МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Адаменко О.Б. Врожденный гидронефроз у детей. Детская хирургия. 2002. № 4. С. 21-24.
Adamenko O.B. Vrozhdennyj gidronefroz u detej. Detskaya khirurgiya. 2002. № 4. S. 21-24.
2. Врублевский С.Г. Прогноз и лечение гидронефроза у детей: Автореф. дисс. ... док. мед. наук. М. 2008. 161 с.
Vrublevskij S.G. Prognoz i lechenie gidronefroza u detej: Avtoref. diss.... dok. med. nauk. M. 2008. 161 s.
3. Расулов Н.С., Сухоруков В.С., Ростовская В.В., Невструева В.В. Морфо-метрическая характеристика пиелоуретерального сегмента у детей первых трёх лет жизни в норме и при гидронефрозе. Российский вестник перина-тологии и педиатрии. 2012. № 6. С. 68 -73.
Rasulov N.S., Sukhorukov V.S., Rostovskaya V.V., Nevstrueva V.V. Morfo-metricheskaya kharakteristika pieloureteral'nogo segmenta u detej pervykh tryokh let zhizni v norme i pri gidronefroze. Rossijskij vestnik perinatologii i pediatrii. 2012. № 6. S. 68-73.
4. Garin E.H. et al. Pediatria. 2006. Vol. 117 (3). P. 626-632.
5. Gonzales R., Schimke C.M. The prenatal diagnosis of hydronephrosis,when and why to operate? Urologia. 1998. Vol. 51. № 6. P. 575-579.
6. Гасанов Д.А., Барская М.А., Терёхин С.С., Мелкумова Е.Г., Картавцев С.Ф., Зеброва Т.А. Анализ хирургического лечения врожденного гидронефроза. Медицинские науки. Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 12. С. 799-802.
Gasanov D.A., Barskaya M.A., Teryokhin S.S., Melkumova E.G., Kartavt-sev S.F., Zebrova T.A. Analiz khirurgicheskogo lecheniya vrozhdennogo gidronefroza. Meditsinskie nauki. Mezhdunarodnyj zhurnal prikladnykh i fundamental'nykh issledovanij. 2016. № 12. S. 799-802.
7. Hinman F., Hepler A.B. Experimental hydronephrosis: the effect of changes in blood pressure and in blood flow on its rate of development ii. Partial Obstruction of the Renal Artery:Diminished Blood Flow; Diminished Intrarenal Pressure and Oliguria. Arch. Surg. 1925. Vol. 11. № 5. P. 649-659.
8. Вельков В.В., Резникова О.И. Современная лабораторная диагностика ренальных патологий: от ранних стадий до острой почечной недостаточности. Современные лабораторные тесты: новые технологии и клиническая значи-
мость. URL: http://www.ramld.ru/userfiles/file/RostovDon/rostovReznikova-Smirnova2.pdf. (Дата обращения 14.11.2018).
Vel'kov V.V., Reznikova O.I. Sovremennaya laboratornaya diag-nostika renal'nykh patologij: ot rannikh stadij do ostroj pochechnoj nedostatochnosti. Sovremennye laboratornye testy: novye tekhnologii i klinicheskaya znachimost'. URL: http://www.ramld.ru/userfiles/file/Rostov-Don/rostovReznikova-Smirnova2.pdf. (Data obrashheniya 14.11.2018).
9. Евстифеева Е.А., Румянцева Г.Н., Филиппченкова С.И., Мурашова Л.А., Эшонова Т.Д., Щелоченков С.В. Качество жизни подростков, перенесших острый гематогенный остеомиелит. Врач-аспирант. 2015. Т. 70. № 3 (1). С. 140-148.
Evstifeeva Е.А., Rumyantseva G.N.,Filippchenkova S.I, Murashova L.A., EHshonova T.D., SHHelochenkovS.V. kachestvozhiznipodrostkov,perenesshikh ostryj gematogennyj osteomielit. Vrach aspirant. 2015. T. 70. № 3 (1). S. 140-148.
10. Зараковский Г.М. Качество жизни населения России. Психологические составляющие. М.: Смысл, 2009. 320 с.
Zarakovskij G.M. Kachestvo zhizni naseleniya Rossii. Psixologicheskie sos-tavlyayushhie. M.: Smy'sl, 2009. 320 s.
11. Rosenzweig S. The picture association method and its application in study of reactions to frustration J. Pers. 1945. V. 14.
12. Аппаратно-программный психодиагностический комплекс «Муль-типсихометр»: методическое пособие. М.:ООО «Связь-Принт», 2012. 472 с.
Apparatno-programmnyj psihodiagnosticheskij kompleks «Mul'ti-psi-hometr»: Metodicheskoe posobie. M.: OOO «Svyaz'-Print», 2012. 472 s.
13. Сахарова В.Г. Методика Саула Розенцвейга «PF-study» и применение в курсе психодиагностики. [Электронный ресурс] URL: http://window.edu. ru/resource/710/61710/files/phsihology027.pdf (Дата обращения 14.11.2018).
Sakharova V.G. Metodika Saula Rozentsvejga «PF-study» i primenenie v kurse psikhodiagnostiki. [EHlektronnyj resurs] URL: http://window.edu.ru/ resource/710/61710/files/phsihology027.pdf (Data obrashheniya 14.11.2018).
14. Инструкция по обработке данных, полученных с помощью опросника SF-36. [Электронный ресурс] URL: http://therapy.irkutsk.ru/doc/sf36a.pdf (Дата обращения: 15.11.2018).
Instruktsiya po obrabotke dannykh, poluchennykh s pomoshh'yu opros-nika SF-36. [EHlektronnyj resurs] URL: http://therapy.irkutsk.ru/doc/sf36a. pdf (Data obrashheniya: 15.11.2018). \
УДК: 378.1:004.3
DOI: http://dx.doi.org/l0.2114B/2499-99B4-2019-1-14-18
ИНФОРМИРОВАННОСТЬ И МОТИВАЦИОННЫЕ УСТАНОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА В ОТНОШЕНИИ ЦИФРОВОЙ МЕДИЦИНЫ - ПЯТИЛЕТНИЙ ТРЕНД
В. М. Леванов, Е. А. Куцик,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород
Леванов Владимир Михаилович - e-maii: ievanov53@yandex.ru
Дата поступления 07.11.2018
Введение. Переход здравоохранения на принципы цифровой медицины объективно требует обучения студентов навыкам использования основных информационно-телекоммуникационных технологий (ИКТ). Целью исследования являлось изучение пятилетней динамики результатов анкетирования студентов, характеризующих их готовность и мотивированность к участию в развитии цифровой медицины. Материалы и методы. Были проанализированы результаты обработки 300 анкет по применению ИКТ в здравоохранении, состоящих из четырех блоков вопросов. Результаты и обсуждение. Анкетирование показало возросшую компьютерную грамотность студентов, степень информированности о телемедицине, в то же время около четверти студентов не имеют сформированного мнения о целесообразности применения ИКТ в здравоохранении. Выводы. Доля студентов, положительно оценивающих перспективы телемедицины и желающих изучать и применять ИКТ в своей работе, возросла за пять лет на 25% и коррелирует с уровнем компьютерной грамотности и осведомленностью о цифровизации здравоохранения.
Ключевые слова: телемедицина, электронное здравоохранение, цифровая медицина, информационно-телекоммуникационные технологии, анкетирование, студенты.
AWARENESS AND MOTIVATION OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS IN RESPECT OF DIGITAL MEDICINE - THE FIVE-YEAR-TREND
V. M. Levanov, E. A. Kutsik,
FSBEI HE «Pryvolzhsky Research Medical University», Nizhny Novgorod, Russian Federation
Levanov Vladimir Mikhajlovich - e-mail: levanov53@yandex.ru
Introduction. Transition of public health services to principles of digital medicine objectively demands training of students to skills of basic information and communication technologies (ICT). The purpose of research was studying five years' dynamics of questioning results of the students, describing their readiness and motivation to participation in development of digital medicine. Materials and methods. Results of processing of 300 questionnaires on application ICT in public health services were analysed, consisting of four blocks. Results and discussion. Questioning has shown the increased computer literacy of students, a degree of knowledge of telemedicine, at the same time about a quarter of students have no generated opinion on expediency of application ICT in public health services. Conclusions. The share of the students positively estimating prospects of telemedicine and wishing to study and to apply ICT in the work, has increased for 5 years by 25% and correlates with a level of computer literacy and awareness about digitalization of public health system.
Key words: telemedicine, e-health, digital medicine, information and telecommunication
technologies, questioning, students.
Введение
Опыт использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в здравоохранении позволил во втором десятилетии ХХ века сформулировать концепцию цифровой медицины (цифрового здравоохранения) [1].
Нормативная база информатизации здравоохранения в последние годы дополнена такими документами, как Федеральный закон от 29.07.2017 № 242 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья», Постановление Правительства РФ № 555 «О Единой государственной информационной системе в сфере здравоохранения», Приказ Минздрава России от 30.11.2017 № 965н, утвердивший порядок организации и оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, несколько ГОСТов, регламентирующих работу телемедицинских комплексов [2, 3].
Профессиональная деятельность современного врача неразрывно связана с постоянным использованием компьютерной техники, получением информации из Интернета, общением с медицинскими информационными системами, заполнением различных электронных документов, электронным обучением и дистанционным общением с коллегами и пациентами [4].
Поэтому столь необходимо приобретение врачами соответствующих компетенций в студенческие годы, углубленное изучение и освоение ИКТ. Во ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет» Минздрава России (ПИМУ) с 2014 г. в формате дисциплины по выбору проводится курс «Основы телемедицины и электронного здравоохранения» для студентов третьего курса лечебного факультета [5], позволяющий сформировать у студентов знания, навыки и умения, позволяющие работать с телемедицинскими аппаратно-программными комплексами, применять современные ИКТ для решения профессиональных задач. Традиционно перед началом курса проводится анкетирование студентов по различным аспектам информатизации, позволяющее изучить в динамике некоторые ключевые факторы, определяющие объективные и субъективные характеристики отношения сту-
дентов к практическому использованию телемедицинских технологий в будущей профессиональной деятельности.
Целью исследования являлось изучение пятилетней динамики некоторых ключевых показателей, характеризующих различные аспекты готовности и мотивированности студентов к участию в развитии цифровой медицины, включая их базовую компьютерную грамотность, исходную информированность о телемедицине, отношение к перспективам применения ИКТ в здравоохранении.
Материалы и методы
Были проанализированы результаты анкетирования студентов третьего курса лечебного факультета ПИМУ по вопросам использования компьютерной техники, отношения к применению ИКТ в здравоохранении, проведенного с разницей в пять лет - в 2013 и 2018 гг. Анкета включала 27 вопросов, структурированных в четыре блока, позволяющих оценить и сопоставить в динамике различные данные по применению ИКТ в здравоохранении.
Всего было обработано 300 анкет (по 150 анкет при каждом анкетировании), что составляет около 50% от числа студентов на соответствующих курсах. При обработке анкет использовались параметрические и непараметрические статистические методы (критерий Стьюдента, метод ранговой корреляции).
Результаты и их обсуждение
Первый блок вопросов имел целью получить информацию об общей компьютерной грамотности анкетируемых. Уже в 2013 г. 138 из 150 студентов (92,0%) имели дома компьютерное оборудование, а в 2018 г. этот показатель достиг 100%.
Если пять лет назад начало работы с компьютером во всех случаях приходилось на школьные годы, то в настоящее время 28,0% студентов освоили его еще в дошкольном периоде.
Современные студенты значительно чаще обращаются к компьютеру: если в 2013 г. доля студентов, работавших на нем менее трех дней в неделю, составляла 25,3%, то сегодня таковых всего 5,3% (рис. 1).
Показательна динамика использования ИКТ студентами в учебных целях: если в 2013 г. постоянно или часто применяли компьютер 70,6%, то в 2018 г. - 93,3% респондентов (рис. 2).
При этом использовали информацию из интернета для подготовки рефератов, докладов пять лет назад 96,6%
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
студентов, а сейчас - все 100%. Помимо этого, в обеих группах 100% студентов использовали компьютерную технику в личных целях.
Второй блок вопросов предполагал изучение информированности студентов о цифровых технологиях, применяемых в клинических, образовательных, управленческих целях в здравоохранении.
Если в 2013 г. ориентировочное представление о таких терминах, как «телемедицина», «электронное здравоохранение», имели соответственно 26,6% и 18,0% респондентов, то в 2018 г. - 64,0% и 57,7%. Однако, при этом за пять лет существенно возросла доля студентов, которые смогли сформулировать приемлемые определения для этих понятий (рис. 3). Как видно из рисунка, доля содержательных ответов по обоим терминам возросла примерно в 2,5 раза.
Это отчасти объясняется тем, что изменилась структура источников информации о телемедицине и других ИКТ. Если в 2013 г. около половины студентов ничего не знали о телемедицине, а оставшиеся в основном узнавали о ней из интернета, средств массовой информации, от знакомых, то в 2018 г. уже до начала курса две трети студентов получили начальные ведения о ней из других дисциплин, а более 40% уже на младших курсах присутствовали на дистанционных учебных или клинических мероприятиях (рис. 4, 5).
Как известно, любая прорывная инновация требует создания положительной мотивации у людей, которые должны обеспечить ее реализацию.
Поэтому третий блок вопросов, задаваемых перед проведением учебного курса, был посвящён выяснению исходной позиции студентов к внедрению и использованию телемедицинских технологий. Оказалось, что тотальное владение компьютерной техникой, общение в сетях, свойственное современным студентам, не означает автоматического принятия ими необходимости телемедицины и дистанционного обучения, причем
по ряду позиций доля скептически настроенных респондентов (около 25% опрошенных) сохранялась в течение пяти лет.
Так, если в отношении телемедицины и её возможного влияния на качество медицинской помощи доля положительных ответов увеличилась в 1,5-1,8 раза, то в отношении дистанционных форм образования положительное отношение выразили 48,0% респондентов против 40,0% в 2013 г., при этом темп прироста составил всего 20,0%.
В перспективности применения ИКТ в управлении и в оказании медицинской помощи уверены около трех четвертых студентов, хотя пять лет назад их доля составляла всего 38,7-61,3% (таблица 1).
Наконец, четвертая группа вопросов была нацелена на изучение отношения студентов к освоению технологий цифровой медицины, их возможного участия в научно-исследовательской работе по данному направлению, студентов, желаниющих использовать телемедицинские технологии в профессиональной деятельности.
Анкетирование показало, что число опрошенных, которые хотели бы получить дополнительные знания и навыки по телемедицине, имеет тенденцию к росту (с 34,5% в 2013 г. до 41,3% в 2018 г.). Около четверти студентов по-прежнему не исключают возможности своего участия в исследовательской работе по телемедицинской тематике.
Наконец, доля студентов, которые считают желательным использование телемедицины в своей будущей врачебной деятельности, возросла за пять лет с 37,3 до 50,7%.
В то же время следует подчеркнуть, что около 38% студентов не смогли определить свою позицию по данной группе вопросов, что свидетельствует о недостаточной информированности о предмете анкетирования, причём их доля практически не изменилась за пять лет. Выявлена средняя степень положительной корреляционной связи между осведомлённостью студентов о телемедицине и позитивными представлениями о перспективности
ТАБЛИЦА 1.
Отношение студентов к различным направлениям применения ИКТ в медицине
Вопросы 2013 г. 2018 г. Абс. прирост Темп роста Темп прироста
абс. % абс. %
Как Вы относитесь к телемедицине (нужна ли она в здравоохранении)? 58 38.7 110 73.3 52 189.7 89.7
Есть ли потребность в дистанционных консультациях больных? 92 61.3 116 77.3 24 126.1 26.1
Имеется ли потребность в дистанционных формах медицинского образования? 60 40 72 48 12 120.0 20.0
Есть ли потребность в использовании информационных технологий в управлении здравоохранением? 114 76 112 74.7 -2 98.2 -1.8
Способны ли телемедицинские технологии повысить качество медицинской помощи? 70 46.7 108 72 38 154.3 54.3
■ ■риИЧ»!«
■ 1-1 Лн« инщитп*
РИС. 1.
Частота использования студентами компьютера (дней в неделю).
РИС. 2.
Частота использования компьютера в учебных целях.
ТАБЛИЦА 2.
Факторы, влияющие на мотивацию применения телемедицинских технологий в профессиональной деятельности у студентов (в %)
Критерий Группы Да Нет Итого р
Знание термина «телемедицина» Да 79,3+3,7 20,8+3,7 100,0 <0,01
Нет 47,4+4,8 52,6+4,8 100,0
Использование для учебы компьютера постоянно или часто Да 70,7+4,3 29,3+4,3 100,0 <0,001
Нет 22,0+4,1 78,0+4,1 100,0
Использование ресурсов интернета и программ видеосвязи Да 78,5+3,5 21,5+3,5 100,0 <0,01
Нет 50,4+4,8 49,6+4,8 100,0
Опыт участия в телемедицинских мероприятиях Да 70,7+4,3 29,2+4,3 100,0 <0,001
Нет 39,8+4,7 60,2+4,7 100,0
РИС. 3.
Динамика положительных ответов об информированности по основным терминам цифровой медицины (в % от числа респондентов).
РИС. 4.
Основные источники информации о телемедицине в 2013 г. (в % от опрошенных).
РИС. 5.
Основные источники информации о телемедицине в 2018 г. (в % от опрошенных).
телеконсультирования (r = 0,411; р1-5 = 0,005) и дистанционного образования (r = 0,561; р1-5 = 0,006).
Также выявлены факторы, достоверно влияющие на отношение студентов к последующему применению телемедицинских технологий в профессиональной деятельности, при этом положительное отношение к телемедицине выше в подгруппах, хорошо владеющих компьютерной техникой, знающих термин «телемедицина», активно использующих информационные ресурсы интернета в учебных целях и имеющих опыт участия в телемедицинских мероприятиях.
Результаты анкетирования объективно показывают необходимость введения специального курса по телемедицине с демонстрацией практического применения телемедицинских и дистанционных образовательных технологий, которые в данном случае являются предметом, объектом и универсальным инструментом при формировании профессиональных компетенций современного врача.
Выводы
1. Как показал анализ анкет, за пять лет существенно возросла компьютерная грамотность студентов, при этом абсолютное большинство постоянно используют компьютерную технику в процессе учебы и в повседневной жизни, что создает объективные предпосылки для освоения телемедицинских технологий и других сервисов цифровой медицины.
2. Значительно выросла доля студентов младших курсов, имеющих представление о телемедицине и электронном здравоохранении, чему в определяющей мере способствует использование телемедицинских и дистанционных образовательных технологий при преподавании различных клинических дисциплин.
3. В то же время около четверти студентов не имеют сформированного мнения о целесообразности применения технологий телемедицины и дистанционного образования, что свидетельствует о дефиците соответствующей информации в учебных программах.
4. Доля студентов, положительно оценивающих перспективы телемедицины и заинтересованных в получении дополнительных знаний и навыков по применению ИКТ в профессиональной деятельности, возросла за пять лет на 25% и коррелирует с уровнем компьютерной грамотности и осведомлённостью студентов о телемедицине.
5. Для ускоренного внедрения методов цифровой медицины в практику здравоохранения целесообразно ввести в основную образовательную программу медицинских вузов курсы с изучением ее нормативных, организационных и технологических основ.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии явного или потенциального конфликта интересов, связанного с публикацией статьи.
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Гусев А.С. О проекте «Цифровое здравоохранение» [Электронный ресурс] URL: http://www.kmis.ru/blog/o-proekte-tsifrovoe-zdravookhranenie (Дата обращения: 17.10.2018)
Gusev A.S. O proyekte «Tsifrovoye zdravookhraneniye» [Elektronnyy resurs] URL: http://www.kmis.ru/blog/o-proekte-tsifrovoe-zdravookhranenie (Data ob-rashcheniya: 17.10.2018)
2. Лебедев Г.С. Нормативно-правовое обеспечение информатизации здравоохранения и телемедицины. Поликлиника. 2014. № 1. С. 62-64.
МЕДИЦИНСКИЙ
АЛЬМАНАХ
Lebedev G.S. Normativno-pravovoye obespecheniye informatizatsii zdra-vookhraneniya i telemeditsiny. Poliklinika. 2014. № 1. S. 62-64.
3. Леванов В.М., Переведенцев О.В., Сергеев Д.В., Никольский А.В. Нормативное обеспечение телемедицины: 20 лет развития. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения, 2017. № 3 (5). С. 160-169.
Levanov V.M., Perevedentsev O.V., Sergeyev D.V., Nikol'skiy A.V. Norma-tivnoye obespecheniye telemeditsiny: 20 let razvitiya. Zhurnal telemeditsiny i elektronnogo zdravookhraneniya, 2017. № 3 (5). S. 160-169.
4. Лебедев г.С., И.А. Шадеркин, И.В. Фомина и др. Эволюция интернет-тех-
нологий в системе здравоохранения. Журнал телемедицины и электронного здравоохранения. 2017. № 2. С. 64-78.
LebedevG.S., Shaderkin I.A, Fomina I.V. i dr. Evolyutsiya internet-tekhnologiy v sisteme zdravookhraneniya. Zhurnal telemeditsiny i elektronnogo zdravookhraneniya. 2017. № 2. S. 64-78.
5. Levanov V.M., Sergeev D.V. Training course «Fundamentals of Telemedicine» for students of medical universities. Journal of the International Society for Telemedicine and eHealth. 2017. Vol. 5. URL: http://journals.ukzn.ac.za/index.php/ JISfTeH/article/view/218/692 (Date of the application: 17.10.2018).
УДК: 314.33:347.631.22
DOI: http://dx.doi.org/10.2114B/2499-99B4-2019-1-18-22
СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ЗАШИТЫ ПРАВ МУЖЧИН НА ОТЦОВСТВО
А. А. Штанова, Л. Ю. Гарин, Е. Е. Тоненкова,
ФГБОУ ВО «Приволжский исследовательский медицинский университет», г. Н. Новгород
Дата поступления 26.11.2018
Гарин Лев Юрьевич - e-mail: sapsan-300@yandex.ru
В работе представлены основные проблемы правового регулирования суррогатного материнства в Российской Федерации. Одной из основных проблем данного направления является законодательное лишение прав одиноких мужчин на отцовство. Согласно действующему законодательству, а именно Федеральному закону № 323, ст. 55 п. 3 и 9, правом на суррогатное материнство обладают либо мужчина и женщина, состоящие в браке, либо одинокая женщина, которая не может выносить или родить ребенка по медицинским показаниям. Согласно конституции, все права и свободы граждан равны, поэтому незаконно и несправедливо обделять мужчин, не состоящих в браке, которые не меньше женщин хотят иметь потомство и имеют полное право быть хорошими отцами. Кроме того, для лечения женского бесплодия разработано множество вспомогательных медицинских репродуктивных технологий, ряд которых следует применять в работе с «сильной» половиной человечества, предварительно создав необходимую законодательную базу, позволяющую осуществлять все необходимые медицинские манипуляции. В работе приведены данные по рождаемости, смертности, использованию ЭКО и суррогатного материнства в Соединенных Штатах Америки. Проведен сравнительный анализ статистических данных США с официальной российской статистикой. Затронут вопрос усыновления, так как на 2011 год в США было рождено меньше детей от суррогатных матерей, что может быть связано с популярностью усыновления и опекунства. Приведены аргументы, которые акцентируют внимание на необходимость своевременных законодательных решений правовых вопросов использования суррогатного материнства.
Ключевые слова: суррогатное материнство, репродуктивные технологии, лечение бесплодия, донорство яйцеклетки, демография, права мужчин, медицинское право, законодательство.
SURROGACY AS PROTECTION OF MEN'S PATERNAL RIGHTS
A. A. Shtanova, L. Yu. Garin, E. E. Totenkova,
FSBEI HE «Piyvolzhsky Research Medical University», Nizhny Novgorod, Russian Federation
Garin Lev Yurievich - e-mail: sapsan-300@yandex.ru
The paper presents the main problems of legal regulation of surrogacy in the Russian Federation. One of the main problems of this direction is the legislative deprivation of the rights of single men to paternity by means of this method. According to the current legislation, namely Federal law № 323 of article 55 of paragraph 3 and 9, the right to surrogacy is held by either a man and a woman who are married or a single woman who cannot bear or give birth to a child for medical reasons. According to the Constitution, all rights and freedoms of citizens are equal, so it is illegal and unfair to deprive unmarried men who want to have offspring as much as women and have every right to be good fathers. In addition, for the treatment of female infertility developed a variety of auxiliary medical reproductive technologies, a number of which should be used in the work with the «strong» half of humanity pre-creating the necessary legislative framework that allows for all the necessary medical manipulation. The paper presents data on fertility, mortality, use of IVF and surrogacy in the United States of America. A comparative analysis of U.S. statistical data with official Russian statistics. The issue of adoption was touched upon, as in 2011 fewer children were born in the United States from surrogate mothers, which may be due to the popularity of adoption and guardianship. The arguments that focus on the need for timely legislative solutions to legal issues of surrogacy are presented.
Key words: surrogacy, reproductive technologies, infertility treatment, egg donation,
demography, men's rights, medical law, legislation.