Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ'

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
66
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / КОМПЕТЕНЦИИ / ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ / НОВЫЕ СПОСОБЫ ПРЕПОДАВАНИЯ / ТРЕНДЫ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Медведева Елена Ильинична, Крошилин Сергей Викторович, Авачёва Татьяна Геннадиевна

Современные решения в области информационно-коммуникационных технологий, которые в настоящее время повсеместно используются для решения задач российского здравоохранения и оказания медицинской помощи, качественно меняют подходы к подготовке студентов в медицинских вузах и требуют развития новых компетенций и навыков в сфере использования информационных (ИТ) и телемедицинских технологий. Авторами проведено поисковое исследование с помощью опроса студентов Рязанского государственного медицинского университета в 2022 г. (л=128) и в 2023 г. (л=135) по авторской методике с применением GoogleForm. В статье приводится анализ необходимости развития компетенций в области применения новых решений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в медицине и изучено отношение студентов медицинского университета к вопросам использования ИКТ в оказании медицинских услуг в целом и отношение к телемедицине (ТМ) в частности. Большинство опрошенных готовы отдать на откуп ИТ в медицине часть рутинных операций, например предварительную запись на прием, выписку справок и больничных, проведение телеконсилиумов. Значительное число опрошенных студентов положительно оценивают возможность применения ИТ и ТМ в оказании медпомощи. Следуя формату активного переоснащения и изменения регламента работы первичного и вторичного звеньев здравоохранения, студенты понимают, что требуется изменить форматы обучения и получения новых компетенций в области ИКТ. В дальнейшем необходима реализация полномасштабного исследования по вопросам отношения и восприятия современным поколением «новых реалий» в области медицины и ИТ, которые связаны с повышением качества и эффективности оказания медицинской помощи, в формировании новых знаний у данных специалистов, создании востребованных направлений обучения и решения стратегических задач развития российской медицины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Медведева Елена Ильинична, Крошилин Сергей Викторович, Авачёва Татьяна Геннадиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEED TO DEVELOP INFORMATION COMPETENCIES IN THE PREPARATION OF STUDENTS IN MEDICAL UNIVERSITIES

Modern solutions in the field of information and communication technologies, which are now widely used to solve the problems of Russian healthcare and medical care, qualitatively change approaches to the training of medical students and require the development of new competencies and skills in the use of IT and telemedicine technologies. Material and methods. A pilot (search) study was conducted using a survey of students of Ryazan State Medical University (2022, n=128) and (2023, n=135) according to the author's methodology (questionnaire) using GoogleForm, which made it possible to compare the results obtained over two periods. Results. The analysis of the need to develop competencies in the application of new ICT solutions in medicine was carried out and the attitude of medical university students to the use of ICT in the provision of medical services, in general, and the attitude to TM, in particular, was studied. The majority of respondents are ready to give up part of routine operations to information technologies in medicine, for example, pre-appointment, discharge of certificates and sick leave, holding teleconferences. Moreover, the students pointed out the latter opportunity as a means of obtaining new and in-demand competencies for training, consulting and obtaining knowledge. In 2023, more than half of those who agree to «initial consultations» with the use of TM technologies became. Discussion. The rapid penetration of IT into healthcare not only as an auxiliary tool, but also at the level of decision-making systems (diagnosis) using artificial intelligence requires a qualitative change in the process of training medical personnel. The answers received in the analyzed survey showed that a significant number of students surveyed «Positively» assess the possibility of using IT and TM in providing medical care. Active re-equipment and changes in the work regulations (electronic doctor's appointment, electronic queue, electronic sick lists, prescriptions, test results, etc.) of primary and secondary health care units require a change in the training formats of future medical specialists. Conclusion. In the future, it is necessary to implement a full-scale study on the attitude and perception of the modern generation of «new realities» in the field of medicine and IT, which are associated with improving the quality and efficiency of medical care, in the formation of new knowledge among specialists in medicine, creating in-demand areas of training and solving strategic tasks for the development of Russian society.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ»

НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ В МЕДИЦИНСКИХ ВУЗАХ

Медведева Е.И.1, 3, Крошилин С.В.1-3, Авачёва Т.Г.2

1 Институт социально-экономических проблем народонаселения имени Н.М. Римашевской Федерального научного исследовательского социологического центра Российской академии наук, 117218, г. Москва, Российская Федерация

2 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Рязанский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 390026, г. Рязань, Российская Федерация

3 Государственное бюджетное учреждение города Москвы «Научно-исследовательский институт организации здравоохранения и медицинского менеджмента Департамента здравоохранения города Москвы» , 115088, г. Москва, Российская Федерация

Современные решения в области информационно-коммуникационных технологий, которые в настоящее время повсеместно используются для решения задач российского здравоохранения и оказания медицинской помощи, качественно меняют подходы к подготовке студентов в медицинских вузах и требуют развития новых компетенций и навыков в сфере использования информационных (ИТ) и телемедицинских технологий. Авторами проведено поисковое исследование с помощью опроса студентов Рязанского государственного медицинского университета в 2022 г. (л=128) и в 2023 г. (л=135) по авторской методике с применением GoogleFoгm. В статье приводится анализ необходимости развития компетенций в области применения новых решений в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в медицине и изучено отношение студентов медицинского университета к вопросам использования ИКТ в оказании медицинских услуг в целом и отношение к телемедицине (ТМ) в частности. Большинство опрошенных готовы отдать на откуп ИТ в медицине часть рутинных операций, например предварительную запись на прием, выписку справок и больничных, проведение телеконсилиумов. Значительное число опрошенных студентов положительно оценивают возможность применения ИТ и ТМ в оказании медпомощи. Следуя формату активного переоснащения и изменения регламента работы первичного и вторичного звеньев здравоохранения, студенты понимают, что требуется изменить форматы обучения и получения новых компетенций в области ИКТ. В дальнейшем необходима реализация полномасштабного исследования по вопросам отношения и восприятия современным поколением «новых реалий» в области медицины и ИТ, которые связаны с повышением качества и эффективности оказания медицинской помощи, в формировании новых знаний у данных специалистов, создании востребованных направлений обучения и решения стратегических задач развития российской медицины.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Медведева Е.И., Крошилин С.В., Авачёва Т.Г. Необходимость развития информационных компетенций при подготовке студентов в медицинских вузах // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2023. Т. 14, № 1. С. 66-78. Р01: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-66-78 Статья поступила в редакцию 06.03.2023. Принята в печать 31.03.2023.

Ключевые слова:

телемедицина; компетенции; обучение студентов; новые способы преподавания; тренды экономики

THE NEED TO DEVELOP INFORMATION COMPETENCIES

IN THE PREPARATION OF STUDENTS IN MEDICAL UNIVERSITIES

Medvedeva E.I.1, 3, Kroshilin S.V.1-3, Avacheva T.G.2

1 Rimashevskaya Institute of Socio-Economic Problems of Population, Federal Scientific Research Sociological Center of the Russian Academy of Sciences, 117218, Moscow, Russian Federation

2 Ryazan State Medical University named after Academician I.P. Pavlov, 390026, Ryazan, Russian Federation

3 Scientific Research Institute of Healthcare Organization and Medical Management, the Department of Healthcare of the City of Moscow, 115088, Moscow, Russian Federation

Modern solutions in the field of information and communication technologies, which are now widely used to solve the problems of Russian healthcare and medical care, qualitatively change approaches to the training of medical students and require the development of new competencies and skills in the use of IT and telemedicine technologies.

Material and methods. A pilot (search) study was conducted using a survey of students of Ryazan State Medical University (2022, n=128) and (2023, n=135) according to the author's methodology (questionnaire) using GoogleForm, which made it possible to compare the results obtained over two periods. Results. The analysis of the need to develop competencies in the application of new ICT solutions in medicine was carried out and the attitude of medical university students to the use of ICT in the provision of medical services, in general, and the attitude to TM, in particular, was studied. The majority of respondents are ready to give up part of routine operations to information technologies in medicine, for example, pre-appointment, discharge of certificates and sick leave, holding teleconferences. Moreover, the students pointed out the latter opportunity as a means of obtaining new and in-demand competencies for training, consulting and obtaining knowledge. In 2023, more than half of those who agree to «initial consultations» with the use of TM technologies became.

Discussion. The rapid penetration of IT into healthcare not only as an auxiliary tool, but also at the level of decision-making systems (diagnosis) using artificial intelligence requires a qualitative change in the process of training medical personnel. The answers received in the analyzed survey showed that a significant number of students surveyed «Positively» assess the possibility of using IT and TM in providing medical care. Active re-equipment and changes in the work regulations (electronic doctor's appointment, electronic queue, electronic sick lists, prescriptions, test results, etc.) of primary and secondary health care units require a change in the training formats of future medical specialists.

Conclusion. In the future, it is necessary to implement a full-scale study on the attitude and perception of the modern generation of «new realities» in the field of medicine and IT, which are associated with improving the quality and efficiency of medical care, in the formation of new knowledge among specialists in medicine, creating in-demand areas of training and solving strategic tasks for the development of Russian society.

Keywords:

telemedicine; competencies; student education; new ways of teaching; economic trends

Funding. The study had no sponsor support.

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

For citation: Medvedeva E.I., Kroshilin S.V., Avacheva T.G. The need to develop information competencies in the preparation of students in medical universities. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2023; 14 (1): 66-78. DOI: https://doi.org/10.33029/2220-8453-2023-14-1-66-78 (in Russian) Received 06.03.2023. Accepted for publication 31.03.2023.

ВВЕДЕНИЕ

В условиях трансформации, реформирования и оптимизации российского здравоохранения все более актуальным становится вопрос о качестве подготовки и переподготовки высококвалифицированных медицинских кадров [1]. Активное внедрение информационных технологий (ИТ) во все отрасли народного хозяйства, в том числе и в медицину, принципиально меняют необходимый набор компетенций будущих специалистов [2]. Для эффективной работы с новейшими решениями в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) каждому медику в настоящее время необходимо знать основы информатики, работы медицинских информационных систем,теории кибернетики, робототехники, технологий искусственного интеллекта (ИИ). Современные подходы к оказанию медицинской помощи на основе применения телемедицины (ТМ) и онлайн-коммуникаций требуют дополнительных практических знаний от будущих медиков в области ТМ-технологий. Медицинские организации (МО) в своей деятельности все чаще используют высокотехнологичную технику, которая также нуждается в специалистах.

На современном этапе развития области ИТ позволяют осуществлять диагностику и принимать решения на основе ИИ, использовать ТМ-технологии при лечении целого спектра заболеваний, реализовывать дистанционный биомониторинг, который востребован для оказания помощи по со-

провождению пациентов с хроническими заболеваниями. Современное диагностическое оборудование - это высокотехнологичные аппараты, которые используют не только все новые достижения в области физики, химии, но и активно базируются на функционале ИКТ [3] для передачи и обработки всех результатов обследования, показателей жизнедеятельности и т.п. Все эти вызовы качественно меняют подходы к подготовке студентов медиков, требуют развития новых компетенций и навыков в сфере ИТ, ИКТ и ТМ.

Согласно Закону «Об образовании» в Российской Федерации предусмотрена реализация процесса профессионального обучения, позволяющего получать «знания, умения, навыки и сформировать компетенции, необходимые для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий)» [6]. Ст. 37 данного Закона определяет, что «профессиональное обучение направлено на приобретение лицами различного возраста профессиональной компетенции, в том числе для работы с конкретным оборудованием, технологиями, аппаратно-программными и иными профессиональными средствами...» - указано в редакции Федерального закона от 25.05.2020 № 158-ФЗ [6].

В настоящее время образовательные программы высшего образования в части профессиональных компетенций разрабатываются организациями, осуществляющими образовательную деятельность на

основе профессиональных стандартов (при наличии), и могут включать компетенции, которые относятся к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций [6].

Согласно действующему законодательству весь образовательный процесс должен быть построен с учетом изменения реалий времени, т.е. студенты медицинских вузов при обучении должны ориентироваться на существующие тренды социально-экономических запросов общества, которые, в свою очередь, формируются на основе влияния экзогенных факторов, таких как пандемия, новые тренды в производстве медицинской техники и т.д.

Именно новые тренды в условиях пандемии оказали решающее воздействие на ускоренный процесс перехода к ТМ-техноло-гиям, удаленному формату обследований пациентов, использованию возможностей ИКТ и ИИ. Анализируя доминантные тенденции и факторы развития ТМ в мире и в России, необходимо вспомнить о вкладе в развитие данных процессов А.В. Владзимирского [8]. Уже несколько лет назад Н.А. Восколович

[9] изучала и приводила данные своих исследований по вопросам оказания платных услуг при их реализации с помощью ТМ-технологий. Вопросами качества ТМ также занимались С.П. Морозов, С.С. Сименюра

[10], что было особенно актуально в период пандемии.

В связи с этим встает вопрос о постоянном совершенствовании, с одной

стороны,самого процесса преподавания, с учетом требований складывающихся реалий (пандемия, эпидемия, ограниченность присутствия специалистов на удаленных территориях), что предопределяет включение в курсы подготовки новых дисциплин, охватывающих перечисленные вопросы. С другой стороны, изучение желания и доверия со стороны обучающихся применять данные технические решения в дальнейшем в своей профессиональной деятельности.

С другой стороны, особую важность в настоящее время приобретает вопрос со стороны получателей образовательных услуг: «Готовы ли студенты/слушатели медицинских университетов страны изучать тренды развития ТМ-технологий [11], способных изменить формат оказания помощи пациентам [12], и каковы их прогнозы с точки зрения востребованности данных услуг у конечных потребителей?» Для ответа было проведено исследование, в котором приняли участие студенты медицинского вуза.

Цель статьи - изучить мнение будущих врачей (студентов медицинского вуза) о влиянии ИКТ и ТМ на процесс оказания медицинской помощи в современных условиях.

В связи с этим были поставлены следующие задачи: изучить мнение студентов о необходимости развития компетенций в области применения новых решений в области ИКТ в медицине, оценить степень доверия будущих врачей функционалу ИТ при оказании медицинской помощи, выяснить их отношение и восприятие ТМ в современных условиях развития российского здравоохранения.

Основная задача исследования - изучение отношения студентов медицинского университета к вопросам использования

ИКТ в оказании медицинских услуг в целом и отношение к ТМ в частности. Учитывая, что все опрашиваемые студенты на тот момент изучили дисциплины, которые связаны с возможностями применения ИТ в медицине и спецкурсы с современными возможностями ТМ-технологий, полученные результаты исследования можно считать вполне релевантными для достижения задач исследования, поставленных в настоящей статье.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Первичные данные получены с помощью пилотного (поискового) социологического опроса на основе разработанной авторским коллективом методики студентов Рязанского государственного медицинского университета. Анкетирование проводилось с применением платформы Google. Опросы проводились в 2022 и 2023 гг., что дало возможность сопоставить полученные результаты. Выборка была квотированная, характеризующаяся квотным распределением пропорционально возрастной структуре и половому составу. В первый год исследования было опрошено 128 человек (из них 36% респондентов мужского пола и 64% - женского), во второй - 135 человек (39 и 61% мужского и женского пола соответственно).

География исследования, учитывая тот факт, что Рязанский медицинский университет является одним из ведущих вузов не только региона, но и страны, достаточно обширная: Рязань, города Рязанской области (Рыбное, Ряжск), Московской области (Луховицы, Воскресенск, Коломна, Егорьевск, Жуковский), а также Тула, Тамбов, Владимир, Пенза, Венёв, Новомосковск. Для возможности сопоставления исследований 2022 и 2023 гг. выборка в географическом срезе

была аналогичной и в долевой пропорции составила: Рязань (56% опрошенных), Рязанская область (22%), Московская область (8%), другие города (14%).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Практически большинство опрошенных (86,5%) в 2023 г. готовы отдать на откуп ИТ предварительную запись на прием. На втором месте - выписка справок и больничных (79,9%). На третьем - проведение телеконсультаций и телеконсилиумов (72,2%). Причем последнюю возможность студенты указывали и как средство получения новых и востребованных компетенций для обучения, консультирования и получения знаний. Больше половины (59,5%) стало тех, кто согласен на первичные консультации с применением ТМ-технологий. В предыдущем исследовании их было меньше половины. Это свидетельствует о том, что год от года взгляды студентов становятся более прогрессивными по вопросам применения новых технологий в медицине и они готовы их использовать в своей практической деятельности.

Сопоставление данных за два периода исследований отражает позитивную динамику и рост уровня доверия применения ИТ в оказании медицинских услуг (рис. 1).

Одна из-за задач проведенного исследования включала определение отношения и оценки восприятия и уровня доверия молодого поколения к возможностям применения ТМ-технологий в оказании медицинских услуг населению, которые все чаще используются в современной медицине на уровне первичного звена приема пациентов (рис. 2).

В 2023 г. положительно оценивающих ТМ стало почти 50%. В 2022 г. таких было в 1,6 раза меньше (29,6%). Нейтральное от-

Предварительная запись на прием Выписка справок и больничных Телеконсультации и телеконсилиумы Первичные консультации Медицинские заключения (после обследования) Выписка рецептов на лекарства Корректировка ранее назначенного лечения Дистанционный биомониторинг Другое

Источник: результаты исследования авторов 2022-2023 гг.

79,9

86,5

| 2023 □ 2022

Рис. 1. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Какие услуги в медицине можно было бы реализовать с использованием информационных технологий?», %

2023

2022

48,6 41,9 5,4

I 29,6 54,3 12,5

1,4

3,6

И Положительное | | Нейтральное | | Отрицательное | ¡Затрудняюсь ответить Источник: результаты исследования авторов 2022-2023 гг.

Рис. 2. Распределение ответов респондентов на вопрос об отношении к телемедицинским технологиям 2022-2023 гг., %

ношение сохраняет чуть более 40% опрошенных, что на 12,4 пп. ниже, чем в предыдущем году. Отрицательно воспринимают ТМ 5,4% респондентов. Это в 2 раза меньше, чем в 2022 г. (12,5%).

При этом из тех, кто готов воспользоваться ТМ-технологиями, 64,3% готовы к онлайн-приему у терапевта или врача общей практики (рис. 3).

48,6% согласились бы на предварительную ТМ-консультацию (этот показатель уменьшился по сравнению с 2022 г. на 10,3 пп.). Общаться посредствам ИКТ с врачами узкой специальности на данный

момент готовы 43,2% опрошенных студентов, а со средним медицинским персоналом согласен каждый пятый (20,3%). По сравнению с предыдущим этапом исследования предпочтения медицинских услуг, которые можно было бы оказывать с использованием ТМ-технологий, у респондентов практически не изменились.

Данные по вопросу о предпочтительных способах коммуникаций отражают, что лучше всего для пациента организовать современные способы коммуникации «врач-пациент» при организации современного медицинского обслуживания с помощью

Источник: результаты исследования авторов 2022-2023 гг.

Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос о возможности использования телемедицинских технологий при оказании медицинских услуг 2022-2023 гг., %

По видеосвязи Должно быть отдельное приложение По телефонной связи С помощью мессенджеров (соцсети) По электронной почте Другое

82,4

| 2023 □ 2022

Источник: результаты исследования авторов 2022-2023 гг.

Рис. 4. Результаты ответов респондентов на вопрос: «Каким образом лучше всего осуществлять коммуникации в телемедицине?», %

2023 43,3 36,5 17,2

н

2022 41,1 37,5 21,4

| Да Ц нет Ц Затрудняюсь ответить Источник: результаты исследования авторов 2022-2023 гг.

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос о возможности в данный момент посетить терапевта с применением телемедицинских технологий, %

видеосвязи (82,4%). Отдельное приложение желают использовать 67,6% опрошенных (на 26,5 пп. больше, чем в 2022 г.). 1/3 согласны делать это исключительно по телефону и/или посредством мессенджеров (соцсетей). В меньшей степени (12,2%) молодежь пред-

почитает общение с помощью электронной почты (рис. 4).

Несмотря на то что молодежь более продвинута в использовании ИТ, лишь 46,3% опрошенных студентов готовы в настоящий момент на посещение терапевта с примене-

нием ТМ (рис. 5). Причем тенденция (результаты ответов студентов на данный вопрос в предыдущем исследовании)практически не изменилась: за год лишь на 5,2 пп. увеличилось готовых прибегнуть к ТМ-консульта-ции у терапевта. 36,5% - не готовы «прямо сейчас» к онлайн-приему.

Анализируя возможности изучения и получения компетенций в новых направлениях развития медицинской помощи с использованием ИКТ и ТМ-технологий, студенты однозначно отметили как необходимость, так и желание получения таких знаний. Они настоятельно выбирали ответы подтверждающие актуальность разработки преподавателями новых дисциплин, в том числе с практическим использованием ИКТ, новой техники, медицинских информационных систем и программных продуктов.

ОБСУЖДЕНИЕ

В условиях доминирующего воздействия внешних и внутренних факторов, влияющих как на процесс получения знаний, так и при применении своих компетенций на рабочем месте, - в настоящее время актуализируется вопрос об изменении форматов их классического применения на инновационный цифровой вариант. Новые способы реализации полученных навыков, знаний и компетенций оказания, например, медицинских услуг все больше акцентируются на использовании средств новейшей техники и технологий (табл.) [7].

Согласно представленным данным, 1/3 медицинских организаций (МО) в своей деятельности уже в 2021 г. использовали технологии сбора, обработки и анализа больших данных. За период пандемии данный показатель увеличился. У 15,4% МО на тот момент уже были собственные центры обработки данных, практически столько

же внедрили у себя технологии, связанные с Интернетом вещей. Около 3% МО в 2021 г. пользовались ИИ при установке диагнозов [7]. Более продвинутыми в использовании ИИ являются МО Москвы: более 70% внедряют или планируют внедрять решения в данной области [2]. Меняются не только технологии медицинской помощи, но и стандарты обслуживания пациентов первичного звена.

В условиях значительных трансформаций в работе медицинских организаций и изменении парадигмы подготовки кадров для нужд отечественной экономики вопросы подготовки востребованных и необходимых специалистов приобретают все большую актуальность [2, 12]. Очевидно, что стремительное проникновение ИТ в здравоохранение не только как вспомогательного инструмента, но и на уровне систем принятия решений (постановки диагноза) с применением ИИ требует качественного изменения подготовки медицинских кадров [1, 3]. Полученные ответы в анализируемом опросе показали, что значительное число опрошенных студентов положительно оценивают возможность применения ИТ и ТМ в оказании медпомощи. Полученные результаты не противоречат проведенным исследованиям ИСЭПН РАН (2021) [4] и НИИОЗММ ДЗМ (2019) [13]. В этих исследованиях оценка отношения респондентов к ТМ показала, что 1/4 относится к данному способу оказания медицинской помощи положительно, больше половины - нейтрально и каждый десятый негативно. Наиболее приемлемый вариант оказания медицинских услуг в исследованиях ИСЭПН РАН - это выписка справок и листков нетрудоспособности, организация телеконсультаций и телеконсилиумов и предварительная запись на прием к врачу, получение электронных рецептов

Использование цифровых технологий в медицинских организациях здравоохранения (20202021 гг.) (в % общего числа организаций)

Организации/ технологии Облачные сервисы Big Date Цифровые платформы Центры обработки данных

Годы 2020 2021 2020 2021 2020 2021 2020 2021

Всего 25,7 27,1 22,4 25,8 17,2 14,7 13,6 14,0

Организации здравоохранения и предоставление соцуслуг 32,6 34,0 27,2 30,6 18,3 16,5 9,2 15,4

Организации/ технологии Геоинформационные системы Интернет вещей Технологии ИИ Роботы/ автоматизированные линии

Годы 2020 2021 2020 2021 2020 2021 2020 2021

Всего 13,0 12,6 13,0 13,7 5,4 5,7 4,3 4,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Организации здравоохранения и предоставление соцуслуг 15,8 14,3 13,8 15,1 2,6 2,9 1,3 1,6

Источник: составлено авторами на основе [7].

на лекарства. Данные в общем совпадают с авторскими результатами.

В целом результаты, полученные в проведенном пилотном исследовании, не противоречат обзору последних публикаций на рассматриваемую тематику. Так, социологическое исследование, которое проводил ВЦИОМ в 2020 г. [14], показало, что о существовании ТМ-технологий знали 62% опрошенных. Уже в 2020 г. имели опыт получения помощи посредством ТМ 8% опрошенных (консультация), больше половины 53% не против воспользоваться онлайн-консульта-ций для посещения, например, терапевта. На вопрос ВЦИОМа: «Для себя вы скорее допускаете или не допускаете, что в будущем можете обратиться за такой консультацией врача через Интернет, а не при личном визите?» - опрошенные респонденты анало-

гичной возрастной категории (18-24 года) более половины выбрали положительный ответ (57%). «Скорее не допускают» для себя такой медицинской услуги 42% опрошенных [14].

Данные исследований З.В. Лопатина, Д.Ф. Курбанбаевой, А.В. Мельцера и др. [15] показывают, что наиболее актуальными технологиями в рамках цифровой экономики, которыми должны владеть выпускники медицинских вузов, должны стать компетенции в области медицинских информационных систем, телемедицинских технологий, 1Т-инфраструктуры организации, информационной безопасности и кибербезопасности, облачных технологий.

Востребованность ИКТ значительно увеличилась в период пандемии ССМ0-19. Дистанционное обучение, телеконсульта-

ции и телеконсилиумы стали повсеместно использовать в силу возможности их дистанционного проведения. ТМ-технологии нашли широкое применение в обслуживании и консультировании пациентов, когда ситуация стала критической, вследствие большого количества заболевших COVID-19 врачей. Для сохранения работоспособности первичного звена часть поликлиник Москвы и Московской области перевели на дистанционное обслуживание заболевших [4]. Дистанционную форму обучения применили практически во всех вузах страны [5]. Все это стало возможно благодаря надлежащему уровню распространения и доступности ИКТ среди населения.

Таким образом, современные достижения в области ИТ находят все большее применение во всех отраслях народного хозяйства. Медицина не остается исключением. Вектор переоснащения и оптимизации российских медицинских организаций, повышение качества медицинской помощи населению,-вектор, который был задан еще 10 лет назад в современных условиях и вызовах, остается актуальным и востребованным. Активное переоснащение и изменение регламента работы (электронная запись к врачу, электронная очередь, электронные больничные листы, выписка рецептов, результатов анализов и т.п.) первичного и вторичного звеньев здравоохранения приводят к необходимости изменений к подготовке специалистов медиков.

В настоящее время практически все направления обучения в медицинских вузах включают в себя курсы/лекции/лабораторные и практические занятия,которые связаны с применением ИКТ в медицине. Задачи научно-педагогических работников -создание таких курсов, которые призваны реализовать не догоняющий формат обуче-

ния, а быть опережающим, стратегически ориентированным при разработке новых направлений подготовки, которые могли бы отвечать современным эндогенным и экзогенным вызовам современной социальной, экономической и политической обстановки в России. В связи с этим появляется важный вопрос: «Как и кого именно готовить для задач современной медицины?». Этот вопрос особенно актуален в настоящее время, так как вектор развития медицины все больше «склоняется» к высокотехнологичному оборудованию и требует все больше специалистов на стыке знаний области ИКТ и медицины.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изначально выдвинутая гипотеза подтвердилась: современное поколение действительно более лояльно относится к возможностям применения ИКТ в системе здравоохранения и оказания медицинской помощи. Изменения, происходящие в медицине, связаны с экзогенными и эндогенными условиями развития и повсеместным внедрением и использованием ИКТ/ ТМ в работе медицинских организаций. Это приводит к необходимости развития новых компетенций и знаний при подготовке студентов в медицинских вузах.

У студентов существует внутренняя мотивация к изучению ИКТ, так как они их воспринимают как объективную реальность не только своей повседневной жизни, но и при осуществлении эффективной и востребованной в будущем профессиональной деятельности. Это необходимо учитывать преподавателям университетов для создания и адаптации курсов, связанных с применением ИТ в медицине. При разработке рабочих программ целесообразно ориентироваться на современные внутренние и внешние вызовы современной социальной, экономической

и политической обстановки в России, а также на новые возможности ИТ и ИИ, которые за последние 10 лет стали все чаще применяться при решении медицинских задач.

Все опрошенные студенты единогласно сошлись во мнении, что им необходимы компетенций в области применения новых решений в области ИКТ для их дальнейшей деятельности. Уже на этапе подготовки они осознают перечень функционала, который целесообразно отдать на откуп ИКТ: формат предварительной онлайн-записи на прием к врачу, выписка справок и больничных, по их мнению, также не требует «очных и личных» коммуникаций, а также проведение телеконсультаций и телеконсилиумов.

Анализируя степень доверия будущих врачей функционалу ИТ при оказании медицинской помощи, более половины респондентов доверяют данным технологиям, и, что очень показательно, положительное восприятие за периоды исследования удвоилось. Нейтрально воспринимают данные тренды

порядка 40%, не доверяют функционалу ИТ чуть более 5% студентов.

Интересно отметить, что с точки зрения форматов использования возможностей ТМ, по мнению опрашиваемых, лидирует предварительная консультация с помощью видеосвязи. Это схоже с общероссийским трендом,так как россияне, по данным исследовательской компании Ромир, знают о возможностях ТМ [16] и согласны применять возможный функционал [17] либо в форме использования «биосонсоров», либо «электронных медицинских записей». Необходимо отметить, что с 2017 по 2021 г. численность пользователей в России увеличилась в 10 раз и к концу 2021 г. составила 20,1 млн человек [16].

Для более детальной проработки вопросов, связанных с изучением трендов отношения и восприятия современным поколением новых реалий в области медицины и потребностей в ИТ, необходимо более широкоформатное исследование.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Медведева Елена Ильинична (Elena I. Medvedeva) - доктор экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской ФНИСЦ РАН; научный сотрудник отдела организации здравоохранения ГБУ НИИОЗММ ДЗМ, Москва, Российская Федерация E-mail: e_lenam0mail.ru https://orcid.org/0000-0003-4200-1047

Крошилин Сергей Викторович (Sergey V. Kroshilin)* - кандидат технических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института социально-экономических проблем народонаселения им. Н.М. Римашевской ФНИСЦ РАН; доцент кафедры математики, физики и медицинской информатики ФГБОУ ВО РязГМУ И. П. Павлова Минздрава России; научный сотрудник отдела организации здравоохранения НИИОЗММ ДЗМ, Москва, Российская Федерация

E-mail: krosh_sergey@mail.ru https://orcid.org/0000-0002-6070-1234

*Автор для корреспонденции.

Авачёва Татьяна Геннадиевна (Tatyana G. Avacheva) - кандидат физико-математических наук, доцент, заведующий кафедрой математики, физики и медицинской информатики ФГБОУ ВО РязГМУ И. П. Павлова Минздрава России, Рязань, Российская Федерация E-mail: t.avacheva0rzgmu.ru https://orcid.org/0000-0002-2099-655X

ЛИТЕРАТУРА

1. Александрова О.А., Медведева Е.И., Аликперова Н.В., Крошилин С.В. Анализ профессиональной подготовки и востребованности среднего медицинского персонала в условиях современной политики здравоохранения // Экономика и предпринимательство. 2020. Т. 121, № 8. С. 1148-1161. DOI: https://www.doi.org/10.34925/ EIP.2020.121.8.230

2. Ярашева А.В., Александрова О.А., Медведева Е.И., Крошилин С.В., Аликперова Н.В. Проблемы и перспективы кадрового обеспечения московского здравоохранения // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2020. Т. 13, № 1, С. 174-190. DOI: https://www.doi.org/ 10.15838/esc.2020.1.67.10

3. Тихонова О. В., Авачева Т. В., Гречушкина Н. В. Тренды развития цифровых технологий в медицине // Медицинская техника. 2022. Т. 332, № 2. С. 43-47.

4. Медведева Е.И., Александрова О.А., Крошилин С.В. Телемедицина в современных условиях: отношение социума и вектор развития // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2022. Т.15, № 3. С. 200-222. DOI: https://www.doi.org/10.15838/esc.2022.3.81.1 1

5. Крошилин С. В. Цифровая трансформация российских ВУЗов в период пандемии // Наука. Культура. Общество. 2022. Т. 28, № 3. С. 93-110. DOI: https://www.doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.7

6. Федеральный закон от 29.12.2022 № 642-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации [сайт]. URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202212290147 (дата обращения: 09.02.2023]

7. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». Москва : НИУ ВШЭ, 2023. С. 219-222.

8. Владзимирский А.В., Лебедев Г.С. Телемедицина: монография. Москва : ГЭОТАР-Медиа, 2018. 576 с.

9. Восколович Н. А. Экономика платных услуг. Москва : Юрайт, 2021. 441 с.

10. Морозов С.П., Владзимирский А.В., Сименюра С.С. Качество первичных телемедицинских консультаций «пациент-врач» (по результатам тестирования телемедицинских сервисов] // Врач и информационные технологии. 2020. № 1. С. 51-62.

11. Крошилин С.В. Развитие телемедицины в России // Труды научно-исследовательского института организации здравоохранения и медицинского менеджмента : Сборник научных трудов / Под общей редакцией Е.И. Аксеновой. 2022. Т. 13, № 3. Москва : НИИОЗММ ДЗМ. 2022. С. 54-60.

12. Медведева Е.И., Виноградова К.В. Гендерные аспекты трудового поведения врачей учреждений здравоохранения города Москвы // Народонаселение. Москва : ИСЭПН ФНИсЦ РАН. 2020. Т. 23, № 2. С. 99-109. DOI: https://www.doi. org/10.19181/population.2020.23.2.9

13. Богдан И.В., Гурылина М.В., Чистякова Д.П. Перспективы и риски телемедицины: результаты социологического опроса // Социология и общество: традиции и инновации в социальном развитии регионов: Сборник докладов VI Всероссийского социологического конгресса (Тюмень, 14-16 октября 2020 г.]. Москва : РОС; ФНИСЦ РАН, 2020. С. 2543-2549. DOI: https://www.doi.org/10.19181/kongress.2020.307

14. Телемедицина в России: сегодня и завтра // ВЦИОМ. Аналитический обзор № 4246 (06.05.2020] [сайт]. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/telemediczina-v-rossii-segodnya-i-zavtra (дата обращения: 09.02.2023].

15. Лопатин З.В., Курбанбаева Д.Ф., Мельцер А.В. и др. Анализ потребности медицинских организаций в работниках, обладающих компетенциями применения сквозных цифровых технологий // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2022. Т. 13, № 2 (46]. С. 91-102. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-91-102

16. Лишь четверть россиян доверяет телемедицине // Аналитические материалы Портала Ромир [сайт]. URL: https:// romir.ru/studies/lish-chetvert-rossiyan-doveryaet-telemedicine (дата обращения: 10.12.2022]

17. Гребенюк А.Ю. Топ-10 цифровых решений в медицине и здравоохранении // Институт статистических исследований и экономики знаний. НИУ ВШЭ, 2022 [сайт]. URL: https://issek.hse.ru/news/691544400.html (дата обращения: 10.12.2022]

REFERENCES

1. Aleksandrova O.A., Medvedeva E.I., Alikperova N.V., Kroshilin S.V. Analysis of professional training and demand for secondary medical personnel in the conditions of modern health policy. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship]. 2020; 121 (8]: 1148-61. DOI: https://www.doi.org/10.34925/EIP.2020.121.8.230 (in Russian]

2. Yarasheva A.V., Aleksandrova O.A., Medvedeva E.I., Kroshilin S.V., Alikperova N.V. Problems and prospects of staffing Moscow healthcare. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast]. 2020; 13 (1): 174-90. DOI: https://www.doi.org/10.15838/esc.2020.1.67.10 (in Russian]

3. Tikhonova O.V., Avacheva T.V., Grechushkina N.V. Trends in the development of digital technologies in medicine. Meditsinskaya tekhnika [Medical equipment]. 2022; 332 (2): 43-7 (in Russian]

4. Medvedeva E.I., Aleksandrova O.A., Kroshilin S.V. Telemedicine in modern conditions: the attitude of society and the vector of development. Ekonomicheskie i sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast]. 2022; 15 (3): 200-22. DOI: https://www.doi.org/10.15838/esc.2022.3.81.1 1 (in Russian]

5. Kroshilin S.V. Digital transformation of Russian universities during the pandemic. Nauka. Kul'tura. Obshchestvo [The science. Culture. Society]. 2022; 28 (3): 93-110. DOI https://www.doi.org/10.19181/nko.2022.28.3.7 (in Russian]

6. Federal Law No. 642-FZ of 1 2.29.2022 «On Amendments to the Federal Law «On Education in the Russian Federation». Official Internet Portal of Legal Information [website]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202212290147 (date of access: 09.02.2023) (in Russian)

7. Indicators of the digital economy: 2022: statistical collection. In G.I. Abdrakhmanova, S.A. Vasilkovsky, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg, et al. ed.; National research university «Higher School of Economics». Moscow: HSE NIU VShE, 2023: 219-22 (in Russian)

8. Vladzimirskiy A.V., Lebedev G.S. Telemedicine: monograph. Moscow: GEOTAR-Media, 2018. 576 p. (in Russian)

9. Voskolovich N.A. Economics of paid services. Moscow: Yurayt, 2021: 441 p. (in Russian)

10. Morozov S.P., Vladzimirskiy A.V., Simenyura S.S. The quality of primary telemedicine consultations «patient-doctor» (based on the results of testing telemedicine services). Vrach i informatsionnye tekhnologii [Doctor and information technology]. 2020; 1: 51-62. (in Russian)

11. Kroshilin S.V. Development of telemedicine in Russia. Proceedings of the Scientific Research Institute of Healthcare Organization and medical management: Collection of scientific papers. In E.I. Aksenova ed. 2022; 13 (3): 54-60. Moscow: NIIOZMM DZM. (in Russian)

12. Medvedeva E.I., Vinogradova K.V. Gender aspects of labor behavior of doctors of healthcare institutions of the city of Moscow. Narodonaselenie [Population]. Moscow: ISEPN FNISTs RAN. 2020; 2 (3): 99-109. DOI: https://www.doi.org/10.19181/ population.2020.23.2.9 (in Russian)

13. Bogdan I.V., Gurylina M.V., Chistyakova D.P. Prospects and risks of telemedicine: results of a sociological survey. In Sotsiologiya i obshchestvo: traditsii i innovatsii v sotsial'nom razvitii regionov: Sbornik dokladov VI Vserossiyskogo sotsiologicheskogo kongressa (Tyumen', 14-16 oktyabrya 2020 g.) [Sociology and society: traditions and innovations in the social development of regions: Collection of reports of the VI All-Russian Sociological Congress (Tyumen, October 14-16, 2020)]. Moscow: ROS; FNISTs RAN, 2020. 2543-2549 p. DOI: https://www.doi.org/10.19181/kongress.2020.307 (in Russian)

14. Telemedicine in Russia: today and tomorrow. VTsIOM. Analytical review No. 4246 (06.05.2020) [website]. URL: https:// wciom.ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/telemediczina-v-rossii-segodnya-i-zavtra (date of access: 09.02.2023) (in Russian)

15. Lopatin Z.V., Kurbanbaeva D.F., Mel'tser A.V., et al. Analysis of the needs of medical organizations for employees with competencies in the use of end-to-end digital technologies. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical education and professional development]. 2022; 13 (2): 91-102. DOI: https://www.doi.org/10.33029/2220-8453-2022-13-2-91-102 (in Russian)

16. Only a quarter of Russians trust telemedicine. Analytical materials of the Romir Portal [website]. URL: https://romir. ru/studies/lish-chetvert-rossiyan-doveryaet-telemedicine (date of access: 10.12.2022) (in Russian)

17. Grebenjuk A.Ju. Top-10 digital solutions in medicine and healthcare // Institute of Statistical Research and Knowledge Economics. HSE, 2022 [website]. URL: https://issek.hse.ru/news/691544400.html (date of access: 10.12.2023) (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.