Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ '

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
22
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
: маркировка товаров / прослеживаемость товаров / создание системы маркировки и прослеживаемости товаров / labeling of goods / traceability of goods / the creation of a system for marking and traceability of goods

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Д.А. Фокина, М.В. Щербакова

Рассмотрена необходимость создания системы маркировки и прослеживаемости товаров. Система маркировки и прослеживаемости товаров это необходимый элемент формирования единого цифрового евразийского пространства, так как цифровая экономика это требование сегодняшних реалий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Д.А. Фокина, М.В. Щербакова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO CREATE A SYSTEM FOR LABELING AND TRACEABILITY OF GOODS

The article presents the need to create a system for labeling and traceability of goods. The system of labeling and traceability of goods is a necessary element in the formation of a single digital Eurasian space, since the digital economy is a requirement of today's realities.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ »

УДК 338.242

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ МАРКИРОВКИ И ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТИ ТОВАРОВ

Д. А. Фокина, М. В. Щербакова

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газеты «Красноярский рабочий», 31

E-mail: darya_fokina@mail.ru

Рассмотрена необходимость создания системы маркировки и прослеживаемости товаров. Система маркировки и прослеживаемости товаров - это необходимый элемент формирования единого цифрового евразийского пространства, так как цифровая экономика - это требование сегодняшних реалий.

Ключевые слова: маркировка товаров, прослеживаемостъ товаров, создание системы маркировки и прослеживаемости товаров

THE NEED TO CREATE A SYSTEM FOR LABELING AND TRACEABILITY

OF GOODS

D.A. Fokina, M.Yu. Shcherbakova

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: darya_fokina@mail.ru

The article presents the need to create a system for labeling and traceability of goods. The system of labeling and traceability of goods is a necessary element in the formation of a single digital Eurasian space, since the digital economy is a requirement of today's realities.

Keywords: labeling of goods, traceability of goods, the creation of a system for marking and traceability of goods.

Основная цель создания системы прослеживаемости - это создание условий, при которых участники внешнеэкономической деятельности не будут иметь возможности уклоняться от уплаты таможенных, налоговых платежей, так как товары будут прослеживаться на сквозной основе в рамках Евразийского экономического союза.

Система прослеживаемости и маркировки товаров на сегодняшний день находятся на стадии разработки и активного внедрения, как на уровне Евразийского экономического союза, так и на уровне Российской Федерации.

Необходимость создания системы маркировки и прослеживаемости товаров на территории Российской Федерации основана на создании единого стандарта таможенного и налогового администрирования, предполагающее тесное взаимодействие между таможенными и налоговыми органами. Помимо этого существует необходимость модернизировать системы по контролю за оборотом товаров, которые действуют на сегодняшний день.

На сегодняшний день в сфере оборота промышленной продукции существует высокая доля фальсифицированных товаров (высокая доля незаконного оборота промышленных товаров). К примеру, в 2018 году, когда началось формирование единой системы маркировки и прослеживаемости товаров 35% всего рынка российской легкой промышленности - это

Секция «Актуальные проблемы инновационного развития предприятий: таможенный аспект»

теневой рынок (1,4 трлн. рублей по данным Министерства промышленности и торговли Российской Федерации).

В Российской Федерации в 2018 году серый сектор легкой промышленности составлял 60 %, при этом на импортные поставки приходится около 40 % (из стран ЕАЭС), а остальные 15-20 % - это неучтенное производство Российской Федерации.

Создание Евразийского экономического союза, в рамках которого были достигнуты договоренности, согласно которым национальные информационные системы стран-участниц Союза должны быть сопряжены путем создания интегрированной информационной системы. Интегрированная информационная система ЕАЭС создана в целях обеспечения прослеживаемости движения товаров от момента их ввоза на таможенную территорию Евразийского экономического союза до момента их реализации конечному потребителю.

Единое цифровое пространство ЕАЭС включает в себя несколько элементов, в том числе и цифровые рынки товаров и услуг, которые будут созданы к 2025 году в рамках Евразийского экономического союза, что определено Решением высшего Евразийского экономического совета, которым были утверждены «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [1].

В рамках цифрового рынка необходимо обеспечить свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы, что достижимо через упрощение торговых процедур, их трансформации в электронную торговлю, где основной задачей становится создание и развитие системы маркировки и прослеживаемости товаров в рамках Евразийского экономического союза.

В Евразийском экономическом союзе, создание системы маркировки и прослеживаемости началось с 2015 года, когда было введено в действие положение о необходимости маркировки меховых изделий специальными идентификационными знаками [2].

Совет Евразийской экономической комиссии утверждает характеристики способов маркировки и способы прослеживаемости товаров в рамках ЕАЭС.

Маркировке подлежат товары, которые не только ввозятся на таможенную территорию Евразийского экономического союза, но и произведенные в рамках Евразийского экономического союза.

Таким образом, отсутствие маркировочных знаков на товарах, которые подлежат маркировке, подразумевает под собой запрет их обращения на рынке Евразийского экономического союза.

При этом участники внешнеэкономической деятельности, которые ввозят на таможенную территорию Евразийского экономического союза товары, которые подлежат маркировке, маркируют их самостоятельно контрольными знаками путем обращения в компетентный орган в электронном виде.

В каждой стране-участнице Евразийского экономического союза свой компетентный орган по маркировке товаров, также компетентный орган обеспечивает контроль за оборотом контролируемых товаров.

Система маркировки базируется на том, что осуществляется информационный обмен между компетентными органами стран-участниц Евразийского экономического союза, который координирует Евразийская экономическая комиссия [3].

Таким образом, целями создания системы маркировки и прослеживаемости товаров в Евразийском экономическом союзе является:

а) создание единого цифрового пространства в рамках Евразийского экономического союза;

б) сократить количество контрафактных товаров на территории Евразийского экономического союза;

в) увеличить налоговые и таможенные платежи;

г) обеспечить защиту прав потребителей на территории Евразийского экономического союза.

В Российской Федерации Единая система маркировки и прослеживаемости товаров

вводится с декабря 2017 года и отвечает ряду целей, которые установлены законодательно (см. рисунок).

Цели создания Единой системы маркировки и про сл еживаемо сти товаров

получение оперативной и достоверной информации о

движении товаров; сокращение объемов незаконного оборота продукции; • повышение собираемости платежей

Цели создания Единой системы маркировки и прослеживаемости товаров

Создание системы маркировки товаров возможно путем введения в оборот средств индентификации и прослеживаемости, что возможно только в два базовых подхода, которые связаны друг с другом. Первый подход - это физический подход, основа которого в идентификационных знаках, которые являются физической маркировкой и способом прослеживаемости. Таким образом, физический подход - это маркировочный знак, согласно которому товар будет прослеживаться.

Вторым подходом является документальный подход или документальный тип прослеживаемости, который вводится в целях борьба с незаконным оборотом товаров из теневого сектора промышленности на российском рынке и рынке Евразийского экономического союза.

Помимо этого, документальный подход необходим для повышения фискальной составляющей при осуществлении контрольно-надзорных функций.

Таким образом, если физический подход выражен в конкретном способе маркировки, то документальный выражен через документы, согласно которым, например, налоговые органы могут отследить товары на территории страны.

Введение документального подхода маркировки и прослеживаемости товаров необходимо в следующих основных целях:

а) создать условия, благодаря которым будут устранены различные способы уклонения от уплаты таможенных и налоговых платежей;

б) ввести возможность подтвердить законности оборота контролируемых товаров на территории Российской Федерации и Евразийского экономического союза, а так же законности их при трансграничном перемещении;

б) создать тотальный контроль за операциями, которые связаны с оборотом товаров на рынке.

Таким образом, система маркировки и прослеживаемости товаров - это новелла, которая базируется на физической маркировке идентификационными знаками и прослеживаемости товаров, на основании представленных документов.

Библиографические ссылки

1. «Основные направления реализации цифровой повестки Евразийского экономического союза до 2025 года» [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org /ru/act/dmi/workgroup/Documents.pdf (дата обращения: 22.03.2020).

2. Отчет о результатах реализации странами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) пилотного проекта по введению маркировки контрольными (идентификационными) знаками шуб и меховых изделий. [Электронный ресурс]. URL: http://www.eurasiancommission.org /ru/nae/news/Pages/30-03-2018-5.aspx (дата обращения: 22.03.2020).

3. Национальная система маркировки Честный ЗНАК [Электронный ресурс]. URL: https://xn--80ajghhoc2aj1c8b.xn--p1ai/o-chestnom-znake/#0 (дата обращения: 22.03.2020).

© Фокина Д. А., Щербакова М. В., 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.