирования инновационной активности организаций'

Необходимость, способы и институты государственного стимулирования инновационной активности организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
437
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СТИМУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / STATE INNOVATIVE POLICY / STATE REGULATION / STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатурян Арутюн Арутюнович

В статье исследуются теоретические положения в области инновационной деятельности организаций, анализируется государственная политика России в области развития инноваций, формулируются предложения и рекомендации, позволяющие более глубоко, системно и комплексно исследовать проблемы стимулирования инновационной активности организаций

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity, ways and institutions of state stimulation of innovative activity in organizations

In article theoretical provisions on innovative activity of the organizations are investigated, the state policy of Russia in the field of development of innovations is analyzed, offers and the recommendations are formulated, allowing is deeper, system and in a complex to investigate problems of stimulation of innovative activity of the organizations.

Текст научной работы на тему «Необходимость, способы и институты государственного стимулирования инновационной активности организаций»

УДК 336.581

НЕОБХОДИМОСТЬ, СПОСОБЫ И ИНСТИТУТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ

Арутюн Арутюнович Хачатурян, д. э. н., проф., проф. кафедры финансы и кредит

Тел.: 783-68-48, e-mail: karutyun@yandex.ru Московский университет имени С. Ю. Витте http://muiv.ru

В статье исследуются теоретические положения в области инновационной деятельности организаций, анализируется государственная политика России в области развития инноваций, формулируются предложения и рекомендации, позволяющие более глубоко, системно и комплексно исследовать проблемы стимулирования инновационной активности организаций.

Ключевые слова: государственная инновационная политика, государственное регулирование, стимулирование инновационной деятельности.

Политика Российской Федерации в области развития науки и технологий направлена на обеспечение стратегических национальных приоритетов, к которым относятся: повышение качества жизни населения, достижение экономического роста, развитие фундаментальной науки, образования, культуры, обеспечение безопасности страны. Переход страны к инновационному пути развития на основе избранных приоритетов требует адаптации научно-технического комплекса к условиям рыночной экономики, обеспечения взаимодействия государственного и частного капитала в целях научно-технического развития, рационального сочетания государственного регулирования и рыночных механизмов.

Вмешательство государства в процессы реформирования научно-технической сферы вызвано в первую очередь ограниченной ролью рыночных механизмов в этих процессах.

Частный предпринимательский сектор зачастую не заинтересован или не способен реализовать инновационные проекты, требующие значительных издержек и отличающиеся к тому же высокой степенью риска. Как известно, результаты ряда фундаментальных научных исследований не могут быть коммерциализированы. Только государство располагает комплексом мер прямого и косвенного использования научно-технического потенциала в интересах диверсификации и роста конкурентоспособности российской экономики.

Государственная инновационная политика является частью социально-экономической политики и направлена на совершенствование государственного регулирования, развитие и стимулирование инновационной деятельности. Она реализуется с помощью экономических, нормативно-правовых и иных механизмов государственной поддержки. Государственная инновационная политика Российской Федерации формируется с учетом предложений субъектов Российской Федерации, а также муниципальных образований. К числу основных задач государственной инновационной политики относят создание благоприятного климата для развития инновационной деятельности и привлечения частных инвестиций.

Проблема государственного регулирования (вмешательства государства в экономику через различные инструменты) является свойством самых разных экономическим систем. И нередко не сам факт регулирования или нерегулирования экономики становится поводом для критики, а именно сама система. Так, по мнению В.И. Мунтияна, само государственное регулирование, к которому начали возвращаться во многих странах мира, оказалось в ситуации кризиса. «Не понятно только, почему как политики, так и ученые, которые занимаются проблемами экономического кризиса, боятся честно признаться, что сама

капиталистическая система со своей рыночной моделью экономики по сути кризисная. И как эту систему не модернизируй, все равно ее путь обречен, от кризиса к кризису» [1].

Однако, по нашему мнению, даже если согласиться с тем, что экономический кризис, циклы - неотъемлемое свойство рыночной экономики, нельзя согласиться с отсутствием необходимости вмешательства государства в экономику хотя бы для того, чтобы эти кризисы сглаживать.

В числе основных причин, по которым необходимо поддерживать инновационную деятельность, отмечаются:

- невозможность концентрации финансовых ресурсов отдельными хозяйствующими субъектами для реализации масштабных инноваций;

- нецелесообразность внедрения масштабных инноваций для отдельных хозяйствующих субъектов из-за относительно низкой экономии от масштаба производства, ограниченных рынках сбыта отдельно взятого субъекта;

- дублирование расходов на НИОКР различными субъектами инновационной активности приводит к удорожанию потенциальных инноваций;

- большинство инноваций связаны с успехами фундаментальной науки, однако, как правило, фундаментальные исследования не могут быть коммерциализированы;

- - неопределенность результата инновационного проекта, длительные сроки окупаемости вложений;

- сложность оценки сопряженных инновационных эффектов (например, за счет применения технологии в других отраслях);

- высокая стоимость новых видов продукции и услуг сильно ограничивает спрос,

- отсутствие стимулирования спроса на первоначальном этапе со стороны государства.

Наличие выше перечисленных причин может исказить реальную потребность и затормозить распространение инноваций, имеющих важное значение для экономики [2].

Недостаток финансовых средств - проблема для любого предприятия. Для инновационного предприятия эта проблема стоит особенно остро. Необходимо, чтобы малый инновационный бизнес имел доступ ко всем видам финансирования, целевому бюджетному финансированию, инвестиционным ресурсам или заемным средствам. В рамках комплексной целевой программы обеспечивается получение малыми инновационными предприятиями необходимых финансовых ресурсов всех видов. На этапе формирования и становления малое предприятие нуждается в субсидировании своих расходов.

Следовательно, государство должно осуществлять сбалансированную политику, распределяя ресурсы поддержки между стимулированием НИОКР и стимулированием инноваций (возможностей для появления новых устройств, приборов, и т.д.).

Государству следует реализовывать свою инновационную политику одновременно по трем направлениям:

1. Обеспечение инноваторов финансовыми ресурсами;

2. Создание обеспечивающих продвижение инноваций систем маркетинговых, консалтинговых и инжиниринговых фирм, инвестиционных «рисковых» компаний и банков, бирж технологий, а также формирование благоприятной инфраструктуры рынка, включая государственные (федеральные и региональные) программы создания наукоградов (технополисов), технопарков, свободных экономических зон;

3. Выработка единых цивилизованных правил и механизмов координации деятельности всех субъектов рынка инноваций на взаимовыгодной основе кооперирования «по интересам» на разных стадиях технологических циклов, обеспечивающих расширенное воспроизводство инноваций и распространение действия данного механизма на другие сферы жизнедеятельности (социальные инновации).

Поддержка инновационной деятельности государством может осуществляться как непосредственно, когда государство в лице отдельных органов власти выступает инициатором НИОКР, инновационных проектов, так и косвенно, опосредованно, через различные

механизмы стимулирования, поддержки инновационной деятельности через создание экономических, правовых и иных механизмов стимулирования инновационной деятельности.

По мнению автора, разделение мер поддержки на прямые и косвенные достаточно условно, многие экономисты классифицируют меры поддержки по разному в зависимости от принятых определений. Например, П. Н. Завлин относит формирование государственной инновационной инфраструктуры к прямым мерам поддержки [2], а А. И. Самоедков -к косвенным [3]. Поскольку для целей данной статьи классификация мер поддержки не имеет определяющего значения, ограничимся определением основных видов и способов государственной поддержки инновационной деятельности.

Значение косвенных методов государственной поддержки определяется прежде всего тем, что опосредованное стимулирование требует значительно меньших бюджетных затрат по сравнению с прямым финансированием, и в то же время им может быть охвачен гораздо больший круг инновационных субъектов.

Ряд исследователей отмечает, что прямая поддержка заключается в непосредственном бюджетном финансировании конкретных работ и организаций в виде оплаты, выполненных по государственным контрактам исследований и разработок, инвестирования в уставный капитал организаций, предоставления государственного кредита и др. А косвенная поддержка представляет собой создание государством условий, направленных на привлечение в научно-инновационную сферу средств частных инвесторов и кредиторов, в том числе на стимулирование фирм к самофинансированию НИОКР. Она может оказываться в виде предоставления налоговых и таможенных льгот, выдачи государственных гарантий, субсидирования процентных ставок по банковским кредитам и другими способами [4].

М. А. Бендиков и И. Э. Фролов выделяют такие виды государственной поддержки как

[5]:

- прямая бюджетная поддержка разработки, коммерциализации и внедрения новых продуктов и технологий;

- косвенная поддержка разработки, коммерциализации и внедрения новых продуктов и технологий через фискальные меры и налоговую политику;

- инвестиции в систему образования;

- поддержка критических элементов хозяйственной инфраструктуры, жизненно необходимой для функционирования современной экономики.

В соответствии с действующим законодательством, государственная поддержка инновационной деятельности представляет собой «совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с действующим российским законодательством в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность» [6].

Выделяют два типа органов в государственном механизме поддержки инновационного развития. С одной стороны, это так называемые органы общей компетенции, для которых данное направление является частью их функций и полномочий. Это глава государства, Федеральное Собрание, Правительство РФ, ряд федеральных органов исполнительной власти (в какой-то мере даже суды с их правозащитной функцией особенно арбитражные суды), представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта РФ, коллегиальный орган исполнительной власти субъекта РФ, представительные органы муниципальных образований, главы муниципальных образований, главы местных администраций. С другой стороны, это специальные органы - либо в их названиях фигурируют слова «инновация», «наука», либо целенаправленность деятельности видна из иных параметров. К ним примыкают специализированные учреждения государственного, муниципального или смешанного профиля.

В настоящее время на федеральном уровне в число органов общей компетенции, ответственных за научно-техническую и инновационную политику страны, входят Прези-

дент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, ряд федеральных органов исполнительной власти.

Президент Российской Федерации, как гарант Конституции РФ, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, а также определяет основные положения государственной политики, в том числе в сфере развития и поддержки национальной инновационной системы. Контуры будущей государственной политики в области развития и поддержки инноваций намечаются Президентом в его ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации.

При Президенте Российской Федерации действует консультативный Совет по науке, технологиям и образованию, созданный для информирования главы государства о положении дел в сфере науки, технологий и образования, обеспечения его взаимодействия с научными организациями и образовательными учреждениями, деятелями науки и образования, выработки предложений Президенту Российской Федерации по актуальным вопросам государственной научно-технической и инновационной политики, государственной политики в области образования. Также при Президенте Российской Федерации в 2009 г. создана Комиссия по модернизации и технологическому развитию экономики России [7].

В 2000-м году в рамках процесса реформирования Совета Федерации был создан Г осу-дарственный Совет Российской Федерации - совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства по вопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти. В число основных задач Г осударст-венного совета входят и те, которые можно распространить и на сферу поддержки инноваций.

Федеральное Собрание Российской Федерации является двухпалатным парламентом Российской Федерации, одной из основных функций которого является принятие законов. Законодательное обеспечение государственной инновационной политики в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации осуществляется, в том числе, через комитеты - по образованию и науке, по экономической политике, предпринимательству и собственности, по промышленной политике и другие. В Государственной Думе имеются комитеты по экономической политике и предпринимательству, по промышленности, по науке и наукоемким технологиям, образованию и другие.

При Правительстве Российской Федерации функционирует ряд совещательных и координационных органов, обеспечивающих проведение государственной инновационной политики. Так, Правительственная комиссия по высоким технологиям и инновациям является постоянно действующим органом, осуществляющим координацию деятельности органов исполнительной власти и взаимодействие с государственными академиями наук, общественными объединениями, организациями науки и иными заинтересованными организациями по разработке и реализации мероприятий, направленных на осуществление государственной политики в сфере развития научно-технического комплекса и национальной инновационной системы, включая вопросы научной, научно-технической деятельности, а также развития высокотехнологичных секторов экономики.

Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, а также в сфере воспитания, опеки и попечительства, в отношении несовершеннолетних граждан, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, а также по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере образования, воспитания, научной, научно-технической и инновационной деятельности, включая деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования, ведущих научных школ, национальной исследователь-

ской компьютерной сети нового поколения и информационное обеспечение научной, научнотехнической и инновационной деятельности.

Структурным подразделением Минобрнауки РФ, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, государственного учета результатов научно-технической деятельности, подготовки научных и научно-педагогических кадров, является Департамент государственной научно-технической и инновационной политики.

В 2010 г. в целях обеспечения организации предоставления субсидий и проведения конкурса на право получения субсидий на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства был создан Координационный совет по государственной поддержке развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства [8].

Задачи поддержки инновационного развития в пределах своих полномочий решают и другие органы исполнительной власти. Так, например, Минрегионразвития РФ осуществляет организацию разработки федеральных целевых программ, в том числе регионального и территориального развития, научно-технических и инновационных программ и проектов, функции государственного заказчика (заказчика-координатора) таких программ и проектов в установленной сфере деятельности.

Принципы государственной поддержки инновационной деятельности можно разделить на три группы:

а) долгосрочные социально-экономические:

- программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки,

- приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;

- опережающее развитие инновационной инфраструктуры,

- обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,

- целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.

б) среднесрочные в сфере государственно-частного партнерства:

- приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственночастного партнерства для стимулирования инновационной деятельности,

- доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства,

- защита частных интересов и поощрение частной инициативы.

в) к третьей группе следует относить информационно-коммуникативные (обеспечительные) публичные функции, в частности, публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационнотелекоммуникационной сети Интернет.

Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К формам государственной организационно-экономической поддержки инновационной деятельности, в их расширенном толковании, следует относить:

- разработку и утверждение в установленном порядке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, перечня критических технологий федерального уровня, прогнозов технологического развития Российской Федерации, обеспечение их инновационной направленно -сти,

- разработку и реализацию за счет средств бюджета федеральных и региональных программ и проектов инновационной направленности, обеспечение разработки и реализации отраслевых (ведомственных) программ инновационной направленности,

- участие государства в продвижении инновационной продукции на внутренний рынок путем размещения государственных заказов и закупки инновационной продукции для государственных нужд,

- создание и содействие созданию субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры, государственных институтов развития инновационной направленности,

- создание организационных и экономических условий для ресурсного обеспечения инновационной деятельности, в том числе обеспечение инновационной деятельности государственными информационными ресурсами, а также подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность,

- охрану прав и законных интересов авторов результатов научной и/или научнотехнической деятельности и иных правообладателей,

- техническое регулирование в интересах технологического перевооружения производства на основе отечественных и зарубежных результатов научной и научно-технической деятельности,

- организацию международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере, содействие реализации отечественной инновационной продукции за рубежом,

- иные организационно-экономические формы государственной поддержки инновационной деятельности, не противоречащие российскому законодательству.

Литература

1. Мунтиян В. И. СНГ и мировой финансовый кризис // Инновации. - 2008. - № 12.

2. Основы инновационного менеджмента / под ред. П. Н. Завлина, А. К. Казанцева, Л. Э. Миндели. - М.: Экономика. - 2006.

3. Самоедков А. И. Стимулирование инновационной активности российских предприятий // Материалы XX научно-практической конференции «Россия. Инновации. XXI век». - М. - 2009.

4. Марков В. В., Мотовилов О. В. Оценка бюджетной эффективности инновационнонаправленных налоговых льгот // Вестник СПбГУ. Серия 5: Экономика. Вып. 2. - 2009.

5. Бендиков М. А., Фролов И. Э. Инновационный потенциал и модернизация экономики: отечественный и зарубежный опыт // Менеджмент в России и за рубежом. - 2006. - № 1.

6. Федеральный закон от 21 июля 2011 г. № 254-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

7. Указ Президента РФ от 20 мая 2009 г. № 579 «О Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России».

8. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11 мая 2010 г. № 475 «Об утверждении Положения о координационном совете по государственной поддержке развития кооперации российских высших учебных заведений и организаций, реализующих комплексные проекты по созданию высокотехнологичного производства».

NEED, WAYS AND INSTITUTES OF THE STATE STIMULATION OF INNOVATIVE ACTIVITY OF THE ORGANIZATIONS

In article theoretical provisions on innovative activity of the organizations are investigated, the state policy of Russia in the field of development of innovations is analyzed, offers and the recommendations are formulated, allowing is deeper, system and in a complex to investigate problems of stimulation of innovative activity of the organizations.

Keywords: state innovative policy, state regulation, stimulation of innovative activity of the organizations.

Arutyun Arutyunovich Khachaturian, doctor of Economics, professor, professor of chair finance and credit Moscow university S.Yu. Vitte

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.