А. В. Губин
НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СИСТЕМЫ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ
Статья посвящена актуальной, в свете необходимости увеличения таможенных доходов, проблеме совершенствования системы тарифных преференций Евразийского экономического союза. Целесообразность данной системы в существующем виде вызывает определенные сомнения в части перечня государств - ее пользователей. Также требуется уточнение целей предоставления тарифных преференций странами Евразийского экономического союза, равно как и критериев их предоставления различным государствам и их объединениям.
Ключевые слова: тарифные преференции; развивающиеся страны; наименее развитые страны; уровень экономического развития.
Общая система тарифных преференций была рекомендована Конференцией ООН по торговле и развитию еще в 1968 г. [1].
Под преференциями (от лат. ргае£егге - предпочитать) понимаются особые (предпочтительные) льготы, предоставляемые одним государством другому на началах взаимности либо в одностороннем порядке без распространения на третьи страны [2].
Российская Федерация (РФ) предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС, Союз), международными договорами РФ.
Согласно ст. 36 Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» [3] под тарифной преференцией понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Россией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В статье 36 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 для товаров, происходящих из развивающихся стран и (или) наименее развитых стран, установлено следующее:
- в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из развивающихся стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются ставки ввозных таможенных пошлин в размере 75% от ставок ввозных таможенных пошлин Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза (ЕТТ ЕАЭС);
- в отношении ввозимых на таможенную территорию Союза преференциальных товаров, происходящих из наименее развитых стран - пользователей единой системы тарифных преференций Союза, применяются нулевые ставки ввозных таможенных пошлин ЕТТ ЕАЭС [4].
Решением Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества (высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 № 18 и Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 утверждены:
1) Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;
2) Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза;
3) Перечень товаров, происходящих и ввозимых из развивающихся и наименее развитых стран, при ввозе которых предоставляются тарифные преференции.
Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций РФ и иных государств - участников Таможенного союза на данный момент включает 104 страны [5]. В большинстве случаев это государства Азии, Африки и Латинской Америки. В этом списке есть и европейские государства: Албания, Македония, Хорватия, Черногория.
Однако наибольший интерес вызывает наличие в перечне каких стран, как, например, Катар, Китай и Республика Корея. Дело в том, что по экономическому развитию эти страны сложно назвать развивающимися.
Например, согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития валовой национальный доход на душу населения (ВНД) в Республике Корея в 2015 г. составил 27,45 тыс. долл. США [6], что является достаточно высоким значением. Более детальный анализ уровня ВНД на душу населения по методу Атласа и по паритету покупательной способности (ППС) показывает следующее: в перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза включен ряд государств, которые по уровню своего экономического развития превосходят все страны ЕАЭС (табл. 1).
Таблица 1
Сравнение отдельных развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, а также некоторых стран ЕАЭС по уровню ВНД на душу населения, измеренного по методу Атласа и ППС, в 2014 г.
№ п/п Страна ВНД на душу населения (по методу Атласа, тыс. долл. США) ВНД на душу населения (по ППС, тыс. долл. США) Уровень дохода (по классификации Всемирного банка)
1 Катар 92,20 134,42 Высокий
2 Сингапур 55,15 80,27 Высокий
3 Кувейт 52,06 79,85 Высокий
4 Бруней - 72,19 Высокий
5 Объединенные Арабские Эмираты 43,44 67,72 Высокий
6 Специальный административный район Китая Гонконг 38,52 56,57 Высокий
7 Саудовская Аравия - 51,32 Высокий
8 Бахрейн - 37,68 Высокий
9 Республика Корея 25,87 34,62 Высокий
10 Султанат Оман - 33,69 Высокий
11 Багамские острова 20,98 22,29 Высокий
12 Тринидад и Тобаго 20,07 31,97 Высокий
13 Уругвай 16,35 20,22 Высокий
14 Сент-Китс и Невис 14,92 22,6 Высокий
15 Чили 14,91 21,58 Высокий
16 Республика Сейшельские Острова 14,12 24,78 Высокий
Окончание таблицы 1
№ п/п Страна ВНД на душу населения (по методу Атласа, тыс. долл. США) ВНД на душу населения (по ППС, тыс. долл. США) Уровень дохода (по классификации Всемирного банка)
17 Антигуа и Барбуда 13,30 21,37 Высокий
18 Российская Федерация 13,22 24,71 Высокий
19 Хорватия 12,98 20,5 Высокий
20 Казахстан 11,85 21,71 Выше среднего
21 Малайзия 11,12 24,77 Выше среднего
22 Панама 11,13 19,93 Выше среднего
23 Турция 10,83 18,98 Выше среднего
24 Маврикий 9,63 18,15 Выше среднего
25 Венесуэла - 17,7 Высокий
26 Белоруссия 7,34 17,61 Выше среднего
Данные табл. 1 показывают, что перед Россией, самым развитым по показателю ВНД на душу населения государством ЕАЭС, находятся 13 стран, которым ЕАЭС предоставляет тарифные преференции как развивающимся. Перед Казахстаном таких стран уже 15, а перед Белоруссией - 20.
Что касается новых членов ЕАЭС, которые находятся в группе стран с доходом на душу населения ниже среднего, то в них ВНД на душу населения существенно меньше: в Армении - 8,45 тыс. долл. США, в Кыргызской Республике - 3,22 тыс. долл. США. Таким образом, ЕАЭС предоставляет тарифные преференции, в частности, Катару [7], не самой дружественной России стране. При этом ВНД на душу населения, рассчитанный по ППС, там выше, чем в России, в 5,4 раза; Казахстане - в 6,2 раза, Белоруссии - в 7,6 раза; Армении - в 15,9 раз; Кыргызстане -в 41,7 раза. Далее рассмотрим данные за 2015 г. (табл. 2).
Таблица 2
Сравнение отдельных развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, а также некоторых стран ЕАЭС по уровню ВНД на душу населения, измеренного по методу Атласа и ППС, в 2015 г.
№ п/п Страна ВНД на душу населения (по методу Атласа, тыс. долл. США) ВНД на душу населения (по ППС, тыс. долл. США) Уровень дохода (по классификации Всемирного банка)
1 Катар 85,43 140,72 Высокий
2 Сингапур 52,09 81,19 Высокий
3 Объединенные Арабские Эмираты 43,17 70,57 Высокий
4 Специальный административный район Китая Гонконг 41 57,65 Высокий
5 Кувейт 40,93 79,97 Высокий
6 Бруней - 72,19* Высокий
7 Республика Корея 27,44 34,7 Высокий
8 Саудовская Аравия 23,55 54,73 Высокий
9 Багамские острова 21,31 22,93 Высокий
10 Бахрейн 20,35 39,14 Высокий
11 Тринидад и Тобаго 18,6 29,63 Высокий
Окончание таблицы 2
№ п/п Страна ВНД на душу населения (по методу Атласа, тыс. долл. США) ВНД на душу населения (по ППС, тыс. долл. США) Уровень дохода (по классификации Всемирного банка)
12 Султанат Оман 16,92 37,34 Высокий
13 Уругвай 15,72 20,36 Высокий
14 Сент-Китс и Невис 15,56 23,7 Высокий
15 Барбадос 14,8 15,93
16 Республика Сейшельские Острова 14,76 25,76 Высокий
17 Чили 14,06 21,74 Высокий
18 Антигуа и Барбуда 13,39 22,22 Высокий
19 Хорватия 12,69 21,73 Высокий
20 Аргентина 12,46 19,97 Выше среднего
21 Панама 12,05 20,71 Выше среднего
22 Венесуэла 11,78 17,73 Выше среднего
23 Казахстан 11,58 24,26 Выше среднего
24 Российская Федерация 11,4 23,79 Выше среднего
25 Малайзия 10,57 26,14 Выше среднего
26 Турция 9,95 19,36 Выше среднего
27 Бразилия 9,85 15,02 Выше среднего
28 Мексика 9,71 17,15 Выше среднего
29 Маврикий 9,61 19,29 Выше среднего
30 Суринам 9,3 16,87 Выше среднего
31 Габон 9,21 18,81 Выше среднего
32 Гренада 8,43 12,52 Выше среднего
33 Ливан 7,93 14,12 Выше среднего
34 Китай 7,82 14,16 Выше среднего
35 Сент-Люсия 7,39 10,82 Выше среднего
36 Республика Черногория 7,24 15,89 Выше среднего
37 Колумбия 7,13 13,52 Выше среднего
38 Доминика 6,13 13,57 Выше среднего
39 Мальдивская Республика 6,67 11,31 Выше среднего
40 Сент-Винсент и Гренадины 6,56 17,14 Выше среднего
41 Иран 6,55 17,4 Выше среднего
42 Ботсвана 6,51 15,6 Выше среднего
43 Белоруссия 6,46 16,84 Выше среднего
* - имеются данные только за 2014 г. по ППС на душу населения.
В настоящее время ситуация несколько изменилась. Так, Россия по уровню ВНД на душу населения уступила Казахстану и перешла из разряда стран с высоким уровнем дохода в группу стран с доходом выше среднего. Белоруссия по этому показателю значительно опустилась относительно других стран.
Далее рассмотрим перечень наименее развитых стран, которые могут претендовать на преференции в виде освобождения от таможенных пошлин. Для удобства сравнения возьмем данные сразу за два года только по методу Атласа (табл. 3).
Таблица 3
Сравнение отдельных наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза, а также некоторых стран ЕАЭС по уровню ВНД на душу населения, измеренного по методу Атласа, в 2014-2015 гг.
№ п/п Страна ВНД на душу населения (тыс. долл. США)
2014 г. 2015 г.
1 Армения 4,02 3,88
2 Бангладеш 3,33 1,19
3 Белоруссия 7,34 6,46
4 Бутан 2,37 2,38
5 Демократическая Республика Восточный Тимор 2,68 2,18
6 Демократическая Республика Конго 2,72 0,41
7 Замбия 1,68 1,49
8 Йеменская Республика 3,65 1,14
9 Кыргызская Республика 1,25 1,17
10 Мавритания 1,27 1,37
11 Республика Кирибати 3,34 3,39
12 Судан 1,71 1,92
13 Тувалу 5,72 6,23
14 Экваториальная Гвинея 10,21 7,79
Данные табл. 3 показывают, что в 2014 г. отдельные наименее развитые страны превосходили по уровню ВНД на душу населения государства ЕАЭС. Например, по данному показателю Экваториальная Гвинея опережает Белоруссию и Армению, а перед Кыргызстаном находятся еще девять наименее развитых стран. В 2015 г. положение существенно не изменилось.
Согласно п. 4 Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза [8] в перечень развивающихся стран включаются страны, не классифицируемые Всемирным банком как страны с доходом выше среднего, а также с высоким уровнем дохода. Если посмотреть данные табл. 1 и 2, то все перечисленные в них развивающиеся страны не соответствуют данному критерию.
В соответствии с п. 5 страна, не классифицируемая Всемирным банком как страна с доходом выше среднего, а также с высоким уровнем дохода, может быть не включена в перечень развивающихся стран либо исключена из него в следующих случаях:
а) достижение страной уровня дохода, определяемого в течение двух лет подряд Всемирным банком как доход выше среднего или высокий;
б) достижение страной доли в размере 1% и выше в объеме мирового экспорта по данным Всемирной торговой организации в течение двух лет подряд;
в) заключение страной с Союзом преференциального торгового соглашения, наличие такого соглашения на дату вступления в силу Решения Совета Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» или наличие преференциального
торгового соглашения, заключенного страной с государством - членом Союза (государствами - членами Союза) в соответствии с п. 1 ст. 102 Договора о Союзе;
г) включение страны в список наименее развитых стран ООН.
В перечень наименее развитых стран входят страны, включенные в список наименее развитых стран ООН [9]. Туда могут быть включены страны, которым в соответствии с резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН могут предоставляться тарифные преференции, аналогичные тем, которые действуют для стран, включенных в список наименее развитых стран ООН. В настоящий момент ЕАЭС таким образом предоставляет тарифные преференции Палестине.
Страна подлежит исключению из перечня наименее развитых стран в случае исключения ее из списка наименее развитых стран ООН, а также в случае отмены резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в соответствии с которой данной стране могут предоставляться тарифные преференции, аналогичные тем, которые действуют для стран, включенных в список наименее развитых стран ООН.
Согласно п. 14 применение тарифных преференций в отношении отдельных или всех товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, может быть временно приостановлено по решению ЕЭК при наличии одного или нескольких следующих оснований:
а) страна не принимает необходимые меры, включая меры законодательного и организационного характера, направленные на борьбу против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ (прекурсоров);
б) страна не принимает необходимые меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
в) страна не принимает необходимые меры по противодействию терроризму;
г) страна допускает недружественные действия по отношению к государству-члену или Союзу, под которыми понимается неоднократное нарушение экономических интересов государства-члена или Союза либо физических и (или) юридических лиц государств-членов, в том числе действия, которые необоснованно закрывают физическим и (или) юридическим лицам государств-членов доступ на рынок этой страны или иным образом необоснованно дискриминируют физических и (или) юридических лиц государств-членов;
д) страна допускает неоднократные нарушения положений, действующих в рамках Союза правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (в том числе в области определения происхождения товаров, выполнения требований и условий административного сотрудничества, документального подтверждения происхождения товаров), дающие основания полагать, что такая страна не в состоянии обеспечить их надлежащее применение в отношении экспортируемых товаров;
е) объем ввоза на таможенную территорию Союза товара, происходящего из развивающейся или наименее развитой страны (на уровне субпозиции единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС), включенного в перечень преференциальных товаров, превышающий в стоимостном или количественном исчислении 3% общего объема ввоза такого же товара на таможенную территорию Союза, увеличился в течение года более чем на 50%, результатом чего стало сокращение объемов производства аналогичных товаров производителями государств-членов и (или) сокращение их доли на внутреннем рынке Союза.
Подводя итог, следует признать, что единая система тарифных преференций ЕАЭС на сегодняшний день не всегда представляется последовательной и логичной. Страны Союза предоставляют тарифные преференции более экономически развитым государствам, а также государствам, которые зачастую проводят недружественную политику по отношению к РФ. На данные недостатки системы указывают и другие исследователи. По мнению С. А. Хапилина одним из наиболее существенных недостатков является недостаточная гибкость преференциальной системы в части учета национальных интересов. Стратегическим вектором развития преференциальных систем зарубежных стран является введение широкого спектра дополнительных ограничений для предоставления односторонних преференций, не связанных с факторами экономического развития [10].
Для России это важно, так как в настоящее время страна находится под действием санкций со стороны ряда государств. В ответ на них было запрещено либо ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию РФ отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению [11].
Интерес вызывает тот факт, что среди этих стран находятся Албания и Черногория, которые, в свою очередь, входят в перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций ЕАЭС [12]. Более того, Черногория претендует не на снижение ставки ввозной таможенной пошлины, а на режим беспошлинной торговли с РФ как правопреемница соглашения о свободной торговле между Российской Федерацией и Союзной Республикой Югославией. Также в перечне развивающихся стран есть член Европейского союза - Хорватия.
Таким образом, система тарифных преференций ЕАЭС нуждается в ряде изменений:
1. Необходимо исключить из перечня развивающихся стран государства, которые по факту таковыми уже не являются. В списке развивающихся стран, которым ЕАЭС предоставляет тарифные преференции, практически половина стран имеет высокий или выше среднего ВНД на душу населения. Это вступает в прямое противоречие с Положением об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза, согласно которому в перечень развивающихся стран должны включаться государства, не классифицируемые Всемирным банком как страны с доходом выше среднего, а также с высоким уровнем дохода.
2. Следует учитывать политико-экономические отношения и интересы взаимной торговли страны с РФ при пересмотре системы тарифных преференций. Например, следует исключить из перечня развивающихся стран Черногорию и Хорватию, которые применяют санкции по отношению к России. Странам, которые применяют дискриминационные меры в отношении государств - членов ЕАЭС, не должны предоставляться тарифные преференции.
3. Требуется также уточнить экономические параметры, по которым страна будет включаться в перечень государств, которым предоставляются тарифные преференции. Их определение потребует тщательного анализа причин и прогнозирования последствий предоставления тарифных преференций в отношении
каждого государства. Необходимо изучить состояние его внешнеполитических отношений со странами ЕАЭС, объемы и структуру внешнеторговых связей и, не в последнюю очередь, режим торговли, который данное государство предоставляет странам ЕАЭС.
4. Необходимо сделать механизм предоставления тарифных преференций более гибким. Например, в США ставки таможенных пошлин на товары из стран - пользователей тарифных преференций и на товары из стран, ввозящих товары на общих основаниях, могут различаться по способу взимания. Для стран, пользователей преференций в основном применяются адвалорные ставки, в то время как для других стран в большей мере используются ставки других видов [13].
5. Следует четко определить цели предоставления тарифных преференций. На наш взгляд, их может быть две: снижение взаимных торговых барьеров и предоставление помощи менее развитым странам. В первом случае тарифные преференции должны предоставляться, если государство обеспечивает соответствующий торговый режим товарам из ЕАЭС. Если этого не происходит, то не должно быть одностороннего снижения ставок. Во втором случае надо быть уверенным, что государство действительно нуждается в экономической помощи.
Выполнение данных мероприятий позволит сделать систему тарифных преференций соответствующей как внешнеполитическим, так и экономическим интересам стран ЕАЭС.
Использованные источники
1. Сафоненков П. Н. Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 мая 1993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (постатейный). М.: Деловой двор, 2015 [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
2. Комментарий (постатейный) к Закону РФ «О таможенном тарифе» / под ред. А. Н. Козы-рина [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
3. Закон РФ от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 05.04.2016) «О таможенном тарифе» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (подписан в г. Астане 29.05.2014, ред. от 10.10.2014, с изм. от 08.05.2015) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
5. Перечень развивающихся стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (утв. Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, ред. от 29.08.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
6. Country statistical profile: Korea OECD. (2015), Country statistical profiles: Key tables from OECD [Электронный ресурс]. URL: http://dx.doi.org/10.1787/csp-kor-table-2015-2-en.
7. World Development Indicators: Size of the economy [Электронный ресурс]. URL: http://wdi. worldbank.org/table/1.1#.
8. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 06.04.2016 № 47 «Об утверждении Положения об условиях и порядке применения единой системы тарифных преференций Евразийского экономического союза» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».
9. Список наименее развитых стран ООН (май 2016 г.) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.un.org/en/development/desa/policy/cdp/ldc/ldc_list.pdf.
10. Хапилин С. А. Преференциальная система Евразийского экономического союза: модерниза-ционный потенциал // Вестник Ростовского государственного экономического университета (РИНХ). 2015. № 1 (49). С. 195.
11. Указ Президента РФ от 06.08.2014 № 560 (с изм. от 29.06.2016) «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
12. Перечень наименее развитых стран - пользователей системы тарифных преференций Таможенного союза (утв. Решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 № 18, Решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130, ред. от 29.08.2016) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».
13. Новиков В. Е., Крайнова М. В., Круглова О. В., Чернышевская Е. А. Теоретические и методологические основы формирования таможенного тарифа. М.: РИО Российской таможенной академии, 2015.