Закинчак Г.Н.
д-р экон. наук, профессор,
зав. кафедрой экономики и управления городским хозяйством Ивановского государственного архитектурно-строительного университета (ИГАСУ)
Закинчак А.И.
канд. экон. наук, старший преподаватель кафедры экономики и управления
городским хозяйством ИГАСУ
Чистова М.Е.
аспирантка факультета экономики и управления, старший преподаватель кафедры экономики и управления городским хозяйством ИГАСУ [email protected]
концептуальное
проектирование
развития региона
_Аннотация
Среди главных социальных задач региональной политики - увеличение занятости, доходов населения и улучшение социальной инфраструктуры в наиболее отсталых регионах, расширение доступности общественных благ и т.д. Все эти задачи необходимо решать комплексно и в соответствии с основной целью развития региона - повышением качества жизни населения.
Ключевые слова: региональная экономика, концептуальное проектирование, подсистемы региона, инфраструктура, экономическое развитие, функционирование, потребности населения
Переход России к новой политической и экономической системе потребовал глубокого реформирования государственной сферы, кардинальному изменению отношений между федеральным центром и регионами, расширению экономических прав региона.
В настоящее время федеральный центр стремиться строить отношения с регионами, как целостными экономическими субъектами. В этой связи необходимо полностью пересмотреть формы и методы взаимодействия объектов и субъектов управления.
Уровень современных проектов, в плане построения моделей развития региона опирается на уже сформировавшееся базовое разделение региона по отраслям, сферам деятельности и т.п., и при этом исключается основное целевое назначение всей системной совокупности регионального хозяйства - сохранение и повышение качества жизни населения региона. Данное обстоятельство требует переосмысления традиционных подходов, теорий и методов решения проблем региона. Проектирование процесса решения можно представить, как поиск способа, удовлетворяющего всем заданным требованиям средствами имеющейся технологии с учетом заданных ограничений.
Концептуальное проектирование, которое приводит нас к сути рассматриваемой системы и правилам ее взаимодействия с внешней средой, позволяет получить достаточно точное представление о ней. Метод концептуального проектирования позволяет упрощать исследуемую модель, и не требует специальных возможностей для адекватного ее восприятия. Данный метод не делает наше представление о системе слишком пространным для четкой идентификации.
Типичные экономические задачи региональной системы включают оживление производства в депрессивных регионах, создание полюсов роста и зон эффективного предпринимательства, повышение конкурентоспособности регионального производства, усиление межрегиональной экономической интеграции и т.д.
Мы основываемся на представлении о регионе как о совокупности систем, выполняющих три основные функции: функционирование, поддержание и
развитие. Данное разделение не случайно, оно - результат более глубокого осмысления сущности процессов, происходящих в регионе. На наш взгляд, в пространстве региона центральная позиция должна принадлежать индивидууму и региональному сообществу (как массовой совокупности) в структуре агрегирования подсистем. А все внутренние системы должны быть направлены на обеспечение потребностей данного сообщества.
Три подсистемы региона
Региональное пространство разделено на три сферы влияния - три подсистемы региона.
Подсистема функционирования представляет регион как совокупность производственных систем, обеспечивающих жизнедеятельность и жизнеспособность субъекта федерации. Она имеет целевое деление, а не отраслевое. Таким образом, в регионе выделяются целевые производственные системы, отвечающие за удовлетворение его потребностей: система питания, система здоровья, система жилья и т.д. В своей основе они содержат базовые элементы, необходимые для обеспечения первоочередных потребностей социума (населения региона).
По мере развития региона удовлетворяемые потребности растут как количественно, так и качественно. Происходит появление более сложных связей между производственными структурами, следовательно, усложняются и элементы систем, образуются новые формы, конечные элементы более ранних систем становятся промежуточными. Конечный результат - это фактически готовый продукт или услуга системы, направленный на удовлетво-
рение той или иной потребности населения (социума).
Система поддержания в данном случае обеспечивает сохранение базового уровня производственных структур в регионе. В случае разрушения базовых элементов регион может потерять всю ветвь, ответственную за определенную потребность социума. Система развития отвечает за совершенствование систем, существующих в регионе, чтобы они отвечали растущим реальным потребностям общества сегодня, и могли оставаться актуальными. В компетенцию данной системы входит модернизация и перестройка систем, чтобы увеличить их потенциал в будущем.
Данный подход подразумевает отсутствие деления на конкретные отрасли. Это позволяет выделить так называемые «перекосы» в развитии того или иного отдельного вида производства, которые придают региону характеристики моноструктурности, дестабилизируя производственный баланс как внутри региона, так и в сопредельных регионах.
Концептуальные блоки системы организационного управления
В свете задач данного исследования регион необходимо рассмотреть не с точки зрения структуры, характеризующей виды деятельности (как поступает большинство исследователей), а с точки зрения целей и задач, стоящих перед ним как целостной системой. Концептуализация данных положений позволяет нам рассматривать в рамках региона подсистемы функционирования, развития и поддержания. Таким образом, управляющая система региона должна иметь соответственно концептуальные блоки системы организационного управления.
Концептуальный блок системы организационного управления функционирования состоит из целевых производственных систем.
Концептуальный блок системы организационного управления поддержанием обеспечивает ремонт, профилактику и восстановление в случае выхода из строя, предотвращение нарушения функционирования вследствие случайных, природных и преднамеренных действий, а также поддержание региональных производственных систем в кадровом аспекте.
Концептуальный блок системы организационного управления развитием состоит из обеспечивающих развитие целевых производственных систем. В сфере интересов данного блока находятся инвестиции, новое строительство, фундаментальная и прикладная наука, целенаправленно социализирующая физические и прочие эффекты.
Качество жизни населения
Существуют периоды в жизни региона, когда доминирует налаженное функционирование, и столь же очевидным является то, что существуют периоды, когда главным становится развитие. В этом смысле очень важно для региона определить степень преобладания той или иной задачи в регионе. Ограниченность ресурсов региона усиливает возникающие проблемы. Для региональной экономики наиболее неопределенными и актуальными являются вопросы, связанные с принятием решений в области развития регионального сообщества. С позиций концептуального подхода в работе рассматривается сущность данного процесса.
Ключевой категорией, характеризующей процесс развития региона, явля-
ется качество жизни. Идея не нова. Однако это понятие часто используется декларативно. Отметим, что эта категория до сих пор не является инструментом для принятия решения и обоснования результата в области социально-экономического развития. Однако повышение качества жизни населения является целью любого цивилизованного общества. Поэтому качество жизни - это основной критерий, и для практической реализации этой идеи нами предлагается граф состояний целей качества жизни. Он позволяет построить систему нормативов качества жизни населения региона, разработка которых позволит как принимать решения, так и провести анализ допустимой области развития региона и его подсистем, и выбрать оптимальную стратегию повышения качества жизни.
Метод концептуального проектирования
Исследования показали сложность и многообразие проблем управления социально-экономическим развитием региона. Однако технология решения таких проблем на уровне региона должна реализоваться с применением целеустанавливающих и порядкообра-зующих категорий:
- во-первых, это региональная политика, которая в условиях Российской Федерации понимается как особый вид государственной политики по регулированию экономического, социального и других форм развития страны в региональном аспекте;
- во-вторых, поскольку региональная политика включает систему целей и задач по регулированию указанных форм развития и механизм их реализации, в современных условиях она должна основываться на концепции
регионального развития, продуцирующей систему взглядов на собственно развитие и управление им. Инструментальным средством продуцирования этой системы взглядов является концептуальное проектирование управления социально-экономическим развитием региона. Сущность метода концептуального проектирования, предложенного и развитого в нашей работе, состоит в том, что с помощью логического аппарата представляется возможность формализовать описание процессов регионального развития как предметной области любой степени сложности. Метод опосредует методические и инструментальные средства, которые позволяют осуществить анализ допустимой области социально-экономического развития региона в том или ином направлении и выбрать в известном смысле лучшее направление развития из всех возможных альтернатив. Методы и средства концептуального проектирования наиболее результативны в концептуальной фазе сложных, крупномасштабных организационных, экономических, социальных преобразований в регионе, поскольку в современной практике концепции реализации этих направлений формируются эмпирически, путем сравнения малого числа альтернатив, а значительное число допустимых вариантов остается вне поля зрения разработчиков. Эта проблема актуализирует совокупность требований к социуму в регионе, главным образом к представителям властных и отраслевых структур в плане высокого уровня их знаний региональной экономики и в смежных областях: системотехнике, экономико-математическом моделиро-
вании, теории управления сложными системами.
Литература
1. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 239 с.
2. Кучкаров З.А. Стратегическое планирование и управление организацией. - М.: Концепт, 2004. - 76 с.
3. Алоян Р.М., Закинчак Г.Н., Омель-ченко И.В., Татиевский П.Б. Совер-
шенствование методологии управления развитием строительного комплекса и сферы услуг территории: программно-целевой аспект. - Иваново: Иван. гос. архит.-строит. акад., 2003. - 231 с. 4. Никаноров С.П. Кононенко А.А. Кучкаров З.А. Никитина Н.К. Технология концептуального проектирования. - М.: Концепт, 2008. - 580 с.
Zakinchak G.N.
Dr. of Econ. Sci., Professor, Head of Chair of Economics and Municipal Services Management, Ivanovo State University of Architecture and Civil Engineering (ISUACE) Zakinchak A.I.
Cand. of Econ. Sci., Senior Lecturer, Chair of Economics and Municipal Services Management, Ivanovo State University of Architecture and Civil Engineering (ISUACE) Chistova M.E.
Postgraduate Student, Department of Economics and Management, Senior Lecturer, Chair of Economics and Municipal Services Management, Ivanovo State University of Architecture and Civil Engineering (ISUACE)
Main Approaches to Designing a Model of Social and Economic Development of the Region
_Abstract
Among the major social goals of the regional policy are the following: to increase employment and incomes of the population, to improve social infrastructure in the most backward regions and to enhance availability of public goods, etc. All these problems have to be solved comprehensively and in accordance with the basic purpose of the region's development - increase in the quality of life.
Keywords: regional economy, conceptual planning, subsystem of the region, infrastructure, economic development, functioning, needs of the population