Научная статья на тему 'Необходимость социологических опросов для анализа градостроительных решений в рамках муниципальных образований'

Необходимость социологических опросов для анализа градостроительных решений в рамках муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
931
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС / МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / MUNICIPALITY / КОМФОРТНАЯ СРЕДА ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / COMFORTABLE ENVIRONMENT / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ИНФРАСТРУКТУРА / INFRASTRUCTURE / ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО НАЗНАЧЕНИЯ / ОРГАНЫ САМОУПРАВЛЕНИЯ / ДОВЕРИЕ К ВЛАСТИ / TRUST IN AUTHORITIES / OPINION POLLS / COMFORTABLE SURROUNDINGS / SOCIAL AND CULTURAL INSTITUTIONS / SELF-GOVERNMENT BODIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Иванова Зинаида Ильинична, Голомазова Тамара Николаевна

Обоснована необходимость проведения социологических опросов населения для оценки градостроительных решений и эффективности деятельности органов власти муниципального образования в области формирования качественной среды жизнедеятельности. Авторы проводят мысль о том, что ни одно решение не может быть принято без предварительного изучения общественного мнения, поскольку речь идет о самочувствии граждан и субъективном ощущении ими удовлетворенности своей жизнью, окружающим пространством.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Necessity of Opinion Polls for the Town Planning Analysis within Municipalities

The authors prove the necessity of carrying out opinion polls for the assessment of town-planning decisions and the effectiveness of municipal authorities’ activity in the field of creating a comfortable environment. The authors come up with an idea that no decision can be made without preliminary studying public opinion as it is a question of public health and subjective perception of life and environmental space. In case, the inhabitants do not trust the authorities and each other, it is impossible to create modern living standards, to solve important social problems and to realize significant for the population town-planning projects. Therefore, opinions, interests, offers and preferences of citizens concerning developed town-planning projects taking into account the balance of the main indexes, evaluation test of realized state programs of housing construction, social, cultural and household facilities and the degree of satisfaction of the population with the actions of the local authorities are to become the main subject of further research of the sociologists.

Текст научной работы на тему «Необходимость социологических опросов для анализа градостроительных решений в рамках муниципальных образований»

ISSN 2305-5502. Stroitelstvo: nauka i obrazovanie. 2014. № 1. http://www.nso-iournal.ru

УДК 711:303.425.6

З.И. Иванова, Т.Н. Голомазова

НЕОБХОДИМОСТЬ

СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ

ОПРОСОВ

ДЛЯ АНАЛИЗА

ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ

РЕШЕНИЙ В РАМКАХ

МУНИЦИПАЛЬНЫХ

ОБРАЗОВАНИЙ

Обоснована необходимость проведения социологических опросов населения для оценки градостроительных решений и эффективности деятельности органов власти муниципального образования в области формирования качественной среды жизнедеятельности. Авторы проводят мысль о том, что ни одно решение не может быть принято без предварительного изучения общественного мнения, поскольку речь идет о самочувствии граждан и субъективном ощущении ими удовлетворенности своей жизнью, окружающим пространством.

Ключевые слова: социологический опрос, муниципальное образование, комфортная среда жизнедеятельности, качество жизни, инфраструктура, объекты социально-культурного назначения, органы самоуправления, доверие к власти.

Ключевой стратегической целью развития муниципального образования является создание комфортной среды жизнедеятельности района, повышение уровня и качества жизни населения. Для достижения этой цели составляются планы стратегического развития регионов, городов, муниципальных образований. В планы закладываются перечни показателей, отражающие нынешнее состояние и дальнейшее развитие социальной сферы: уровень доходов населения в зависимости от экономической занятости, уровень жилищной обеспеченности, уровень развития инженерной и социальной инфраструктуры территории, доступность социальных и культурных благ, транспортная обеспеченность, экологические индикаторы, степень благоустроенности территории и мн. др. Формируя стратегические приоритеты социального развития, городские власти, органы местного самоуправления должны исходить из принципа необходимости и реалистичности, т. е. наличия потенциальной возможно-

Z.I. Ivanova, T.N. Golomazova

THE NECESSITY OF OPINION POLLS FOR THE TOWN PLANNING ANALYSIS WITHIN MUNICIPALITIES

The authors prove the necessity of carrying out opinion polls for the assessment of town-planning decisions and the effectiveness of municipal authorities' activity in the field of creating a comfortable environment. The authors come up with an idea that no decision can be made without preliminary studying public opinion as it is a question of public health and subjective perception of life and environmental space. In case, the inhabitants do not trust the authorities and each other, it is impossible to create modern living standards, to solve important social problems and to realize significant for the population town-planning projects. Therefore, opinions, interests, offers and preferences of citizens concerning developed town-planning projects taking into account the balance of the main indexes, evaluation test of realized state programs of housing construction, social, cultural and household facilities and the degree of satisfaction of the population with the actions of the local authorities are to become the main subject of further research of the sociologists.

Key words: opinion polls, municipality, comfortable surroundings, comfortable environment, infrastructure, social and cultural institutions, self-government bodies, trust in authorities.

The key strategic purpose of municipal education development is the creation of the comfortable environment for those who live in the district, increasing life standards and improvement of life quality of the population. For the achievement of this purpose, strategic development plans of regions, cities and municipalities are made. The plans include the lists of figures reflecting a present state of the social sphere and its further development: level of income of the population depending on the employment, housing, the level of engineering and social infrastructure development of the territory, availability of the social and cultural benefits, transport supply, ecological factors, territory comfortability and many others. When choosing strategic priorities of social development, the city authorities, local governments have to use the principle of necessity and reality, i.e. the opportunity to realize in full the designated purposes and tasks. At the same time the planned activities are to be proven by the data of opinion polls of the current financial state of population,

сти реализовать в полном объеме обозначенные цели и задачи. При этом планируемые показатели необходимо обосновать данными социологического опроса населения относительно текущего материального положения, эффективности работы транспорта, показателей здоровья населения, доступности и качества социальных и культурных услуг, т.е. измерением степени удовлетворенности населения предоставляемыми социальными благами со стороны государства, городских и муниципальных органов власти.

Основной целью проведения социологических опросов для анализа решений, принимаемых градостроительными департаментами и органами местного самоуправления, становится выявление удовлетворенности населения этими решениями: государственными программами развития жилища, инфраструктуры, социального и культурно-бытового обслуживания населения, действиями непосредственных исполнителей — муниципальных органов власти. Государственные программы «Градостроительная политика», «Жилище» предусматривают, прежде всего, объемы строительства жилья и различного рода социальных объектов. Они требуют достаточного количества средств, выделяемых на реализацию планируемых мероприятий, и сбалансированности потребностей населения и возможностей федерального или городского бюджета. Они также предполагают оптимальный выбор объектов строительства с учетом недопущения «недо-строя», приоритетности жилищного строительства и обеспечения построенного жилья социальными объектами исходя из принятых нормативов, с учетом местоположения жилых домов по отношению к объектам соц-культбыта. Решать данные задачи можно исходя из сводного баланса строительной отрасли города — совокупности финансового, материального, трудового, территориального балансов или сбалансированности всех показателей градостроительных решений. Балансы — это не только экономическая категория, они, прежде всего, заключают в себе социальные смыслы и задачи. Балансы решают вопросы, как обеспечить соответствие затрат получаемому результату или пользе: созданию для населения комфорт-

of effective transport working, population health figures, availability and quality of social and cultural services, in a whole by measurement of the rate of peoples' satisfaction with the social benefits provided by the state, city and municipal authorities.

The satisfaction of the population with these decisions becomes a main objective for carrying out opinion polls for the analysis of the decisions made by town-planning departments and local governments: state programs of housing development, infrastructure, social and cultural facilities, actions by municipal authorities. State programs "The town-planning policy", "Housing" provide, first of all, volumes of housing and different social objects construction. That demands sufficient amount of money allocated for realization of the planned activities, and balance of requirements of the population and opportunities of the federal or city budget. That also assumes an optimum choice of construction objects preventing cases of "unfinished construction", housing construction priority and providing the constructed housing with social facilities according to the accepted standards, taking into account the location of inhabited houses near social, cultural and household facilities. It is possible to solve these problems proceeding from consolidated balance of structural branch of the city — set of financial, material, labor, territorial balances or balance of all indexes of town-planning decisions. Balance is not only an economic category. First of all, it implies social meanings and tasks. Balances resolve issues how to provide correspondence of expenses and results or advantages which means creating comfortable environment to live in, improved quality of life; solving the set objectives without losses, in terms and at planned expenses, according to the solution of social problems of the region, the city, the settlement, the area.

When calculating the balances put in state programs, it is necessary to consider personal opinions on the quality of housing, medical institutions, schools, sports facilities, recreation places, places of leisure, public transport, parking for privately owned vehicles and many other things that constitute the personal idea of quality of life.

"Knowing the needs of people from various social groups and time spent on meeting

ной среды жизнедеятельности, повышению качества жизни горожан; как наиболее рационально, без лишних потерь, в планируемые сроки и при планируемых затратах решить поставленные задачи по решению социальных проблем региона, города, поселения, района?

При расчете балансов, закладываемых в государственные программы, необходимо учесть и субъективные мнения о наличии-отсутствии, достаточности-недостаточности жилья, медицинских учреждений, школ, спортивных комплексов, зон рекреации, мест досуга, общественного транспорта, парковок для личных автомобилей, правильности или неправильности организации жилого пространства микрорайона и поселения в целом и много другого, что входит в представления людей о качестве жизни.

«Зная потребности человека из различных социальных слоев, по затрачиваемому на их удовлетворение времени, — отметил первый вице-президент РААСН, руководитель творческой группы по разработке концепции биосферосовместимых городов, академик В.А. Ильичев, — можно оценить адекватность соответствующих услуг города. Например, сколько времени может человек побыть в театре, музее в период некоторого времени, если бы все жители захотели там побывать. Исчисления целесообразно вести на год, нормировать время реализации каждой функции для человека на основании статистических данных для развитых городов в зависимости от места жительства, климатических факторов, условий жизнедеятельности, этнических предпочтений и др.»

[1, с. 9].

Необходимость социологических опросов населения в рамках предложенной темы диктуется также потребностью изучения степени доверия населения к власти.

От уровня доверия людей к различным институтам власти и степени удовлетворения их деятельностью зависит не только устойчивость самой власти, степень ее легитимности, но и эффективность деятельности. Без изменения настроя людей по отношению к власти, без их «приятия власти» невозможно решать социальные проблемы ни на одном уровне организации общества, а тем более строить социальное государство.

these needs — the first vice-president of Russian Academy of Architecture and Construction Sciences, the head of creative group on development of the concept of biosphere compatible cities, the academician V.A. Ilyichev noted — it is possible to estimate the adequacy of the corresponding city services. For example, how long could a person stay at a theater or a museum in a certain period of time if all the inhabitants would like to visit there. It is expedient to make calculations for a year, to normalize time of accomplishing of each function for a person on the basis of statistical data for the developed cities depending on a residence, climatic factors, life conditions, ethnic preferences, etc." [1, p. 9].

The necessity of opinion polls within the given subject is also determined by the requirements of studying the people's confidence in the local authorities.

The level of trust of people in various government bodies and the degree of satisfaction with their activity is an important thing not only for the stability of the authorities, its legitimacy, but also for the effectiveness of its activity. Without the positive mood of people in relation towards the authorities, it is impossible to solve social problems at any level, to say nothing of building the social state.

Without high trust of citizens in the authorities and in each other it is impossible to create comfortable environment, to solve important social problems, to realize town-planning projects significant for the population. The environment comfortable from the point of view of town-planning decisions, is formed as a result of the difficult cooperation communications at various levels. It's not only the authorities and a town-planning complex that creates it, but first of all people whose relations between each other are based on trust and mutual understanding. The atmosphere of trust initiates a person to carry out actions directed towards the benefit of other people and society as a whole. At the same time, the low level of trust in the authorities and in each other on the part of Russian people, devaluation of cultural wealth, deformation of sense of justice of citizens — all these things prevent the formation of comfortable surroundings as a whole and implementation of major town-planning projects.

Без высокого доверия граждан к власти и друг к другу невозможно создать комфортную среду обитания, решать важные социальные проблемы, реализовывать значимые для населения градостроительные проекты. Комфортная с точки зрения градостроительного решения среда обитания формируется в результате сложных кооперационных связей различного уровня. В создании ее принимает участие не только власть, градостроительный комплекс, но и люди, между которыми отношения строятся на взаимном доверии и взаимопонимании. Атмосфера доверия способствует совершению человеком затратных действий, направленных во благо другим, обществу в целом. В то же время, низкий уровень доверия населения к власти, атмосфера низкого взаимного доверия россиян друг к другу, девальвация духовных ценностей, деформация правосознания граждан — все это преграды на пути формирования комфортной среды обитания в целом и реализации важнейших градостроительных проектов.

В процессе проводимых социологических исследований выясняются вопросы:

1. На чем базируется доверие населения к власти? При каких условиях население будет принимать активное участие в экспертизе градостроительных проектов и контроле над их осуществлением?

2. Какие меры будут способствовать повышению степени доверия населения к власти и более широкому его участию в различных сферах жизни территории, в т. ч. и в решении важных для района градостроительных проблем?

3. Какова роль местного самоуправления в повышении степени доверия населения к власти?

Степень доверия населения к исполнительным институтам государственной власти зависит, прежде всего, от социальной политики государства, решения жизненно важных проблем, в т.ч. жилищных, от того, насколько реализуются решения высших институтов власти, связанные с удовлетворением важнейших потребностей человека (в жилье, обеспечении необходимыми и доступными учреждениями соцкультбыта, благоприятной экологией, возможностью влиять на принятие различных решений и т.д.) на местном уровне. На понижение доверия

The sociological researches point out the following questions:

1. What is the base of trust of the population in the authorities? What are the conditions that make it possible for the population to take the fissile part in examination of town-planning projects and monitoring their results?

2. What kind of measures will promote the increase of trust of the population in the authorities and its full participation in various spheres of life of the region, including important for the region town-planning problems?

3. What is the role that local self-governing bodies play in increasing the trust of the population in the authorities?

The degree of trust of the population in the executive power bodies depends, first of all, on social policy of the state, the solution of the vital problems, including housing, on the realization of the decisions of the superior power bodies, related to the satisfaction of peoples most important needs (in housing, availability of social and cultural facilities, ecology, opportunity to influence the adoption of various decisions, etc.) at local level. The following objective factors reduce the level of trust of the population in the authorities: natural and social cataclysms, unemployment, inflation, migratory processes, low wage, dissatisfaction of the major requirements of the population, poor quality of habitat, etc. Besides, subjective factors also affect the degree of trust of the population in the authorities. The main factor is the problem of quality, in other words: how well do public officials fulfill their duties? Are they focused on respectable attitude towards the people? Do they seek to meet the needs for the comfortable surroundings created by means of well prepared town-planning projects?

The arbitrator in relationship between citizens and the authorities and the measure of their mutual trust is the law. Therefore the raising of legal trust of the population in the government is the most important thing for increasing the authority of local government bodies. In this regard it is important to find out the limits of personal rights for worthy life in a residence, or using the European indicator — the right for "healthy average life expectancy"? The "healthy average life expectancy" indicator includes a housing situation, the amount of wages, food, participation in public organizations and socie-

населения к власти работают объективные факторы: природные и социальные катаклизмы, безработица, инфляция, миграционные процессы, низкая заработная плата, неудовлетворение важнейших потребностей населения, низкое качество среды обитания и т.д. Кроме того, на степень доверия населения к власти оказывают влияние и субъективные факторы. К их числу относится, прежде всего, качество работы органов власти: насколько государственные служащие неформально исполняют свои обязанности, ориентированы на уважение к человеку, стремятся удовлетворить его реальные потребности в комфортной среде обитания, создаваемой с помощью продуманных градостроительных проектов.

Арбитром во взаимоотношениях и средством доверия населения и власти является право. Поэтому укрепление степени правового доверия населения к власти — важнейшая составляющая роста ее авторитета. В связи с этим важно выяснить, насколько человек может реализовать по месту жительства свои права на достойную жизнь, или пользуясь европейским индикатором — право на «здоровую среднюю продолжительность жизни»? Индикатор «здоровая средняя продолжительность жизни» включает жилищную ситуацию, доход, питание, участие в общественных организациях и жизни гражданского общества. Создание условий для участия граждан в жизни общества, особенно по месту жительства, важная задача, работающая на укрепление авторитета власти. Участие граждан в жизни общества, в работе местных структур, формирует высокий уровень социальной сплоченности людей. Социальная сплоченность способствует предотвращению преступности и сокращению количества нежелательных для социума деяний, повышает нормативность и социально-психологический комфорт, является эффективным средством социального контроля по месту жительства. Повышению уровня сплоченности могут способствовать продуманные градостроительные решения (по данному вопросу можно сослаться на опыт Австрии).

Человек чаще всего сталкивается с властью на уровне местного самоуправления. От института власти местного уровня непосредственно зависит удовлетворение потребно-

ty. Creation of conditions for participation of citizens in society, especially in a residence, is the important task for strengthening of the government authority. Participation of citizens in public life, in the work of local structures, forms a high level of social unity of people. Social unity promotes prevention of crime and reduces the number of unlawful actions, ensures normalization and social and psychological comfort. In a word it is an effective means of social monitoring in a residence. The increasing of unity level can be also promoted by the well thought-out town-planning decisions (it is possible to refer to the experience of Austria on the matter).

A person often interferes with the authorities at the level of local self-government bodies. They are the first to meet the needs of all the population at a local level: housing and communal service, public and ecological safety, cultural, educational and other vital needs. Local government institutions reflect the interests of the population at a basic level, integrate and activate its potential, towards the creative work for society and so promote increasing of the level of trust of people in the government. Local self-government bodies are in fact a means of self-organizing citizens. On their base it is necessary to develop the monitoring system from society over authorities, system of public examination of town-planning projects and decisions, to improve and implement the mechanisms of public control of municipal orders that will prevent corruption and help to get in practice necessary town-planning decisions. Behind the official there always have to be final consumers — the inhabitants of municipality.

In Russia there is a great experience in the research work on satisfying the population with the quality of social, cultural and household services, medical care, school education, housing and communal services activity, local authorities.

The plans of strategic development of many cities are based on the results of polls and statistical analysis. For example, the concept of the strategic development of Penza city based on the diagnostics of measurements of city development in the aspect of improving of life quality. The general objectives of the city development include three main directions:

Improvement of living standards in the

city;

стей всего населения муниципального образования: жилищно-коммунальное обслуживание, общественная и экологическая безопасность, удовлетворение культурных, образовательных и других жизненно важных потребностей. Являясь низовой самоуправленческой структурой, институты местного самоуправления в наибольшей степени отражают интересы населения, интегрируют и активизируют его потенциал, направляя в созидательное для общества русло, тем самым способствуют повышению уровня доверия людей к власти. Институты территориального самоуправления фактически выступают способом самоорганизации граждан. На их базе следует развивать систему контроля со стороны общества над органами власти, систему общественной экспертизы градостроительных проектов и решений, отрабатывать и внедрять в практику механизмы общественного контроля над муниципальными заказами, что будет противодействовать коррупции и способствовать претворению в жизнь необходимых градостроительных решений. За чиновником всегда должны стоять конечные потребители услуг — жители данного муниципального образования.

В России накоплен определенный опыт исследования удовлетворенности населения качеством предоставляемых социальных и культурно-бытовых услуг, медицинским обслуживанием, школьным образованием, деятельностью ЖКХ, муниципальных органов власти.

Планы стратегического развития многих городов сегодня разрабатываются на базе результатов опросов и статистического анализа. Например, в основу концепции стратегического развития города Пенза положена диагностика измерений городского развития в аспекте повышения качества жизни. Общие цели городского развития включают три основных направления:

повышение качества жизни в городе;

повышение конкурентоспособности городской экономики;

улучшение экологической обстановки, повышение энергоэффективности и правильное пространственное развитие города.

Качество жизни определялось на основании результатов опроса жителей города. Жители оценивали основные факторы каче-

increasing the city economy competitiveness;

improvement of ecological situation, increase of energy efficiency and proper spatial development of the city.

The results of opinion polls defined the quality of life. The inhabitants estimated major factors of life quality after which the factors were reduced to 8 groups and each group received an integral assessment [2].

In the development plan of Pyatigorsk city, the strategic objective in the social sphere was also to improve living standards and life quality: the financial position, self-realization opportunities in work and rest, comfortable environment. Regular interviews are conducted in the region to find out the rates of satisfaction of inhabitants with the life quality [3].

In pursuance of the Decree of the Russian President of 28.04.2008 No. 607 "About an assessment of effectiveness of activity of local governments of city districts and municipal areas" a series of opinion polls was carried out in Russia. The results of the polls were published in the analytical report "On the implementation of President's Decree of the Russian Federation of April 28, 2008 No. 607 "On an assessment of effectiveness of local governments of city districts and municipal areas activity" in the subjects of the Russian Federation" following the results of 2010 [4]. In these polls the main attention was paid to measurement of degree of satisfaction of the population with the activity of local governments, the quality of rendering state and municipal services, in particular, medical care, educational and public utility services.

Examples include opinion polls in Astrakhan [5], Kirov [6], the Tomsk region [7] and other republics, territories and regions of Russia. It is possible to examine the results of the researches on the sites of regional and municipal authorities.

No specialized polls devoted to the measurement of satisfaction of the population with town-planning policy of the state, the decisions of city and municipal authorities in the field of town construction have been carried out, to say nothing of the preliminary analysis of state programs of housing construction and social, cultural and household facilities in the context of all the indexes of town-planning decisions.

ства жизни, после чего факторы были сведены в 8 групп и по каждой группе получена интегральная оценка [2].

В плане развития г. Пятигорска стратегической целью в социальной сфере также объявлено повышение удовлетворенности горожан уровнем и качеством жизни: материальным положением, возможностями самореализации в труде и отдыхе, комфортной для проживания городской средой. В регионе проводятся регулярные социологические опросы населения на предмет самооценки человеком удовлетворенности своей жизнью [3].

Во исполнение Указа Президента РФ от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в России проведена серия социологических опросов. Результаты опросов изложены в аналитическом докладе «О ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в субъектах Российской Федерации» по итогам 2010 г. [4]. В данных опросах первостепенное внимание уделялось измерению степени удовлетворенности населения деятельностью органов местного самоуправления, качеством предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности, предоставления медицинской помощи, услуг в сфере образования, жилищно-коммунальных услуг.

Как пример, можно привести опросы в Астраханской [5], Кировской [6], Томской области [7] и других республиках, краях и областях России. С результатами исследований можно ознакомиться на сайтах областных и муниципальных органов власти.

Специализированных опросов, непосредственно посвященных измерению степени удовлетворенности населения градостроительной политикой государства, решениями городских и муниципальных властей в области городского строительства, а тем более, предпроектного анализа государственных программ строительства жилища и объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения в рамках сбалансиро-

The researches of the kind may exist, but most internet users have no such experience. From this point of view the discussed approach and the development of tools considering the system of integral indexes of satisfaction of the population with town-planning state programs and their implementation are innovative.

Today the majority of the population of Russia lives in the cities. It is obvious that returning to live in the countryside is impossible. What would the citizens like the city to be? It has to be biosphere compatible, i.e. meet the needs of people, but not destroy the biosphere. A post-industrial city has to combine clean air as in the countryside and fast modern transport, rural silence and a hum of the multimillion population. The well-known British architect Norman Foster writes: "... the majority of us inevitably have to accept the idea to live in the city. But it will be not that city with which we are well familiar. I know it, as the most important task of the architect is to make life in the new cities convenient and giving inner satisfaction for the lack of abuse of natural resources. We will make the cities higher, closer, safer and cleverer. They will conveniently connect to one another and become more effective" [8]. Responding to the mental needs of inhabitants, to their idea of convenient and comfortable space for vital activity is one of the main requirements of town-planning and architectural concepts. "We are also guided by unique feeling of the district — a national and local context, researches and analysis of climate, culture and the requirements of a great number of various consumers. There are a lot of opportunities for using natural resourses at housing construction, providing with ventilation and illumination of buildings and in case of working in harmony with environment, the construction project can promote protection of natural resources and conservation of energy" [9]. Practically all Norman Foster's projects conform to this requirement.

Therefore, opinions, interests, offers and preferences of citizens concerning developed town-planning projects taking into account the balance of the main indexes, evaluation test of realized state programs of housing construction, social, cultural and household facilities and the degree of satisfaction of the population with the actions of the local authorities are to become the

ванности всех показателей градостроительных решений обнаружить не удалось.

Возможно, такие исследования существуют, но данный опыт недоступен широкому кругу пользователей источников электронной информации. С этой точки зрения постановка вопроса и разработка инструментария с учетом системы интегральных показателей удовлетворенности населения градостроительными программами государства и действиями по их реализации со стороны муниципальных органов власти являются инновационными.

Сегодня большая часть населения России проживает в городах. Безусловно, возврат к сельскому образу жизни невозможен. Каким же горожане хотели бы видеть свой город? Он должен быть биосферосовмести-мым, т.е. обеспечивать удовлетворение потребностей людей, но не разрушать биосферу. Постиндустриальный город должен сочетать в себе деревенский чистый воздух и быстрый современный транспорт, сельскую тишину и гул многомиллионного населения. Известному британскому архитектору Норману Фостеру принадлежат такие слова: «.. .большинству из нас неминуемо придется свыкнуться с мыслью о проживании в городе. Но это будет не тот город, с которым мы хорошо знакомы. Мне это известно, поскольку самая важная задача архитектора — сделать жизнь в новых городах удобной и приносящей внутреннее удовлетворение в отсутствие злоупотребления ресурсами земли. Мы сделаем города выше, ближе, безопаснее и умнее. Они будут удобно соединяться между собой и станут эффективнее» [8]. Соответствие ментальным потребностям жителей, их представлению об удобном и комфортном пространстве жизнедеятельности — одно из главных требований к градостроительным и архитектурным решениям. «Мы также руководствуемся уникальным ощущением местности — национальным и локальным контекстом, исследованиями и анализом климата, культуры и потребностей множества разнообразных потребителей. Возможности для использования природы при строительстве жилья, обеспечении вентиляции и освещения зданий одинаково велики, и если действовать в гармонии с природой, то в этом случае строительный проект может способствовать

main subject of further research of a sociologist.

The main problems to be solved as part of opinion polls are:

research of degree of satisfaction of the population:

housing and house adjoining territories condition, the quality of repairs, reconstruction, esthetic shape of the area, architectural appearance of space;

quantity and quality of social, cultural and household objects, the needs of population in additional objects;

ecological characteristics of the area and measures taken for environmental protection;

actions of municipal and government bodies in the sphere of town-planning activity, including their informational openness and their readiness to meet the needs of people;

assessing the quality of services provided by housing and communal services;

identification of degree of trust of the population in various government bodies;

defining the actions, allowing to improve the system of interaction between executive bodies, citizens and self-government institutions for making necessary town-planning decisions and increasing the level of trust of the population in the authorities.

Only after answering these questions, it is possible to make different town-planning decisions and to ensure their implementing by the authorities in favor of the inhabitants.

REFERENCES

1. Il'ichev V.A., A.M. Karimov, V.I. Kolchunov, V.V. Aleksashina, N.V. Bakaeva, S.A. Kobeleva Pred-lozheniya k proektu doktriny gradoustroystva i rasseleni-ya (strategicheskogo planirovaniya gorodov — city planning) [Proposals to the Draft of the Doctrine of a Town Building and Moving (Strategic Planning of the Cities — City Planning)]. Zhilishchnoe stroitel'stvo. [Housing Construction]. 2012, no. 1, pp. 2—10.

2. Kontseptsiya strategicheskogo razvitiya goroda Penza [Concept of a Strategic Development of the City Penza]. Available at: https://www.google.ru/url? sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd. Date of access: 25.02.14.

3. Gukasova N. R. Sotsial'naya politika mestnykh vlastey v kontekste strategicheskikh planov razvitiya munitsipal'nykh obrazovaniy [Social Policy of Local Authorities in the Context of Strategic Development Plans of Municipal Units]. Available at: http://www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article &article_id=7981154. Date of access: 25.02.14.

4. O khode realizatsii Ukaza Prezidenta Ros-siyskoy Federatsii ot 28 aprelya 2008 g. № 607 «Ob

защите природных ресурсов и сохранению энергии» [9]. Именно этому требованию соответствуют практически все проекты Нормана Фостера.

Следовательно, предметом исследования социолога должны стать мнения, интересы, предложения и предпочтения граждан в отношении разрабатываемых градостроительных проектов с учетом сбалансированности основных показателей, оценка качества реализуемых государственных программ строительства жилья, объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения и степень удовлетворенности населения действиями органов исполнительной власти района, города по их реализации.

К основным задачам, решаемым в ходе проведения социологического опроса граждан, относятся:

исследование степени удовлетворенности населения:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— состоянием жилищного фонда, придомовых территорий, качеством ремонта, реконструкций, эстетическим обликом района, архитектурным оформлением пространства;

— количеством и качеством функционирования объектов социально-культурного и коммунального назначения, потребностей населения в дополнительных объектах;

— экологическими характеристиками района и мероприятиями по охране окружающей среды;

— действиями муниципальных и городских органов государственной власти в сфере градостроительной деятельности, в т.ч. их информационной открытостью и отзывчивостью на запросы и нужды людей;

выяснение оценки населением качества предоставляемых услуг ЖКХ;

выявление степени доверия населения к различным институтам власти;

определение перечня мероприятий, позволяющих обеспечить совершенствование системы взаимодействия между исполнительными органами, гражданами и институтами самоуправления для принятия нужных градостроительных решений и повышения степени доверия населения к власти.

Только выяснив данные вопросы, можно принять те или иные градостроительные решения и быть уверенным в выполнении городом функций по отношению к его жителям.

otsenke effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samouprav-leniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh rayonov» v sub "ektakh Rossiyskoy Federatsii : analitich-eskiy doklad [On the Course of Implementation of the Decree of the President of the Russian Federation of April 28, 2008 No. 607 "About the Assessment of Effectiveness of Local Self-government Bodies of City Districts and Municipal Areas Activity" in Subjects of the Russian Federation: Analytical Report]. Available at: www.minregion.ru/uploads/.../210212_doklad.ppt. Date of access: 25.02.14.

5. Sotsiologicheskiy opros «Udovle-tvorennost' na-seleniya deyatel'nost'yu orga-nov mestnogo samouprav-leniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh rayonov As-trakhanskoy oblasti» [Opinion Polls "Satisfaction of the Population with the Activity of Local Government Bodies of the Astrakhan Region"]. Available at: http://www. my-shared.ru/slide/228065/. Date of access: 25.02.14.

6. Itogi sotsiologicheskikh oprosov udovletvoren-nosti naseleniya v sootvet-stvii s Ukazom Prezidenta RF ot 28.04.2008 № 607 (Kirovskaya oblast') [The Results of Sociological Polls of Satisfaction of the Population According to the Decree of the Russian President of 28.04.2008 No. 607 (Kirov region)]. Available at: http ://www. municipal. ako .kirov. ru/news/detail.php?MO_ EXTERNAL_ID=zato&ID=18480&print=Y. Date of access: 25.02.14.

7. Svodnyy doklad Tomskoy oblasti o rezul'tatakh monitoringa effektivnosti deyatel'nosti organov mestnogo samouprav-leniya gorodskikh okrugov i munitsipal'nykh rayonov po itogam 2010 goda [The Summary Report of the Tomsk Region on the Results of Monitoring the Effectiveness of Activity of Local Government Bodies Following the Results of 2010]. Available at: http://old. tomsk.gov.ru/ru/economy_financ es/strategy/effect_TO/. Date of access: 25.02.14.

8. Foster N. The City of the Future: It's a Story of Camels, Penguins and Cars You don't Drive. Available at: http://www.dailymail.co.uk/home/moslive/article-1348558/ Norman-Foster-City-future-camels-penguins-cars-dont-drive.html. Date of access: 25.02.14.

9. Clemence P., Foster N. Talks Meeting Niemeyer // ArchDaily. 2014. 13 Jan. Available at: http://www. archdaily.com/466544/norman-foster-on-meeting-niemeyer/. Date of access: 25.02.14.

About the authors: Ivanova Zinaida Ilyinichna, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, chair, Department of Political and Social Sciences, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoye Shosse, 129337, Moscow, Russian Federation; [email protected];

Golomazova Tamara Nikolaevna, Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor, Department of Political and Social Sciences, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoye Shosse, 129337, Moscow, Russian Federation; [email protected]

For citation:

Ivanova Z.I., Golomazova T.N. Neobkhodimost' sotsiologicheskikh oprosov dlya analiza gradostroitel'nykh resh-eniy v ramkakh munitsipal'nykh obrazovaniy [The Necessity of Opinion Polls for the Town Planning Analysis within Municipalities]. Stroitel'stvo: nauka i obrazovanie [Construction: Science and Education]. 2014, no. 1, paper 6. Available at: http://www.nso-journal.ru.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Предложения к проекту доктрины градоустройства и расселения (стратегического планирования городов — cityplanning) / В.А. Ильичев, А.М. Каримов, В.И. Колчунов, В.В. Алексашина, Н.В. Бакаева, С.А. Кобелева // Жилищное строительство. 2012. № 1. С. 2—10.

2. Концепция стратегического развития города Пенза. Режим доступа: http:// www.penzafond.ru/assets/files/zakon/strat_penza.pdf. Дата обращения: 25.02.14.

3. Гукасова Н.Р. Социальная политика местных властей в контексте стратегических планов развития муниципальных образований // Фундаментальные исследования. 2011. № 8 (Ч. 3). Режим доступа: http:// www.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article_id=7981154. Дата обращения: 25.02.14.

4. О ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов» в субъектах Российской Федерации : аналитический доклад. Режим доступа: www.minregion.ru/uploads/.../210212_doklad.ppt. Дата обращения: 25.02.14.

5. Социологический опрос «Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Астраханской области». Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/228065/. Дата обращения: 25.02.14.

6. Итоги социологических опросов удовлетворенности населения в соответствии с Указом Президента РФ от 28.04.2008 № 607 (Кировская область). Режим доступа: http://www.municipal.ako.kirov. ru/news/detail. php?MO_EXTERNAL_ID=zato&ID= 18480&print=Y. Дата обращения: 25.02.14.

7. Сводный доклад Томской области о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов по итогам 2010 года. Режим доступа: http://old.tomsk.gov.ru/ru/economy_finances/strategy/effect_TO/. Дата обращения: 25.02.14.

8. Foster N. The city of the future: It's a story of camels, penguins and cars you don't drive. Режим доступа: http://www.dailymail. co.uk/home/ moslive/article-1348558/Norman-Foster-City-future-camels-penguins-cars-dont-drive.html. Дата обращения: 25.02.14.

9. Clemence P., Foster N. Talks Meeting Niemeyer // ArchDaily. 2014. 13 Jan. Режим доступа: http://www.archdaily.com/466544/ norman-fos ter-on-meeting-niemeyer/. Дата обращения: 23.01.14.

Поступила в редакцию в феврале 2014 г.

Об авторах: Иванова Зинаида Ильинична, кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой политологии и социологии, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected];

Голомазова Тамара Николаевна, кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры политологии и социологии, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, [email protected]

Для цитирования:

Иванова З.И., Голомазова Т.Н. Необходимость социологических опросов для анализа градостроительных решений в рамках муниципальных образований [Электронный ресурс] // Строительство: наука и образование. 2014. № 1. Ст. 6. Режим доступа: http://www.nso-journal.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.