SCIENTIFIC APPROACH TO ENERGY EFFICIENCY ASSESSMENT OF COMPLEX SYSTEMS
Y.N. Arsenyev, T.Y. Davydova, V.S. Minaev
Investigate approaches to the assessment of the effective functioning of complex systems of economic and business entities in the region.
Keywords: scientific approach, energy, power, economy, efficiency, operating, rating.
Arsenjev Yurj Nikolaevich, doctor of science, Russia, Tula, Tula State University, Rus-sian Academy of National Economy and the Public Service under the President of the Russian Federation, a branch in the city of Tula,
Davydova Tatjana Yurievna, candidate of pedagogics science, docent, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University,
Minaev Vladimir Sergeevich, candidate of technical science, docent, associate dean for research work of the faculty of economics and management, Russia, Tula, Tula State University
УДК 330.341.424
НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА (НА ПРИМЕРЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
И.А. Тронина
Отражены предпосылки и целесообразность внедрения высоких технологий в деятельность ведущих промышленных предприятий Орловской области, а также сделан акцент на требования, которые могут предъявлять заинтересованные лица к региональному высокотехнологичному проекту.
Ключевые слова: инновационно-технологическое развитие, высокие технологии, региональный высокотехнологичный проект.
Инновационно-технологическое развитие выбрано в качестве одного из основных приоритетов экономического развития России. Значительные усилия государства направлены на стимулирование инновационной деятельности и перевод экономики России на высокотехнологичный путь развития.
Индикатором инновационно-технологической активности в отраслях промышленности и науки может служить информация о количестве поданных патентных заявок. В российское патентное ведомство (Роспатент) ежегодно поступает около 38000 заявок, после рассмотрения которых выдается в среднем 19000 патентов. В 2012 году суммарное количество заявок о выдаче патентов на изобретения, поступивших в Роспатент, возросло по сравнению с 2011 годом на 4,64% и составило 39 439 (в 2011 году - 37 691) [3]. Из приведенных данных видно, что количество регистрируемых в России инноваций в
несколько десятков раз меньше, чем в странах с развитой экономикой (всего в мире в этот период было выдано свыше 600 тыс. патентов).
Возможности развития России в области высоких технологий в большой мере зависят от работы чиновников федерального и регионального уровней. Основываясь на опыте зарубежных стран, можно сделать вывод о том, что при разумной децентрализации и передаче части полномочий на периферийные уровни власти можно достичь активизации инновационнотехнологических процессов, развития рыночных институтов и повышения экономической эффективности производства в промышленности.
На основе проведенного анализа промышленного сектора экономики Орловской области можно сделать следующие выводы:
- промышленный комплекс области остается одной из основных отраслей экономики, обеспечивающей решение задач, связанных с социальным развитием области;
- промышленность является базовой составляющей экономики области, ее доля в общем обороте организаций по видам экономической деятельности области составляет 38 %.
На современном этапе развития работа промышленных предприятий области основана на активном применении систем стратегического планирования и прогнозирования, изучении состояния рынка, развитии специализации производства по перспективным направлениям деятельности, повышении уровня качества и конкурентоспособности выпускаемых изделий, внедрении инновационных технологий, развитии производственной кооперации. Анализ динамики инновационно-технологической активности свидетельствует об умеренном, но устойчивом росте интереса промышленных предприятий к освоению новых технологий, разработке и внедрению инновационных продуктов. Промышленные предприятия Орловской области в инновационно-технологической деятельности делают упор на приобретение машин и оборудования, а не на исследования и новые разработки, как ведущие мировые фирмы, производящие высокотехнологичную продукцию. В 2009 году из 718 млн. рублей затрат на технологические инновации около 50 %, или 357,2 млн. рублей, составляют затраты на приобретение машин и оборудования, и только 5 % (34,7 млн. рублей) приходится на исследования и новые разработки.
Приведенные данные свидетельствует о недостаточном уровне инновационно-технологической деятельности промышленных предприятий области. В то же время обеспечение устойчивой конкурентоспособности продукции, как на внутреннем, так и внешнем рынке невозможно без активизации инновационно-технологических процессов, мотивируемых, в том числе, эффективной государственной политикой. Несмотря на недостаточный уровень развития инновационной деятельности промышленных предприятий Орловской области совместно с зарубежными партнерами построены современные высокотехнологичные производства. Среди них
предприятия пищевой промышленности, производство облицовочной плитки, огранки алмазов, сборка и производство холодильных установок.
В Орловской области есть наиболее технологически развитые предприятия, к которым приближено высокотехнологичное производство.
Базой развития науки и технологий высокотехнологичного производства являются:
1) научно-технический комплекс, представляющий собой совокупность организаций различной организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих научную, научно-техническую деятельность и подготовку научных работников, в том числе кадров высшей квалификации;
2) важнейшие прикладные исследования и разработки, промышленный потенциал, уникальные производственные и иные технологии, научно-технический задел;
3) высококвалифицированные кадры научных работников и специалистов, информационная инфраструктура, материально-техническая и опытно-экспериментальная база;
4) опыт концентрации усилий на решении сложных научнотехнических и технологических проблем национального масштаба;
5) богатые природные сырьевые ресурсы, развитая транспортная и коммуникационная инфраструктура [2].
Основной проблемой развития высокотехнологичных производств является отсутствие долговременных планов развития отрасли, четко сформулированных целей, обосновывающих требуемые для развития производств инвестиции, а также отсутствие современных технологий и оборудования, способных обеспечить увеличение экономической эффективности производства приборов.
Опыт таких стран как Италия, Франция, Япония, Республика Корея и Тайвань позволил выработать алгоритм взаимодействия государства, общества и частного бизнеса. Этот алгоритм основан на разработке прогноза по конкретной отрасли промышленности. Если этот прогноз подтверждается, и отрасль имеет хорошие шансы выхода на прочные конкурентные позиции, то в этом случае:
- формируются задачи на 10-15 лет, которые подвергаются периодической корректировке;
- определяются проблемы системного характера, которые могут препятствовать реализации поставленных целей;
- проводится анализ критически важных для развития отрасли целей;
- определяются вехи развития отрасли;
- разрабатываются планы реализации поставленных целей;
- создаются институты для принятия решений о корректировке планов развития отрасли в соответствии с получаемыми результатами.
Необходимость и целесообразность создания высокотехнологичного проекта в промышленности Орловской области должно основываться
на следующих требованиях:
- сближение науки, производства и бизнеса, ориентации проводимых НИОКР на достижение результата, выраженного во внедрении инновационных разработок в производство;
- разработка и внедрение различных схем частно-государственного финансирования НИОКР, расширение грантового финансирования работ;
- реформирование налоговой системы в направлении стимулирования развития инновационно-технологических производств;
- обеспечение защиты интеллектуальной собственности и создание стимулирующих факторов для ее использования;
- развитие инновационно-технологической инфраструктуры путем создания технопарков;
- создание системы массового и целевого информирования обо всех инновационных процессах;
- формирование структур для объединения государственного и частного капитала с целью вложения его в инновационные проекты;
- формирование предпосылок для участия инвесторов или других финансовых институтов в венчурном финансировании высокотехнологичных проектов, а также стимулированию развития венчурного инвестирования;
- подготовка профессиональных инновационных менеджеров, способных управлять инновационно-технологическими проектами, коммерциализировать полученные результаты, владеющих теоретико-практическими навыками обеспечения защиты интеллектуальной собственности.
Орловская область обладает ресурсами, необходимыми для создания и реализации высокотехнологичных проектов. Мощная научная база, представленная Г осуниверситетом - УНПК, который имеет учебно-научно- производственный комплекс, может решать множество поставленных исследовательских задач. Благодаря научно-производственным возможностям Государственного университета ведущие промышленные предприятия области смогут решать задачи высокотехнологичного развития.
С привлечением научных, исследовательских и технологических возможностей на базе насосных предприятий Группы ГМС и ОАО «Пром-прибор» (г.Ливны, Орловская область) планируется организовать высокотехнологичное производство, гибко реагирующее на запросы рынка в машиностроительной отрасли. В рамках отраслевой программы
стимулирования спроса на высокотехнологическую продукцию
в машиностроительной отрасли, корпорация РОСНАНО, предприятия ОАО «Газпром» и «Госуниверситет - УНПК» предлагается совместная работа по организации нанотехнологичного производства «Наноалмаз». Перспективу применения имеют покрытия нового поколения для газовых насосов на основе осаждения материалов в вакуумном клапане с плазменной активацией для формирования пленочной структуры защиты стенок насосного оборудования от коррозии и одновременной работы по получению газа без при-
месей. Технические характеристики прибора находятся на уровне мировых стандартов. В перспективе предполагается, что промышленные предприятия региона будут заключать контракты с Г осуниверситетом на проведение исследовательских высокотехнологичных разработок. Также интеграция технологически связанных предприятий позволит организовать структурные подразделения, ориентированные на высокотехнологичное развитие:
- инновационно-технологические центры;
- научно-технологические парки;
- научно-технологические центры нано - и микросистемной техники;
- центры коммерциализации и трансфера высоких технологий.
Интеграционное взаимодействие технологически связанных хозяйствующих субъектов в Орловской области на примере предприятий Группы ГМС и ОАО «Промприбор» в целях реализации высокотехнологиче-
- шшовационно-технологический центр,
- научно-технологический парк;
- научно-технологический центр нано- и микросистемной техники:
- центр коммерциализации и трансфера технологий
«Г осуниверситет — УНПК»
Рис. 1. Интеграционное взаимодействие технологически связанных хозяйствующих субъектов в целях реализации высокотехнологических
проектов
Построение такого способа взаимодействия с научными центрами обеспечит разгрузку промышленных предприятий и позволит заниматься производственной деятельностью, а технологические инновации для них будут разрабатывать научные центры. Способ взаимодействия промышленности и науки снимает острую проблему формирования внутреннего инновационно-технологического рынка Орловской области.
Поддержка областной администрацией активизации инновационных процессов в высокотехнологичных отраслях попросту необходима, но недостаточна. Участие администрации региона заключается зачастую лишь в
ских проектов представлены на рис. 1.
обеспечении безопасности и создании благоприятной среды для проведения российскими учеными НИОКР. Но низкий спрос на технологические инновации в первую очередь связан с состоянием конкуренции в стране.
На сегодняшний день наблюдается высокая монополизированность наукоемких отраслей промышленности и превышающие мировые нормы защитные барьеры для выхода на международный рынок.
Однако, инновационные процессы должны осуществляться естественным путем, а давление административного ресурса и бюрократизм приведут к отторжению и негативному отношению к инновациям как сотрудников, непосредственно занимающихся НИОКР, так и всех участников высокотехнологического процесса. Кроме того, российская социальная политика направлена на сохранение и увеличение рабочих мест в существующих высокотехнологичных промышленных предприятиях, а инновации в большинстве случаев нацелены на повышение производительности и автоматизацию труда, то есть на сокращение человеческих ресурсов.
Макроэкономический эффект для Орловской области от реализации высокотехнологичного проекта охватывает большое количество сфер жизнедеятельности Орловской области, стимулируя занятость, производительность, образование, внутренний спрос, развитие экономики региона, повышение инвестиционной привлекательности, и другое. Если администрация примет решение о реализации высокотехнологичных проектов в Орловской области, то получит только плюсы, развиваясь не только внутренне, но и улучшая свое положение на фоне других экономически развитых регионов России. Макроэкономический эффект для Орловской области от внедрения высоких технологий в развитие промышленности представлен на рис. 2.
\
Рис. 2. Макроэкономический эффект для Орловской области от внедрения высоких технологий в развитие промышленности
Реализация высокотехнологичных проектов всегда связана с обеспокоенностью общественности в отношении промышленной и экологической безопасности. Так реализации высокотехнологического проекта в насосной промышленности Орловской области, должно предшествовать исследование по оценке воздействия Проекта на окружающую среду (ОС), здоровье населения и безопасность общества. Исследования позволят определить основные опасности, которые потенциально могут оказать значительное воздействие на среду, и связанные с ними риски.
Для управления проектными рисками и уменьшением негативного воздействия на здоровье, окружающую среду и безопасность следует в соответствии с требованиями международных стандартов (ISO 14000, SA 8000, OHSAS 18000) разработать и внедрить интегрированную систему управления охраной труда, окружающей среды и промышленной безопасности (ОТОСБ).
Для снижения промышленных рисков, последствиями которых могут быть причинения ущерба здоровью, имуществу или окружающей среде в результате инцидента, аварии и чрезвычайной ситуации, следует разработать программу обеспечения безопасности, в соответствии с которой:
- разработать интегрированный план действий в чрезвычайных ситуациях на всех стадиях реализации высокотехнологического проекта;
- обеспечить проведение полевых учений по действиям персонала проекта в чрезвычайных ситуациях;
- разработать процедуры по расследованию несчастных случаев, инцидентов, аварийных и чрезвычайных ситуаций и подготовки отчетности по ним [1].
Прежде чем запустить проект, необходимо оценить степень влияния Проекта на развитие смежных отраслей экономики региона и России. Запуск высокотехнологичного проекта позволит оживить экономическую активность предприятий и организаций, как Орловской области, так и некоторых соседних регионов в целом благодаря их привлечению к участию в реализации и эксплуатации насосного производства, обновленного согласно современным высоким технологиям.
Список литературы
1. Измалкова С.А., Тронина И. А. Внедрение высоких технологий в
деятельность промышленно-экономических систем: интегрированный
подход. Орел.: Госуниверситет-УНПК, 2011. 121 с.
2. Тронина И.А. Необходимость создания инфраструктуры высокотехнологичной индустрии в промышленно-экономическом секторе. Региональная экономика: теория и практика. Научно-практический и аналитический журнал. № 26 (257) 2012. С.22-28
3. Федеральная служба по интеллектуальной собственности
(Роспатент) [сайт]. URL:http://www.rupto.ru/about/sod/istor spr/50
rospatent.html (дата обращения: 30.08.2013)
Тронина Ирина Алексеевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры [email protected], Россия, Орел, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет- учебно-научно-производственный комплекс»
NEED AND EXPEDIENCY HI-TECH DEVELOPMENT OF THE REGION (ON THE EXAMPLE OF THE ORYOL REGION)
I.A. Tronina
Р^ш^Нют and expediency of introduction of high technologies in activity of the leading industrial enterprises of the Oryol region are reflected, and the emphasis on requirements which interested persons to the regional hi-tech project can show is also placed.
Key words: innovative and technological development, high technologies, regional hi-tech project
Tronina Irina Alekseevna, candidate of economic sciences, docent, [email protected], Russia. Eagle, Federal public budgetary educational institution of higher education "The state university - an educational and research and production complex"
УДК 336.22
МЕТОД ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНУТРЕННЕГО НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Е.А. Самсонов
Показана методика оценки эффективности внутреннего налогового контроля в хозяйственной деятельности организации, которая позволит экономистам осуществлять плановый контроль в целях налогового планирования расчетов и платежей. Содержит подробные разъяснения, касающиеся методологии и порядка оценки исчисления налогов на примере налога на добавленную стоимость, а также порядка формирования налоговых регистров по фактам хозяйственной деятельности, в соответствии с налоговым кодексом Российской Федерации.
Ключевые слова: налоговый контроль, налоговое планирование, оптимизация налогов, налоговый аудит, налоговая проверка.
Данная методология оценки эффективности внутреннего налогового контроля в деятельности организации, позволит экономистам уменьшить вероятность принятия ошибочных решений в части исчисления и уплаты налогов и сборов, а также создание четкого механизма контроля направленного на проверку расчетов налоговых платежей в соответствии с налоговым законодательством.
В случаях применения методологии организации внутреннего налогового контроля в организации с уже существующей системой налогового