Научная статья на тему 'Необходимость правового просвещения и социального патроната в России'

Необходимость правового просвещения и социального патроната в России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
266
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / СОЦИАЛЬНЫЙ ПАТРОНАТ / СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ / ПРАВА РЕБЕНКА / CОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Александр Сергеевич

Основной задачей правового государства является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей, создание центров правового социального просвещения, доверия и поддержки детей, которые предоставляли бы бесплатные консультации на платформах библиотек. Предпосылками создания и развития центров являются общедоступность библиотек, наличие книжных фондов по вопросам государства и права, внедрение новых информационных технологий, а также привлечение участковых полицейских, прикрепленных к данному району. Новизна создания таких центров в предупреждении правовых заболеваний и их последствий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Смирнов Александр Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The main objective of the rule of law is the protection of human rights and freedoms, its social welfare. Of particular relevance in this regard, they can rely on the protection and interests of children. Creation of a Legal social learning, trust and support for children, which would provide free advice of the platform. Background and development centers are public libraries, the availability of book funds for the state and law, the introduction of new information technologies and the involvement of district police officers attached to the area. The novelty of the development of such centers in the prevention of diseases and their legal consequences.

Текст научной работы на тему «Необходимость правового просвещения и социального патроната в России»

ние населением вопросов местного значения (ст. 130), государственные органы власти субъектов Федерации наделены правом распускать избранный населением представительный орган муниципального образования, отрешать от должности избранного населением главу муниципального образования или главу местной администрации, не консультируясь при этом ни с населением, ни с его представительным органом.

Установленное Федеральным законом РФ от 7 мая 2009 года № 90-ФЗ право представительного органа муниципального образования отправлять главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов или по инициативе высшего должностного лица субъекта Федерации, в том числе в связи с неудовлетворительной оценкой деятельности главы муниципального образования по результатам его ежегодного отчета перед представитель-

ным органом, данной два раза подряд, весьма позитивно и давно востребовано. Однако и это решение принимается очень узким кругом депутатов без участия населения, хотя глава муниципального образования избран населением на муниципальных выборах. Таким образом, воля, выраженная населением на выборах, которые являются высшим непосредственным выражением его власти, изменяется даже без учета его мнения. Необходимо предусмотреть, чтобы подобные решения принимались населением либо с согласия населения.

Государству необходимо активнее укреплять и развивать гражданское общество и его местные гражданские сообщества. При слабом гражданском обществе государству не справиться с современными проблемами дезорганизации, безответственности, коррупции, преступности, социального расслоения и разобщения общества и другими острыми проблемами.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Постановление Конституционного суда РФ от 30.11.2000 № 15-П [Текст] // СЗ РФ. - 2000. -№ 50. - Ст. 4943.

2. IV съезд Всероссийского совета местного самоуправления. 11 июля 2011 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vsmsinfo.ru/ doklad_2011.html.

3. Собрание актов Президента и Правительства РФ [Текст]. - 1993. - № 41. - Ст. 3924.

4. Там же. - № 44. - Ст. 4188.

5. СЗ РФ [Текст]. - 1995. - № 35. - Ст. 3506; 1996. - № 17. - Ст. 1917; 1997. - № 12. - Ст. 1378; 2000. - № 32. - Ст. 3330; 2002. - № 12. - Ст. 1093.

6. Там же. - 1996. - № 49. - Ст. 5497; 1998. -№ 26. - Ст. 3005.

7. Там же. - 1999 - № 42. - Ст. 5011.

8. Там же. - 2003. - № 40. - Ст. 3822 [в ред. ФЗ от 7.12.2011 № 417-ФЗ].

9. Путин, В.В. Демократия и качество государства [Текст] / В.В. Путин // Коммерсант. - 2012. -6 февраля.

10. Вестник Центральной избирательной комиссии РФ [Текст]. - 2006. - № 5.

11. СЗ РФ [Текст]. - 2002. - № 24. - Ст. 2253 [в ред. ФЗ от 2.05.2012 № 40-ФЗ].

12. Там же. - 1997. - № 38. - Ст. 4339 [в ред. ФЗ 2001 г. № 29, ст. 2944].

13. Там же. - 2009. - № 52. - Ст. 6433.

УДК 347.64

А.С. Смирнов

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРАВОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО ПАТРОНАТА В РОССИИ

Прочная и стабильная российская государственность не может существовать при традиционном нигилистическом и невежественном отношении граждан к собственным за-

конам. Повышение правовой культуры и развитие правосознания населения Российской Федерации - необходимое условие формирования правового государства и гражданского

общества. Основной признак открытости государства проявляется в организации свободного доступа граждан к правовой информации. Конституция Российской Федерации закрепляет права граждан на доступ к правовой информации. Таким образом, граждане получают право свободно искать, получать, производить и распространять информацию, а также участвовать в управлении делами государства.

Необходимость решения актуальных проблем общества в сфере правого просвещения требует нового подхода, а именно комплексного, всестороннего обновления всех звеньев правовой образовательной системы и сфер образовательной деятельности. Задачи построения гражданского общества и правового государства, «воспитание молодого поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону» определяют социальную значимость правового образования в этих условиях. Огромное количество проблем, ключевых для цивилизованного государства, а также вопросы поведения на дороге, за рулем и пешехода, вопросы поддержки общего культурного уровня, вопросы голосования, права человека и гражданина, права ребенка являются первоосновой того, насколько гражданин знает свои права. Не менее важно и как гражданин представляет себе способы отстаивания своих прав, где кончаются его права и начинаются права другого человека.

В современных условиях формирования гражданского общества и правового государства основной задачей является защита прав и свобод человека, его социальное благополучие. Особую актуальность в этой связи приобретают надежная охрана и защита интересов детей.

Правовой статус ребенка определяется как совокупность прав и обязанностей, зафиксированных государством в юридической форме. Можно выделить несколько видов правового статуса ребенка: общий (конституционный), отраслевой, специальный (родовой) и индивидуальный. Общий статус имеет некоторую определенную условность, косвенность из-за отождествления конституционных прав взрослых граждан и детей (глава 2 Конституции РФ). Корректнее было бы говорить не об общем (конституционном) статусе ребенка, а о конституционных основах его прав в РФ.

Понятия «охрана», «защита», «гаранти-рованность» и «обеспечение» имеют прямое отношение к правам ребенка. Термин «охрана» — это совокупность законодательных актов и система государственных, муниципальных и общественных мероприятий, направленных на создание условий для реализации субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Защита — это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав, включающая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту гражданских прав. Следовательно, охрана — явление субстанциональное, институциональное, а защита — функциональное, инструментальное. Вместе с тем и охрана, и защита являются способами обеспечения субъективных прав.

Правовое обеспечение неразрывно связано с гарантированностью (обобщающее понятие, означающее комплекс гарантий) реализации субъективных прав в процессе их осуществления. Под гарантиями следует понимать принятые государством на себя обязательства создавать необходимые условия и предоставлять соответствующие средства, обеспечивающие фактическую реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод всех и каждого (экономические, политические, идеологические и правовые гарантии). Следовательно, гарантии, наряду с охраной и защитой, также представляют собой один из способов обеспечения субъективных прав. Более того, они являются не только способом, обеспечивающим фактическую реализацию прав, но и способом самих охраны и защиты субъективных прав.

А обеспечение — это свободная и надлежащая, действительная и реальная, фактическая реализация субъективных прав, достигаемая с помощью совокупности гарантий, охраны и защиты. Основным приоритетом государственной политики нашей страны является право ребенка жить и воспитываться в семье (статья 54 Семейного кодекса Российской Федерации). Ребенок имеет право жить вместе со своими родителями, и никто не может этому воспрепятствовать.

Однако 80 % детей, лишившихся родительской опеки, что происходит по «социаль-

ным» причинам, стали сиротами при живых родителях. Спасти таких детей можно только одним способом — поддержать семью, в которой появились признаки социального неблагополучия, помочь справиться с возникшими проблемами, привлекая для этого все службы и возможности, постоянно и ответственно обследуя условия жизни ребенка. А лишение родительских прав и изъятие ребенка из семьи должно рассматриваться лишь в качестве крайней меры воздействия на родителей, применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. Например, в Мурманской области число семей, находящихся в социально опасном положении, с 2009 года снизилось на 16 %. В Москве с 2008 года на 71 % увеличилось число детей, возвращенных в кровную семью. По сравнению с 2009 годом число родителей, лишенных родительских прав, в Калужской области снизилось на 17 %, в Мурманской области — на 21 %.

При этом сегодняшняя практика работы органов опеки и попечительства, социальных служб показывает, что непосредственная работа с неблагополучной семьей начинается слишком поздно — на этапе, требующем применения уже только административных мер воздействия на родителей, вплоть до лишения их родительских прав. Вместе с тем своевременно оказанная помощь могла бы спасти семью, оказавшуюся в социально опасном положении, оставить ребенка с родителями. Для организации работы по профилактике социального сиротства предлагается ввести институт социального патроната, апробированный более чем в 30 субъектах Российской Федерации. По состоянию на начало 2012 года социальный патронат по всей Российской Федерации был установлен в отношении 35 тыс. детей, воспитывающихся в семьях, находящихся в социально опасном положении. Социальный патронат должен оказывать помощь тем семьям, которые в ней нуждаются. При необходимости родителям необходимо помочь найти работу, оформить документы на получение социальных выплат, провести консультации с юристами, психологами и педагогами, оказать необходимую помощь в медицинском обследовании детей и в их лечении. Семейное законодательство не допускает добровольного отказа от родительских прав, а практическое

и фактическое признание правопреемниками социального патроната доказательств несостоятельности семьи является основанием для лишения родительских прав. При рассмотрении судами дел о лишении родительских прав, временной передаче ребенка третьим лицам или органам опеки и попечительства, при решении вопросов, связанных с местом жительства ребенка, необходимо было бы ввести временной интервал для урегулирования отношений и исправления требований сторон, которые участвуют в данном деле. Причем введение временного интервала необходимо делать с обязательным установлением проверок по данным вопросам и своеобразного испытательного срока для семей, оказавшихся в социально опасном положении.

Однако число дел, возникающих из семейных правоотношений, неуклонно растет. Они занимают значительное место в общем количестве дел, рассматриваемых федеральными и мировыми судьями. Это свидетельствует о высокой степени социальной потребности применения судебной защиты семейных прав и интересов детей и граждан РФ. Рассмотрение дел, которые возникают в части разрешения семейно-правовых споров и разногласий, сопровождается различными сложностями и спецификой:

• определение правил подсудности;

• установление круга потенциальных истцов и иных лиц, которые участвуют в деле;

• использование специальных доказательств и средств доказывания и т. д.

Действующее законодательство предусматривает специальные правила возбуждения дел. И как следствие — особенности подготовки их к судебному разбирательству и непосредственно рассмотрения, исходя из возраста и семейно-правового статуса лица, дееспособности и др. Часто появляются новые виды судебных притязаний, расширяется круг лиц, участвующих в делах, возникающих из семейных правоотношений, с привлечением курирующих семью сотрудников службы занятости, миграционной службы. В качестве заявителей выступают несовершеннолетние члены семьи, это вызывает необходимость применения адаптированных процессуальных предписаний. При участии несовершеннолетнего в процессе за ним остается право быть «выслушанным в

ходе любого судебного разбирательства», право всегда выражать свое мнение по вопросам, затрагивающим его интересы (статья 56 СК РФ). Права и обязанности сторон, правила участия в процессе по защите своих прав и интересов определяют, в каком порядке должно идти исковое производство, часто отдельные дела рассматриваются в рамках особого производства. Процессуальная активность сторон дел семейных прав и интересов детей РФ может определяться вмешательством прокурора, а также органов опеки и попечительства, социального патроната. Причем иногда такая инициатива предусмотрена действующим законодательством и не предполагает учета намерений субъектов правоотношений.

Было бы логично, если бы в нашей стране появились центры правового социального просвещения, доверия и поддержки детей-сирот, которые предоставляли бы бесплатные консультация и поддержку по правовым и общим вопросам для детей - выпускников детских домов. Появление таких учреждений могло бы существенно облегчить процесс входа выпускника во взрослую жизнь, помочь ему найти правильный путь развития в жизни и достигнуть приемлемых условий существования. Такие центры правового социального просвещения, доверия и поддержки могут оказывать консультации, проводить групповые занятия с гражданами, желающими принять ребенка на воспитание в семью, повысить уровень информированности, сформулировать более осознанную и ответственную мотивацию своего решения, получить психологическую и правовую поддержку. Своевременная и грамотная подготовка граждан, желающих принять ребенка в свою семью, позволит снизить риски возникновения проблем, связанных с воспитанием детей в новой семье, в том числе снизить процент случаев отмены решений о передаче ребенка на воспитание в семью и возвращения детей из принимающей семьи, что является пагубным для психического состояния ребенка.

Помимо подготовки граждан, желающих принять ребенка на воспитание в семью, существует отдельная проблема - это подготовка самих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к помещению в принимающую семью. К сожалению, такая под-

готовка не регламентируется законодательством. Представляется необходимым, чтобы подобные центры правового социального просвещения, доверия и поддержки активизировали работу в этом направлении, формы и методы подготовки самих детей должны быть разработаны и стать неотъемлемой частью системы помощи детям, оставшимся без попечения родителей.

После помещения ребенка в семью центр должен сопровождать эту семью и помогать решать социальные, юридические и жилищные вопросы детей, а также осуществлять социальное сопровождение детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 18 до 23 лет в части содействия в трудоустройстве.

Социальная политика в отношении детей в нашей стране продолжает совершенствоваться. Появляются новые законодательные акты, например статья 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» и Федеральный закон «Об опеке и попечительстве». Это может означать только одно - государство занимается этими вопросами, но, так или иначе, можно говорить о том, что нам есть к чему стремиться - существуют примеры стран Евросоюза или, скажем, Северной Америки, где вопросы здравоохранения совершеннолетних и вопросы опеки сирот уже практически разрешены. Но в Российской Федерации есть и положительные моменты, такие как растущее количество семей, готовых принять на воспитание ребенка из детского дома, строительство новых медицинских учреждений. Эти моменты дают нам основание полагать, что мы встаем на правильный путь развития, который в конечном итоге сделает жизнь практически всех детей в нашей стране лучше.

В данный момент у нас существует и довольно успешно функционирует Федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, - часть государственного банка данных о детях, включающая в себя совокупность региональных банков данных о детях, а также документированную информацию о гражданах, желающих принять детей на воспитание в свои семьи и обратившихся за соответствующей информацией к федеральному оператору государственного банка данных о детях.

В настоящее время на учете в Федеральном банке данных о детях находятся сведения почти о 130 тыс. детей (ист. Федеральный банк данных о детях, 2011 г.), которые могут быть устроены на воспитание в семьи граждан — под опеку (попечительство), в приемную семью, на усыновление. Здесь граждане, желающие взять ребенка на воспитание в семью, могут ознакомиться с информацией о детях.

Ежегодно из детских домов России выпускается 26 тыс. воспитанников. По данным Министерства образования РФ, за последние 15 лет 90 тыс. из них не были обеспечены положенным по закону жильем.

Статья 2 ФЗ РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» гарантирует предоставление жилья в течение трех месяцев, но это право не реализуется в связи с нехваткой жилья. Те, за кем было сохранено право на жилье, часто возвращаются к родителям, ведущим паразитический и аморальный образ жизни. Даже в процветающем Санкт-Петербурге «бомжами» могут себя назвать 450 молодых петербуржцев, оставшихся без жилья за последние 6 лет. Чтобы обеспечить их собственным углом — комнатой в коммуналке надо около 85 млн рублей. Эти данные описывают ситуацию в нашем большом городе, но в удалении от больших городов ситуация еще более неблагоприятная [1].

В законы о правах детей с января 2007 года внесены значительные изменения: дети-сироты, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или в учреждении социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании обучения в учреждениях профобразования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил РФ, либо после возвращения из мест лишения свободы обеспечиваются жильем вне очереди. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, поставленные на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 23 лет и не получившие жилое помещение по достижении ими указанного возраста, сохраняют свое право на внеочередное получение жилого помещения. Но выпускникам приходится сталкиваться с огромными трудностями при получении гарантированно-

го государством жилья: бумажная волокита, множество оговорок и накладок, и не всегда наступает благоприятный исход в решении этого вопроса. При опросе выпускников детских домов они часто говорят, что ситуация плачевна. Администрация района заявляет, что жилья нет, предлагает взять комнату. Однако комнаты расположены в многонаселенных коммунальных квартирах или в квартирах без удобств; освобождаемые комнаты требуют косметического ремонта; в новом фонде, выделяемом городом, комнаты малого метража. Возникают проблемы с коммунальными службами, которые затягивают сроки ремонта. Проверки городской прокуратуры также выявляют факты, когда предлагаемое жилое помещение не соответствует требованиям технических и санитарных норм, требует ремонта и замены сантехнического оборудования.

Это должно быть оформлено как временное жилье, но при этом стоит требовать свою квартиру. Если выпускник детского дома оказывается в чужом городе, то он может подать запрос в органы опеки того города, откуда он прибыл (просить выслать документы о его пребывании в детском доме). Если выпускник проживает и учится в новом городе и прописан в общежитии (до 23 лет), он может требовать от администрации города предоставить жилье. Именно администрация города является государственным опекуном выпускников детских домов до 23 лет.

Социальная значимость правового образования в этих условиях определяется задачами построения гражданского общества и правового государства, «воспитания поколения в духе высокой нравственности и уважения к закону». Говоря о правовом нигилизме, мы думаем, что имеем в виду преступность в правоохранительной системе, хотя это более широкое понятие.

Борьба всего цивилизованного мира с этим путем просвещения идет в самых разных формах. Как правило, этой борьбой занимаются неправительственные организации. Для того чтобы, хотя бы на уровне общего развития, человек представлял себе свою роль относительно себя, своих коллег и государства, в США и Европе раздают государственные гранты, на которые они нанимают неправительственные организации на основе тендеров

и поручают им придумать и внедрить самые разные формы, которые, начиная со школы и заканчивая взрослым состоянием, объясняли бы гражданину его права, формы и методы их отстаивания. Социальный заказ общества на формирование правовой компетентности личности диктует необходимость разработки путей решения проблем реализации доктрины правового образования. Состояние правовой культуры общества в целом, определяемое уровнем жизни и правосознания, правовой активностью индивидов, а также правовой деятельностью, в которой эта культура проявляется (в том числе правотворческой, правоприменительной, правоохранительной), требует эффективного процесса правового просвещения в стране.

Для предотвращения правонарушений среди молодежи, создания условий ее успешной социализации и реализации конституционных прав на «получение образования высокого качества», обеспечивающего формирование конкурентоспособной, компетентной в правовом отношении личности, необходимо результативное правовое образование. К сожалению, число несовершеннолетних, задержанных за участие в совершении правонарушений, по данным Госкомстата РФ, стало расти.

Ввиду отсутствия широкого общественного доступа к официальным документам наблюдается такое явление, как правовой нигилизм.

Во-первых, правовое государство должно быть обеспечено соответствующим пакетом законов, обеспечивающих выполнение всех конституционных норм и каких-то стратегических направлений развития страны. Во-вторых, сами граждане должны владеть хотя бы минимальной технологией работы с законами.

Граждане абсолютно лишены некой традиции владения правовой культурой, собственно, в основном как раз из этого и проистекает правовой нигилизм. Длительное пребывание в обществе, в котором высшим законом была воля партии, основным принципом был не закон, а революционная целесообразность, отучило многих и не привило многим осмысление того, что основой всякой жизнедеятельности является тот или иной закон. Потребность в предоставлении широкого доступа к правовой информации всему обществу в целом, и

особенно социально не защищенным слоям, а также каждому гражданину в отдельности появилась с целью повышения действенности законодательства. Как раз в связи с этой потребностью именно библиотека является сегодня самым доступным центром получения правовой информации. Существенными предпосылками создания и развития центров правового социального просвещения являются наличие книжных фондов по вопросам государства и права, имеющийся опыт работы по библиографическому обслуживанию потребителей в различных сферах деятельности, внедрение новых информационных технологий, общедоступность в библиотеках, а также наличие участковых полицейских, прикрепленных к данному району. Центры правового социального просвещения способны оказать существенное влияние на гражданскую позицию россиян и содействовать их вовлечению в активную общественную жизнь, выступая в качестве посредников между властными структурами и населением. Таким образом, центры являются одним из центральных звеньев формирования информационно-правового пространства в регионах и России в целом. Участковый полицейский способен оказать помощь как в разъяснительной работе, так и профилактической.

Можно выделить следующие направления правового воспитания населения: правовое обучение, правовая пропаганда, юридическая практика, самовоспитание; большое число студенческой молодежи со старших курсов юридических вузов готовы включиться в работу по созданию каких-то разъясняющих брошюр, научно-популярных мини-фильмов. Например, студенты Санкт-Петербургского государственного политехнического университета регулярно консультируют студентов и школьников, а также читают лекции в школах в разных классах, рассказывая о правовом поле, начиная от Конституции и заканчивая правами детей, взрослых и самыми различными формами права [2]. Таким образом, правовое просвещение может идти от студентов юридических факультетов при поддержке старших и опытных педагогов-юристов через центры правового социального просвещения к одновозраст-ным реципиентам правовых знаний, которые нуждаются в разъяснениях правовых вопро-

сов, толковании социальных прав и гарантий. В центрах в этом случае могут и предупредить правовое заболевание, и рассказать о его последствиях. Доступность правовой литературы, возможность получения консультаций по социальным и другим вопросам существуют за счет информационной инфраструктуры, обеспечивающей подготовку, распространение, использование и классификацию правовых документов и специальной литературы в этих центрах. Правовоспитательные мероприятия важно осуществлять с учетом состояния законности и правопорядка, совместно с практической деятельностью участковых полицейских, а также исходя из потребностей населения в тех или иных юридических знаниях.

Изучение информационных потребностей пользователей, имеющих разную квалификацию и занятых в различных сферах деятельности, является ключевым моментом библиографической деятельности центров правового социального просвещения. Применение электронной формы анкетирования является оперативным методом изучения информационных потребностей пользователей центров, что позволяет провести анализ ответов по одному или нескольким вопросам одновременно, построить графики и диаграммы для наглядного представления полученных данных. В возможности вести прямой подсчет всех ответов и заключается эффективность электронной формы анкетирования.

Группы пользователей целесообразно дифференцировать в соответствии со следующими параметрами: возраст, образование и характер работы, общность информационных потребностей (вид деятельности, отрасли права). Можно выделить следующие группы пользователей: представители общественных объединений, студенты, юристы; представители органов власти; предприниматели; специалисты в различных областях знаний (учителя, военнослужащие, врачи, инженеры); научные

работники; прочие (пенсионеры, безработные, домохозяйки). Студенты, которые обращаются к правовой информации в образовательных целях, — наиболее многочисленная группа пользователей центров правового социального просвещения. Пенсионеры, безработные, домохозяйки также относятся к группам, имеющим целью самообразование в области государства и права. Для их представителей характерен интерес к законодательству, регламентирующему деятельность общественных объединений. Информационные потребности научных работников характеризуются углубленным изучением научных изданий в области государства и права. Роль различных каналов получения правовой информации позволил выявить опрос пользователей центров правового социального просвещения. В ходе опроса выяснено, что они достаточно часто обращаются к библиографическим ресурсам. В частности, большинство пользователей центров правового социального просвещения отдает предпочтение каталогам и картотекам среди существующих видов библиографических источников. Приоритетные группы потребителей библиографической информации: юристы, предприниматели, представители органов власти, определены в результате проведенного анализа информационных потребностей пользователей. Необходимость быстро реагировать на новые нормативные документы. Гибкость и динамизм, комплексность, широта запросов — вот отличительные черты их информационных потребностей. Базы данных Спецсвязи России и СПС коммерческих фирм «Кодекс», «Гарант», «КонсультантПлюс» являются одними из источников справочного аппарата центров правового социального просвещения. Пользователям таких центров в электронной форме в сети Интернет доступны библиографические базы данных по вопросам государства и права других библиотек и информационных центров.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Российский статистический ежегодник — 2011 [Текст]: стат. сб. / Росстат. — М., 2011. — 793 с.

2. Рахаева, В.Т. Правовое регулирование инвестиционной деятельности в социально-культур-

ной сфере [Текст] / В.Т. Рахаева, А.С. Смирнов // Науч.-техн. вед. СПбГПУ. - 2009. - № 3 (79). -С. 228-231.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.