Научная статья на тему 'Необходимость создания инфраструктуры высокотехнологичной индустрии в промышленно-экономическом секторе'

Необходимость создания инфраструктуры высокотехнологичной индустрии в промышленно-экономическом секторе Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
196
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫЙ ЦЕНТР / ИНДУСТРИЯ ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ / ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СЕКТОР / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Тронина И. А.

Концептуально-методологической основой развития промышленно-экономического сектора экономики, подчеркивается в статье, является создание действенного механизма в виде инфраструктуры национальной высокотехнологической сети, представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Тронина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость создания инфраструктуры высокотехнологичной индустрии в промышленно-экономическом секторе»

26 (257) - 2012

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ

УДК 005.338.49:67.02

НЕОБХОДИМОСТЬ СОЗДАНИЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ИНДУСТРИИ В ПРОМЫШЛЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ*

И. А. ТРОНИНА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и менеджмента

Е-mail: irina-tronina@yandex. ru Государственный университет — УНПК, г. Орел

Концептуально-методологической основой развития промышленно-экономического сектора экономики, подчеркивается в статье, является создание действенного механизма в виде инфраструктуры национальной высокотехнологической сети, представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий.

Ключевые слова: интеграция, высокотехнологичный центр, индустрия высоких технологий, промышленно-экономический сектор, коммерциализация технологий.

Как известно, в России определены пять главных приоритетов развития, среди которых вопросы ресурсоэффективности и энергосбережения, в том числе разработка новых видов топлива, медицинская и фармацевтическая промышленность, ядерная физика, высокие технологии и информационное обеспечение, а также телекоммуникации и космическая сфера.

Следуя пяти стратегическим направлениям развития, государство также намерено уделять

* Статья подготовлена Информационным центром Издательского дома «ФИНАНСЫ И КРЕДИТ» при ФГБОУ ВПО «Государственный университет - учебно-научно-производственный комплекс».

постоянное внимание совершенствованию наиболее значимых видов экономической деятельности (ВЭД) и прежде всего промышленного комплекса. Продукция промышленных предприятий используется для проведения работ базового уровня - это добывающие, строительные, производственные и другие инфраструктурные работы. Без них невозможно создать и привести в действие научно-исследовательские центры в сфере высоких технологий. Посредством глобальных разработок в России планируется выпускать более конкурентоспособную продукцию как альтернативу лучшим мировым аналогам. Мировой опыт показывает, что устойчивой может быть лишь та экономика, в которой основные сектора промышленности удовлетворяют порядка 70 % внутреннего спроса [3].

Исходя из этого, можно отметить, что государство и промышленно-экономические структуры должны действовать скоординированно. Результат может быть достигнут только благодаря интеграционной согласованной работе в одном направлении.

Интеграционный высокотехнологический центр (ИВТЦ) - система стратегических единиц бизнеса и технологических процессов, ориентированная на внедрение новых технологических разработок в промышленное производство на базе интеграции научного комплекса, лабораторного и технологического оборудования, а также комплекса

бизнес-поддержки (управленческой, маркетинговой и информационной) промышленных компаний.

Ключевая особенность высокотехнологических центров - объединение в одном месте научно-образовательного центра (НОЦ), центра коллективного пользования (ЦКП), современного специализированного (экспериментального, диагностического, метрологического, высокотехнологического и производственного) оборудования, что дает возможность проявиться профессиональным навыкам и способностям по бизнес-инкубированию инновационных структур.

основной целевой установкой функционирования высокотехнологических центров является продвижение и внедрение на базе инновационных структур результатов технологических исследований и научных разработок вузов посредством создания требуемых условий для трансферта технологий и бизнес-инкубирования.

Центр позволит объединить знания, опыт и творческий потенциал научных сотрудников, инженеров-технологов, менеджеров и маркетологов в целях проведения проектно-конструкторских и высокотехнологических разработок, их научного обоснования и внедрения в производство, а также организации научно-коммуникационного обмена.

С точки зрения специализации высокотехнологический центр может быть как трансдисциплинарным, так и узконаправленным со специфическими и технологическими ограничениями. Трансдисцип-линарность определим как принцип организации научного познания, способствующий взаимодействию многих научных дисциплин в ходе решения интегрированных отраслевых и технологических проблем промышленно-экономических структур. Следует отметить, что трансдисциплинарность позволяет ученым-исследователям выходить за рамки своей научной области знания. Исходя из того, каким образом ученые-исследователи используют другие науки в своем исследовании, трансдисцип-линарность будет называться мультидисциплинар-ностью (объединение методологического и концептуального инструментариев различных областей науки), плюродисциплинарностью (взаимодействие различных научных областей без их координации), интердисциплинарностью (расположение между научными структурами, соединение, взаимодействие между ними).

Для достижения основной цели региональный центр высокотехнологичной индустрии (РЦВИ) в

рамках взаимодействия с национальной высокотехнологической сетью будет способствовать решению важных задач, среди которых:

1) научно-технологическая и инженерно-консультационная поддержка промышленно-экономи-ческих структур в сфере высоких технологий;

2) бизнес-инкубирование научно-образовательных и промышленно-экономических структур;

3) проработка и внедрение высоких технологий в деятельность промышленно-экономических структур.

к функциям РЦВи следует отнести:

• осуществление опытно-конструкторских и технико-технологических разработок по заказу промышленно-экономических структур;

• открытие доступа промышленно-экономичес-ким структурам к материально-технической базе высокотехнологичного центра в целях модернизации технологий;

• патентно-лицензионное обеспечение промыш-ленно-экономических структур и защита их интеллектуальной собственности;

• обеспечение маркетинга деятельности про-мышленно-экономических структур в сфере высокотехнологичной индустрии;

• создание условий для бизнес-инкубирования научно-образовательных и промышленно-эко-номических структур;

• поддержка научно-образовательной деятельности, проведение научно-практических конференций, семинаров и круглых столов;

• осуществление научно-технологических испытаний на базе реального хозяйствующего субъекта.

В основу формирования РЦВи должны быть положены отдельные направления и принципы работы Российской академии наук, а также корпорации РОСНАНО в области развития высокотехнологичной индустрии, международный опыт организации инфраструктуры высокотехнологичной индустрии, государственная финансовая поддержка научных и прикладных исследований в сфере высоких технологий.

Среди направлений научного развития РАН следует обратить внимание на совершенствование программ подготовки и повышения уровня квалификации инженерно-технического и управленческого персонала с учетом международных и российских требований к таким специалистам, а также развитие и модернизацию информационно-технологической

инфраструктуры РАН в целях практического использования разработок в деятельности региональных промышленно-экономических структур России.

В целях поддержки прорывных научно-исследовательских разработок в России созданы соответствующие государственные фонды, а также фонды грантовой поддержки. Так, Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ) в ходе достижения своей главной цели - финансовой поддержки фундаментальных научно-технологических исследований - выполняет следующие функции:

а) осуществляет посредством конкурса отбор инновационно-технологических проектов;

б) утверждает график и порядок выполнения проектной экспертизы и научно-технологических предложений и рекомендаций;

в) финансирует инновационные проекты и исследовательские мероприятия, а также проводит контроль использования выделенных на научно-технологическое исследование средств;

г) осуществляет финансовую поддержку международных совместных научно-исследовательских проектов;

д) проводит подготовку и распространение научных материалов о деятельности фонда;

е) принимает участие в разработке рекомендаций по совершенствованию государственной научно-технической политики в области научно-технологических исследований [2].

Российский фонд технологического развития (РФТР) занимается оказанием финансовой поддержки прикладным научным разработкам, приоритетным направлениям технологического развития науки и техники, развитию и внедрению в деятельность промышленно-экономических систем высоких технологий с ориентацией на конкретные конечные результаты. Средства РФТР выделяются на научно-технологические исследования и эксперименты в различных ВЭД и направлены на решение следующих основных задач:

• создание современной высокотехнологичной

продукции, а также повышение ее технического

уровня;

• разработку новых видов сырья и материалов;

• создание новых и совершенствование используемых технологий.

Фонд содействия развитию нанотехнологий (ФСРН) - «Форум Роснанотех» - занимается организацией торжественной церемонии вручения международной финансовой премии в сфере нано-

технологий RUSNANOPRIZE, а также Российской молодежной премии в области нанотехнологий и международного конкурса научных разработок ученых в области наноиндустрии. Фонд содействия развитию нанотехнологий также обеспечивает участие РОСНАНО и ее проектных организаций в крупнейших российских и зарубежных выставках.

На сегодняшний день наиболее оптимальной является модель создания и последующего функционирования РЦВИ, основанная на трех стратегических бизнес-единицах:

1) центра трансферта технологий (ЦТТ);

2) структурного комплекса в части зданий (союз промышленников и предприятий);

3) структурного комплекса в части технологиче с-кого оборудования.

В рамках РЦВИ, организованного в формате независимых стратегических бизнес-единиц, каждая составляющая является юридическим лицом и на основе договорных отношений осуществляет взаимоотношения с другими структурами и институтами различных организационно-правовых форм РЦВИ.

Высокотехнологический центр представляет собой совокупность самостоятельных структурных элементов, таких как Российский координационный центр развития высоких технологий, Союз промышленников и предприятий, а также университеты, ведущие фундаментальные исследования, принимающие участие в процессе научно-технологических разработок и коммерциализации высоких технологий.

В отношении структуры РЦВИ в рамках про-мышленно-экономического сектора экономики возможны альтернативные варианты:

• объединение центра трансферта технологий и союза промышленников и предприятий в одну единицу бизнеса, в то время как структурный комплекс оборудования является самостоятельной бизнес-единицей. Подобная интеграция необходима в целях снижения вероятности потери доступа в специально оснащенное помещение;

• объединение центра трансферта технологий и структурного комплекса в части оборудования в одну единицу бизнеса, в то время как структурный комплекс в части здания является самостоятельной бизнес-единицей. Подобная интеграция необходима, к примеру, в процессе обоснования окупаемости оборудования, ведущей к росту капитализации.

Генератором инновационно-технологических биснес-идей выступает высшее учебное заведение. Любая бизнес-идея возникает на этапе фундаментальных исследований (вузы), которые в основном осуществляются за счет бюджетных средств. По российскому законодательству такие разработки являются научно-исследовательскими и завершаются финансовым отчетом с экономическим обоснованием выгодности данной мероприятия. Затем следует прикладная стадия (опытно-конструкторские и технологические разработки), которая финансируется в большей степени уже частными инвесторами: промышленными компаниями, институциональными фондами. В этом случае государство либо финансирует данные проекты, либо обеспечивает необходимой инфраструктурой. Заканчивается вторая стадия разработкой прототипов, образцов, после чего идет опытное производство. На этапе завершения прикладной части инновационного проекта необходимо иметь представление, куда эту технологию внедрять. Следующий шаг - это этап коммерциализации высокой технологии, который может проходить по двум базовым сценариям:

1) новые технологии предоставляются уже функционирующим предприятиям посредством продажи патентов или лицензий;

2) организуется новый самостоятельный бизнес. Каждый сценарий находит свое применение

в зависимости от потенциальных возможностей промышленно-экономического комплекса региона, которые складываются из ряда факторов: наличие высококвалифицированного персонала, материально-технических ресурсов, накопленных знаний в научной сфере, производственно-технологического опыта, информационных ресурсов и др.

Принимая во внимание тот факт, что на сегодняшний день в России не хватает квалифицированных специалистов в сфере высоких технологий, требуемых в целях обеспечения должного уровня качества для управления результатами интеллектуальной деятельности, рекомендуется, в частности:

• совершенствовать программы подготовки и повышения уровня квалификации инженерно-технического и управленческого персонала с учетом международных и российских требований к подобного рода специалистам (одно из направлений научного развития РАН);

• в целях приобретения опыта управления результатами интеллектуальной деятельности

привлекать специалистов из-за рубежа на выгодных основаниях; • осуществлять совместные инновационно-технологические проекты с ведущими зарубежными компаниями в целях обмена опытом между специалистами [1].

Обоснованный выбор конфигурации РЦВИ зависит от совместного решения участников научно-технологического исследования, инвесторов и фондов содействия развитию высоких технологий. Окончательное решение принимается на основе комплексного анализа с учетом финансовых моделей различных вариантов конфигураций РЦВИ, а также с учетом имеющейся материально-технической базы и уровня инновационного потенциала участников технологического исследования.

Высокотехнологические центры создаются с использованием возможностей действующих научно-исследовательских центров (вузы и научно-институциональные образования). Имеющиеся в собственности этих научно-исследовательских центров научные лаборатории и соответствующее оборудование может сохраняться за их владельцем и передаваться РЦВИ на договорных условиях.

Рекомендуемая схема интеграционного взаимодействия между организациями, участвующими в развитии индустрии высоких технологий, приведена на рисунке.

Таким образом, организация высокотехнологических центров позволит объединить интересы реально существующих субъектов российской экономики, позволит региональным промышленно-экономическим системам перейти на новый уровень развития, найти начинающим предпринимателям свои ниши на инновационно-технологическом рынке.

Интеграционный высокотехнологический центр - это один из элементов государственной инновационно-технологической политики, и тем важен для государственных организаций. Он способствует воплощению целей участвующих в работе центра бизнес-структур, в частности, промышлен-но-экономических организаций, а также научных заведений.

Основным результатом организации высокотехнологических центров с целью создания эффективной инновационно-технологической инфраструктуры является активная коммерциализация высоких технологий в промышленно-экономической среде. Это позволит совершенствовать выпускаемую

Схема интеграционного взаимодействия между организациями, участвующими в развитии индустрии высоких технологий в новых конкурентных условиях

продукцию российскими промышленными предприятиями с целью повышения уровня ее конкурентоспособности.

Говоря о государственной политике в области интеграции промышленного производства, научной-образовательной деятельности в целях инновационно-технологического развития промыш-ленно-экономического сектора экономики, следует обратить внимание на нормативно-правовое обеспечение данного процесса.

С позиции министерств и ведомств, ответственных за реализацию программы в области высоких технологий, следует определить: • направления, основные элементы и принципы государственной инновационно-технологической политики в России и регионах;

• формы осуществления инновационно-технологической деятельности, а также критерии отнесения к инновациям;

• механизмы стимулирования (правовое, налоговое, таможенное, финансовое, техническое) инновационно-технологической деятельности и внедрения научно-технических результатов в деятельность промышленно-экономического комплекса.

В рамках федеральных целевых программ высокотехнологического профиля, курируемых соответствующими министерствами и ведомствами, следует оптимизировать порядок формирования и реализации инновационно-технологических проектов государственного значения.

На сегодняшний день программы развития сфер высоких технологий являются приоритетами про-

мышленно-экономической политики государства в целом. В этой связи оно должно определить направления подготовки научных кадров и специалистов для указанных сфер. Создание инфраструктуры высокотехнологичной индустрии в промышленно-экономическом секторе экономики требует персонала иного уровня, обладающего необходимыми знаниями, навыками, а самое главное - соответствующим наукоемким потенциалом. Выделенные задачи следует выполнять силами вузов, научных организаций РАН и фондов содействия развитию высоких технологий, а также промышленных союзов. Решать их необходимо одновременно под руководством координационного центра развития высоких технологий в России (ЦТТ).

Таким образом, миссией развития индустрии высоких технологий является создание высокотехнологических индустриальных производств путем концентрации достижений нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий, финансовых, кадровых и других ресурсов на прорывных направлениях развития отечественной промышленности.

К основным структурным составляющим создаваемой инфраструктуры высокотехнологичной индустрии в промышленно-экономическом секторе экономики следует отнести:

• методическую составляющую, регламентирующую безопасность разработки и внедрения высоких технологий и высокотехнологичных материалов, механизмов регулирования развития индустрии, а также обеспечивающую гармонизацию отечественных и международных нормативно-методических документов по обеспечению единства измерений и подтверждению соответствия продукции высокотехнологичной индустрии;

• аналитическую составляющую, обеспечивающую своевременное и достоверное информирование структурных подразделений индустрии о научно-исследовательских разработках, современных технологиях и кадровом потенциале в сфере высоких технологий в России и за рубежом;

• производственно-технологическую составляющую (оборудование, оснастка), которая характеризует материально-техническую базу отраслевых направлений развития высокотехнологичной индустрии.

Итак, создание регионального интеграционного высокотехнологического центра в промышленно-

экономическом секторе экономики России связано с объединением усилий ученых и специалистов в обеспечении благоприятных условий для развития высоких технологий, в разработке на их основе конкурентоспособной продукции и организации высокотехнологичных производств.

В этом случае первостепенными задачами будут являться:

1) инвентаризация осуществляемых в регионе работ и проектов в сфере высоких технологий;

2) создание информационной базы для индустрии высоких технологий;

3) внедрение достижений высоких технологий на предприятиях регионов.

Механизм создания индустрии высоких технологий в промышленно-экономическом секторе региона должен базироваться на следующих принципах:

• содержательность (высокие технологии должны быть понятными для промышленно-эконо-мических структур и уважать фундаментально-исследовательские права);

• устойчивость развития (высокие технологии должны быть безопасными, эффективными и способствовать стабильному развитию про-мышленно-экономических структур);

• безопасность (высокие технологии должны быть безопасными для жизнедеятельности промышленно-экономических структур, окружающей среды, здоровья потребителей);

• соответствие научным стандартам (высокие технологии должны соответствовать мировым научным стандартам);

• инновационность (высокие технологии должны содействовать стратегическому развитию промышленно-экономических структур);

• ответственность (высокие технологии должны быть ответственными за социальные последствия).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Инфраструктура высокотехнологичной индустрии должна создаваться в виде инфраструктуры национальной высокотехнологической сети, представляющей собой совокупность организаций различных организационно-правовых форм, выполняющих фундаментальные и прикладные исследования, осуществляющих разработки и коммерциализацию технологий, деятельность которых координируется федеральными органами исполнительной власти.

Основными задачами и функциями создания отдела индустрии высоких технологий в регионе должны стать:

1) организация и проведение региональной инвестиционной политики, направленной на обеспечение благоприятного инновационного климата и привлечение в экономику региона российских и иностранных инвестиций;

2) осуществление мониторинга реализации программ развития промышленно-экономического комплекса региона на ближайшие 3-5 лет в части ускоренного развития базовых видов экономической деятельности: радиоэлектроники, машиностроения, приборостроения;

3) мониторинг намерений промышленно-эконо-мических субъектов региона по внедрению в деятельность высоких технологий.

Таким образом, создание промышленности нового уровня - высокотехнологичной индустрии

в промышленно-экономическом секторе - является одной из важнейших и первоочередных задач. Именно это прорывное направление позволит вывести Россию на новый путь технологического развития, создать качественно новый уровень жизни людей.

Список литературы

1. Колобов А. А. Менеджмент высоких технологий: учебник для вузов. М.: Изд-во «Экзамен», 2008.

2. Российские фонды и программы. URL: http:// nauka. dvfu. ru/concursus_grant/russia.

3. Щербаков А. В. О перспективах развития высоких технологий в России. URL: http://www. expopriority. ru/ru/ obzor/index. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.