Научная статья на тему 'Необходимость повышения действенности государственного регулирования инвестиционной сферы'

Необходимость повышения действенности государственного регулирования инвестиционной сферы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
152
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лютиков Сергей Алексеевич

Possible state participation in the investment process can be provided not only with the fact that a state is the largest proprietor of the national wealth and takes charge of the considerable part of GDP and the property of the state enterprises, but also with the fact that it possesses many elements of the investment infrastructure, legal instruments and structures performing its functions as a proprietor.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The necessity of raising the effectiveness of state regulation in the investment sphere

Possible state participation in the investment process can be provided not only with the fact that a state is the largest proprietor of the national wealth and takes charge of the considerable part of GDP and the property of the state enterprises, but also with the fact that it possesses many elements of the investment infrastructure, legal instruments and structures performing its functions as a proprietor.

Текст научной работы на тему «Необходимость повышения действенности государственного регулирования инвестиционной сферы»

НЕОБХОДИМОСТЬ ПОВЫШЕНИЯ ДЕЙСТВЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ СФЕРЫ

С.А. Лютиков

Lyutikov S.A. The necessity of raising the effectiveness of state regulation in the investment sphere. Possible state participation in the investment process can be provided not only with the fact that a state is the largest proprietor of the national wealth and takes charge of the considerable part of GDP and the property of the state enterprises, but also with the fact that it possesses many elements of the investment infrastructure, legal instruments and structures performing its functions as a proprietor.

По вопросу о месте и роли государства в инвестиционном процессе в период перехода к рыночной экономике острые дискуссии продолжаются и сегодня. Сторонники рыночных подходов, апеллируя к опыту развитых стран, предлагают минимизировать роль государства в инвестиционной сфере. Эта точка зрения, навязанная авторами либеральных реформ, основывается на том, что государственное участие не может лучше обеспечить эффективное распределение инвестиционных ресурсов, чем рыночный механизм саморегулирования.

Но есть и другая позиция, согласно которой все беды исходят как раз от того, что государство «дезертировало» из сферы инвестирования и тем самым привело ее к нынешнему пассивному состоянию. Очевидно, что ни то, ни другое мнение нельзя отбрасывать механически.

Жизнь наглядно показала, что уход государства из инвестиционной сферы фактически расчистил дорогу анархии, рассогласованию инвестиционного процесса. Государство обязано было не оставлять инвестиционную сферу, а менять формы ее регулирования, опираясь на экономические методы.

С повышением уровня обобществления производства и его ориентации на социальное развитие активизация инвестиционного процесса все более зависит от его социальной базы, расширения круга экономических и правовых отношений, складывающихся в ходе образования, распределения и использования инвестиций. Многообразие видов и форм собственности в условиях рыночной экономики неизбежно порождает и многообразие самих инвестиционных отношений. Тесная взаимосвязь общеэкономических и инвестиционных процессов программирует болезненную реакцию экономики и общества

на любые проявления стихийности и нарушения равновесия на инвестиционном рынке.

Усложнение инвестиционной деятельности требует возрастания роли макроэкономического аспекта инвестиций, а следовательно, и макроэкономического механизма регулирования инвестиционного процесса.

В исследованиях проблем инвестиционной сферы зачастую игнорируется ее специфика для России, где формирование рыночных структур и институтов еще не завершено. При выработке теоретических решений и практических рекомендаций по активизации инвестиционной деятельности неправомерно без критического осмысления опираться на современные западные концепции, которые, как правило, основаны на анализе высокоразвитой экономики с относительно стабильными и законодательно сформированными условиями хозяйствования.

Проводимые в нашей стране рыночные реформы видоизменили структуру инвестиционного процесса: она переросла в разветвленную структуру участников этого процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой - позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам.

Кроме того, в целях наиболее эффективного развития государство должно стремиться к нейтрализации точек напряжения между различными субъектами инвестиционного процесса, оказывать поддержку и стимулировать наиболее незащищенных мелких инвесторов.

Состояние сегодняшней инвестиционной сферы России таково, что даже при самых благоприятных макроэкономических условиях и рыночной среде без активной государст-

венной инвестиционной политики никакой прорыв ни в технологической, ни в структурной перестройке невозможен, без чего нельзя обеспечить устойчивый экономический рост. Наше убеждение основывается на обобщении опыта государственного регулирования инвестиционного процесса в развитых странах.

Уже начиная с Дж. Кейнса, необходимость макроэкономического подхода к анализу инвестиционного процесса ни у кого не вызывает сомнения. Различия во взглядах заключаются лишь в оценке масштабов, качестве, формах и инструментах макроэкономического регулирования инвестиционной деятельности. Даже в условиях макроэкономической стабильности, устойчивого социально-экономического развития страны, неуклонного возрастания благополучия всех граждан не ослабевает необходимость в государственном регулировании инвестиционной сферы. Более того, приобретает остроту проблема оптимизации, рационального сочетания рыночного и государственного регулирования инвестиционного процесса.

Но еще более настоятельной эта проблема становится в условиях глубоких ошибок, допущенных реформаторами в процессе рыночных преобразований российской экономики. Острый инвестиционный дефицит, незавершенность структурных преобразований и реструктуризации предприятий, «размытость прав» собственности и неясность в полномочиях работников приватизированных предприятий - все это и многое другое не может быть решено без возрастания роли государства в регулировании инвестиционной сферы.

Аргументация же, к которой прибегают либеральные экономисты, сводится к тому, что любое вторжение государства в инвестиционную сферу ведет к подрыву эффективности ее функционирования. На наш взгляд, данные аргументы несостоятельны и не имеют научного обоснования. Сегодня совершенно очевидно, что только государство способно обеспечить общие условия общественного воспроизводства и регулирования макроэкономических пропорций. По справедливому замечанию Кеннета Эрроу, в экономике существует множество ситуаций, когда рынок желательно заменить общественным процессом принятия решений. Одной из

таких ситуаций как раз и является состояние инвестиционной сферы.

Методы государственного воздействия на процесс обновления капитала, применяемые в свое время в плановой экономике, в настоящее время использованы быть не могут. Вместе с тем рыночные рычаги, которые понуждают владельцев капитала самим осуществлять его обновление и расширение в условиях становления рыночных отношений, в необходимой мере не срабатывают. В целях активизации инвестиционной деятельности требуется поиск новых инструментов и методов воздействия государства на хозяйствующие субъекты.

Сегодня структура инвестиций представляет собой затраты в средства производства многих экономических субъектов различных форм собственности, а именно: государственных, муниципальных, кооперативных предприятий, которыми могут быть отечественные и иностранные фирмы. Наряду с бюджетными государственными капиталовложениями, вложениями министерств и ведомств, выделяются: собственные инвестиционные ресурсы предприятий; в кооперативной группе - инвестиции предприятий производственной и потребительской кооперации; инвестиции муниципальных предприятий и организаций, банков, бирж и торговых домов. В инвестиционном процессе принимает участие и население. При такой разнообразной структуре инвестиций нельзя полагаться только на рыночную свободу. Инвестирование не может оставаться объектом деятельности только отдельных хозяйствующих субъектов. Оно носит во многом макроэкономический характер, и участие государства в инвестиционной деятельности не только возможно, но и необходимо, по крайне мере, в условиях переходной экономики.

Как правило, государству принадлежит немалая часть национального богатства и, в первую очередь, многие элементы инфраструктуры. Независимо от модели рыночной экономики значительных масштабов достигает государственный сектор экономики. Все это дает основание говорить о необходимости государства непосредственно участвовать в инвестиционной деятельности.

В рыночной экономике роль государства как непосредственного инвестора сохраняется, в основном, для базовых жизнеобеспечи-

вающих производств и социальной сферы, непривлекательных для частного инвестора. Значение государственного инвестирования возрастает не столько с точки зрения объема централизованных источников, сколько с позиций государственных гарантий, страхования и ориентира для частных инвесторов. В российских условиях, где рыночная инфраструктура еще не готова работать по законам саморегулирования, возрастание государственного участия в инвестиционном процессе становится важнейшим фактором преодоления инвестиционного дефицита. Это предполагает проведение активной государственной политики по оживлению инвестиционных механизмов деятельности предприятий, поддержке конкурентоспособных отечественных производств, в первую очередь инновационных, высокотехнологичных, имеющих конкурентные преимущества на мировом рынке.

В основе активизации инвестиционной роли государства при переходе к рыночной модели инвестирования лежит усиление экономического регулирования инвестиционного процесса, содействие развитию его инфраструктуры и экономической среды, стимулирующей рост инвестиций.

Производственная и товарно-финансовая сферы выполняют взаимодополняющие функции в воспроизводственном процессе. Без их оптимизации нельзя обеспечить реальные возможности для увеличения объема реальных инвестиций и активизации инвестиционного процесса. Решение этого круга вопросов предполагает целенаправленное государственное вмешательство как путем прямого участия государства в инвестиционном процессе, так и путем косвенного регулирования финансовых потоков. Государство с помощью инструментов экономического регулирования должно ориентировать хозяйствующие субъекты на рост инвестиционного спроса в будущем.

Реализация вывода кейнсианской школы о необходимости равенства в обществе сбережений и инвестиций позволяет при государственном регулировании инвестиционного процесса в большей степени задействовать инвестиционный потенциал населения, что одновременно способствует экономическому росту. Поэтому государство обязано всячески способствовать тому, чтобы сбережения населения использовались в инвестиционных

целях, хранились в организованных формах, а инвестиционный спрос смог затребовать имеющиеся сбережения населения. Рынок сам по себе не способен решать эту задачу. Он, напротив, зачастую способствует формированию виртуальной финансовой экономики, является катализатором макроэкономической и финансовой нестабильности. Усиление инвестиционной направленности финансового сектора предполагает выработку и осуществление мер по ограничению спекулятивных операций на фондовом и валютном рынках, доступа международного спекулятивного капитала и кардинальному повышению значения финансовой политики в регулировании финансовых потоков. Сделать это может только государство в лице его органов управления.

В условиях острой нехватки инвестиционных ресурсов фронтальное наращивание производственных мощностей по всем отраслям, ведущее к распылению ограниченного объема инвестиций и падению их капита-лоотдачи, является губительным для экономики и инвестиционного процесса. Решение такого рода задач обеспечивается государством путем строго избирательного стимулирования роста инвестиций, связанного, прежде всего, с реализацией проектов, с созданием необходимых элементов инвестиционной инфраструктуры, с совершенствованием организационно-правового механизма.

Государство, стимулируя экономический рост, должно способствовать формированию слоя эффективных товаропроизводителей. Но таких производителей рождает в конкурентной борьбе сам рынок. Однако естественный процесс становления рыночных хозяйствующих субъектов очень длительный. Поэтому государство пытается сократить переходный период и ускорить процесс формирования рыночных структур. Для этого оно проводит дифференцированную политику в отношении крупного, среднего и малого предпринимательства. Особое внимание уделяется поддержке среднего и малого бизнеса.

Драма российской «рыночной» экономики заключается в том, что она остановилась в состоянии неполного, неэффективного производства, неся огромные материальные потери и порождая сильное социальное напряжение. Поэтому на первый план выходят задачи создания благоприятных условий для

национального капитала, отработки механизмов его накопления и трансформации в реальные инвестиции, содействия реализации инвестиционных программ отечественного корпоративного капитала. Государство должно выполнять функции инвестора, стимулировать и поддерживать инвестиционную деятельность предпринимательства, использовать все инвестиционные ресурсы.

Государство, не подменяя предпринимательскую инициативу, создает условия для роста инвестиционной активности и экономического подъема на основе широкого освоения новых перспективных технологий на началах рыночной самоорганизации и конкуренции, при финансировании значительной части расходов на общезначимые мероприятия с большим социально-экономическим эффектом, прежде всего, расходов на научные исследования, образование, развитие информационной и транспортной инфраструктуры, стимулирование инновационной деятельности. На это должны ориентироваться формируемые государством рыночные институты, бюджетная политика, целевые программы, предоставляемые льготные кредиты, гарантии, субсидии и другие инструменты государственной поддержки.

Государственное участие в инвестиционном процессе в переходный период необходимо прежде всего потому, что требуется воздействие общества на формирование определенной структуры инвестиций для обеспечения отдачи инвестиционных ресурсов и соответствующих стимулов ее повышения. Наконец, требуются объективная оценка общественно-необходимых потребностей в инвестициях, обоснование рациональной нормы накопления, поиск новых нетрадиционных методов привлечения инвестиций.

По сути дела у государства нет другой альтернативы, кроме как прямо участвовать в процессе накопления общественного богатства. Только таким путем могут быть переломлены производственная рецессия и низкая инвестиционная активность. В результате будет достигнуто кардинальное смещение общественных предпочтений в пользу необходимости накопления производительного капитала, и на этой основе обеспечен устойчивый экономический рост.

Конечно, активное, хотя и структурноизбирательное участие государства в инве-

стиционном процессе в полной мере несовместимо с принципами «чистой» рыночной демократии. Но такого рода инвестиционная политика не противоречит интересам рыночных инвесторов, т. к. она должна быть направлена на преодоление последствий прежних внерыночных деформаций рынка капитала. И в отношении последующей перспективы должны будут проявляться все преимущества рыночных результатов инвестиционного процесса, главная из которых - высокая эффективность инвестиций.

Нынешняя концепция вытеснения государства из инвестиционной сферы, уменьшения его функций и ослабления регулирующей роли как генератора инвестиционной деятельности не соответствует мировым тенденциям и не отвечает российским реалиям.

Представляется, что в современных условиях государство должно выступать организатором и главным инвестором, преследуя при этом цели развития финансового и материального богатства, производственного потенциала страны. Необходима кропотливая работа Правительства, направленная на его активное включение в инвестиционный процесс. Отказываться от организации данного процесса - значит не понимать сути макроэкономических условий инвестирования.

В последние годы произошло заметное расширение спектра государственной активности, что явилось реакцией системы на социально-экономические, технологические и политические реалии времени. Правительство и ЦБ РФ предприняли немало усилий по расширению рамок своего участия в инвестиционной деятельности. Однако эти меры не дали существенных результатов. Главной причиной провала всех целевых установок на активизацию инвестиционной деятельности является следующее.

Правительство и федеральные министерства неадекватно оценивают характер экономических процессов, не учитывают особенностей экономики России. Поэтому стандартные установки макроэкономической политики по стимулированию создания благоприятного инвестиционного климата и включения механизма устойчивых мотиваций к долговременному вложению средств не достигают цели. Правительственная программа в части регулирования инвестиционного процесса в основном акцентирует вни-

мание на необходимости снижения инфляции, процента за кредит. При этом предполагается, что это автоматически повлечет за собой активизацию инвестиционного процесса. Однако снижение инфляции, вопреки постулатам монетаризма, не привело к оживлению инвестиционной активности.

Сегодняшнее состояние экономики требует формирования активной бюджетнофискальной системы, направленной на поддержание определенного уровня государственных расходов, которые по мере необходимости обеспечивали бы нормальный рост личного потребления и инвестиций, когда эти расходы в целом недостаточны, и, наоборот, создавали бы ограничительные барьеры в случае их «чрезмерности».

Неустойчивость инвестиционного процесса и его важность в обеспечении экономического роста принуждают государство оказывать ему содействие. Государственное участие в инвестиционной деятельности необходимо во избежание инвестиционного кризиса, который неизбежно является следствием анархичной конкуренции и «попустительства» со стороны властей во имя теоретического либерализма. Оно является реакцией на стихийные процессы в инвестиционной сфере и необходимо для ее нормализации.

Экономические задачи государства в инвестиционной деятельности довольно многообразны и сложны. Центральным вопросом является разработка научно-обоснованной инвестиционной политики с четким определением целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию. Возникает также необходимость в значительных инвестициях в малорентабельные или нерентабельные, с точки зрения частного капитала, предприятия, но необходимые для продолжения воспроизводства в национальном

масштабе. Государство своим участием в инвестиционном процессе ставит целью создание такой системы условий и форм, которая ориентирует на выбор наиболее эффективных вариантов использования имеющихся инвестиционных ресурсов, на установление правил и норм функционирования рынка капиталов.

Важно при этом учитывать, что государственное участие в инвестиционной деятельности влечет за собой определенные расходы государства и органов различного уровня управления. Поэтому оно должно быть тщательно соразмерено с ожидаемыми результатами и периодически подвергаться пересмотру для подтверждения его целесообразности и масштабности.

Реальность и возможность участия государства в инвестиционном процессе обеспечивается не только тем, что государство является крупнейшим собственником национального богатства и распоряжается значительной частью ВВП и имуществом государственных предприятий, но и тем, что в его руках сосредоточены многие элементы инвестиционной инфраструктуры, правовые рычаги и структуры, реализующие его функцию собственника.

Для общей экономики в целом оптимальное сочетание рынка и государства неоспоримо. Обе стороны - рынок и государство - очень существенны. Крылатое выражение П. Самуэльсона «управлять экономикой в отсутствие того или другого все равно, что аплодировать одной рукой» - вполне применимо и для функционирования инвестиционной сферы [1].

1. Экономические науки. 1990. № 1. С. 111. Поступила в редакцию 25.06.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.