Научная статья на тему 'НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ'

НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / MEANS OF PHYSICAL CULTURE / RESPONSIBILITY FOR A HEALTHY LIFESTYLE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Литвина Г.А., Кульчицкий В.Е., Литвина Е.В., Вартанова Я.А.

В статье представлены теоретические сведения об ответственности использования средств физической культуры в формировании здорового образа жизни, подкрепленные теоретическими и практическими исследованиями разных авторов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACCOUNTABILITY FOR A HEALTHY LIFESTYLE

The article presents theoretical information about the responsibility of the use of physical culture in the formation of a healthy lifestyle, supported by theoretical and practical research of different authors.

Текст научной работы на тему «НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»

УДК 378.1

Литвина Г. А.- канд. пед. наук доцент кафедры физической культуры ГБОУВО «Ставропольский государственный

педагогический институт»; Россия, Ставрополь Кульчицкий В. Е. - канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры, ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт»; Россия, Ставрополь Литвина Е. В. преподаватель СПКУ Россия, Ставрополь Вартанова Я. А. аспирант 3 курса аспирантуры ГБОУ ВО «Ставропольский государственный

педагогический институт» старший преподаватель кафедры физической культуры Ставропольского медицинского университета,

Россия, Ставрополь НЕОБХОДИМОСТЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ

ЖИЗНИ

Аннотация: В статье представлены теоретические сведения об ответственности использования средств физической культуры в формировании здорового образа жизни, подкрепленные теоретическими и практическими исследованиями разных авторов.

Ключевые слова: Средства физической культуры, ответственность за здоровый образ жизни.

G. A. Litvina, V. E Kulchytskyi, E. V Litvina, Vartanova Y.A., SEI IN Stavropol State pedagogical Institute,

Russia, Stavropol ACCOUNTABILITY FOR A HEALTHY LIFESTYLE Abstract: The article presents theoretical information about the responsibility of the use ofphysical culture in the formation of a healthy lifestyle, supported by theoretical and practical research of different authors.

Key words: Means ofphysical culture, responsibility for a healthy lifestyle В условиях нынешнего образования проблема воспитания культуры здорового образа жизни является достаточно актуальной. Обусловливает ее остроту снижение уровня ответственности современного человека за соблюдение здорового образа жизни. В наше время люди редко заботятся о

собственном здоровье, предпочитая мерам профилактики и укрепления процедуры, которые подрывают физическое и психоэмоциональное состояние. Нарушения в работе организма могут быть вызваны спектром различных факторов, и чаще всего причиной их пагубного воздействия является сам человек. Наличие вредных привычек, подталкивающее человека к удовлетворению потребностей, понижающих активность и отягощающих общее состояние здоровья, является ведущей причиной, по которой ответственность современных людей за сознательное регулирование своего образа жизни интенсивно снижается. Проблема ответственности за здоровый образ жизни в наше время действительно злободневна и в сфере образования предпринимаются активные попытки ослабить ее воздействие на подрастающее поколение.

Известно, что здоровый образ жизни - это такой образ жизни, который основывается на отказе от вредных привычек и угрожающих здоровью потребностей, от которых подчас достаточно сложно отойти даже в условиях сознательного подхода к борьбе с негативным влиянием. Именно поэтому возникает необходимость в постановке вопроса об ответственности за здоровый образ жизни, его соблюдение и активную пропаганду. Рациональная организация своей жизнедеятельности как залог здорового образа жизни является обязанностью применительно к себе каждого человека и должна осуществляться целенаправленно и регулярно [1, с. 120].

Ответственность за здоровый образ жизни является необходимостью не только со стороны конкретного человека, но также со стороны социума, государства и всей мировой общественности, поскольку каждый из элементов оказывает свое индивидуальное воздействие на здоровье отдельных людей, народов и даже человечества. Здоровье выступает одной из непреходящих человеческих ценностей, поэтому требует к себе такого бережного отношения. Во многом именно от того, насколько человек внимателен к собственному здоровью зависит его оптимальное состояние, не требующее медикаментозного и терапевтического воздействия. Если говорить проще, здоровый образ жизни - это такой образ жизни, который базируется на принципах нравственности, имеет рациональную организацию, активен, основан на трудовой деятельности и, в то же время, защищен от неблагоприятного воздействия окружающей среды, позволяет до глубокой старости сохранять психическое и физическое здоровье[3, с. 20]. Процесс соблюдения здорового образа жизни не требует от человека выполнения действий, которые не являются для него посильными. Придерживаться принципов нравственного поведения учат каждого из нас с самого раннего возраста, достаточно не переступать границу морали, чтобы оставаться здоровым человеком в этическом плане. Рациональная организация собственного быта, к которой приучают детей в условиях дошкольного образования и дома, позволяет обеспечить контроль за выполнением личных дел и сторонних поручений, достичь высокого уровня собранности и концентрации. Активность дисциплинирует дух и развивает

волю, вырабатывает стойкость к стрессовым ситуациям и условиям высокого физического напряжения. Труд тоже дисциплинирует человека, формирует характер, способствует интенсивному функционированию психологических и физиологических центров, оказывает влияние на интеллектуальное и физическое становление. Здоровый человек не может подвергаться экологически пагубному воздействию, наличие экологических факторов, способствующих ухудшению здоровья, автоматически делает людей нездоровыми, неспособными нести ответственность за здоровый образ жизни. В комплексе каждый из перечисленных аспектов позволяет достичь такого уровня здоровья, который ассоциируется с благополучным полноценным существованием на протяжении долгих лет жизни.

Полноценная жизнь человека немыслима без достаточно хорошего здоровья. Человек действительно не способен во всей широте своих способностей созидать и преодолевать задачи, связанные с трудовой деятельностью или бытом, если он не здоров. Таким образом, здоровье является фундаментом жизнеспособности человека, позволяет ему активно взаимодействовать с окружающими, реализовывать себя в творческой и профессиональной сферах, личностно расти.

Каждому присуще желание оставаться сильным, энергичным и бодрым в течение продолжительного времени, но далеко немногие дают себе отчёт в том, что поддержание такого состояния организма требует серьёзных усилий над собой. Немногие дают себе отчет в том, что соблюдение здорового образа жизни выступает залогом активной самореализации и социализации [2, с. 73].

На сегодняшний день формирование здорового образа жизни и представлений о нем является приоритетным направлением в работе образовательных организаций. Подобная заинтересованность в проблеме выработки здорового поведения у подрастающего поколения говорит о том, что степень заботы государства, проявляющаяся в грамотной социальной политике по отношению к детям, очень высока.

Саму проблему формирования культуры здорового образа жизни следует относить к фундаментальным, сопровождающим человека на протяжении его эволюции. В наше время вопрос сохранения здоровья является не столько информационно-профилактическим, сколько педагогическим. Обосновано это прежде всего тем, что возникает необходимость в эффективном осуществлении организации воспитательного и учебного процессов с опорой на санитарно-гигиенические, социально-медицинские, психофизиологические и другие факторы.

Роль современного педагога состоит в том, чтобы создать условия для осознания ребенком ответственности за собственный образ жизни, его интенсивное сохранение и укрепление. Соблюдение здорового образа жизни является первостепенной обязанностью человека наряду с остальными значимыми, выполняемыми регулярно и целенаправленно. Преимущества

такого образа жизни очевидны, поскольку он способствует высокой устойчивости людей в физическом и эмоциональном плане, оказывает воздействие на раскрытие личностного потенциала человека через организацию досуга, физического воспитания и трудовой деятельности. Поддержание здоровья является долгом индивида перед собой, обществом и человечеством. Значимость здорового образа жизни гораздо выше того уровня, который пропагандируется в наше время в сферах масс-медиа и информационных технологий.

Ответственность за здоровый образ жизни - это обязанность каждого человека, даже самого маленького. Неслучайно в вопросе формирования у детей культуры здорового образа жизни сегодня так заинтересованы образовательные инстанции, активно направляющие усилия на развитие элементарных представлений у ребенка о здоровье, здоровом образе жизни, его компонентах и принципах поддержания. Значимую роль в ходе становления у детей нацеленности на сознательное поддержание своего здоровья играют родители, поскольку выступают эталоном, поведение которого проецируют на себя. В силу этого ответственность за сохранение и поддержание своего здоровья должны нести, в первую очередь, родители, а ребенок, через действия ближайшего окружения по укреплению оптимального состояния организма, будут ориентироваться на взрослых и придерживаться аналогичной позиции [4, с. 24].

Таким образом, необходимость ответственности за здоровый образ жизни является критерием осознания человеком высокой значимости собственного здоровья. Неслучайно в условиях современного образования процессу формирования культуры здорового образа жизни детей отводят особое место. Роль становления ответственного отношения людей к соблюдению здорового образа жизни сегодня осознается, но не настолько весомо, чтобы была развернута активная пропаганда рациональной организации жизнедеятельности, а концепция такого образа жизни интенсивно внедрялась в человеческое сознание. Первостепенно сознательное сохранение и поддержание человеком здоровья в целях благоприятного и долгосрочного существования.

Использованные источники:

1.Мисюк, М. Н. Основы медицинских знаний и здорового образажизни: М. Н. Мисюк. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2015. - 499 с. - Серия: Бакалавр. Прикладной курс.

2.Гундаров, И.А., Полесский, В.А. Актуальные вопросы практической валеологии / И.А. Гундаров, В.А. Полесский // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб., 1993.

З.Зайцев, Н.К., Колбанов, В.В. Стратегия понимания здорового образа жизни у учителей // Валеология: Диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. Выпуск 3. - Владивосток: Дальнаука, 1996.

4.Колбанов, В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. -СПб.: ДЕАМ, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.