Пягай Л.П., Сумина В.В. Необходимость дифференцированной оценки координационных способностей у обучающихся первого курса в рамках входного контроля физической подготовленности // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2022. - № 4 (31) октябрь - декабрь - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2022/4/01034.pdf. - ISSN 2413-4066
Научная статья УДК: 378:796.012.2
Необходимость дифференцированной оценки координационных способностей у обучающихся первого курса в рамках входного контроля физической
подготовленности
Л.П. Пягай , В.В. Сумина
Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, Омск, Россия
Аннотация. В статье проанализированы методы исследования координационных способностей лиц молодого возраста, а именно в период обучения в университете. Были адаптированы и конкретизированы критерии оценки специальных координационных заданий для обучающихся первого курса. Представлены классификационные признаки координационных способностей человека в графическом изображении. Выявлена корреляционная взаимосвязь в тестировании координационных способностей студентов 1 курса ОмГАУ. Доказано, что дифференцированный подход к тестированию физических качеств человека, позволит получить разностороннюю оценку уровня развития общих и специальных координационных способностей студентов на этапе входного контроля физической подготовленности.
Ключевые слова: координационные способности, физическая подготовленность, физические упражнения, физические качества, студенты 1 курса, элективные курсы по физической культуре.
Original article
The need for differentiated assessment of the coordination abilities of first-year students as part of the entrance physical fitness control
L. P. Pyagay, V.V. Sumina
Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, Omsk, Russia
Abstract. The article analyzes the methods for studying the coordination abilities of young people, namely during the period of study at the university. Criteria for evaluating special coordination tasks for first-year students were adapted and specified. The classification features of the coordination abilities of a person in a graphic representation are presented. A correlation was revealed in testing the coordination abilities of 1st year students of OmSAU. It is proved that a differentiated approach to testing the physical qualities of a person will allow to obtain a versatile
® Пягай Л.П., Сумина В.В.
assessment of the level of development of general and special coordination abilities of students at the stage of input control of physical fitness.
Keywords: coordination abilities, physical fitness, physical exercises, physical qualities, 1st year students, elective courses in physical culture.
Ведение. Координационные способности человека являются одними из важнейших физических качеств, обеспечивающих в процессе спортивной подготовки высокие результаты в различных видах спорта. В силу сложившихся традиций оптимальным методом для определения координации является тест «Челночный бег 5х10». Однако, проявление ловкости в процессе занятий различными видами спорта, значительно разнообразнее, чем способность преодолевать короткие отрезки дистанции с изменением направления движения. По нашему мнению, этот тест не может быть информативным для выявления таких проявлений координационных способностей, как сохранение равновесия, чувство ритма, быстрое реагирование, дифференцирование параметров движений и проприоцептивная чувствительность и др.
Так, по мнению ведущего эксперта в области тестирования физических качеств В.И. Ляха, на протяжении долгого времени координационные способности интересны специалистам и ученым в области теории и методики физической культуры и спорта. Было проведено множество научных и экспериментальных исследований, которые целенаправленно исследовали особенности двигательной координации. Автор отмечает, что в последние время были предприняты попытки для разработки корректных тестов, которые будут в значительной степени совершенствовать процесс тренировки спортсменов. В своих трудах В.И. Лях отмечает, что изданы многочисленные исследования и разработанные методы для определения развития силовых качеств, скоростных способностей, выносливости. В тоже время аспекты координационных качеств человека представлены в доступной научно-исследовательской литературе недостаточно [ 1].
Наши исследования показали, что многие авторы посвятили свои труды поиску средств, повышающих эффективность развития координации движений во многих видах спорта, в том числе таким, в которых координация является ведущим физическим качеством. На этом основании мы можем сделать вывод, что предварительным этапом должны стать целенаправленные средства по выявлению уровня развития координационных способностей в различных ее проявлениях, а значит необходимо расширить спектр тестовых упражнений. Также необходимо разработать практические рекомендации для педагогов высшей школы, по использованию методов определения уровня развития координационных способностей у обучающихся в рамках входного контроля физической подготовленности [2,3,4].
Методология исследования. Анализ доступных литературных источников позволил нам провести выборку наиболее информативных тестов, которые выявляют разные стороны проявления быстроты движений, а также дифференцируют элементарные и комплексные формы проявления координационных способностей человека [5].
способност ей
Рис. 1. Классификационные признаки координационных способностей человека.
При оценке двигательной координации в технико-эстетических видах спорта учитывается: координационные трудности; время или количество повторений; сложность моторного задания. Однако, при анализе федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта (ФССП) нами было выявлено, что в таких спортивных дисциплинах, как лыжные гонки, легкая атлетика, баскетбол, отсутствуют нормативы по координационным способностям [ФССП].
Так для лиц, занимающихся спортивными играми необходимы тестовые задания по выявлению моторной способности и точному выполнению двигательного действия.
Для дифференцированной оценки уровня координационных способностей студентов 1 курса мы считаем, что достаточно провести пять стандартных тестов, которые вполне корректны и информативны, это штрафной бросок, прыжок с места на точность, челночный бег, теппинг-тест и проба Ромберга.
По нашему мнению, данные тестовые упражнения вполне корректны и могут быть использованы как элементы входного контроля физической подготовленности обучающихся как в рамках дисциплины «Физическая культура и спорт», так и на элективных курсах по физической культуре и спорту. Для этого преподавателям необходимо актуализировать рабочие программы по указанным дисциплинам, с учетом отведенного аудиторного времени.
Самый распространенный тест — «Челночный бег 3х10 метров» имеет место быть при оценке общей и специальной физической подготовленности в контрольных упражнениях различных видах спорта. На основании этого мы не можем его игнорировать. Способ проведения и методика данного теста доступна и хорошо показала себя в области физической культуры и спорта. Его можно проводить в спортивном зале, на игровой площадке открытого типа. Данный тест применяется в испытаниях по выбору в рамках всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне».
Теппинг-тест был выбран нами в связи с его надежностью и популярностью в теоретических и прикладных исследованиях в педагогических, психологических и медико-биологических науках. Он относится к числу экспресс-методик. С помощью теппинг-теста мы можем установить уровень показателей, характеризующих нервные процессы: силы, лабильности, подвижности и выносливости. Эти показатели несомненно влияют на проявления координационных способностей человека. Для проведения процедуры тестирования необходимы листы бумаги, разделенные на четыре части, секундомер и карандаш. Испытуемые находятся в положении сидя за письменным столом. Самостоятельно готовят белый лист бумаги, который необходимо сложить вчетверо для разделения на равные квадраты. Испытуемому предлагается выполнять удары карандашом в максимальном
темпе в каждом квадрате на бумаге в течение 10 секунд. Затем подсчитывались получившиеся точки и данные записывались в протокол исследования [7]. Этот тест удобно реализовывать в больших группах обследуемых лиц. Интерпретация результатов тестирования следующая:
- если в первом квадрате не менее 70 точек — свидетельствует у испытуемого наличие сильной нервной системы;
- постепенное снижение количества точек со второго по четвертый квадрат говорит о слабости нервной системы;
- чередование количества точек в каждом квадрате показывает неустойчивость нервно-мышечного возбуждения;
- низкий темп работы и соответственно незначительные результаты в количестве полученных точек отображают слабую нервную систему у испытуемого.
Тест прыжок с места на точность редко используется в исследованиях. Однако, его результаты отражают состояние межмышечной координации и способности человека к управлению движениями. Методика тестирования следующая. Из исходного положения «стойка ноги врозь» студент выполняет максимальный прыжок вперед с места. Затем с помощью расчета фиксируется половина прыжка, и под зрительным контролем испытуемый выполняет три прыжка контрольную линию. Затем, по сигналу выполняет 3 прыжка без контроля зрения. Выявленные погрешности в прыжках без контроля зрения записываются в протокол [8].
В современных научных исследованиях используются различные варианты теста и позы Ромберга. Самые распространенные из них следующие: стопы совмещенных вместе, стопы расположенные на одной линии «пятка-носок». Мы предлагаем более простой инструментальный контроль — использование секундомера для оценки времени твёрдого удерживания позы Ромберга. [9].
Тестовое задание - «Штрафной бросок» предназначен для выявления у испытуемых уровня развития чувства пространства. Для проведения массовых видов тестирования, по нашему мнению, достаточно выполнить шестикратное вбрасывание мяча в корзину, находясь на линии штрафного броска.
На основании выше изложенного материала, мы дифференцировали для исследования тесты, определяющие развитие координации движений для обучающихся 1 курса с учетом возрастной группы в которой они находятся, т.е. от 17 до 22 лет.
Проанализировав методы исследования координационных способностей лиц молодого возраста, а именно в период обучения в университете мы конкретизировали критерии оценки тестов (таблица 1). Разработанные критерии целесообразно применять только в ходе педагогического эксперимента, так как для использования этих нормативов в рабочей практике необходимы дополнительные исследования на большем контингенте. После проведения двухлетнего педагогического эксперимента на идентичном контингенте обследуемых лиц, с учетом формирования контрольной и экспериментальной групп, необходимо выявить достоверность различий между группами и при преимуществе показателей тестов в экспериментальной группе можно будет рекомендовать разработанную нами систему дифференцированной оценки координационных способностей обучающихся первого курса в рамках входного контроля физической подготовленности.
Тaблицa 1
Критерии оценки тестовых упражнений
Тест пол Уровень развития координационных способностей
низкий средний высокий
Челночный бег 3х10, с д 9,0 8,8 8,2
ю 8,0 7,7 7,1
Прыжок на точность, см д ± 5 ± 3 ± 1
ю ± 4 ± 2 ± 1
Теппинг-тест (к-во точек) д 45 55 65-70
ю 50 60 65-70
Проба Ромберга, сек д менее 15 15-25 26-32
ю менее 15 15-25 26-32
Штрафной бросок, балл д 1 3 5
ю 2 4 6
Примечание: Д - девушки, Ю - юно
Организация исследования. В педагогическом эксперименте приняли участие обучающиеся 1 курса двух факультетов ОмГАУ (экономический (n = 60) и АПЭПиВ (n = 60).
Экспериментальное тестирование проводилось в рамках учебных дисциплин в аудиторное время. Так, два теста - «Проба Ромберга» и «Теппинг-тест» проводились на практических занятиях по дисциплине «Физическая культура и спортТаким образом, научно-исследовательская работа реализовывалась с помощью интерактивных методов обучения.
Регистрация нормативов в тестах «Челночный бег 3х10», «Прыжок на точность» и «Штрафной бросок» проводилась на практических занятиях по элективным курсам по выбору. Прием нормативов осуществлял ведущий преподаватель. Все полученные результаты тестирования заносились в протоколы.
Для подтверждения правильности выбора тестов для оценки индивидуальной координационной подготовленности студентов с учетом избранного вида физкультурно-спортивной деятельности, мы провели корреляционный анализ.
В нашем исследовании мы проводили обработку полученного материала с помощью стандартных методов математической статистики с использованием пакета прикладных программ SPSS 22.0. Достоверные связи между параметрами координационных способностей были определены с помощью коэффициента корреляции r - Спирмена, который считали достоверным при P < 0,05. Чем больше величина коэффициенты корреляции — тем сильнее выражена взаимосвязь исследуемых свойств [10].
Выводы. Таким образом, нам удалось отразить целесообразность представленных тестов для определения уровня развития координационных способностей студентов 1 курса ОмГАУ, которые участвовали в тестировании (Рис. 2).
Так, исходя из полученных результатов, мы видим, что в сильной корреляционной зависимости находятся показали таких тестов, как «Штрафной бросок» (r =092,4) и «Прыжок на точность» (r = 0,95,6).
Были выявлены корреляционные связи между показателями координационных способностей и такими результатами в тестах, как «Челночный бег 3х10» (r =089,5) и «Проба Ромберга» (r = 088,2).
Наименьшую тесноту взаимосвязи мы видим в «Тейпинг-тесте» (r =078,4), однако это не принижает значимость данного теста, так как он составляет больше r = 055,5.
Рис. 2. Корреляционная взаимосвязь в тестировании координационных способностей студентов ОмГАУ.
Таким образом, мы можем сделать заключение по теме исследования, что дифференцированный подход к тестированию, позволит получить разностороннюю оценку координационных способностей студентов на этапе входного контроля физической подготовленности.
Список источников
1. Лях В.И. Координационные способности: диагностика и развитие / В.И. Лях. -М. : ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
2. Ботяев В. Л. Индивидуальные особенности развития координационных способностей у спортсменов различной специализации, возраста и квалификации // Теория и практика физической культуры. 2012. №7. С. 71-76.
3. Пягай Л. П. Исследование уровня развития координационных способностей студентов Омского ГАУ // Физическая культура в системе профессионального образования: идеи, технологии и перспективы : Сборник материалов IV всероссийской научно-практической конференции, Омск, 19 апреля 2019 года. Омск: Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина, 2019. С. 186-193. EDN Я^^ТС.
4. Сумина В.В. Физическая подготовка обучающихся Омского ГАУ к сдаче норм ГТО в рамках контрольного тестирования // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Омск, 2018. - С. 126-128.
5. Якименко С.Н., Сухорукова И.А., Шумова Е.А. Оценка физического развития и физической подготовленности студентов института ветеринарной медицины и биотехнология Омского ГАУ // Актуальные проблемы физической культуры и спорта в системе высшего образования. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. - Омск, 2019. - С. 230-233.
6. Нопин С.В., Корягина Ю.В. Физиологический и биомеханический контроль функционального состояния двигательной системы спортсменов: монография. - Ессентуки: ФГБУ СКФНКЦ ФМБА России. 2021. 176 с.
7. Елохова Ю.А., Сухорукова И.А., Шумова Е.А. Показатели теппинг-теста у студентов ветеринарного университета // Физическая культура в системе профессионального
образования: идеи, технологии и перспективы: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции. Омск, 2021. С. 98-101.
8. Тристан В.Г. Практикум по физиологии спорта: учебное пособие. Омск: СибГАФК, 1997. 108 с.
9. Илларионова Е. М., Отвагин И. В., Грибова Н. П. Особенности диагностики вестибулярной функции здоровых лиц // Российская оториноларингология. 2011. № 5. С. 6770.
10. Романенко А.А., Деревцова С.Н. Применение метода корреляционного анализа в изучении соматического статуса лиц юношеского возраста // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3.;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19391 (дата обращения: 09.12.2022).
Referense
1. Lyakh V.I. Coordination abilities: diagnostics and development / V.I. Lyakh. M. : TVT Division, 2006, 290 p.
2. Botyaev, VL Individual features of the development of coordination abilities in athletes of various specializations, age and qualifications // Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury, 2012, No. 7, pp. 71-76.
3. Pyagay L.P. Study of the level of development of coordination abilities of students of the Omsk State Agrarian University // Physical culture in the system of vocational education: ideas, technologies and prospects: Collection of materials of the IV All-Russian scientific and practical conference, Omsk, April 19, 2019. - Omsk: Omsk State Agrarian University named after P.A. Stolypin, 2019. - S. 186-193. - EDN RLWITC.
4. Sumina V.V. Physical preparation of students of Omsk State University for passing the TRP standards as part of control testing // Actual problems of physical culture and sports in the system of higher education. Collection of materials of the international scientific and practical conference, Omsk, 2018, pp. 126-128.
5. Yakimenko S.N., Sukhorukova I.A., Shumova E.A. Assessment of physical development and physical fitness of students of the Institute of Veterinary Medicine and Biotechnology of Omsk State University // Actual problems of physical culture and sports in the system of higher education. Collection of materials of the II International scientific and practical conference, Omsk, 2019, pp. 230-233.
6. Nopin, S.V., Koryagina Yu.V. Physiological and biomechanical control of the functional state of the motor system of athletes: monograph. - Essentuki: FSBI FNCC FMBA of Russia, 2021, 176 p
7. Elokhova Yu.A., Sukhorukova I.A., Shumova E.A. Indicators of tapping test at veterinary university students // Physical culture in the system of vocational education: ideas, technologies and prospects: collection of materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference [Electronic resource]. - Electron. dan. - Omsk : Publishing House of the Omsk State Agrarian University, 2021, pp. 98-101.
8. Tristan V.G. Practicum on the physiology of sports: A textbook, Omsk: SibGAFK, 1997,
108 p.
9. Illarionova E. M., Bravagin I. V., Gribova N. P. "Features of diagnosis of vestibular function of healthy individuals" // "Russian otorhinolaryngology", 2011, No. 5, pp. 67-70.
10. Romanenko A.A., Derevtsova S.N. Application of the correlation analysis method in the study of the somatic status of young people // Modern problems of science and education, 2015, No. 3.;URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19391 (accessed: 09.12.2022).
Информация об авторах Пягай Лариса Павловна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической культуры и спорта ОмГАУ; [email protected]
Сумина Виктория Владимировна, старший преподаватель кафедры физической культуры и спорта ОмГАУ; [email protected]
Information about author Pyagay Larisa P., kandidat pedagogicheskikh nauk, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports, [email protected]
Sumina Virtoriya V., assistant of the Department of Physical Culture and Sports, [email protected]