Мокина Л.С., Никитина Э.Г.
Необходимость государственного регулирования экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 153-^6 153
УДК Н52
Л.С. Мокина, Э.Г. Никитина*
НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ЭКОНОМИКИ
В экономику государство вмешивается уже долгое время, и это не вызывает никаких сомнений. Воздействие государства на экономику и необходимость воздействия предопределена определенным ходом развития экономики, а также общества в целом. По степени развития производственной и хозяйственной деятельности возникли и обострились многие социально-экономические проблемы, которые не решаются сразу или не могут быть решены на таком уровне, который устраивал бы всех. Рыночная экономика превзошла свои первозданные возможности по максимальному саморегулированию. Государственное участие в управлении рынком необходимо, однако стоит уточнить, какова мера этого участия.
Ключевые слова: рыночная экономика, саморегулирование, занятость, экспорт, социально-экономические проблемы, частная собственность, предприниматель, экстерналии, монополизация, антимонопольное законодательство, инфляция.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — это определенная система особых экономических действий государства, благодаря которым оно воздействует на социально-экономическое общественное развитие. ГРЭ было направлено на решение различного рода задач, например для стимулирования роста экономики, для того чтобы регулировать занятость и поощрение прогресса развития в различной структуре, поддержки экспорта. Особые системы и масштабы ГРЭ были определены определенным характером экономических проблем в определенной стране и в определенный период [1].
ГРЭ в некоторых условиях рыночного механизма представляет собой систему законодательных мер типового характера, которые осуществляются государственными учреждениями обладающие особыми правами, их цель заключается в стабилизации и приспособлении социально-экономической системы. По степени развития рыночного механизма возникают и более широко обостряются социально-экономические проблемы, которые полностью не представляют возможным найти конкретное решение благодаря частной собственности.
Вмешательство в экономику государством имеет длинную историю. Сущностью данного вмешательства заключается в его объективной необходимости, а также изменение величины воздействия зависит от уровня и специфики функционирования государственной экономики и шага ее становления [2].
История говорит про то, что собственно правительство практически постоянно в обществе гарантировала и гарантирует власть, которая считается главенствующим в финансовом отношении.
В рыночной экономике отношения к государственным вмешательствам были различными на определенных этапах ее развития.
* © Мокина Л.С., Никитина Э.Г., 2015
Мокина Людмила Сергеевна ([email protected]), кафедра экономики, Никитина Эльза Геннадьевна ([email protected]), студент факультета экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
Благодаря развитию рыночного отношения, которые набирали мощь класс предпринимателей, которые начали изучать вмешательство государства и считать это как помеху в деятельности.
Необходимость ГРЭ обусловлена главнейшими первопричинами [2]:
1. Увеличивающееся обобществление производства — ужесточение публичного характера производства.
2. Существование «провалов» рынка — те трудности в финансовой жизни общества, которые рыночная экономика лично решить не имеет возможности: непостоянность и повторяющийся характер производства; бедность конкурентной борьбы; недопроизводство публичных благ; присутствие наружных результатов (экстерна-лий) [3]; невозможность рыночной экономики решать общественные трудности.
Насколько можно судить исходя из свойства сущности государственного вмешательства в экономику и обстоятельств, изъясняющих его потребность, наличие данного проникновения предпочтительно и даже непременно для обеспечения финансовой и общественной устойчивости в обществе и адаптации имеющейся социально-экономической системы к каждый день меняющимся условиям ее функционирования [3].
Решения любых из трудностей становления соц-экономических систем, которые были перечислены на первый уровень, невероятно в отсутствии роли общегосударственных, региональных, местных органов власти. Значит, присутствует беспристрастная потребность в использовании системы мер государства для их решения при всем при этом эта необходимость повышается.
Но по мере финансового и общественного становления возникает и справедливая вероятность воплощения мер регулирований над экономикой. Делают потенциальным это регулирование вначале все растущая концентрация производства и наличных средств, вертикальные и горизонтальные интеграции в экономике. Согласно Адаму Смиту, рыночный механизм способен к саморегулированию, в основе которого лежит определенный интерес, который связан со стремлением к увеличению прибыли. Он выступает в качестве главного побудителя силы развития экономики. Одной из удивительных идей Адама Смита, заключалась в том, как же все так и экономика будет работать эффективнее, если исключить их нее государственное регулирование. При этом всем, последователи Адама Смита исходили из того, что необходимость выполнения государством некоторых функций, но нужно понимать, что есть различные сферы, находящиеся вне предела досягаемости механизма рынка [7]. Прежде всего, это все будет касаться товаров и услуг общественного пользования, которые будут потребляться коллективно. Становится ясно, что государство берет на себя огромную заботу о производстве и организации совместных оплат гражданами данной продукции.
К различным проблемам, которые не решаются рыночным конкурентным механизмом, относятся побочные эффекты. Рыночный механизм не реагирует на такие явления, которые ставшие настоящей бедой для человечества.
Практика экономики подтвердила, что существующие ситуации, являются так называемым фиаско рынка. Одной из важнейшей причиной является такое свойство рынка как тенденция монополизации. В данных условиях для того, чтобы обеспечить конкуренцию, как условие наиболее точно его и полного выявления функций которые регулируют рынок, стали наиболее жизненно необходимыми для выработки и применения антимонопольного законодательства государством [6].
Более того, за пределами рыночного механизма находятся такие трудности, как справедливости и равноправия. Рыночное распределение являющийся правосудным с точки зрения правил механизма рынка, все это приводит к социальному неравенству. При всем этом необходимо иметь ввиду то, собственно как скоро
Необходимость государственного регулирования экономики
155
рыночное распределение не организует основная масса населения, данное чревато суровыми общественными инцидентами. Рыночная экономикав 20 веке выявило явную тенденцию о расширении масштаба деятельности государства и его усиления в экономике. При всем этом было общепризнанно то, что большая эффективность будет достигнута в условиях действия конкурентного механизма рынка. Целью государства данной существующей рыночной экономике является не производить коррекцию рыночного механизма, а создавать различные условием его свободного функционирования является: конкуренция должна обеспечивать повсеместно, где это только возможно, регулирующее действие страны — повсюду где нужно. Факты которые обуславливают необходимость ГРЭ многообразны, но их можно объединить в группы на основании особого критерия, который связан с разрешением проблем экономики. [4]
В экономическую жизнь государство вмешивается интенсивно, обусловлено это 3 причинами.
Одна из первых причин требует основной движущей силы рыночного механизма — конкуренция. Следствием развития этого рыночного механизма является монополизирование экономики. Данное развитие монополии разрывает конкурентное начало экономики, оказывая отрицательное влияние на решение макроэкономических проблем и приводит к понижению эффекта общественного производства. На шаге становления капитализма монополистический капитал начинал сращиваться с государственной системой управления имея цель реализации личных интересов экономики. Монополизация рынка может быть противопоставлена антимонополистической деятельности государства.
Антимонополистическое законодательство направлено на поддержание структуры производства, позволяющей ему быть всегда конкурентоспособным.
Вторая причина — всегда существовали, например, такие виды производства, невозможные в рамках рыночного регулирования. Обычно они являются убыточными или производства с длительными сроками окупаемости капитала, с высокими степенями риска, высокими степенями стандартизации, функционирующие во всех интересах . Без всех этих производств, общество не сможет обойтись, а их результаты не оцениваются с позиции быстрого экономического эффекта.
Третья причина заключается в том, что существуют причины, из которых вытекают ограниченные возможности и рыночных саморегуляторов: обеспечения равновесий в экономических системах, поддерживание занятости населения на особом необходимом уровне, разработка теорий общественного выбора и принципа рационального экономического поведения.
Вмешательство государства в экономику является объективным и необходимым для любого правительства независимого от того, что рыночная — это экономика или командно-распределительная. Границы минимально необходимые для того что бы регулировать реальный рынок который определяется организацией обращения финансами , производством товаров общественного пользования и устранения внешних эффектов.[5]Границы максимально допустимые для вмешательства государства в экономику ориентируются перераспределением прибылей, так же обеспечением некоего значения занятости, противодействиями монополизму и инфляции, развитием основательных исследований, проведением региональной политические деятели, реализацией государственных интересов в мировой экономике.
Библиографический список
1. Альбеков А.У., Согомонян С.А. Экономика коммерческого предприятия. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов н/Д.: Феникс, 2008. 26 с.
2. Одинцова М.И. Институциональная экономика: учебное пособие. 3-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2009. 128 с.
4. Бардасов С.А. Экономика. 2010. 112 с.
5. Пономаренко А.Н. Известные статистики говорят... М., 2014. 41 с.
6. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.
7. Тюкавкин Н.М. Региональная политика конкурентного федерализма // Регионо-логия. 2008. № 3. С. 73-76.
8. Хаберлер Г. Процветание и депрессия: Теоретический анализ циклических колебаний / пер с англ. Челябинск: Социум, 2008. 402 с.
References
1. Al'bekov A.U., Sogomonyan S.A. Economics of commercial enterprise. Series «Textbooks, workbooks». Rostov-on-Don, Feniks, 2008, 26 p. [in Russian].
2. Odintsova M.I. Institutional economics: Textbook. 3rd edition. M., GU VShE, 2009, 128 p. [in Russian].
3. Bardasov S.A. Economics. 2010, 112 p. [in Russian].
4. Ponomarenko A.N. Famous statisticians speak.... 2014, 41 p. [in Russian].
5. Tyukavkin N.M. Strategic directions of development of market in Russia. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economics], 2008, no. 1, p. 78 [in Russian].
6. Tyukavkin N.M. Regional policy of competitive federalism. Regionologiia [Regionology], 2008, no. 3, pp. 73-76 [in Russian].
7. Haberler G. Prosperity and Depression: Theoretical Analysis of Cyclical Movements. Transl. from English. Chelyabinsk, Sotsium, 2008, 402 p. [in Russian].
L.S. Mokina, E.G. Nikitina*
NECESSITY OF STATE REGULATION OF ECONOMICS
The state interferes with economics for a long time already and there is no doubt. Influence of state on economics and necessity of influence is predetermined by a certain process of development of economics as a whole and as well as society. According to the degree of production and economic activity there appeared and sharpened many social and economic problems that are not solved at once or can't be solved on such level that is OK for everybody. Market economy excels its own primeval possibilities at maximum self regulation. New problems appearing on the degree of its development create a question on the fact that state participation in market management is completely solved. According to this reason, disputes between the experts are only about measures of their participation.
Key words: market economy, self regulation, employment, export, social and economic problems, private ownership, entrepreneur, externalities, monopolization, antimonopoly legislation, inflation.
Статья поступила в редакцию 16/XII/2014 The article received 16/XII/2014.
* Mokina Lyudmila Sergeevna ([email protected]), Department of Economics, Nikitina El'za Gennadievna ([email protected]), student, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.
Надеин Н.В.
Теоретические исследования формирования и развития конкурентоспособности организаций // Вестник Самарского госудаиственного университета. 22015. № 2(124). (и. 157—163 157
УДК 33
Н.В. Надеин*
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ
В статье проведен анализ развития теории конкуренции и конкурентоспособности организаций. Показано, что эволюция конкурентоспособности прошла ряд этапов, отмечены основные ученые, занимавшиеся вопросами исследования конкурентоспособности и их основные разработки. Теория конкуренции, разработанная классиками политической экономии, явилась одной из самых первых фундаментальных научных разработок, посвященных понятиям и основным положениям конкуренции в развитии общества.
Ключевые слова: теория, исследование, конкуренция, конкурентоспособность, рынок, организации, факторы, механизм, монополия, монопсония, олигополия, стратегии, конкурентные силы.
Вся совокупность научных и теоретических исследований, находящихся в основе формирования конкурентоспособности организаций, подразделяется на две группы: базовые и прикладные к ним теории. Базовые теории непосредственно связаны с самими определением понятия конкурентоспособности организаций и формируют ее фундамент, основываясь на экономических теориях, полезности, стоимости и конкуренции. Теоретические прикладные положения изучать возникающие связи и функциональную структуру формирования конкурентоспособности организации, основываясь на теории принятия решений и теории управления, теории систем, оценки стоимости собственности организации, мотивации, маркетинга [1].
Зарождение теории конкуренции, появились в трудах экономистов в середине XVIII века.
Так, в работе «Исследование о природе и причине богатства народов» А. Смит привел обобщение теории конкуренции [5]. Теория конкуренции А. Смита обладала новизной в следующих положениях [5]:
— было впервые сформулировано понятие конкуренции как борьбы, соперничества;
— был сформулирован главный принцип конкуренции — принцип «невидимой руки рынка»;
— был разработан механизм управления конкуренцией, согласно которому уравновешивается отраслевая норма прибыли, которая приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями и сферами деятельности;
— были определены основные условия совершенной, монополистической, оли-гополистической конкуренции, монополии и монопсонии;
— была разработана модель монополистической конкуренции.
Также существенный вклад в развитие теории конкуренции кроме А. Смита внесли такие известные экономисты как: Д.С. Милль, Д. Риккардо, Дж. Робинсон, Й. Шумпетер, Дж. Кейнс, П. Хейне, Ф. Найт, Ф.А. Хайек, С.Л. Брю, К.Р. Макко-нел, М. Портер, Ю.И. Коробов, Г. Л. Азоев, А.Ю. Юданов, Л.Г. Раменский и др. [3].
* © Надеин Н.В., 2015
Надеин Никита Вячеславович ([email protected]), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.