Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31 (169). Право. Вып. 21. С. 5-8.
ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА И КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА
Е. В. Макарова
необходимость реформирования конституционных начал российского законодательстваИЯ111Жт1ПЖш!ШЯжЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Рассматриваются меры, предпринимаемые Президентом РФ в условиях мирового экономического кризиса, которые направлены на стабилизацию социально-экономического развития страны, укрепление конституционных основ государства.
Ключевые слова: реформирование конституционных начал, конституционные преобразования.
С начала 2008 г. в России, как и в большинстве других стран мира, в центре внимания находятся проблемы, связанные с глобальным экономическим кризисом, который развивается быстрыми темпами и охватил все страны мира. Кризис вызвал необходимость выработки масштабных мер, направленных на его преодоление, и затронул все политические и социальные сферы жизни ведущих стран мира. Особенно он коснулся тех стран, в которых формирование государственного бюджета основывалось на сырьевых и финансовых секторах экономики. В России возникла угроза проведению конституционной реформы. Как известно из теории конституционализма, потребность в принятии новой конституции или во внесении в нее изменений возникает тогда, когда социально-экономические и политические отношения в стране изменяются существенным образом1.
Сегодня мы наблюдаем деформацию мировой финансово-экономической инфраструктуры, которая явилась следствием разрушения долларовой системы, что вызвало экономические проблемы и в России, в частности, проблему недостаточного регулирования в правовом отношении такой экономической основы (принципа) конституционного строя, как свободное перемещение финансовых средств, гарантированное ст. 8 Конституции РФ. На уровне федеральных законов не урегулированы такие понятия, как «финансовые рынки», «рынки срочных сделок», «фондовый рынок». Соотношение и взаимосвязь этих понятий иногда трактуются как равные, и их нормативное закрепление в российском законодательстве отсутствует, не установлено и соотношение этих понятий с понятием «рынок
финансовых услуг». Единственный нормативный акт, в котором было закреплено определение понятия «финансовые рынки», — указание Центрального банка РФ от 7 июля 1999 г. 609-У «О порядке осуществления внутреннего контроля за соответствием деятельности на финансовых рынках законодательству о финансовых рынках в кредитных организациях» — отменен. В соответствии с данным документом понятия «финансовые рынки», «рынки ценных бумаг» и «рынки срочных сделок» перекликаются, однако субъективное разделение каждого правового института отсутствует. По-прежнему актуальным остается вопрос о том, как регулировать финансовый рынок. В данном случае речь идет не о конкретных нормах, а о принципах регулирования отношений, которые на уровне законов также не закреплены2.
Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации (приложение к заявлению Правительства РФ и Центрального банка РФ от 30 декабря 2001 г.) в п. 3.1 «Принципы и сфера участия государства в реформировании банковского сектора» устанавливает, что политика государства в отношении банковского сектора базируется на сохранении и укреплении рыночных начал деятельности кредитных организаций и использовании преимущественно косвенных методов влияния на процессы, происходящие в банковской сфере. Воздействие государства на банковский сектор осуществляется путем формирования адекватной законодательной и нормативной базы, регулирующей вопросы реализации деятельности кредитных организаций и функционирования рынка финансовых услуг, а также путем контроля за исполнением
требований законодательства и нормативных актов. В отношении банковского сектора государство:
обеспечивает развитие законодательных основ системы регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций;
не вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством;
не допускает каких-либо привилегий для отдельных кредитных организаций или их клиентов;
строго соблюдает законодательно установленные принципы антимонопольного регулирования и поощрения конкуренции на финансовых рынках;
обеспечивает развитие законодательных норм и правоприменительной практики, препятствующих использованию банковского сектора для проведения противоправных операций и сомнительных сделок, включая отмывание доходов, полученных преступным путем.
Указанные принципы практически дословно воспроизведены и в п. 22 Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. (приложение к заявлению Правительства РФ и Центрального банка РФ от 5 апреля 2005 г.). Однако сегодня Президент России Дмитрий Медведев обещает российским банкам кредиты в рамках нового комплекса мер по поддержке финансовых рынков. Министерство финансов РФ разместит на депозитах в трех крупнейших банках: Сбербанке, ВТБ и Газпромбанке — бюджетные средства в размере 1,1 трлн рублей. Данные действия исполнительной власти нарушают принцип вмешательства государства в систему финансового урегулирования банковской системы, разделяя ее на «значимые» банки и «второстепенные»2.
Объемы продаж на рынках не растут, поскольку нет спроса, падение доходов является причиной вытеснения с рынка крупными компаниями более мелких. В связи с огромными сокращениями и зачастую ликвидацией предприятий растет безработица, в результате чего, на наш взгляд, возможен рост преступности, увеличение числа грабежей и краж, распространение таких антисоциальных явлений, как алкоголизм, наркомания, проституция.
Нарастающие темпы экономического кризиса пугают, и даже специалисты не могут
точно спрогнозировать его ход и итог. В трудном положении оказались в первую очередь малообеспеченные слои населения, которым приходится буквально выживать в сложившихся условиях. Но согласно Конституции РФ «политика нашего государства должна обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека»3. Благополучие нашей страны напрямую зависит от социально-экономических и политических отношений, от умения государственных органов найти правильные выходы и решения в сложный для страны период. Как верно отметил первый заместитель директора ИСПИ РАН В. Н. Иванов, в Основном Законе помимо определения конструкции власти, принципов ее функционирования должна присутствовать и степень ответственности политической элиты перед многонациональным народом. Ведь в сегодняшней экономической ситуации «фактическая безответственность правящих кругов обуславливает огромные людские, нравственные и экономические потери»4.
Органами государственной власти уже предприняты попытки по выходу из мирового кризиса, в частности, предлагается внести изменения в Основной Закон с целью укрепления конституционных основ Российской Федерации, разработаны проекты федеральных законов «О поправках к Конституции Российской Федерации» и «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы».
Дмитрий Медведев в своем первом Послании Федеральному Собранию РФ 5 ноября 2008 г. предложил увеличить срок полномочий Президента РФ с четырех до шести лет, а Государственной Думы — с четырех до пяти лет. Обычно процедура одобрения подобных нововведений растягивается на длительный срок, около 12 меся-цев5. В данном случае поправки к Конституции РФ приняли в рекордно короткое время: Государственная Дума одобрила их в третьем чтении 21 ноября, Совет Федерации утвердил их 26 ноября, к 18 декабря они были одобрены законодательными (представительными) органами всех без исключения 83 регионов, спустя четыре дня они были повторно одобрены верхней палатой парламента. Президент РФ Дмитрий Медведев 30 декабря подписал закон о поправке к Конституции РФ, касающейся изменения сроков полномочий Президента РФ и Государственной Думы.
В начале своего президентского срока Дмитрий Медведев заявил о необходимости реформирования правовой системы России. Задачей номер один была объявлена борьба с коррупцией. В конце 2008 г. депутаты Госдумы приняли Закон «О противодействии коррупции» и пакет нормативных правовых актов, регулирующих ряд вопросов в данной сфере. Принятые акты упрощают процедуру привлечения к уголовной ответственности граждан, состоящих на высоких государственных должностях: депутатов, судей и лиц, в отношении которых применяется особый порядок судебного производства.
Правительством РФ рассмотрена Концепция долгосрочного развития России до 2020 года, основными целями которой являются стабилизация экономики и повышение качества жизни российского народа6.
В своем Послании Президент РФ выдвинул стратегию решения многих задач, связанных с мировым кризисом, уделив особое внимание участию граждан в решении социальных и политических проблем государства: «... в сегодняшних условиях особое, просто исключительное значение имеет повседневный диалог с людьми, хорошее знание тех проблем, с которыми сталкиваются наши граждане. Крайне важно вовлекать в реализацию социальных инициатив и общественных проектов все большее количество людей. Поэтому, прежде всего, предлагаю принять меры по дальнейшему повышению уровня и качества народного представительства во власти. Меры, способные обеспечить большую включенность граждан в политическую жизнь. Эти меры будут способствовать повышению качества народного представительства, более полному учету интересов людей. Укрепят доверие граждан к власти и солидарность общества»7.
Инициатива Президента РФ, связанная с преодолением правового нигилизма, послужила толчком к реформированию судебной системы России. Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов Российской Федерации». По его мнению, судебная система в Российской Федерации должна стать максимально открытой для общества. Особый акцент в Законе поставлен на взаимоотношениях судебных департаментов и средств массовой информации. Действие Закона распространяется на все суды Российской Федерации.
На сегодняшний день государством приняты меры по стабилизации финансовой системы, стимулированию экономики, обеспечению ликвидности, укреплению капитала финансовых организаций, защите сбережений и вкладов граждан, устранению изъянов в сфере регулирования процесса «размножения» кредитных рынков; рассматриваются вопросы реализации национальных проектов и демографической политики. Один из способов решения демографических проблем был предложен еще два года назад. Речь идет об инициативе, связанной с возвращением наших бывших соотечественников на Родину. Совет Федерации одобрил закон, упрощающий принятие российского гражданства. Теперь для его получения отдельным категориям граждан и членам их семей не придется проживать на территории Российской Федерации пять лет. Поправки к закону отменяют необходимость владения русским языком и подтверждения законного источника средств к существованию.
В России в настоящее время проводится работа, направленная на улучшение и стабилизацию социально-экономической сферы жизни общества, налаживаются внешнеэкономические отношения, укрепляется международное сотрудничество. Необходимо в связи с этим привести слова Председателя Конституционного Суда РФ В. Д. Зорькина: «... не может быть устойчивости развития, если нет эффективного планирования и прогнозирования, не могут человек, сообщество, общество нормально действовать, если не знают “условий игры” на завтра»8.
В условиях экономического кризиса политическая элита должна сохранить единство и целостность российского государства, позиционировать гражданский мир и порядок, направляя сознание людей на спокойное решение проблем. Государству необходимо просчитать социальноэкономический эффект возможных последствий кризиса с целью обеспечения определенных гарантий, необходимых для стабильной жизнедеятельности граждан нашей страны.
Мы считаем, что предложения Президента РФ Дмитрия Медведева по внесению поправок к Конституции РФ, не изменяющих политическую и правовую сущность действующих государственных институтов власти, будут способствовать развитию российской демократии, формированию качественно новой правовой системы, преодолению правового нигилизма, борьбе с коррупцией, дальнейшему расширению эконо-
мической, предпринимательской свободы, реализации социальных гарантий, закрепленных Основным Законом, стабильному функционированию государственной системы.
Примечания
1 См.: Хазин, М. Теория кризиса // Профиль. 2008. 8 сент. С. 46-53.
2 См.: Шаповалова, Н. Ю. Конституционные ограничения прав и свобод участников фондового рынка в условиях административной реформы // Правовая наука и реформа юридического образования : сб. науч. тр. Вып. 16. Воронеж, 2004. С. 292-300.
3 Конституция Российской Федерации // Рос. газ. 2009. 21 янв.
4 Иванов, В. Н. Конституционное развитие России. URL: http://www.ispr.ru.
5 См.: Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. иКЬ: http://www.kremlin. ги.
6 См.: Концепция долгосрочного развития России до 2020 года // Рос. газ. 2008. 26 нояб.
7 Послание Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 г. ИКХ: Ы1р://мгмгмг.кгетНп. ги.
8 Зорькин, В. Д. Об угрозах конституционному строю в XXI веке и необходимости проведения правовой реформы в России // Журн. рос. права. 2004. № 6. С. 3-17.