МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х
6. Коноплянник Т.М., Николаенко А.В. Системный, междисциплинарный подход к устойчивому развитию в условиях глобализации// Вестник Псковского государственного университета. Серия: Экономика. Право. Управление. 2015. № 2. С. 107-114.
7. Николаенко А.В. Экология и проблемы ее экономики в современном мире// В сборнике: Россия в условиях экономических и политических ограничений: от вызова к возможностям. Сборник научных трудов по итогам научно-практической конференции молодых ученых Санкт-Петербургского ГЭУ. Под редакцией: Карлик А.Е. 2014. С. 363-365.
© Козлова Н.В., 2016
УДК 346.7
Анна Олеговна Комиссарова
КРАГСиУ, студент г.Сыктывкар, РФ e-mail: aokomissarova@mail.ru
ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ
Аннотация
Статья посвящена правовому регулированию инновационной деятельности на территории Республики Коми. Рассмотрены основы государственно-правового регулирования в РФ, в Республике Коми. Определен перечень наиболее распространенных мер государственной поддержки.
Ключевые слова
инновация, инновационная деятельность, государственно-правовое регулирование, государственная
поддержка инновационной деятельности
Согласно федеральному закону № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.
Возрастающее значение инновационных идей и процессов для экономики привело к необходимости государственного регулирования инновационных процессов, государственного управления инновационной деятельностью.
Государство должно регулировать инновационный процесс, так как в настоящее время именно он определяет перспективы развития страны.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 525 от 11.05.1999 г. «Об образовании правительственной комиссии по научно-технической политике» основным органом, координирующим деятельность министерств и ведомств в научно-технической и инновационной областях, является Правительственная комиссия по научно-технической политике, которую непосредственно возглавляет Председатель Правительства.
Основными функциями комиссии является обеспечение согласованной работы федеральных органов исполнительной власти и исполнительных органов субъектов РФ, Российской академии наук, отраслевых академий наук по формированию и реализации государственной научно-технической политики, стимулирование реализации в производстве научно-технических достижений, определение путей реформирования научно-технической сферы в условиях рыночной экономики.
А также некоторые функции государственных органов в инновационной сфере:
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_
- аккумулирование средств на научные исследования и инновации;
- координация инновационной деятельности;
- стимулирование инноваций, конкуренции в данной сфере, страхование инновационных рисков;
- создание правовой базы инновационных процессов, особенно системы защиты авторских прав инноваторов и охраны интеллектуальной собственности;
- кадровое обеспечение инновационной деятельности;
- формирование научно-инновационной инфраструктуры;
- обеспечение социальной и экологической направленности инноваций;
- повышение общественного статуса инновационной деятельности;
- региональное регулирование инновационных процессов;
- регулирование международных аспектов инновационных процессов.
Важнейшим элементом воздействия государства на инновационный процесс является правовое регулирование.
Конституция РФ определила научно-технический прогресс как главные факторы удовлетворения материальных и духовных потребностей. Гражданам РФ гарантируется свобода научно-технического творчества. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст.44).
Нормы Конституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями.
Также регулирование вопросов развития инновационной деятельности осуществляется с учетом следующих нормативно-правовых актов:
- «Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года» (утв. Правительством РФ 14.05.2015 г.) - правовой обеспечение организационного и финансового стимулирования инновационной деятельности;
- Распоряжение Правительства РФ № 1662-р от 17.11.2008 г. «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.» - правовой обеспечение организационного и финансового стимулирования инновационной деятельности;
- федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» - правовой обеспечение организационного стимулирования инновационной деятельности;
- федеральный закон № 70-ФЗ от 7.04.1999 г. «О статусе наукограда РФ» - правовой обеспечение функционирования территорий инновационной деятельности;
- федеральный закон № 116-ФЗ от 22.07.2005 г. «Об особых экономических зонах РФ» - правовой обеспечение функционирования территорий инновационной деятельности;
- федеральный закон № 139-ФЗ от 19.07.2007 г. «О российской корпорации нанотехнологий» -правовое обеспечение центров разработки и реализации наукоемких технологий;
- федеральный закон № 284-ФЗ от 25.12.2008 г. «О передаче прав на единые технологии» - правовое обеспечение объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации;
- федеральный закон № 316-ФЗ от 30.12.2008 г. «О патентных поверенных» - правовое обеспечение объектов интеллектуальной собственности и средств индивидуализации;
- федеральный закон № 359-ФЗ от 14.12.2015 г. «О федеральном бюджете на 2016 год» - правовой обеспечение финансового стимулирования инновационной деятельности;
- Письмо Президента РФ № Пр-576 от 30.03.2002 г. "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу";
- Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2020 года (проект);
- Закон Республики Коми № 104-РЗ от 15.11.2006 г. «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми» и др.
В соответствии со ст.72, 73 Конституции РФ вопросы науки находятся в совместном ведении государства и субъектов. Это дает регионам право самим принимать собственные законы.
На территории Республики Коми государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в соответствии с законом Республики Коми № 104-РЗ от 15.11.2006 г. «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми» и иными нормативными
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 ISSN 2410-700Х_
правовыми актами Республики Коми.
Основными задачами научно-технической политики Республики Коми являются:
- развитие правовой базы в сфере регулирования научной деятельности в республике;
- создание инфраструктуры научной, научно-технической и инновационной деятельности, обеспечивающей интеграцию потенциала науки, образования и производства;
- формирование республиканского заказа на научную и научно - техническую продукцию для академической, вузовской и отраслевой науки, направленного на решение социально-экономических проблем республики;
- концентрация ресурсов научного потенциала республики на решение приоритетных направлений научно-технической деятельности в сфере экономики, экологии, развития наукоемких технологий, совершенствования национально-государственных отношений;
- развитие научных исследований, имеющих прикладной характер;
- развитие изобретательства и рационализаторства, поддержка патентоведения и коммерческой реализации патентов;
- углубление интеграции науки и образования с целью повышения качества подготовки специалистов для новых высокотехнологичных производств;
- содействие притоку молодежи в науку и закрепление ее в сфере научной деятельности;
- содействие организации научных конференций, симпозиумов, съездов, проводимых на территории Республики Коми.
Согласно республиканскому закону основной целью государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми являются устойчивое экономическое развитие Республики Коми на основе использования ее инновационного потенциала и повышение качественных показателей уровня жизни населения Республики Коми.
Основными задачами государственной поддержки инновационной деятельности на территории Республики Коми являются обеспечение рационального сочетания механизмов государственного стимулирования субъектов инновационной деятельности и рыночных механизмов, реализация институциональной, ресурсно-кредитной, налогово-бюджетной политики, направленной на:
- освоение производства принципиально новых для Республики Коми видов продукции и технологий;
- повышение конкурентоспособности продукции, выпускаемой на территории Республики Коми;
- формирование условий, направленных на создание, развитие и эффективное использование инновационного потенциала Республики Коми;
- содействие переходу организаций реального сектора экономики на режим устойчивой инновационной активности;
- увеличение поступления налогов и сборов в бюджеты всех уровней;
- развитие инновационной инфраструктуры, в том числе создание условий для осуществления экспертного, правового и иного обеспечения инновационной деятельности;
- вовлечение в экономический и гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности и результатов интеллектуальной деятельности;
- расширение системы кадрового обеспечения инновационной деятельности.
С целью стимулирования и развития инновационной деятельности в Республике Коми субъектам инновационной деятельности предоставляется государственная поддержка в следующих формах:
- предоставление из республиканского бюджета Республики Коми субсидий;
- предоставление налоговых льгот субъектам инновационной деятельности, инновационные проекты которых включены в перечень инновационных проектов, реализуемых и (или) планируемых к реализации на территории Республики Коми;
- участие в создании юридических лиц, осуществляющих инновационную деятельность;
- предоставление средств республиканского бюджета Республики Коми на развитие инновационной инфраструктуры на территории Республики Коми в рамках государственных программ Республики Коми (подпрограмм, мероприятий государственных программ);
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-1/2016 2410-700Х
- предоставление субъектам инновационной деятельности бюджетных кредитов за счет средств республиканского бюджета Республики Коми, государственных гарантий Республики Коми;
- финансирование за счет средств республиканского бюджета Республики Коми инновационных проектов, отобранных на конкурсной основе;
- содействие созданию инфраструктуры инновационной деятельности;
- разработка механизмов поддержки инновационной деятельности;
- содействие субъектам инновационной деятельности при обращении к федеральным органам государственной власти с целью получения средств федерального бюджета;
- информационное обеспечение инновационной деятельности;
- содействие развитию кадрового потенциала в инновационной сфере;
- содействие продвижению инновационных разработок, поддержка участия и представления инновационных проектов субъектов инновационной деятельности на выставках, ярмарках, конференциях и иных информационно-рекламных мероприятиях;
- содействие развитию международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере и иное.
В 2005 году были утверждены Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, в 2006 году - Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года.
Этими документами определенны и заложены основы инновационной системы РФ, начата работа по формированию инновационной инфраструктуры и модернизации экономики на основе правовых, организационных, экономических и технологических инноваций. Список использованной литературы
1. Федеральный закон № 127-ФЗ от 23.08.1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике».
2. Постановление Правительства РФ № 525 от 11.05.1999 г. «Об образовании правительственной комиссии по научно-технической политике».
3. Закон Республики Коми № 104-РЗ от 15.11.2006 г. «О государственной поддержке инновационной деятельности на территории Республики Коми».
© Комиссарова А. О., 2016
УДК 338.984
Королева Валерия Александровна, студент Королева Евгения Александровна, студент Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Россия Научный руководитель - Пилипенко Андрей Викторович, старший преподаватель кафедры
экономики и управления на предприятии Оренбургский филиал «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Россия
УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМИ И ЭКОЛОГИЧЕСКИМИ РИСКАМИ В КОМПАНИИ
«ГАЗПРОМ НЕФТЬ»
Аннотация
В последние годы в управленческой теории и практике большое внимание уделяется проблемам организационной культуры. Анализируя содержание организационной культуры в качестве одной из ее важнейших характеристик можно выделить отношение к риску. В этой связи нам представляется, что изучение отношения к риску на современных российских предприятиях имеет большой теоретический и