А.Ю. Рожков,
кандидат юридических наук, доцент, Воронежский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации
НЕОБХОДИМОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В ГРАЖДАНСКОМ И АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ
THE DEMAND OF THE PROCURATOR’S PARTICIPATION IN THE CIVIL AND ARBITRARY PROCESS
В статье рассматриваются вопросы, связанные с участием прокурора в судах общей юрисдикции и арбитражных судах, необходимостью расширения возможности защиты прокурором прав и интересов физических лиц.
In the article the questions connected with the participation of the Prosecutor in the courts of General jurisdiction and arbitration courts, the necessity of extension of possibility of protection of the Prosecutor of the rights and interests of individuals.
Постоянные социально-экономические и политические изменения в жизни общества обуславливают изменение роли и принципов различных сфер деятельности государства, в частности речь идет о правоприменительной деятельности. Гражданское и арбитражное судопроизводство являются, пожалуй, одними из самых сложных форм судопроизводства. Именно через гражданский и арбитражный процесс российское государство реагирует на правонарушения в сфере гражданской (с участием физических лиц), экономической (в большинстве случаев предпринимательской) и иной деятельности. Кроме того, с помощью гражданского и арбитражного процесса возможна реализация тех прав, которые без защиты суда осуществить не представляется возможным. В связи с этим корректируются цели и задачи участия государственных органов, в том числе прокуратуры, в современном судопроизводстве.
Вопросы правового регулирования и участия прокурора в современном гражданском и арбитражном процессе в России привлекают внимание многих современных ученых, а также практикующих юристов. В статье осуществлена попытка рассмотреть некоторые актуальные проблемы
института участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе.
Согласно Положению об Управлении по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе, утвержденному Генеральным прокурором Российской Федерации в 2007 году, Управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе является самостоятельным структурным подразделением Генеральной прокуратуры. В данном Положении говорится, что в пределах полномочий, предоставленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами, органы прокуратуры должны защищать нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, неопределенного круга лиц, интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность [4]. Важно отметить, что анализ нормативных актов, издаваемых Генеральным прокурором, позволяет
сделать вывод, что одним из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры является защита законных прав и интересов граждан, общества, государства, содействие методами прокурорского реагирования осуществлению правосудия.
Безусловно, участие прокурора в гражданском и арбитражном судопроизводстве призвано обеспечить выполнение данной функции. В действующем Гражданском процессуальном кодексе Российской Федерации (ГПК РФ) недостаточно четко определены роль и процессуальное положение прокурора, хотя правильное разрешение обозначенной проблемы имеет не только теоретическое значение, но и способствует пониманию правовой природы участия прокурора в гражданском процессе, определяет характер его взаимоотношений с другими участниками процесса и содержание его процессуальных прав и обязанностей [2]. Что касается участия прокурора в арбитражном процессе, то такая форма государственного влияния на соблюдение законов, устранение правонарушений в экономической сфере, безусловно, является необходимой. Согласно Федеральному закону от 17.01.1992 г. № 2202-! «О прокуратуре Российской Федерации» [3], прокуратура осуществляет важную функцию в судопроизводстве — защиту нарушенных прав и интересов лиц в рамках арбитражного судопроизводства. Важно отметить, что функции прокурора в арбитражном процессе широко применяются на практике. Об этом свидетельствуют данные статистики. Так, в первой половине 2012 года количество дел с участием прокурора, рассмотренных в рамках арбитражного судопроизводства, составило 10399 и по сравнению с аналогичным периодом 2011 года увеличилось почти на 10% [6]. Однако, несмотря на всю значимость института участия прокурора в арбитражном процессе, после принятия Арбитражного процессуального кодекса РФ 2002 года и до сегодняшнего дня законодательство направлено на ограничение функций прокурора в сфере экономической деятельности, особенно в рамках защиты публичных интересов. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.
03. 2012 г. №15 «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе» было призвано решить ряд проблем участия прокурора в арбитражном процессе, в том числе проблему противоречий между полномочием прокурора по осуществлению общего надзора за исполнением законов в экономической сфере и правом защиты прокурором интересов общества и государства [5]. К сожалению, анализ данного документа позволяет сделать вывод о том, что проблемы участия прокурора при разрешении экономических споров не сняты, более того, среди ученых и практиков появилось еще больше дискуссий
относительно вопросов об основаниях, формах и пределах участия прокурора при разрешении правовых ситуаций, возникающих в ходе экономической деятельности у хозяйствующих субъектов.
В частности, речь идет об определенном противоречии статьи 52 АПК РФ Конституции РФ в части равенства защиты всех форм собственности, т.к. норма статьи 52 АПК РФ дает прокурору право обращаться в арбитражный суд с иском о защите интересов государства [1], хотя в рамках осуществления экономической деятельности государство выступает субъектом гражданского оборота, наделенным такими же правами, как и другие участники. То же самое можно сказать и о праве прокурора оспаривать сделки с участием юридических лиц, в уставном капитале которых публично-правовые образования имеют долю участия. Безусловно, данное противоречие конституционным положениям о равенстве субъектов гражданского оборота должно быть устранено законодательно.
В современном Арбитражном процессуальном кодексе достаточно конкретно указаны основания подачи прокурором иска в суд, а также основания вступления прокурора в дело, рассматриваемое арбитражным судом. В статье 52 АПК РФ указан перечень исков, с которыми прокурор может обратиться в арбитражный суд. Их перечень является исчерпывающим. Однако анализ судебной практики по делам с участием прокурора в арбитражном судопроизводстве показывает, что часто суды применяют расширительное толкование закона и вследствие этого принимают к производству иски, которые не указаны в диспозиции статьи 52 АПК РФ, рассматривают их и, соответственно, выносят решения по данным делам.
Учитывая примат защиты прокурором государственных (публичных) и общественных интересов, а также широко развитый институт представительства в лице адвокатов, сотрудников юридических отделов и т.п., функция прокуратуры по обеспечению законности, предусмотренная ч. 5. ст. 52 АПК РФ, представляется излишней. Более того, норма ст. 53 АПК РФ предусматривает участие госорганов и других органов в арбитражном судопроизводстве именно в целях защиты публичных интересов.
Что касается участия прокурора в гражданском судопроизводстве, то круг дел, где его участие является обязательным, ограничен. В статье 45 ГПК РФ четко указаны основания и порядок подачи прокурором заявления в суд, а также вступления прокурора в процесс. Расширительное толкование статьи 45 ГПК также является недопустимым. Связано это прежде всего с тем, что чрезмерно широкий перечень оснований подачи искового заявления в суд, равно как и
вступления прокурора в процесс, может нарушить важнейшие принципы гражданского судопроизводства, а именно диспозитивность сторон, равенство всех перед законом и судом. По этому поводу И.Д. Алиева отмечает: «Широкое участие прокурора в гражданском процессе для дачи заключения по делам не оправдывает себя, так как является неэффективным. Круг дел, по которым обязательно участие прокурора, не может быть широким и в силу диспозитивных начал гражданского судопроизводства, не допускающих неоправданного постороннего вмешательства кого бы то ни было в частный спор» [8].
Также важно отметить значимость изменений в части 1 статьи 45 ГПК РФ, вступивших в силу с 19 апреля 2009 года, конкретизирующих порядок подачи прокурором заявления в суд о защите прав, свобод, а также законных интересов определенного гражданина. Ранее указанная норма регламентировала право прокурора подавать заявление в суд только в том случае, если гражданин по возрасту, состоянию здоровья, недееспособности и другим уважительным причинам не может самостоятельно обратиться в суд. В настоящее время указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования [9].
Несмотря на базовость диспозитивных начал цивилистического судопроизводства, реалии позволяют высказать определенные опасения о чрезмерном увлечении идеей абсолютной диспо-зитивности. Ст. 45 ГПК РФ на момент принятия в 2002 году этого кодифицированного акта максимально сужала возможности реагирования прокурора по защите интересов конкретного физического лица. И только благодаря ФЗ РФ от 5 апреля 2009 года №43-ФЗ, т.е. спустя почти 7 лет, появились дополнения, расширяющие возможности прокурора, о чем говорилось выше.
Учитывая имущественное расслоение среди граждан России, деградацию правовой культуры общества в целом и крайне слабо работающий институт бесплатной юридической помощи (о котором подавляющая часть социально незащищенного населения даже и не догадывается), участие прокурора в качестве процессуального истца по защите прав и интересов граждан часто является единственным средством восстановле-
ния социальной и правовой справедливости. В связи с этим представляется целесообразным возвращение положений ГПК РСФСР 1964 г., благодаря которым сфера прокурорского обращения с иском в суд общей юрисдикции не касалась только личных неимущественных правоотношений.
Необходимо добавить, что корректировка указанных функций прокурора в гражданском процессе находит свое отражение, помимо ГПК РФ, в ФЗ «О прокуратуре РФ», а также в указаниях Генерального прокурора. В частности, речь идет о приказе от 02.12.2003 г. № 51 (53), в котором достаточно конкретно обозначен перечень оснований подачи заявления и вступления прокурора в гражданский процесс в судах общей юрисдикции. Важно отметить, что регламентирование процессуального участия прокурора в гражданском процессе путем издания дополнительных приказов должностными лицами Генеральной прокуратуры РФ способствует наиболее четкому пониманию роли прокурора в гражданском судопроизводстве.
Таким образом, можно сказать о том, что на сегодняшний день институт участия прокурора в гражданском и арбитражном процессе достаточно регламентирован действующим законодательством, но требует некоторых дополнений и изменений.
ЛИТЕРАТУРА
1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС «Консультант-Плюс».
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // СПС «КонсультантПлюс».
3. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17.01.1992 г. №2202-1 (в ред. от 03.02.2014)] // Российская газета. — 1992. — 18 февр.
4. Положение об управлении по обеспечению
участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://genproc.gov.ru/documents/orders/
document-14322
5. О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23.03. 2012 г. №15 (ред. 25.01.2013) // Вестник ВАС РФ.
— 2012. — №5.
6. Справка основных показателей работы арбитражных судов Российской Федерации в 2011-первом полугодии 2012 гг. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.arbitr.ru.
7. Алиева И.Д. Защита гражданских прав прокурором и иными уполномоченными органами. — М., 2006. — 128 с.
8. Байкин И.М. Вопросы ограниченного участия прокурора в гражданском процессе // Арбитражный и гражданский процесс. — 2008. —
№ 10. — С. 20—23.
9. Богомолов М.В. Актуальные проблемы института процессуального представительства в гражданском и арбитражном процессе // Арбитражный и гражданский процесс. — 2013. — №1.
— С. 33—36.
REFERENCES
1. Arbitrazhnyiy protsessualnyiy kodeks Ros-siyskoy Federatsii // SPS «KonsultantPlyus».
2. Grazhdanskiy protsessualnyiy kodeks Ros-siyskoy Federatsii // SPS «KonsultantPlyus».
3. O prokurature Rossiyskoy Federatsii: Feder-alnyiy zakon ot 17.01.1992 g. №2202-1 (v red. ot 03.02.2014)] // Rossiyskaya gazeta. —1992. —
18 fevr.
4. Polozhenie ob upravlenii po obespecheniyu uchastiya prokurorov v grazhdanskom i arbitra-zhnom protsesse [Elektronnyiy resurs]. — Rezhim dostupa:
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ
Рожков Андрей Юрьевич. Заведующий кафедрой гражданского права и процесса. Кандидат юридических наук, доцент.
Воронежский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.
E-mail: [email protected].
Россия, 394087, г. Воронеж, ул. Ломоносова, 98 а. Тел. (473) 253-85-09.
Rozhkov Andrey Yurievich. Head of the chair of Civil Law and Process. Сandidate of Law, Assistant Professor.
Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration. Voronezh Branch.
Work address: Russia, 394087, Voronezh, Lomonosov Str., 98 a.
Tel. (473) 253-85-09.
Ключевые слова: прокурор; суд общей юрисдикции; арбитражный суд; защита прав; государственные и общественные интересы; публично-правовые образования.
Key words: procurator; regular court; arbitrary court; rights protection; state and social interests; public-legal formations.
УДК 378
http://genproc.gov.ru/documents/orders/document-
14322
5. O nekotoryih voprosah uchastiya prokurora v arbitrazhnom protsesse: Postanovlenie Plenuma Vyisshego Arbitrazhnogo Suda RF ot 23.03.2012 g. № 15 (red. 25.01.2013) // Vestnik VAS RF. —2012. — №5.
6. Spravka osnovnyih pokazateley rabotyi arbi-trazhnyih sudov Rossiyskoy Federatsii v 2011 — pervom polugodii 2012 gg. [Elektronnyiy resurs]. — Rezhim dostupa:http://www.arbitr.ru.
7. Alieva I.D. Zaschita grazhdanskih prav pro-kurorom i inyimi upolnomochennyimi organami. — M., 2006. —128 s.
8. Baykin I.M. Voprosyi ogranichennogo uchastiya prokurora v grazhdanskom protsesse // Arbitrazhnyiy i grazhdanskiy protsess. — 2008. — № 10. — S. 20—23.
9. Bogomolov M.V. Aktualnyie problemyi insti-tuta protsessualnogo predstavitelstva v grazhdanskom i arbitrazhnom protsesse // Arbitrazhnyiy i grazhdanskiy protsess. — 2013. — № 1. — S. 33—36.