в сложности оценки результатов. Характеризуя проблему измерения затрат и результатов труда, В. В. Новожилов писал: «Проблемы измерения результатов... еще сложнее, чем проблемы измерения. затрат. Проблема максимизации результатов не может решаться отдельно от проблемы минимизации затрат» [1].
Таким образом, общим критерием эффективности реформ в регионе следует считать максимум результатов, полученных с единицы затраченных ресурсов. Необходимо иметь ввиду следующее, принципиально важное обстоятельство, которое в значительной мере влияет на общую оценку эффективности реформ в регионе, а, именно, оптимизация результатов преобразований в масштабах региона не может осуществляться сама по себе, а должна происходить в результате всех имеющих место взаимодействий на всех участках объекта исследований.
По-видимому, применение методологии концептуального проектирования окажется полезным при осуществлении социальных и экономических направлений развития региона, которые, по-существу, составляют ядро изменений, реформ в нашем обществе. Однако для эффективного результата необходима разработка специальных подходов, методов и средств управления.
Необходимость применения специальных методов и проектно-ориентированных структур, реали-
зующих эти методы, подтверждается результатами исследования [2], приведенными на рис. 1.
Как наглядно видно, быстрее всего меняются технологические системы, менее подвержены изменениям организационные структуры, а наиболее консервативны в этом плане люди.
Таким образом, применение концептуального проектирования организационных форм, во-первых, покоится прежде всего на системном подходе и адекватно объективных процессах усложнения регионов как социально-экономических систем, во-вторых, позволяет осуществлять проектирование организационных форм на научных основах с учетом того, что необходимо учитывать как взаимосвязи с внешней средой, так и внутреннее устройство, и специфику функционирования самой системы, в-третьих, позволяет рассматривать альтернативы и по определенным критериям выбирать из них лучшие. Мы полагаем, что в качестве обобщающего критерия концептуального проектирования регионального управления следует принимать категорию качества жизни, рассматриваемую как единство трех элементов - общественного здоровья, уровня жизни, образа жизни.
Библиографический список
1. Новожилов В. В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. - М.: Наука, 1972. - 434 с.
2. Gassler H., Rammer C. Alles Cluster? The Austrian Association fo Radical Goegraphy. Wien, 1999.
Zakinchak G. N., Zakinchak A. I. Zolotov I. A.
APPROACHES TO ANALYZING AND EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE REFORM PROCESS IN THE REGIONS
Application of a conceptual design will be useful in implementing social and economic trends in the development of the region, which essentially constitute the core of the changes and reforms in our society.
Keywords: region, society, economic development, reform.
УДК 332.1
Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Основные направления реформы определяются переходным процессом в виде замены административно-командного контроля рыночными механизмами, радикальных изменений в структуре собственности и распределения доходов, соответственно, преобразования унитарного государства в федеративное, развития местного самоуправления и расширения экономических возможностей регионов. Это обстоятельство требует переосмысления традиционных подходов, теорий и методов для решения проблем в регионе.
Ключевые слова: регион, общество, экономическое развитие, реформы.
Переход России к новой политической и эконо- административно-командного управления рыночны-
мической системе потребовал глубокого реформи- ми механизмами, радикальное изменение структу-
рования регулирования регионального развития. ры собственности и соответственно распределения
Главные направления реформирования определя- доходов, трансформация унитарного государства
ются такими переходными процессами, как замена в федеративное, развитие местного самоуправления
© Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А., 2012
Экономика образования ♦ № 1, 2012
129
и расширение экономических прав регионов. Данное обстоятельство требует переосмысления традиционных подходов, теорий и методов решения проблем региона.
Проектирование процесса принятия решений в данных условиях можно представить как поиск способа, удовлетворяющего требованиям, средствам, имеющимся технологиям с учетом заданных ограничений. Концептуальное же проектирование - это проектирование конкретных объектов (сущностей), которые будут реализованы в рамках построения модели развития.
Концептуальное проектирование в существенной степени покоится на системной методологии (но не только, что будет показано далее), в силу чего она адекватна пониманию региона как сложной социально-экономической системы. Управление регионом понимается не просто как государственное управление в политическом и социальном смысле этого слова, но и как регулирующее воздействие управляющих органов на хозяйственную систему. Государство прямо управляет принадлежащей ему собственностью, но в промышленности Ивановской области как ведущей сфере промышленные объекты более чем на 90 % были приватизированы в 1990-х годах. В то же время на негосударственный сектор само государство, органы местного самоуправления могут воздействовать различными методами, прежде всего косвенными экономическими (система государственного муниципального заказа, субсидированные процентные ставки и др.). Государственный муниципальный сектор экономики в развитых странах используется как средство воздействия на негосударственный сектор, например, в интересах поддержания определенного уровня цен. Однако в Ивановской области как депрессивном регионе такие возможности носят ограниченный характер.
Использование теоретико-системных основ позволяет восстанавливать целостности, охватываемые процессом выработки решения. Поэтому тип взаимоотношений субъектов в этом процессе нормативно определен. Отсюда вытекает фундаментальная формообразующая роль концептуального анализа и проектирования, а также возможность использования метода для регламентации процессов нормотворчества, нормоприменения и оценки адекватности системы норм.
Типичные экономические задачи региональной системы включают оживление производства в депрессивных регионах, создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства, повышение конкурентоспособности регионального производства, усиление межрегиональной экономической интеграции и т.д. Среди главных социальных задач региональной политики - приоритетное увеличение занятости, доходов населения и улучшение социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах,
расширение доступности общественных благ и т. д. Все эти задачи необходимо комплексно решать и выполнять в соответствии с основной целью развития региона - повышением качества жизни населения. В этом достигается цель концептуального проектирования развития региональной социально-экономической системы, так как системное представление дает возможность комплексно взглянуть на суть решаемых вопросов и избежать ненужных акцентов на частных задачах, применяя комплексные меры для достижения главной цели через решение данных задач. Частный подход обычно приводит к частным, индивидуальным результатам.
Общеизвестно, что стремление к экономической эффективности и социальной справедливости в территориально-хозяйственном развитии регионов может быть как совместимым, так и конфликтным. Принципы нахождения оптимального компромисса, соотношения и согласования указанных целей зависят от многих обстоятельств.
Необходимо отметить, что одна из главных целей концептуально выстроенной региональной политики заключается в сглаживании наиболее острых социальных и экономических диспропорций как между федеральными округами, так и между регионами.
До сих пор работу системы, ее функционирование мы трактовали как взаимодействие двух режимов: режим поддержания (особенно актуален для депрессивных регионов типа Ивановской области, при этом имеет отношение как к производству, так и к инфраструктуре) и режим развития, связанный с расширенным воспроизводством. Но в указанной схеме дается несколько иное трактование, когда выделяются три подсистемы - функционирование, поддержание и развитие региональных систем.
Система поддержания в данном случае обеспечивает сохранение базового уровня производственных структур. В случае ее разрушения регион теряет всю ветвь, ответственную за определенную потребность. Система развития отвечает за модернизацию и перестройку, она увеличивает потенциал в будущем.
Итак, в одном случае поддержание системы мы увязываем с депрессивностью и аварийностью экономики, в другом случае система поддержания связана с обеспечением базовых элементов на существующем уровне. По сути речь идет о простом воспроизводстве в обоих случаях.
Данный подход подразумевает отсутствие деления на конкретные отрасли, что позволяет выделить проблемы т.н. «перекосы» в развитии того или иного отдельного вида производства, которые придают региону характеристики моноструктурности, дестабилизируя производственный баланс как внутри региона, так и в сопредельных регионах.
Данный подход к организации управления регионами позволит избежать возникновения т. н. депрессивных регионов, вследствие циклического ха-
рактера экономического и технологического развития, когда на смену одним ведущим отраслям и технологическим укладам приходят другие. Соответственно экономика тех регионов, которые были специализированы на «уходящих» отраслях и не могли заблаговременно развить новые прогрессирующие отрасли, попадает в стадию депрессии. Так, в «ранних» депрессивных регионах Великобритании Германии, Франции, Бельгии ведущими были угольная и металлургическая промышленность. Затем к ним присоединялись регионы со значительным удельным весом текстильной промышленности, «грязной» химии и других отраслей, спрос на продукцию которых снижался из-за постепенного перемещения
аналогичных производств в развивающиеся страны с более дешевой рабочей силой, меньшими экологическими требованиями и другими конкурентными преимуществами. Это еще раз доказывает необходимость выработки новых подходов и методов управления и их совершенствования.
По-видимому, применение методологии концептуального проектирования окажется полезным при осуществлении социальных и экономических направлений развития региона, которые, по существу, составляют ядро изменений, реформ в нашем обществе. Однако, для эффективного результата необходима разработка специальных подходов, методов и средств управления.
Zakinchak G. N., Zakinchak A. I., Zolotov I. A.
NECESSITY OF APPLICATION OF CONCEPTUAL DESIGN FOR THE ANALYSIS AND EVALUATION OF REGIONAL DEVELOPMENT
The main directions of reform are determined by the transition process, as a replacementfor the administrative and command and control market mechanisms, a radical change in the ownership structure and the distribution of income, respectively, the transformation of the unitary state into a federal, local government development and economic empowerment of the regions. This circumstance requires a rethinking of traditional approaches, theories and methods to solve problems in the region.
Keywords: region, society, economic development, reform.
УДК 338.24
Дрогобыцкий И. Н.
В ПОИСКЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОМ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИОННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
В статье анализируются четыре модели организационного менеджмента — функциональная, ролевая, факторная, позиционная — и предпринимается попытка свести их к общей модели, которая в концентрированном виде содержала бы всю теоретико-методологическую базу выработки, принятия и реализации управленческих решений . На основании невозможности построения такой модели высказывается предположение об отсутствии целостности доминирующей ныне теории менеджмента, несостоятельности его парадигмы, и с позиций общей теории систем формулируются требования к их новым воплощениям.
Ключевые слова: менеджмент, подразделение, организация, модель, парадигма, теория системы, ана-
лиз, синтез.
Несмотря на то, что менеджмент как наука существует уже целый век, учёные до сих пор не выработали единой содержательной модели его предмета. Обычно предлагается некий перечень функций, ролей, факторов или позиций, который с той или иной степенью детализации описывают то, что делают менеджеры, или то, что влияет на их работу. Таких перечней существует много, но редко какой из них сопровождается моделью или теорией, которая бы увязывала эти перечни в единое целое и помогала менеджерам лучше выполнять свою работу [17]. Таким образом, задача синтеза адекватной модели и интерпретирующей её теории менеджмента остается отрытой.
Не претендуя на истину в последней инстанции, в настоящей статье предпринята попытка собрать
воедино наиболее популярные взгляды на природу менеджмента и на этой основе попытаться найти пространственные координаты, в пределах которых надо совершенствовать искусство и науку менеджмента. Общая неудовлетворенность текущим состоянием дел в организационном управлении является красноречивым свидетельством того, что у него отсутствует надёжная теоретическая база и периодические нападки менеджеров на информа-ционщиков с обвинениями в несостоятельности современных информационных технологий, поддерживающих процессы выработки и реализации управленческих решений, не имеют под собой никаких оснований. «Корень зла» следует искать в самом менеджменте.
© Дрогобыцкий И. Н., 2012
Экономика образования ♦ № 1, 2012
131