Научная статья на тему 'Влияние государственного экономического регулирования на стоимость предприятий'

Влияние государственного экономического регулирования на стоимость предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1313
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЕ И ПРОМЫШЛЕННЫЕ ГРУППЫ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ / СТОИМОСТНАЯ ИДЕОЛОГИЯ / МАКСИМИЗАЦИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ (РЫНОЧНОЙ) СТОИМОСТИ / МАРКЕТИНГ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ СУБЪЕКТЫ / СУММАРНАЯ СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ / СТАВКА ДИСКОНТИРОВАНИЯ / СРЕДНЕВЗВЕШЕННЫЙ РИСК / СУВЕРЕНИТЕТ / КОНВЕРТИРУЕМОСТЬ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ / ВАЛЮТНЫЙ КУРС / ФОНДОВЫЙ РЫНОК / ДЕСТРУКТИВНЫЙ ХАРАКТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мельников М.А., Борзых Л.В.

В данной статье рассмотрено влияние государственного экономического регулирования на стоимость компаний. Выделены основные показатели влияния, и представлена формула для определения стоимости компании. Основная гипотеза состоит в том, что стоимостью бизнеса (компанией) можно управлять не только со стороны собственников и топ-менеджеров самих компаний, но и со стороны государства, а именно, путем организации оптимального государственного регулирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of state economic regulation on the value of companies

This article considers the influence of state economic regulation on the value of companies. The basic indicators of influence are allocated here and a formula for determining the total value of the company is presented in the article. The main hypothesis lies in the fact that the price of business (company) can be governed not only on the part of men of property and top managers of the companies itself, but on the part of the state, thatis by means of organization of optimal state regulation.

Текст научной работы на тему «Влияние государственного экономического регулирования на стоимость предприятий»

Мельников В.А., Борзых Л.В.

Влияние государственного экономического регулирования на стоимость предприятий // 148 Вестник Самарского государственного университета. 32015. №2 (124). С. 148—152

УДК 320

М.А. Мельников, Л.В. Борзых*

ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА СТОИМОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ

В данной статье рассмотрено влияние государственного экономического регулирования на стоимость компаний. Выделены основные показатели влияния, и представлена формула для определения стоимости компании.

Основная гипотеза состоит в том, что стоимостью бизнеса (компанией) можно управлять не только со стороны собственников и топ-менеджеров самих компаний, но и со стороны государства, а именно, путем организации оптимального государственного регулирования.

Ключевые слова: финансовые и промышленные группы, государственное регулирование экономики, стоимостная идеология, максимизация инвестиционной (рыночной) стоимости, маркетинг, институциональные субъекты, суммарная стоимость предприятия, ставка дисконтирования, средневзвешенный риск, суверенитет, конвертируемость национальной валюты, валютный курс, фондовый рынок, деструктивный характер.

Основная гипотеза работы выражается в том, что стоимостью бизнеса (компанией) можно управлять не только со стороны собственников и топ-менеджеров самих компаний, но и со стороны государства, а именно, путем организации оптимального государственного регулирования. Правильно организованная система государственного регулирования может оказать содействие развитию как отдельных компаний, так и экономики в целом, что, в свою очередь, влечет повышение ВВП страны и ее имиджа на мировой арене.

Современный стоимостной подход к управлению фирмой (компанией) является международным стандартом целеполагания бизнеса. В Российской Федерации многочисленные промышленные и финансовые группы (например, «Альфа-групп», «Базовый элемент», «Интеррос» и др.) считают основой своей стратегии стоимостную идеологию. Главной целью данной стратегии считается максимизация инвестиционной, или рыночной, стоимости предприятия — рост доли богатства собственников, владеющих имущественными комплексами компаний. При этом величина их богатства формируется наиболее приемлемой ценой продажи долей участия или акций в бизнесе [1].

Свое стремление к повышению богатства собственники предприятия выражают в:

— постановке стратегических целей;

— формировании эффективного владения и использования активов;

— разработке идеологии организации;

— формировании и распределении прибыли;

* © Мельников М.А., Борзых Л.В., 2015

Мельников Максим Анатольевич (melnikov_maksim@mail.ru), кафедра экономики, Борзых Любовь Валерьевна (lubaborzix@mail.ru), студент факультета экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Влияние государственного экономического регулирования на стоимость предприятий

— определении структуры капитала;

— снижении рисков, связанных с деятельностью организации;

— распределении денежных потоков;

— формировании оптимальных размеров предприятия (бизнеса);

— разработке маркетинговой политики;

— и пр.

Для формирования целевых ориентиров предприятия при использовании стоимостного подхода применяются теория и практика оценки стоимости бизнеса (предприятия). Существует три подхода к оценке стоимости компании, бизнеса: рыночный, доходный и затратный.

Для установления инвестиционной (рыночной) стоимости объекта изучается рынок подобных оцениваемому объекту (бизнесу) капитальных активов, сделки и операции с акциями оцениваемого бизнеса.

В целях определения стоимости бизнеса используется также доходный подход к оценке, ориентированный на прогноз дисконтированного денежного потока (Cash Flow), причем ставка дисконтирования зависит от прогноза риска, но далеко не только от него, а еще и от ряда других факторов [2].

Затратный метод включает анализ затрат, необходимых для создания на сегодняшний момент времени аналогичного объекта.

На стоимость бизнеса (предприятия) большое влияние оказывает комплекс внутренних и внешних факторов. Одним из главных внешних факторов, влияющих на стоимость бизнеса, считается работа институциональных субъектов. В связи с невозможностью организации «чистой» классической рыночной системы, обеспечения гарантий защиты прав и свобод граждан, регулирования решений всех проблем и задач общества необходим основной институциональный субъект — государство, ограничивающее свободу рынка в целях охраны общественных интересов создания общественных благ и выполнения ряда других функций. Максимизация стоимости бизнеса (предприятий) помогает решать огромное количество задач, стоящих перед бизнесом и, по этой причине, может стать стратегическим ориентиром для государственного регулирования экономики.

Отталкиваясь от концепций теории оценки стоимости, можно утверждать, что суммарная стоимость бизнеса (компаний) прямо пропорциональна суммарному денежному потоку, и обратно пропорциональна средневзвешенному риску компаний (предприятий), или:

S = fcCF/R,

где S — суммарная стоимость компаний; CF — суммарный финансовый поток компаний; R — средневзвешенный риск предприятий; K — коэффициент пропорциональности.

В механизм государственного регулирования экономики входят инструменты, методы, концепции, ресурсы, формы, объекты. Государственное регулирование экономики охватывает ряд направлений:

— государственное установление барьеров для доступа компаний к определенным рынкам и лицензирование отдельных видов деятельности;

— контроль внешнеэкономической деятельности;

— предотвращение недобросовестной конкуренции и антимонопольная политика;

— финансовое регулирование и финансовый контроль;

— правовой контроль;

— государственное регулирование страхования;

— регулирование информационного взаимодействия субъектов экономики и институциональных субъектов и многое другое [3].

Общегосударственная финансовая политика в данных областях также оказывает большое влияние на значение средневзвешенного риска деятельности компаний. Общество с крупными средневзвешенными рисками содержит меньше конкурентных привилегий. Ставка дисконтирования, определяемая значениями риска, влияет не только на стоимость компании, но и на потенциал ее роста.

С целью уменьшения риска, обусловленного воздействием государства на экономику, необходимы укрепление его традиционных полномочий, обеспечение прозрачности при принятии решений, уменьшение коррупционной нагрузки, укрепление безопасности и суверенитета — все это является важнейшими факторами для уменьшения ставки дисконтирования для всех компаний страны.

Существенное влияние оказывают и финансовые инструменты государственного регулирования на стоимость предприятий (бизнеса). Можно отметить следующие инструменты государственного финансового регулирования, которые влияют на стоимость компаний [8]:

— развитие государственного пенсионного обеспечения, системы страхования, деятельности финансовых посредников;

— стимулирование внешнеторговых операций;

— оптимизация структуры государственных расходов и доходов;

— регулирование курса национальной валюты;

— укрепление финансовой системы страны;

— оптимизация налогового регулирования и разработки государственного бюджета;

— государственное регулирование расходов и доходов всех субъектов рыночных отношений.

Данные инструменты оказывают влияние как на оценку стоимости предприятий, получаемую путем дисконтирования денежного потока, так и на совокупные доходы предприятий.

Мероприятия валютного контроля и валютного регулирования также являются важными факторами, формирующими стоимость бизнеса (предприятий). К ним относятся:

— условия внешнеторговых операций;

— конвертируемость национальной валюты;

— валютный курс.

Отдельными инструментами государственной финансовой политики и их влияния на стоимость предприятий являются государственные меры по развитию:

— пенсионного обеспечения;

— рынка страхования;

— банковского сектора;

— фондового рынка [4].

Следует иметь в виду, что увеличение стоимости конкретного предприятия не всегда позитивно влияет на подъем ценности бизнеса всей страны. Проявления неэффективности рынка создают условия, при которых подъем стоимости отдельных фирм носит деструктивный характер для суммарной стоимости экономики, в том числе [7]:

— игнорирование экологической составляющей;

— уменьшение социальной ответственности бизнеса;

— злоупотребления компаний монопольным положением;

— концентрация производства в узком сегменте отраслей хозяйства.

Принимая во внимание важность перечисленных показателей, можно сказать,

что государственная власть способна содействовать управлению стоимостью предприятий страны. Следовательно, допустимо существование стоимостного подхода к государственному регулированию экономическими процессами. Данный подход

Влияние государственного экономического регулирования на стоимость предприятий

является сочетанием мер государства, нацеленных на максимизацию стоимости бизнеса (компаний) в стране. Данное положение предоставляет возможность повышения инвестиционной привлекательности экономики страны в целом и, одновременно, повышения богатства владельцев компаний.

Указанный подход основывается на следующих положениях [6]:

— формирование эффективной институциональной структуры. Эффективная реализация стоимостного подхода к государственному регулированию устанавливает совместное воздействие правовой, внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности государства, управленческой деятельности государственного аппарата, наличия стратегических планов и учета тенденций развития технологий, включения в мировой рынок, создания социально-ориентированной и экологически обоснованной среды для всей системы хозяйствования страны;

— структурное взаимодействие — органы государственной власти обязаны принимать во внимание распределение числа и структуры предприятий различных отраслей, их организационно-правовые формы и региональное распределение;

— синергия государственного регулирования и усилий собственников по повышению стоимости компаний, предполагающая оптимизацию воздействия государства на бизнес с целью достижения бизнесом максимизации прибыли и стоимости. Государственное финансовое регулирование должно быть ориентировано на создание условий для развития предприятий, в том числе, путем прямого вмешательства в экономическую систему мерами непосредственного воздействия на развитие отдельных компаний;

— системное взаимодействие — государственная власть обязана принимать во внимание сложность и неоднозначность взаимодействия элементов финансовой системы, взаимное снижение или увеличение стоимости компаний при монопольном положении отдельных субъектов хозяйствующей деятельности, разное время получения прибыли и риски компаний.

Данные принципы обязаны регулировать процедуры принятия решений по выбору способов влияния государства на суммарную стоимость экономики страны.

Исходя из анализа воздействия государственного регулирования на цену компаний, можно сделать следующий вывод: методы теории и практики стоимостного анализа и регулирования бизнеса могут и должны применяться не только для управления отдельными предприятиями стоимости, но и для решения государственных вопросов развития экономики страны в целом [5].

Библиографический список

1. Масленикова О.Ф. Оценка стоимости предприятия: учебное пособие. М.: КНО-РУС, 2013.

2. Семенова В.М. Экономика предприятия: учебник для вузов. / под ред. акад. В.М. Семенова. 5-е изд. СПб.: Питер, 2008.

3. Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

4. Тюкавкин Н.М. Россия во ВТО: итоги года работы // Аудит и финансовый анализ. 2013. № 6. С. 411-414.

5. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.

6. Цыпин И.С. Стратегия государственного регулирования экономики: учебное пособие. М.: МГИУ, 2007.

7. URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/gosudarstvennoe-regulirovanie -ekonomiki. html.

8. URL: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0042.

References

1. Maslenikova O.F. Estimated value of business: Textbook. M.: KNORUS, 2013 [in Russian].

2. Semenov V.M. Economics of enterprise: Textbook for universities. 5th ed. V. D. Semenov (Ed.). SPb., Piter, 2008 [in Russian].

3. Tyukavkin N.M. "State" revolution and privatization in Russia. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2008, no. 3 [in Russian].

4. Tyukavkin N.M. Russia in the WTO: Year in review. Audit i finansovyi analiz [Audit and financial analysis], 2013, no.6, pp. 411—414 [in Russian].

5. Tyukavkin N.M. Strategic directions of development of market in Russia. Problemy sovremennoi ekonomiki [Problems of modern economics], 2008, no. 1, p. 78 [in Russian].

6. Tsypin I.S. Strategy of state regulation of economy: Textbook. M., MGIU, 2007 [in Russian].

7. URL: http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/gosudarstvennoe-regulirovanie - ekonomiki. html.

8. URL: http://www.inventech.ru/lib/cost/cost-0042.

M.A. Melnikov, L. V. Borzykh*

INFLUENCE OF STATE ECONOMIC REGULATION ON THE VALUE OF COMPANIES

This article considers the influence of state economic regulation on the value of companies. The basic indicators of influence are allocated here and a formula for determining the total value of the company is presented in the article.

The main hypothesis lies in the fact that the price of business (company) can be governed not only on the part of men of property and top managers of the companies itself, but on the part of the state, thatis by means of organization of optimal state regulation.

Key words, financial and industrial groups, government economic regulation, cost ideology, maximizing of investment (market) value, marketing, institutional actors, total value of the company, discount rate, weighted average risk, sovereignty, convertibility of national currency, exchange rate, stock market, destructive character.

Статья поступила в редакцию 24/XII/2014. The article received 24/XII/2014.

* Melnikov Maksim Anatoljevich (melnikov_maksim@mail.ru), Department of Economics, Borzykh Ljubov Valerjevna (lubaborzix@mail.ru), student of the Faculty of Economics and Management, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мокина Л.С., Никитина Э.Г.

Необходимость государственного регулирования экономики // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 2 (124). С. 153-^6 153

УДК Н52

Л.С. Мокина, Э.Г. Никитина*

НЕОБХОДИМОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

ЭКОНОМИКИ

В экономику государство вмешивается уже долгое время, и это не вызывает никаких сомнений. Воздействие государства на экономику и необходимость воздействия предопределена определенным ходом развития экономики, а также общества в целом. По степени развития производственной и хозяйственной деятельности возникли и обострились многие социально-экономические проблемы, которые не решаются сразу или не могут быть решены на таком уровне, который устраивал бы всех. Рыночная экономика превзошла свои первозданные возможности по максимальному саморегулированию. Государственное участие в управлении рынком необходимо, однако стоит уточнить, какова мера этого участия.

Ключевые слова: рыночная экономика, саморегулирование, занятость, экспорт, социально-экономические проблемы, частная собственность, предприниматель, экстерналии, монополизация, антимонопольное законодательство, инфляция.

Государственное регулирование экономики (ГРЭ) — это определенная система особых экономических действий государства, благодаря которым оно воздействует на социально-экономическое общественное развитие. ГРЭ было направлено на решение различного рода задач, например для стимулирования роста экономики, для того чтобы регулировать занятость и поощрение прогресса развития в различной структуре, поддержки экспорта. Особые системы и масштабы ГРЭ были определены определенным характером экономических проблем в определенной стране и в определенный период [1].

ГРЭ в некоторых условиях рыночного механизма представляет собой систему законодательных мер типового характера, которые осуществляются государственными учреждениями обладающие особыми правами, их цель заключается в стабилизации и приспособлении социально-экономической системы. По степени развития рыночного механизма возникают и более широко обостряются социально-экономические проблемы, которые полностью не представляют возможным найти конкретное решение благодаря частной собственности.

Вмешательство в экономику государством имеет длинную историю. Сущностью данного вмешательства заключается в его объективной необходимости, а также изменение величины воздействия зависит от уровня и специфики функционирования государственной экономики и шага ее становления [2].

История говорит про то, что собственно правительство практически постоянно в обществе гарантировала и гарантирует власть, которая считается главенствующим в финансовом отношении.

В рыночной экономике отношения к государственным вмешательствам были различными на определенных этапах ее развития.

* © Мокина Л.С., Никитина Э.Г., 2015

Мокина Людмила Сергеевна (mokls89@bk.ru), кафедра экономики, Никитина Эльза Геннадьевна (mokls89@bk.ru), студент факультета экономики и управления, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.