развития предполагает сотрудничество между всеми участниками образовательного процесса. Чрезвычайно важно, чтобы преподаватель был заинтересован в получении от студентов разумного вопроса или собственного суждения, нежели «правильного» ответа, выслушивал ответ или суждение не для того, чтобы оценить его с точки зрения «верно» или «неверно», а для понимания логики и здравости его аргументов. Важно формировать у студентов критическое мышление как способность ставить новые вопросы, вырабатывать разнообразные подкрепляющие аргументы, принимать независимые, продуманные решения.
Результативности процесса подготовки учителей безопасности жизнедеятельности в педагогическом вузе как личностей безопасного типа способствует четкая организация занятий со студентами, в том числе и внеаудиторных. В Шуйском государственном педагогическом университете такая деятельность осуществляется в рамках движения «Школа безопасности» (соревнования «Безопасность в движении», туристические слеты), в процессе работы студенческого спасательного отряда, волонтерской деятельности. Важное место отводится участию студентов, обучающихся по специальности Безопасность жизнедеятельности, в спортивно-массовых и оздоровитель-
ных мероприятиях («День студенческого городка», «Зимние старты» и пр.), ежегодной студенческой олимпиаде «Безопасность в нашей жизни». Правильно организованная в вузе внеучебная деятельность приучает студентов к рациональному использованию своего учебного времени, современной подготовке к профессиональной деятельности, разумному сочетанию обучения и отдыха, экономии собственной энергии. Впоследствии студент способен эффективно организовать свою самостоятельную подготовку в области безопасности жизнедеятельности, применять сформированные знания и навыки в своей профессиональной деятельности с учащимися.
Библиографический список
1. Земцова В. И. Теоретические основы методической подготовки учителя физики: дис. ... д-ра пед. наук. -СПб., 1995. - 310 с.
2. Сауров Ю. А. Проблема организации учебной деятельности школьников в методике обучения физике: дис. ... д-ра пед. наук. - Киров, 1992. - 399 с.
3. Вольхин С. Н., Арсеньев Ю. Н. Методы и модели оптимизации ресурсов и принятия безопасных эффективных управленческих решений // Безопасность жизнедеятельности: школа, вуз, общество: материалы II Все-рос. науч-практ. конф.- Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2001. - С. 65-69.
Mikhailov A. A.
DIDACTIC SYSTEM OF PSHE TEACHERS’ TRAINING IN A PEDAGOGICAL UNIVERSITY
The article deals with the basic functions of a didactic systemvocational subject teacher training in pedagogical college. The system of didactic teacher preparation safety. The conditionscontributing to the formation of teacher preparedness of life safety to the profession.
Keywords: didactic system approaches, professional and subject-centered training, elements, process, PSHE (Personal, Social and Health Education).
УДК 332.1
Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А. ПОДХОДЫ К АНАЛИЗУ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА РЕФОРМИРОВАНИЯ В РЕГИОНАХ
Применение концептуального проектирования будет полезно в реализации социальных и экономических тенденций в развитии региона, которые по-существу представляют ядро изменений и реформ в нашем обществе. Ключевые слова: регион, общество, экономическое развитие, реформы.
Применение методологии концептуального проектирования окажется полезным при осуществлении социальных и экономических направлений развития региона, которые по-существу, составляют ядро изменений, реформ в нашем обществе. Следует отметить большую практическую потребность в преобразовании экономики регионов и соответствующих им механизмов управления. Однако следует отметить, что их разработка и практическая реализация нередко осуществляется без должного уче-
та системы научных знаний в этой области. В итоге эффективность реформ оказывается очень низкой. Некоторые из реформ разваливались на начальном этапе, другие не доводились до конца, внедрение третьих давало незначительный эффект.
Одна из основных причин этих неудач - отсутствие целостной теории, которая могла бы дать ответ на вопрос - как делать реформы? Другая причина - реформы не имеют должного обоснования эффективности преобразований. В условиях относительной ограни-
ченности ресурсов обеспечение эффективности преобразований требует научного определения допустимых и наилучшего вариантов реформы в регионе.
Несмотря на то, что проблеме оценки эффективности преобразований в регионах уделяется значительно внимание в экономической литературе, теоретическая и методологическая сложность проблемы - наличие многих еще нерешенных вопросов требует дальнейшего их исследования.
Следует отметить, что пока нет однозначного и полного определения эффективности региональных реформ.
Предполагается, что оценкой эффективности реформ может служить показатель, соотносящий экономический эффект с затратами на его получение. Чтобы наполнить конкретным содержанием абстрактную формулу, определяющую эффективность реформ через отношение эффекта к затратам, необходимо: выделить те показатели, которые наиболее эффективно отражают эффект и используемые для его достижения ресурсы; найти способ соизмерения и агрегирования затрат. Уже на первом этапе создания системы показателей эффективности изменений в результате реформирования проявляется сложность и дискуссионность проблемы.
Во-первых, понятие эффективность связано с определенной конкретной целью. Оно показывает, как и в какой мере реализуется эта цель. Степень реализации поставленной цели (или задачи) необходимо оценивать эффектом или результатом. Возникает вопрос - какими свойствами должна обладать цель преобразований, чтобы реформы могли выполнить свою функцию. Т. е. возникает необходимость определения эффективности преобразований с точки зрения конечного результата.
Следует отметить, что в настоящее время в экономической литературе нет единого мнения относительно содержания понятия «конечного результата на различных уровнях народного хозяйства».
Для решения данного вопроса считаем целесообразно пользоваться методологическим принципом, согласно которому конечной целью любых преобразований в экономики является повышение качества жизни населения.
Во-вторых, следует отметить отсутствие единства мнений в вопросе критерия эффективности общественного производства и многообразие различных точек зрения по поводу показателя эффективности, выражающих количественную сторону достигнутого уровня его развития.
Некоторые авторы утверждают, что один, т. н. обобщенный или синтетический, показатель эффективности, отражающий все или пусть только важнейшие стороны развития региона, вряд ли возможен. Всесторонне отражается только система критериев или показателей.
Отсутствие единства в вопросе критерия эффективности и многообразие различных точек зрения проявляются и в отражении результата и затрат, необходимых для их получения.
Приходится считаться с тем, что многие научные исследования, методические разработки в области определения эффективности реформ зачастую не отвечают требованиям практики или не отражают особенностей и задач, присущих тем или иным сферам регионального хозяйства, что в значительной степени сказывается на ценности предлагаемых методик. Сложность определения эффективности региональных реформ заключается не столько в трудности исчисления затрат, сколько
Степень
изменений
Рис. 1. Сопоставление во времени различных систем
в сложности оценки результатов. Характеризуя проблему измерения затрат и результатов труда, В. В. Новожилов писал: «Проблемы измерения результатов... еще сложнее, чем проблемы измерения. затрат. Проблема максимизации результатов не может решаться отдельно от проблемы минимизации затрат» [1].
Таким образом, общим критерием эффективности реформ в регионе следует считать максимум результатов, полученных с единицы затраченных ресурсов. Необходимо иметь ввиду следующее, принципиально важное обстоятельство, которое в значительной мере влияет на общую оценку эффективности реформ в регионе, а, именно, оптимизация результатов преобразований в масштабах региона не может осуществляться сама по себе, а должна происходить в результате всех имеющих место взаимодействий на всех участках объекта исследований.
По-видимому, применение методологии концептуального проектирования окажется полезным при осуществлении социальных и экономических направлений развития региона, которые, по-существу, составляют ядро изменений, реформ в нашем обществе. Однако для эффективного результата необходима разработка специальных подходов, методов и средств управления.
Необходимость применения специальных методов и проектно-ориентированных структур, реали-
зующих эти методы, подтверждается результатами исследования [2], приведенными на рис. 1.
Как наглядно видно, быстрее всего меняются технологические системы, менее подвержены изменениям организационные структуры, а наиболее консервативны в этом плане люди.
Таким образом, применение концептуального проектирования организационных форм, во-первых, покоится прежде всего на системном подходе и адекватно объективных процессах усложнения регионов как социально-экономических систем, во-вторых, позволяет осуществлять проектирование организационных форм на научных основах с учетом того, что необходимо учитывать как взаимосвязи с внешней средой, так и внутреннее устройство, и специфику функционирования самой системы, в-третьих, позволяет рассматривать альтернативы и по определенным критериям выбирать из них лучшие. Мы полагаем, что в качестве обобщающего критерия концептуального проектирования регионального управления следует принимать категорию качества жизни, рассматриваемую как единство трех элементов - общественного здоровья, уровня жизни, образа жизни.
Библиографический список
1. Новожилов В. В. Проблемы измерения затрат и результатов при оптимальном планировании. - М.: Наука, 1972. - 434 с.
2. Gassler H., Rammer C. Alles Cluster? The Austrian Association fo Radical Goegraphy. Wien, 1999.
Zakinchak G. N., Zakinchak A. I. Zolotov I. A.
APPROACHES TO ANALYZING AND EVALUATING THE EFFECTIVENESS OF THE REFORM PROCESS IN THE REGIONS
Application of a conceptual design will be useful in implementing social and economic trends in the development of the region, which essentially constitute the core of the changes and reforms in our society.
Keywords: region, society, economic development, reform.
УДК 332.1
Закинчак Г. Н., Закинчак А. И., Золотов И. А. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ КОНЦЕПТУАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДЛЯ АНАЛИЗА И ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Основные направления реформы определяются переходным процессом в виде замены административно-командного контроля рыночными механизмами, радикальных изменений в структуре собственности и распределения доходов, соответственно, преобразования унитарного государства в федеративное, развития местного самоуправления и расширения экономических возможностей регионов. Это обстоятельство требует переосмысления традиционных подходов, теорий и методов для решения проблем в регионе.
Ключевые слова: регион, общество, экономическое развитие, реформы.
Переход России к новой политической и эконо- административно-командного управления рыночны-
мической системе потребовал глубокого реформи- ми механизмами, радикальное изменение структу-
рования регулирования регионального развития. ры собственности и соответственно распределения
Главные направления реформирования определя- доходов, трансформация унитарного государства
ются такими переходными процессами, как замена в федеративное, развитие местного самоуправления