11. Данилов А.В. Квалификация присвоения и растраты, совершаемых в сфере экономической деятельности: Автореф. дис... канд. юрид. наук. — Н. Новгород, 2004. — С. 11.
12. В литературе криминализация последнего деяния предлагается без учета размера присвоенного чужого имущества, что представляется неправильным (см., например: Годунов О.И. Присвоение и растрата как формы хищения (уголовно-правовой и криминологический анализ): Автореф. дис... канд. юрид. наук. —
Н. Новгород, 2005. — С. 9). Если человек нашел на улице, скажем, чужую расческу или авторучку, то нет необходимости брать его «на карандаш» как преступника, то есть возбуждать против него уголовное дело. Совсем другое дело, когда речь идет, например, о вещах стоимостью в десятки тысяч рублей. Однако при решении
вопроса об уголовной ответственности необходимо учитывать еще и позицию собственника или иного владельца. По нашему мнению, данное требование должно быть отнесено к уголовному преследованию вообще за любые преступления, причиняющие тот или иной ущерб.
13. Представляется спорным высказанное в литературе предложение о расширении состава преступления, предусмотренного ст. 165 УК РФ, путем исключения из него (состава) указания на способы обмана или злоупотребления доверием (поскольку здесь возможны и иные способы, например, сугубо физическое выведение из строя машин или иного оборудования), но без указания на отсутствие признаков хищения (см., например: Векленко В.В. Квалификация хищений чужого имущества: Автореф. дис... д-ра юрид. наук. — Екатеринбург, 2001. — С. 10).
Ю.А. Тарасов
Тарасов Юрий Анатольевич — соискатель кафедры теории и истории государства и права Омской академии
МВД России
E-mail: [email protected]
а
&
и
и
ори
е
Государственный контроль в сфере экономических правонарушений
(проблемы теории и практики)
В статье рассматриваются вопросы правового и организационного обеспечения государственного контроля за экономической безопасностью, акцентируется внимание на деятельности подразделений милиции по борьбе с экономическими преступлениями МВД России. На основе проведенного анализа понятия экономических преступлений, контрольных полномочий субъектов госконтроля автор дает понятие государственного контроля, вносит предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования контрольной деятельности за экономической сферой деятельности. Кроме того, в статье обосновывается целесообразность внесения соответствующих изменений в ст. 37 Закона РФ «О милиции», имеющую название «Контроль за деятельностью милиции».
The article deals in issues of legal and organizational support for government control over economic security, stressing in militia's of the Ministry of Internal Affairs of Russia activity against economic crimes. Based on analyses of the conception of economic crimes, supervisory powers of subjects of government control the author gives the conception of government control, makes proposal for perfection of the control activity regulation over economic domain. Besides the article justifies expediency to enter a corresponding change to Article 37 of the Militia Law of the Russian Federation which is named «Control over Militia Activity».
Необходимость усиления борьбы с экономической преступностью Президент РФ неоднократно подчеркивал при встречах с руководителями и на заседаниях коллегий правоохранительных органов, соответствующих совещаниях. В ходе выступления 6 февраля 2009 года на расширенном заседании коллегии МВД России Президент РФ Д.А. Медведев также сказал о необходимости усиления борьбы с преступностью в сфере экономики. Глава государства особо отметил важность укрепления государственного контроля за расходованием бюджетныхсредств: «Денег много, — сказал он, — увеличилась инфляция — это создает
дополнительное давление и в известной мере просто ухудшает криминогенный фон. Поэтому следить за этими процессами нужно...»1.
Понятие «экономика» в большинстве теоретических трудов определяется как совокупность в процессе изготовления, обмена, распределения и потребления соответствующих благ, товаров и услуг. В общем понимании экономика — это система отношений между людьми как способ их жизнедеятельности, которые обеспечивают рациональное использование ресурсов для производства раз-личныхблаги услуг, их распределение, обмен между членами общества с целью потребления.
е
£
о
&
й
и
I
е
I
ару
I
о
в
а
&
I
с
е
о
I
S
со
е
р
е
ф
с
§
тро
I
S
й
ы
I
I
е
тв
с
р
а
осуда
Гос
в
о
с
а
р
Та
5
О.
О
£
0
1 >5
І
Ф
Е
£
І
0 со &
1 о
0
1
8
со
0)
о.
■©■
о
-о
§
&
І
8
І
І
Ф
Є
о
&
5
О
£
0
со
о
о
<3
о.
£
Накопленный мировой опыт свидетельствует о том, что существует критическая масса, «набрав» которую экономическая преступность формирует мощную теневую криминальную экономику и превращается из проблемы правоохранительных органов в проблему общегосударственную.
Если рассмотреть понятия «экономическое преступление» и «экономическая преступность», то можно констатировать, что понятие «экономическая преступность» включает в себя совокупность всех совершенных противоправных деяний, за каждое из которых предусмотрено уголовное наказание2, то есть данное понятие воспринимается как массовое явление, состоящее из совокупности различных экономическихпреступлений. Авторы учебника по криминологии под редакцией академика В.Н. Кудрявцева и проф. В.Е. Эминова3, анализируя экономическую преступность, подчеркивают, что ее интегрирующим признаком является причинение вреда интересам общества и граждан, которые охраняются законом, вследствие совершения хищения, хозяйственных и корыстных должностных преступлений специальными субъектами, а не посторонними лицами. Таким образом, под экономической преступностью понимается совокупность умышленных корыстных преступлений, а также лиц, которые их совершили, в сфере легальной и нелегальной экономической деятельности, основным непосредственным объектом которых выступают отношения собственности и отношения в сфере производства, обмена,распределения и потребления товаров и услуг.
Наиболее полное определение при разрешении вопроса об отнесении конкретного преступления к кругу экономических дано профессором И.Н. Даньшиным4, который высказал мнение о том, что нужно учитывать основной критерий — направленность деяния против экономической системы общества (объект) и его последствия (причинение существенного материального вреда объекту). Кэкономической преступности в ее криминологическом понимании И.Н. Даньшин относит: преднамеренные корыстные преступления против экономических отношений собственности; преднамеренные корыстные хозяйственноэкономические преступления; преступления должностных лиц, связанные с причинением существенного вреда экономической деятельности; преступления, которые совершаются преступными организованными группами, преступными организациями и причиняют вред экономическим отношениям собственности, а также коммерческой, финансовой, банковской и другой хозяйственноэкономической деятельности.
Преступная экономика является одним из реальных компонентов хозяйственной системы. Она, в частности, характеризуется такими чертами, как массовый уход от налогов, вывоз капиталов за рубеж, ведение скрытой бухгалтерии, нелегальная занятость населения. Волна экономической пре-
ступности в России не возникла из ничего, она стала следствием общей криминальной экспансии. Наиболее подверженными ее влиянию оказались кредитно-финансовая система, рынок недвижимости, сфера приватизации, внешнеэкономическая деятельность, оборот сырьевых и энергоресурсов, автомобильный, алкогольный и продовольственный рынки. По-прежнему прибыльными являются хищения и контрабанда антиквариата, контроль за проституцией и игорными заведениями, незаконный оружейный бизнес и наркобизнес.
Понятием экономической преступности охватываются экономические отношения собственности и хозяйственной деятельности, а также совокупность преступлений, которые совершаются в этих сферах, если их составы предусмотрены в УК РФ. Так, в специальной главе 22 УК РФ конкретно определены виды преступлений в сфере экономической деятельности. К ним, в частности, относятся: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности (ст. 169), регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170), незаконное предпринимательство (ст. 171), незаконная банковская деятельность (ст. 172), лжепред-принимательство(ст. 173), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем (ст. 174), легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления (ст. 1741), приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (ст. 175), незаконное получение кредита (ст. 176), недопущение, ограниче-ниеи устранение конкуренции (ст. 178), принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения (ст. 179), незаконное использование товарного знака (ст. 180), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну(ст. 183), злоупотребления при эмиссии ценных бумаг (ст. 185), злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации, о ценныхбумагах(ст. 185.1), изготовление или сбыт поддельных денег или ценных бумаг (ст. 186), контрабанда (ст. 188), невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте(ст. 193), неправомерные действия при банкротстве (ст. 195), преднамеренное банкротство (ст. 196), фиктивное банкротство (ст. 197).
Отметим основные признаки экономических преступлений:
— совершаются в сфере экономических отношений, направлены на умышленное (преднамеренное) получение экономической выгоды и причинение экономического вреда;
— субъектами таких преступлений могут быть как юридические, так и физические лица, в том числе содействующие выполнению хозяйственной деятельности;
— способы их совершения могут быть насильственными и ненасильственными.
Как показывает анализ, Департаментом по экономической безопасности МВД России и соответствующими подразделениями МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации принимаются меры, направленные на усиление борьбы с экономической преступностью. В 2008 году сотрудниками подразделений по борьбе с экономическими преступлениями выявлено более 234 тысяч преступлений экономической направленности, к уголовной ответственности привлечено более 46 тысяч человек. Больше всего было выявлено преступлений, совершенных против собственности, — более 102 тысяч, или 45% от общего числа выявленных. На втором месте — преступления, связанные с кредитно-финансовой сферой (установлено более 6 тысячи лиц, причастных к преступлениям в кредитно-финансовой сфере). По данным МВД России, ущерб по оконченным уголовным делам составил 120 млрд. рублей. Обеспечено возмещение 63% от всей суммы причиненного ущерба, что больше соответствующих показателей 2007 года на 14%.
Крайне актуальным направлением в настоящее время является предотвращение возможного ущерба государству при использовании фиктивных сделок, цель которых — прикрытие операций по выводу денежных средств из России за рубеж. Недавно в ходе контроля финансовых операций была пресечена сделка по закупке и импорту дизельного топлива российского производства у немецкой фирмы «IBNTR JOB GMBH» по цене, завышенной в два раза. Этот контракт позволил бы незаконно перевести за рубеж 1,35 млрд. долларов США.
Изучение основных направлений экономической и налоговой деятельности позволяет выделить в качестве наиболее криминогенных объектов государственного контроля следующие:
— финансово-кредитную сферу, криминализация которой является наиболее опасной для личности, общества и государства, поскольку такой криминализации подвержены все звенья экономической системы в целом;
— сферу внешнеэкономической деятельности, являющуюся самым эффективным средством незаконного экспорта капиталов через криминальную систему экспорта энергетических и сырьевых ресурсов;
— сферу отношений собственности, в первую очередь в топливно-энергетическом, агропромышленном и жилищном комплексах, а также на рынке недвижимости;
— сферу потребительского рынка, во многом контролируемую криминальными структурами, квотирующими размеры продаж, устанавливающими монопольные цены и взимающими дань в виде доли или бонусов от участия в капитале, а также в виде прямых платежей за право осуществлять торговую деятельность.
Негативные последствия от теневой экономики и экономической преступности могут быть относительно минимизированы путем укрепления государственного бюджетного, финансового, валютного, банковского контроля, к тому же не только за деятельностью государственных органов, коммерческих структур, отдельных лиц, но и, что особенно важно, за социально-экономическими процессами, крупными финансовыми потоками.
Перейдем к рассмотрению вопросов, связанных с государственным контролем за состоянием экономической преступности.
В части 1 ст. 37 Закона РФ «О милиции» (с изм. и доп.) от 18 апреля 1991 года № 1026-1 установлено: «Контроль за деятельностью милиции в пределах полномочий, определяемых законодательством Российской Федерации, осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и органы законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации»5. Таким образом, в ч. 1 ст. 37 данного Закона установлены субъекты вневедомственного или внешнего контроля за деятельностью милиции, в том числе за деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями Департамента по экономической безопасности МВД России.
Начнем рассмотрение контрольных полномочий с Президента РФ. Стратегические конституционные полномочия Президента РФ как главы государства (ст. 80 Конституции РФ) в системе органов государственной власти распространяются и на осуществляемые им контрольные функции. «Контрольный» статус Президента РФ позволяет определить президентский контроль как главенствующий и стратегический вид государственного контроля в системе госконтроля в Российской Федерации.
Отметим, что Президент РФ наделен правом реализации контрольной функции согласно Конституции РФ. Данный вывод вытекает, в частности, из содержания п. «а» ст. 71 Конституции, где определено, что в ведении Российской Федерации находятся принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением. Таким образом, осуществление государственного контроля относится к ведению Российской Федерации, ее органов. В части 1 ст. 11 Конституции РФ установлено, что государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Возглавляет перечень органов государственной власти Президент РФ.
В соответствии со ст. 32 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ6 Президент руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел,
то
&
£
0
1
5 I ф I
6 I
0 со ъ &
1 о
0
1
8
со
0)
Q.
Ф
■©■
О
§
&
1
8
2 I I ф о Q. Ъ § £
со
О
О
ъ
Q.
5
О.
О
£
0
1 >5
І
Ф
І
&
І
0 со &
1 о
0
1
8
со
0)
о.
■©■
о
-о
§
&
І
8
І
І
Ф
Є
о
&
5
О
£
0
со
о
о
<3
о.
£
иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Субъектами президентского контроля, в том числе за экономической преступностью, в соответствии с Положением об Администрации Президента РФ7, утвержденным Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 года № 490, являются Администрация (в п. 4 данного Положения установлено, что Администрация формируется в целях обеспечения реализации Президентом РФ полномочий главы государства и осуществления контроля за исполнением решений Президента РФ), а также Контрольное управление Президента РФ8, полномочные представители Президента РФ в федеральныхокругах9, Совет Безопасности РФ и его аппарат10.
Перечисленные субъекты президентского контроля уполномочены осуществлять контроль за исполнением федеральных законов, указов, распоряжений, посланий Президента РФ, а также национальных проектов, федеральных целевых программ федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия Федерального Собрания РФ как законодательного (представительного) органа государственной власти установлены в Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законах. Парламент РФ состоит из двух палат: Государственной Думы и Совета Федерации РФ. Парламент осуществляет общий законодательный контроль, контроль за состоянием и необходимостью совершенствования действующего законодательства, в том числе и по вопросам борьбы с преступностью в сфере экономики.
Информация о состоянии и качестве исполнения принятых законов, необходимости принятия новых законов или внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, в том числе и в части борьбы с преступностью, поступает в Государственную Думу и СоветФедерации из различных источников и в различной форме. Полномочия по осуществлению контроля Государственной Думы установлены в соответствующем Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания РФ, утвержденном постановлением Государственной Думы от 22 января 1998 года № 2134-11 ГД11, а контрольные полномочия Совета Федерации — в Регламенте, утвержденном Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 30 января 2002 года № 33-СФ12.
Парламентский контроль осуществляется в ходе работы с избирателями, заслушивания докладов, отчетов руководителей правоохранительных органов на заседаниях палат Федерального Собрания РФ в рамках «правительственного часа»,
на заседанияхкомитетов и комиссий палат, в форме направления парламентскихи депутатских запросов по вопросам организации борьбы с экономической преступностью.В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции РФ «О контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства Российской Федерации» от 30 декабря 2008 года № 7-ФКЗ13 Государственная Дума наделена полномочиями по заслушиванию ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой (п. «в» ст. 103 и п. «а» ст. 114 Конституции РФ).
Кроме того, законодательный орган страны уполномочен предложить Счетной палате РФ14 провести проверку или ревизию законности и обоснованности расходования финансовых средств, выделенных из государственного бюджета и внебюджетных фондов на проведение правоохранительной работы. Отметим также, что в соответствии с Федеральным законом «О парламентском расследовании Федерального Собрания Российской Федерации» от 27 декабря 2005 года № 196-ФЗ15 палаты парламента могут провести парламентское расследование по проблемам организации борьбы с преступностью, в том числе в сфере экономики.
Полномочия Правительства РФ определены в Конституции РФ, в Федеральном конституционном законе «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ, а также в Регламенте Правительства РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ «О Регламенте Правительства Российской Федерации и положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» от 1 июня 2004 года № 26016.
В соответствии со ст. 4 Закона «О Правительстве Российской Федерации» Правительство в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет в пределах своих полномочий систематический контроль за их реализацией федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства страны.
Более конкретно контрольные полномочия Правительства РФ прописаны в ст. 44 рассматриваемого Закона, которая называется «Контроль Правительства Российской Федерации за деятельностью органов исполнительной власти и урегулирование разногласий между этими органами». В данной статье, в частности, определено, что Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, а по вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации
и субъектов Российской Федерации, также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Контрольные функции Правительство осуществляет, например, в форме запросов соответствующей информации, заслушивания докладов руководителей органов исполнительной власти в ходе заседаний Правительства. Кроме Правительства РФ, контрольные функции осуществляет Аппарат Правительства, в котором создан контрольный департамент, а также контрольно-инспекторские и лицензионные подразделения, сформированные в федеральных органах исполнительной власти. Контрольный департамент осуществляет проверки исполнения федеральными органами исполнительной власти законов РФ, указов, распоряжений Президента РФ, постановлений, распоряжений Правительства РФ. Одним из направлений контрольной деятельности Правительства РФ является проверка соответствия принятых ведомственных актов органов исполнительной власти Конституции РФ, федеральным законам, указам, распоряжениям Президента РФ, постановлениям, распоряжениям Правительства РФ. Механизмом данного контроля, в частности, является государственная регистрация ведомственных нормативных актов в Минюсте России.
Отметим также, что и сами правоохранительные, налоговые, финансовые органы, например, Генеральная прокуратура РФ, МВД России, ФСБ России, СВР России, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба финансового мониторинга, Федеральное казначейство, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная антимонопольная служба являются как субъектами противодействия (борьбы), так и субъектами государственного контроля (надзора) за экономической преступностью.
Эффективный государственный контроль над преступностью в сфере экономики государственными контрольными, правоохранительными, налоговыми органами, как свидетельствуют положения Концепции национальной безопасности17, представляет особый интерес, поскольку обеспечение национальной безопасности и защита интересов России в экономической области относится к приоритетным направлениям политики государства, а в период мирового финансово-экономического кризиса приобретаетособую актуальность, поскольку решение этой сложной проблемы направлено на достижение важнейших государственных целей и задач, связанных с минимизацией последствий кризиса в социальной и экономической сферах, сохранением банковской системы, предупреждением массового «бегства» капиталов за границу.
Известно, что с переходом России на рыночную экономику государство ограничило свое вмешательство в деятельность хозяйствующих субъектов. Вместе с тем, экономическая свобо-
да — это не только свобода частной инициативы, но это и соблюдение установленного правового порядка. И задача государства состоитв том, чтобы обеспечить строгое выполнение такого порядка всеми участниками экономических отношений, в том числе путем осуществления эффективной контрольной деятельности. В этой связи заметим, что рыночная экономика сама по себе не отвергает госконтроля, а наоборот, как показывает мировая практика, получает нормальное развитие в условиях действия четких требований, установленных в законах, подзаконных актах, правилах, принятых на основе глубокого анализа существующих проблем в сфере экономики. Об этом свидетельствуют и международные нормативные акты.
Так, в Лимской декларации руководящихприн-ципов контроля18, принятой Международной организацией высших контрольных органов, установлено: контроль — не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является выявление отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на ранней стадии. Что дает возможность принять корректирующие меры, в первую очередь направленные на осуществление мероприятий по предотвращению или сокращению нарушений и их причин в будущем, а в отдельных случаях, если есть такая необходимость, привлечь виновных к ответственности, включая получение компенсации за причиненный ущерб. Принятие и реализация требований Лимской декларации руководящих принципов контроля свидетельствует о важнейшем значении контроля не только в выявлении, но и в предупреждении преступлений со стороны должностных лиц подконтрольных органов, различных структур.
Таким образом, важнейшим направлением в сфере борьбы с экономической преступностью является создание соответствующей правовой основы для обеспечения деятельности органов государственного контроля и подконтрольныхор-ганов согласно установленным в законах, подзаконных актах требованиям. Недостатки же в законодательстве и проблемы в осуществлении реального контроля помогают формировать для экономической и налоговой преступности своеобразную питательную среду и, наоборот, «добротное» законодательство и грамотно организованный контроль, осуществляемый на основе современных технологий, способствуют созданию эффективного механизма для выявления и противодействия преступлениям в сфере экономики.
Для решения этого вопроса в России принимаются соответствующие правовые меры. Так, осуществление государственного контроля за деятельностью кредитных организаций и банковских групп предусмотрено Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ19. Правовые основы, принципы, субъекты валютно-
а
&
и
и
&
е
е
£
о
>5
и
I
е
I
&
I
о
со
а
&
I
с
е
о
I
8
со
е
О.
е
с
§
&
1 8 >5
2 I I
е
е
с
о.
а
§
£
со
о
с
а
О.
5
О.
О
£
0
1
>5
I
Ф
Е
£
I
0 со &
1
о
0
1
8
со
0)
о.
■©■
о
-о
§
&
I
8
I
I
Ф
е
о
£
§
О
£
0
со
о
О
<3
о.
£
го регулирования и валютного контроля в Российской Федерации установлены в Федеральном законе «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ20. Федеральным законом «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ21 предусмотрено осуществление госконтроля за естественными монополиями и сферами, в которых они действуют. На решение проблем, связанныхс отмыванием доходов, полученных преступным путем, направлены нормы Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ22. Данным Законом организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, предписано разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение ука-занныхправил и реализацию указанныхпрограмм. Таким образом, с принятием данного Закона создан правовой механизм, направленный на защи-туправ и законныхинтересов личности, общества, государства.
Вместе с тем, анализ различных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность контрольныхорганов, свидетельствует о том, что в них конкретно не дано понятие государственного контроля за экономической преступностью. Это обстоятельство не позволяет в полной мере использовать выявитель-ные, корректирующие и предупредительные (превентивные) возможности контроля как основной и обязательной функции государственного управления. В то же время, по мнению некоторых ученых, важным направлением совершенствования мер в сфере экономической безопасности является активная реализация государственными органами именно контрольных полномочий, контрольных функций23.
Известно, что наличие угосударственного контрольного органа определенной контрольной функции или функций определяетего компетентность каксубъекта госконтроля. Соответствующие функциональные обязанности образуют его компетенцию в целом. Данная компетенция определяется соответствующим нормативным правовым актом, например, как указывалось выше, Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации», Указами Президента РФ, которыми утверждены положения «Об Администрации Президента Российской Федерации», «О Контрольном управлении Президента Российской Федерации». Реализация функций контролирующими органами возможна лишьв том случае, если субъект контроля уполномочен выполнять определенные действия, позволяющие добиваться решения стоящих перед ним контрольных задач.
Предоставленное нормативным правовым актом право совершать совокупность таких действий
образует полномочия того либо иного субъекта контроля. Полномочия контрольного органа, таким образом, составляютправовой и организационный инструмент, без которого невозможно осуществление контрольных функций.
Полномочия контролирующихорганов, какпра-вило, имеют типовой характер и в целом состоят из следующих элементов:
— наличия доступа к определенным объектам и предметам контроля, кпроведению их обследования;
— права запрашивать и получать необходимую для контроля документацию;
— права приглашать (вызывать) должностных лиц и иных граждан и получать от них информацию, объяснения;
— права использовать помощь специалистов и экспертов;
— права давать представления или предписания об устранении выявленных в ходе контроля нарушений;
— права приостанавливать полномочия должностных лиц либо принятое в нарушение требований нормативных правовых актов решение;
— права принимать меры для привлечения виновных в нарушении лиц к установленной законодательством ответственности.
Как свидетельствует изучение полномочий различных государственных органов, чем больше полномочий уконтрольного органа, чем выше ранг должностного лица, наделенного полномочиями по осуществлению контроля и принятию мер по устранению выявленных в ходе контроля нарушений, тем больше возможностей у органа госконтроля в предупреждении преступлений, административных и дисциплинарных нарушений.
Проиллюстрируем этот вывод следующим образом. Например, Президент РФ по результатам проверки деятельности МВД России, проведенной Контрольным управлением Президента РФ, вправе издать соответствующий указ, распоряжение (ст. 90 Конституции РФ), содержание которых может быть направлено на улучшение деятельности не только МВД России, но и, скажем, всей системы правоохранительныхорганов. В свою очередь, министр внутренних дел уполномочен издавать нормативные акты только в части, касающейся деятельности Министерства внутренних дел РФ, различных подразделений органов внутренних дел.
Конституционные полномочия Президента РФ распространяются на деятельность различных органов государственной власти и управления. Как уже отмечалось, в соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент наделен полномочиями по обеспечению согласованного взаимодействия и функционирования органов государственной власти, тоесть Президент как глава государства может выступать в качестве координатора и арбитра среди всех ветвей и органов государственной власти. Такими полномочиями Конституцией РФ не наделен ни один другой орган власти. В то же время полномочия
любого министра распространяются только на соответствующую ведомственную сферу.
Поскольку административно-правовой статус Президента РФ как главы государства выше, нежели у Правительства РФ, его Председателя, Министра внутренних дел РФ, и указы главы государства как нормативные акты в иерархии подзаконных и ведомственных актов стоят выше, то и правовых возможностей у Президента РФ, связанных с обеспечением эффективного госконтроля, больше.
Изучение различных нормативных правовых актов по вопросам государственного вневедомственного контроля за состоянием экономической преступности, а также за деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями Департамента экономической безопасности МВД России показывает, что под государственным контролем понимается контроль государственных органов, наделенных соответствующими нормативными правовыми актами необходимыми контрольными полномочиями. Целью вневедомственного государственного контроля является выявление отклонений в деятельности подконтрольных органов в ходе выполнения ими требований нормативных правовых актов, установленных правил, принятых решений по вопросам экономической безопасности (экономической преступности).
Государственный контроль за экономическими преступлениями, а также за деятельностью подразделений по борьбе с экономическими преступлениями представляет собой законную деятельность системы государственных органов, к которым, в частности, относятся Президент РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ. Перечисленные субъекты госконтроля наделены полномочиями по осуществлению вневедомственного или внешнего контроля за деятельностью правоохранительных, финансовых, налоговых органов, осуществляющих борьбу и контроль за состоянием экономической преступности. Вместе с тем, к субъектам государственного вневедомственного контроля следует отнести и суды Российской Федерации. Этот вывод вытекает, в частности, из контекста ст. 11 Конституции РФ, в которой названы органы государственной власти, представляющие все ветви власти в Российской Федерации.
Установление в ходе государственного контроля отклонения в исполнении требований нормативных правовых актов по вопросам экономической преступности и принятие органами государственного управления и контроля мер, направленных на оперативное и в полном объеме устранение нарушений и причин их совершения направлено на повышение эффективности деятельности правоохранительных, налоговых, финансовых органов, осуществляющих выявление, противодействие и борьбу с преступностью в сфере экономики. Государственный вневедомственный контроль за экономической преступностью направлен
на сдерживание отклоняющегося поведения в деятельности должностных лиц не только подконтрольных органов, общественных организаций, коммерческих структур, действующих в финансово-экономической сфере, но и в деятельности подразделений милиции, их сотрудников в ходе осуществления борьбы с экономическими преступлениями, противодействия экономической преступности.
В заключение еще раз подчеркнем, что сущность вневедомственного госконтроля за преступлениями в сфере экономики, за деятельностью подразделений милиции по борьбе с экономическими преступлениями Департамента по экономической безопасности МВД России состоит не только в выявлении отклонений, допущенных при выполнении требований нормативных правовых актов и наказании виновных, а и в том, чтобы обеспечивать оперативное устранение выявленных причин и условий для предупреждения нарушений в будущем. Следовательно, одна из основных целей госконтроля заключается в применении его превентивной функции, реализация которой направлена на противодействие экономической преступности таким образом, чтобы не допустить или исключить возможность повторения нарушений, ошибок, правонарушений в деятельности как подконтрольных органов, так и субъектов госконтроля.
Примечания
1. Дмитрий Медведев вмешался во внутренние дела МВД // Коммерсантъ. — 2009. — № 22.
2. См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова — М.,1997. — С. 356.
3. См.: Криминология / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. — М., 2002. — С. 343.
4. См.: Криминология. Понятие, предмет, задачи и система криминологической науки: Конспект лекций. — Харьков, 1995.
5. Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. — 1991. — № 16. — Ст. 503.
6. Собрание законодательства РФ. — 1997. — № 51. — Ст. 5712.
7. См.: Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 15. — Ст. 1395.
8. Указ Президента РФ «Об утверждении Положения о Контрольном управлении Президента Российской Федерации» от 8 июня 2004 года № 729 // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 24. — Ст. 2395.
9. Указ Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» от 13 мая 2000 года № 849 // Российская газета. — 2000. — 16 мая.
10. Указ Президента РФ «Об утверждении положений о Совете Безопасности Российской Федерации и об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации» от 7 июня 2004 года № 726 // Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 24. — Ст. 2392.
то
&
£
0
>5
1 Ф
I
&
I
О
со
&
1!
о
0
1
8
со
0)
о.
■©■
о
§
&
1 8 >5
2 I I ф о О. § £
со
о
о
<3
о.
ки
тик
кт
а
&
и
и
р
о
е
е
£
о
t
й
и
I
е
t
£
I
о
в
а
&
І
с
е
о
I
s
со
е
р
е
ф
с
ь
§
&
I
s
I
I
е
тве
с
арс
5
с
£
.А.
Ю.
в
о
с
а
р
Тар
11. См.: Собрание законодательства РФ. — 1998. — № 7. — Ст. 801 (с изм. и доп.).
12. См.: Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 7. — Ст. 635 (с изм. и доп.).
13. См.: Российская газета. — 2008. — 31 декабря.
14. См.: Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 3. — С. 167.
15. См.: Собрание законодательства РФ. — 2006. — № 1. — Ст. 7.
16. См.: Собрание законодательства РФ. — 2004. — № 23. — Ст. 2313.
17. См.: Указ Президента РФ «Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Феде-
рации» от 17 декабря 1997 года № 1300 (в ред. Указа Президента РФ от 10 января 2000 года № 24) // Российская газета. — 2000. — 18 января.
18. См.: Государственный контроль в зарубежных странах: Сборник материалов. — М., 1999.
19. См.: Российская газета. — 2002. — 13 июля.
20. См.: Собрание законодательства РФ. — 2003. — № 50. — Ст. 4859.
21. См.: Собрание законодательства РФ. — 1995. — № 34. — Ст. 3426.
22. См.: Российская газета. — 2001. — 9 августа.
23. См.: Карлсон Р.Б. Что знают экономисты: основы экономической политики на 1990-е годы и в перспективе. — М., 1993. — С. 132.
А.Г. Тетерюк
Тетерюк Александр Григорьевич — соискатель кафедры уголовного процесса Нижегородской академии МВД
России, дознаватель отделения дознания ЛОВД ст. Бузулук Южно-уральского Управления внутренних дел на транспорте МВД России
E-mail: [email protected]
Проблемы выявления хищений, предусмотренных статьей 159 УК РФ, совершаемых в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»,
и возбуждения уголовных дел
Преступления, совершаемые в рамках приоритетных национальных проектов, посягают на экономическую безопасность Российской Федерации. Выявить должностных лиц органов исполнительной власти, финансово-кредитной системы, совершающих действия коррупционной направленности, преступления, невозможно без использования таких оперативноразыскных мероприятий, как оперативный эксперимент, прослушивание телефонных переговоров. Полагаем целесообразным изменить существующий порядок возбуждения таких уголовных дел.
The crimes made within the limits of priority national projects, encroach on economic safety of the Russian Federation. To reveal officials of enforcement authorities, financially-credit system making actions of a corruption orientation, crimes it is impossible without use of such operatively-search actions as operative experiment, listening of telephone conversations. We believe expedient to change an existing order of excitation of such criminal cases.
Ощутимый материальный ущерб наносит государству хищение бюджетныхсредств в ходе реализации приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса». Выделив на реализацию проекта десятки миллиардов бюджетных рублей, государство своевременно не предприняло адекватные меры профилактики хищений. Данный проект включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» и «Обеспечение доступным жильем молодых спе-
циалистов (или ихсемей) на селе», и в рамках каждого из нихв 2006—2008 годахпроизошел всплеск преступлений, предусмотренных ст. 159 УК РФ «Мошенничество».
Проявляя заботу о тружениках села, государство в рамках реализации национального проекта предоставило им возможность льготного кредитования. Кроме того, предусмотрено субсидирование расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, полученным в российских кредитныхорганизациях и сельскохо-