Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СЕРВИСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СЕРВИСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
189
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ДИСТАНЦИОННЫЙ СЕРВИС / ОНКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / СИСТЕМА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ТЕЛЕРАДИОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Башкатова Лилия Владимировна, Минаева Анастасия Вадимовна, Скуридин Иван Викторович, Столяр Валерий Леонидович

Массовая имплементация новых технологий и «оцифровка» накопленных человечеством знаний порождает множество проблем, связанных с адаптацией отраслей народного хозяйства к цифровому обществу. Особенно остро данные проблемы стоят перед функционерами системы здравоохранения. В фокусе исследования находятся пациент-ориентированные телемедицинские системы, а также степень и перспективы их имплементации в российскую медицинскую практику. Необходимость распространения пациент-ориентированной медицины в России обусловлена рядом причин: телемедицина нейтрализует негативный фактор территориальной «привязки» пациента и медицинского учреждения, ускоряет оказание медицинских услуг населению, позволяет облегчить и ускорить прохождение пациентом медицинских инстанций. Отмечается, что одной из наиболее значимых с точки зрения телемедицины отраслей выступает онкология. Показатели и динамика заболеваемости онкологическими заболеваниями в стране свидетельствуют о том, что онкологический профиль является приоритетным в национальной системе здравоохранения. Рассмотрены перспективы развития телемедицины в учреждениях онкологического профиля.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Башкатова Лилия Владимировна, Минаева Анастасия Вадимовна, Скуридин Иван Викторович, Столяр Валерий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR TELEMEDICAL PATIENT-ORIENTED SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

The mass implementation of new technologies and the “digitization” of the knowledge accumulated by mankind gives rise to many problems associated with the adaptation of sectors of the national economy to a digital society. These problems are especially acute for the functionaries of the healthcare system. The research is focused on patient-oriented telemedicine systems, as well as the degree and prospects for their implementation in medical practice in Russia. The need to spread patient-oriented medicine in Russia is due to a number of reasons: telemedicine neutralizes the negative factor of the territorial “binding” of the patient and the medical institution, speeds up the provision of medical services to the population, and makes it easier and faster for the patient to pass medical instances. It is noted that one of the most significant branches in terms of telemedicine is oncology. The indicators and dynamics of the incidence of oncological diseases in the country indicate that the oncological profile is a priority in the national healthcare system. The prospects for the development of telemedicine in oncological institutions are considered.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ПАЦИЕНТ-ОРИЕНТИРОВАННЫХ СЕРВИСОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ В ОХРАНЕ ЗДОРОВЬЯ

Перспективы телемедицинских пациент-ориентированных сервисов в Российской Федерации

Башкатова Лилия Владимировна,

магистр, кафедра общественного здоровья, здравоохранение и гигиены, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

E-mail: bachkatova.82@gmail.com

Минаева Анастасия Вадимовна,

ассистент кафедры акушерства и гинекологии с курсом перинатологии, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

E-mail: Minaeva-av@rudn.ru

Скуридин Иван Викторович,

ассистент кафедры медицинской информатики и телемедицины, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» E-mail: teledoktor@rambler.ru

Столяр Валерий Леонидович,

заведующий кафедрой медицинской информатики и телемедицины ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»

E-mail: stolyar-vl@rudn.ru

Массовая имплементация новых технологий и «оцифровка» накопленных человечеством знаний порождает множество проблем, связанных с адаптацией отраслей народного хозяйства к цифровому обществу. Особенно остро данные проблемы стоят перед функционерами системы здравоохранения. В фокусе исследования находятся пациент-ориентированные телемедицинские системы, а также степень и перспективы их имплементации в российскую медицинскую практику. Необходимость распространения пациент-ориентированной медицины в России обусловлена рядом причин: телемедицина нейтрализует негативный фактор территориальной «привязки» пациента и медицинского учреждения, ускоряет оказание медицинских услуг населению, позволяет облегчить и ускорить прохождение пациентом медицинских инстанций. Отмечается, что одной из наиболее значимых с точки зрения телемедицины отраслей выступает онкология. Показатели и динамика заболеваемости онкологическими заболеваниями в стране свидетельствуют о том, что онкологический профиль является приоритетным в национальной системе здравоохранения. Рассмотрены перспективы развития телемедицины в учреждениях онкологического профиля.

Ключевые слова: телемедицина, дистанционный сервис, онкологические заболевания, система здравоохранения, цифро-визация, телерадиология

е

CJ

Массовая имплементация новых технологий и «оцифровка» накопленных человечеством знаний порождает множество проблем, связанных с адаптацией отраслей народного хозяйства к цифровому обществу [3, с. 1051]. Особенно остро данные проблемы стоят перед функционерами системы здравоохранения.

Телемедицина - один из ключевых векторов развития национальных систем здравоохранения. Телемедицина представляет собой сложнейшую междисциплинарную область человеческого познания, производства и жизнедеятельности, фундаментом которой являются знания из областей медицины, кибернетики, биофизики, математики, этики, права и многих других наук. Телемедицинские системы постепенно трансформируют локальные информационные системы учреждений здравоохранения в единую глобальную больничную среду; подобный парадигмальный сдвиг был отражен в смене термина «клиническая информатика» на термин «телемедицина» [2, с. 54]. В рамках настоящего исследования телемедицину мы будем определять в качестве совокупности инструментария здравоохранения, основанного на информационных технологиях и применяемого в целях «предоставления медицинской помощи в точке необходимости» [11, с. 85].

Телемедицина на данный момент способна функционировать в трех ключевых векторах, дифференцируемых по критерию отправителя и получателя медицинской информации: системы «врач -врач», «врач - пациент - врач» и «врач - компьютер (искусственный интеллект) - врач». В фокусе настоящего исследования находятся системы второго типа (пациент-ориентированные), а также степень и перспективы их имплементации в медицинскую практику в России. Следует также отметить, что в абсолютном большинстве случаев телемедицинские системы «врач - пациент» отождествляются с категорией «телемедицинское консультирование» («процесс дистанционного обсуждения конкретного клинического случая с целью поддержки в принятии оптимального клинического решения» [11, с. 85]), но тем не менее, потенциал пациент-ориентированных сервисов гораздо более широк.

Необходимость распространения пациент-ориентированной медицины в России обусловлена рядом причин. Во-первых, телемедицина нейтрализует негативный фактор территориальной

«привязки» пациента и медицинского учреждения, что крайне важно в географически обширном государстве, где медицинское учреждение может оказаться крайне дистантным от пациента. Во-вторых, телемедицина ускоряет оказание медицинских услуг населению. В-третьих, телемедицина позволяет облегчить и ускорить прохождение пациентом медицинских инстанций, сохранив все данные при перенаправлении в другое медицинское учреждение [3, с. 1052].

При этом повсеместное распространение телемедицины в стране пока еще констатировать нельзя; имплементация подобного рода режима оказания медицинских услуг, безусловно, требует внесения изменений в нормативную базу, в практику оказания медицинской помощи, перестройки мировоззрения населения в пользу повышения доверия к телемедицине, оснащения больниц, центров и прочих точек медицинской помощи соответствующим аппаратным и программным оборудованием.

Многие меры из вышеперечисленных уже были приняты. К примеру, российский законодатель существенно изменил нормативные положения, затрагивающие возможность дистанционного оказания медицинских услуг и, собственно, ввел в нормативно-правовой массив само понятие телемедицины, что свидетельствует о перспективности данного вектора развития системы здравоохранения в стране. Импульс к изменению законодательства исследуемого нами сегмента жизнедеятельности был задан в рамках представленных в 2016 г. законопроектов, призванных регламентировать осуществление телемедицинских практик на федеральном уровне. Можно сказать, закономерным итогом данных усилий стал Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» [15]. Концептуальное ядро данного акта законодательства изложено в статье 36.2, раскрывающее специфику оказания медицинской помощи посредством телемедицинского инструментария; данная статья, помимо прочего, ввела дефиницию понятия «телемедицина».

Позднее был опубликован Приказ Министерства здравоохранения РФ от 30 ноября 2017 года № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий», содержащий детальное описание алгоритма оказания медицинской помощи. Приказ, помимо прочего, выставил три значимых оградительных барьера для телемедицины: во-первых, нормативный акт обязал участников дистанционного взаимодействия проходить процедуру аутентификации и идентификации; во-вторых, было указано, что телемедицинская помощь оказывается исключительно учреждениями, зарегистрированными в Федеральном реестре медицинских организаций; в-третьих, телемедицинское взаимодействие по схеме «врач - пациент» должно осуществляться исключительно в качестве

продолжения оффлайн-лечения и консультирования, но не вместо него [9, с. 95]. Данные требования нельзя считать сдерживающими телемедицину как таковую - они были призваны предотвратить злоупотребления телемедициной как со стороны частных, так и со стороны государственных больниц и наделить процесс телемедицинского лечения статусом, аналогичным статусу лечения в режиме офлайн.

Российские управленцы в сфере здравоохранения неоднократно отмечали, что ограничения, накладываемые на телемедицину, обусловлены спецификой самого здравоохранения, целью которого является поддержание жизни и здоровья граждан. Следовательно, российская сфера здравоохранения использует лишь небольшую долю потенциала телемедицинских технологий по причине рисков ошибочных диагнозов, невозможности физикаль-ного обследования пациента; имеет место, помимо прочего, неготовность отрасли к инициированию механизма тотальной цифровизации здравоохранения. Согласимся с М.Н. Шалберкиной в том, что в ближайшей перспективе телемедицина не станет самостоятельным видом медицинской помощи и оставит за собой статус способа информационно-коммуникационного взаимодействия между пациентом и врачом [16, с. 165].

Тем не менее, вышеотмеченный Закон кардинально изменил структуру медицинского рынка и национальную систему здравоохранения в целом. С 2017 г. медицинские компании, предоставляющие онлайн-сервисы, продемонстрировали колоссальный рост; объем инвестиций в соответствующею отрасль к началу 2019 г. превысил 2 млрд руб., а количество пользователей телемедицинских услуг в период с 2017 по 2019 гг. увеличилось на 30% [17, с. 87]. Следует сказать, что до 2021 г. количество предложений телемедицинских услуг росло исключительно в частном секторе, тогда как в государственном здравоохранении реализовывались только единичные проекты (несмотря на тот факт, что включение телемедицинских услуг в спектр гарантированных программами ОМС произошло уже в 2018 г.).

Впоследствии начала функционировать телемедицинская система Министерства здравоохранения, однако, ее работа осуществлялась лишь в сегменте «врач - врач». Официальная телемедицина позволяла реализовывать дистанционное взаимодействие между медицинскими центрами различного профиля, проводить консилиумы, формировать устойчивые связи между региональных медицинских учреждений 3-го уровня и федеральных центров [17, с. 87]. Тем не менее, существенно варьировалась (и варьируется по сей день) степень имплементации телемедицины в крупных мегаполисах и на периферии.

Н.Н. Камынина и Е.И. Медведева, опираясь на данные, собранные Счетной палатой РФ, также указывают на то, что развитие телемедицины в стране происходит крайне ассиметрично, явно ощущается перевес в пользу взаимодействия

сз о

о Л о

о сз о в

«врач - врач». Несмотря на то, что внедрение телемедицины на 14% сокращает уровень плановых госпитализаций, на 14% - количеств койкодней, на 15% - число обращений за экстренной медицинской помощью (данные представлены на конец 2021 г.), большинство телемедицинских услуг, оказываемых в России, относится к категории «врач - врач». Более 80% от общего объема услуг «врач - врач» приходится на интерпретацию данных электрокардиографических исследований, 16% - на расшифровку рентген-визуализаций [8, с. 75].

Обратимся к конкретным примерам успешной имплементации телемедицинских проектов в изучаемом нами сегменте «врач - пациент». Следует отметить, что передовыми округами по внедрению телемедицинских технологий, помимо регионов г. Москвы и Санкт-Петербурга, стали Сибирский и Уральский федеральные округа [8, с. 75].

Непосредственно после принятия вышеотме-ченного акта законодательства особую активность проявили игроки частного сегмента здравоохранения. Отметим, к примеру, деятельность компании «Медицинские системы визуализации» (дистанционные консультации), сервис «Онлайн Доктор» (ООО «МИРТ»), сети клиник «Доктор рядом» (ООО «Доктор рядом») и многих других. Многие предприниматели в сфере медицинского бизнеса предпринимают попытки по созданию полностью цифровых сред, основанных на трех элементах «цифровой двойник клиники - цифровой двойник пациента - цифровой двойник врача». Одной из таких компаний, успешно воплотивших подобную концепцию, является ООО «Numedy» (сервис «Атлас пациента»). Платформа, представленная Numedy, представляет собой облачную систему, где все программы и сервисы локализируются в центре обработки данных. Медицинские клиники подключаются к дата-центру по защищенным каналам связи (модуль Numedy.MlS); цифровая экосистема позволяет также оцифровывать работу персонала клиники (модуль Numedy.Staff) и создавать цифровых «клонов» самих пациентов (Atlas). Более того, участниками системы выступают также корпоративные клиенты и страховые компании (Num-edy.Customer). Атлас пациента представляет собой личный кабинет пациента, функционал которого позволяет просматривать результаты медицинских исследований, изучать динамику медицинских измерений, отправлять файлы врачу и связываться с ним по видеосвязи. Сервис позволяет также осуществлять онлайн-запись и оплату услуг.

Интерес к телемедицине проявляют и представители иных секторов предпринимательства и производства (в первую очередь, речь идет о частных страховых компаниях, включающих телемедицинские услуги в перечень покрываемых стра-е ховщиком затрат). ФГУП «Почта России», за счет е имеющихся ресурсов - более 42 тыс. почтовых S3 отделений и наличие скоростного интернета - так-еЗ же участвует в развитии отрасли, предоставляя Ü инфраструктуру для организации связи пациен-

тов с врачами (пилотный проект по организации телемостов «пациент - врач», в частности, был успешно реализован в Новгородской области) [17, с. 88]. Крупные медицинские и исследовательские центры также осваивают телемедицинский инструментарий: НМИЦ эндокринологии, помимо прочих, реализует проект по дистанционному мониторингу пациентов с хроническими заболеваниями.

Пандемия COVID-19 придала новый импульс к развитию телемедицинских технологий в России, как, впрочем, и во многих других странах мира. Как отмечает А.Б. Зудин, коронавирусная инфекция оказала влияние на формирование потребности пациентов в дистанционном медицинском обслуживании, и после завершения пандемийного цикла граждане стали чаще обращаться к удаленным системам уже в лечении иных заболеваний, не связанных с коронавирусной пневмонией и ее осложнениями [7, с. 555]. Российский телемедицинский рынок после 2019 г. перешел из фазы вялотекущего роста в фазу ощутимой интенсификации процессов внедрения телемедицины [12, с. 205]. Тем не менее, нельзя сказать, что телемедицина вошла в обиход большинства граждан; Е.И. Медведева с соавт., к примеру, приводит следующие показатели: 26% граждан страны имеют точные представления о возможностях существующих систем онлайн-консультаций, 42% имеют примерные представления о них, 33% - сведениями не обладают в принципе. Среди известных среди россиян телемедицинских сервисов отмечаются Яндекс. Здоровье, Сбер.Здоровье, Онлайн Доктор; о возможности обращения в Единый медицинский портал знают менее 20% опрошенных [12, с. 206].

Одной из наиболее значимых с точки зрения телемедицины отраслей выступает онкология. Показатели и динамика заболеваемости онкологическими заболеваниями в стране свидетельствуют о том, что онкологический профиль является приоритетным в национальной системе здравоохранения. В данной связи вполне логичным представляется тот факт, что телемедицина активно развивается в учреждениях данного профиля. Функционирует, в частности профильный экспертный совет при Министерстве здравоохранения, среди инициатив которого следует отметить запуск двух телемедицинских проектов, реализованных на базисе разработок ООО «ТелеПат». «Сервис ведения застрахованных лиц по ОМС с подозрением на злокачественное новообразование (ОН-КОконтроль)», Ярославская область, направлен на организацию удаленного отслеживания состояния пациентов с подозрением на онкологическое заболевание. Проект ОнКО^е! - телемедицинская платформа для дистанционного мониторинга онкологических больных после консервативного лечения и противоопухолевой терапии, функционирующий под эгидой Союза пациентских организаций, направлен на мониторинг онкологических пациентов, проходящих химиотерапию в амбулаторном режиме. Связь между учреждением образования, врачом и пациентов осуществляется

по электронной почте и посредством интерактивных опросников, результаты прохождения которых становятся основой для разработки реабилитационных рекомендаций.

В контексте отмеченного выше сегмента системы здравоохранения - лечение онкологических заболеваний - следует сказать, что, по мнению большинства исследователей и руководителей учреждений здравоохранения, несмотря на революционные изменения в области диагностических и лечебных процедур в медицине окно-профиля, дистанционные технологии взаимодействия с пациентом не способны полностью заменить очное лечение. Тем не менее, это не говорит о том, что лечение пациентов с онкологическими заболеваниями должно априорно оставаться «аналоговым». Телемедицина способна решить множество проблем в области лечения онкологически больных. Телемедицинский инструментарий положительно сказывается на качестве и оперативности медицинского обслуживания; онкологический больной, на котором зачастую лежит колоссальное финансовое бремя, связанное с покрытием расходов на лечение, получает возможность экономии средств и времени за счет консультаций специалистов без необходимости выезда. Кроме того, телемедицина позволяет отказаться от ненужной и опасной при многих состояниях транспортировки онкологических больных в профильные клиники [14, с. 102].

Следуя данной логике, многие профильные учреждения инициировали организацию телемедицинских подразделений. Центр телемедицины, к примеру, успешно функционирует в Республиканском клиническом онкологическом диспансере (РКОД) г. Уфа. В спектр функций Центра входят следующие процедуры: (1) проведение плановых и неотложных телеконсультаций («врач-пациент»); (2) аудио-визуальная поддержка оперативного принятия решений сложных или экстренных клинических вопросов («врач - врач - пациент»); (3) дистанционные консультации по профилю «онкология» по запросам от медицинских организаций 1, 2, 3 уровней («врач-врач») [6, с. 11].

Отдельным и весьма значимым вектором им-плементации дистанционного инструментария коммуникации врачей с пациентами является телерадиология. Образцовой структурой, внедрившей передовые практики телемедицины в схемах «врач - врач» и «врач - пациент», сегодня считается Единый радиологический информационных сервис в Москве [13, с. 67-68].

С.П. Морозов с соавт. говорит о перспективности формируемых сегодня централизованных архивов медицинских изображений, представляющих собой экосистему, автоматически компилирующую данные с десятков сотен диагностических устройств и рабочих мест [13, с. 68]. Пациенты с диагностированными онкологическими заболеваниями, безусловно, проходят колоссальное множество скринингов и обследований,и, при перенаправлении в иное место лечения, результаты всех предыдущих обследований и метаданные, связанные

с ними (место, дата скрининга и проч.) будут надежно сохраняться в подобной системе. В данной связи отметим также разработки по созданию региональной системы дистанционной лучевой диагностики (Новосибирская область), 4-фазный проект по созданию регионального Центра радиологической компетенции на базе областной больницы (Ульяновская область), архив медицинских изображений, созданный в Санкт-Петербурге с целью двойного чтения (пересмотра) результатов маммограмм и дополнительной рентгенологической верификации рака молочной железы [13, с. 70]. В Краснодарском крае успешно имплементирован телемедицинский инструментарий на базисе онкологического рефе-ренсного клинико-диагностического центра.

Многие исследователи указывают на то, что весьма значимые благоприятные последствия приобретает телемедицина в программах скрининга заболеваний молочной железы. Е.Г. Евсеева [4] и Н.В. Кочергина с соавт. [10] отмечают: пациенты, проживающие в отдаленных регионах страны, благодаря телемедицине получают возможность удаленной консультации и интерпретации результатов маммографий. Как правило, на периферии возможность выполнения регулярного скрининга присутствует, в отличие от возможности оперативной интерпретации его результатов. Телемедицина же позволяет направлять результаты в областные центры, где и происходит, собственно, интерпретация визуализированных параметров. Пациент в данном случае избавляется от необходимости дальних перемещений для получения медицинской услуги. Удобство онлайн-консультации, можно надеяться, позволит большему числу женщин проходить скрининг и довести показатель регулярно обследуемых до желаемых 98-100%. Е.В. Евсеева, Н.В. Ахапкин и др. говорят о том, что экспертные дистанционные консультации результатов профилактических маммографий сокращают количество ложноположи-тельных и ложноотрицательных результатов, что, в свою очередь, снижает число необоснованных интервенций [5]. Схожие тезисы выражены в работах Я.А. Щипахиной с соавт. [18, с. 199].

Телемедицинские новации применяются и в крупнейшем онкологическом центре страны -НМИЦ онкологии имени Н.Н. Блохина. По статистическим данным, каждый год в Центре проходят лечение более 35 000 онкологических больных, причем еще около 6000 граждан получают регулярные дистанционные консультации. Телемедицинские консультации в значительном объеме имеют место и в НМИЦ онкологии им. Н.Н. Петрова (более 4 тысяч заявок ежегодно)[19], в Томском областном онкологическом диспансере (3600 консультаций ежегодно)[20].

Помимо аудиовизуального типа коммуникации -онлайн-приема онколога - онкологические центры налаживают обратную связь с пациентами в рамках личных кабинетов и посредством мобильных приложений [1, с. 206]. Во многом данные нововведения стали возможны благодаря утверждению «Порядка организации оказания медицинской помощи взрос-

сэ о

о Л о

о

сз

о в

в u

лым с онкологическими заболеваниями написано». Данный программно-нормативный акт постулирует необходимость учреждения телемедицинского отдела в каждом онкодиспансере к 2022 г. Несмотря на то, что данный показатель так и не был достигнут, динамика развития телемедицины в онкологических учреждениях наблюдается, хотя, при этом, прослеживается и некоторая забюрократизирован-ность алгоритмов подачи заявки на телемедицинскую консультацию [6, с. 11-12].

В заключение следует отметить, что в Российской Федерации на текущем этапе открываются широкие возможности и перспективы для развития телемедицинского обслуживания населения. Прогнозы, выдвигаемые руководителями учреждений и исследователями-теоретиками в данном отношении, крайне положительны. Можно надеяться, что телемедицина будет способствовать повышению качества медицинского обслуживания и сможет существенно улучшить ситуацию в плане профилактики и лечения множество серьезных заболеваний.

Литература

1. Бесчастнова, С.П. Цифровое пространство и коммуникации: современные тренды в здравоохранении в условиях текущих перемен / С.П. Бесчастнова // Инновации и инвестиции. -2022. - № 9. - С. 200-207.

2. Владзимирский, А.В. Опыт использования телеконсультирования в клинической практике / А.В. Владзимирский // Врач и информационные технологии. - 2004. - № 3. - С. 54-59.

3. Городнова, Н.В. Перспективы развития телемедицины в условиях цифровизации экономики России / Н.В. Городнова, В.В. Клевцов, Е.Н. Овчинников // Вопросы инновационной экономики. - 2019. - № 3. - С. 1049-1066.

4. Евсеева, Е.В. Оптимизация системы комплексного клинико-радиологического скрининга заболеваний молочной железы. Автореферат дис. ... кандидата медицинских наук / Е.В. Евсеева. - М.: Рос. науч. центр рентгено-радиологии МЗ, 2015. - 23 с.

5. Евсеева, Е.В. Преимущества цифровых технологий в организации массовых маммографических обследований женщин / Е.В. Евсеева, Н.В. Ахапкин, А.Н. Сенин, В.Б. Медведев // Пути повышения эффективности онкологической службы РФ: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. - Казань 24-26 июня 2009 г. - С. 138-141.

6. Забелин, М.В. Роль телемедицины в работе онкологической службы Республики Башкортостан клиническое исследование / М.В. Забелин, А.А. Измайлов, Р.Т. Аюпов, Р.Р. Рахимов, Р.А. Рустамханов, А.Х. Гайнуллин // ЭКУ. -2021. - № 2. - С. 10-13.

7. Зудин, А.Б. Практика применения дистанционного обслуживания пациентов в рамках сервиса телемедицины / А.Б. Зудин // Вестник Авиценны. - 2020. - № 4. - С. 553-557.

8. Камынина, Н.Н. Рынок телемедицинских услуг в России / Н.Н. Камынина, Е.И. Медведева // Здоровье мегаполиса. - 2022. - № 1. - С. 7378.

9. Коптелина, М.В. Развитие телемедицины в российской федерации: организационные и правовые аспекты / М.В. Коптелина // Ex Adverso. - 2022. - № 1. - С. 93-102.

10. Кочергина, Н.В. Первые результаты дистанционного маммографического скрининга рака молочной железы / Н.В. Кочергина, О.В. Иванкина, Я.А. Замогильная, А.Б. Блудов, И.Л. Киселев, Г.В. Куденцова, Е.В. Шульцева, М.С. Карпова // Российский онкологический журнал. - 2014. - № 3. - С. 15-18.

11. Лукина, К.А. Телемедицина: опыт ФГБУ «НМИЦ гематологии» Минздрава России / К.А. Лукина, Д.А. Зайцев, А.М. Данилина, Т.Ц. Гармае-ва // Гематология и трансфузиология. - 2020. -№ S1. - С. 85.

12. Медведева, Е.И. Телемедицина в современных условиях: отношение социума и вектор развития / Е.И. Медведева, О.А. Александрова, С.В. Крошилин // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2022. - № 3. - С. 200-222.

13. Морозов, С.П. Телерадиология в Российской Федерации: достигнутый уровень / С.П. Морозов, А.В. Владзимирский, Н.В. Ледихова // Врач и информационные технологии. - 2019. -№ 2. - С. 67-73.

14. Телемедицина в онкологии // Опухоли головы и шеи. - 2012. - № 2. - С. 100-103.

15. Федеральный закон от 29 июля 2017 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», вступил в силу с 01.01.2018 г.

16. Шалберкина, М.Н. Об отдельных проблемах оказания медицинской помощи с применением телемедицинских услуг / М.Н. Шалберкина // Вестник Университета имени О.Е. Кута-фина. - 2022. - № 6 (94). - С. 160-170.

17. Широкова, И. Телемедицинские решения - окно возможностей / И. Широкова // Ремедиум. -2019. - № 3. - С. 87-88.

18. Щипахина, Я.А. Дистанционная технология скрининга рака молочной железы с использованием рентгеновской маммографии / Я.А. Щипахина, Н.В. Кочергина, О.В. Иванкина, М.С. Карпова, А.Б. Блудов // Сб. матер. Всероссийской конф. молодых ученых-онкологов, посвященной памяти академика РАМН Н.В. Васильева «Актуальные вопросы экспериментальной и клинической онкологии», 2016. - С. 199-202.

19. Телемедицина: взгляд изнутри // Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр онкологии имени Н.Н. Петрова» Министерства здравоохранения Российской Фе-

дерации. - 2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.niioncologii.ru/news/ telemeditsina_vzglyad_iznutri_. - Дата доступа: 04.01.2023.

20. Отдел телемедицинских технологий // Томский областной онкологический диспансер -2022. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tomonco.ru/dispanser/departments/otdel-telemeditsiny/. - Дата доступа: 04.01.2023.

PROSPECTS FOR TELEMEDICAL PATIENT-ORIENTED SERVICES IN THE RUSSIAN FEDERATION

Bashkatova L.V., Minaeva A.V., Skuridin I.V., Stolyar V.L.

Peoples' Friendship University of Russia

The mass implementation of new technologies and the "digitization" of the knowledge accumulated by mankind gives rise to many problems associated with the adaptation of sectors of the national economy to a digital society. These problems are especially acute for the functionaries of the healthcare system. The research is focused on patient-oriented telemedicine systems, as well as the degree and prospects for their implementation in medical practice in Russia. The need to spread patient-oriented medicine in Russia is due to a number of reasons: telemedicine neutralizes the negative factor of the territorial "binding" of the patient and the medical institution, speeds up the provision of medical services to the population, and makes it easier and faster for the patient to pass medical instances. It is noted that one of the most significant branches in terms of tele-medicine is oncology. The indicators and dynamics of the incidence of oncological diseases in the country indicate that the oncological profile is a priority in the national healthcare system. The prospects for the development of telemedicine in oncological institutions are considered.

Keywords: telemedicine, remote service, oncological diseases, healthcare, digitalization, teleradiology.

References

1. Beschastnova, S.P. Digital space and communications: modern trends in healthcare in the context of current changes / S.P. Beschastnova // Innovations and investments. - 2022. -No. 9. - S. 200-207.

2. Vladzimirsky, A.V. Experience of using teleconsulting in clinical practice / A.V. Vladzimirsky // Doctor and information technologies. - 2004. - No. 3. - S. 54-59.

3. Gorodnova, N.V. Prospects for the development of telemed-icine in the context of digitalization of the Russian economy / N.V. Gorodnova, V.V. Klevtsov, E.N. Ovchinnikov // Issues of innovative economics. - 2019. - No. 3. - S. 1049-1066.

4. Evseeva, E.V. Optimization of the system of complex clinical and radiological screening of breast diseases. Abstract dis. ... Candidate of Medical Sciences / E.V. Evseeva. - M.: Ros. scientific center of X-ray radiology, Ministry of Health, 2015. - 23 p.

5. Evseeva, E.V. The advantages of digital technologies in the organization of mass mammography examinations of women / E.V. Evseeva, N.V. Akhapkin, A.N. Senin, V.B. Medvedev // Ways to improve the efficiency of the oncological service of the Russian Federation: materials of the VI All-Russian scientific-

6.

7.

practical conference. - Kazan, June 24-26, 2009 - pp. 138141.

Zabelin, M.V. The role of telemedicine in the work of the oncological service of the Republic of Bashkortostan clinical study / M.V. Zabelin, A.A. Izmailov, R.T. Ayupov, R.R. Rakhimov, R.A. Rustamkhanov, A H. Gainullin // ECU. - 2021. - No. 2. -P. 10-13.

Zudin, A.B. The practice of using remote patient care within the telemedicine service / A.B. Zudin // Bulletin of Avicenna. -2020. - No. 4. - S. 553-557.

Kamynina, N.N. The market of telemedicine services in Russia / N.N. Kamynina, E.I. Medvedeva // Health of the metropolis. -2022. - No. 1. - S. 73-78.

Koptelina, M.V. Development of telemedicine in the Russian Federation: organizational and legal aspects / M.V. Koptelina // Ex Adverso. - 2022. - No. 1. - S. 93-102. Kochergina, N.V. The first results of remote mammographic screening of breast cancer / N.V. Kochergina, O.V. Ivankina, Ya. Kudentsova, E.V. Shultseva, M.S. Karpova // Russian journal of oncology. - 2014. - No. 3. - P. 15-18. Lukina, K.A. Telemedicine: experience of the Federal State Budgetary Institution "NMIC of Hematology" of the Ministry of Health of Russia / K.A. Lukina, D.A. Zaitsev, A.M. Danilina, T. Ts. Garmaeva // Hematology and transfusiology. - 2020. -№ S1. - S. 85.

Medvedeva, E.I. Telemedicine in modern conditions: the attitude of society and the vector of development / E.I. Medvede-va, O.A. Aleksandrova, S.V. Kroshilin // Economic and social changes: facts, trends, forecast. - 2022. - No. 3. - S. 200-222. Morozov, S.P. Teleradiology in the Russian Federation: achieved level / S.P. Morozov, A.V. Vladzimirsky, N.V. Ledik-hova // Vrach i informatsionnye tekhnologii. - 2019. - No. 2. -S. 67-73.

Telemedicine in oncology // Tumors of the head and neck. -2012. - No. 2. - S. 100-103.

Federal Law of July 29, 2017 No. 242-FZ "On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation on the Application of Information Technologies in the Sphere of Health Protection", entered into force on January 1, 2018. Shalberkina, M.N. On individual problems of providing medical care with the use of telemedicine services / M.N. Shalberkina // Bulletin of the University named after O.E. Kutafin. - 2022. -No. 6 (94). - S. 160-170.

17. Shirokova, I. Telemedicine solutions - a window of opportunity / I. Shirokova // Remedium. - 2019. - No. 3. - S. 87-88.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Shchipakhina, Ya.A. Remote technology for breast cancer screening using X-ray mammography / Ya.A. Shchipakhina, N.V. Kochergina, O.V. Ivankina, M.S. Karpova, A.B. Bludov // Sat. mater. All-Russian Conf. young scientists-oncologists, dedicated to the memory of Academician of the Russian Academy of Medical Sciences N.V. Vasiliev "Actual issues of experimental and clinical oncology", 2016. - P. 199-202.

19. Telemedicine: a view from the inside // Federal State Budgetary Institution "National Medical Research Center of Oncology named after N.N. Petrov" of the Ministry of Health of the Russian Federation. - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.niioncologii.ru/news/telemeditsina_vzglyad_iznu-tri_. - Access date: 01/04/2023.

Department of telemedicine technologies // Tomsk regional oncological dispensary - 2022. [Electronic resource]. - Access mode: https://tomonco.ru/dispanser/departments/otdel-telemeditsiny/. - Access date: 01/04/2023.

9.

10

11

12

13

14

15

16

20

сз о

о Л о

о сз о в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.