Научная статья на тему 'ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ'

ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
199
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕМЕДИЦИНА / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ОКАЗАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ / ВРАЧ / ПАЦИЕНТ / МЕДИЦИНСКИЕ РАБОТНИКИ / ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕДИЦИНА / КОНСУЛЬТАЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / СБОР / ХРАНЕНИЕ / ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шалберкина М. Н.

Статья посвящена исследованию отдельных проблем относительно нового явления правовой действительности - телемедицины. Проводя оценку зарубежных практик, автор приходит к выводу о том, что телемедицина только внедряется в практическое здравоохранение в России. Комплексность данного явления позволяет говорить об особенностях нормативно-правовых регуляторов, используемых для реализации механизма телемедицинских услуг. Автором отмечается, что телемедицина в современном понимании в России позиционируется как один из способов оказания медицинской помощи. Обращается внимание на отсутствие легального определения понятия «телемедицина», законодатель, используя узкий подход, обращается к определению телемедицинских услуг. Разнородность проблем, складывающихся в процессе применения телемедицинских услуг, позволяет автору осветить наиболее существенные из них, требующие законодательной проработки. Затрагиваются вопросы динамики телемедицинских услуг в пандемический период. Предлагаются возможные пути решения законодательных барьеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT CERTAIN PROBLEMS OF MEDICAL CARE WITH THE USE OF TELEMEDICINE SERVICES

The article is devoted to the study of individual problems of the relatively new phenomenon of legal reality of telemedicine. Conducting an assessment of foreign practices, the author comes to the conclusion that telemedicine is only being introduced into practical healthcare in Russia. The complexity of this phenomenon allows us to talk about the features of regulatory regulators used to implement the mechanism of telemedicine services. The author notes that Telemedicine in the modern sense in Russia is positioned as one of the ways of providing medical care. Attention is drawn to the absence of a legal definition of telemedicine, the legislator, using a narrow approach, refers to the definition of telemedicine services. The heterogeneity of the problems that develop in the process of using telemedicine services allows the author to highlight the most significant ones that require legislative elaboration. The issues of the dynamics of telemedicine services in the pandemic period are touched upon. Possible ways of solving legislative barriers are proposed.

Текст научной работы на тему «ОБ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОБЛЕМАХ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ»

160 трибуна молодого ученого /5,

Я-^^ i

ЕСТНИК

УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кутафина (МПОА)

Марина Николаевна ШАЛБЕРКИНА,

соискатель кафедры конституционного и муниципального права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) mnshalberkina@msal.ru 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

Об отдельных проблемах оказания медицинской помощи с применением телемедицинских услуг

Аннотация. Статья посвящена исследованию отдельных проблем относительно нового явления правовой действительности — телемедицины. Проводя оценку зарубежных практик, автор приходит к выводу о том, что телемедицина только внедряется в практическое здравоохранение в России. Комплексность данного явления позволяет говорить об особенностях нормативно-правовых регуляторов, используемых для реализации механизма телемедицинских услуг. Автором отмечается, что телемедицина в современном понимании в России позиционируется как один из способов оказания медицинской помощи. Обращается внимание на отсутствие легального определения понятия «телемедицина», законодатель, используя узкий подход, обращается к определению телемедицинских услуг. Разнородность проблем, складывающихся в процессе применения телемедицинских услуг, позволяет автору осветить наиболее существенные из них, требующие законодательной проработки. Затрагиваются вопросы динамики телемедицинских услуг в пандемический период. Предлагаются возможные пути решения законодательных барьеров. Ключевые слова: телемедицина, телемедицинские услуги, телемедицинские технологии, оказание медицинской помощи, врач, пациент, медицинские работники, практическая медицина, консультации, государственные информационные системы, сбор, хранение, обработка информации, взаимодействие, цифровизация.

DOI: 10.17803/2311-5998.2022.94.6.160-170

MARINA N. SHALBERKINA,

applicant of the Department of Constitutional and Municipal Law of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL) mnshalberkina@msal.ru 9, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, Moscow, Russia, 125993

About Certain Problems of Medical Care with the Use of Telemedicine Services

© М. Н. Шалберкина, 2022

Abstract. The article is devoted to the study of individual problems of the relatively new phenomenon of legal reality of telemedicine. Conducting an assessment of foreign practices, the author comes to the conclusion that telemedicine is only being introduced into practical healthcare in Russia. The complexity of this phenomenon allows us to talk about the features of regulatory regulators used to implement the mechanism of telemedicine services. The author notes that Telemedicine in the modern sense in Russia is positioned as one

в

ЕСТНИК ШалВеркина М. Н. Л С Л

УНИВЕРСИТЕТА Об отдельных проблемах оказания медицинской

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кугафина(мгюА) помощи с применением телемедицинских услуг

of the ways of providing medical care. Attention is drawn to the absence of a legal definition of telemedicine, the legislator, using a narrow approach, refers to the definition of telemedicine services. The heterogeneity of the problems that develop in the process of using telemedicine services allows the author to highlight the most significant ones that require legislative elaboration. The issues of the dynamics of telemedicine services in the pandemic period are touched upon. Possible ways of solving legislative barriers are proposed. Keywords: Telemedicine, telemedicine services, medical care, doctor, patient, consultations, state information systems, interaction, digitalization.

В последнее время в различных областях медицинских и юридических наук появилось достаточное количество работ, посвященных относительно новому явлению правовой действительности — телемедицине. Являясь быстро растущим сегментом здравоохранения, телемедицина интегрировалась в мировое пространство и завоевала глобальный рынок. Прогрессивность развития данного направления, новые достижения в области технологии и адаптация их к современным вызовам не позволяют сформулировать единого определения понятия «телемедицина».

В 2007 г. оценка состояния телемедицины проводилась Всемирной организацией здравоохранения. В 114 государствах — членах ВОЗ, принявших участие в исследованиях, ВОЗ насчитала более 104 определений этого понятия и приводит универсальное: «Предоставление услуг здравоохранения в условиях, когда расстояние является критическим фактором, работниками здравоохранения, использующими информационно-коммуникационные технологии для обмена необходимой информацией в целях диагностики, лечения и профилактики заболеваний и травм, проведения исследований и оценок, а также для непрерывного образования медицинских работников в интересах улучшения здоровья населения и развития местных сообществ»1.

ВОЗ обозначает четыре характерные черты телемедицины:

1) ее целью является предоставление клинической поддержки;

2) она преодолевает географические барьеры, устанавливая связь между пользователями, физически находящимися далеко друг от друга;

3) она включает в себя использование различных видов информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ);

4) ее целью является улучшение здоровья населения2.

В юридической литературе подчеркивается, что «особенно широко телемедицинские технологии применяются в США, Греции, Великобритании, Норвегии; S

<

--I

1 Телемедицина. Возможности и развитие в государствах-членах : доклад ВОЗ о резуль- >

татах второго глобального обследования в области электронного здравоохранения. Серия «Глобальная обсерватория по электронному здравоохранению». Т. 2 // URL: https:// apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/44497/9789244564141_rus.pdf (дата обращения: 22.09.2021)).

2 Телемедицина. Возможности и развитие в государствах-членах : доклад ВОЗ о резуль- q

татах второго глобального обследования в области электронного здравоохранения. УЧЕНОГО

методы телемедицины разрабатываются в Бразилии, Китае и ряде других стран. Первой страной, поставившей телемедицину на практические рельсы, стала Норвегия, второй — Франция»3.

В России телемедицина внедряется в практическое здравоохранение, начиная с 2000-х гг. Первым шагом в создании правовых механизмов регулирования данного направления стала утвержденная в 2001 г Министерством здравоохранения РФ совместно с Российской академией медицинских наук Концепция развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и план ее реализации4. В этом документе впервые было дано легальное определение телемедицины и телемедицинских технологий (медицины на расстоянии).

В последующее время предпринимались попытки создания правовых основ регулирования телемедицины. Так, в 2005—2006 гг. в планах законопроектной работы Правительства РФ были проекты федеральных законов «Об электронной медицине»5 и «Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине»6). Не получив законодательного одобрения, они были отклонены постановлениями Государственной Думы.

В 2010 г. на 35-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ, проходившем в г. Санкт-Петербурге, был принят Модельный закон о телемедицинских услугах7, который лег в основу формирования единого правового основания для государств — участников СНГ базы для внедрения информационных технологий в практическую медицину.

Наработка правового инструментария наметилась с принятием в 2017 г Федерального закона от 29.04.2017 № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья» (далее — Закон № 242-ФЗ). В юридических кругах данный нормативный акт известен как Закон о телемедицине8, хотя, по сути, таковым не является. Правовой парадокс заключается в

3 Путило Н. В., Волкова Н. С. Телемедицина: потребности общества и возможности законодательства // Журнал российского права. 2018. № 6 (258). С. 128.

4 Приказ Минздрава РФ № 344, РАМН № 76 от 27.08.2001 «Об утверждении Концепции развития телемедицинских технологий в Российской Федерации и плана ее реализации» // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

5 Проект Федерального закона № 158540-4 «Об электронной медицине» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 06.04.2005) // СПС «КонсультантПлюс».

6 Проект федерального закона № 308883-4 «Об информационно-коммуникационных технологиях в медицине» (ред., внесенная в Государственную Думу, текст по состоянию на 13.06.2006) // СПС «КонсультантПлюс».

7 Модельный закон о телемедицинских услугах (принят в г. Санкт-Петербурге 28.10.2010 постановлением 35-7 на 35-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ) // Информационный бюллетень. Межпарламентская Ассамблея государств — участников Содружества Независимых Государств. 2011. № 49.

8 Галюкова М. И. Правовые аспекты оказания медицинской помощи пациенту посредством телекоммуникационных технологий: достижения и проблемы законодателя // Евразийский юридический журнал. 2018. № 2 (117). С. 190—192.

С. 62—76.

в

ЕСТНИК Шалберкина М. Н.

УНИВЕРСИТЕТА Об отдельных проблемах оказания медицинской имени o.e. кугафина(мгюА) помощи с применением телемедицинских услуг

том, что Закон о телемедицине по своей правовой природе несамостоятелен. Это изменения и дополнения в уже существующее здравоохранительное законодательство: Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств».9

Большая часть новелл, внесенных Законом № 242-ФЗ, приходится на нормы базового Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»10 (далее — Закон № 323-ФЗ):

— приведена дефиниция телемедицинских технологий (п. 22 ст. 3);

— установлены особенности организации и оказания медицинской помощи с их применением (ст. 36.2);

— регламентирован процесс создания государственных информационных систем, с помощью которого осуществляется «Национальный проект "Здравоохранение". Федеральный проект "Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)". Концепция и план разработки единой системы нормативно-справочной информации в сфере здравоохранения на период 2019—2024 гг. (Версия: 1.0)» (утв. Минздравом России 16.10.2019, ЦНИИОИЗ Минздрава России 01.10.2019) о медицинской деятельности в сфере охраны здоровья (ст. 91—91.1)11.

В Законе № 323-ФЗ определение телемедицины не содержится, как уже выше отмечалось, законодателем вводится определение телемедицинских технологий, под которыми в п. 22, ст. 3 Закона понимаются информационные технологии, обеспечивающие дистанционное взаимодействие медицинских работников между собой, с пациентами и (или) их законными представителями, идентификацию и аутентификацию указанных лиц, документирование совершаемых ими действий при проведении консилиумов, консультаций, дистанционного медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента.

Приведенное легальное определение позволяет обратить внимание на двухуровневую систему взаимоотношений между медицинскими работниками по поводу консультаций, консилиумов и т.д. и пациентами или законными представителями при проведении консультаций (п. 2 ст. 36.2 Закона № 323-ФЗ).

Многогранность нового направления в медицине (от положений об информации, о персональных данных, лицензировании и аккредитации специалистов, сертификации медицинского оборудования и др.) говорит о признаках комплексности данного явления, ключевой целью которого является обеспечение гаранти-

рованного ст. 41, п. «ж». ч. 1 ст. 72 Конституции РФ права граждан на получение ^

доступной и качественной медицинской помощи.

Многогранность данного механизма телемедицинских технологий в медицине требует создания особых рычагов регулирования. Так, на базе ст. 36.2 Закона >

№ 323-ФЗ приказом Минздрава России от 30.11.2017 № 965н утвержден особый

--П

9 Галюкова М. И. Указ. соч.

10 Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЭ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2011. № 48. Ст. 6724. □

11 СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был. УЧЕНОГО

«порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» (далее — Порядок)12. Порядок включает:

— информацию о телекоммуникационных системах, используемых для оказания медицинской помощи с помощью телекоммуникаций;

— виды оказания медицинской помощи;

— условия и формы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий;

— порядок проведения консультаций при взаимодействии медицинских работников между собой;

— порядок проведения консультаций при взаимодействии в режиме «врач — пациент и (или) законный представитель»;

— документирование;

— медицинское наблюдение за состоянием здоровья пациента.

Этот ведомственный акт обозначил рамки правового поля телемедицинских технологий и позволил приблизиться к решению вопросов организации работы медицинских работников. Двухуровневая система взаимодействия: «врач — врач», «врач — пациент и (или) законный представитель» уже опробовала себя на практике, и довольно неплохо. Так, в юридической литературе отмечается, что «в настоящее время использование телемедицинских технологий происходит в основном в первом сегменте, когда медицинские работники, чаще всего врачи, взаимодействуют со своими коллегами по вопросам лечения, проводят консилиум, повышают квалификацию, обмениваются опытом. Консилиумы врачей могут проводиться в режиме реального времени или отложенных консультаций. Отложенные консультации представляют собой изучение врачами — участниками консилиума медицинских документов пациента и иной информации о состоянии здоровья, составление медицинского заключения без использования непосредственного общения с лечащим врачом и пациентом»13.

В юридической науке внимание ученых, представителей и исследователей разных отраслей наук сфокусировано на довольно разнородной проблематике применения телемедицинских технологий в медицинской практике, начиная с проблем правового регулирования14 и заканчивая потенциальными препятствиями к использованию медицинской помощи с использованием телемедицины (распространенность сети Интернет и уровень владения персональным компьютером, вопросы финансирования и информационное согласие и др.)15.

12 Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н «Об утверждении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 25.09.2021).

13 Право и современные технологии в медицине : монография / отв. ред. А. А. Мохов, О. В. Сушкова. М. : РГ-Пресс, 2019. С. 115.

14 Прилуков М. Д. Проблемы правового регулирования телемедицины. Российский и международный опыт // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2018. № 6. С. 137.

15 Драпкина О. М., Шепель Р. Н. Особенности оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий: нормативно-правовое регулирование и открытые вопросы // The Russian Journal of Preventive Medicine. 2019. № 3. С. 5—13.

в

ЕСТНИК Шалберкина М. Н.

УНИВЕРСИТЕТА Об отдельных проблемах оказания медицинской имени o.e. кугафина(мгюА) помощи с применением телемедицинских услуг

Обратимся к потенциальным проблемам, осложняющим внедрение телемедицины в российскую действительность.

В настоящее время затруднен процесс реализации второго сегмента двухуровневой системы: «врач — пациент». Юридическая возможность постановки первичного диагноза с применением телекоммуникаций отсутствует. В юридической литературе предлагаются возможные пути решения рассматриваемой проблемы, например «разработка перечня (реестра) нозологий (видов заболеваний), которые допускается (при определенных условиях) диагностировать первично путем применения цифровых технологий»16.

Сфера здравоохранения крайне специфична, ее предметом выступают жизнь и здоровье людей. Полагаем, что нерешенность вопросов постановки диагноза с применением телемедицинских технологий сопряжена с возможными рисками установления ошибочных диагнозов (из-за отсутствия физикального обследования пациента) и неготовностью запуска механизма цифровизации здравоохранения в России в полную силу. Ученые справедливо отмечают, что «телемедицина не является самостоятельным медицинской видом помощи, а представляет собой лишь информационно-коммуникационное взаимодействие между пациентом и врачом либо до первого очного приема, либо после такого приема»17.

Полагаем, что термин «телемедицина» для сферы отечественного здравоохранения тоже можно применять с равной долей условности, только как обще-употребимый, так как телемедицинские технологии используются как технологическая составляющая при выполнении работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. Этот вывод следует из письма Минздрава России от 09.04.2018 № 18-2/057918.

Использование телемедицинских технологий возможно при оказании всех существующих видов медицинской помощи — данный вывод следует из разд. III п. 12 Порядка. Интересен вопрос о патологиях, при которых использование этого способа допустимо. А. В. Владзимирский на примере сердечно-сосудистых патологий показывает, что оказание медицинской помощи с применением телекоммуникаций допускается при различных ее видах, а вот консультирование — только в экстренной, неотложной или плановой форме и зависит от состояния пациента19.

Полагаем, что этот вопрос требует проработки на законодательном уровне, возможно, необходимо подойти к этой проблеме комплексно и подготовить перечень патологий, при которых данный механизм будет задействован. Логично, что не обойтись без очного приема у офтальмолога, хирурга, отоларинголога, а вот психиатр может вести прием в режиме онлайн. Полагаем возможным вариантом

Ч

- "0

16 Платонова Н. И., Шахабов И. В., Смышляев А. В., Кузнецов Д. В. Телемедицинские ^ технологии в условиях пандемии COVID-19 // Медицинское право. 2021. № 1. С. 21—28.

17 Третьякова Е. П. Правовые аспекты регулирования телемедицины // Цифровое право. 2020. № 1 (2). С. 57.

18 Письмо Министерства здравоохранения РФ от 09.04.2018 № 18-2/0579 «О разъяснении порядка организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий» // СПС «Гарант».

19 Применение телемедицинских технологий в кардиологии : учебное пособие / А. В. Вла- q дзимирский, С. П. Морозов, И. А. Урванцева [и др.]. Сургут : Изд-во СурГУ, 2019. С. 25. УЧЕНОГО

разработку регламентов по классам заболеваний, позволяющих врачам работать с пациентами в режиме онлайн и офлайн. Для развития телемедицины в России в нужном направлении, использования ее технологических возможностей не только как вспомогательных элементов в здравоохранении, превращения в самостоятельный вид оказания медицинской помощи необходимо вносить соответствующие изменения в законодательство.

Отметим, что применение телемедицинских технологий осуществляется не только в рамках оказания медицинской помощи, но и при реализации других видов медицинской деятельности. Так, например, на заседании круглого стола, посвященного проблемам и перспективам телемедицины и проходившего 06.11.2020 в Государственной Думе, парламентариями обсуждались возможные варианты проведения первичных и предрейсовых осмотров для отдельных категорий работников (водителей, летчиков, машинистов) в пандемический период20. Если такая инициатива будет подкреплена правовым базисом и воплощена в реалии общественной жизни, то это станет первым шагом внедрения телемедицины в собственном понимании этого слова.

Тормозят процесс внедрения телемедицины проблемы, связанные с техноло-гизацией данного процесса. Одним из принципиальных свойств телемедицинских технологий является их стремительное развитие, поэтому сегодня важно идти в ногу со временем. К сожалению, информационная база в рассматриваемой сфере находится в стадии формирования. В юридической литературе подчеркивается, что «основными документами, регламентирующими ее работу, сейчас являются Закон об охране здоровья, постановление о единой системе21, которым утверждено Положение о единой государственной информационной системе здравоохранения обязательного медицинского страхования (далее — ЕГИСЗ), постановление о правилах взаимодействия иных информационных систем22.

Указанные нормативные правовые акты на данном этапе определяют вектор развития единой системы цифровизации процессов здравоохранения, которая должна, среди прочего, позволить в реальном времени осуществлять мониторинг, выстраивать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы развития, реализовывать адресные решения, определять медицинские организации, в которых возникает аномальное повышение смертности»23.

20 Круглый стол «Совершенствование телемедицинских технологий в здравоохранении» // URL: http://duma.gov.ru/news/49942/ (дата обращения: 30.09.2021).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21 Постановление Правительства РФ от 05.05.2018 № 555 «О единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения» (вместе с Положением о единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения) // СЗ РФ. 2018. № 20. Ст. 2849.

22 Постановление Правительства РФ от 12.04.2018 № 447 «Об утверждении Правил взаимодействия иных информационных систем, предназначенных для сбора, хранения, обработки и предоставления информации, касающейся деятельности медицинских организаций и предоставляемых ими услуг, с информационными системами в сфере здравоохранения и медицинскими организациями» // СЗ РФ. 2018. № 17. Ст. 2491.

23 Акулин И. М., Чеснокова Е. А., Смирнова К. М., Пресняков Р. А. Трансформация института врачебной тайны в эпоху электронного здравоохранения // Закон. 2019. № 9. С. 179—189.

в

ЕСТНИК Шал(5еркина М. Н. л С7

УНИВЕРСИТЕТА Об отдельных проблемах оказания медицинской |6/

УНИВЕРСИТЕТА

имени o.e. кугафина(мгюА) помощи с применением телемедицинских услуг

На государственном уровне здравоохранение переходит на «цифру» только после запуска ЕГИСЗ и создания на ее основе единого цифрового контура в субъектах Федерации24. Автоматизация процесса телемедицины влечет за собой такие дополнительные обязанности для медицинских организаций, как:

— регистрация в Федеральном реестре медицинских организаций ЕГИСЗ (в том числе с 2019 г. и для частных медицинских организаций);

— соответствие предъявляемым лицензионным требованиям (оснащенности технического и медицинского оборудования, средств связи);

— наличие аккредитованных медицинских работников и др.

В условиях все еще нестабильной ситуации с пандемией COVID-19 внедрение перечисленных процессов крайне проблематично и создает дополнительные статьи расходов. На уровне субъектов Федерации использование телемедицинских технологий в рамках единой системы взаимодействия планируется по следующим направлениям оказания медицинской помощи: онкология, кардиология, неонатология, в том числе диспансеризация, диспансерное наблюдение, профилактические осмотры25.

Электронные телекоммуникации, применяемые в сфере здравоохранения, отлично показали себя в частных медицинских организациях. Так, например, действующая платформа EverCare26, специализирующаяся на патологиях сердечнососудистой системы, успешно запускает свои программные продукты в регионах (Брянская область27, Республика Карачаево-Черкессия28 и др.).

В рабочем режиме находится сегодня и телемедицинская платформа дистанционного мониторинга онкологических больных после консервативного лечения и химиотерапии «Онконет»29. Также действует платформа прогнозной аналитики webiomed30, целями которой являются прогнозы развития заболеваний и монито-

24 К концу 2020 г в 85 субъектах Российской Федерации должны быть реализованы государственные информационные системы в сфере здравоохранения, соответствующие требованиям Минздрава России, подключенные к ЕГИСЗ (п. 1.8 подразд. 4.7 разд. 4 паспорта национального проекта «Здравоохранение», утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

25 Национальный проект «Здравоохранение». Федеральный проект «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения (ЕГИСЗ)». П. 1 ч. 3 (варианты 1—2). Концепция и план разработки единой системы нормативно-справочной информации в сфере -д здравоохранения на период 2019—2024 гг. (Версия: 1.0) // СПС «КонсультантПлюс». ^ Документ опубликован не был.

26 URL: https://evercare.ru/category/telemeditsina.

27 URL: https://evercare.ru/news/v-bryanske-testiruetsya-algoritm-po-rasshifrovke-ekg-v-polevykh-usloviyakh.

28 URL: https://evercare.ru/news/medicinskiy-cifrovoy-diagnosticheskiy-centr-mddc-budet-rabotat-v-karachaevo-cherkesii.

29 URL: https://onconet.online/usr/about. □

30 URL: https://webiomed.ai/. УЧЕНОГО

ринг распространенности факторов риска для пациентов с сердечно-сосудистыми заболеваниями и др.

Представленные программы, безусловно, являются коммерческими и, к сожалению, не каждому доступны по ценовой политике, но с их помощью здравоохранение России технологизируется. Процесс технологизации медицины крайне затратен не только для субъектов Федерации и медицинских организаций, но и для получателей телемедицинских услуг Так, использование этого нового механизма медицинской реальности невозможно пациентом при отсутствии персонального компьютера, сети Интернет и подтвержденной квалифицированной электронной подписи. Статья 36.2 Закона № 323-ФЗ обязывает участников электронного взаимодействия (врача и пациента) осуществлять идентификацию и аутентификацию в рамках Единой системы идентификации и аутентификации (Госуслуги). Полагаем, что это еще одна из возможных проблем, которая вскоре будет характеризоваться как проблема доступности телемедицинских услуг.

В юридической литературе отмечается, что в период пандемии COVID-19 «существенно вырос спрос на телемедицинские услуги»31. Такое положение дел объясняется запретом на оказание плановой медицинской помощи, где все медицинские резервы были задействованы только в борьбе с СОУЮ-19. Безусловно, пациенты с хроническими заболеваниями фактически остались без сопровождения медицинских работников и вынуждены принимать те условия, которые диктовались непростой эпидемиологической обстановкой.

Альтернативным вариантом взаимодействия врачей и пациентов стали удаленные консультации, проводимые с использованием различных средств связи. Рассуждать о том, что пандемия COVID-19 продвинула сферу цифровизации здравоохранения в России, не совсем правильно. Увеличение количества консультаций, проводимых с использованием телемедицинских технологий, не является индикатором роста телемедицины в России. Законодательство в рассматриваемой сфере не претерпело изменений в пользу 1Т-технологий медицины. Единственное, что наметилось, так это юридическое оформление отдельных процессов в медицине с использованием телекоммуникаций в рамках полномочий по особому регулированию охраны здоровья32, вверенных Федеральному Собранию, Правительству и главам регионов в пандемический период.

В соответствии с приказом Минздрава России от 30.10.2020 № 1184 н33 в субъекты Федерации направлены рекомендации по организации оказания отдельных видов медицинской помощи пациентам с диагнозом COVID-19 на дому, с

31 Базина О. О., Сименюра С. С. Телемедицина: достоинства, недостатки, реалии (правовой анализ и практическое применение) // Медицинское право. 2020. № 3. С. 32—38.

32 Морозов Д. А, Вторушин Д. В., Полуцыган А. А., Селезнев Г. И. Совершенствование законодательного регулирования охраны здоровья в условиях эпидемии COVID-19 // Сеченовский вестник. 2020. № 11 (2). С. 74—86.

33 Приказ Минздрава России от 30.10.2020 № 1184н «О внесении изменений в приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н "О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19"» // URL: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 01.10.2021).

в

ЕСТНИК Шалверкима М. Н. СО

УНИВЕРСИТЕТА Об отдельных проблемах оказания медицинской имени o.e. кугафина(мгюА) помощи с применением телемедицинских услуг

применением телемедицинских технологий. Созданы первые амбулаторные центры диагностики и лечения таких пациентов (например, в г. Москве34). В сентябре 2021 г Минздравом России обнародованы рекомендации по обеспечению функциональных возможностей (подсистемы) «телемедицинские консультации»35. В этом документе освещаются вопросы взаимодействия основных инструментов цифрового здравоохранения: региональных телемедицинских систем и федеральных сервисов. Методические рекомендации Минздрава России носят адресный характер, предназначены для использования в субъектах Федерации и нацелены на обеспечение тех функциональных возможностей телемедицины, которые могут быть реализованы в конкретном субъекте Федерации.

Вывод. Применение телемедицинских технологий в качестве одного из альтернативных способов оказания медицинской помощи — первый шаг законодателя на пути к цифровизации медицины. Технологизация медицины — неизбежный процесс современной науки и практики. Трансформация отношений в сфере здравоохранения обусловлена оптимизацией рутинных процессов, созданием вертикальной системы взаимодействия федеральных медицинских научно-исследовательских центров с региональными подразделениями, а главное — предоставлением населению доступной и качественной медицинской помощи вне зависимости от пространственных границ.

Воплощение желаемых результатов в телемедицине возможно только на устойчиво сформулированных нормах права. Автор полагает, что с учетом обновленной совместной компетенции Федерации и ее субъектов в решении вопросов здравоохранения, продиктованных конституционными преобразованиями 2020 г, необходимо:

— обратиться к разработке актов регионального регулирования, устанавливающих порядок оказания медицинской помощи с использованием телекоммуникаций, с учетом возможностей и особенностей, имеющихся в субъектах Федерации;

— проработать стандарты оказания медицинской помощи с использованием телекоммуникаций, ориентируясь на классы заболеваний;

— создать необходимые условия для защищенности каналов связи передаваемой информации;

— отработать вопросы, связанные с созданием условий по обе стороны путей сообщения в режиме «врач — пациент».

34 Приказ Департамента здравоохранения г. Москвы от 06.04.2020 № 356 «О применении телемедицинских технологий при организации оказания консультаций по вопросам коро- -д навирусной инфекции COVID-19 и подборе персонала в медицинские организации города ^ Москвы» (вместе с Положением о Телемедицинском центре, Временным регламентом организации оказания консультативной медицинской помощи гражданам города Москвы с подтвержденной новой коронавирусной инфекцией COVID-19, состояние которых позволяет наблюдаться на дому) // СПС «КонсультантПлюс». Документ опубликован не был.

35 Методические рекомендации по обеспечению функциональных возможностей централизованной системы (подсистемы) «Телемедицинские консультации» ГИС в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации // URL: https://portal.egisz.rosminzdrav.ru/ q materials/3807 (дата обращения: 05.10.2021). УЧЕНОГО

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Акулин И. М., Чеснокова Е. А., Смирнова К. М., Пресняков Р. А. Трансформация института врачебной тайны в эпоху электронного здравоохранения // Закон. — 2019. — № 9. — С. 179—189.

2. Базина О. О., Сименюра С. С. Телемедицина: достоинства, недостатки, реалии (правовой анализ и практическое применение) // Медицинское право. —

2020. — № 3. — С. 32—38.

3. Галюкова М. И. Правовые аспекты оказания медицинской помощи пациенту посредством телекоммуникационных технологий: достижения и проблемы законодателя // Евразийский юридический журнал. — 2018. — № 2 (117). — С. 190—192.

4. Драпкина О. М., Шепель Р. Н. Особенности оказания медицинской помощи с использованием телемедицинских технологий: нормативно-правовое регулирование и открытые вопросы // The Russian Journal of Preventive Medicine. — 2019. — № 3. — С. 5—13.

5. Морозов Д. А., Вторушин Д. В., Полуцыган А. А., Селезнев Г. И. Совершенствование законодательного регулирования охраны здоровья в условиях эпидемии COVID-19 // Сеченовский вестник. — 2020. — № 11 (2). — С. 74—86.

6. Право и современные технологии в медицине : монография / отв. ред. А. А. Мохов, О. В. Сушкова. — М. : РГ-Пресс, 2019. — 368 с.

7. Платонова Н. И., Шахабов И. В., Смышляев А. В., Кузнецов Д. В. Телемедицинские технологии в условиях пандемии COVID-19 // Медицинское право. —

2021. — № 1. — С. 21—28.

8. Применение телемедицинских технологий в кардиологии : учебное пособие / А. В. Владзимирский, С. П. Морозов, И. А. Урванцева [и др.]. — Сургут : Изд-во СурГУ, 2019. — 115 с.

9. Прилуков М. Д. Проблемы правового регулирования телемедицины. Российский и международный опыт // Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. — 2018. — № 6. — С. 136—141.

10. Путило Н. В., Волкова Н. С. Телемедицина: потребности общества и возможности законодательства // Журнал российского права. — 2018. — № 6 (258). С. 124—135.

11. Третьякова Е. П. Правовые аспекты регулирования телемедицины // Цифровое право. — 2020. — № 1 (2). — С. 53—66.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.