Научная статья на тему 'Необходимость интеграции системы образования субъектов РФ в их социальноэкономическое развитие'

Необходимость интеграции системы образования субъектов РФ в их социальноэкономическое развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОРИЕНТАЦИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕГИОНА / QUALITY OF PROFESSIONAL EDUCATION / PROFESSIONAL ORIENTATION / REGIONAL LABOUR MARKET / REGIONAL MARKET OF EDUCATIONAL SERVICES / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT OF REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончарова Н.А., Гончарова М.А.

Статья раскрывает необходимость интеграции системы образования субъектов РФ в их социально-экономическое развитие как механизм решения более масштабной задачи национальной экономики повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест. Особое внимание авторы уделяют вопросам качества профессионального образования, организации профессиональной ориентации на региональном уровне, проблемам регионального рынка труда и регионального рынка образовательных услуг. Авторы приходят к выводу, что в современных рыночных условиях следует приступить к формированию национальной системы профессиональной ориентации, что позволит реально интегрировать систему образования российских регионов в их социально-экономическое развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NECESSITY OF INTEGRATION OF THE EDUCATION SYSTEM OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THEIR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

The article opens necessity of integration of an education system of the subjects of the Russian Federation for their social and economic development as the mechanism of the decision of more a major problem of national economy increase of labour productivity and creation of high-effi ciency workplaces. The authors give special attention to questions of quality of professional orientation, the organization of professional orientation at a regional level, to problems of a regional labour market and the regional market of educational services. The authors come to a conclusion, that in modern market conditions it is necessary to start formation of national system of professional orientation that will allow to integrate an education system of the Russian regions into their social and economic development really.

Текст научной работы на тему «Необходимость интеграции системы образования субъектов РФ в их социальноэкономическое развитие»

УДК 330.341.42 Н.А. ГОНЧАРОВА

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра общих математических дисциплин, Орловский государственный университет E-mail: n.a.goncharowa@yandex.ru М.А. ГОНЧАРОВА

кандидат экономических наук, доцент, кафедра менеджмента и государственного управления, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Орловский филиал)

UDC 330.341.42

N.A. GONCHAROVA

Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Department of Mathematical Disciplines, Orel State University E-mail: n.a.goncharowa@yandex.ru M.A. GONCHAROVA Candidate of Economics, Associate Professor, Department of Management and Public Administration, Russian academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Orel

Branch)

НЕОБХОДИМОСТЬ ИНТЕГРАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ СУБЪЕКТОВ РФ В ИХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

NECESSITY OF INTEGRATION OF THE EDUCATION SYSTEM OF SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THEIR SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT

Статья раскрывает необходимость интеграции системы образования субъектов РФ в их социально-экономическое развитие как механизм решения более масштабной задачи национальной экономики - повышения производительности труда и создания высокопроизводительных рабочих мест. Особое внимание авторы уделяют вопросам качества профессионального образования, организации профессиональной ориентации на региональном уровне, проблемам регионального рынка труда и регионального рынка образовательных услуг. Авторы приходят к выводу, что в современных рыночных условиях следует приступить к формированию национальной системы профессиональной ориентации, что позволит реально интегрировать систему образования российских регионов в их социально-экономическое развитие.

Ключевые слова: качество профессионального образования, профессиональная ориентация, региональный рынок труда, региональный рынок образовательных услуг, социально-экономическое развитие региона.

The article opens necessity of integration of an education system of the subjects of the Russian Federation for their social and economic development as the mechanism of the decision of more a major problem of national economy -increase of labour productivity and creation of high-efficiency workplaces. The authors give special attention to questions of quality of professional orientation, the organization of professional orientation at a regional level, to problems of a regional labour market and the regional market of educational services. The authors come to a conclusion, that in modern market conditions it is necessary to start formation of national system of professional orientation that will allow to integrate an education system of the Russian regions into their social and economic development really.

Keywords: Quality of professional education, professional orientation, regional labour market, the regional market of educational services, social and economic development of region.

Вызовы современности актуализировали для нашей страны комплексную проблему - повышение производительности труда и создание новых высокопроизводительных рабочих мест. Решение этой проблемы неразрывно связано с необходимостью интеграции системы образования субъектов РФ в их социально-экономическое развитие. Ведь диверсификация национальной экономики, ее переход на инновационный путь развития, импортозамещение, развитие промышленного потенциала, вопросы технологической модернизации объективно требуют качественно новой подготовки специалистов. Качество полученного профессионального образования дает мультипликативный эффект и отражается не только в результатах индивидуальной трудовой деятельности человека, но и в соответствующих

показателях функционирования и развития организаций, отраслей, муниципальных образований, регионов, национальной экономики в целом. В связи с чем необходимо обеспечить спрос со стороны национальной экономики в целом (идея создания высокопроизводительных рабочих мест), в т.ч. бизнеса на высококлассных специалистов, обеспечивать возможности для расширенного воспроизводства человеческого капитала как основы сбалансированного развития рынка труда и рынка образовательных услуг.

Задача создания к 2018 году 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест была поставлена президентом нашей страны (в мае 2012 г. был принят Указ Президента «О долгосрочной государственной экономической политике») и определена в программе «Деловой России»

© Н.А. Гончарова, М.А. Гончарова © N.A. Goncharova, M.A.Goncharova

- «Новая индустриализация».

В контексте рассматриваемой проблемы вызывает интерес рассмотрение результатов исследования состояния производительности труда в России по отраслям и регионам, проведенное аналитическим центром «Деловой России» совместно с рейтинговым агентством «Эксперт РА» [5]. Согласно проведенным расчетам в 2013 г. в российской экономике насчитывалось 18,1 млн. высокопроизводительных рабочих мест. Оценка предельной производительности труда по некоторым отраслям показала следующее (табл.1).

В отраслевом разрезе лидерами по наличию высокопроизводительных рабочих мест являются:

- обрабатывающие производства (21%);

- оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (16%);

- финансовая деятельность (10%).

Отрасли с наибольшей долей высокопроизводительных рабочих мест в общем числе созданных рабочих мест это:

- производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака (более 70%);

- химическое производство (более 70%);

- производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (более 50%);

- производство транспортных средств и оборудования (менее 40%);

- производство резиновых и пластмассовых изделий (менее 40%);

- обработка древесины и производство изделий из дерева (более 20%).

Исходя из полученных данных, делается вывод, что перерабатывающая промышленность должна способствовать повышению эффективности российской экономики.

В региональном разрезе по доле высокопроизводительных рабочих мест в общем числе рабочих мест в экономике региона (в рейтинг вошли субъекты РФ со среднегодовым числом занятых менее 1 млн.чел.) 1-е место принадлежит Чукотскому автономному округу (доля высокопроизводительных рабочих мест составила 43,2%). На втором месте находится Магаданская область с долей в 34,9%; на третьем - Ленинградская область с долей в 31%. Из регионов ЦФО лучшей была Белгородская область - соответственно 30,9%, 4-е место в рейтинге (для сравнения, Орловская область заняла 37 место, ее доля составила 17%) [5, С.35].

В то же время в субъектах РФ наблюдается ситуация кадрового голода, который испытывают региональные экономики, что выражается в фактическом дефиците квалифицированных аграриев, врачей, инженеров, учителей и др. специалистов при том, что их подготовка, в т.ч. на бюджетной основе, осуществляется в вузах, находящихся на территории тех же субъектов РФ. Для России нехватка кадров требуемой квалификации оценивается бизнес-сообществами как существенный ограничительный фактор функционирования и развития организаций, реализации инновационных проектов. Наибольший дефицит в кадрах компании отмечают по двум профессиональным группам: специалисты высшей квалификации и квалифицированные рабочие. На регулируемом сегменте рынка труда число вакантных рабочих мест по инженерно-техническим професси-

Таблица 1.

Предельная производительность труда по некоторым отраслям (млн. руб. на 1 работника)

№ п/п Наименование видов экономической деятельности Для организаций, применяющих общий режим налогообложения Для организаций, применяющих специальные режимы налогообложения

1 Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 0,19 0,38

2 Рыболовство, рыбоводство 0,46 1,09

3 Добыча полезных ископаемых 0,98 0,62

4 Обрабатывающие производства 0,54 0,5

5 Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 0,43 0,34

6 Строительство 0,53 0,64

7 Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 1,34 0,66

8 Гостиницы и рестораны 0,45 0,41

9 Транспорт и связь 0,51 0,45

10 Финансовая деятельность 2,82 0,82

11 Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 1,41 0,57

12 Государственное управление и обеспечение военной безопасности 0,23 0,21

13 Образование 0,19 0,19

14 Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,18 0,39

15 Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 0,28 0,3

ям, заявленных работодателями в службу занятости в 2013 г., по сравнению с 2011 г. выросло более, чем в 1,5 раза (с 30,2 тыс. до 45,4 тыс.единиц), при этом более 70% вакантных рабочих мест, заявляемых работодателями, предназначены для замещения квалифицированных рабочих технических профессий [3, С.6].

Сегодня как никогда важно начать процесс формирования долгосрочного, среднесрочного и краткосрочного прогнозирования на региональном рынке труда. Это позволит региональным вузам осуществлять более целенаправленную подготовку востребованных региональной экономикой специалистов. В немалой степени этому будет способствовать изменение стереотипа и практики единоличного формирования заказа на профессиональное образование только одним субъектом - государством. Мы разделяем точку зрения, согласно которой в заказе на профессиональное образование должно участвовать три стороны - государство, работодатель и сам человек (потребитель образовательной услуги - прим. авт.) [4, С.68]. Это, в свою очередь, должно найти отражение, не только декларативно, в стратегических приоритетах социально-экономического развития региона [2].

Подготовка специалистов должна отвечать потребностям регионального рынка труда. Абитуриенты, студенты и выпускники вузов, региональные органы власти и управления, работодатели, вузы должны иметь информацию о текущем состоянии регионального рынка труда, тенденциях его изменения. Это позволит одним осуществлять более целенаправленно подготовку конкурентоспособных специалистов для нужд региональной экономики, другим более ответственно относиться к проблеме своего профессионального выбора и стать конкурентоспособными специалистами на региональном рынке труда (и не только), третьим качественно и эффективно реализовывать проекты социально-экономического развития региона, четвертым получить квалифицированные кадры.

Пока проблемы пытаются решить в рамках т.н. корпоративного образования. Так, в настоящее же время 60% российских работодателей считают квалификацию своих сотрудников критически недостаточной. Практически все крупнейшие компании и самые богатые бизнесмены в России вкладывают в образование -либо своих сотрудников, либо студентов, которые могут пойти к ним работать, либо тех и других. Они поддерживают кафедры в Физтехе, МГУ, Высшей школе экономики, десятках других вузов, проводят тренинги для своих сотрудников, иногда даже строят собственные корпоративные университеты (так, в числе российских компаний, имеющих корпоративные университеты, Сбербанк и «Евросеть», «Мечел» и «Сибур», МТС и «Росатом»). Однако достоверных данных о масштабе и особенностях российского рынка корпоративного образования нет даже у самих его участников [1, С.27-28]. Более того, трудно оценить насколько эффективным и результативным является такое решение проблемы в современных рыночных условиях.

Следует также обратить внимание на тот факт, что у многих студентов (выпускников) уже сложилось достаточно устойчивое мнение, согласно которому единственным виноватым в их невостребованности на региональном рынке труда является вуз, в котором они учились, иногда - ошибочно выбранное направление подготовки. Так, молодой специалист, приступив к работе, ловит себя на мысли о впустую потраченном (и часто оплаченном им самим, его семьей) времени на учебу: многое оказывается ненужным, а что действительно необходимо - тому в вузе не научили (это достаточно распространенный стереотип, но, в защиту, следует честно ответить на вопрос - не научили или не захотел научиться?). «Ошибка выбора» может решаться студентом в пространстве и времени по-разному, в том числе получением параллельно с первым второго образования, обучением по нескольким магистерским программам. Однако работодатели часто недовольны низким качеством подготовки кадров. Средний срок доучивания специалистов из лучших вузов нашей страны, согласно данным Mail.ru, составляет год [4, С.68]. Выходом из сложившейся ситуации должно стать: формирование системы требований со стороны работодателей, что должно отражаться, прежде всего, в согласованных образовательных и профессиональных стандартах; налаживании их результативного взаимодействия с региональными вузами. Одной из эффективных форм взаимодействия вуза с работодателями является подготовка специалиста на основе трехстороннего договора (вуз - предприятие - студент) по целевым индивидуальным образовательным программам. Кроме того, инициатива по разработке и экспертизе ООП, «придумыванию» и открытию «привлекательных» профилей, решению ряда вопросов учебного процесса (например, прохождение студентом практики), как правило, исходит от вуза, а не от работодателя [2].

В современных социально-экономических условиях, говоря о необходимости интеграции системы образования региона в его социально-экономическое развитие, следует также обратить внимание на формирование национальной системы профессиональной ориентации. Сегодня на разных уровнях приняты и реализуются соответствующие управленческие решения (Так, Минтрудом РФ совместно с Минобрнауки РФ создан межведомственный координационный совет по профессиональной ориентации молодежи, основная задача которого - подготовка предложений по развитию системы профессиональной ориентации и занятости молодежи), доказывают свою эффективность различные формы, методы профориентационной работы (от организации встреч со специалистами центров занятости населения, создания профориентационных центров до создания профильных классов формата «школа -вуз», региональных отраслевых университетских комплексов), в т. ч. с использованием новых информационных технологий. Например, в Мурманской области функционирует Интернет-портал «Профориентация 51 РФ» - это информационный, образовательный и ме-

тодический ресурс по профессиональной ориентации обучающихся и молодежи региона. Цель его создания - совершенствование выбора профессии, создание вектора будущей профессиональной карьеры исходя из имеющихся личных интересов, трудового потенциала и состояния рынка труда в регионе. В Свердловской области Департамент по труду и занятости предлагает информационный ресурс, который должен помочь каждому молодому человеку при выборе сферы будущей деятельности и профессии. Как отмечают исследователи, информация на нем носит ознакомительный характер и позволяет получить сведения о востребованности квалифицированных работников на развивающемся ре-

гиональном рынке труда, познакомиться с содержанием труда по особо актуальным для экономики профессиям, получить ссылки на другие источники информации для самостоятельного ознакомления с вакансиями и получения информации об услугах службы занятости [3, С.19].

Таким образом, следует на основе анализа лучших практик отечественного опыта организации профори-ентационной работы, а также учета зарубежного опыта приступить к процессу формирования национальной системы профессиональной ориентации, что будет способствовать реальной интеграции системы образования региона в его социально-экономическое развитие.

Библиографический список

1. Бабицкий А. Вечные студенты// РБК. 2015. №5. С.26-28.

2. Гончарова М.А. Стратегия сбалансированного устойчивого социально-экономического развития региона как фактор модернизации высшего профессионального образования// Материалы Всероссийской научно-практической Internet-конференции «Профессионально-личностное развитие преподавателя и студента: традиции, проблемы, перспективы». Тамбов: Изд-во ТРОО «Бизнес-Наука-Общество», 2013. C.9-13.

3. Ляпунцова Е. Профессиональная ориентация как инструмент обеспечения кадрового резерва социально-экономического развития регионов Российской Федерации// Социальная политика и социальное партнерство. 2015. №4. С.5-24.

4. Скоробогатый Ф. Педагоги пошли на фронт// Эксперт. 2014. №46. С.64-69.

5. Титов Б. Высокопроизводительный резерв экономики// Эксперт. 2015. №5. С.32-35.

References

1. BabitskyA. Eternal students // RBC. 2015. №5. Pp. 26-28.

2. GoncharovaM.A. The strategy of the balanced steady social and economic development of region as the factor of modernization of the high professional education// Materials of the Russian Scientific - practical Internet-conferences «Professional - personal development of the teacher and the student: traditions, problems, prospects». Tambov: Publishing house TROO " Business - Science - Society", 2013. Pp. 9-13.

3. Lyapuntsova E. Professional orientation as a tool of security personnel reserve the socio-economic development of regions of the Russian Federation // Social policy and social partnership. 2015.№4. Pp. 5-24.

4. SkorobogatyjF. Teachers have gone on front // The Expert. 2014. №46. Pp. 64-69.

5. TitovB. The High-efficiency reserve of economy // The Expert. 2015. №5. Pp.32-35.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.